Смежные авторские права на песню и совместное творчество. Соавтор и исполнитель

По просьбе «ИМИ.Журнала» юристы Алексей Галяткин и Кирилл Марковский рассказали, какие права есть у тех, кто участвует в создании, записи и исполнении музыки.

Кто такой автор с юридической точки зрения

Автором признается человек, который создал произведение. Лица, вдохновившие автора на создание произведения или оказавшие ему консультационную, техническую или материальную помощь, авторами не признаются.

Применительно к музыкальным произведениям авторами являются композиторы и авторы слов (в случае если речь о песне, то есть произведении с текстом). Зачастую автор пишет и музыку, и слова.

Например, Фредди Меркьюри, Стиви Уандер и Стинг могли создавать песни полностью, обладая навыками как композиторов, так и авторов слов, а вот Элтон Джон предпочитал писать только музыку, оставляя работу над текстами Берни Топину, сэру Тиму Райсу и Гари Осборну. С юридической точки зрения последние считаются соавторами сэра Элтона.

Что такое соавторство

Музыкальное произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц — в таком случае возникает соавторство. При этом не важно, можно ли разделить ваши творческие вклады или нет.

Например, авторы вместе придумывают общую концепцию песни, возможный состав инструментов, которые будут использованы при записи, их партии, эффекты, сочиняют вместе слова к песне.

В этом случае присутствует нераздельное соавторство.

  • Если же один из вас отвечает за создание музыкальной части, а второй — только за написание слов к музыке, такое соавторство будет считаться раздельным, так как музыка и слова могут быть использованы отдельно друг от друга.
  • На практике между соавторами принято заключать соглашение о соавторстве, в котором отражаются следующие основные моменты:
  • ▪️ Доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;
  • ▪️ Порядок использования музыкального произведения;
  • ▪️ Порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение;
  • ▪️ Возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с издательством, дистрибьютором и другими лицами.
  • При отсутствии такого соглашения доходы между соавторами по умолчанию делятся в отношении 50/50. 

The Verve — «Bitter Sweet Symphony». Лидер The Verve Ричард Эшкрофт на протяжении 22 лет с момента выпуска песни в 1997 году не мог договориться с представителями The Rolling Stones о легальном использовании четырехсекундного семпла из песни «The Last Time» Джаггера со товарищи. А значит, за эти 22 года Эшкрофт не заработал на своем хите ни копейки.

Авторские права: что это такое и в какой момент они возникают

Авторские права возникают с момента выражения музыкального произведения в объективной форме. Это может быть традиционная нотная запись, аудио- или видеозапись, а также публичное исполнение произведения. Закону безразличны назначение и достоинство произведения. Поэтому даже если автор сделал набросок будущей музыкальной композиции, он будет охраняться авторским правом.

  1. Авторские права представляют собой группу прав, изначально возникающих только у автора в силу факта создания произведения. К авторским правам относятся:
  2. ▪️ Исключительное право на произведение;
  3. ▪️ Право авторства;
  4. ▪️ Право автора на имя;
  5. ▪️ Право на неприкосновенность произведения;
  6. ▪️ Право на обнародование произведения.

Как доказать наличие у вас авторских прав

Авторские права возникают в силу факта создания произведения и не требуют какой-либо регистрации. Однако авторам песен стоит заранее задуматься о доказательствах, свидетельствующих о том, что песни написаны именно ими. Чем больше будет таких доказательств, тем сильнее будет позиция автора в случае возможного спора.

Доказать наличие у вас авторского права можно следующими способами:

▪️ Обратиться к нотариусу, принести ему ноты произведения, текст песни. Нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа, фиксируя дату предоставления документа. Один из экземпляров остается у автора, второй будет храниться у нотариуса;

  • ▪️ Депонировать произведение (например, путем обращения в Библиотеку Конгресса США);
  • ▪️ Заключить договор с лейблом или дистрибьютором;
  • ▪️ Отправить «Почтой России» самому себе ценное письмо с описью (в ней следует указать наименование песни, авторов и вид носителя: диск CD-R, флеш-карта или иной носитель, а также вложить в конверт сам носитель) и не вскрывать его;
  • ▪️ Отправить содержащий произведение файл самому себе по электронной почте.
  • ▪️ Опубликовать произведение в своих социальных сетях, на интернет-сайтах.

В последнее время стали появляться компании, которые за относительно небольшую сумму (от 200 до 900 рублей) депонируют произведения, позволяя автору получить электронный сертификат с датой и временем загрузки произведения в электронный реестр. Впрочем, такой способ подтвердить авторские права еще не проверен судебной практикой.

Советуем также хранить исходные материалы, подтверждающие процесс создания музыки (это могут быть, например, файлы — проекты в специализированных программах: Ableton, Logic Pro, Cubase), а также вписывать свое имя в настройках программы в качестве композитора или исполнителя. 

Кроме того, не стоит пренебрегать и знаком охраны авторского права, который состоит из знака ©, года первого опубликования произведения и наименования правообладателя. Такой знак можно ставить на экземплярах произведения, приложениях к нему или иным образом указывать в связи с сообщением в эфир, по кабелю либо при использовании произведения в интернете.

Lana Del Rey — «Get Free». В январе 2018 года участники Radiohead подали в суд на Лану Дель Рей, заметив удивительную схожесть ее композиции «Get Free» с альбома 2017 года «Lust for Life» и мелодии дебютного сингла Radiohead «Creep» 1992 года. Истцы претендовали на 100% издательских прав на композицию Ланы Дель Рей, та предлагала сойтись на 40%. В марте стороны пришли к соглашению, подробности которого не разглашали.

Что такое исключительное право

Исключительное право — это, пожалуй, основное право из всего спектра авторских прав. Оно позволяет автору извлекать выгоду из использования своего произведения любым способом. Обладая исключительным правом, автор может разрешать или запрещать остальным лицам использовать свое произведение.

Иными словами, исключительное право на произведение представляет собой некий аналог права собственности на материальные объекты — дома, квартиры или машины.

Правда, в отличие от права собственности, исключительное право имеет ограниченный срок. В России оно действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая со следующего года после его смерти.

Исключительное право по российскому законодательству единое и неделимое, что означает невозможность выделить в нем доли (в процентах или дробях), однако авторы могут договориться о доле каждого соавтора в доходах от использования своей музыки.

Что означает передача исключительного права (отчуждение права)

Передача исключительного права на произведение подразумевает, что прежний обладатель прав передает свое право приобретателю в полном объеме.

После передачи права прежний правообладатель не сможет, например, разместить его самостоятельно в интернете, передать цифровому дистрибьютору, осуществить синхронизацию с кинофильмом либо иным образом использовать или выдавать лицензии.

Проще говоря, передавая третьему лицу исключительное право, автор прощается со своим активом и теряет над ним контроль.

При этом важно отметить, что даже если вы передали исключительное право на произведение, то за создателями контента все равно сохраняются личные неимущественные права или моральные права, которые не отчуждаются.

Radiohead — «Creep». Интересно, что самих Radiohead обвиняли в заимствовании мелодии «Creep» из песни 1972 года «The Air That I Breathe», которая была написана Альбертом Хаммондом и Майком Хэзлвудом и позже стала известной благодаря группе The Hollies. В итоге Radiohead разделили гонорары и соавторство с Хаммондом и Хэзлвудом.

Что такое личные неимущественные права и какими они бывают

Личные неимущественные или моральные права тесно связаны с личностью создателя песни. Они не могут быть полностью переданы кому-либо. При этом создатель может давать пользователям произведения свое согласие в отношении соблюдения его моральных прав. Например, разрешить не указывать свое имя или псевдоним при синхронизации музыки с рекламным роликом.

Читайте также:  Можно ли взыскать с работодателя недополученную зарплату из-за страхового случая?

Разновидности личных неимущественных прав:

Право авторства — возможность признаваться автором произведения. Основная цель его существования — защита от присвоения авторства другими людьми. Например, если вы укажете себя в качестве автора какого-нибудь хита, а сами его не создавали, это будет формальным нарушением.

Право на имя дает автору возможность использовать произведение или разрешать использовать его под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Данное право обеспечивает охрану имени автора, в том числе от искажения имени.

Право на неприкосновенность произведения позволяет предотвратить любое видоизменение вашего произведения или его искажение.

Право на обнародование произведения представляет собой возможность осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю и другие).

Право на отзыв произведения тесно связано с правом на обнародование. Оно позволяет автору до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании при условии, что автор возместит другому лицу убытки из-за отзыва.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора охрану этих прав могут взять на себя наследники автора или иные заинтересованные лица (например, поклонники).

Что такое смежные права

Смежными правами применительно к музыкальной индустрии называются права на исполнение и фонограммы.

Такие права в мировой практике также именуются «родственными», «примыкающими» из-за тесной связи с авторскими правами. 

Смежные права позволяют довести до широкой общественности авторский материал. Однако смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав. Например, для исполнения чужой песни на записи требуется получить согласие от автора исполняемой композиции. 

Vanilla Ice — «Ice Ice Baby». Для этого трека 1990 года рэпер семплировал классический басовый риф Джона Дикона из Queen (песня 1981 года «Under Pressure» в соавторстве с Дэвидом Боуи) — за что получил судебный иск. Vanilla Ice утверждал, что добавил в риф дополнительную ноту, но был неубедителен. Боуи и Queen получили от рэпера неназванную сумму денег и указание авторства.

Кто такой исполнитель с юридической точки зрения

Исполнителем признается тот, кто поет песню, играет роль, читает стихи, танцует или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества. К исполнителям закон также относит дирижеров и режиссеров-постановщиков спектаклей.

Исполнение, как и авторство, может быть совместным. Всякий раз, когда мы видим на сцене более одного участника концерта, имеет место совместное исполнение, будь то сольник рок-группы или выступление симфонического оркестра.

Какие права есть у исполнителя

У исполнителя возникают права, идентичные авторским, за исключением права на обнародование и права на отзыв произведения.

С момента возникновения исполнения у исполнителя появляется исключительное право на исполнение и комплекс личных неимущественных прав (право авторства — то есть возможность признаваться автором исполнения, право на имя — возможность указать свое имя (псевдоним) на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, право на неприкосновенность исполнения — возможность защищать свое исполнение от любых искажений).

Срок действия исключительного права на исполнение составляет всю жизнь исполнителя, но не менее 50 лет, считая от года, следующего за годом, в котором осуществлено исполнение. А вот авторство исполнения, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно. 

Например, в 2019 году певец выступил на концерте, который транслировался по ТВ.

Исключительное право на это исполнение будет действовать на протяжении всей жизни певца (но истечет не ранее 31 декабря 2070 года), а вот авторство исполнения, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения будут охраняться и после смерти певца его наследниками или иными заинтересованными лицами, например поклонниками.

Что такое фонограмма с юридической точки зрения и какими правами обладают ее изготовители

Фонограмма — запись исполнения или других звуков либо их отображений.

Деятельность лиц, занимающихся звукозаписью, не всегда можно отнести к творческой. В большей степени это работа организационного и технического характера, однако интересы изготовителей фонограмм охраняются в рамках права интеллектуальной собственности

Под изготовителем фонограммы закон понимает лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Это означает, что права возникают именно у организатора записи, а не у инженера, непосредственно участвующего в создании звукозаписи.

Но чтобы развести эти понятия, важны доказательства, в том числе договоры, заключенные участниками записи.

На практике изготовителем фонограммы считается лицо, вложившее финансовые средства в процесс записи: затраты на аренду студии, оплату услуг звукорежиссера, аренду музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, музыкальных инструментов. Изготовителем фонограммы может быть звукозаписывающая компания (мейджор-лейбл или инди-лейбл), продюсерский центр и просто автор-исполнитель, записывающий музыку у себя дома на компьютере.

  1. У изготовителя фонограммы возникает исключительное право на фонограмму; право на указание своего имени или наименования на экземплярах фонограммы и (или) ее упаковке; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы.
  2. Срок охраны исключительного права на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с года, следующего за годом осуществления записи.
  3. О том, что такое авторские общества и как получать от них прибыль, мы расскажем в следующей части ликбеза по авторскому праву.

Аранжировщик – соавтор vs автор самостоятельного произведения

Зачастую сонграйтеры (от англ. songwriter – автор песен) не всегда выражают музыку в том виде, в котором они слышат и представляют ее в идеале.

Отсутствие музыкального образования и нехватка знаний по теории музыки вынуждает авторов обращаться к услугам аранжировщиков – специалистов, обладающих композиторскими навыками для обрамления мелодии и гармонии в музыкальную фактуру.

Далее мы рассмотрим, как автору песен выстроить отношения с аранжировщиком, чтобы не нарушить его права и правомерно в дальнейшем монетизировать свое творчество.

Авторским правом охраняются как оригинальные музыкальные произведения, так и аранжировки, которые отнесены законом к производным произведениям.[1]

Под аранжировкой (от франц. arranger – улаживать, приводить в порядок) в музыковедении принято понимать переложение музыкального произведения дли иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.

[2] Например, аранжировкой можно считать переложение песни в стиле «рок» (состоящей из партий вокала, электрогитары, бас-гитары, ударных инструментов) для исполнения симфоническим оркестром, число инструментов в котором может варьироваться в среднем от 50 до 110.

Комплекс авторских прав (исключительное право, а также личные неимущественные права) возникает у автора с момента выражения музыкального произведения в объективной форме. Это может быть как традиционная нотная запись, так и звуко- или видеозапись, публичное исполнение.

  • Закону безразличны назначение и достоинство произведения, поэтому даже если автор не рассматривает свое творение как законченное музыкальное произведение, оно все равно охраняется авторским правом.
  • Верховный суд Российской Федерации поддерживает такую точку зрения: охране на основании и в порядке, предусмотренных частью четвертой ГК РФ, подлежат также неоконченные произведения.[3]
  • Таким образом, предварительные наброски текста и аккордов или демо-запись песни («черновая» фонограмма), сделанная на диктофон – все это охраняется законом. 

Одним из правомочий (они же способы использования), входящих в состав исключительного права входит право на переработку произведения – то есть создание нового на его основе. Таким образом, права аранжировщика, хоть и являются самостоятельными авторскими правами, производны от прав автора оригинального музыкального произведения.

Читайте также:  Как повлиять на сумасшедшую соседку?

Этот тезис отражен в пункте 3 статьи 1260 ГК РФ – автор производного произведения осуществляет свои права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного произведения.

Последнее означает получение права на переработку оригинального музыкального произведения – либо путем заключения договора об отчуждении исключительного права на оригинальное музыкальное произведение, либо лицензионного договора о предоставлении права на переработку оригинального музыкального произведения. Кроме того, следует также указывать имя (псевдоним) автора оригинального произведения, если иное они не предусмотрели в договоре. Однако такой порядок приемлем в случае, если аранжировщик желает сохранить за собой право на свое творение и самостоятельно использовать аранжировку.

Если же автор оригинального музыкального произведения заинтересован в единоличном использовании аранжировки, то он вправе, руководствуясь пунктом 2 статьи 1288 ГК РФ, заключить договор авторского заказа на создание аранжировки с включением в него условия об отчуждении исключительного права на аранжировку или предоставления права использования аранжировки в определенных пределах (в интересах автора это должна быть исключительная лицензия).

Также не стоит забывать и о личных неимущественных правах аранжировщика (праве авторства и праве на имя). В случае публикации музыкального произведения (релиза), автору надлежит указывать сведения об аранжировщике, если иное они не предусмотрели в договоре.

Вместе с тем деятельность аранжировщика можно рассматривать и как соавторство.

Вполне себе можно представить ситуацию, при которой автор сотрудничает на постоянной основе с аранжировщиком: первый приносит «костяк» песни, выраженный вокальной партией, гармонией, ритмом; второй же придумывает общую концепцию песни, возможный состав инструментов, которые будут использованы при записи песни, их партии, бэк-вокал[4], эффекты и хуки[5].

Такая деятельность безусловно носит творческий характер и никак не является деятельностью по техническому, консультационному, организационному или материальному содействию автору.[6]

В таком случае музыкальное произведение будет считаться общим детищем автора и аранжировщика, созданным в соавторстве.[7] Правовой режим соавторства означает множественность лиц в исключительном праве на созданное в соавторстве музыкальное произведение.

При этом, как указывает Пленум Верховного суда Российской Федерации, указанное не означает наличия у данных лиц права на раздел принадлежащего им исключительного права и выдел из него долей.

[8] Соавторы могут договориться только о доле каждого автора в доходах от использования песни.

Принимая во внимание положения ГК РФ и сложившуюся судебную практику, можно говорить о том, что авторы, создавшие музыкальное произведение совместным творческим трудом, становятся «связанными» своим творением, и не могут «выйти» из исключительного права, произведя отчуждение своей «доли» по аналогии с правом собственности.

 Во избежание возможных спорных ситуаций, автору следует заключить с аранжировщиком соглашение о соавторстве, предусмотренное статьями 1229 и 1258 ГК РФ, в котором следует отразить следующие основные моменты:

  • доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;
  • порядок использования музыкального произведения;
  • порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение;
  • возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с третьими лицами и др.

Таким образом, автору и аранжировщику стоит заранее обсудить приемлемую для обеих сторон схему взаимодействия при создании аранжировки и последующем ее использовании.

[1] См. статьи 1259 и 1260 ГК РФ

[2] см. страница 11 Энциклопедического музыкального словарь /составитель Барановская, под ред. К. А. Жабинского]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

»

Вопрос:

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.

Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав — например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять «кто есть кто», кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

  • Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на «часть» музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).
  • Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.
  • Консультация юриста:

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом. Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей «части» песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) — композитор,
  • авторские права на текст (слова) — поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже «украшенная» музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) — переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки — музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) — певец,
  • смежные права на фонограмму — изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав — что, как правило, и имеет место быть) — иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Читайте также:  Возможен ли перерасчет алиментов

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме.

Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных).

«Отказ от прав» должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком «отказе» будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с «такими» сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и «свободных» библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная «вставка», на которую у Вас нет прав, автор такой «вставки» может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

Авторские права на музыку: общая характеристика

Музыкальные произведения – одни из самых распространенных объектов авторского права, вопросы их правового режима и защиты остаются актуальными. Кроме того, некоторые моменты авторского права здесь могут пересекаться со смежными правами на эти же объекты. Обратим пристальное внимание на эти и иные особенности.

Общие положения

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ музыкальные произведения делятся на два типа: с текстом и без него. В первом случае речь идет по большому счету о песнях, во втором – лишь о музыкальной композиции. Рассмотрим каждую разновидность более подробно.

Музыкальное произведение без текста

В данном случае мы имеем дело с определенной комбинацией звуков, у которой существует автор, придумавший определенную последовательность нот, а затем объективно выразивший все это, например, записав ноты на бумаге.

На выходе мы имеем только один результат интеллектуальной деятельности, у которого единственный автор (за исключением случаев, когда произведение создается в соавторстве).

Вместе с тем здесь следует обратить внимание на такой момент. Представим, что рок-группа создает композицию, и каждый ее участник (гитарист, барабанщик, бас-гитарист, клавишник) написали свою партию.

Возникло соответственно четыре объекта авторских прав, однако на выходе, скорее всего, получится единый сложный объект (произведение, включающее в себя все партии инструментов). Такой случай допускается в соответствии с п. 1 статьи 1240 Гражданского кодекса РФ.

Для этого необходимо, чтобы создатель сложного объекта заключил с каждым из участников договоры (лицензионные или об отчуждении).

Так, правообладателем готовой композиции будет уже конкретное лицо, а участники группы, создавшие простые объекты (в нашем случае это инструментальные партии), уже не будут иметь исключительных прав на сложный объект. Как правило, создателем композиции как сложного объекта в музыкальной группе является ее лидер, который руководит общим творческим процессом.

Роман Билык – лидер, вокалист и гитарист группы «Звери» – не так давно от своего имени подал иск в суд на ООО «Кинокомпанию «Лунапарк» и ООО «Централ Партнершип» за нарушение исключительных прав на песню «Южная ночь». Из этого можно сделать вывод, что именно он единолично обладает исключительным правом на песню как создатель сложного объекта.

Музыкальное произведение с текстом

Здесь вместе с инструментальными партиями присутствует и текст, как правило, в стихотворной форме. Наиболее распространенный вид таких произведений – песни.

У песен, как правило, присутствуют два автора – композитор (создатель музыки) и поэт (автор текста), причем именно они указываются в качестве авторов, следовательно, можно говорить о наличии соавторов, причем это как раз тот случай, когда оба результата творческой деятельности могут быть использованы отдельно.

Так, авторами песни «Воспоминания о былой любви» являются Михаил Горшенев (музыка) и Андрей Князев (текст) (см., например, информацию с Интернет-ресурса Muzland: https://muzland.ru/songs.html?auth=34&song=12).

Если нарушены исключительные права только автора текста или композитора (одного из соавторов), то в силу п. 4 статьи 1258 ГК РФ каждый из них может заявить о нарушении и потребовать защиты.

Следовательно, если кто-то скопирует текст песни, то именно поэт, а не композитор может требовать выплаты компенсации, в то время как при использовании музыкальной части происходит обратное.

Впрочем, соавторы могут заключить между собой договор, в силу которого правообладателем будет являться кто-то один.

Особенности смежных прав на песню

Мы уже выяснили, что композитор и поэт приложили интеллектуальный труд к созданию музыкального произведения и в силу этого приобрели авторские права. Вместе с тем в данном случае можно говорить и о смежных правах в следующих случаях:

  1. Певец в качестве исполнителя приобретает смежное право на исполнение песни, является субъектом смежных прав в соответствии со ст. 1313 ГК РФ. Следовательно, если кто-то посягнет на исполнение (например, скопирует его), то о нарушении будут заявлять не авторы песни, а именно он. Также в качестве исполнителей могут быть и музыканты, воспроизводящие на инструментах музыку.
  2. Организации, записывающие фонограммы, приобретают смежные права на них. Под фонограммой понимается запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (статья 1322 ГК РФ). Иными словами, фонограмма – это та запись песни, которую мы слушаем на дисках, в Интернете. В некоторых случаях организации-правообладатели могут также заявить о нарушении. В качестве примера можно привести случай, когда предприниматель скопировал песню на диски и стал продавать контрафактный товар. На диске содержится песня как объект авторского права и одновременно фонограмма как объект смежных прав. Представляется, что здесь имеют место нарушения как прав авторов, так и прав организации, являющейся обладателем исключительных прав на фонограмму.

Регистрация авторских прав на песню: требуется ли она в соответствии с ГК РФ?

Очень часто задается вопрос: как зарегистрировать авторское право на песню. Мы уже не раз говорили, что возникновение авторских прав на произведения происходит с момента создания объекта, никаких формальностей в данном случае не требуется.

Однако для надежности стоит ознакомиться с такой процедурой, как депонирование – фактическая фиксация произведения в специальной организации (например, в Российском авторском обществе).

Это в дальнейшем освободит автора музыкального произведения от доказывания своего авторства и наличия исключительных прав у него.

Более подробно о защите интеллектуальных прав см. соответствующую статью.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *