Развод или законность действия работников гибдд на дорогах

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

  • 14 Сентября, 2018
  • Автомобильное право
  • Марина Лобачева

За ситуацией на дорогах следят сотрудники ГИБДД, обладающие разными возможностями для наказания водителей, нарушающих в процессе управления автомобилем многочисленные правила движения. Но для остановки любой машины у инспектора должны иметься веские причины. Водители сами должны знать, какие существуют основания для проверки документов сотрудниками ДПС, чтобы отстаивать свои права при необходимости. Сотрудники ГИБДД должны не только обладать причиной для остановки машины, но и обязаны представиться и выполнить другие обязательные действия. При нарушении правил автоинспекторами водители могут отказаться от предъявления документов.

Понятие остановки машины

Автоинспектор может остановить машину путем подачи специального знака. Он должен указать, куда необходимо припарковать автомобиль. При общении с водителем работник ГИБДД должен представиться и показать свое удостоверение по запросу. Дополнительно должно иметься основание для проверки документов сотрудником ДПС. Если отсутствуют веские причины, то остановка машины является незаконной.

Останавливать машины могут не только автоинспекторы, но и дорожные работники, а также специалисты, работающие на железнодорожных переездах или переправах, предназначенных для паромов.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Причины остановки машины

Проверка документов сотрудниками ДПС разрешается исключительно при условии, если остановка автомобиля связана с вескими основаниями. К самым распространенным причинам остановки авто относится:

  • нарушение водителем ПДД или требований безопасности на дороге, причем нарушение может не фиксироваться с помощью технических средств;
  • наличие у автоинспектора информации о том, что конкретный водитель или пассажиры причастны к аварии или преступлению;
  • машина находится в розыске;
  • имеются доказательства, что конкретное авто использовалось в незаконной деятельности;
  • требуется опросить водителя и пассажиров о дорожном происшествии или каком-либо нарушении, если они являются свидетелями;
  • привлечение граждан, находящихся в машине, в качестве понятых;
  • автомобиль требуется сотруднику ГИБДД;
  • осуществляется регулировка дорожного движения, причем в этом случае не имеет права автоинспектор проверять документы шоферов;
  • водители привлекаются к оказанию помощи участникам движения или работнику ГИБДД;
  • проведение специальных рейдов.

Не во всех вышеуказанных ситуациях у автоинспектора имеется право требовать от водителя предъявления прав, страхового полиса и диагностической карты. Необходимо веское основание для проверки документов сотрудником ДПС.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Нюансы проверки вне поста

Каждый автовладелец должен знать, когда проводится сотрудником ГИБДД проверка документов. В каких случаях выполняется процесс вне стационарного поста? Если автоинспектор работает вне поста, то он должен ориентироваться на следующие нормативные акты:

  • ст. 27 ФЗ «О полиции» содержит информацию о том, что все работники ДПС должны выполнять свои обязанности исключительно на основании специального регламента, представленного должностной инструкцией;
  • Приказ МВД №185 содержит основания для остановки машин и изучения документов водителя.

Именно в пункте 63 Приказа №185 перечисляются причины для проверки документации. Где могут проверять документы сотрудники ГИБДД? Процесс может выполняться без оснований исключительно на стационарных постах. Вне поста процедура реализуется только при наличии веских причин для остановки машины.

Если водителю не предъявляются какие-либо требования, то он может просто отказаться от передачи своей документации для изучения.

Если автоинспектор настаивает на том, что у него имеется ориентировка или проводится специальный рейд, то водитель может затребовать подтверждающие бумаги.

Незаконная проверка документов вне стационарного поста ДПС является основанием для составления жалобы руководству автоинспекции.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Нюансы изучения документов на посту

Могут ли гаишники останавливать для проверки документов машины? Если автоинспекторы работают на стационарном посту, то такие действия являются законными. Для изучения документации водителя не требуется наличия веских оснований.

При остановке на посту необходимо следовать рекомендациям:

  • водитель должен сохранять спокойствие;
  • не желательно суетиться или спорить с автоинспектором;
  • первоначально надо потребовать от сотрудника ГИБДД предъявления его удостоверения;
  • после этого передаются документы автоинспектору для изучения.

Так как эта проверка является законной, то отказ от передачи документов выступает причиной привлечения водителя к ответственности на основании ст. 19.3 КоАП, поскольку он отказывается исполнять законные требования сотрудника полиции.

Какие предъявляются документы?

Если имеются основания для проверки документов сотрудником ДПС, то автоинспектор требует предъявления следующих бумаг:

  • водительское удостоверение гражданина;
  • свидетельство о регистрации авто;
  • если осуществляется перевозка пассажиров или грузов, то может требоваться путевой лист, лицензия или документы на груз.

Не имеют право сотрудники ГИБДД запрашивать полис ОСАГО, ПТС, российский паспорт или другую документацию. Исключением являются ситуации, когда проводятся специальные мероприятия, где требуется проверка определенных документов. Но в этом случае автоинспектор должен передавать водителю подтверждающие бумаги. Дополнительно можно уточнить о проведении рейда у работников дежурной части.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Правила проверки

Имеются некоторые правила, которым при общении с водителями должны следовать сотрудники ГАИ. Остановка для проверки документов разрешается только при наличии веских оснований. При этом учитываются требования:

  • автоинспектор должен самостоятельно подойти к водителю и представиться, причем сообщить он должен не только ФИО, но и должность;
  • оговаривается причина остановки машины: проверка документов или нарушение водителем ПДД;
  • излагается требование автоинспектора о передаче документов;
  • передаются бумаги на машину вместе с водительским удостоверением должностному лицу;
  • после их изучения сотрудник ГИБДД должен отдать документы водителю и попрощаться.

Если же процедура затягивается по разным основаниям, то важно поинтересоваться о причинах у автоинспектора. При отсутствии внятного ответа можно позвонить по телефону доверия или непосредственно в дежурную часть для получения консультации относительно дальнейших действий.

Как поступить при незаконной остановке?

Многие водители даже не знают о том, могут ли гаишники останавливать для проверки документов вне стационарного поста разные автомобили. Обычно такие граждане ведут себя спокойно и без всяких вопросов передают бумаги на машину для изучения. Но желательно хорошо разбираться в своих правах, чтобы отстаивать их в разных ситуациях.

Не допускается нарушение прав и интересов водителей со стороны работников ГИБДД. Проверка документов разрешена только на стационарном посту, поэтому если машина была остановлена в городе без веских причин, водитель может выполнить несколько действий:

  • отказаться представлять документы для изучения;
  • совершить звонок в дежурную часть с просьбой привлечь автоинспектора к ответственности;
  • зафиксировать действия и разговор на видеорегистратор;
  • запросить удостоверение у сотрудника ГИБДД (водитель может переписать сведения из этого документа для дальнейшего составления жалобы);
  • обратиться с жалобой в отделение ГИБДД, где работает остановивший машину инспектор.

Если каждый водитель будет отстаивать свои права, то значительно снизится количество ситуаций, когда автоинспекторы превышают свои полномочия, нарушая положение регламента полиции.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Могут ли остановить для проверки документов машину обычные сотрудники полиции?

Не только работники ГИБДД обладают правом останавливать автомобили, так как данное действие может выполняться любым сотрудником правоохранительных органов. Но для этого должны иметься веские основания, к которым относятся:

  • предотвращение преступления или административного проступка;
  • задерживание лиц, которые подозреваются в совершении разных нарушений;
  • имеется на руках у сотрудников полиции специальное заявление от граждан о совершенном преступлении или административном правонарушении с участием конкретного автомобиля.

Процесс может выполняться любым сотрудником правоохранительных органов независимо от занимаемой должности, места работы и времени суток. Такое право закрепляется в ст. 27 ФЗ «О полиции».

Разрешается остановка машины только в ситуациях, не терпящих отлагательств. В этом случае автомобили могут использоваться для преследования преступников или доставления пострадавших лиц в медицинские учреждения.

Нередко привлекаются водители к буксировке автомобилей, поврежденных в результате ДТП.

Но при этом обычные сотрудники полиции не обладают правом останавливать машины для проверки документов водителя. Такие действия являются серьезным нарушением, поэтому автовладельцы могут без проблем отказаться от предъявления документации.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Как себя вести при остановке?

Каждый водитель должен знать, могут ли в ГАИ останавливать для проверки документов машины. Если останавливается авто без веских оснований, то владельцы транспортного средства должны вести себя в соответствии с определенными правилами и рекомендациями:

  • на основании знака, подаваемого автоинспектором, необходимо остановить машину на обочине;
  • водитель может не выходить из своего автомобиля;
  • первоначально важно убедиться, что соблюдаются автоинспектором основные правила общения с водителем, например, он обязан поздороваться и представиться;
  • желательно потребовать у сотрудника ГИБДД служебное удостоверение;
  • надо поинтересоваться, в чем причина остановки;
  • если у автоинспектора нет оптимального ответа на этот вопрос, то желательно позвонить по телефону дежурной части, чтобы сообщить о нарушении со стороны работника ГИБДД;
  • если должностное лицо начинает настаивать, что остановка связана с выявленным нарушением, то водитель может потребовать предъявления доказательств своей вины;
  • если настаивает сотрудник ГИБДД на составлении постановления, то автовладелец должен потребовать формирования протокола;
  • в документе указывается, что шофер не согласен с предъявляемыми обвинениями;
  • водитель может требовать копию протокола, причем в этом документе должны иметься подписи свидетелей;
  • если автоинспектор желает произвести досмотр машины, то выполняется эта процедура только в присутствии двух понятых, а также с одновременным составлением соответствующего протокола;
  • если работник ГИБДД обвиняет водителя в том, что он находится в состоянии опьянения, то нельзя отказываться от процедуры освидетельствования, проводимой на месте с использованием алкотестера;
  • если имеются подозрения, что показания прибора являются ложными, то надо настаивать на проведении медицинского освидетельствования.
Читайте также:  Налогообложение: наше предприятие работает по упрощенной системе 6%

При общении с автоинспекторами не допускается грубить или оскорблять инспекторов, так как это может стать причиной для задержания и назначения административного ареста на срок до 15 суток.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Действия при неадекватном поведении автоинспектора

Нередко сотрудники ГИБДД действительно превышают свои полномочия, поэтому останавливают машины без веских оснований и требуют предъявления документов. В подобной ситуации целесообразно позвонить по телефону доверия и сообщить следующие сведения:

  • место остановки автомобиля, причем желательно даже сказать номера рядом располагающихся домов;
  • сведения о сотруднике ГИБДД, который остановил автомобиль, причем сюда относится его ФИО, должность и номер удостоверения;
  • описывается возникшая ситуация;
  • приводятся все действия, совершенные инспектором;
  • перечисляются все нарушения со стороны должностного лица;
  • задается вопрос о том, как дальше поступить, чтобы разрешить возникший конфликт;
  • запись телефонного разговора желательно сохранить на телефоне.

Обычно после выполнения таких действий автоинспектор разрешает владельцу транспортного средства покинуть место остановки. Нередко за такое поведение привлекаются к ответственности руководством сотрудники ДПС. Остановка для проверки документов разрешена исключительно на посту.

Заключение

Остановка машины автоинспектором должна быть обусловлена вескими основаниями. Не допускается останавливать транспортное средство для проверки документов, если данный процесс выполняется не на стационарном посту.

Водители должны разбираться в том, как им поступить, если сотрудник ГИБДД без уважительных причин требует предъявления документации. При таких условиях целесообразно позвонить по телефону горячей линии и получить консультацию относительно своих дальнейших действий.

Смотрите, какая тема — Могут ли ГИБДД проверять техническое состояние автомобиля на дороге?

За техническое состояние автомобиля ответственность несет водитель. Согласно Правилам, каждое утро, хлебнув кофейку, водитель перед началом поездки обязан проверить его на отсутствие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация. Если хотя бы одна неисправность обнаружена, выезжать с места стоянки нельзя.

Но что, если неисправность возникла в пути? Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техническое состояние машины, такие как люфт рулевой рейки, состояние тормозов, двигателя и другие неисправности? В каких случаях они это могут делать, что будет за определённые неисправности и когда можно ехать до места стоянки или автосервиса?

Право инспектора проверить техническое состояние – что говорит закон 2022 года?

Список данных неисправностей на 2018 год содержатся в двух документах:

  1. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации.
  2. Приложение №8 к Техническому регламенту О безопасности колесных транспортных средств.

Второй список более широкий, статус Технического регламента выше, чем Основных положений, да и принят Технический регламент позже. Теоретически и ГАИ, и водители, должны руководствоваться именно им по части технического состояния машины.

Для приведения двух документов в соответствие еще 3 года назад подготовлены поправки в ПДД, которые так и остаются под сукном. Зная энтузиазм чиновников, который просыпается исключительно перед новым годом, вполне возможно, что соответствующие поправки все-таки будут приняты к концу года с последующим принятием поправок в КоАП.

А пока наказывают только за неисправности, которые упомянуты в Основных положениях по допуску, кроме тонировки, требования к которой прописаны в Техническом регламенте.

Фактически указанную обязанность по проверке по утрам люфта рулевого колеса, исправности мотора, тормозов своего автомобиля никто не выполняет – имеет место повальное нарушение ПДД.

С одной стороны это и невозможно. Например, как проверить, что стояночный тормоз удерживает автомобиль с полной нагрузкой на уклоне 16%? Каждое утро искать уклон 16%, загружать автомобиль мешками с песком, дергать ручник и смотреть: покатится автомобиль или нет? Или прикупить стенд по проверке тормозов?

  • Проверить люфт в рулевом управлении, который не должен превышать 10°, без приборов можно, но необходимой точности измерения не получить.
  • Проверить чистоту выхлопа двигателя без приборов тоже невозможно.
  • А вот сношены ли колеса до индикаторов износа проверить легко, как, впрочем, легко убедиться в отсутствии подтеков из двигателя, коробки, редуктора и других узлов.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?

  • Инспекторы ГАИ достаточно прохладно относятся к контролю технического состояния автомобиля.
  • Все дело в том, что четкого описания процедуры нет, и инспектору остается только импровизировать, маскируя свои действия, которые якобы соответствуют закону.
  • В полном соответствии с Административным регламентом ГИБДД инспектор может остановить водителя в 4 случаях:
  1. Визуальное обнаружение признаков неисправностей, попадающих под ст.8.23 и 12.5 КоАП.
  2. Участие транспортного средства в ДТП.
  3. Наличие ориентировок по ДТП, угону, преступлениям и т.д.

  4. Проведение мероприятия по распоряжению руководства.

Если инспектор увидел неисправность после остановки, например, для проверки документов, он также может проконтролировать техническое состояние автомобиля.

И здесь обращаю внимание: если автомобиль в ДТП не участвовал, ориентировок и мероприятий нет и не проводятся, то инспектор не имеет права на какие-либо действия по обнаружению неисправностей. Например, нельзя требовать от водителя включить задний противотуманный фонарь, чтобы проверить, работает он или нет.

Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?

Нет. У водителя нет обязанности участвовать в проверке технического состояния.

Для определения порядка проведения проверки технического состояния разработан соответствующий административный регламент. Как любой другой регламент он должен содержать права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), естественно, установленные законом. Но в данном регламенте никакие обязанности водителей не приведены.

Однако, Верховный суд в определенных ситуациях встает на сторону инспекторов ГАИ. Например, за отказ поднять стекло со стороны водителя для проверки его светопропускания, водителя привлекли по ч.1 ст.

19.4 КоАП за неповиновение распоряжению должностного лица. Впрочем, с тех пор приняты новые нормативно-правовые акты, и вполне возможно, что в 2022 году подобное решение Верховный суд вряд ли бы вынес.

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?

Он привлечет водителя по ч.1 ст.12.5 КоАП со штрафом 500 рублей, и его отпустит на все четыре стороны, так как неисправность обнаружена в пути. Но такой подход инспекторов к наказанию за неисправность не отвечает требованиям закона.

Если водитель проверил состояние автомобиля перед выездом, то к нему не может быть претензий.

  • Во-первых, о том, что неисправность возникнет в пути, при выезде со стоянки он не знал, и не мог знать. То есть, в действиях водителя нет вины.
  • А если в дороге водитель и обнаружил неисправность, то он в соответствии с ПДД может двигаться к месту стоянки или ремонта. То есть движение в автомастерскую или к себе домой после обнаружения неисправности в пути вообще не образует событие правонарушения.

Самый яркий пример – перегоревшая в фаре лампочка. Если водитель проверил работоспособность фары до выезда с места стоянки, а лампочка перегорела в дороге, то наказывать водителя при движении к месту стоянки или ремонта не за что.

Другой пример – разбитая в ДТП фара. Доехать с разбитой фарой к месту стоянки или ремонта можно, а разъезжать по городу уже на следующий день с неисправной оптикой – запрещено. А так как неисправность возникла не в пути, водителю остается только вызвать эвакуатор или съездить купить новую фару и заменить ее на месте.

Про люфт руля

Но есть одна неисправность, которую очень любят инспекторы – рулевое управление.

Если имеют место неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение (тормоза, рулевое управление, сцепное устройство в составе автопоезда), то при попытке начать движение водителя не просто привлекут к ответственности по ч.2 ст. 12.5 КоАП, но и отправят автомобиль на штрафстоянку.

Без тормозов ни один нормальный водитель не поедет, сцепное устройство – только на автопоездах. А рулевая рейка – вот она! И если рулевое управление немного люфтит, то водителя можно припугнуть отправкой автомобиля на спецстоянку – отличный повод для «разводов».

Но как инспектору «докопаться» до водителя, если визуально люфт в рулевом управлении не обнаруживается?

Да очень просто: давайте-ка, товарищ водитель, проведем осмотр. А заодно при открытом капоте подергаем рейку. Опаньки, товарищ водитель, люфт! На специализированную стоянку!

Развод или законность действия работников ГИБДД на дорогах

Что делать?

  1. Во-первых, проведение осмотра с целью обнаружения неисправности незаконно, и в свое время данная норма по требованию Верховного суда была убрана из Административного регламента ГИБДД.
  2. Во-вторых, необходимо установить, что люфт в рулевом механизме превышает 10°.

    Если у инспектора верная рука и меткий глаз, возражать не следует. Попросите сертификат на глаз и руку.

  3. В-третьих, водитель проверял люфт до выезда с места стоянки. То есть до измерений, проведенных инспектором, водитель не знал, и не мог знать, что люфт превышает 10°.

    Другими словами, в том, что водитель управлял неисправным автомобилем, вины водителя нет.

  4. В-четвертых, даже если водитель ничего не проверял, то есть понадеялся, что все хорошо, то имеет место вина в форме неосторожности, а наказание по ч.2 ст.12.

    5 КоАП и перемещение автомобиля на специализированную стоянку возможно, только если имеет место вина в форме умысла. Например, если педаль тормоза провалилась полностью или вместо руля на шлицы кувалдой забит какой-то рычаг, то вина в форме умысла имеет место.

  5. В-пятых, причину задержания водитель может устранить на месте – вызвать свой эвакуатор или пригласить автомеханика.

Естественный вопрос, как в домашних условиях проверить люфт руля?

Попросите у жены самый простой швейный метр. Подходите к автомобилю и измеряете длину окружности руля. Например, намеряли 1180 мм. Такая длина приходится на 360°. Тогда на 10° приходится 1180*10/360 = 33 мм.

  1. Крутите рулевое колесо вправо, пока передние колеса не отреагируют на движения руля.
  2. Вверху карандашом или мелом на рулевом колесе делаете метку.
  3. К козырьку над панелью приборов скотчем или пластырем из аптечки крепите стержень от авторучки или какую-нибудь щепку напротив метки.
  4. Слева от метки делаете новую метку на расстоянии 33 мм от правой.
  5. Если колеса отреагируют на движение рулем влево до того как напротив стержня появится левая метка, то люфт меньше 10°.

Вот вам и решение проблемы!

Если инспектор обнаружил люфт в рейке, то вы с чистой совестью в протоколе описываете данный алгоритм, доказывая, что в домашних условиях вы могли проверить люфт рулевого механизма, и, следовательно, до выезда с места стоянки убедиться, что он не превышает 10°. И если сейчас люфт больше 10°, то вы об это не знали, и не могли знать.

ГИБДДшник пытается вас развести — 5 признаков

Сегодня таких инспекторов немного. Но шанс повстречать исчезающий вид все же есть.

Вместе с юристом мы подготовили несколько «особых примет» недобросовестного инспектора ГИБДД:

Признак 1. Он как бы между делом обращается на «ты»

Конечно, инспектор не будет с первой же фразы обращаться на «ты», ведь это может насторожить вас и заставить уйти в «глухую оборону». А такой эффект как раз меньше всего нужен инспектору, который решил поживиться за ваш счет.

Опытный (но недобросовестный) страж порядка как бы случайно обратится к вам на «ты», чтобы тем самым четко дать понять, кто здесь власть.

А раз он тут главный, то ему виднее, что вы нарушили и как теперь можно выйти из этой неприятной ситуации.

Елизавета Владимирова, юрист Правового центра «Человек и закон»

Елизавета Владимирова, юрист Правового центра «Человек и закон»

Мнение юриста:

«В законе о полиции» четко сказано, что сотрудник должен беспристрастно и уважительно относиться к любому человеку и гражданину. Применяя к вам фамильярное обращение, инспектор этим требованием пренебрегает.

Не существует единого алгоритма действий в этой ситуации. Многое зависит от человеческого фактора. Вот несколько вариантов правильного поведения водителя:

  • Иногда можно просто сказать: «Мы два взрослых незнакомых человека, поэтому я бы предпочел общаться на Вы“»;
  • Если водитель понимает, что он ничего не нарушил и сотрудник ГИБДД остановил его просто «на авось», то смысла затевать конфликт нет — рано или поздно инспектор все равно вас отпустит;
  • Если вы видите, что инспектор нагло себя ведет и откровенно хамит, то лучше всего снять этот разговор на камеру или записать на диктофон. Тогда в дальнейшем у вас будет возможность довести эту информацию до его руководства.

Не забывайте, что ваше главное оружие в борьбе за справедливость — это вежливость и спокойствие. Чем увереннее будет ваше поведение, тем большая вероятность, что ваша остановка сотрудником ГИБДД закончится формальной проверкой документов».

Признак 2. Он настойчиво приглашает вас в патрульную машину

Материалы по теме

Чаще всего инспекторы предлагают пройти в патрульную машину для составления протокола. Это нехитрый психологический трюк, чтобы заманить водителя «на свою территорию».

Расчет на то, что, сидя в машине вместе с инспекторами, вы будете чувствовать себя дискомфортно — следовательно, станете сговорчивее.

Согласитесь, одно дело, когда вы разговариваете с инспектором через окно своего автомобиля, и совсем другое, когда в чужой машине вас «обрабатывают» двое людей в форме. Патрульный видеорегистратор во время таких вот бесед, естественно, «перестает работать».

Мнение юриста:

«Прямой обязанности проследовать в патрульный автомобиль у водителя нет.

В Административном регламенте ГИБДД РФ есть лишь статья о том, что „сотрудник вправе предложить“ водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Но даже в этом случае вы можете отказаться проследовать в машину инспектора ГИБДД — процессуальные документы он может оформить и стоя рядом с вами на улице.

Если вы все же оказались в машине инспекторов, можете поинтересоваться, включен ли видеорегистратор. Однако не факт, что вы услышите честный ответ. Обезопасить себя предельно просто: снимайте сотрудников ДПС на видео или пользуйтесь диктофоном. Запрет на фотовидеофиксацию конкретно в этом случае не имеет к вам отношения».

Признак 3. Он выказывает участие, ведет себя очень дружелюбно

Этот прием нацелен на то, чтобы «сломать систему». Обычно встреча с ГИБДД ничего приятного водителю не сулит, поэтому мы держим ухо востро уже тогда, когда инспектор только подходит к нашей машине. Внезапная учтивость полицейского может застать водителя врасплох (к такому вас жизнь не готовила).

Задача полицейского — поймать нужный момент, чтобы напрямую задать провокационный вопрос: «Небось, пили вчера?». Дальше все зависит от реакции водителя: кому-то пожелают счастливого пути, а кому-то предложат (по-дружески, естественно) подписать отказ от освидетельствования на состояние опьянения. А это чревато штрафом 30 тыс.

рублей с лишением права управления ТС сроком до двух лет.

Материалы по теме

Мнение юриста:

«Даже если вы имели неосторожность сболтнуть, что выпивали накануне, не поддавайтесь панике. Особенно, если прошло уже достаточное количество времени, чтобы вы могли управлять автомобилем. Законом не установлено строгих требований относительно того, сколько времени должно пройти „от стакана до руля“.

В целом в подобной ситуации я рекомендую придерживаться стандартных норм человеческого общения — быть вежливым, соблюдать деловой формат и по возможности просить от сотрудников ГИБДД того же. Важно сохранять спокойствие, выдержку и, конечно же, следить за тем, что вы говорите. Помните: все, что вы скажете, может быть использовано против вас»

Признак 4. Он чрезвычайно болтлив

Конечно, вам может попасться от природы общительный инспектор ГИБДД. Но сотрудник полиции редко пускается в задушевные беседы с водителями от нечего делать. Скорее всего, таким образом он собирает на вас мини-досье: куда направляетесь, торопитесь ли, что делали накануне.

Полученные данные не только дают представление о том, что вы за человек, но и помогают найти к вам подход, чтобы «раскачать» на взятку.

Люди разные — одного водителя достаточно просто пожурить: «Ну как же вы так? Что мы теперь с вами будем делать?» Другого придется «мариновать» 10–20 минут, чтобы в итоге объяснить, что у любой «проблемы» есть как минимум два выхода.

Материалы по теме

Мнение юриста:

«Как и в случае с чрезмерным дружелюбием, вам нужно сохранять нейтралитет по отношению к инспектору. Его задача — проверить ваши документы, ваша задача — их предоставить и ответить на вопросы по существу. Вот и весь диалог, который должен быть между водителем и сотрудником ДПС.

Функция «поболтать и поделиться историями из жизни» не входит в перечень обязанностей сотрудника ГИБДД во время остановки транспортного средства. Так что если вы действительно нарушили, можете просто сказать: «Выписывайте штраф, и разойдемся на этом».

Признак 5. Его очень интересует содержимое вашего багажника и салона

Материалы по теме

За безобидной просьбой «а давайте-ка глянем вашу аптечку?» или «покажите VIN-номер автомобиля под пассажирским сиденьем» (личный опыт автора этой статьи. — Прим. ред.) может скрываться серьезная угроза.

Протоколы? — Да зачем вам, водителю, тратить столько времени на заполнение бумажек! Инспекторы быстро все глянут и вы поедете дальше… Согласившись на подобные уговоры, вы рискуете поехать дальше с изрядно похудевшим кошельком. Потому что недобросовестные полицейские могут подбросить вам в салон автомобиля что-нибудь запрещенное.

Скорее всего, после такого «сюрприза» уже не инспекторы, а вы будете искать способы решить вопрос на месте. Справедливости ради, подобное встречается все реже.

Мнение юриста:

«По закону сотрудник полиции (ГИБДД) может осуществить личный досмотр граждан, а так же досмотреть автомобиль при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, наркотические средства, психотропные вещества и т.д. (ст. 6.10. Административного регламента.  — Прим. ред.).

Материалы по теме

Если вы понимаете, что ничего из вышеперечисленного с собой не перевозите, но при этом что-либо доказывать инспекторам бесполезно (а порой и вовсе невозможно), то предоставьте им возможность осмотреть или досмотреть автомобиль. Только помните о важных условиях и различиях этих процедур.

Итак, осмотр — это действие, на которое нужно согласие человека, которого будут осматривать (если иное не предусмотрено законодательством), когда сотрудник не прикасается к вашей машине, а смотрит ее со стороны.

Если он хочет посмотреть что-то конкретное (например, содержимое сумки в багажнике), то он должен попросить водителя показать этот предмет и его содержимое. А водитель вправе отказаться.

Осмотр производится без составления процессуальных документов.

Досмотр — мера принудительная.

Но, опять же, автомобилист должен ясно дать понять, что знает разницу между осмотром и досмотром и понимает, что для досмотра нужны двое понятых или видеофиксация (снимать видео может и сам водитель). Происходящее заносится в протокол.

В нем необходимо писать замечания, если такие имеются, потому что в дальнейшем это может послужить доказательством в суде. Протокол подписывается всеми участниками досмотра (ст. 27.9 КоАП РФ)».

Инспекторов не «кормить»! 

Материалы по теме

Каким бы серьезным ни было ваше нарушение, ни в коем случае не стоит соглашаться на дачу взятки.

Ведь разыгрываемая перед вами партия обнищавшего после самоизоляции сотрудника ГИБДД на самом деле может оказаться частью масштабной операции по ловле взяточников «на живца».

Не видите иного способа разъехаться с инспекторами по-хорошему?- готовьтесь менять маршрут поездки. Велик риск, что конечным пунктом окажется отделение полиции.

Мнение юриста:

«Взяткой может послужить любая денежная сумма — пусть даже и незначительная.

Более того, даже если вы по доброте своей угостите чем-либо сотрудника ГИБДД или подарите ему что-то, он может расценить это как попытку дачи взятки.

Последствия такого поступка могут оказаться для вас губительными — за дачу взятки должностному лицу предусмотрено исключительно уголовное наказание (ст. 291, 291.1, 291.2 УК РФ)».

  • Пять главных страхов водителя и как с ними бороться — здесь.

Незаконная остановка ТС сотрудником ппс или гибдд и проверка документов

✅ Пишите нам, что вас интересует ? Мы быстро выложим актуальную и нужную вам информацию.

С 20.10.2017 года вступил в силу новый регламент по надзору за соблюдением ПДД. Так, в частности, сотрудники ГИБДД больше не выдают справки об авариях.

⭐ Источник: Информация МВД

Теперь при оформлении ДТП составляются только процессуальные документы (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол о правонарушении, постановление по делу о административном правонарушении). Соответственно, сведения, которые раньше были в справке о ДТП (информация об автомобилях и их повреждениях, данные полисов ОСАГО) будут кратко отражены в таких документах.

  • Помимо этого, сотрудникам ГИБДД разрешили останавливать водителей для проверки документов не только на стационарных постах ДПС, как раньше, но и при патрулировании (как пешем, так и на автомобиле, мотоцикле).
  • Еще одно новшество: водителей, которых доставили на пост ДПС или в отделение полиции для освидетельствования на состояние опьянения, после прохождения этой процедуры сотрудники полиции должны будут вернуть туда, откуда взяли (если, конечно, опьянение не было обнаружено).
  • Также в регламент был внесен ряд технических поправок, которые, по сути, не являются новшествами:
  • убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров;
  • водитель может предъявить инспектору не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного;
  • прописана процедура оформления ДТП без участия понятых.

Остановив машину по требованию инспектора ГИБДД, вы имеете полное право оставаться в салоне и разговаривать с полицейским через открытое окно своего автомобиля. Инспектор может вам предложить (заметьте, предложить, а не требовать) выйти из машины лишь в строго определенных случаях, например:

  • у вас есть признаки опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, неадекватное поведение) или болезненного состояния;
  • инспектор хочет провести ваш личный досмотр, осмотр или досмотр машины и груза. Имейте в виду, что при досмотре авто обязательно либо присутствие двух понятых, либо ведение видеозаписи. Также должен быть составлен протокол досмотра;
  • нужно сверить в вашем присутствии номера агрегатов и узлов авто с записями в документах на машину;
  • требуется ваше участие в оказании помощи другим участникам дорожного движения.

Также помните, что невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке автомобиля наказывается штрафом от 500 до 800 руб.

Сотрудник ГИБДД, остановивший вашу машину, должен без промедления подойти к вам, назвать свою должность, звание и фамилию и сообщить причину остановки.

Свое служебное удостоверение инспектор предъявляет, только если вы этого потребуете. Также по вашему требованию полицейский должен сообщить адрес и телефон подразделения, в котором он служит. В свою очередь, вы можете туда позвонить и удостовериться, действительно ли это так.

ГИБДД сама разъясняла, что инспектор не может запретить водителю записывать происходящее на камеру или фотографировать (за исключением случаев, когда это запрещено законом либо мешает работе полицейского).

Например, если водитель снимает процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий, инспектор может потребовать прекратить съемку.

Либо в городе введен режим контртеррористической операции, тогда полицейский должен проинформировать об этом водителя и попросить его выключить камеру.

✅ Сам инспектор также может вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Бывает часто такая ситуация. Едет законопослушный человек в своей машине. ПДД не нарушает. И вдруг, сотрудник ГИБДД останавливает его транспортное средство. Человек в недоумении спрашиваешь: «На каком основании остановили мой транспортное средство?» А они говорят, что на основании ст.13 п.20 ФЗ «О Полиции».

Статья 13. Права полиции……

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Ссылка на статью

Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки.

Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму.

Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.

«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет».

Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь.

Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.

«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности.

В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем.

Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.

Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД.

Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке.

Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту.

Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно.

Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка.

Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *