Работодатель требует на хранение оригинал диплома

Работодатель требует на хранение оригинал диплома

Александр Рюмин / ТАСС

Уровень безработицы в России вырос до 6,4%. В январе 2020 г. безработными числились 3 482 000 человек, с марта по сентябрь этот показатель увеличился до 4 808 000. Из-за кризиса на рынке труда, подстегиваемого коронавирусом, обладатели дипломов вузов готовы сейчас работать курьерами, помощниками по хозяйству, администраторами.

Однако спрос на высшее образование продолжает оставаться высоким. Из-за пандемии единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году был обязательным только для тех, кто решил поступать в вузы, т. е. сдавать его можно было по желанию. Однако, по данным Рособрнадзора, 90% выпускников школ ЕГЭ сдавали.

Таким образом, большинство приняло решение продолжить образование в институтах и университетах.

В 2020 г. в 252 российских вузах выделено 525 633 бюджетных мест. «Абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно. На очную форму бакалавриата, специалитета и в магистратуру зачислено около 620 000 студентов», – заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Насколько высшее образование способствует успеху в карьере? Помогает ли оно при поиске работы, дает ли конкурентные преимущества? И в каких сферах оно все еще необходимо, а где без него уже можно обойтись?

«Высшее образование в России часто рассматривается как некий спасательный круг, который может выручить при поиске работы.

Это связано с высоким уровнем неравенства – как в экономике между разными регионами страны, так и в доходах между богатыми и бедными, – объясняет высокий спрос на высшее образование Дарья Щеглова, научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.

– Кроме того, студенческие годы дают возможность пересидеть кризис». Есть и другие причины – например, такая, как возможность получить отсрочку от армии. Но главное – в России диплом о высшем образовании все еще остается элементом национального культурного кода.

Во многих странах это уже не так. Вот что говорит психолог Джулия Врееман, работающая в Амстердаме: «Согласно социологическим исследованиям, наша молодежь самая счастливая, точнее, самая довольная жизнью. При этом получать высшее образование планирует очень небольшая доля молодых людей.

Дело в том, что люди с дипломом более разборчивы при поиске работы, более требовательны к тому, какой должна быть их карьера, а значит, не достигнув желаемого, острее начинают чувствовать себя неудачниками.

А если учесть, что современное общество нуждается в большем количестве работников в сфере обслуживания, то люди с высшим образованием имеют высокие шансы оказаться на должностях ниже того уровня, на который рассчитывали. Потому у голландцев высшая школа не относится к категории почти необходимого, как зачастую бывает в России».

Десятилетия экономической стабильности также способствуют тому, что молодое поколение не спешит, завершив один уровень образования, сразу же переходить на более высокий.

«Когда большинство семей на протяжении нескольких поколений живут в достатке, их дети могут позволить себе потратить время на поиски себя, а то и просто поизучать слонов в Северной Индии или поиграть на кельтской арфе, – продолжает Врееман. – В Нидерландах отношение к человеку не связано с уровнем его образования или дохода. Здесь не принято жестко конкурировать, доказывать себе и другим свою значимость. Доминирует так называемый принцип достаточности. Например, жить достаточно хорошо – это очень по-голландски».

насчитывается сейчас в России (без учета филиалов). На начало 2010 г. дипломы о высшем образовании выдавало порядка 1500 заведений. Таким образом, за последние 10 лет закрылось почти 50% университетов и их филиалов по причине недостаточного уровня компетенций преподавательского и профессорского состава и несоответствия федеральному государственному образовательному стандарту

Схожая картина в Чехии. «Школьники в последние годы обучения могут осваивать специальности, например, пекаря, строителя, фельдшера. Поскольку выпускники школ зачастую уже имеют профессию, они могут сразу идти работать.

Такой путь выбирает большинство, – рассказывает аспирантка Карлова университета в Праге Владислава Польякова. – Благодаря такой системе высшее образование в Чехии не так востребовано, как в России.

Хотя некоторые чехи сразу после школы идут в университеты, чтобы иметь возможность найти работу намного лучше».

В то же время для построения серьезной карьеры диплом необходим практически во всех странах. «Высшее образование для большинства крупных компаний – обязательное и необсуждаемое требование при приеме на работу на хорошую должность.

Не удивительно, что в США многие стараются его получить, несмотря на дороговизну обучения», – рассказывает HR-консультант компании Databasic Inc. (Вашингтон) Олег Долгих.

Он сравнивает образование с башней: чем выше поднимаешься, тем лучше видно и тем просторнее – меньше конкурентов, выше заработок.

«Зачастую не так важно, какой именно университет окончил соискатель, какое место в международном рейтинге сейчас занимает его alma mater, как то, что у человека в принципе есть диплом. Особенно когда речь заходит о среднем и старшем поколении», – говорит Долгих.

«Сам по себе диплом никогда не был гарантией успешной карьеры или высокого социального статуса, – подчеркивает нейрофизиолог, психолог и HR-консультант Марина Беляева. – Все зависит от мотивации, личных достижений будущего специалиста, выбора направления, готовности к дальнейшему развитию в профессии».

При этом для России характерно, что человек, получив диплом по одной специальности, уходит совершенно в иные сферы.

И чем проще процесс обучения и менее специфично выбранное направление, тем ниже вероятность того, что, поступая в вуз, человек принимает сознательное решение использовать полученное образование в своей дальнейшей работе. И наоборот.

Например, по данным Росстата, в области клинической медицины свою деятельность продолжает 97% выпускников медицинских вузов. Среди выпускников педагогических вузов только 20% кардинально меняют сферу деятельности, 80% так или иначе связывают свою жизнь с образованием, преподаванием и просвещением.

Среди IT-специалистов полных «перебежчиков» уже больше – 22%: их знания и навыки востребованы сегодня во всех отраслях и IT-специалисты способны встраиваться почти в любые производственные и управленческие процессы. Куда меньше верны профессии обладатели дипломов юристов: работу по профилю продолжает немногим более 70%.

А из выпускников факультетов экономики и управления свои знания использует по прямому назначению лишь 60% выпускников, остальные уходят в другие сферы деятельности.

Причины, вынуждающие выпускников вузов искать иное применение своим способностям, разные. Кто-то не может найти работу по специальности, кого-то не устраивает зарплата. «Никто не знает, сколько и каких специалистов необходимо подготовить.

Чаще всего руководители образовательных программ ориентируются на контрольные цифры приема, которые спускает министерство, и не занимаются исследованиями того, какие специалисты с высшим образованием и в каком количестве нужны конкретному региону.

Чуть лучше дело с этим обстоит в федеральных вузах и национальных исследовательских университетах, – указывает Щеглова. – Эффективность диплома измеряется долей трудоустроенных выпускников и размером их зарплаты.

Данные Росстата показывают, что в целом уровень занятости выпускников вузов и их зарплата выше, чем у тех, у кого нет диплома. Но эти преимущества образования нивелируются экономическим неравенством регионов: дипломированный специалист в Иванове зарабатывает вдвое меньше, чем такой же в Красноярске».

О сегодняшних предпочтениях абитуриентов Фальков рассказал в августе на совещании у президента Владимира Путина. В целом, без разбивки по вузам и регионам, выпускники школ чаще всего в 2020 г. выбирали информационные технологии, инженерное дело, медицину и педагогику.

По всей стране выросли рейтинги специальностей, связанных с химией, биологией и физикой. Пользуются спросом направления, в основе которых изучение компьютерных технологий, методов обработки данных. Выросла популярность факультетов, связанных с цифровой аналитикой и веб-разработкой.

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в 2020 г. самый высокий конкурс был на мехмате, биофаке, факультете вычислительной математики и кибернетики. А на один из самых молодых факультетов МГУ – космических исследований конкурс составил 40 человек на место.

По данным Росстата, на фоне пандемии почти на 4% увеличилось число поступающих в медицинские вузы.

В то же время, как показывают исследования ВШЭ, определенный дисбаланс сохраняется: с 2015 по 2019 г. высокий спрос сохранялся на медицинские, педагогические, физико-математические, юридические, экономические, строительные и IT-специальности. В то же время сельскохозяйственные направления демонстрируют постоянный недобор даже на бюджетные места.

Согласно результатам обследования рабочей силы Росстатом за 2019 г. в целом по России 69% выпускников вузов работают по специальности или «скорее по специальности».

Читайте также:  Материнский капитал в 2020 году: какие изменения планируются в программе

Однако в стране очень высок уровень региональной дифференциации в трудоустройстве выпускников, обращает внимание Щеглова: «Например, в Кировской области трудоустраивается 95% выпускников вузов, а в Ингушетии 41% молодых специалистов остаются безработными».

составили в 2019 г. госрасходы на образование в расчете на одного обучающегося в вузе

Так или иначе, значительное количество выпускников сталкиваются с проблемами трудоустройства. Работодателям сложно проверить компетенции молодого специалиста, и они предпочитают людей с опытом.

Во времена СССР, когда существовала единая программа обучения, по вкладышу в диплом с оценками можно было хотя бы примерно понять, чему именно и насколько обучен человек.

Сегодня каждый вуз в той или иной степени самостоятельно разрабатывает образовательные модули, потому не всегда предсказуемы набор компетенций выпускника и их уровень.

«Подразделения HR в крупных компаниях выстраивают собственные системы проверки квалификации молодых специалистов без опыта работы, – рассказывает Нина Яныкина, ректор Университета 20.35. – Обычно на новое место человек приходит с резюме.

У HR есть свои критерии, по которым определяется, подходит ли сотрудник. Например, место предыдущей работы, наличие рекомендаций, сертификатов о прохождении курсов, стажировок, практик. Но когда речь идет о выпускнике, тут один показатель – диплом определенного вуза.

В современной ситуации он может быть дополнен цифровым портфолио».

Для студентов Университета 20.35 наличие цифрового резюме – обычная практика. В него заносятся сведения о прохождении курсов, об участии в конференциях, интенсивах, создании стартапов, практике, стажировках в компаниях и т. п.

Причем самостоятельно занести информацию в портфолио, т. е. подделать или «накрутить» компетенцию, студент не может.

«Такое цифровое портфолио наряду с дипломом вуза, который котируется у работодателя, помогают вчерашнему студенту быстрее трудоустроиться и реализовать свои амбиции», – уверена Яныкина.

Вуз дает фундаментальные знания, создает базу, позволяющую самостоятельно решать сложные задачи. Но главное – практика. «Совмещение учебы с работой позволяет студенту не столько зарабатывать, сколько приобретать и накапливать опыт, на который потом будет смотреть потенциальный работодатель», – подчеркивает Щеглова.

Трудоустройству молодых специалистов помогает сотрудничество институтов с крупными компаниями. «У нас более 300 вузов-партнеров, – рассказывает Андрей Очеретный, исполнительный директор Центра академических партнерств «Сбера». – Форматы сотрудничества разные.

С одними мы работаем в рамках образовательных программ подготовки студентов и переподготовки преподавателей. С другими – через поддержку работы бизнес-инкубаторов и помощь в развитии перспективных стартапов.

А с кем-то мы работаем по карьерным мероприятиям – например, предлагаем студентам стартовую позицию, стажировку или практику для успешных первых карьерных шагов в «Сбере».

В компании Biocad, по словам ее вице-президента по HR Александра Глазкова, с 2014 по 2020 г. стажировку прошло 466 студентов более чем из 90 вузов. «Каждый четвертый продолжил свою карьеру в Biocad», – говорит Глазков.

А гендиректор компании «Геопроект-изыскания» Николай Алексеенко считает, что предприятия должны формировать прямой запрос к вузам с ориентацией на решение будущим выпускником определенных задач, чтобы по окончании вуза он мог быстро интегрироваться в производственный процесс.

«За последние годы в нашей компании прошли практику несколько десятков человек, в том числе из МГУ и Бауманки, – рассказывает Алексеенко. – Я уверен, что их карьера складывается успешнее по сравнению с теми, кто учился только по книгам.

Совместно с Государственным университетом по землеустройству мы создали базовую кафедру цифрового землеустройства, и часть занятий проходит непосредственно в нашей компании».

Генеральный директор союза «Молодые профессионалы WorldSkills Russia» Роберт Уразов также считает важной возможность реальной верификации полученных студентами навыков и знаний.

«Например, отправляют на соревнования студента-инженера второго курса, дают ему задание по инженерному дизайну, а он не может выполнить базовый чертеж. Сразу возникает реальная оценка ситуации, – поясняет Уразов. – Инженер должен уметь сделать чертеж.

Независимо от того, выполнен он карандашом на бумаге или в компьютерной программе, этот навык должен быть. Конечно, знания инженера-конструктора состоят не только из этого.

Но если базовый навык, с помощью которого профессионал собирается зарабатывать, делать стартап, расти и строить профессиональную карьеру, находится на нулевом уровне, о чем можно говорить? И лучше об этом узнать на первом или втором курсе, чем когда выпускник с дипломом уже придет на работу. Именно поэтому важны стажировки, соревнования, практики, работа в бизнес-инкубаторах».

Все большую популярность приобретает гибкая система подготовки студентов, которая позволяет собрать и достроить те компетенции, которые будут востребованы в профессиональной деятельности.

Например, те части высшего образования, которые организуют мышление, или базовые системные знания по психологии, включая социальную психологию, так же необходимы для эффективного менеджера, как и знания законов экономики и основ производства. «Четко определить границы профессии сейчас невозможно. Одни профессии быстро отмирают, им на смену приходят новые, требующие иных компетенций.

Поэтому высшее образование, как и курсы дополнительного образования, встраивается в практику обучения в течение всей жизни, – отмечает Щеглова. – Так называемое life long learning – это не собирание «корочек», а необходимые элементы развития человека. Конструирование компетенций по принципу Lego учит постоянной адаптации в работе.

Подобные практики, например, используются по выбору для общеуниверситетских курсов в НИУ ВШЭ. Они так и называются: «МагоЛего». Любой студент может записаться на такой курс независимо от направления подготовки и изучать почти все – от древних рун до машинного обучения».

Часто аргументом в споре о ценности диплома является то, что многие успешные люди и визионеры не имели документа о классическом для своего времени образовании. В пример приводят Генри Форда, Билла Гейтса, Стива Джобса, Джона Дэвисона Рокфеллера.

«Конечно, единичные прорывы, в основе которых лежит глубокая вовлеченность конкретного гения, будут происходить и дальше, – считает Ирина Гордина, продюсер образовательных и социальных проектов.

– Но системное высшее образование гарантирует, что специалист освоился в поле знаний структурированно, что из его обучения не выпало самое важное – формирование широкого профессионального и гуманитарного кругозора. Можно бесконечно развиваться в любом направлении.

Но именно в университете человек получает базу научного мышления, раскрывает способность принимать взвешенные решения, учится выстраивать отношения в будущем профессиональном кругу».

Часто диплом уже действительно не дает в современном мире значимых профессиональных кредитов. «С точки зрения прикладных навыков быстро наступает инфляция образования, – отмечает Щеглова. – Это особенно характерно для сфер искусства, дизайна, медиа, многих направлений IT».

Сегодня теоретические и практические навыки можно получить самыми разными способами – есть множество курсов (включая онлайн), образовательных центров и программ. Да и специальностей, где не требуется высшее профильное образование и где успех зависит исключительно от личных навыков и практики, немало.

«Кому должны предъявлять диплом о высшем образовании видеографы, независимые блогеры или стрингеры? Сами себе? – рассуждает Светлана Ярославская, директор Учебного центра кино и телевидения UHD. – На них работает собственное портфолио, личный блог, харизма.

Да и ни одно образовательное учреждение не обеспечит вам высокий уровень профессионализма, до тех пор пока вы сами не наработаете этот уровень».

Работодатель требует на хранение оригинал диплома

Трудовые войны: можно ли уволить сотрудника, если он не предоставил диплом о высшем образовании

Работодатель требует на хранение оригинал диплома Работодатель потребовал от сотрудницы представить документ (диплом) о высшем образовании. Сотрудница, занимавшая должность юрисконсульта, данное требование не выполнила, хотя утверждала, что диплом у нее имеется. Ее уволили.

На повестке дня: Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2018 № 33-38681/2018.

Предыстория: работодатель потребовал от сотрудницы представить документ (диплом) о высшем образовании. Сотрудница, занимавшая должность юрисконсульта, данное требование не выполнила, хотя утверждала, что диплом у нее имеется. Ее уволили на основании абз. 4 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

Задействованные нормы: ст. 77 ТК РФ и ст. 84 ТК РФ.

Цена вопроса: восстановление на работе.

В суде сотрудница потребовала признать увольнение незаконным и восстановить ее на работе. По ее словам, при заключении трудового договора она представляла работодателю все необходимые документы, в том числе подтверждающие наличие образования.

Читайте также:  Уволиться без отработки: половина зарплаты выплачиваутся в конверте

Суд отказал в удовлетворении данных требований. По закону нарушение правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, является самостоятельным основанием для увольнения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Выполнение работы по занимаемой истцом должности (юрисконсульт) требовало наличие высшего образования. У работодателя соответствующий документ об образовании отсутствовал.

Хотя сотрудница и утверждала, что представляла диплом при трудоустройстве, копии диплома в ее личном деле не обнаружилось. Не был он представлен и тогда, когда работодатель прямо потребовал его представить. Перед увольнением сотрудница диплом также не представила.

То есть у работодателя отсутствовали сведения о наличии у работника данного диплома. В этой связи отсутствовали и основания для сохранения трудовых отношений в силу прямого указания ст. 84 ТК РФ.

При этом поведение работника, не представившего диплом об образовании, в данном случае является недобросовестным. Работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, которые могли бы наступить вследствие недобросовестных действий со стороны работника.

Поэтому суд признал, что работодатель законно уволил сотрудницу. Оснований для восстановления ее в должности не имеется.

Копии документов сотрудников и защита персональных данных — Контур.НДС+

Работодатель требует на хранение оригинал диплома

В организации ведутся личные дела сотрудников. При приеме на работу специалист по кадрам снимает копии с документов и вкладывает их в личное дело. Правомерно ли это с учетом закона о защите персональных данных? Рассмотрим, как нужно поступать с документами и личной информацией сотрудников, чтобы не получить штраф от Роскомнадзора.

О ведении личных дел

Работодатель обязан вести личные дела сотрудников, если это прямо предписано нормативными актами. Например, такое требование установлено для органов исполнительной власти.

У тех компаний, кто не попадает под действие таких актов, обязанности вести личные дела сотрудников нет. Однако иногда работодатели начинают их формировать по своей инициативе. В таком случае они сами составляют перечень документов, которые нужно включить в личное дело.

Но при этом важно соблюдать закон о конфиденциальности персональных данных.

Итак, по той или иной причине в компании решено формировать личные дела работников. Прежде всего нужно составить локальный нормативный акт, который определит важные моменты и правила. Это может быть стандарт или положение. В нем целесообразно отразить все нормы оформления личных дели и состав документов.

Главное правило: не стоит собирать лишнюю информацию о сотруднике про запас — только то, что действительно важно. Иначе будут нарушены принципы работы с персональными данными.

Защита личных сведений

О работнике можно собирать только ту информацию, которая отвечает определенным целям обработки персональных данных. Иначе организация может быть оштрафована по статье 13.11 КоАП на сумму от 30 до 50 тыс. рублей. Должностное лицо получить штраф в размере 5-10 тыс. рублей, а гражданин — в сумме 1-3 тыс. рублей.

Как же правильно поступать с документами сотрудника? Обратимся к статье 65 Трудового кодекса. В ней сказано, что документы предъявляются физическим лицом при приеме на работу.

Иначе говоря, документы должны быть предъявлены работодателю, после чего они возвращаются сотруднику. При этом в ТК РФ не говорится о том, что специалист работодателя вправе снимать с них копии.

Итак, без согласия работника кадровый специалист может сделать лишь следующее: взять документы сотрудника и внести информацию из них в его личную карточку Т-2.

На практике работодатели часто любят собирать разную информацию о своих сотрудниках и хранить копии их дипломов, СНИЛС, паспортов. Однако все это все эти документы содержат персональные данные работников, которые защищаются законом. Собирать личную информацию, которая соответствует законной цели.

Причем цель должна быть вполне конкретной. Например, нельзя хранить персональные данные сотрудника на тот случай, если вдруг их запросит прокуратура или Служба судебных приставов. Пока такого запроса нет, эта информация работодателю не нужна.

Соответственно, если он заранее ее собрал и хранит, тем самым он нарушает закон о защите персональных данных.

Важно! Обработка персональных данных гражданина допустима, если это необходимо, чтобы исполнить договор, стороной которого он является. Это сказано в части 1 статьи 6 закона о персональных данных от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ.

Если работник дал согласие

Казалось бы, проблема решается просто — можно взять с работника документ о том, что он разрешает обработку своей информации. Но на самом деле этого недостаточно. Даже если сотрудник согласился, это не значит, что появилась законная конкретная цель для обработки данных.

Важно! Работодателям нужно запомнить простое правило: если нет цели, то нет и права хранить копии личных документов сотрудника.

В упомянутом законе определены принципы защиты персональных данных. Суть в следующем:

  1. Должны стоять конкретные, заранее определенные цели, в соответствии с которыми собираются личные данные человека. Как только эти цели достигнуты, обработка его персональных данных должна прекращаться.
  2. Нельзя собирать информацию, которая не соответствует упомянутым выше целям.
  3. Обработке подлежат только те сведения, которые соответствуют указанным целям.
  4. Содержание и объем обрабатываемых данных должен соответствовать цели обработки.

О согласии на обработку персональных данных сказано в статье 9 закона. Оно должно содержать опять же цель обработки, а также перечень действий, которые с этими данными могут быть совершены.

Вывод: хранить копии документов сотрудников в кадровом делопроизводстве можно только в том случае, если это нужно для конкретных целей.

Например, личные сведения могут быть собраны для размещения на сайте работодателя (в разделе «Наши сотрудники») или для оформления полиса добровольного медицинского страхования. Пример избыточной цели — хранение личных данных на случай поступления запроса из государственных органов.

О копии паспорта

В копии паспорта есть не только имя, дата рождения и прочая информация — она может являться источником биометрических персональных данных.

В частности, на фото можно заметить особенности внешности человека. Такая информация охраняется законом.

Соответственно, хранить копии паспортов работников нужно, во-первых, при наличии адекватных целей а, во-вторых, взяв с них согласие на это.

Подведем итоги

Итак, если работодатель планирует вести личные дела своих сотрудников, то просто приложить к ним копии документов неправомерно. Для этого необходимо, чтобы:

  • было законное основание (правовой акт или внутренний документ);
  • была определенная, законная и адекватная цель обработки информации;
  • было письменное согласие работника на обработку его персональных данных;
  • в согласии была указана цель обработки.

Эти выводы подтверждаются судебной практикой.

Подтверждение (признание) диплома об образовании иностранного государства в РФ: официальный сайт Главэкспертцентра

Подтверждение диплома иностранного государства в России – важный вопрос для граждан, приехавших в РФ для устройства на работу. Все бумаги об образовании, полученные за границей, необходимо в обязательном порядке подтвердить, прежде чем предъявлять при трудоустройстве.

Рассмотрим, каким образом проходит процедура признания и куда необходимо подавать заявку.

Что такое подтверждение иностранного диплома

Подтверждение диплома в России (нострификация) – процедура признания образовательных бумаг, которые выданы в иностранных государствах, анализ их соответствия российским нормам.

Основания для признания иностранного образования в РФ

Различают два вида нострификации:

  • академическая, предполагающая продолжение процесса обучения в России на том же уровне;
  • профессиональная, дающая возможность на осуществление трудовой деятельности в РФ.

Между Россией и зарубежными странами производится заключение договоров, позволяющих вести сотрудничество по процедурам подтверждения. Они упрощают процессы нострификации и приводят документацию к единым стандартам.

Зачем нужно подтверждение (нострификация) диплома

Иногда путают понятия нострификации, легализации и апостиля. Легализацией является подтверждение подлинности бумаги, когда происходит ее заверение в консульстве. Если требуется признание удостоверения, на нем проставляют апостиль.

Апостиль свидетельствует о том, что подпись подлинная. Штамп ставят на оригинале, в Министерстве образования, сотрудниками службы подтверждения бумаг по образованию.

Легализация и апостилирование — процедуры, признающие действительность бумаг, а во время нострификации производят анализ полученных за границей знаний на соответствие нормам РФ.

Дипломы каких стран признаются в России

Иногда признание в России диплома не требуется. Правительством РФ принят список образовательных учреждений, которые признаются в РФ без подтверждения. В нем около 20 стран и 200 университетов, большинство из них принадлежит к США и Великобритании.

Полный список учреждений, признаваемых в РФ, имеется на веб-сайте кабинета министров.

Читайте также:  Принуждают к увольнению: мой график работы 5-дневка. Работаю экскаваторщиком

Официальный сайт Главэкспертцентра по подтверждению дипломов

Работу по признанию дипломов ведет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Также служба по надзору в сфере образования работает над аттестацией научных сотрудников вузов.

Национальный центр «Государственный центр оценки образования» (НИЦ «Главэкспертцентр») — звено, выполняющее этапы осуществления нострификации. Сюда подаются требующиеся бумаги для подтверждения образовательных свидетельств, полученных за рубежом.

Как подтвердить диплом через НИЦ Главэкспертцентра

Для подтверждения диплома об образовании в России необходимо:

  1. Оформить заявку – на бумажном варианте или в электронном формате.

  2. Подготовить документацию. Есть обязательный перечень, но если предоставить дополнительные бумаги, период оформления заключения сокращается.

  3. Подать заявку и приложения. Бумаги передаются лично, с помощью законного представителя с доверенностью или отправляются почтой.

  4. Оплатить госпошлину (6 500 руб.). Квитанцию выдают при сдаче документов или отправляют почтой. Оплатить ее необходимо до того, как выдано свидетельство об эквивалентности.

В среднем решение по заявке принимается за 38 календарных дней.

При подтверждении зарубежного свидетельства на территории РФ Рособрнадзор оформляет свидетельство о признании эквивалентности образовательного документа. Его получают непосредственно в Главэкспертцентре.

Получить данный документ может заявитель (представитель по доверенности), почтовым отправлением или лично. При выдаче лично в руки требуется предъявить паспорт.

При оформлении заявки в электронном формате и выдаче свидетельства при обращении лично – требуется предъявление паспорта и документа, который требуется признать.

Работодатель требует на хранение оригинал диплома

Перечень необходимых для признания документов

Для осуществления процедуры предъявляются:

  1. Документ, удостоверяющий личность. При сведениях, написанных в нем на отличном от русского языке, прилагается перевод. В ситуации предъявления дубликата с русскоязычной информацией – сдается обычная копия. При предъявлении документов представителем, требуется также его паспорт.

  2. Бумага, свидетельствующая о полученном образовании. Прилагается нотариально заверенный перевод при предъявлении признаваемых бумаг на языке, отличном от русского. Если есть русскоязычное дублирование сведений документа и оттиска печати – предъявляется копия.

  3. При наличии, приложение к удостоверению. Стоит проверить, что номера приложения и документа об образовании соответствуют. Возможно предъявление архивной справки или прочих бумаг, позволяющих соотнести зарубежные знания с образованием в Российской Федерации.

    В архивной справке обязательно указываются: дата окончания и поступления; реквизиты удостоверения; специальность; номер лицензии учреждения, выдающего свидетельство.

    При отсутствии данных направляются запросы в страну выдачи, а срок рассмотрения увеличивается до 90 дней.

  4. Доверенность, когда бумаги предоставляет представитель.

  5. При наличии, бумага о изменении фамилии. Предоставляется свидетельство о браке (копия, удостоверенная нотариусом, или оригинал и обычная копия), когда в документах прописана фамилия до брака. При содержании в документе информации не на русском языке, предъявляется перевод, заверенный нотариусом.

  6. Для работы на танкерах требуется танкерное подтверждение к документу об образовании.

При большем количестве предоставленных бумаг, время рассмотрения и принятия решения сокращается. В качестве дополнительного документа рекомендуется предъявить предыдущие образовательные бумаги (школьный аттестат, корочки колледжа, диплом бакалавра, диплом магистра и т. д.).

Инструкция по подаче заявления в Главэкспертцентр

Заявка подается:

  1. Непосредственно саму организацию.

  2. Почтовым отправлением. С территории Российской Федерации бумаги отсылаются по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, 11/9, 115419 ФГБНУ «Главэкспретцентр»; из прочих государств: Ordjonikidze str., 11/9, Glavexpertcentr, Moscow, Russia, 115419.

  3. В электронном формате на сайте «Главэкспертцентра».

Отслеживание статуса заявления и получение результатов

По номеру заявки на электронной странице «Главэкспертцентра» (http://uslugi.glavex.ru) есть возможность отследить процесс прохождения этапов. Также статус можно проверить, используя личный кабинет.

При состоянии заявки «Готов к выдаче или отправке», стоит позвонить в отдел дистанционного обслуживания для получения информации о дальнейших действиях.

Нострификация в особых случаях

Особенности подтверждения украинского диплома в России

Россия и Украина заключила несколько договоров, подтверждающих образовательные документы, научные звания и ученые степени. Не требуется подтверждать украинские (как и казахстанские) документы.

Диплом со сроком годности — чем грозит инициатива

Работодатель требует на хранение оригинал диплома

В настоящее время правительство проводит активную реформацию отечественной системы образования. Для этого предпринимаются определенные действия – например, дистанционное обучение для школьников и студентов, а также высказываются различные инициативы – к примеру, о введении дипломов «со сроком годности». Не так давно пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сделал заявление, в котором назвал выдачу бессрочных дипломов «абсурдом» и предложил ввести новую категорию образовательных документов – «дипломы по требованию». Имея такой документ, гражданин будет обязан подтверждать актуальность знаний в момент его предъявления – например, при трудоустройстве.

Естественно, общество не поддержало инициативу Пескова и его сторонников.

Чиновникам напомнили, что главная проблема заключается не в актуальности знаний, а в том, что дипломы в нашей стране огромное количество людей просто покупают, а не получают честным путем – после нескольких лет обучения.

Также не следует забывать, что если человек несколько лет работает по специальности, подтверждать наличие необходимых компетенций ему в принципе не нужно.

Подтверждение и повышение квалификации работника. Действует ли при этом прежний диплом?

В нашей стране существует несколько видов образования. Наряду с традиционными колледжами, техникумами и вузами действуют учреждения ДПО, предлагающие курсы повышения квалификации и профессиональный переподготовки на любой вкус и кошелек.

Последние реализуются также удаленно и позволяют за относительно короткий период времени освоить новую специальность, при этом никак не влияя на основное образование, которое гражданин получил ранее.

Выдаваемые учебными центрами ДПО документы позволяют работать по новой специальности, однако они не аннулируют полученный в техникуме или вузе диплом.

В большинстве случаев повышение уровня квалификации носит добровольный характер, но есть сферы, в которых это обязательная процедура, закрепленная в официальных нормативно-правовых актах.

В качестве примера можно привести педагогическую деятельность и здравоохранение.

Сотрудники, прошедшие курс повышения квалификации, сдают итоговый экзамен (проходят аттестацию), по которому оцениваются их профессиональные навыки и компетенции.

Срок годности диплома

Если инициативу Дмитрия Пескова поддержат в правительстве, образовательные документы нового образца могут появиться в обороте в течение пяти – десяти лет. Главная цель «дипломов по требованию» — отражение актуальных знаний обладателя. По замыслу инициатора, они должны стать альтернативой выдаваемым в вузах документам.

Иными словами, если выпускник закончит образовательное учреждение с низкими оценками, он сможет пройти профильные курсы и изменить их на более высокие баллы. Например, если в дипломе стояла тройка по информатике, можно будет переобучиться и исправить ее на пятерку.

Так, «диплом со сроком годности» будет способен отражать реальные знания специалиста в настоящее время, а не полученные много лет назад и, возможно, потерявшие актуальность.

Слухи насчет того, что диплом теряет юридическую силу через 5 лет с момента выдачи, если гражданин не работал по специальности, имеют глубокие корни. При СССР в таких случаях было необходимо подтвердить свои профессиональные компетенции, сдав экзамен.

В нынешних реалиях абсолютно все дипломы имеют неограниченный срок годности, дополнительные процедуры для уточнения уровня квалификации на законодательном уровне не предусмотрены.

Работникам образовательной, медицинской и некоторых других сфер необходимо на регулярной основе проходить курсы повышения квалификации, но даже если они этого не сделают, диплом не «сгорит», просто найти работу будет сложнее.

В нормах ТК РФ указано: если выпускник трудоустраивается впервые в течение 12-ти месяцев после окончания вуза, ему не нужно устанавливать испытательный срок. Но этот пункт нельзя трактовать так, что диплом актуален лишь 1 год.

Что интересует работодателя

Сторонники инициативы введения дипломов «со сроком годности» отмечают в качестве плюса увеличение финансирования вузов, так как многим людям придется начать учебу заново, а второе образование в нашей стране платное. Но минусов от нововведения, конечно, будет больше. Для людей реформа обернется тратой денег, времени и нервов.

Не стоит забывать о том, что в России человек может с отличием закончить вуз, а потом банально не иметь возможности устроиться на работу по специальности на протяжении многих лет. Когда, наконец, ему подвернется походящий вариант (например, через 5 лет), вместо исполнения непосредственных трудовых обязанностей нужно будет снова проходить обучение.

Также стоит помнить, что в крупных компаниях существуют собственные корпоративные университеты (например, в РЖД). Сотрудники на регулярной основе проходят образовательные курсы, организованные работодателем.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *