Правомерность действий со стороны университета

Мы живем в несовершенном мире. Каждый из нас встречался с ситуациями, когда его права ущемлялись. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что студенты – одна из самых незащищенных категорий людей? 

Всё дело в том, что они слишком молоды, нерешительны и неопытны, чтобы противостоять произволу. И если есть подозрения, что правам студента что-то угрожает, надо знать, куда обратиться и что делать, чтобы защититься.

На нашем телеграм-канале уже можно найти информацию о том, что делать, если не сошлись характером с преподавателем или назрел явный конфликт. Сейчас же мы хотим рассказать, куда идти за помощью, к кому обращаться для защиты прав студентов.

Права студента в вузе, ссузе: кто может их нарушить?

Нарушить права студента может любой, у кого есть власть. Это может быть совершенно любой работник учреждения образования или общежития, в котором проживает учащийся вуза.

Иногда властью злоупотребляют охранники, библиотекари, врачи, медработники и пр.

Как студенту понять, что его права нарушаются?

Иногда нарушение прав видно не сразу. Для учащихся, впервые оказавшихся в неудобной ситуации, может показаться, что все идет, как и должно.

Чтобы понять, что вашим правам угрожает, обсудите неловкую ситуацию с другими студентами или в деканате.

Чаще всего студенты на интуитивном уровне понимают опасную ситуацию. Случаи, когда нарушают права учащихся, часто противоречат здравому смыслу. Например, требуют приносить на экзамен деньги или другие материальные ценности, что является не только нарушением закона о защите прав студента, но и уголовного законодательства.

Что делать, если права студента нарушаются?

Есть несколько путей развития ситуации:

  1. Смириться и жить дальше. Но чем больше вы молчите и смиряетесь, тем дальше заходит неприятная ситуация. К тому же, молчание и ничегонеделание провоцируют повторение неприятных моментов и в вашей жизни, и в жизни других.
  2. Решать проблему. Откровенно рассказав о неприятной ситуации начальнику кафедры, декану, замдекана или ректору, чаще всего можно раз и навсегда решить вопрос. В противном случае можно привлечь ведомства (суды, прокуратуру и пр.). Чаще всего обращения через университетский сайт или общения с проректором по учебной работе вполне достаточно, чтобы решить проблему.
  3. Зафиксировать проблему, чтобы в дальнейшем обдумывать способы ее решения. Для фиксации часто используют аудио- или видеозаписи, а также привлекают свидетелей. С этими доказательствами можно привлечь к ответственности того, кто покушается на ваши права.

В любом случае рекомендуют попытаться решить проблему в стенах университета, не вынося ее за пределы вуза. Идти в сторонние организации или полицию лучше в крайних случаях, когда видно, что проблема не решается внутри.
Правомерность действий со стороны университета
Нередки ситуации, когда права студентов нарушают в медпункте. Работник отказывает в полноценной медицинской помощи, и на все вопросы решение только одно: активированный уголь

Что делать, если возникли проблемы в библиотеке?

Бывает, что права студентов нарушают в библиотеке. Например, всем студентам одного и того же курса выдают совершенно разную литературу, ссылаясь на то, что есть. При этом преподаватель четко дал понять, что данная литература совершенно не подходит для изучения. 

Если работник библиотеки никак не реагирует на ваши замечания, нужно обратиться за помощью напрямую к заведующей или директору библиотеки. Важно донести посыл, что отсутствие нужного учебника серьезно затрудняет вашу учебу. Если это не помогло, обращайтесь за защитой к замдекану.

Что делать, если студенту предоставили в столовой некачественную еду?

Если во время питания в столовой студент отравился, важно взять в медучреждении справку об отравлении и предоставить ее копию проректору по АХЧ.

Если это не возымело своего действия, идите в СЭС по адресу, к которому принадлежит университет. Они займутся проверкой.

Что делать, если преподаватель занижает оценку?

Предвзятое отношение к студенту – прямое нарушение его прав. Часто бывает, что из-за личной неприязни педагоги пытаются проучить студента, занижая ему оценку.

Если вы твёрдо уверены в своих знаниях, открыто спросите у преподавателя о критериях оценки. Если ваши ответы строго соответствуют описанным критериям, обращайтесь к замдекана по учебной работе. Если у вашей группы есть куратор, попробуйте попросить помощи у него.

Что делать, если проблемы с вахтером/охранником?

Бывает, что охранник или вахтер нахамил или не пропускает без веского основания в общежитие/вуз.

Обратитесь к заведующему общежития/декану. Для большей достоверности попросите знакомых засвидетельствовать факт нарушения прав: сделать фото, снять видео и т.д.

Чаще всего студенты идут за помощью в деканат. Но что делать, если произвол преподавателей продолжается?

Мы собрали список организаций, которые помогут защитить ваши права:

Как студенту защитить свои права, если вуз закрывается?

Одно дело, если учащийся уже защитил диплом. И совсем другое, когда на середине пути он вдруг узнает, что университет закрывается. Что делать в этом случае? Как защитить свои права?

Итак, вот важная информация, которую нужно знать студенту закрывающегося вуза:

  1. Университет должен найти и распределить студентов в принимающий вуз с сохранением специальности и формы обучения (дневной или заочной), курса и стоимости. Также вуз должен передать в принимающее учреждение образования все материалы по учащимся и учебным планам. Для перевода необходимо получить письменное согласие у всех студентов.
  2. Университет должен сообщить о закрытии не позднее 5 дней.

Если вуз закрывается из-за того, что ему не продлили лицензию, это хороший повод обратиться за защитой в Рособрнадзор, прокуратуру или суд по защите прав потребителей. В некоторых случаях это помогает вернуть внесенные заранее деньги за тот срок, который университет так и не отработает в будущем. 

О силе общественных организаций

Не так давно стали появляться все новые организации по защите прав студентов. В первую очередь ищите такой союз в своем вузе. Ведь если поток студентов в университете большой, то и тех, кто жалуется, тоже будет много.

Студентам не стоит бояться — в большинстве случаев работа с такими центрами полностью анонимна. Позвоните вы по телефону горячей линии, оставите обращение через сайт или придете лично на встречу – вам гарантируют конфиденциальность и помощь относительно прав и социальной защиты студентов.

Сюда можно обращаться в следующих случаях:

  • за консультацией по сложному делу;
  • за практической помощью по причине ущемленных прав;
  • для борьбы со множественными нарушениями; 
  • для повышения правовой грамотности;
  • для изучения законных льгот и возможностей и т.д.

Но прежде всего студент должен сам понять: ничего не удастся сделать, если не предпринимать никаких действий. Страх, лень, апатия, безразличие – всё это потворствует беспределу в вузах. Важно действовать, чтобы окончательно не потерять ваши права и не допустить страдания других. 

И если вы боитесь вступить в открытую борьбу, есть много людей, готовых поддержать вас в трудную минуту и подставить плечо помощи. В каждом городе есть такие центры и организации, которые оказывают консультативную и правовую помощь учащимся, чьи права были нарушены.

Боритесь за свои права. А если эта война отнимает слишком много времени и сил, не сдавайтесь. Вас всегда поддержит сервис студенческой помощи, если нет времени на написание курсовых или диплома.

21 студент vs МГУ им. М.В. Ломоносова. Перспектива иска. Что надо знать о правовых нормах, регулирующих образовательные отношения, прежде чем идти в суд

Газета «Коммерсант» опубликовала статью о подготовке студентами коллективного иска к МГУ.

Как понятно из статьи, основные претензии студентов к МГУ:

  • договор об образовании предусматривал очную форму обучения, а занятия проводились с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
  • студенты не могли посещать лекции, пользоваться библиотекой и были лишены возможности личного контакта с преподавателями, тогда как это предусмотрено договором на обучение;
  • отсутствовала возможность проведения полноценной практической и лабораторной работы, им был закрыт доступ к научно-исследовательскому оборудованию;
  • в процессе дистанционной передачи материала имели место технические сбои, что вызвано неготовностью используемых интернет-ресурсов;
  • преподавательский состав не был подготовлен к высокой степени информационной коммуникации, у него недостаточно выработаны навыки методик онлайн-преподавания и удаленной передачи знаний, в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования.

Какие исковые требования будут предъявлены к МГУ:

  • взыскание выплаченных средства за весенний семестр 2019–2020 учебного года и осенний семестр 2020–2021 учебного года (в иске не идет речь о конкретной сумме. По словам представителя студентов, в ходе судебного процесса истцы планируют привлечь специализированную оценочную структуру для анализа снижения качества образования).

Вероятно будет применено положение о соответствующим уменьшении цены оказанной услуги, предусмотренное п. 1 ст. 29 ФЗ «О защите прав потребителей» (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1).

  • Какая перспектива может быть у такого иска?
  • Уверен, что вероятность удовлетворения таких исковых требований крайне невелика.
  • И не потому, что ответчиком выступает МГУ и решение по такому иску будет иметь «прецедентный» характер по аналогичным спорам.
  • Отсутствие перспективы удовлетворения иска связано с отсутствием у истцов понимания как значений, так и действий правовых норм, регулирующих образовательные отношения.
  • Например, разберем довод: «договор об образовании предусматривал очную форму обучения, а занятия проводились с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ)».
  • Истцы считают, что очная форма обучения исключает применение дистанционных образовательных технологий.
  • Необходимо определиться с понятиями «очная форма обучения» и «дистанционная образовательная технология».
  • Очная форма обучения – это одна из пяти форм обучения, предусмотренных ФЗ «Об образовании».
  • Дистанционная образовательная технология – это только вид образовательных технологий, используемый для реализации образовательных программ.
  • Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
  • Самым простым примером использования дистанционной образовательной технологии является он-лайн занятие, когда педагогический работник, используя «программу-коммуникатор» проводит занятие для обучающихся, которые могут задавать педагогу свои вопросы.
  • Обучение в очной форме, предполагающей взаимодействие обучающихся и педагогических работников при реализации образовательных программ, может быть реализовано в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Читайте также:  Деятельность обслуживающей организации Славянка

В соответствии с Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», Указом Мэра Москвы от 08 июня 2020 года № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности», Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397, согласно которым в указанный период был введен запрет на посещение обучающимися образовательных организаций.

Также Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г.

№ 397 предусмотрено требование к оказанию образовательных услуг исключительно на расстоянии с использованием электронного обучения и дистнционных образовательных технологий, в связи с чем в период действия вышеуказанных ограничений и требований все образовательные организации высшего образования были вынуждены оказывать образовательные услуги с использованием дистанционных образовательных технологий.

Даже если на период введения ограничений студенты не могли посещать лаборатории для проведения практических занятий, то это не означает что было нарушение оказания образовательных услуг. Такие практические занятия могут быть включены в расписание занятий после снятия ограничений и проведены в течение всего срока обучения.

Таким образом проведение занятий в период ограничений с использованием дистанционных образовательных технологий не должно являться основанием для уменьшения цены за оказанные образовательные услуги.

Будем следить за разрешением этого спора.

Верховный суд разъяснил, может ли студент подать иск против оценки вуза — Российская газета

Эта история началась в Тюменском государственном университете. Там у одного из студентов старшего курса не получилось сдать экзамен на отлично. Точнее, молодой человек был уверен, что знает предмет на отлично, но педагоги с ним не согласились.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев: Портфолио станет альтернативой ЕГЭ

Тогда студент подал апелляцию на оценку. Преподаватели рассмотрели ее.

Но вместо того чтобы повысить студенту оценку его знаний, на что он рассчитывал, преподаватели отправили молодого человека сдавать экзамен еще раз.

И вот тогда обиженный студент попробовал оспорить это решение педагогов в зале суда. Но там от подобного иска отмахнулись, заявив, что судьи не должны разбирать такие вопросы.

А вот Верховный суд с этим не согласился. Он объяснил, что оценку студент оспорить не может, зато он имеет полное право оспорить саму процедуру апелляции.

А теперь детали этого необычного судебного спора. Наш студент заканчивал четвертый курс Тюменского государственного университета. В июне он сдал государственный экзамен на четверку. Но рассчитывал молодой человек не иначе как на отличную оценку.

Поэтому он не согласился с такой оценкой и подал апелляцию в специальную комиссию, в которой заседают преподаватели .

Апелляционная комиссия рассмотрела жалобу молодого человека. Но, вопреки его надеждам, вместо того, чтобы исправить оценку на «отлично», вообще отменила результаты экзамена и отправила студента пересдавать по второму кругу. Преподаватели решили, что была нарушена процедура.

Вуз, где учился студент — государственный, и порядок сдачи экзаменов устанавливает государство

Вот тогда молодой человек решил оспорить заключение апелляционной комиссии в местном суде. Сначала он отнес иск в Центральный районный суд Тюмени.

Так требовали правила Кодекса административного судопроизводства. В своем иске студент объяснил, что он вообще-то не ставил под сомнение процедуру проведения экзамена, поэтому апелляционная комиссия не должна была рассматривать этот вопрос.

Точно так же она не должна была и назначать повторную дату сдачи .

Вот результат попыток студента посудиться с преподавателями. Три местные судебные инстанции просто отказались принимать иск студента к рассмотрению. Местные суды в своих отказных решениях записали, что доводы молодого человека по существу сводятся к несогласию с итоговой оценкой, полученной им на экзамене.

Но суды подчеркнули, что они не вправе оценивать степень и уровень освоения студентом образовательной программы. И решение таких вопросов относится к компетенции административного ответчика.

Кроме того, решение апелляционной комиссии «не является властно-распорядительным» и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей. Поэтому законность решения нельзя оценить в порядке, предусмотренном административным кодексом.

Молодой человек, с которым не согласились сибирские суды, подал жалобу в Верховный суд РФ. И жалобу студента рассмотрели в административной коллегии. В итоге Верховный суд раскритиковал выводы нижестоящих инстанций и назвал их ошибочными.

Так, Верховный суд не согласился с тем, что решение апелляционной комиссии не является «властно-распорядительным». Ведь из-за этого решения студенту пришлось заново сдавать государственный экзамен, и без этого он не смог бы получить диплом о высшем образовании.

Суд признал законным отстранение педагогов от работы за отказ от вакцинации

К тому же вуз, в котором учился молодой человек, является государственным, и порядок сдачи экзаменов в нем устанавливает государство.

И этот порядок предусматривает право на обжалование результатов государственного экзамена по двум основаниям. Первый — нарушение процедуры его проведения. Второй — несогласие с оценкой.

Студент выбрал второй вариант, и по итогам такой жалобы апелляционная комиссия должна была либо отказать студенту, либо поменять ему оценку.

Верховный суд обратил внимание на то, что студент не ставил перед комиссией вопрос о процедурных нарушениях, а это значит, что и рассматривать его было нельзя.

А еще, по мнению высокой инстанции, сибирские суды сделали неправильный вывод о том, что молодой человек оспаривает в суде свою итоговую оценку. Ведь в своем исковом заявлении он указывал только на нарушения порядка сдачи экзаменов.

Надо подчеркнуть, что закон об образовании дает учащимся возможность оспаривать акты вуза. Например, они могут оспорить приказ об отчислении и потребовать восстановить их на учебе. А вот оспорить плохую оценку в суде не получится. Этого не допускает ни закон, ни судебная практика.

В итоге Верховный суд отменил все предшествующие решения по этому делу и обязал Центральный райсуд Тюмени рассмотреть спор по существу.

Кс защитил право граждан на компетентные ответы от госорганов — новости право.ру

Конституционный суд 1 апреля опубликовал постановление, в котором признал конституционными ряд положений КоАП и Арбитражного процессуального кодекса. Речь идет о ч.5 ст. 28.

1 КоАП (возбуждение дела об административном правонарушении) и ч. 3 ст.

201 АПК (решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц).

Поводом для проверки стала жалоба владелицы придорожного кафе на трассе М4 «Дон» Ольги Яковенко.

В 2018 году она обратилась в Росреестр по Воронежской области с просьбой возбудить административное дело в отношении собственника аналогичного заведения по соседству.

По ее мнению, взяв в субаренду отвод полосы с проездом, конкурент захватил территорию и препятствует деятельности кафе заявительницы. В ответ она получила письмо, в котором ей сообщили об отсутствии оснований для внеплановой проверки. 

В этом сюжете

Яковенко через суд потребовала признать незаконным бездействие Росреестра, поскольку ожидала либо возбуждения дела, либо определения об отказе в этом. Но суды отказали заявительнице.

Они, в частности, указали на то, что раз оснований для внеплановой проверки у Росреестра не было, то и выносить определение об отказе в возбуждении административного дела не требовалось.

В итоге Яковенко дошла до Конституционного суда.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом не принимается по одному только факту поступления обращения, необходима проверка изложенных в жалобе обстоятельств, указал КС. Если уполномоченное должностное лицо устанавливает, что материала для инициирования дела недостаточно, то выносится мотивированное определение об отказе.

«КоАП не предусматривает возможность отказа в возбуждении дела в иной форме, в том числе в форме письменного ответа, направляемого заявителю по правилам ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», – говорится в постановлении.

Отмечается, что письменный ответ может использоваться только в случаях, если будет установлено отсутствие события административного правонарушения, или обращение было направлено не по адресу. Такой подход отвечает принципам справедливости, законности, равенства, правовой определенности, поддержания доверия граждан к закону и государству, подчеркнул КС.

Если же уполномоченное лицо не вынесло такого определения, то АПК не исключает права это обжаловать. В том числе оспорить несоответствие формы отказа и признать его незаконным. Иное означало бы игнорирование гарантий защиты прав граждан.

Читайте также:  Если сотрудник уволился, может ли он потом вернуться на старую работу, если вакансия свободна?

Конституционный суд постановил пересмотреть дело заявительницы.

Как оспорить в суде действия или бездействие органов государственной власти

В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).
  • Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.
  • Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.
  • На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
  • Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).

  1. Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).
  2. В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).
  3. Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

  • Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
  • По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).
  • Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Одним из основных правозащитных органов в системе государственной власти являются — органы прокуратуры. Нередко граждане идут в органы прокуратуры, как в последнюю инстанцию.

Какие обращения подлежат разрешению в органах прокуратуры? В какие сроки рассматривается и разрешается обращение? Почему иногда прокуратура не принимает жалобу к своему производству?

Об этом интервью со старшим помощником прокурора республики по рассмотрению обращений и приёму граждан младшим советником юстиции Колодезниковой Марией Борисовной.

Мария Борисовна, здравствуйте! Тема сегодняшнего интервью, пожалуй, актуальна для каждого. С какими обращениями можно идти в прокуратуру?

Прокуратура является надзорным и правозащитным органом.

Органы прокуратуры не занимаются предоставлением каких-либо государственных услуг, льгот и гарантий, а надзирают за соблюдением законодательства и прав граждан при их предоставлении.

Прокуратура не осуществляет надзор за гражданами, разрешение жалоб на действия граждан находится в компетенции контролирующих и правоохранительных органов.

Мы разрешаем обращения (жалобы, заявления) граждан, предпринимателей и организаций о нарушении закона, их прав, свобод и законных интересов со стороны государственных органов, в т.ч. органов власти, контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц. В орган прокуратуры можно обратиться с любым таким обращением.

Какие существуют требования к письменному обращению и что бывает в случае их несоблюдения?

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает куда и к кому обращается, свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату. Содержание обращения следует излагать с приведением подробных сведений о лице, допустившем нарушение, месте и времени обстоятельствах совершения обжалуемых действий и т.д.

Обращение может быть подано письменно либо направлено в электронном виде через размещенную на нашем сайте интернет-приемную, по электронной почте и посредством сайта Госуслуг. В таком случае обращение обязательно должно содержать адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ. Гражданин вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Последствия несоблюдения требований к порядку подачи обращений и их оформлению могут быть разными, все этого регламентировано приказом Генерального прокурора № 45.

К примеру, если в обращении не указаны фамилия гражданина или адрес ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

  • Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные.
  • В случае, если текст письменного обращения в силу неразборчивости подчерка или непоследовательности изложения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению куда-либо на рассмотрение, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
  • По какой причине обращения иногда перенаправляются в другие органы?
  • Ежегодно в органы прокуратуры республики поступает более 20 тысяч обращений, из которых большая половина рассматривается самими прокурорами, а треть обращений направляется по подведомственности в уполномоченные органы и организации.

Помимо органов прокуратуры есть другие органы, которые осуществляют контроль (надзор) за исполнением законодательства в конкретной сфере.

К примеру, Роспотребнадзор осуществляет контрольные полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, Государственная инспекция труда осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, органы внутренних дел выявляют, пресекают и предотвращают преступления, следят за правопорядком и т.д.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в той или иной сфере.

В указанной связи, при поступлении в прокуратуру обращений по вопросам, входящим в компетенцию других органов и организаций и если по существу поставленного вопроса ранее решение ими не принималось (так называемые «первичные обращения»), то прокурор в соответствии с Инструкцией в течение 7 дней с момента регистрации обращения направляет его по подведомственности.

Т.е. в случае, если гражданин или организация обращаются со своей проблемой впервые, то обращение подлежит рассмотрению уполномоченным контролирующим или правоохранительным органом в соответствии с их компетенцией.

Решение о перенаправлении обращения в другой орган и организацию по подведомственности принимается прокурорами строго в соответствии с требованиями ведомственных приказов, которые запрещают подмену контролирующих органов.

К примеру, в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» в тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами субъекта не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, жалоба гражданина, поступившая в органы прокуратуры, подлежит перенаправлению в их адрес. Именно поэтому многочисленные обращения о несогласии с действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей районного (городского) звена направляются для рассмотрения в Управление службы судебных приставов по РС(Я), поскольку граждане и организации, как правило, туда не обращаются до подачи жалобы в органы прокуратуры.

Читайте также:  Бабушка оставила наследство: бабушка у нотариуса заполнила завещание на наследство квартиры на меня

А какие ещё обращения и в какие органы чаще всего перенаправляются?

Анализ поступающих обращений показал, что чаще всего перенаправляются по подведомственности обращения по трудовым, жилищным вопросам и по вопросам исполнения судебных решений.

Так, например, первичные жалобы о нарушении работодателем трудовых прав подлежат направлению в Государственную инспекцию труда по РС(Я), о нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии — в Управление Роспотребнадзора по РС(Я).

Жалобы на действия управляющих компаний и застройщиков — в Управление государственного строительного и жилищного надзора по РС(Я), а о несогласии с действиями судебных приставов исполнителей — в Управление службы судебных приставов по РС(Я).

Жалобы на действия правоохранительных органовпри рассмотрении сообщений о преступлениях, проведении следствия и дознания по уголовным делам в зависимости от категории дела — МВД РС(Я) или СУ СК РФ по РС(Я) и т.д..

Таким образом, в случае, если гражданин или организация только столкнулися с нарушением закона и своих прав им целесообразно обращаться непосредственно в орган, в компетенцию которого входит разрешение его вопроса. Во все названные органы имеется возможность подать обращение через их официальный сайт или через личный кабинет на сайте Госуслуг.

  1. Это позволит избежать временных затрат на пересылку обращения и обеспечит своевременное начало разрешения обращения по существу уполномоченными должностными лицами.
  2. В случае несогласия с ответом руководителя или правоохранительного контролирующего органа его следует обжаловать в прокурору или в суд.
  3. По какой причине обращения, адресованные в прокуратуру республики, порой перенаправляются в прокуратуру района?

Это тоже требование приказа. В соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ обращения, решения по которым не принимал нижестоящий прокурор, в 7-дневный срок направляются ему с одновременным уведомлением заявителя.

В тех же случаях, когда речь идёт о несогласии ответами руководителей республиканских органов государственной власти, министерств и ведомства, федеральных территориальных органов, а также о несогласии с ответами самих прокуроров городов и районов, тогда обращения остаются на разрешении в аппарате прокуратуры республики.

Какие сроки предусмотрены законодательством для разрешения обращений? Иными словами – когда заявителю ждать ответ?

Общий срок разрешения обращения гражданина или организации (проведения проверки и дачи ответа) составляет 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлён не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.

В случае если для ответа гражданина не требуется проведение проверки и даётся разъяснение правового характера, то ответ направляется в 15-дневный срок.

Как часто обратившиеся в органы прокуратуры лица получают положительный результат?

При разрешении обращения граждан и организаций в органах прокуратуры должна проводиться полная и объективная проверка по всем доводам заявителей. При установлении в ходе такой поверки нарушений законодательства прокуроры принимают комплекс мер прокурорского реагирования с целью восстановления нарушенных прав заявителей и привлечения к ответственности виновных лиц.

Из 9,9 тысяч разрешенных в 2019 году обращений удовлетворено 2 241, т.е. каждое 4. В ходе проверок по этим обращениям выявлено свыше 8 тыс. нарушений законов, в целях устранения которых прокурорами принято 6959 актов реагирования.

В 1 полугодии 2020 года число удовлетворённых жалоб незначительно увеличилось и составило 1091 (1039), их доля от 6 296 (4561) разрешённых составила 17% (23%),

Например, прокуратура республики в ходе проверки по обращениям местных жителей установила, что в результате недостаточного бюджетного финансирования спортсменам, победившим в международных и иных соревнованиях, не выплачены поощрения за 2018 год на сумму 31,4 млн.

рублей, а предусмотренных в этих целях на 2019 год средств недостаточно. Органами исполнительной власти республики должные меры по увеличению объемов бюджетных ассигнований не приняты.

По внесенному в Правительство РС(Я) представлению перед спортсменами в полном объеме погашена задолженность за 2018 год и произведены выплаты за 2019 год на общую сумму более 50 млн. рублей.

В текущем году по заявлениям граждан проведена результативная проверка по факту умерщвления безнадзорных животных в пункте передержки, по результатам которой в связи с выявленными нарушениями законодательства принят комплекс мер прокурорского реагирования, в т.ч. в отношении начальника Управления ветеринарии г. Якутска возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Необходимо оценить правомерность действий судьи и приставов

17 сентября 2019 г. 20:25

17 сентября сенатор Андрей Клишас направил в ФССП России и Квалификационную коллегию судей Тульской области обращения по поводу ситуации с избиением судебными приставами адвоката Дмитрия Сотникова

В обращении председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса к директору Федеральной службы судебных приставов – главному судебному приставу РФ Дмитрию Аристову содержится просьба «разобраться и оценить правомерность действий данных судебных приставов в рассматриваемом случае», в обращении к председателю Квалификационной коллегии судей Тульской области Борису Петраковскому – «разобраться и оценить правомерность действий судьи Новомосковского городского суда Тульской области Л.И. Соловьевой, в том числе на соответствие требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики».

Обращения направлены председателем Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом в связи с просьбой статс-секретаря, заместителя президента ФПА РФ Константина Добрынина о содействии в скорейшем принятии мер, направленных на пресечение грубейших нарушений прав адвоката АП г. Москвы Дмитрия Сотникова, а также права его доверителя на получение квалифицированной юридической помощи. Эта просьба содержалась в письме, с которым Константин Добрынин обратился к Андрею Клишасу 13 сентября.

Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин обратился к сенатору Андрею Клишасу по поводу ситуации с избиением судебными приставами адвоката Дмитрия Сотникова

Статс-секретарь, заместитель президента ФПА РФ сообщил, что 12 сентября в здании Новомосковского городского суда Тульской области по поручению судьи Любови Соловьевой судебные приставы избили адвоката Дмитрия Сотникова и применили к нему спецсредства.

Адвокат прибыл в здание суда для осуществления своей профессиональной деятельности – защиты доверителя Эдуарда Долгинцева, обвиняемого в распространении наркотиков.

Судья Любовь Соловьева, в нарушение УПК РФ, не допустила адвоката к участию в судебном процессе, несмотря на наличие у него всех предусмотренных законом документов (ордера и удостоверения адвоката). Более того, судья, не мотивировав своего решения, приказала приставам вывести Дмитрия Сотникова за дверь.

В итоге защитник, по словам самого адвоката и очевидцев, которые подробно описали события в сети «Интернет», в числе других участников судебного заседания был удален из зала и приставы применили к нему физическую силу.

Президент ФПА РФ потребовал немедленных объяснений правоохранителей

Константин Добрынин назвал произошедшее грубейшим нарушением прав адвоката, гарантированных УПК РФ и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также права подсудимого на получение квалифицированной юридической помощи.

Он попросил Андрея Клишаса как главу Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству направить на основании ст. 14, 17 Федерального закона от 8 мая 1994 г.

№ 3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» запросы в соответствующие государственные органы в целях принятия мер, направленных на пресечение нарушений федерального законодательства.

Применение силы к адвокату Дмитрию Сотникову обосновали пресечением «попытки нападения на судью»

17 сентября Андрей Клишас обратился к председателю Квалификационной коллегии судей Тульской области Борису Петраковскому по вопросу о необоснованном применении судебными приставами Управления ФССП по Тульской области физической силы и специальных средств в отношении адвоката Дмитрия Сотникова 12 сентября 2019 г., осуществленном по поручению судьи Новомосковского городского суда Тульской области Л.И. Соловьевой.

В обращении отмечается, что «в связи с удалением из зала судебных заседаний адвоката Дмитрия Сотникова доверитель, заключивший с ним соглашение, не смог получить квалифицированную юридическую помощь, на которую он рассчитывал», и содержится просьба «разобраться и оценить правомерность действий судьи Новомосковского городского суда Тульской области Л.И. Соловьевой, в том числе на соответствие требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики».

Также 17 сентября председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству обратился к директору Федеральной службы судебных приставов – главному судебному приставу РФ Дмитрию Аристову по вопросу о необоснованном применении судебными приставами Управления ФССП по Тульской области физической силы и специальных средств в отношении адвоката Дмитрия Сотникова 12 сентября 2019 г. в здании Новомосковского городского суда Тульской области. В обращении содержится просьба «разобраться и оценить правомерность действий данных судебных приставов в рассматриваемом случае».

К обоим обращениям приложены диски, содержащие два файла с видеозаписями по указанным в них вопросам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *