Некорректное оказание образовательных услуг

Некорректное оказание образовательных услуг

Жительница Москвы выбрала школу для своего сына и заключила договор, по которому она должна была оплачивать собственно обучение (последовательно, по периодам), а еще — психолого-педагогическое тестирование, за которое нужно было отдать деньги сразу за весь период. Женщина согласилась на эти условия и оплату ответственно внесла.

Однако через какое-то время она решила, что больше не нуждается в услугах учебного заведения и расторгла договор. В документе было указано, что оплата перестает вноситься тогда, когда исполнитель образовательной услуги перестает нести расходы по обучению конкретного ученика.

Но про уже внесенные деньги на тестирование не было ни слова. Женщина, естественно, ожидала, что часть суммы ей вернут, ведь тестирование предполагалось проводить на протяжении всего обучения. Однако школа отказалась это делать, аргументировав свое решение тем, что оплата вносилась за первичное тестирование.

Раздосадованная клиентка пошла в суд!

Дело затянулось: суд первой инстанции, а позже и апелляционный суд истице отказали. Но она решила проявить настойчивость и обратилась в Верховный Суд РФ, который неожиданно с точкой зрения «коллег» не согласился.

Главным аргументом стало то, что суды первой и второй инстанции не применяли в этом деле тот закон, который кажется самым очевидным: «О защите прав потребителей». Это могло привести к тому, что права и обязанности сторон при заключении договора были наверно определены, а следовательно, и неверно были интерпретированы меры ответственности.

Помимо этого ГК РФ содержит указание на то, что все написанное в договоре понимается и интерпретируется буквально. А формулировки договора указывали на проведение тестирования в несколько этапов. Следовательно, прервав обучение, ребенок недополучил эту услугу, уже оплаченную его родителями.

Приняв во внимание все обстоятельства дела, Верховный Суд РФ удовлетворил требования истицы и обязал образовательное учреждение вернуть часть денег, внесенных на услугу проведения психолого-педагогического тестирования.

При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами права:

  • В силу Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
  • Из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под услугой понимается действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.
  • В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. 

06 февраля 2018

Реклама

Новые правила оказания платных образовательных услуг

Морозова Л., эксперт журнала

Некорректное оказание образовательных услуг

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 утверждены новые Правила оказания платных образовательных услуг (далее – Правила № 1441), вступающие в силу 01.01.2021. Рассмотрим положения данного документа и выясним, чем они отличаются от действующих правил.

С изданием новых правил с 2021 года утрачивают силу[1] действующие Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 (далее – Правила № 706).

Сразу оговоримся, что положения новых и действующих правил практически совпадают. В качестве новшеств стоит отметить добавление общих положений о порядке определения стоимости платных услуг, а также уточнение условий, включаемых в договор об оказании платных образовательных услуг.

Общие принципы оказания услуг

Под платными образовательными услугами понимается осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Организации, ведущие образовательную деятельность за счет бюджетных средств, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п. 3, 4 Правил № 1441 и Правил № 706).

Отказ заказчика от предлагаемых ему дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договоре, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг по ранее заключенному договору (п. 6 Правил № 1441). Стоит отметить, что в новых правилах данная норма сформулирована более конкретно и точно, по сравнению с аналогичной нормой, приведенной в п. 5 Правил № 706.

В качестве заказчика может выступать физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.

Согласно п. 7 Правил № 1441 образовательная организация обязана обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. В Правилах № 706 (п. 6) такая обязанность прописана лишь по отношению к заказчику.

Стоимость образовательных услуг

Пунктом 5 Правил № 1441 предусмотрено, что порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг разрабатывается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения. К примеру, Минпросвещения для своих подведомственных учреждений утвердило такой порядок Приказом от 09.12.2019 № 675, Минобрнауки – Приказом от 12.02.2019 № 6н.

Что касается остальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, они сами правомочны определять стоимость оказываемых ими платных образовательных услуг.

Указанные положения являются новыми. Помимо них, в Правилах № 1441 сохранены действующие положения об особенностях увеличения и снижения стоимости образовательных услуг, а именно:

  1. Образовательная организация вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости данных услуг за счет собственных средств, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и обучающегося (п. 8 Правил № 1441, п. 7 Правил № 706).
  2. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 9 Правил № 1441, п. 8 Правил № 706).

Договор об образовании и его существенные условия

Речь идет о договоре, заключаемом при приеме на обучение. Такой договор составляется в простой письменной форме.

Требования к содержанию подобного договора прописаны в п. 13 Правил № 1441.

Перечисленные в данном пункте обязательные условия договора несколько уточнены по сравнению с аналогичными условиями, описанными в действующих правилах (п. 12 Правил № 706).

В частности, к существенным условиям договора добавлены контактные данные законного представителя обучающегося (например, такие данные нужны, когда обучающимся является несовершеннолетний).

  • Приведем полный перечень сведений, подлежащих включению в договор об образовании в соответствии с новыми правилами:
  • – полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя[2] – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;
  • – место нахождения или место жительства исполнителя;
  • – наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
  • – место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
  • – фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
  • – фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии);
  • – права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
  • – полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты;
  • – сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством РФ;
  • – вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);
  • – форма обучения;
  • – сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору);
  • – вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
  • – порядок изменения и расторжения договора;
  • – другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Читайте также:  Работая водителем в ДТП повредил автомобиль. Ремонт или выкуп?

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее – поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению (п. 14 Правил № 1441, п. 13 Правил № 706).

  1. Примерные формы договоров об образовании утверждают министерства, курирующие соответствующий уровень образования:
  2. – по договорам об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам примерные формы утверждаются Минпросвещения;
  3. – по договорам о высшем образовании – Минобрнауки;
  4. – по договорам о дополнительном профессиональном образовании – Минобрнауки по согласованию с Минпросвещения.

Информационная открытость образовательной организации

Образовательная организация обязана предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация, содержащая сведения о предоставлении платных образовательных услуг, должна быть доведена до заказчика в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом РФ от 07.02.1992 № 2300‑1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 29.12.

2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, 11 Правил № 1441, п. 9, 10 Правил № 706).

Информирование должно быть обеспечено в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 12 Правил № 1441, п. 11 Правил № 706).

Информационная открытость образовательных организаций обеспечивается, в частности, посредством размещения информации на своих официальных сайтах в Интернете.

Сведения, указанные в договоре об образовании, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации на дату заключения договора (п. 16 Правил № 1441, п. 15 Правил № 706).

Ответственность исполнителя и заказчика

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об образовании исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную таким договором и законодательством РФ.

Раздел «Ответственность исполнителя и заказчика» Правил № 1441 полностью повторяет аналогичный раздел Правил № 706. Напомним, в каких случаях согласно положениям данного раздела заказчик и исполнитель могут отказаться от исполнения договора.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем.

Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора (п. 19 Правил № 1441, п.

 18 Правил № 706).

Недостаток платных образовательных услуг – несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказание их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).

Существенный недостаток платных образовательных услуг – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.

При нарушении сроков оказания платных образовательных услуг (сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточных сроков оказания платной образовательной услуги) либо в случае, если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут оказаны в срок, заказчик вправе по своему выбору (п. 20 Правил № 1441, п. 19 Правил № 706):

  • а) назначить новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить их оказание;
  • б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
  • г) расторгнуть договор.
  • Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в следующих случаях (п. 22 Правил № 1441, п. 21 Правил № 706):

  1. а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
  2. б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;
  3. в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
  4. г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
  5. д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

* * *

С 2021 года вступят в силу новые правила оказания платных образовательных услуг – Правила № 1441 и будут действовать до конца 2026 года. Они придут на смену действующим правилам – Правилам № 706.

Большинство положений новых и старых правил совпадают. В новых правилах добавлены нормы, касающиеся порядка определения стоимости образовательных услуг, а также уточнены отдельные положения, связанные с заключением договора об образовании. 

[1] Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 № 1050 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования».

[2] Здесь и далее под исполнителем следует понимать организацию, осуществляющую образовательную деятельность и предоставляющую платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, ведущие образовательную деятельность).

Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №11, 2020 год

Записать ребенка в детский сад в Москве / Госуслуги Москвы

Запрос (заявление) (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Запрос (заявление) заполняется исключительно в электронном виде посредством интерактивной формы при обращении на Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы (www.mos.ru). В случае неподтверждения сведений, указанных в заявлении, в ходе межведомственного электронного взаимодействия, в «личный кабинет» заявителя на Портале автоматически направляется уведомление о необходимости прикрепить скан-копии документов (электронные образы), подтверждающих указанные сведения. Скан-копии документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении, подкрепляются заявителем в электронном виде (в формате документов zip, rar, pdf, jpeg) на Портале в течение 20 календарных дней с даты направления уведомления в «личный кабинет» заявителя на Портале.

Свидетельство о рождении ребенка (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства либо по месту пребывания на территории города Москвы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей из семей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав — выписка из решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей одиноких матерей — справка о рождении формы 25 (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия. (не предоставляется при отсутствии в свидетельстве о рождении ребенка записи об отце)

При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей граждан, уволенных с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями — справку об увольнении с военной службы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей сотрудника полиции — справка с места службы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

документ, подтверждающий право на льготу при постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей:  — сотрудников полиции; — сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей; — сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции; — гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции; — гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции; — находящихся (находившихся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации; — сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции. При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

Читайте также:  Не выпролнение решения суда и срок давности

При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, — выписка из решения органа опеки и попечительства (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей, из многодетных семей — удостоверение многодетной семьи города Москвы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей граждан из подразделений особого риска, а также членов семей, потерявших кормильца из числа этих граждан — удостоверение «Участника действий подразделений особого риска» или удостоверение, выдаваемое членам семей, потерявшим кормильца из числа граждан из подразделений особого риска (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС — удостоверение (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При постановке на учет для направления на зачисление детей граждан — подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС — удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; — удостоверение  получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом; —  удостоверение эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей, чьи родители являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), — выписка из решения органа опеки и попечительства (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательную организацию детей, братья и (или) сестры которых обучаются в образовательной организации — свидетельства о рождении братьев или сестер ребенка, посещающих образовательную организацию (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей судей — справка с места работы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей сотрудников Следственного комитета Российской Федерации — справка с места службы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей сотрудников, имеющих (имевших) специальные звания и проходящих (проходивших) службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации — справка с места службы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Документ, подтверждающий право на льготу при постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей: — сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации — гражданина Российской Федерации, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах; — находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации; — сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей; — сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах; — гражданина Российской Федерации, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах. При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе «Документы, необходимые для предоставления государственной услуги» (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Может быть получен в ходе оказания услуги

  Документ, подтверждающий полномочия представителя, законного представителя, не являющегося родителем (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

— документ, подтверждающий права лица, заменяющего родителя ребенка (при обращении опекуна, попечителя); — доверенность, оформленная в установленном порядке (при обращении лица, уполномоченного заявителем).

  Документ, удостоверяющий личность (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей прокуроров — справка с места службы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту — справка о прохождении военной службы по контракту (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

  При постановке на учет для направления на зачисление в образовательные организации детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом — справка бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности или удостоверение инвалида о праве на льготы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

При отсутствии подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия.

Документ психолого-медико-педагогической комиссии (при необходимости)

Читайте также:  Регистрация: Купил 8ку хотел ставить на учет, а меня в МРЭУ отправили проходить экспертизу номеров

Образование – теперь уже больше не сфера услуг | РВС

Об этом заявил министр образования Дмитрий Ливанов в интервью телеканалу НТВ, цитирую:

О распространенном мнении, что образование — это сфера услуг

У нас образование — это общественное благо, это право каждого человека, каждого гражданина Российской Федерации. И задача государства — обеспечить это право в полном объеме и на высоком уровне. Поэтому образование — это уже давно не сфера услуг в утилитарном понимании — ни с правовой точки зрения, ни с практической точки зрения.

Некоторые люди, к сожалению, имеют определенное мнение, которое вызывает уважение, но при этом не читают ни документы, ни законы, не способны к конструктивному участию в обсуждениях. Поэтому здесь единственная возможность — объяснять, разъяснять, что, собственно, мы и делаем.

Источник.

Новость прекрасная. Искренне радуюсь за наше образование, которое «давно не сфера услуг». Но только позвольте поинтересоваться, давно ли длится это самое «давно»?

Нет, в общем-то сказано правильно, что образование граждан – это не услуга, а общественное благо. Но только по факту высказывания министра можно сделать вывод: если образование у нас давно не сфера услуг, значит оно когда-то было превращено в эту самую сферу. Возникает резонный вопрос: когда и кем это было сделано?

В СССР образование никогда не было сферой услуг. Попробовали бы вы сказать учителю тридцать лет назад, что он оказывает образовательные услуги – на вас поглядели бы как на идиота. Учитель – это призвание.

Безусловно были и плохие и хорошие учителя, но в общем и целом к учителю относились с большим уважением.

И учитель понимал, какая большая ответственность на нем лежит – не только учить, но и воспитывать ребенка, делать из него достойного человека.

При Ельцине из школы убрали воспитательную функцию, ликвидировали пионерию и комсомол. Тем не менее обучение строилось в основном на методиках и учебных программах, разработанных в советское время.

Ломать образование через колено, навязывая педагогам понимание образования как услуги, начали активно уже после Ельцина. Особенно рьяно занимался этим Андрей Фурсенко.

Достаточно вспомнить некоторые из его высказываний вроде этого: «необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг» (2008 год).

В 2009 году этот же министр поручал разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России. Нет сомнений в том, что понимание образования как «образовательных услуг» сформировалась в российском обществе во многом благодаря Фурсенко.

Андрей Фурсенко был министром образования до 2012 года. Так давно ли это было? Я рад, что господин Ливанов не считает образование услугой.

Но если понимание образования как услуги возникло в результате слов и действий его предшественника, то можно ли сказать так, что Ливанов убрал из образования все то, что было сделано министром Фурсенко? Может я слепой, может чего-то не понимаю, но я никаких принципиальных перемен к лучшему не замечаю. Пожалуй лишь в том смысле, что мало кто может быть хуже Фурсенко.

Мне горестно видеть, во что реформаторы превратили образование в моей стране. И стыдно от того, что еще двадцать с лишним лет назад наша страна была одним из мировых лидеров в этой области.

Когда господин Ливанов или тот, кто будет министром после него, искоренит из отечественного образования «фурсенковщину», вернет стране качественные образовательные стандарты, покажет всему миру, что может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать – тогда и поговорим о том, что Фурсенко – это «давно».

Займется этим Дмитрий Ливанов – замечательно, я искренне пожелаю ему успехов. Но, знаете, что-то подсказывает мне, что не указами сверху, а только лишь давлением снизу – со стороны учителей и родителей – можно изменить ситуацию с образованием в стране к лучшему.

Лицензия на образовательную деятельность для языковых школ и детских центров

На образовательную деятельность нужно получать лицензию. Обычные школы и вузы не сомневаются в её необходимости. Для частных компаний, например, языковых школ и детских секций, ситуация не так очевидна. Считаются ли тренировки и нешкольные занятия образованием? Если да, какие есть исключения? 

Что такое образовательная деятельность

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором. 

Вот они:

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

  • предмет, объем и режим обучения;
  • результаты обучения;
  • преподаватели и условия обучения;
  • способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

  • представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;
  • содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).  

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

  1. Является ли деятельность фактически образовательной. 
  2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Когда лицензия точно не нужна: исключения

Освобождены от получения лицензии:

  1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце. 

Спорные ситуации из судебной практики

Когда Рособрнадзор находит нарушение, компанию наказывают по 14.1 КоАП. ИП штрафуют на 4-5 тыс. ₽, ООО — на 40-50 тыс. ₽.  Затем инспекторы приходят второй раз, чтобы проверить исправления.

Значит, компании заодно придётся обязательно получить лицензию и соответствовать лицензионным требованиям.

А это довольно сложно и дорого, а некоторые помещения вообще нельзя адаптировать под требования санпинов. 

Поэтому предприниматели обращаются в суд и пытаются доказать, что они не занимаются образовательной деятельностью. Судебная практика очень неоднозначна, особенно на уровне районных судов.

Покажем на двух примерах:

  1. Дело № А56-25488/2013. Учебный центр по инициативе прокуратуры привлекался к административной ответственности за образовательную деятельность без лицензии. Центр обучал иностранным языкам, компьютерной грамотности и другим предметам. Курсы носили платный характер. Знания учеников не проверялись, документ об образовании не выдавался. Суд пришёл к выводу, что всех признаков образовательной деятельности нет, а есть только её отдельные характеристики. Ответственности центр избежал.
  2. Дело № 310-АД17-3729. Дошло до Верховного суда, более свежее и показательное. Ответчик — учебный центр, который занимался подготовкой судоводителей маломерных судов. Ситуация схожая: платные курсы без итоговой аттестации и выдачи свидетельства. Но в данном случае Верховный суд сделал вывод о том, что невыдача свидетельств об окончании программы не мешает считать деятельность образовательной.

Напомним, что суды ориентируются на Верховный суд, но не всегда принимают аналогичные решения. Есть шанс, что языковая школа или детский центр получат решение, как в первом случае, — и им не придётся платить штраф и возиться с лицензией. 

Как подстраховаться от претензий

  1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.
  2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

  3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

     

  4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.
  5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа.

    Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

  6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса).

    Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Статья актуальна на 06.02.2022

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *