Кем осуществляется защита прав предпринимателей?

Предприниматели ежедневно подвергаются посягательствам со стороны других игроков рынка, потребителей, должностных лиц. Законодатель сформировал и закрепил совокупность способов защиты прав, связанных с коммерческой деятельностью.

Однако практика показывает, что процент коммерсантов, использующих предоставленные возможности, мал.

Это следствие не информированности и неуверенности субъектов предпринимательства в получении удовлетворительного результата использования правовых инструментов защиты.

Кем осуществляется защита прав предпринимателей?

Случаи нарушения прав предпринимателей

Субъекты предпринимательской деятельности постоянно вступают в правоотношения, связанные с бизнесом. Они взаимодействуют по вопросам приобретения и продажи товаров, оказания услуг, найма персонала, оплаты налогов и иных сборов и платежей и т. п. Противоправные действия в отношении бизнеса происходят в рамках любого из указанных направлений.

В зависимости от источников возникновения выделяются несколько групп нарушений:

  • Правонарушения со стороны уполномоченных органов. К таким органам относятся государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор, при взаимодействии, например, по вопросам лицензирования. Проведение проверок в процессе реализации госконтроля строго регламентировано законодательством. При этом акты соответствующих должностных лиц способны повлечь за собой нарушение прав и интересов проверяемого субъекта вследствие неприменения норм права или их неправильного применения.
  • Противоправные действия со стороны других участников рынка. К таким случаям относятся нарушения условий заключенных договоров, предоставление недостоверной информации, иное введение в заблуждение при заключении контракта, злоупотребление правом (когда права осуществляются другим субъектом исключительно с намерением причинения вреда предпринимателю либо заведомо недобросовестно), коммерческий шпионаж, занятие доминирующего положения в соответствующем секторе рынка и т. п.
  • Неправомерное поведение со стороны потребителей в сфере розничной продажи и оказания услуг.Законодательство предусматривает гарантии прав такой категории покупателей и клиентов, а последние пользуются и допускают злоупотребление предоставленными им правами.
  • Действия персонала. Перечень возможных нарушений в этом случае велик: хищения имущества, прогулов, иных нарушений трудовых обязанностей.

Какими же способами защитить права?

Кем осуществляется защита прав предпринимателей?

Закон предусматривает набор инструментов, направленных на охрану нарушенных прав предпринимателей. К нарушителям применяются меры ответственности: гражданской, административной, уголовной. Они носят принудительный характер, направлены в отношении виновных лиц и побуждают иных лиц воздержаться от негативных действий.

Некоторые из способов защиты используются для предупреждения правонарушений, причинения вреда и/или снижения его размеров, гарантий компенсации ущерба.

Так, для минимизации хищения информации, которая составляет секрет производства (коммерческую тайну), необходимо внедрение соответствующих регламентов ее обращения, ограничение доступа и разработка иных инструментов защиты, что соответствует требованиям закона.

В случае если существует вероятность, что к моменту обращения взыскания на имущество причинителя вреда, последний осуществит его отчуждение, можно защитить права, использовав обеспечительные меры (например, залог).

Защите прав предпринимателей служит и возможность выбора по соглашению органа для рассмотрения спора между ними.

Трудовым законодательством предусматриваются дополнительные правила о полной материальной ответственности для некоторых категорий работников, согласно которым включение в трудовые договоры соответствующего условия в дальнейшем поможет работодателю взыскать ущерб с сотрудника за пределами заработной платы. Кроме того, подробная регламентация трудового распорядка, должностных обязанностей, специальных локальных актов, связанных с исполнением работниками трудовых функций, позволит предпринимателю защитить права в случае возникновения спора вследствие злоупотребления персонала.

Остальные меры охраны направлены на то, чтобы восстановить права и применить санкции к их нарушителю. К таким способам относятся: взыскание неустойки вследствие неисполнения обязательств партнерами, возмещение вреда, причинного неправомерными действиями каких-либо лиц, признание права пользования, в том числе на недвижимое имущество и т. п.

Самозащита: реализация и пределы

Кем осуществляется защита прав предпринимателей?Как самостоятельный способ, законодатель выделил самозащиту. Что это такое? Под самозащитой понимают фактические действия, которые совершает лицо в целях охраны своих прав, в том числе установка охранной системы (сигнализации), внедрение каких-либо программ учета товаров и услуг, физическое воздействия для пресечения посягательства.

Закон не установил порядок реализации рассматриваемого способа, но ограничил его условиями использования:

  • факт нарушения прав или возможность его нарушения должны следовать из обстановки. Так, недопустимо применять силу к лицу в отсутствие уверенности в его преступных намерениях;
  • действия (меры), которые производятся в рамках самозащиты, соответствуют характеру правонарушения. Например, применение способного причинить вред здоровью огнестрельного или иного оружия к посетителю магазина, совершившему хищение, противоречит этому условию.

Для признания правомерными принимаемые в целях самозащиты меры должны быть соразмерны противоправному деянию и не выходить за рамки необходимых для его пресечения действий.

Внесудебные процедуры осуществления защиты прав

Совокупность мероприятий (способов) по защите прав предполагает судебный или внесудебный порядок их реализации. Последний реализуется посредством претензионного урегулирования спора, медиации, нотариальных действий, третейского разбирательства, административного обжалования.

Кем осуществляется защита прав предпринимателей?

Претензионный (досудебный) порядок разрешение споров в некоторых предусмотренных законом случаях является для участников конфликта обязательным вне зависимости от того, предусмотрен ли он в соглашении между ними.

Но стороны вправе в любом случае самостоятельно воспользоваться указанным инструментом для устранения разногласий. Это может привести к разрешению спора оперативно, без вмешательства правоохранительных органов, на приемлемых для сторон условиях.

Такой механизм работает в случае нарушений контрагентами своих обязательств по договорам, но и в иных ситуациях.

Медиация – нововведение действующего законодательства. В отличие от иных форм во время медиации стороны спора приходят к соглашению, опираясь на опыт, навыки и знания третьего лица – медиатора. В то же время он не берет на себя роль судебного органа, и разрешение конфликта обуславливается волей спорящих.

Этот способ защиты участники гражданского оборота часто выбирают при возникновении споров, возникающих из договоров, в сфере интеллектуальной собственности, он предполагает сокращение финансовых расходов и временных затрат на разрешение конфликта, и также позволяет прийти к взаимовыгодному решению. Выбор медиации является согласованным и добровольным. Полученное в результате данных процедур решение не носит обязательный для исполнения характер.

Медиативные процедуры не препятствуют использованию иных вариантов защиты прав.

Нотариусы на службе у предпринимателей

  • Нотариат в рамках своей компетенции вправе совершать ряд действий, которые являются альтернативой судебной защите прав, в том числе лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
  • Кем осуществляется защита прав предпринимателей?
  • На основании доказательств (только письменных) и при отсутствии спора нотариус устанавливает юридические факты, обеспечивает принудительное исполнение обязательства, удостоверяет сделки, содействует выполнению юридически значимых действий (например, регистрации прав), совершает иные нотариальные действия в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Исполнительная надпись – особое распоряжение нотариуса для взыскания с должника сумм задолженности перед кредитором или какого-либо имущества – предполагает упрощенный порядок исполнения. Это инструмент, использование которого, способствует оперативному принятию мер по охране прав.

Важно учитывать: для получения исполнительной надписи ответственность должника должна подтверждаться представленными нотариусу документами.

Третейское разбирательство

Третейский суд — специальный негосударственный орган по разрешению споров. Для того чтобы конфликт между участниками разрешался с помощью третейского разбирательства, необходимо соответствующее соглашение о передаче его рассмотрения в третейский суд. При этом не требуется обязательное подписание отдельного документа.

О наличии соглашения свидетельствует и условие обычного договора, содержащее указание на подведомственность определенному третейскому суду. Третейский орган создается самостоятельно сторонами либо они обращаются в постояннодействующий (например, при торгово-промышленных палатах).

Преимуществом третейских судов как способа защиты прав предпринимателей является оперативность принятия решений по сравнению с государственными органами, возможность проведения заседания в удобном для сторон месте, отсутствие бюрократических проволочек, вероятность взыскания расходов в полном объеме (что в государственных судах редко удается).

Решение исполняется добровольно, в противном случае взыскатель вправе обратиться в соответствующий арбитражный суд, подав заявление о выдаче документов в целях его принудительного исполнения.

В таком порядке предприниматель вправе защищать права не во всех случаях. Обжалование актов органов контроля и надзора производится исключительно в государственном суде.

Если права нарушаются государственными органами

Законодательство предусмотрело наряду с правом судебного обжалования действий представителей власти административный порядок для охраны прав бизнесменов.

Это предполагает обжалование решений и иных актов должностных лиц органов контроля в вышестоящий государственный или муниципальный орган.

Однако срок рассмотрения обращений длителен (один месяц), что препятствует оперативному разрешению спорной ситуации.

Необоснованное доначисление налоговых платежей, применение штрафных санкций, принятие иных решений в нарушение прав предпринимателей – небольшой перечень возможных противоправных действий со стороны представителей проверяющих органов. Обжалование соответствующих актов (например, об отказе в государственной регистрации, о привлечении к административной ответственности) позволяет, не обращаясь в суд, потребовать отмены или пересмотра.

В случае отмены или признания незаконным акта государственного или муниципального органа контроля, предприниматель вправе требовать возмещения вреда, явившегося следствием издания такого акта. Компенсация вреда — за счет средств соответствующего бюджета.

Практика показала, что административный способ защиты прав предпринимателей менее эффективен по сравнению с формой судебной. Однако происходят положительные тенденции по улучшению ситуации. Этому способствует и появление в России института уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Бизнес-омбудсмен: основные задачи

Эта структура появилась на основании указа Президента РФ как федеральная. Спустя пять лет в каждом российском регионе действует уполномоченный по защите прав предпринимателей (далее – уполномоченный). Главная функция этого должностного лица – защита прав и законных интересов субъектов бизнеса разного уровня.

Читайте также:  Вопрос об алиментах: как начисляются алименты на ребёнка

Кем осуществляется защита прав предпринимателей?

Полномочия бизнес-омбудсмена:

  1. контроль над деятельностью исполнительных и муниципальных органов;
  2. содействие продвижению и развитию общественных институтов (например, общественных омбудсменов);
  3. участие в создании и реализации концептуальных нормативных актов по вопросам предпринимательства;
  4. и другие.

Предприниматель вправе обратиться к уполномоченному с жалобой о нарушении, подав ее письменном виде, электронно или в ходе личного приема.

Поступившие к омбудсмену жалобы подлежат рассмотрению в административном порядке.

В целях выполнения возложенных функций уполномоченный:

  • запрашивает и получает у соответствующих должностных лиц необходимые для рассмотрения жалоб материалы;
  • участвует в выездных проверках, проводимых в отношении заявителей;
  • выносит предписания об устранении нарушений (приостановка действия ненормативных правовых актов);
  • выступает на стороне предпринимателей в рамках судопроизводства, в том числе уголовного;
  • осуществляет иные действия, направленные на защиту интересов и прав предпринимателей.

Судебная защита прав

Экономические споры (возникающие между предпринимателями) рассматривает арбитражный суд. Статус индивидуального предпринимателя или организации имеет значение при обращении в такой суд. Физические лица, не обладающие таким статусом, вправе обращаться в арбитражный суд только в исключительных случаях.

Кем осуществляется защита прав предпринимателей?

Кроме того, некоторые акты государственных органов подлежат судебному обжалованию. Анализ практики решений арбитражных судов позволяет сделать вывод, что этот порядок защиты прав — единственно возможный в случаях необходимости привлечения контрагента к ответственности за неисполнение обязательств, оспаривания действий и решений контролирующих органов, в иных ситуациях.

Дела с участием предпринимателей рассматриваются и районными судами, когда нарушитель прав — лицо, не являющееся коммерсантом. Так, споры, возникающие из отношений с участием потребителей, трудовых отношений, и иные подобные споры по требованию закона подлежат рассмотрению судами только этого звена.

Нельзя забывать о Конституционном суде, который в рамках особого судопроизводства предоставляет дополнительные средства для защиты интересов участников малого бизнеса, рассматривая отдельные категории дел, в том числе по жалобам о нарушении закрепленных в Конституции прав и свобод, проверке конституционности действующих нормативных актов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле.

Охрана и защита прав и интересов предпринимателей

  • В начале данной статьи хотелось бы немного остановиться на терминологии.
  • «Охрана прав» представляет собой более широкое понятие, чем «защита», так как представляет собой целый комплекс мер, которые направлены на обеспечение интересов охраняемого субъекта (в данном случае, предпринимателя) .
  • «Защита прав» — это комплекс механизмов, призванных восстанавливать нарушенные интересы и права предпринимателей.

Права и интересы предпринимателей, подлежащие правовой охране

Права и интересы предпринимателей, которые подлежат правовой охране, можно объединить в несколько групп:

  1. Имущественные права и интересы.

    Кем осуществляется защита прав предпринимателей?

    Включают в себя вещные права (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления имуществом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты) и обязательственные права требования, которые возникают из участия в учреждении коммерческой организации, из заключенных договоров, сделок и т.д.

  2. Неимущественные права и интересы.

    К данной категории относятся нематериальные блага, например, деловая репутация, коммерческая тайна, права на объекты интеллектуальной собственности и др.

  3. Организационно-предпосылочные права и интересы.

    В эту группу входит право на государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, право на присвоение ИНН, право на постановку на налоговый учет, право на заключение договора на открытие банковского счета в любом коммерческом банке по выбору предпринимателя и др.

Способы защиты прав предпринимателей

  1. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ для защиты прав предпринимателей могут применяться различные способы, относящиеся к категории защиты гражданских прав, например, признание права на что-либо, признание заключенной сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки и др.

  2. Эти способы могут применяться как обособленно, так и несколько в совокупности.
  3. Кроме Гражданского Кодекса РФ, защиту нарушенных прав предпринимателей предусматривают также другие законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ.

  4. К данной категории относится, например, право на обращение в Прокуратуру РФ с целью принятия мер государственно-принудительного характера.

Порядок защиты в судебном и внесудебном порядке

  • Российское законодательство в большинстве случаев дает право предпринимателю выбрать для защиты своих прав тот способ или способы защиты, которые он считает наиболее подходящими в сложившейся ситуации.
  • В настоящее время используется как судебный, так и внесудебный порядок защиты нарушенных прав.
  • Внесудебный порядок представляет собой урегулирование возникших разногласий во внесудебном порядке, включая рассмотрение заявлений, обращений и жалоб органами исполнительной власти, нотариальную форму защиты и др.

Судебный порядок включает в себя судебную защиту, т.е.

рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами.

Как прокуратура может защищать интересы предпринимателей

В соответствии с ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 предприниматели могут защищать свои нарушенные права путем обращения в органы прокуратуры.

Подробности смотрите в видеоролике.

Защита прав предпринимателей

Защита прав предпринимателей в России состоит из двух вещей: законов, которые защищают права предпринимателей при проверках, и органов по защите от коррупции, шантажа, вымогательства и незаконного уголовного преследования. В статье рассказываем, какие законы описывают права бизнеса во время проверок и кто кроме адвоката поможет защититься в остальных случаях.

Проверки бизнеса проводят тридцать ведомств: от привычных налоговой и Роспотребнадзора до комиссии по делам несовершеннолетних, военных комиссариатов и лесного надзора. Как эти проверки должны проводиться и какие права есть у бизнеса, описывает закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», он же 294 ФЗ.

Кто проверяет бизнес в России

294 ФЗ описывает, что предприниматель вправе делать:

  • присутствовать при проверке;
  • получать информацию о документах, которые проверяющий запрашивает у других органов;
  • Права предпринимателей во время проверок — глава 3, 294 ФЗ

  • ознакомиться с протоколом или актом сразу после проверки, внести в него замечания и получить копию. Если проверяющий говорит, что копию протокола отдаст завтра, потому что не успел дописать, — это нарушение прав и результаты такой проверки можно обжаловать;
  • предоставлять дополнительные документы, если считает нужным;
  • вступать в саморегулируемые организации и подавать коллективные иски;
  • взыскивать вред, который органы причинили во время проверки. С такими исками на практике мы не сталкивались, потому что вред сложно доказать и бизнес обычно не хочет ввязываться в дополнительные разбирательства с проверяющими;
  • обжаловать результаты проверок.

Этот же закон описывает, как должны себя вести проверяющие, что они могут делать, а что — нет. Например, нельзя брать плату за проведение проверки; раскрывать коммерческую тайну компании, если узнали ее во время проверки; требовать документы, которых нет в распоряжении.

Если проверка прошла с нарушениями, ее можно обжаловать. Здесь два варианта:

  • проверяющий сам выносит решение о привлечении к ответственности, например о штрафе. Тогда нужно подать жалобу в суд и попросить отменить решение, потому что проверку провели с нарушениями;
  • проверяющий передает протокол проверки в суд, и уже суд принимает решение о наказании. Тогда предприниматель в суде доказывает, что проверка была с нарушением 294 ФЗ, и просит признать протокол недопустимым доказательством.

Список плановых проверок на сайте прокуратуры

Еще в законе есть сроки проверок: плановые не чаще, чем раз в три года, а для новые предпринимателей — через три года после регистрации бизнеса. Внеплановые проверки проводятся в любой момент и без ограничений по количеству, если есть жалобы от клиентов или сотрудников.

Кроме 294 ФЗ есть законы, которые дополнительно регулируют проверки прокуратуры, МЧС, агентства по рыболовству и остальных.

Проверяющий орган

Какие законы регулируют проверки

ФЗ «О прокуратуре», статьи 21-34

Постановление правительства №290

  • МЧС, налоговая, казначейство
  • Министерства: промышленности, культуры, энергетики, финансов, строительства, обороны, юстиции
  • Федеральные службы в сферах транспорта, здравоохранения, гидрометеорологии, образования и науки
  • Федеральные агентства по рыболовству, техническому регулированию, воздушному транспорту

Перечень нормативных актов

Помощь в защите прав предпринимателей

Предпринимателям необязательно защищать права в одиночку — в России есть организации и ведомства, куда можно обратиться за помощью.

Объединения предпринимателей. Объединения предпринимателей бесплатно помогают защититься от коррупции, незаконного уголовного преследования и давления органов власти.

Организация

Чем занимается

Контакты

Помощь в конфликтах с рейдерскими захватами, коррупцией и незаконным уголовным преследованием предпринимателей

priem@ombudsmanbiz.ru

+7 915 089-45-99

Уполномоченные по защите прав предпринимателей. Уполномоченный по защите прав предпринимателей, или бизнес-омбудсмен — это человек, который вправе отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать действия чиновников и нормативных актов до решения суда.

Обратиться к бизнес-омбудсмену Борису Титову

В России два типа бизнес-омбудсменов: уполномоченный по России, это Борис Титов, и по регионам, например Игорь Якимчик в Краснодарском крае. К ним предприниматели обращаются за защитой, когда сталкиваются:

  • с вымогательством взяток;
  • попытками отобрать бизнес;
  • бюрократической волокитой;
  • административным давлением;
  • незаконным уголовным преследованием;
  • незаконным преследованием за экономические преступления, мошенничество, незаконное предпринимательство, отмывание денег; уклонение от уплаты налогов;
  • бездействием полиции.

Контакты уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах

Обращаться за помощью в защите прав можно к уполномоченному по России или по вашему региону — каких-то правил, к кому и когда идти, нет. Но, скорее всего, вопросы с местной бюрократией и бездействием полиции быстрее решит региональный уполномоченный.

Как уполномоченные помогают бизнесу на практике

Предприниматель из Краснодарского края заключил контракт с районной больницей на поставку мусорных контейнеров и урн. Привез контейнеры и урны в больницу в июне 2019 года, но деньги не получил.

Сначала предприниматель пытался сам получить оплату или какое-то объяснение задержки от больницы, но его игнорировали. Тогда он пожаловался уполномоченному по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае. Тот изучил контракт и передал информацию в прокуратуру.

После вмешательства уполномоченного и прокуратуры больница расплатилась с предпринимателем.

История на сайте уполномоченного

Правозащитные организации. Защищают людей от незаконного уголовного преследования, помогают с защитой в суде и в сборе денег на оплату штрафов. Чаще защищают физических лиц, но иногда и бизнес:

Читайте также:  Не принемают заявление в гаи: произошло ДТП в меня в резался автомобиль в задний бампер

Обратиться в ФСБ или в службу безопасности СК

ФСБ и служба безопасности следственного комитета. Принимают сообщения о коррупции, помогут, если сотрудники полиции или надзорных органов просят взятку, шантажируют, угрожают бизнесу.

Обратиться в генеральную прокуратуру

Прокуратура. Прокуратура следит за работой государственных ведомств: полиции, Роспотребнадзора, трудовой и пожарной инспекций, судебных приставов и остальных.

В прокуратуру жалуются на коррупцию, вымогательство, шантаж, бездействие, нарушение правил проверок госслужащими. Но на практике бывает так, что прокуратура отправляет заявление с жалобой обратно в тот орган, на который пожаловались. Например, пишем жалобу на судебных приставов в прокуратуру, а она передает жалобу старшему судебному приставу.

Если же пожаловаться сначала главному в той службе, что проводила проверку, и не получить там помощи, а потом пойти в прокуратуру, она, скорее всего, будет разбираться сама.

Предприниматели вправе выбирать, куда обратиться: в суд, прокуратуру или к руководителю ведомства. Но при этом вправе обращаться одновременно во все органы сразу.

Кто такой бизнес-омбудсмен. Объясняем простыми словами

Бизнес-омбудсмен рассматривает жалобы и обращения предпринимателей, участвует в обсуждении законопроектов, направляет предложения и иски о приостановке решений чиновников, при необходимости — обращается в суды, чтобы защитить права бизнесменов.

В России пост бизнес-омбудсмена при президенте занимает Борис Титов — заметная фигура в бизнес-сообществе. До 2012 года он занимал пост гендиректора «Абрау-Дюрсо». Потом перешёл на госслужбу и стал председателем совета директоров компании. В 2017 году он был советником президента и одновременно выдвигался в президенты России от Партии роста.

Борис Титов активно занимается делами предпринимателей. В 2017 году он лично приехал в СИЗО, где находились предприниматели, которые пожаловались руководству страны на «бездействие следователей в течение многих месяцев» и другие нарушения.

Тогда Титов заявил, что «нахождение в СИЗО — это прежде всего способ давления на предпринимателя с целью признания вины». Однако Следком его осадил, заявив, что его сотрудниками «строго соблюдаются ограничения, связанные с предпринимательской деятельностью фигурантов». Бизнес-омбудсмены не всемогущи.

«Я должен сказать, что это незыблемое правило не только для меня, но и для всех уполномоченных, хотя у нас там начали появляться какие-то идеи продления дальнейшего (срока. — Прим.

«Секрета»), но моя позиция остаётся прежней: нельзя оставаться, прирастать к месту, нельзя больше двух сроков заниматься одним и тем же делом».

(Борис Титов — о грядущем в 2022 году уходе с поста бизнес-омбудсмена при президенте России.)

Уполномоченные по защите прав предпринимателей официально появились в России в 2012 году. Согласно законодательству, бизнес-омбудсмен числится гражданским служащим, входит в Администрацию Президента РФ и работает на федеральном и региональном уровнях.

Главного бизнес-омбудсмена страны назначает президент России с учётом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет (но не более чем на два срока подряд).

В российских регионах тоже работают местные бизнес-омбудсмены. Их главная роль — посредничество между бизнес-сообществом и губернатором.

А в 2020 году в России появился омбудсмен по делам малого и среднего бизнеса. Им стала основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова.

В зарубежной практике тоже есть такие уполномоченные. Например, в США они защищают права малого и среднего бизнеса. Во Франции такого уполномоченного называют медиатором.

Слово «омбудсмен» произошло от древнескандинавского «полномочие» или «поручение».

Защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности

  • Таганская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет, что защита прав и интересов субъектов предпринимательства представляется необходимой в следующих основных сферах:
  • отношениях с контрагентами при нарушении договорных условий (потребителями, иными приобретателями и партнерами), иных гражданско-правовых отношениях;
  • воздействия со стороны конкурентов на товарном рынке в случае нарушений правил добросовестной конкуренции;
  • отношениях с органами власти и управления по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью при необоснованном ограничении или ином нарушении прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности.

Нарушения прав в отношениях с контрагентами и иные гражданско-правовые нарушения регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, в ст. 12 которого закрепляются способы защиты нарушенных прав, а в ст. 11 — судебный порядок защиты.

Защита имущественных прав может осуществляться всеми способами, перечисленными в законе.

Наибольшее значение имеют: 1) меры превентивного характера; 2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы управомоченного лица; 3) меры, направленные на принудительное исполнение обязанности должника; 4) меры, связанные с дополнительными (помимо непосредственной обязанности как участника предпринимательского правоотношения) обременениями правонарушителя

Отношения в сфере конкуренции регулируются антимонопольным законодательством, в частности, ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией Закон понимает любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Однако антимонопольное законодательство направлено не только на защиту конкретных прав предпринимателей, но и на предупреждение и пресечение нарушений свободы предпринимательства в целом.

Целями Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 п. 2 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отношения предпринимателей с органами государственной и муниципальной власти регламентируются специальным законодательством. На защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности в этих отношениях направлены следующие положения федеральных законов.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 01.12.

2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ст.

3) и определяет правовые основы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 23 ФЗ).

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.

2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» в Российской Федерации создан государственный орган с правом юридического лица, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат. Статьи 4 и 5 указанного Закона закрепляют права и обязанности Уполномоченного в связи с рассмотрением жалоб субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения и защиты их прав.

Кроме того, положения Закона позволяют сделать вывод о том, что защите подлежат не только права отдельных предпринимателей в относительных правоотношениях, но и предпринимательство в целом как социально-экономическое явление. Так, полномочия, закрепленные в ст.

6 Закона, свидетельствуют о возложенной на Уполномоченного функции защиты и развития предпринимательства в Российской Федерации, содействия совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности и правового регулирования их деятельности.

Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей: способы защиты, проверки, обязанности должностных лиц | Правоведус

Защита прав предпринимателей – это относительно молодое направление в политике России.

Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства.

Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения. 

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это: 

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». 

Читайте также:  Соглашение о разделе имущества супругов в браке

Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя. 

Кроме того, проверки подразделяются на: 

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки). 

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это: 
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.   

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия. 

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля. 

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней. 
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают: 

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны: 

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя. 

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.

1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право: 

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ. 

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ). 

Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает: 

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. 

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке.

Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством.

Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *