Как отказаться от спецкурса в школе

Как отказаться от спецкурса в школе

Designed by standret/Freepik

Регулярное профессиональное обучение — обязательное условие допуска педагогов к работе в образовательном учреждении. Без периодического прохождения курсов повышения квалификации учителя не имеют права заниматься преподавательской деятельностью.

Условие прописано в статье 48 ФЗ-273, профстандартах и внутренних регламентах организаций. Однако нередко возникают случаи, когда учитель отказался проходить обучение за счет средств школы по выбранной директором программе.

По этой причине у многих возникает вопрос: «Имеет ли право педагог самостоятельно выбирать курсы и обязан ли он следовать указаниям руководителя?»

Что говорит законодательство?

Как отказаться от спецкурса в школе

Designed by tirachardz/Freepik

Если работодатель отправляет сотрудника на курсы дополнительного профобразования и оплачивает обучение из средств организации, специалист обязан пройти подготовку. Это относится ко всем специалистам вне зависимости от сферы деятельности или формы собственности организации.

Отказ учителя проходить повышение квалификации по выбранной руководителем программы станет нарушением условий трудоустройства по статье 169 ТК РФ. Однако это относится только к следующим ситуациям:

  1. Наступил срок очередной проверки знаний. Каждый педагог должен раз в 3–5 лет проходить обучение и сдавать аттестацию по новым правилам (требования к срокам подготовки и необходимости проверки знаний зависят от профиля деятельности учителя). Регулярное обучение является обязанностью сотрудников школ, поэтому избежать подготовки нельзя.

  2. Специалист вернулся к работе после длительного перерыва. Если учитель находился в декрете, отсутствовал по болезни или другим причинам, до возвращения к трудовой деятельности нужно пройти аттестацию. Однако до аттестации не допустят без обучения. В зависимости от изменения условий работы и требований учреждения работодатель выбирает, какие курсы должен пройти специалист.

  3. Специалист уже прошел курсы за свой счет и сдал аттестацию. Когда учитель до истечения очередного срока обучения прошел подготовку за собственные средства, руководителю не обязательно отправлять педагога на курсы повторно. Однако это не станет уважительной причиной, если пройденная программа обучения не соответствует требованиям регламентов к квалификации специалиста.

  4. Появились новые регламенты к дополнительному образованию педагогов. Сегодня регулярно выпускаются новые законодательные акты и приказы департаментов, которые должны быть соблюдены учителями. Если учитель отказывается от курсов, которые нужно пройти для допуска к работе по регламентам, это равноценно отказу следовать требованиям законодательства.

Есть исключения! Педагоги могут отказаться от обучения, если имеется уважительная причина. Например:

  • по состоянию здоровья;
  • учитель находится в декретном отпуске;
  • возникли личные проблемы, требующие перерыва в работе.

Однако указанные причине не освобождают от обучения. Сразу после решения проблем педагогу необходимо пройти подготовку.

По трудовому кодексу и федеральному закону об образовании учителя обязаны проходить регулярные курсы повышения квалификации. Если специалист и работодатель не могут прийти к единому решению проблемы, педагога уволят с должности. Причиной для увольнения станет «невыполнение служебных обязанностей» — требование к обучению по оплаченным курсам обычно прописано в трудовом договоре.

Однако учителя не могут уволить сразу. Предварительно сотруднику школы сделают замечание в личное дело. Если это не поможет в решении проблемы, специалист получит выговор. Только после этого педагога могут уволить.

В муниципальных учреждениях вопросы с обучением не всегда решают руководители (директоры). Здесь наказание учителя при отказе от повышения квалификации по выбранной программе точно приведет к увольнению. Причиной становится ограничения государственных учреждений.

Работодатели в МАОУ получают средства на обучение сотрудников из государственных фондов и муниципальных бюджетов, поэтому они сами ограничены в выборе.

Часто даже для себя директоры не могут выбирать курсы, а обязаны следовать указаниям департаментов образования.

В регионах обычно ведется сотрудничество между муниципальными образовательным учреждениями, поэтому министры нередко подписывают приказы с требованием проводить подготовку педагогов в конкретных учебных заведениях.

Может ли учитель отказаться от курсов в частных школах?

Как отказаться от спецкурса в школе

Designed by master1305/Freepik

В коммерческих образовательных учреждениях решение о подготовке учителей полностью возлагается на руководителя школы. Здесь директоры используют для подготовки сотрудников бюджет организации, поэтому самостоятельно выбирают учебные центры и программы подготовки. Однако выбранные курсы не должны противоречить регламентам, устанавливающим требования к квалификации сотрудников.

Учитель может отказаться проходить курсы повышения квалификации, если предварительно договориться с директором о самостоятельном обучении за собственный счет. Если же подготовка проводится за счет школы, решение все равно остается за работодателем.

При желании решить вопрос с руководителем, можно сделать акцент на выгодных для него условиях. Предложите курсы, которые:

  • помогут сэкономить бюджет школы;
  • позволят специалисту пройти обучение без перерыва в работе;
  • обеспечат скидку на подготовку сразу нескольких сотрудников и так далее.

Если директор увидит явную выгоду, он сможет организовать обучение в другой организации.

Автор статьи УЧ! Помощник для учителя

Школы пошли по пути наименьшего сопротивления… Минобр и управление образования прокомментировали скандал с «внеурочкой»

Малыши первых, вторых классов, не говоря уже об учащихся среднего звена, из-за обязательных занятий не всегда успевали ходить в секции и кружки по выбору и очень уставали. Судя по жалобам, в ряде школ администрация так рьяно принялась исполнять закон об обязательной «внеурочке», что забыла и о санитарных нормах, и о допустимой форме организации внеурочной деятельности.

Разъяснения по ситуации корреспондент «Верстов.Инфо» получил и в городском управлении образования, и в областном министерстве. В городском отделе нам действительно подтвердили, что администрации школ во многом нарушали и санитарные нормы, и учебный процесс.

Это вам не урок!

Итак, самое главное – внеурочная деятельность действительно является обязательной частью учебного процесса. Направлена она, разумеется, на доброе и вечное – всесторонне развитие детей. Максимально допустимое число внеурочных часов в неделю – 10. Меньше – можно. Больше – нельзя.

Можно ли отказаться от «внеурочки»? В общем нельзя. Но тут дьявол кроется не в деталях, а в формах организации этой деятельности. Главное, чтобы ребенок чем-нибудь занимался вне основного школьного расписания. Поэтому если родители решили, что внеурочную программу ребенок будет постигать вне школьных стен в кружках и секциях – пожалуйста.

Даже дома он может вместе с родителями заниматься дополнительно. Главное, показать школе, что ребенок развивается полностью и всесторонне. Принести справку из секции. Принести диплом за участие в конкурсе.

Принести придуманный и сделанный с родителями научный проект (кстати, если ребенок исправно посещает «внеурочку» в школе, проекты по ней должны делать не родители с детьми, а дети под руководством педагогического работника).

Может ли «внеурочка» проходить в форме традиционных академических занятий? Нет. Внеурочная деятельность не входит в аудиторную нагрузку. Аудиторные часы указаны в санитарных нормах.

Вот они:Как отказаться от спецкурса в школе

– Внеурочная деятельность не должна проводиться в форме уроков.

Первая ее особенность – отличная от урочной форма, – отметила главный специалист отдела организации дополнительно образования управления образования Светлана Корнещук.

– Это, как правило, прогулки, экскурсии, походы, могут быть какие-то творческие занятия, проектная деятельность – на усмотрение руководства образовательной организации.

– Что делать, если внеурочную деятельность администрация школы организует в форме академических занятий?

– Это, конечно, ошибка. Такого не может быть, потому что, хотя и входят в нагрузку десять часов этой внеурочной деятельности, они определены санитарными нормами и правилами, но это не аудиторная нагрузка.

– Среди жалоб звучали и такие: чтобы дети отходили положенную «внеурочку», ее вставляют между основными уроками.

– Нет, этого не должно происходить. Внеурочная деятельность находится вне учебного плана. Она должна быть вынесена из основного расписания и проводиться отдельно: после уроков или, если ребенок занимается во вторую смену – до начала уроков.

– Что делать, если внеурочные занятия вставлены в основное расписание, куда обращаться, жаловаться?

– Родители могут обратиться в конфликтную комиссию, но сначала нужно подойти просто к директору школы, попытаться решить вопрос внутри образовательного учреждения.

Если директор не принимает никаких мер по изменению этой ситуации, нужно обращаться письменно в управление образования с конкретными фактами, чтобы специалисты вышли проверить ситуацию, посмотрели, оценили, исправили, сделали какое-то предупреждение, может быть, директору.

– Могут ли секции заменить внеурочную деятельность?

– Да! Школы могут для реализации внеурочной деятельности привлекать учреждения дополнительного образования. Секции, кружки – это все для развития. Может семья прийти к директору, принести справку о том, что ребенок занимается в допобразовании в определенном объеме часов за неделю, и результаты этой деятельности будут засчитываться как одна из составляющих внеурочной деятельности.

– Можно ли заниматься дома?

– Внеурочная деятельность (по методическим рекомендациям) может быть организована не только ресурсными образовательными учреждениями, но и родителями самостоятельно. Форма внеурочной деятельности может быть любой.

– Должен ли будет ребенок как-то отчитываться по результатам внеурочной деятельности, если она реализуется вне школы?

– Ребенок в течение учебного года представляет итоговые результаты деятельности. Какие – определяется уже самостоятельно. Допустим, спорт – это какие-то достижения, участие в соревнованиях.

Может быть, он уже какие-то проекты – учебно-исследовательские, социальные, художественные – реализует в учреждении дополнительного образования и может представить результат, который зачтется в школе как результат внеурочной деятельности.

Или ребенок какое-то время занимается дома самостоятельно, а потом представляет результат – это тоже не предполагает постоянного нахождения в образовательном учреждении. Поэтому мы говорим в первую очередь о гибкой системе.

– Обязаны ли дети посещать все 10 часов внеурочной деятельности?

– Эти часы – данные для образовательных учреждений. Это не значит, что ребенок должен все 10 часов посещать – можно и меньше.

Но все направления, которые предусмотрены в рамках внеурочной деятельности, школа должна предоставить родителям.

А они уже выбирают направления для своего ребенка: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезную деятельность, проектную деятельность.

Что такое «внеурочка»?

В соответствии с выдержками из методических рекомендаций, Светлана Корнещук объяснила, что представляет собой внеурочная деятельность.

Так, внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Является обязательным элементом программы. До занятий педагог должен объяснить родителям, в каком виде, режиме она будет организована.

Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер, сочетать индивидуальную и групповую работу, обеспечивать гибкий режим занятий. Экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции.

Внеурочная деятельность может проводиться и в каникулярное время, и выходные дни – это тоже допустимо.

– Я понимаю, что в том виде, в котором внеурочная деятельность сейчас реализуется, она действительно приносит только трудности и ребенку, и родителям, – отметила Светлана Корнещук.

– Школы пошли по пути наименьшего сопротивления… Сейчас мы говорим о том, что нужно гибко подходить к этому процессу. И, конечно же, не должны дети сидеть за партами. Это не нужно, это действительно нагрузка.

Такого быть не должно.

Совещание по данной проблеме с руководителями образовательных учреждений уже было проведено в середине октября. Там обсуждались ошибки в организации внеурочной деятельности, которые встречаются на основании жалоб родителей, в том числе в социальных сетях.

Директорам указали на необходимость гибкого использования методических рекомендаций. Во-первых, чтобы не было в основном расписании часов внеурочной деятельности. И второе – что внеурочная деятельность не должна проводиться в форме уроков.

Рекомендовали засчитывать те справки, которые приносят родители из кружков, секций учитывать мнение родителей при планировании внеурочной деятельности.

– Мы предусмотрели на уровне города создание некой рабочей группы для того, чтобы разработать алгоритм либо методические рекомендации, которыми бы могли воспользоваться школы города. Хотя они имеются, но, видимо, нужны более подробные разъяснения.

Понимаем, что это необходимо сделать, потому что есть много вопросов у школ, и, как видим, есть недовольство родителей, – объяснила специалист. – Когда пишут, что внеурочная деятельность организуется на добровольной основе, родители понимают этот выбор как «да» или «нет».

Добровольно же имеется в виду – выбрать из предлагаемого. Потому что внеурочная деятельность обязательна. Длительный процесс, наверное, будет перестройки.

Школы пересмотрят свое расписание, посмотрят формы внеурочной деятельности и, я думаю, в любом случае придем к удобным формам, которые должны устраивать и детей, и родителей.

Мнение министерства

Прокомментировали вопрос по организации внеурочной деятельности и в областном Минобре. Первый заместитель министра образования Елена Коузова в разговоре с корреспондентом «Верстов.Инфо» также отметила, что форма организации «внеурочки» может быть разной. Но занятия обязательно должны проводиться. Если же у родителей появляются жалобы, ситуацию надо рассматривать на месте.

– Вопрос не в том, что это занятие в расписании стоит, а в том, как оно организовано. Как я понимаю, вопрос родителей в данном случае – что дети все равно сидят так же, как на уроке. И это главный вопрос, который нужно задавать директору.

Как организуется внеурочная деятельность, покажите разные формы внеурочной деятельности. Что, ребенок сидит все семь занятий, если есть внеурочка?! Я не думаю, что такое есть.

Но это может быть видно только непосредственно в том классе, в той школе, о которой идет речь.

Елена Коузова посоветовала родителям, во-первых, посмотреть саму образовательную программу – это открытый документ. Дальше у родителей есть право, в том числе, попроситься на внеурочное занятие. Чтобы увидеть, в какой форме оно проходит.

– Если не нашли понимания в школе, нет понимания с директором – в образовательной организации есть общественный совет, есть конфликтная комиссия для урегулирования споров – она должна быть в каждой школе.

Нужно изучить нормативные документы, идти со знанием дела, а не просто говорить «у нас дети сидят, нарушаются санитарные нормы». Роспотребнадзор придет, посмотрит, увидит, что форма проведения занятий не урочная и скажет, что ничего не нарушается.

Другое дело, что учителя ведь тоже разные, кому-то проще посадить ребенка за парту, и чтобы он не вставал все семь часов. Это проблема уже педагога, здесь тоже есть рычаги управления, – уточнила Елена Коузова.

Не нашли понимания в школе – следующий шаг – управление образования. Оно является учредителем образовательной организации. Можно составить письменное обращение, можно записаться на личный прием. Есть необходимость изучить эту ситуацию досконально – родители могут обратиться в правоохранительные органы, в прокуратуру, если считают, что нарушаются права детей.

Также в Минобре отметили, что в связи с большим потоком вопросов родителей управление образования Магнитогорска может провести общегородское родительское онлайн-собрание, вебинар, на котором родителям четко разъяснят, чем урочная деятельность отличается от внеурочной.

– У нас нет законных оснований что-то диктовать управлению образования, но все факты, которые к нам поступают, мы обсуждаем с соответствующим муниципальным управлением, – объяснила Елена Коузова.

– По документам все может быть организовано нормально, но что происходит за закрытой дверью кабинета, мы не знаем. Может быть, там на самом деле дети сидят и не встают.

Городское ведомство может проконтролировать процесс.

В школе настаивают, чтобы дети посещали внеурочные занятия. это законно?

Что такое внеурочные занятия в школе, чем они отличаются от дополнительных платных кружков и должны ли дети посещать их в обязательном порядке? Этот вопрос нам задают из года в год. Еще раз — разбираемся вместе с юристом Дарьей Николаевой.

Вопрос. В школе есть внеурочные занятия, и детей заставляют их посещать. В противном случае учитель грозится поставить двойку. Что делать? Обязательно ли посещение таких уроков?

Ответ. Содержание образования в школах и дошкольных учреждениях определяется образовательными программами. Законом об образовании установлено два вида образовательных программ: основные и дополнительные.

Законодатель считает, что полное освоение основных образовательных программ невозможно без осуществления дополнительной внеурочной деятельности.

«Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным» — такой вывод сделало Министерство образования и науки РФ в своем письме от 18 августа 2017 г № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций».

Нормативное обоснование ответа на вопрос «Почему дети должны посещать дополнительные внеурочные занятия?» содержится в письме Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

Министерство поясняет, что суть общего образования определяется основной образовательной программой школы. При этом основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Порядок реализации внеурочной деятельности фиксируется в плане внеурочной деятельности школы. План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению. То есть обязательными для посещения являются только те занятия, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом (документы можно найти на сайте школы).

Статьей 43 Закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены следующие обязанности учащихся:

  • добросовестно осваивать образовательную программу;
  • выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия.

Таким образом, посещение дополнительных занятий является для учеников обязательным ввиду того, что внеурочная деятельность входит в систему обязательной общеобразовательной программы.

Внеурочные занятия могут проводиться в форме различных кружков, секций, факультативов, соревнований, олимпиад и т. д.

Внеурочная деятельность планируется, разрабатывается и утверждается самостоятельно на базе конкретного образовательного учреждения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона, образовательных стандартов и требований законодательства.

Важно помнить, что санитарными нормами (СанПиН 2.4.2.

2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») установлено максимальное количество часов, отведенное на внеурочные занятия.

Например, максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может составлять не более 10 академических часов (академический час — 45 минут).

Продолжительность внеурочных занятий не может превышать 50 минут в день для учащихся 1–2-х классов и 90 минут — для остальных классов

При этом внеурочные занятия могут проводиться как в учебное время, так и в период каникул, выходных и нерабочих праздничных дней.

Дополнительные самостоятельные занятия ребенка в спортивных секциях, музыкальных школах, с репетиторами и т. п. могут замещать внеурочные занятия исходя из внутренних положений школы о внеурочных занятиях. В данном случае необходимо обратиться к директору школы с соответствующим заявлением.

Если у ребенка по каким-либо причинам отсутствует возможность посещения дополнительных занятий, обратитесь к директору школы с письменным заявлением об освобождении от внеурочных занятий с обоснованием причины (например, состояние здоровья, если это спортивные секции).

Следует помнить, что школа не может требовать от родителей платы за проведение внеурочных занятий и поставить двойку за это не могут, но беспричинный пропуск будет приравнен к прогулу обычного урока.

Если в школе нарушаются права ребенка, связанные с проведением внеурочных занятий, родителям следует обратиться к директору школы в письменной форме. Лучше, если заявление будет коллективным.

Если директор школы не принял никаких мер по вашему обращению, обратитесь с таким же заявлением в Департамент образования по месту нахождения школы. Если обращение в департамент не принесло результатов, обращайтесь в Министерство образования или в прокуратуру.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Shutterstock / Dmitrii Pridannikov

отказ от внеурочки в школе последствия — 33 ответа на форуме Woman.ru

33 ответа

Последний — 05 декабря 2021, 22:28 Перейти 26 ноября 2018, 15:52

#10

Гость

Пральна. Зачем ребеночку шахматы и дополнительные знания. Будет, как мамка, волосики из промежностей малознакомых людей выдергивать.

26 ноября 2018, 16:27

#11

26 ноября 2018, 17:51

#12

27 ноября 2018, 09:20

#13

27 ноября 2018, 09:32

#14

27 ноября 2018, 19:01

#15

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

10 сентября 2019, 13:42

#16

Гость

Где это вы учитесь, что вас заставляют ходить на внеурочку? Обычно это все добровольно.

10 сентября 2019, 14:16

#17

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

13 сентября 2019, 23:08

#18

26 ноября 2019, 14:39

#19

Гость

Где это вы учитесь, что вас заставляют ходить на внеурочку? Обычно это все добровольно.

13 января 2020, 03:19

#20

Гость

Я в9 классе и у нас по средам 6урокав + внеурочки но я не хочу ходить но застовляют. Что сказать учителю для того чтоб не пойти

04 сентября 2020, 17:08

#21

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

16 апреля 2021, 13:38

#22

14 сентября 2021, 07:58

#24

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

18 сентября 2021, 20:18

#25

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

21 сентября 2021, 22:45

#26

23 сентября 2021, 08:18

#27

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

24 сентября 2021, 13:24

#28

Гость

Вы долбанутая наглухо. Если вам своих детей не жалко и вы их гоняете как сидоровых коз помимо школы это ваши проблемы. Дети должны иметь время отдыха. Их и так ми эта гребаная школа задалбливает.

27 сентября 2021, 10:51

#29

Гость

Глупый комментарий ваш. Всё дети разные. И если ваш ребёнок не устанет, вам повезло. У моего ребёнка от усталости начинается сильная головная боль. Мучительно скажем так, что доходит до рвоты. Так что не пишите глупости. Все дети разные.

27 сентября 2021, 10:54

#30

Гость

Согласна полностью, наш до 14.50. учится домой приходит в 15.20кушает идёт на анл. яз. к 16.00. приходит в 17.10-15. к 18.00 в спортшколу 2 часа приходит в девятом часу. Какой отдых успеть бы уроки сделать. Заставляют ходить на 9 бестолковых внеур. уроков в неделю, по три с пн.-среду. и это 3класс.

11 октября 2021, 03:28

#31

Гость

Где это вы учитесь, что вас заставляют ходить на внеурочку? Обычно это все добровольно.

14 октября 2021, 08:19

#32

15 ноября 2021, 08:34

#33

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

05 декабря 2021, 22:28

#34

Гость

Где это вы учитесь, что вас заставляют ходить на внеурочку? Обычно это все добровольно.

Платные услуги в школе, законно ли?

Оказание платных услуг в учебных заведениях среднего общего образования теперь не редкость, однако, каждый родитель задаётся вопросом – а законно ли это?

Согласно ст. 101 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе её осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

  • Условия оказания платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями:
  • 1. Устав общеобразовательного учреждения должен содержать наличие платных услуг, а также установлен порядок их предоставления на договорной основе;
  • 2. Оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета.

Дополнительные образовательные услуги – это право, а не обязанность ученика!

ВАЖНО! Отказ от предлагаемых платных услуг не может быть причиной уменьшения объёма предоставляемых основных образовательных услуг.

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе, следовательно, школа обязана предоставить родителям (законным представителям) ученика полную и достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услуг, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В противном случае, мы можем наблюдать явное нарушение статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению сторон между школой и потребителем.

На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета, однако, если смету требует потребитель, то составление её обязательно.

Органам местного самоуправления предоставлено право регулирования цен на услуги, оказываемые образовательными учреждениями, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»от 06.10.2003г. №131-ФЗ.

Из этой информации можно сделать вывод, о том что, в случае, если оказываемые образовательные услуги, по мнению родителей, стоят слишком высоко, можно обратиться в органы местного самоуправления для вмешательства и дачи объективной оценки стоимости услуг.

Исполнитель (школа) обязан лично оказать услуги в лице привлекаемых им педагогов. Если в договоре в качестве существенного условия не указан конкретный педагог, который будет вести занятия, образовательное учреждение свободно в выборе конкретного педагога для проведения занятий.

Актуальным является вопрос обеспечения учебной литературой и другими учебными материалами. Согласно ст. 704 Гражданского кодекса РФ, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором.

Применительно к образовательным услугам это значит, что школа должна обеспечить не только педагогический состав, помещение и оборудование, необходимые для оказания услуг, но и обеспечить учащихся в достаточном количестве учебной литературой и учебными материалами, требующимися для выполнения заданий, предусмотренных учебным планом.

Помните!!! Брать плату за пользование учебниками в рамках бесплатного образовательного процесса – нельзя!!!

Взимание денежных средств учебным заведением не может быть принудительным, как за учебники, так и на другие нужды, будь то охрана, ремонт и прочее.

Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан с использованием СПС «Консультант Плюс»

Переход на семейное образование и можно ли отказаться от посещения школы

Министерство просвещения разработало проект, включающий раздел о переходе на семейное образование.

Согласно документу, опубликованному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, родители или законные представители ребёнка могут принять решение об обучении на дому с учётом мнения школьника и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

«Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях», — уточняется в пояснительной записке.

  • Авторы проекта также прописали алгоритм перехода на семейное образование с перечнем документов, которые необходимо получить родителям или опекунам и предоставить в школу и муниципальным властям.
  • Отмечается, что ребёнок, перешедший на домашнее обучение, может в любой момент вернуться к получению образования в школе.
  • Видеорепортаж — Можно ли в России отказаться от посещения школы

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком.

Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?».

И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором.

На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их.

Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители.

Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники.

Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля.

Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного.

Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории.

Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы.

Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете.

    Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну, как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам.

    В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.

  1. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.

  1. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку, и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор.

В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена.

С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно. Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, никоим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора.

Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками.

Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *