К кому предъявлять иск о возмещени ущерба при ДТП

К кому предъявлять иск о возмещени ущерба при ДТП

Не всегда за рулем автомобиля, участвовавшего в ДТП, находится его собственник. Такие ситуации порождают много вопросов относительно того, кто же будет возмещать материальный ущерб потерпевшей стороне?

Ответить однозначно на них не представляется возможным. Ведь многое зависит от того обладал водитель полномочиями на управление этим автомобилем или нет, кто является ее собственником?

Кто возмещает ущерб от ДТП, виновник или собственник

Обязанность по устранению всех последствий аварии обычно ложится на собственника автомобиля или на лицо, которое управляло им во время ДТП.

Точное установление лица, которое обязано будет по закону возместить причиненный в результате аварии материальный ущерб, зависит от множества обстоятельств: является собственником транспортного средства юридическое или физическое лицо, на каком основании право управления автомобилем было передано лицу, совершившему ДТП.

Чтобы разобраться в ситуации, помните о следующем:

  • если водитель имел доверенность на управление не принадлежащим ему транспортным средством, то ответственность за возмещение ущерба будет нести он сам;
  • при самовольном управлении им чужим автомобилем без доверенности, решайте все вопросы по возмещению ущерба также и с собственником автомобиля;
  • если имя водителя внесено в полис ОСАГО, то обращайтесь в страховую компанию, заключившую договор страхования;
  • если ДТП совершено на автомобиле, числящимся в угоне, отвечать придется лицу, виновному в его угоне и аварии.

После того как будет ясно, кому придется возмещать ущерб, причиненный ДТП, направьте виновному лицу письменную претензию со своими расчетами и просьбой о добровольном возмещении им ущерба. При получении отказа или при игнорировании виновником вашего обращения, подготовьтесь к судебному разрешению спора.

Получить от виновника аварии денежные средства для возмещения причиненного вам ущерба, если тот управлял не собственным автомобилем, не составит никакого труда при наличии у него генеральной доверенности. Предъявляйте ему свои претензии на вполне законных основаниях.

Если виновник аварии управлял этой машиной без ведома ее владельца или без оформления своих полномочий, то отвечать придется собственнику автомобиля. Конечно, речь не идет о случае, когда автомобиль был угнан, и столкновение было совершено угонщиком.

В данном случае возбуждается уголовное дело. Лицо, совершившее угон, будет нести ответственность за возмещение причиненного им ущерба. Но для этого автовладельцу придется доказать факт угона автомашины документами, полученными от следственных органов, например, постановлением о возбуждении уголовного дела.

Обычно в таких случаях пострадавший признается гражданским истцом. Его иск разрешается вместе с уголовным делом. Результат его рассмотрения отражается в приговоре суда.

Внимание! У владельца транспортного средства, оплатившего все расходы потерпевшего по восстановлению его имущества, здоровья, есть возможность вернуть эти денежные средства, если он не был виновен в ДТП. Для этого ему достаточно предъявить настоящему виновнику аварии иск, называемый регрессным.

Наличие у автовладельцев полисов ОСАГО гарантирует возмещение ущерба страховщиками не только в случаях, если авария совершена собственником автомобиля, но и при управлении им третьим лицом на основании генеральной доверенности.

Если с вами произошло дорожно-транспортное происшествие, следуйте следующим правилам:

  • вызовите на место происшествие сотрудников ГИБДД и аварийного комиссара для оформления всех необходимых документов, в том числе и схемы ДТП, которые понадобятся для решения вопроса о возмещении ущерба;
  • со справкой о ДТП обратитесь в страховую компанию. Также там потребуются паспорт, страховой полис, заявление на получение возмещения, ПТС и данные банковского счета для зачисления сумм. Ответ придет в течение 20 дней.
  • Неполучение ответа в указанный срок или несогласие с размером суммы страхового возмещения дают основания для обращения в суд и проведения независимой экспертизы.
  • Сложнее обстоит дело, если ущерб придется возмещать виновнику аварии, а не страховой компании.
  • Такое возможно при следующих обстоятельствах:
  • если имя водителя не было вписано в страховой полис;
  • если истек срок действия страховки;
  • если автомобиль находился в угоне и авария совершена угонщиком.

Отсутствие страховки предполагает, что обязанность возмещать материальный ущерб, причиненный пострадавшим, придется нести собственнику автомобиля или лицу, управлявшему транспортным средством.

Сложность заключается в том, что у них может не оказаться денежных средств, достаточных для погашения ущерба.

Если можно будет обеспечить исполнение иска за счет наложения ареста на автомобиль собственника, то сделать это по отношению к лицу, управлявшему им по доверенности, невозможно. Возможно, что удастся установить наличие у него другого имущества. При его отсутствии ждать возмещения ущерба придется долго.

Ежемесячные поступления по исполнительному листу из его заработной платы не помогут вам быстро отремонтировать поврежденный автомобиль.

Но в любом случае пострадавшей стороне предстоит выявить все его повреждения, оценить стоимость ремонта, запасных частей и деталей, а также определиться с окончательной суммой возмещения. Для этого придется провести независимую экспертизу. А во избежание в дальнейшем споров желательно ее проведение в присутствии виновника аварии.

Из содержания статьи 1079 ГК РФ следует, что ответственность за вред, причиненный автомобилями, которые являются источниками повышенной опасности, несут их собственники или лица, владеющие ими на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на ином законном основании.

От ответственности они будут освобождены только в том случае, если докажут, что источник повышенной опасности выбыл из их владения из-за противоправных действий третьих лиц, например, в результате угона автомобиля. При таких обстоятельствах вред будет возмещен тем лицом, которое будет признано виновным в судебном порядке в незаконном завладении автомобилем и его угоне.

Если будет установлена вина владельца автомобиля и его действия способствовали незаконному изъятию у него автомобиля, то отвечать перед потерпевшими придется ему совместно с лицом, незаконно завладевшим транспортным средством.

Если ДТП совершено на автомобиле, принадлежащим юридическому лицу, то отвечать будет оно. Ведь это юридическое лицо является владельцем источника повышенной опасности. Например, в случае, если авария совершена водителем предприятия на служебном автомобиле.

После окончательного расчета с пострадавшей стороной, юридическое лицо вправе возместить свои убытки и взыскать уплаченную им сумму со своего сотрудника, виновного в аварии. Для этого ему следует подать иск в суд и представить документы, подтверждающие произведенные им выплаты.

Как составить иск в суд о возмещении ущерба при ДТП

При недостижении участниками ДТП договоренности о порядке возмещения ущерба и его размерах пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Помните о том, что законом установлен срок исковой давности для обращения в суд, равный трем годам. Не пропустите этот срок, ибо по истечении этого времени вы теряете право на судебную защиту своих интересов.

И в таком случае причиненный вам ущерб так и останется невозмещенным.

Используйте изложенные ниже рекомендации и составьте исковое заявление в суд самостоятельно, без дополнительных затрат на услуги юристов:

  • определите ответчика по иску. Им может быть владелец автомобиля или лицо, управлявшее им по генеральной доверенности;
  • соблюдайте правила подсудности. Иск о возмещении ущерба подается в суд по месту проживания или нахождения ответчика. При наличии нескольких ответчиков, можете выбрать любой суд по месту проживания любого из них. От цены иска зависит также какой суд будет рассматривать ваше дело. Если сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то дело рассматривается мировым судьей. Остальные дела находятся в юрисдикции районных судов;
  • если виновников аварии несколько, то нет необходимости предъявлять иск каждому из них. В одном исковом заявлении можно указать нескольких ответчиков;
  • опишите обстоятельства, при которых произошло ДТП, кто виноват в его совершении, какие повреждения причинены вашему автомобилю и сошлитесь на заключение эксперта;
  • укажите предпринятые вами меры по мирному урегулированию спора: дата подачи претензии и полученный вами ответ (их копии приложите к иску);
  • изложенные в исковом заявлении доводы подкрепите имеющимися у вас доказательствами: документами ГИБДД, заключением экспертизы, расчетами суммы ущерба, квитанциями о покупке запчастей, документами об уплате госпошлины.

При подготовке иска можете просить суд взыскать с виновника не только фактически понесенные вами затраты по восстановлению автомобиля.

Помимо них можете указать в иске:

  • о затратах, которые вы еще не произвели, но совершение которых вам предстоит. Например, стоимость ремонтных работ. Оценивать их придется предварительно, исходя их существующих тарифов на аналогичные работы;
  • о возмещении вам морального вреда. При условии доказанности того, что вам были причинены физические и моральные страдания. Сумма взыскиваемого морального ущерба устанавливается истцом самостоятельно;
  • о взыскании рыночной стоимости поврежденного автомобиля. Она потребуется при сильном повреждении автомобиля, если стоимость ремонта превышает его цену.

Каждое их этих заявленных требований должно быть подтверждено документально с приведением точных расчетов. Это не относится к определению размера возмещения морального вреда. Он устанавливается истцом произвольно. При вынесении решения суд тщательно оценивает все представление истцом доводы и возражения по ним ответчика. Исход дела зависит прежде всего от обоснованности иска.

Если составление искового заявления вызывает у вас затруднения, то воспользуйтесь консультацией юристов. Они не только помогут грамотно написать исковое заявление, но и подскажут какие документы нужно представить в суд. При этом все затраты на оплату юридических услуг вы сможете взыскать с ответчика. Для этого сохраните все квитанции и приобщите их к иску.

Читайте также:  Как избежать лицензирования занимаясь пед. практикой?

Исковое заявление подается в суд с соблюдением правил подсудности. После чего судьей проводится беседа с истцом и ответчиком, назначается день судебного разбирательства дела.

Если ответчик игнорирует повестки и не является без уважительных причин неоднократно в суд, то дело может быть рассмотрено заочно (без участия ответчика).

После получения решения дождитесь вступления его в силу и выписки исполнительного листа.

Передайте его в службу судебных приставов. Теперь только от них зависит быстрое исполнение решения. При несогласии с вынесенным судом решением вы вправе в установленный срок обжаловать его.

Страховое возмещение по ОСАГО: ответы на нестандартные вопросы — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Иногда на дороге происходят нетипичные аварии. Например, у потерпевшего нет страховки ОСАГО, а виновник аварии не вписан в страховку. Или случилось бесконтактное ДТП, когда виновник «подрезал» другого и спровоцировал врезаться, например, в столб или ограждение. Во всех этих случаях получить компенсацию можно. А иногда внештатная ситуация случается после ДТП. К примеру, поврежденную машину утилизировали и ее нельзя передать на осмотр страховой компании. Но это не повод отказывать в компенсации, если установлен факт страхового случая или размер ущерба.

Если у потерпевшего в аварии нет страховки, это не повод отказать ему в выплате по ОСАГО, напомнил Верховный суд. Этот человек может обратиться в страховую компанию, где оформлен полис виновника ДТП. 

ДТП Вождение без страховки: получить компенсацию за ДТП

Потерпевший получит деньги, даже если виновник аварии не вписан в страховку (определение ВС от 30.03.2021 по делу № 18-КГ21-9-К4). Например, если муж вел машину жены.

Как указано в ст. 14 закона «Об ОСАГО», страховщик может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, но сначала страховая компания должна выплатить компенсацию потерпевшему. 

Взыскать деньги по ОСАГО можно без осмотра машины, а ремонт или утилизация поврежденного авто — это не повод отказывать в страховой выплате. 

Как указано в п. 11 ст. 12 закона «Об ОСАГО», получить страховое возмещение можно, если представить поврежденный автомобиль страховщику для осмотра и независимой технической оценки. Можно сделать вывод, что если машину не показать и сделать ремонт, то денег не вернуть.

КАСКО и ОСАГО Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто

На самом деле это не так. В деле № 5-КГ21-102-К2 ВС постановил, что если экспертизу провести нельзя, то ущерб считают по документам: актам осмотров, фотоснимкам и другим материалам о ДТП. 

Единственное исключение — если утилизация или ремонт поврежденного автомобиля не позволяют установить факт страхового случая и размер ущерба. Тогда в страховом возмещении могут отказать.

Получить страховое возмещение можно и в случае бесконтактного ДТП. Например, если водитель «подрезал» другого и создал опасную ситуацию, а потерпевший, маневрируя, врезался в столб. 

Хотя в законе нет понятия бесконтактного ДТП, его можно определить как «экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортных средств с наездом на какой-либо объект», считает юрист Федеральный рейтинг.
Евгений Иванов.

ДТП Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб

Чтобы получить выплату по ОСАГО в случае бесконтактной аварии, надо доказать, что ДТП случилось по вине другого водителя, а между повреждениями машины и его действиями есть причинно-следственная связь. Как определил Верховный суд в Обзоре от 22 июня 2016 года, подавать документы надо к страховщику виновника, который не может отказать в ремонте или выплате компенсации.

Как указано в п. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО», страховое возмещение бывает в денежной форме или в виде ремонта. Часто страховые компании выбирают более выгодный для себя вариант, рассказывает управляющий партнер юрфирмы Региональный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
Семен Кирьяк.

Например, если машина клиента новая, то ее ремонтируют, а если старая и ставить новые детали дорого — выплачивают деньги.

КАСКО и ОСАГО ВС указал, когда страховщик оплатит новые детали для авто

В последние годы Верховный суд стал бороться с подобной практикой. В своем решении по делу № 18-КГ21-7-К4 ВС указал, что страховщики не должны искать для себя выгоду. Если по закону автовладельцу положена выплата, навязывать ремонт нельзя. Согласно п. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО», владелец авто может потребовать деньги вместо направления на ремонт, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший умер в результате ДТП;
  • потерпевший сильно пострадал в аварии и просит выплатить деньги;
  • цена ремонта превышает максимальный размер страхового возмещения (400 000 руб.);
  • страховщик и потерпевший заранее договорились на такой расчет.

Согласно п. 6 ст. 12 закона «Об ОСАГО», право на компенсацию за смерть близкого в ДТП имеют: 

  • те, для кого погибший был кормильцем по ст. 1088 ГК (нетрудоспособные иждивенцы или те, кто получал содержание от погибшего);
  • если таковых нет, то супруга, его родители и дети, а еще те, у кого умерший находился на иждивении.

КАСКО и ОСАГО Мать или дочь: кто получит выплату за погибшего в ДТП

Чтобы получить деньги (475 000 руб.), надо обратиться в страховую компанию с заявлением. Фирма подождет еще 15 дней других обращений и в течение последующих пяти дней перечислит деньги.

Если заявления подадут несколько человек, то страховщик будет разбираться, у кого приоритетное право на выплату.

Без заявления получить выплату по ОСАГО за смерть близкого в ДТП не получится, страховщик не будет самостоятельно разыскивать тех, кому положены деньги. 

Иногда выплату может получить человек из «второй очереди», а после этого с опозданием появляется претендент из «первой» — то лицо, которому выплата положена по закону. Он может требовать ее перераспределения от того, кто уже получил деньги (п. 8 ст. 12 закона «Об ОСАГО»). 

Если ДТП случилось за границей, а машина виновника аварии застрахована в России по полису «Зеленая карта», то платить за ущерб будет российский страховщик. Такое решение Верховный суд вынес летом 2021 года по делу № 305-ЭС21-3003. 

ВС отметил, что потерпевший самостоятельно выбирает ответственное лицо. Он может обратиться как к страховщику, так и к причинителю ущерба. Если платит причинитель вреда, то он, как страхователь, в свою очередь, может требовать от страховой компании возмещения в свою пользу.

КАСКО и ОСАГО Международное ОСАГО: кто компенсирует ущерб в заграничном ДТП

Юрист Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право
Марина Крайнова подчеркивает, что это новая позиция для российской практики. Раньше возмещение вреда производилось по закону той страны, где произошло ДТП. Например, АС Московского округа в деле № А40-92769/2013 указал: требование о компенсации надо предъявлять в белорусское национальное бюро, а не к российскому страховщику. 

Хозяин машины — ни при чем

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб — всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница — Клепикова — не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Читайте также:  Алименты: из официальных доходов только пенсия ветерана боевых действий в размере 2000 рублей

Родственники погибшего в ДТП должны получить 475 тысяч рублей от страховщика виновника аварии

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель — Борисов — управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079  Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным  и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты  на судебные издержки.

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии — причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

Владимир Баршев 

Российская газета — Федеральный выпуск №7242 (76)

Что делать если попал в ДТП и виноват

В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.

Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.

Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.

Я — виновник, у меня есть осаго

Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.

Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.

Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.

Как будет действовать пострадавший

Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.

Что будет делать пострадавший:

  1. Уведомит страховую компанию о произошедшем. Ту компанию, к которой он будет обращаться. А обратиться он может как к своей, которая обслуживает его полис ОСАГО, как и напрямую к страховщику пострадавшего. В первом случае все оформляет “своя” компания, после “чужая” компенсирует выплату.
  2. Соберет документы об аварии, предоставит их в офис удобного страховщика.
  3. Пройдет экспертизу транспортного средства. На ее основании выявляется сумма ущерба. Ущерб покрывается деньгами или ремонтом от партнерского сервиса.
  4. Если сумма ущерба больше, чем максимально положенное по ОСАГО возмещение, пострадавший может обратиться к виновнику, чтобы забрать недополученные средства.

Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.

Если ущерб превышает сумму по ОСАГО

Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:

  • максимум 500 000 рублей в части возмещения вреда здоровью пострадавшему;
  • максимум 400 000 рублей, если речь идет о причинении вреда имуществу.

Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.

Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.

Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.

Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.

Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.

Варианты развития событий после суда:

  1. Виновник сразу возмещает установленные судом убытки.
  2. Пострадавший получает решение суда, вступившее в силу, и передает его судебным приставам. Они могут арестовать карты и счета виновника, изъять имущество для покрытия долгов. Также появится необходимость оплатить исполнительский сбор.

Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.

В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.

Я — виновник дтп, мои действия при отсутствии осаго

Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.

На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.

Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.

Если в дело вступят приставы:

  • первым делом судебный пристав наложит запрет на регистрационные действия на авто должника;
  • далее делается запрос в ФНС, чтобы найти место работы должника. Если оно есть, туда направляется документ об удержании 50% от всех доходов в пользу пострадавшего;
  • если нет места работы, делаются запросы в банк, ведется поиск карт и счетов должника. Все расположенные на них деньги и поступающие в будущем изымаются;
  • если указанные выше способы не дали результата, изымается и продается авто, также может быть изъято другое имущество.

Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.

Читайте также:  Есть ли у меня право продать автомобиль по доверенности?

А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.

Частые вопросы

Что делать виновнику ДТП при наличии полиса ОСАГО? Ему нужно оперативно по телефону горячей линии или через приложение уведомить свою страховую компанию о происшествии. После в течение 5 дней, если этого требуют условия страховой, предоставить бумажное уведомление о ДТП. Больше виновник ничего делает, все хлопоты ложатся на плечи пострадавшего.

Должен ли виновник ДТП платить страховой компании? Нет, он уже приобрел страховку — полис ОСАГО. На основании него страховая компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне. Я — виновник ДТП, что мне грозит? Если у вас нет полиса ОСАГО, вам сразу выпишут штраф в 800 рублей.

Если нанесен вред здоровью людей, наступает административная ответственность с штрафом в 2000 — 25 000 рублей, также виновнику может грозить лишение прав на срок до 2 лет. Если пострадавшему причинен тяжкий вред, или он умер, наступает уголовная ответственность с реальным лишением свободы.

Сколько платит виновник ДТП? Если нет полиса ОСАГО, виновник возмещает ущерб в полном объеме. Если полис есть, то он оплачивает только убытки свыше сумм 400 000 по ремонту авто и от 500 000 за причинение вреда здоровью. Если я — виновник ДТП, меня лишат водительского удостоверения? Лишение возможно при причинении легкого и среднего вреда здоровью.

За тяжкий вред и смерть — лишение прав на 3 года. Об авторе

Ирина Русанова — высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru

Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту admin@brobank.ru.

Несколько слов об ОСАГО и предъявлении требований непосредственно к причинителю вреда

Несколько месяцев назад я листал ленту в социальной сети и наткнулся на одну интересную публикацию коллеги-юриста. В ней описывается следующая ситуация.

На его клиента-автолюбителя подал в суд собственник здания, в которое этот самый автолюбитель врезался.

Иск был о взыскании причиненного в результате ДТП ущерба зданию, так как страховая компания по каким-то причинам не выплатила страховое возмещение.

Коллега с гордостью подытожил публикацию тем, что он добился отказа в иске и выразил мнение, что такой отказ является правомерным и правильным. На мой резонный вопрос о том, какую статью какого именно закона суд в данном случае указал в качестве основания для отказа в иске, коллега ничего вразумительного ответить не смог.

Я, конечно, не силен в страховом праве, но пытливый ум заставил полезть разбираться. Строго не судите, если где-то ошибся или не был точен.

Так вот, у меня сразу же сложилось впечатление, что конструкция ОСАГО (ДСАГО и прочее) вписана в наше законодательство довольно криво. Конкретной нормы о том, что в подобных исках надлежит отказывать, я не нашел. Зато нормы о том, что причинитель вреда по общему правилу обязан это самый вред возместить остались на месте.

П. 4 ст. 931 ГК РФ устанавливает, что потерпевший в пределах страховой  суммывправе предъявить требование о возмещении вреда непосредственно страховщику.

Затем я нашел очень страшную норму, которая находится не в законе, но почему-то применяется (должна применяться). Стало ясно, что мой коллега, исходя из заявленной им же фабулы дела, был не прав. В иске не должны были отказать. Суд должен был оставить его без рассмотрения.

П. 94 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 58: «Судья возвращает исковое заявление в случае несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при предъявлении потерпевшим иска к страховой организации или одновременно к страховой организации и причинителю вреда (статья 135 ГПК РФ и статья 129 АПК РФ).

В случаях установления данного обстоятельства при рассмотрении дела или привлечения страховой организации в качестве ответчика исковые требования как к страховщику, так и к причинителю вреда подлежат оставлению без рассмотрения на основании абзаца второго статьи 222 ГПК РФ и пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора применяются и в случае замены ответчика — причинителя вреда на страховую компанию в соответствии со статьей 41ГПК РФ и статьей 47 АПК РФ».

Вытирая слезы счастья за нашу судебную систему я начал размышлять.

В данном случае в первую очередь необходимо обеспечить надлежащий баланс прав и законных интересов потерпевшего и причинителя вреда. Причинитель вреда виноват, именно он совершил деликт и создал «неудобства» потерпевшему.

Потерпевший теперь, кроме того, что у него абстрактно стало меньше имущества, должен совершать действия по разрешению сложившейся ситуации. Если бы причинитель вреда был внимательнее и осторожнее (а он, безусловно, должен был!), то ничего бы этого не было.

Соответственно, 1 : 0 в пользу причинителя вреда.

Однако причинитель вреда во исполнение требований законодательства добропорядочно застраховал свою гражданскую ответственность. Он разумно полагается на то, что причиненный им вред будет компенсировано страховой компанией. Он за это платит ей страховую премию. Зачастую, воспользоваться правом на получение страховой выплаты более предпочтительно и для самого потерпевшего. 1 : 1, ничья.

Но тут мне вспомнилась ситуации с Гута-страхованием и Уралсибом. Все потерпевшие, кто высудили что-то с них, в определенное время испытывали (и, может быть, продолжают испытывать) трудности с получением присужденного.

Это было связанно с тем, что компании по факту прекратили работать, оборотов по счетам и имущества не было. При этом лицензии не были отозваны и, соответственно, блокирована возможность обращения в РСА.

Некоторые потерпевшие все же получили часть своих денег путем уступки с дисконтом своих требований инициативным ребятам, которые аккумулировали у себя определенный объем задолженности и подавали на банкротство, после чего деньги у соответствующей компании временно появлялись (это было до позиции ВС РФ по делу № 307-ЭС17-18665, но если бы эта позиция и была, то инициативным ребятам она не была бы столь выгодна, и тогда потерпевшим пришлось бы объединяться самостоятельно, что гораздо сложнее).

Кроме того, потерпевшим приходилось постоянно мониторить публикации о том, не планируется ли передача портфеля этой страховой компании (с последующим отзывом у нее лицензии) к какой-нибудь «помойке». Кто не отреагировал на публикацию и не изъявил желание остаться кредитором Гуты или Уралсиба были бы объявлены молчунами, и перевод долга бы состоялся автоматически.

Так вот, на мой взгляд, описываемая ситуация возлагает на потерпевшего своего рода дополнительную ответственность за выбор контрагента причинителем вреда, а это приводит к нарушению баланса. 2 : 1 в пользу причинителя вреда. Ему комфортнее в этой ситуации при всей ее плачевности для обоих.

Исправить ситуацию и прибавить 1 балл потерпевшему помогли бы, например, законодательные изменения, которые дали бы возможность иска к причинителью вреда и страховой компании, при котором причинитель вреда отвечал бы субсидиарно. Если компания в определенный срок не оплатила, то можно получить средства с причинителя вреда, который в свою очередь потребует эти деньги назад, но уже непосредственно от своего контрагента.

А может быть и не нужно ничего изобретать. Право выбора логично находится у потерпевшего. Если он выберет причинителя вреда, то последний после выплаты возмещения может воспользоваться иском о взыскании неосновательного обогащения со своего контрагента.

Тогда, возможно, все эти правоотношения будут ближе к тексту ГК РФ и будут более органичными. Взять, например, хотя бы возможность учета имущественного положения причинителя вреда или возможность зачета встречных однородных требований.

И не надо никаких единых методик определения размера ущерба, и Конституционный суд не нужно собирать по вопросу УТС или взысканию ущерба автомобилю без учета износа. Ну написано же все в ГК РФ.

Потерпевшему, который и без того уже претерпевает, до политических соображений нет дела, он лишь хочет максимально эффективно использовать правовосстановительную функцию закона и судебной власти.

А теперь, когда введено натуральное возмещение, с учетом тех злоупотреблений, которые допускают СТО, потерпевший иногда становится потерпевшим вдвойне, но это уже совершенно иная история и претензии не к судебной власти, а законодательной.

Коллеги, а вы что думаете по этому поводу?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *