Использование фотографий с картин

Фотореализм — это направление изобразительного искусства, в котором художник создает реалистичные картины или скульптуры на основе фотографии.

Для произведений в жанре фотореализма характерна невероятная правдоподобность и скрупулезная прорисовка мельчайших деталей. От исходного снимка работы зачастую отличаются только большими размерами.

Художники-фотореалисты предпочитают изображать заурядные городские пейзажи или натюрморты из обыденных вещей, что сближает этот стиль с поп-артом.

использование фотографий с картин

История фотореализма

Фотореализм зародился в конце 1960-х годов среди художников Нью-Йорка и Калифорнии, а через несколько лет распространился в Европе. Сам термин был придуман арт-дилером Луи Мейзелем (Louis K. Meisel) и впервые появился в печати в 1970-м году.

Тогда состоялась и первая в истории фотореализма серьезная выставка «Двадцать два реалиста».

Мейзель также определил основные характерные черты фотореалистов, в том числе использование фото для переноса изображения на холст и фотографическую точность готовой работы.

использование фотографий с картин
использование фотографий с картин

Фотореализм, как и поп-арт, сформировался в результате противостояния абстрактному экспрессионизму и минимализму. В этих направлениях превыше всего ценились импровизация, новаторство и оригинальность, но никто не относился серьезно к художественной технике.

Представители поп-арта критиковали подобный подход в сатирическом ключе, указывая на абсурдность и коммерческую направленность большинства произведений.

Фотореалисты выбрали другой путь: через кропотливую работу они подчеркивали ценность каждого изображения и важность академических методов.

использование фотографий с картин

Творчество фотореалистов подвергалось нещадной критике. Многие зрители задавались вопросом: есть ли разница между художником и копировальной техникой при столь высокой точности рисунка? Но время все расставило по местам. Сейчас произведения этого жанра выставляются в ведущих мировых музеях современного искусства, а на смену первым представителям направления пришли новые последователи.

использование фотографий с картин
использование фотографий с картин

В 1990-е усовершенствованные приемы и цифровая техника привели к еще более высокой точности картин, в том числе с иллюзией трехмерности. В такой форме фотореализм стал называться гиперреализмом, или суперреализмом.

Современные авторы относятся к исходному фотоизображению с большей свободой и не всегда копируют его точно.

В настоящее время популярность жанра постепенно возрастает, довольно часто проходят тематические выставки, публикуются альбомы и теоретические работы.

использование фотографий с картин
использование фотографий с картин

Принципы фотореализма

Суть работы фотореалиста состоит в скрупулезном переносе изображения с фотографии на холст с помощью красок и других средств. Известны фотореалисты-скульпторы, а некоторые авторы используют природные материалы, волосы, тканые гобелены и другие нестандартные решения. Ключевой принцип фотореализма — точность готовой работы, которая достигается высочайшим уровнем технического мастерства.

использование фотографий с картин

Исходное фото авторы обычно делают сами. Родоначальники жанра предпочитали банальные сюжеты: старые автомобили, фрагменты зданий, предметы повседневного быта. По сравнению с фотографией, произведение художника может быть во много раз крупнее. Для точного переноса деталей и сохранения пропорций можно спроецировать слайд на холст или использовать метод сетки.

Чтобы продемонстрировать виртуозное владение техникой, автор часто выбирает сложные изображения. На них присутствуют отражения, стеклянные конструкции или множество геометрически точных деталей городского пейзажа.

использование фотографий с картин

Самые известные представители фотореализма

У этого жанра не так много сторонников из-за его технической сложности. Но именно за счет высочайшего мастерства к фотореалистам приходят успех и популярность. Знаменитых имен много и среди классиков 1970-х годов, и среди наших современников. Вот несколько самых известных представителей фотореализма:

  • Ричард Эстес (Richard Estes). Представитель первого поколения фотореалистов и непревзойденный мастер городских пейзажей. В работе он использует целую комбинацию снимков, получая не идеально точные, но очень зрелищные и достоверные панорамы.
  • Одри Флэк (Audrey Flack). Еще один пионер стиля. Когда нью-йоркский Музей современного искусства решил приобретать работы фотореалистов, то первыми выбрал именно ее картины.
  • Дуэйн Хансон (Duane Hanson). Известный скульптор, автор реалистичных человеческих фигур в натуральную величину. Хансон часто касался в творчестве острых социальных тем — таких, как неравенство людей, расовая дискриминация или война во Вьетнаме.
  • Чак Клоуз (Chuck Close). Автор крупных фотореалистичных портретов, выполненных в разнообразных необычных техниках. Например, интересны его жаккардовые гобелены, которые ткутся на цифровых станках на основе дагерротипа. В работе с цветом Клоуз близок к художникам-пуантилистам.
  • Бен Шонцайт (Ben Schonzeit). Нью-йоркский художник, создающий широкоформатные акриловые натюрморты. Автор не старается выбрать лучший кадр для картины — он рисует простые вещи, которые встречаются каждый день.

Коллекции работ фотореалистов можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Центре Жоржа Помпиду в Париже, галерее Тейт Модерн в Лондоне. В России тоже есть выдающиеся представители стиля. Самый известный из них — Семен Файбисович.

Авторское право художника и фотографа

in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства — больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

  • Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.
  • Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.
  • Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

использование фотографий с картин

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

использование фотографий с картин

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

  1. Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.
  2. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.
  3. Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.
  4. Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.
Читайте также:  Как доказать, что в долг брал не только муж?

использование фотографий с картин

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

использование фотографий с картин

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2. Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5. Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6. Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

использование фотографий с картин

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

Как использовать произведения искусства в SMM бесплатно и без судебных рисков

Работы великих художников – отличный материал для иллюстраций, но и с ним есть юридические сложности

Если вы беззаботно используете в пикчах какие попало фотки, кадры из фильмов, работы ныне живущих художников, то вы потому беззаботны, что вас пока никто не заметил и не засудил. Если же вы умно пользуетесь картиной давно умершего автора, то вы молодец, но тоже не всегда можете спать спокойно.

В случае, когда вы частное лицо и просто развлекаетесь производством мемасиков, скорее всего, можете и продолжать в том же духе – ведь вы не извлекаете из изображений прибыль.

Судиться с вами станут только правообладатели с серьезной профдеформацией.

Но если вы делаете даже самый малюсенький бизнес и при этом используете чужие «картинки» без заключения официальных лицензионных договоров – вы сидите на пороховой бочке.

За публикацию пикчи, основанной на чьей-то фотографии вы можете попасть на сотни тысяч рублей. За регулярное пиратское использование чужих изображений – на миллионы. Потому что публикация измененного фото – это все равно публикация фото. И уловки вроде той, что вы «просто процитировали произведение» в судах не прокатывают.

Вне зависимости от того, какие изображения вы выкладываете, для регулярного постинга картинок удобно использовать сервис SMMplanner. Через него можно загружать фото напрямую с компьютера, и вам наверняка пригодится дополнительный функционал в виде фоторедактора.

Даже в российской провинции неосторожное использование чужого контента местным бизнесом наказывается довольно сурово. Вот, например, совершенно рядовой судебный прецедент: информационное агентство из Екатеринбурга легкомысленно поюзало фотки местного автора. Сумма иска составила 210 тысяч рублей. Апелляция ни к чему не привела – деньги пришлось заплатить.

использование фотографий с картин

Мелкий бизнес одна такая оплошность способна если не убить, то на какое-то время отправить в нокаут. Однако изображения для SMM где-то нужно брать все равно. Желательно бесплатно. Желательно с жанровыми сценками, чтобы было где разгуляться пикчеру.

И вот тут можно обратить внимание на бездонный кладезь, который представляет собой наследие старых мастеров изобразительного искусства. Вроде картины Рафаэля «Святой Иероним наказывает еретика-сабинянина», что представлена выше.

Весомые аргументы «за»:

  • Если после смерти автора прошло 70-100 лет (в зависимости от страны), изображение автоматически переходит в общественное достояние и может использоваться бесплатно в коммерческих целях.
  • Историческое наследие искусства огромно. Подобрать картину для иллюстрации статьи, поста в соцсети, рекламного призыва довольно просто.
  • Тонкая игра бизнеса с образцами художественного творчества, как правило, хорошо отражается на его репутации. По крайней мере говорит о том, что у маркетологов компании есть вкус и некоторый культурный багаж.
  • Не каждому бизнесу такое подходит стилистически? Зато каждому бизнесу отлично подходят судебные иски с огромными компенсациями обиженным авторам. Бесплатному контенту в зубы не смотрят. Можно обыграть и довольно далекие от ниши конкретного предприятия изображения.

Аргументов «против» на самом деле нет. Но есть одна юридическая закавыка.

Часть прав на репродукции принадлежат музеям, но и здесь выход существует

Права на сами картины художников прошлых эпох истекли. Но не всё так просто. Ведь мы используем репродукции, а их кто-то производит. И тоже имеет на них интеллектуальные права.

Скажем, в России действует Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». В соответствии с ним дирекции музеев имеют право разрешать или запрещать использование изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции, которая эксплуатирует изображения музейных предметов и коллекций.

В законодательстве это закреплено затем, чтобы дать музеям дополнительный источник дохода, ибо содержание произведений искусства – очень дорогое дело. Такая законодательная практика принята во всем мире.

Поэтому любой музей может воспрепятствовать использованию произведенной им репродукции в той же рекламе. Прецеденты на слуху.

Например, Эрмитаж через суд запретил петербургскому модельеру Ие Йоц использование модифицированной репродукции картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом».

Меж тем предпринимательница всего лишь демонстрировала монохромную производную от изображения на двери собственного магазина и на сайте.

Как обойти эту проблему? Самый прямой путь – вообще не прикасаться к репродукциям произведений, содержащихся в отечественных музеях.

Быстро решается вопрос так:

Использование фотографии в живописи

использование фотографий с картин

Об использовании фотографии в живописи.

По мере развития фотографической техники, роста качества, доступности и удобства её применения всё большую популярность приобретает использование фотографии при создании произведений искусства и живописи в частности.

При этом, большинство авторов стесняются признать, что в той или иной степени прибегают к помощи фотоаппарата. Сама фраза «картина по фото» ассоциируется с нечто безвкусным, нечестным, непрофессиональным.., кичем.

Следует признать, что подобные обвинения небеспочвенны. С чем они связанны?

Когда фотоаппарат перестал быть роскошью, а изготовление фото упростилось до нехитрых манипуляций с клавиатурой компьютера, картины стали писаться, что называется не выходя из дома. Не нужно оплачивать услуги натурщиков и мокнуть под дождём, стараясь успеть запечатлеть сиюминутное состояние природы.

Читайте также:  У меня есть свой дом там прописаны дети и бывшая жена сына, могу ли я выписать их?

Так армия художников выросла не в разы, а на порядки и главным образом за счёт тех, кто никогда и не взял бы краски и холсты, если бы не фото.

Как правило это люди не имеющие природного таланта, они с той или иной степенью профессионализма стремятся механически перенести фото на холст, а зачастую даже не претендуют ни на какой профессионализм, пишут «для души», как если бы собирали грибы или вышивали крестиком.

Это их право, но данное положение вещей, привело к тому, что выставочные залы, рынок, интернет и другие пространства для демонстрации произведений искусства заполонили картины, более точное определение для которых подошло бы «крашенные поверхности» – иногда милые, безобидные, иногда провокационные, но безвкусные и лишённые творческого начала.

Следующее на что следует обратить внимание: фотография, насколько бы не были развиты цифровые технологии, не способна соперничать с природой, утрачивает некоторые грани и тонкости живой натуры, от чего восприятие художником образа становится неполноценным.

Впрочем и элементарные проблемы со зрением могут привести к аналогичному эффекту.

Работа с фотографией требует от художника ряда специфических навыков, главным образом основанных на опыте работы непосредственно с натурой и позволяющих ему восполнить то, что было утрачено фотобумагой или экраном монитора, и преодолеть так называемый эффект фотографичности, когда, глядя на картину, с очевидностью ощущается, что она писана по фото. И здесь даже маститые художники, впервые прибегнув к помощи фотографии, могут столкнуться с неожиданными для них проблемами и значительно потерять в качестве живописи, напротив, поднаторевшие в этом искусстве, показать высокий результат.

Очевидны и некоторые преимущества фото связанные с удобством исполнения картины, например, «оцифрованный» натюрморт из фруктов или цветов никогда не испортится и не завянет, солнце в фотопейзаже не скроется за лесом, туман не рассеется.., а все детали можно внимательно, спокойно, и не напрягая зрения, рассмотреть в мастерской.

Нечестно? Если так, то и любые технические усовершенствования в истории мировой живописи являются нечестными по отношению к труду предшественников. Изобретя кисть, человек получил некоторые преимущества перед трудом тех, кто, создавая наскальные росписи, оперировал более примитивными инструментами и пальцем.

Изобретение туб и промышленное производство краски избавило художников от необходимости самостоятельно растирать пигменты, мешать их с маслом. Изобретение электричества позволило художникам направлять потоки света под любым углом и с любой позиции, работать в любое время суток…

Уже начиная с  15 века, художники, включая таких признанных мастеров мировой живописи, как Леонардо да Винчи, Ян Вермер, Караваджо, Халс…

, использовали возможности предшественника фотоаппарата: камеру-обскура, позже – камеру-люцида, а с развитием собственно фотографической техники, фотоснимками, как подспорьем в работе, не чурались такие мастера, как Делакруа и Муха, импрессионисты Дега, Ван Гог, Гоген и Сезан, прерафаэлиты: Россетти и Моррис. В советской России по фото писались портреты партийной верхушки, в качестве наиболее яркого примера можно назвать Бродского.

В живописи первостепенное значение имеет не то с чем работает мастер, а как? Живопись не воспроизводит природу. Художник, опираясь на натуру, как на материал, живую или фиксированную – не суть, создаёт искусственный, параллельный нашей реальности мир.

Художник может в точности передать все нюансы, оттенки и детали натуры, но особым, живописным языком. И только наличие этого специфического языка, то как художник лепит форму, кладёт краску, обобщает, акцентирует, раскрывает замысел, доносит мысль.., делает живопись живописью.

В свою очередь фотография, механически перенесённая на холст, останется фотографией, а натура  станет фотографией или ещё чем то, но только не живописью.

Отметим и то обстоятельство, что понятие натуры весьма умозрительно. Во-первых, как уже было сказано выше, настоящий художник лишь основывается на натуре, опирается на неё, работает с ней, как материалом, но не воспроизводит.

Во-вторых, художник работает не с собственно натурой, ибо не может знать сущность изображаемых предметов и явлений, но образами этих предметов и явлений, при чём не внешними, как бы собственно им принадлежащими, а внутренними, созданными нейронами мозговых клеток посредством раздражения рецепторов глаза потоком квантовых частиц и преобразования нервных импульсов в так называемые зрительные образы.

В этом смысле человек вообще ничего не видит, ибо виденье – суть абстракция, он лишь фиксирует своим сознанием картинку, созданную в его голове и воспроизводящую действительность с той или иной степенью достоверности, подобно сверхмощному биологическому фотоаппарату.

С этим «фотоснимком» и работает художник. И тот, кто переносит взгляд с холста на фотобумагу, и тот, кто переносит взгляд с холста на живую модель. Художник сохраняет в памяти мгновение и работает с ним на полотне. В этом смысле все пишут по памяти.

Обычно время между фиксацией образа и мазком на холсте длится от доли секунды до нескольких секунд, но может длиться и неограниченно.

Так, например, Айвазовский часами стоял на берегу моря, затем приходил в студию и создавал свои шедевры на основе запечатлённых в его памяти картинок моря.

Итак, конец – всему делу венец. Очевидно, что не способ достижения цели определяет качество живописного произведения, но результат. Не важно по трудному пути пошёл мастер или упрощенному.

Задача не в том, чтобы максимально усложнить себе задачу или следовать традиционным методам работы как некой самоценности, а в том, чтобы добиться наилучшего результата всеми удобными средствами. Когда строительство здания окончено, леса снимают и удаляют прочь, а обыватель видит только то, что видит.

Ему не важно, каким образом строители взбирались на отвесные стены и клали камень, мокли ли они под дождём или использовали навесы. Разумеется, не допустим плагиат, другие не честные средства как то использование так называемого «принта», выдаваемого за живопись, будь даже подкрашенного, ибо в данном случае речь идёт не о собственно живописи, а её имитации.

Как бы то ни было, дилетантизм не прикроешь тем обстоятельством, что картина писалась с натуры, а использование фотоаппарата не испортит репутацию шедевра, если художнику действительно удалось создать шедевр.                

А.Н. Миронов. 2017 г.

Говорит юрист: откуда брать картинки, чтобы не попасть под суд, и как защитить свои авторские права

использование фотографий с картин Как использовать картинки из поисковиков и не попасть под суд, что делать, если изображения с вашего сайта украли, и как закон защищает авторское право на фотографии.

Совместно с магистром частного права Дарьей Третьяковой продолжаем цикл статей об авторском праве. В третьей статье об авторстве на изображения: что нужно знать владельцам сайтов, чтобы защищать свои права от копипастеров и самим не попасть под суд из-за картинки из интернета.

Предыдущие части цикла: Как защитить авторские права на текст Как закон защищает авторское право на программуЧто делать, если сайт украли, и как правильно заказать разработку сайта

820 тысяч рублей компенсации за 82 фотографии

Руководство магазина мебели из Перми не стало заказывать фото товаров для своего ассортимента, разработчик сайта скачал фотографии с сайта мебельного магазина в Екатеринбурге и разместил их в каталоге. Это заметили владельцы магазина, у которых украли фотографии, и подали в суд.

6 февраля 2017 года Суд по интеллектуальным правам вынес решение. За использование 82 фотографий мебели на сайте интернет-магазина суд постановил выплатить компенсацию в размере 820 000 рублей, то есть по десять тысяч рублей за фото. Компенсацию взыскали совместно и с владельца магазина, и с предпринимателя, который был администратором домена сайта ответчика и выложил эти фотографии.

  • Разберемся, как закон защищает авторское право на фотографии, иллюстрации и другие картинки, чтобы не попасть в похожую ситуацию.
  • Произведения изобразительного искусства — иллюстрации, скетчи, комиксы, а также фотографии охраняются авторским правом.
  • Юристы выделяют особенности авторского права для картинок и фотографий:
  1. Охраняется само изображение, но не идея.

    Два иллюстратора в любом случае нарисуют один и тот же закат по-разному, а фотографы могут взять одинаковый ракурс предмета, выставить аналогичный свет, но сделать фотографии самостоятельно — их фото будут отдельными объектами авторского права, даже если на снимке будет та же модель в той же одежде и позе.

  2. Художественная ценность не имеет значения. Неважно, насколько качественно сделано изображение, имеет значение только творческий вклад. Рисунок пятилетнего ребенка будет охраняться так же как и шедевр известного живописца. Фото с городской автоматической камеры для поимки нарушителей ПДД авторским правом не охраняется, творческого вклада человека в нем нет. Но если это фотография из фотоловушки для животных, то она попадает под авторское право, даже если фотограф не сам нажал на кнопку. Тем не менее, он выбрал место, ракурс, установил и настроил камеру.
  3. Репродукция и переработка без согласия автора незаконны. Перерисованное точь-в-точь изображение без согласия автора считается нелегальной копией, а если в нее добавили незначительные изменения — нелегальной переработкой произведения.

    В ситуации с фотографиями есть особенности: Эйфелеву башню с одного и того же ракурса фотографируют миллионы людей, но у каждого человека будут свои права на сделанную лично им фотографию.

    Если вы хотите использовать фото из известного места, но не можете договориться ни с одним из фотографов, то можете приехать на ту же точку, дождаться нужных погодных условий, выбрать аналогичный ракурс и настройки фотоаппарата и сделать собственное фото.

    У вас будут полные авторские права на этот снимок, и вы сможете использовать его по своему желанию.

Читайте также:  Сможет ли грузинка получить российское гражданство заключив брак с русским?

«1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии». ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав

Сложные ситуации случаются там, где кончается использование идеи и начинается переработка изображения. Часто такие ситуации возникают при подборе иллюстраций к статьям или постам в соцсетях на похожие темы. Просто новый рисунок на ту же тему, с той же идеей — это законно, но переработка картинки без согласия автора первоначального рисунка запрещена.

В судебных решениях о переработке суды обычно упоминают, что изменения, внесенные в первоначальную картину, были незначительными. В некоторых решениях упоминается, что два изображения суд сравнивал с точки зрения их сюжета, композиции, цветового решения и других параметров. Большое значение при этом суд придает заключениям экспертов в области изобразительного искусства.

В 2017 году на Pikabu освещалась история с иллюстрациями: художница Надя Кушнир заявила, что ее комиксы с Гусем перерисовывает Стас Шумаков, который дублирует также и другие комиксы, к примеру, с Крошкой Ши.

Правомерно ли создавать рисунки, заимствуя их с чужих фотографий?

Вопрос из области авторского и смежных прав. В этой статье речь пойдёт об использовании фотографий для создания на их основе рисунков с целью продажи, то есть о коммерческом использовании.

Когда фотограф создаёт свой фото-шедевр, то он работает над композицией, сюжетом, экспозицией и в этом ему часто помогают другие специалисты.

Поэтому фотография может являться результатом творческой деятельности нескольких лиц.

Договориться со всеми участниками фотоработы о передаче прав для выставки или продажи фотографии — это задача конечного правообладателя, которым не обязательно будет фотохудожник.

Урегулировав все юридические формальности, правообладатель фотографии рассчитывает на соблюдение его имущественных и неимущественных прав, указанных в IV части Гражданского кодекса РФ. Согласно части 1 статьи 1229 ГК РФ:

… Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом …

В законодательстве указывается, что разрешение использования произведения должно быть выражено в прямой письменной форме. Принцип «Что не запрещено, то разрешено» не подходит для авторского права.

В авторском праве «разрешено то, что прямо разрешено» и факт обнародования произведения, публикации его на сайте в сети Интернет, не является разрешением его использования, кроме способов, разрешённых автором.

Представим, что фотография, прошедшая все этапы её создания и юридического оформления авторских прав, была выложена на сайте в свободном доступе для пользователей Интернета. Можно ли такое фотопроизведение взять за основу своего рисунка?

Ответ: В случае перерисовки фотографии (создания рисунка на основе фото) может быть произведена её переработка, то есть действие, на которое требуется получить разрешение от правообладателя.

Бремя доказывания факта нарушения авторских прав лежит на правообладателе. Если правообладатель считает, что произошла переработка его фотографии в новом изобразительном произведении (рисунке), то правообладатель может обратиться в суд с заявлением и доказательствами (подтверждением авторских прав на фотографию и результатами художественной экспертизы, доказывающими нарушение прав).

Одним из приёмов изобразительного искусства является использование фото-референса.

Референс (англ. reference — справка, сноска) — вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи.Википедия

  • Если правомерно обнародованные фотографии изучаются художником с целью получения представления об объекте, который будет отражён в изобразительном произведении (рисунке), то такое использование допустимо, также как и обычный просмотр фото, выставленного для обозрения на выставке (фотогалерее).
  • Однако если происходит заимствование элементов творческой работы фотохудожника и воссоздание их в рисунке, то такие действия должны производиться с разрешения правообладателя фото.
  • Грань правомерного и неправомерного использования фото может быть очень тонкой и поэтому для использования фотоматериала в рисунках художника нужно получать разрешение или использовать фото, распространяемые по свободным лицензиям.
  • Для рисования с целью продажи результата можно использовать фотографии с лицензионными разрешениями переработки, модификации и использования в коммерческих целях.
  • Отдельный вопрос: Правомерно ли создание карикатур на основе фотоизображений объектов (людей, предметов), заимствованных из фотографий?
  • В этом вопросе нужно руководствоваться частью 4 статьи 1274 Гражданского кодекса РФ:

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Читайте другие интересные статьи этого канала:

  • Версии лицензий Creative Commons (второе название статьи: «В каких случаях изображения из фото-банков подходят для монетизации?«)
  • Использование изображения гражданина в карикатурах

8 ноября 2020 года.

Демешин Сергей Владимирович (юрист).

Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *