Как поменять статус бомбоубежища

ВЦИОМ провел соцопрос и выяснил, что каждый второй россиянин опасается ядерной войны. При этом только 15% населения знают, где находится ближайшее бомбоубежище. Daily Storm разбирался, куда бежать в случае ядерной опасности и ЧС, сколько человек могут поместиться в укрытии и как используются такие сооружения в мирное время.  

Как поменять статус бомбоубежища

Бомбоубежище — широкое понятие. От чего в нем можно спастись: от простой бомбардировки или и от ядерного удара?   

Помимо защиты от радиации и ударной волны от ядерного взрыва бомбоубежища спасают от отравляющих веществ и биологического оружия.

Защитные сооружения гражданской обороны (так правильно называть бомбоубежища) помогут и в случае военного конфликта с применением обычных видов вооружения, например осколочно-фугасных снарядов. Заглубленные помещения, такие как подвалы домов, окажутся хорошим укрытием.

Но защитные сооружения — это не обязательно война. Объекты гражданской обороны могут быть востребованы и в мирное время, к примеру во время чрезвычайных ситуаций. Скажем, если случилась авария на АЭС или другом опасном производстве.

У защитных сооружений есть классификация?

Нередко можно встретить три разных названия: убежище, укрытие и противорадиационные укрытия (ПРУ). Все это виды защитных сооружений. Они различаются по предназначениям.

Убежища созданы для защиты персонала, который работает на опасных объектах. Укрытия — и для персонала, и населения, немобильного по состоянию здоровья.

ПРУ предназначены для всех категорий населения, которые оказываются в зоне потенциального загрязнения. 

Как поменять статус бомбоубежища © GLOBAL LOOK Press

Где находятся защитные сооружения?

Бомбоубежища могут располагаться под жилыми домами, торговыми центрами, спортивными комплексами, больницами, библиотеками и т.п. Также это могут быть отдельно стоящие подземные и подземно-наземные гаражи. В Москве к бомбоубежищам относится и метрополитен, поскольку вход на станцию оборудован гермозатвором.  

Что внутри бомбоубежищ, чем они оборудованы? 

Внутри все скромно, но для выживания достаточно. Двухъярусные нары, запасы воды и пищи, лекарства для оказания первой помощи, санузел. В комнате для хранения имущества собраны средства индивидуальной защиты, инструменты и даже керосиновые лампы.

Также в любом защитном сооружении установлены фильтры радиации, которые очищают загрязненный воздух. Правда, чтобы попасть в само убежище, сначала нужно пройти так называемый шлюз — пост радиационно-химического наблюдения.

Специалисты должны убедиться, что человек не «пронесет» радиацию или опасные химические вещества внутрь укрытия.

Как долго можно жить в бомбоубежище? 

В зависимости от класса безопасности сооружения запасы пищи и воды рассчитываются на пребывание на срок от двух до пяти дней. Считается, что этого времени достаточно, чтобы люди смогли выйти на поверхность, хотя бы на непродолжительное время. 

  • Сколько людей могут поместиться в бомбоубежище? 
  • Укрытия по вместимости делятся на малые, которые вмещают до 150 человек, средние — 150-600 человек и большие — способны защитить более 600 человек.   
  • Где я могу узнать расположение ближайшего бомбоубежища? 

Этой информацией обладает администрация вашего района. В ней работает орган, уполномоченный по гражданской обороне во время чрезвычайных ситуаций.

В свою очередь, реестр защитных сооружений ГО по каждому из районов ведет МЧС России.

Некоторые энтузиасты из народа размещают список бомбоубежищ на картах — информацию по Москве можно посмотреть, например, здесь, но у МЧС данные все-такие более актуальные.

Как поменять статус бомбоубежища © urban3p

Используются ли защитные сооружения в мирное время? 

Да, но активность использования зависит от того, насколько тщательно власти следят за исполнением законов.

В современной России в бомбоубежищах могут располагаться магазины, закусочные, учебные заведения, гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки, складские помещения, ателье, стрелковые тиры, спортзалы и др.

В 1990-х бомбоубежища нередко продавали частным лицам, которые устраивали в них ночные клубы. Можно привести в пример клубы «Грибоедов» (в простонародье «Грибыч») или «Тоннель» в Санкт-Петербурге. Однако сейчас в отношении эксплуатации бомбоубежищ строгие правила.

В защитном сооружении запрещается делать перепланировку, загромождать входы-выходы, нарушать герметизацию и гидроизоляцию, облицовывать стены керамической плиткой и даже штукатурить их. Бомбоубежища в любой момент должны быть готовы принять граждан. 

Строят ли бомбоубежища сейчас? 

Строят, но все больше частники в загородных домах. Прежде такие бомбоубежища активно появлялись в период холодной войны и в преддверии очередного конца света. Такие сооружения не зря получили названия panic room.

Эта тенденция, кстати, хорошо отражена в кинематографе. Так, в фильме «Взрыв из прошлого» (1998) герой Брендана Фрейзера 35 лет провел в бомбоубежище вместе с родителями, опасающимися атомного удара.

А в одной серии «Симпсонов» весь город спасается от кометы в укрытии, построенном Недом Фландерсом. 

Правовые вопросы

  • Защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия, укрытия), размещаются в приспосабливаемых для этих целей помещениях производственных, вспомогательных, жилых и общественных зданий и других объектов, а также отдельно стоящих убежищ в заглубленных или возвышающихся сооружениях (независимо от форм собственности) с учетом требований федеральных законов и нормативных документов.
  • Период активных построек ЗС ГО проходил в 40-60 годы прошлого века, поэтому все промышленные помещения и большинство жилых домов того времени имеют, например, бомбоубежище.
  • В мирное время рассматриваемые объекты могут использоваться в качестве складов, станций техобслуживания, спортивно-оздоровительных комплексов и др.
  • В 2000 годах среди рассматриваемых судами дел появились дела, связанные с ЗС ГО: о признании права собственности на объекты ГО, признании недействительными действий государственных органов по постановке на учет объектов ГО, о расторжении договоров ответственного хранения и безвозмездного пользования объектов ГО, о признании недействительными предписаний об устранении нарушений законодательства в области ГО и многие другие.
  • Дело в том, что в этот период органы МЧС России стали активно проверять объекты ГО, и руководители ряда организаций с удивлением обнаружили, что являются собственниками (арендаторами, эксплуатирующими организациями) таких объектов и на них возлагается обязательства по их содержанию.

Имеются случаи, когда организации, приобретая объект недвижимости (приватизируя), не подозревали, что в его составе имеется объект ГО, который должен содержаться в состоянии готовности на случай угрозы военных действий или чрезвычайных ситуаций. Причем, при приватизации государственных предприятий объекты ГО, в них находящиеся, приватизации не подлежали (должен был заключаться соответствующий классу, категории объекта договор), но результатом посещения сотрудниками МЧС России приватизировавшей организации зачастую бывает постановление в адрес их руководства об устранении нарушений и штраф. В судебной практике немало примеров связанных с этим споров, длящихся долгое время. При этом размеры штрафов весьма существенны. Так, в соответствии со статьей 20.7 КОАП РФ:

невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Вариантов разрешения споров много, т.к. они зависят и от основания, способа, времени «приобретения» объекта ГО, организационно-правовой формы организации, состояния объекта.

Правовое регулирование вопросов, связанных с эксплуатацией и содержанием, снятием с учета ЗС ГО осуществляется в соответствии с огромным числом нормативных документов.

Ниже приведены основные положения порядка снятия с учета ЗС ГО для тех организаций, которые хотят получить общее представление по этому вопросу.

Условия списания с учета предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности (далее — организаций) пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны (понятие включает убежища всех классов и укрытия всех групп), состав, порядок создания и работы комиссий по их списанию, а также требования к оформлению, согласованию и утверждению документации по списанию регулируются Инструкцией о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной Росимуществом от 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746 и МЧС России от 18 октября 1996 г. № 1-38-4 (с последующими изменениями). Существуют Методические рекомендации МЧС России о организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны.

В ЧАСТНОСТИ, Инструкцией предусмотрено:

  1. С учета организаций может быть произведено списание ЗС ГО:
    • при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных, конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
    • в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО;
    • при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

    При этом указанные ЗС ГО подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также, когда они не могут быть использованы для защиты укрываемых лиц/комплексов или переданы в установленном порядке другим организациям.

    Определение прочностных характеристик основных ограждающих и несущих строительных конструкций, как правило, проводит проектная организация, разработавшая проектно — сметную документацию списываемого ЗС ГО, или организация, имеющая лицензию на проведение таких работ.

    Заключение организации о состоянии ЗС ГО и о нецелесообразности восстановительных работ на нем выдается на основе результатов непосредственного его осмотра, инженерных расчетов и технических испытаний элементов строительных конструкций неразрушающими методами контроля.

  2. В организациях, входящих в систему органов государственной власти Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 Инструкции, с разрешения руководителя соответствующего органа государственной власти Российской Федерации. В организациях, входящих в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 Инструкции, с разрешения руководителя органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Для определения состояния по списанию ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание, на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии.
Читайте также:  Срок и порядок регистрации товарного знака

До утверждения актов о списании убежищ II, III и IV классов документация представляется утверждающим органом на согласование в МЧС России, а убежищ V класса и противорадиационных укрытий — в соответствующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Можно также добавить, что в целом этапами работ по снятию ЗС ГО с учета в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 (с дальнейшими изменениями и дополнениями) являются:

  1. Обследование ЗС ГО с инструментальным контролем и фотографированием.
  2. Подготовка технического заключения о состоянии ЗС.
  3. Сбор документов в соответствии с указанным выше приказом МЧС России и требованиями ГУ МЧС России.
  4. Согласование документов о снятии с учета ЗС в ГУ МЧС России.
  5. Передача документов в комиссию МЧС России.
  6. Экспертиза документов в МЧС России.
  7. Рассмотрение документов на комиссии МЧС России.
  8. Согласованный комиссией МЧС России акт о снятии с учета ЗС передается заказчику.

В случае необходимости Наша компания будет рада помочь Вам с поиском вариантов и решением правовых вопросов (т.к. вариантов может быть множество), связанных с защитными сооружениями гражданской обороны, предоставит необходимые нормативные документы

Бомбоубежище

Подборка наиболее важных документов по запросу Бомбоубежище (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Бомбоубежище

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2020 N 306-ЭС20-10467 по делу N А12-29534/2019Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по плате за содержание общего имущества многоквартирного дома, пени.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу, что ответчик как собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, вне зависимости от их фактического использования и назначения, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, а также расходы по содержанию общего имущества домов, в которых спорные помещения находятся.

Судебными инстанциями отмечено, что СНиП 2.01.

51-90 предполагает возможность размещения защитных сооружений в подвальных помещениях во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения, что не исключает размещение защитных сооружений в многоквартирных жилых домах; особый статус объектов гражданской обороны, не допускающий возможности применения к отношениям по их использованию положений Жилищного кодекса, действующим законодательством не установлен.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 9 «Полномочия организаций в области гражданской обороны» Федерального закона «О гражданской обороне»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и установив, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации; статус объекта как убежища подтвержден наличием паспорта убежища и с учета как защитное сооружение гражданской обороны не снят и своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил; собственником механосборочного цеха с бомбоубежищем является ответчик, суд правомерно обязал устранить нарушения требований законодательства, регулирующих содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны, поскольку бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени граждан нарушает права неопределенного круга лиц.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Бомбоубежище

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияПо условиям вышеуказанного договора истец (арендодатель) представляет, а ответчик (арендатор) принимает во временное пользование муниципальное имущество (нежилое помещение в здании), расположенное по адресу: Московская обл., г. Лыткарино, мкр. N 5, квартал 1, д. 9, часть нежилых помещений бомбоубежища под подвалом жилого дома (поз. 1 — 4, поз. 6 — 13, поз. 24 — 25, поз. 27 — 28, поз. 34 — 36).

Нормативные акты: Бомбоубежище

Правовой статус бомбоубежища, имеющий юридическую силу

В юридической практике встречаются различные ситуации с недвижимостью, в там числе и с объектами гражданской обороны. Юридический статус бомбоубежища в законодательстве трактуется так же, как и другие объекты недвижимости.

 Загрузка …

Каждое бомбоубежище на юридическом языке является защитным сооружением в ведении гражданской обороны (ЗСГО). Множество производственных организаций крупного или среднего размера приватизированы владельцем, при этом имеют в своем составе встроенное бомбоубежище.

Постановления Верховного Совета РФ указывают на принадлежность объектов ГО к федеральной собственности, что влечет за собой отказ в приватизации подобных сооружений. Как правило, это означает, что встроенные в заводы или промышленные предприятия бомбоубежища незаконны и являются вкраплением собственности федерального уровня внутри имущественного комплекса организации.

Основанием, по которому ведется учет всех защитных сооружений комплекса гражданской обороны, является паспорт объекта. Бомбоубежище не является исключением. Внутри этого документа указаны главные характеристики и показатели объекта, список оборудованных внутри систем жизнеобеспечения, планы каждого этажа и состав помещений, экспликация секторов с указанием их функционала.

Если у убежища нет паспорта, то его документальным основанием считается документация, составляемая при разработке проекта – решения конструктивного исполнения, оборудование инженерно-техническими системами, объемно-планировочные данные, по которым сооружение может быть отнесено к комплексу гражданской обороны.

Акты, регулирующие правовой статус бомбоубежища

С точки зрения закона статус бомбоубежища регулируется следующими нормативными документами:

  1. Постановление Правительства РФ №1309 (1999г.), в котором расписан порядок создания объекта, служащего в целях гражданской обороны;
  2. Постановление Правительства РФ №359 (1994г.), указывающий порядок эксплуатации сооружения и находящегося внутри имущества ГО предприятиями, организациями и иными учреждениями;
  3. Приказ МЧС РФ №583 (2002г.), утверждающий правила использования всех помещений, используемых в целях гражданской обороны.

Строительство, ввод в эксплуатацию бомбоубежища проходит без проблем с точки зрения юриспруденции и ничем не примечательно. Интерес представляют существующие укрытия, у которых нет паспортов и иных документов.

Особенности правого регулирования существующих бомбоубежищ

Довольно часто встречаются юридические проблемы с имеющимися объектами гражданской обороны, у которых нет документального учета как объекта ЗСГО. Типовая проверка ЕГРН, при помощи которой можно получить статус этого объекта, не приносит результатов, а кадастровые оценки не проводились никогда, поэтому безрезультативны.

Если на территории или определенной местности обнаруживается объект, напоминающий своим видом и параметрами бомбоубежище, то начинается поиск документов  и сведений. Часто поиски не заканчиваются успехом, поэтому необходимо знать, как работать с таким сооружением с точки зрения законодательства.

Читайте также:  Долевое участие в стоительстве дома

Снос бомбоубежища

Самый простой способ – снос строения, довольно радикальное решение. Последствия не столь радостны, как простота выбранного метода.

Хотя этот объект и был без документации, но он является государственным имуществом, поэтому акт будет признан неправомерным уничтожением.

Поскольку нет бумаг и документального подтверждения объекта как сооружения ГО, допускается и безнаказанность, если снос был не замечен правоохранительными органами.

По закону, рассуждая формально, снос бомбоубежища является уничтожением государственного имущества и  требует денежных выплат в сторону государства, компенсации, в противном случае это чревато открытием уголовного дела. Рекомендуется не выбирать этот способ, а искать правомерные решения.

Законные способы работы с бомбоубежищем

Правомерные методики работы с объектами гражданской обороны и бомбоубежищем следующие:

  • в ЕГРН отправляется запрос на получение информации по кадастровому учету и правах собственности на объект;
  • в органы МЧС направляется запрос об адресах в реестре ЗСГО, поскольку именно МЧС отвечает за контроль таких сооружений;
  • при отсутствии в реестре МЧС рассматриваемого бомбоубежища как объекта ГО, сооружение считается собственностью государства, поэтому необходимо искать его в планах приватизации. Часто бывает, что организация не закончила оформления прав на убежище. Также необходимо исходить из последствий государственной собственности – допускается продажа через открытые торги, или же поиск других законных способов;
  • при обнаружении рассматриваемого бомбоубежища в реестрах гражданской обороны, даже отсутствие информации о нем в ЕГРН, объект признается собственностью государства и не подлежит приватизации.

Спорные моменты в юридической практике с объектами гражданской обороны

Формально, если у сооружения есть признак и статус ЗСГО, то его нельзя приватизировать. Возможна ли приватизация иным путем? Да, если снять этот правовой статус бомбоубежище и сделать соответствующие пометки в реестре, который ведет МЧС. Есть специальные Правила (№583), в которых регламентируется снятие правового статуса с ЗСГО.

Когда с объекта гражданской обороны может быть снят статус:

  1. если конструкции, на которых держится строение, или его ограждения перестают нести защитные свойства, предполагаемые при проектировании, восстановить их невозможно или слишком затратно;
  2. если предполагается новое строительство, ремонт или оборудование современными техническими системами здания по указу представителей власти – регионального или федерального уровня, а также управлением на местах. В планах должно быть предусмотрено восполнение сооружения ГО, которое снимается с учета;
  3. если у предприятия нет возможности принять оперативное управление или ведение хозяйственной деятельности, а также удовлетворять потребности гражданской обороны для защиты населения. Подробная информация находится в Постановлении Правительства РФ №1309;
  4. если сооружения гражданской обороны не обнаружено по указанному адресу. Проводится расследование, в ходе которого фиксируется отсутствие объекта на этом адреса. Результаты проверки прилагают к акту о снятии ЗСГО;
  5. создается особая комиссия, в состав включаются представители органов МЧС и территориальных органов Росимущества. Специалисты занимаются подготовкой документации для снятия ЗСГО с учета в реестрах, которые ведутся в МЧС.

По итогам работы комиссии составляется пакет документов, описывающих снятие с учета сооружения как объекта ГО. При этом оценивается подготовленность объекта к эксплуатации, использованию в прямом назначении и в мирное время.

По результатам выдается акт о снятии с учета или об отказе в этой процедуре. Как показывает практика, время выдачи такого решения никак не ограничены по срокам, чем часто пользуются представители власти, затягивая решение.

Как снять статус убежища ГО с бомбоубежища?

Необходимость снятия правового статуса объекта ГО с сооружения должна иметь основания. Напрямую формально это не указывается нигде, но в технических требованиях к бомбоубежищу есть несколько моментов, которые можно использовать. В частности, вопрос качается рекомендации МЧС РФ от 2016 года (№2-4 / 69-11), в которой указан ряд причин для снятия статус защитного укрытия для населения:

  1. в сооружении повреждены ограждающие конструкции, имеются отверстия, через которые помещения внутри укрытия сообщаются с наружным воздухом;
  2. обваловка здания нарушена;
  3. строительные коммуникации основного назначения повреждены или разрушены, что плохо сказывается на его несущей способности;
  4. нужно провести капитальный ремонт, в ходе которого будут восстанавливаться перекрытия, несущие стены и другие опорные элементы конструкции;
  5. перестала работать герметичная входная установка, ворота и ставни по внешнему контуру потеряли защитные свойства при открытии и закрытии;
  6. присутствует подтопление паводковыми, сточными или подземными водами.

Заключение

Снять статус с укрытия гражданской обороны можно только для приватизации. При этом недвижимое имущество не перестает быть собственностью государства. Поэтому  как только был снят статус убежища ГО, необходимо решать с уполномоченными органами проблему приватизации и дальнейшие действия с объектом.

  • YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.

Дорога под землю: что происходит с бомбоубежищами в мирное время

Пяти бомбоубежищам в Тульской области требуется ремонт — там были обнаружены протечки и неисправное оборудование. А прокуратура одного из районов Саратова выявила нарушения при эксплуатации сооружения гражданской обороны на территории бывшего авиазавода. О том, кто отвечает за бомбоубежища и как они используются в мирное время, — в материале «Известий».

Суды из-за ремонта

Пять бомбоубежищ, расположенных в Киреевском районе Тульской области, требуется отремонтировать. Такое решение было вынесено по иску Киреевской межрайонной прокуратуры в Советском районном суде.

В ходе проверки были выявлены такие нарушения, как протечки по стенам и потолку, неисправные ДЭС и фильтровентиляционное оборудование, негерметичность убежища.

Кроме того, в помещениях необходимо заменить входные двери, санузлы, а также провести капитальный ремонт инженерно-технических систем.

По решению суда устранить нарушения в бомбоубежищах муниципалитета предстоит представителям управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.

На этой же неделе прокуратура Заводского района Саратова выявила нарушения при эксплуатации сооружения гражданской обороны на территории бывшего авиазавода. Как сообщает региональная прокуратура, речь идет о проверке исполнения законодательства при использовании федерального имущества.

На момент проверки инженерно-техническое оборудование бомбоубежища не содержалось в исправном состоянии. Также не проводился планово-предупредительный ремонт технических систем объекта и их техобслуживание.

Прокуратура обратилась в суд с иском к территориальному управлению Росимущества по Саратовской области, чтобы оно устранило выявленные нарушения на объекте гражданской обороны.

Суд удовлетворил требования в полном объеме.

Подобные сообщения о ненадлежащем состоянии убежищ в различных регионах России появляются регулярно.

Двойное назначение

Бомбоубежища принято относить к защитным сооружениям гражданской обороны (ЗС ГО), в целом же они предназначены для защиты от ядерного, химического, биологического и обычного оружия, а также от последствий после крупных аварий с выбросом химически опасных веществ, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Наряду с ними к объектам ЗС ГО, в частности, относятся противорадиационные укрытия, предназначенные для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности, а также специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники.

Согласно правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, при режиме повседневной деятельности такие сооружения допускается использовать для культурного обслуживания и учебных занятий, в качестве производственных помещений, различного рода тоннелей, складов, пунктов торговли и питания, а также в качестве гаражей и залов для спортивных занятий. Приспособлены ЗС в мирное время и под помещения бытового обслуживания населения — например, ателье, мастерские, приемные пункты и т.д.

Однако при использовании такого рода сооружений под складские помещения или же стоянки автомобилей допускается их загрузка только на 50%.

Также от пользователей или арендаторов требуется обеспечение постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений. В связи с этим им запрещено делать перепланировку, нарушать герметизацию и гидроизоляцию, а также демонтировать оборудование.

При необходимости бомбоубежища должны быть приведены в соответствие требуемым нормам за 12 часов, арендатор обязан освободить его максимум за шесть.

Спорная ответственность

От простого подвала защитное сооружение отличается, прежде всего, тем, что в нем находится спецоборудование, которое позволяет делать давление в сооружении выше, чем давление воздуха, тем самым в него не могут попасть никакие отравляющие вещества, объяснил в разговоре с «Известиями» гендиректор ООО «Банвиол» Виталий Барченков (компания занимается строительством и обслуживанием объектов гражданской обороны). В них есть своя вентиляционная система и фильтры для очищения воздуха, в некоторых также имеются дизельные установки, которые позволяют давать электричество. Однако, по словам специалиста, многие некогда построенные защитные сооружения сегодня находятся в неудовлетворительном состоянии.

— Большинство так называемых бомбоубежищ было построено в советское время на предприятиях, заводах, и сейчас в некоторых из этих помещений уже находятся склады. Некоторые и вовсе были снесены и на их месте построены жилые дома.

Читайте также:  Sos: в первые дни тв работал нормально, через несколько дней экран перестал включаться

Очевидно, что сейчас плохо следят за состоянием защитных сооружений, построенных при советской власти. С 1991 года денег на гражданскую оборону практически не выделялось. Когда эти сооружения оказались в зоне ответственности Росимущества, ситуация не улучшилась.

С одной стороны, в федеральном агентстве считают, что за содержание в хорошем состоянии этих защитных сооружений должны отвечать сами предприятия. С другой — директора предприятий говорят, что это имущество РФ, и пусть денежные средства на ремонт и содержание выделяются из бюджетных средств.

Поэтому многие защитные сооружения находятся в печальном положении, — подчеркнул Барченков.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Росимущества, предоставление средств коллективной защиты населению, включая создание и поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

— Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Росимущество в силу Федерального закона № 28-ФЗ осуществляет полномочия в области гражданской обороны только в отношении агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций.

Поддержание объектов ЗС ГО в готовности к приему укрываемых не относится к компетенции Росимущества, а является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, — подчеркнули в федеральном агентстве.

— Таким образом, поддержание бомбоубежищ, необходимых для обеспечения возложенных законодательством Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны, относится к компетенции соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Если говорить про ЗС ГО, находящиеся в федеральной собственности, указали в Росимуществе, то финансирование их содержания осуществляется в рамках выполнения госпрограммы «Управление федеральным имуществом».

При этом отдельной статьи на объекты ЗС ГО не предусмотрено, денежные средства выделяются по статье «Содержание и обслуживание объектов казны Российской Федерации» на все объекты, составляющие государственную казну.

— В первоочередном порядке денежные средства направляются на реализацию мероприятий по ограничению доступа на объекты, представляющие угрозу для жизни третьих лиц, охрану таких объектов, на оплату коммунальных платежей, — подчеркнули в пресс-службе Росимущества. — Расходные обязательства по поддержанию ЗС ГО в нормативном состоянии в силу законодательства Российской Федерации являются обязательствами соответствующих субъектов и муниципальных образований.

Спрос падает

По словам Виталия Барченкова, за услугами по строительству или ремонту защитных сооружений обращаются как и юридические, так и физические лица.

Например, часто случается, что был завод, где имелось пять защитных сооружений, который выкупила фирма, — она всё сносит и строит жилые дома.

Но так как ЗС ГО надо возмещать, новый собственник строит их, например, в виде подземных гаражей, то есть в виде помещений двойного назначения.

— Однако спрос на такие условия скорее падает, потому что все понимают, что вряд ли в действительности такие защитные сооружения понадобятся. А если такое вдруг случится, то вряд ли они помогут, — заключил он.

Спасутся не все. Почему возник дефицит бомбоубежищ в России

95 процентов укрытий по всей стране не готовы принять людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

Последние события в Челябинской области, когда Росгидромет сообщил о выбросах радиоактивного изотопа, вновь заставили задавать вопросы: а насколько сегодня службы МЧС готовы помогать в экстремальных ситуациях? И как обстоят дела с бомбоубежищами ?

«95% бомбоубежищ не готовы принять жителей в случае войны, так как находятся в неудовлетворительном состоянии», — такой вывод сделали аудиторы Счетной палаты по итогам проверки сохранности имущества казны Российской Федерации.

Сегодня на всю Россию насчитывается 16 270 бомбоубежищ, или как их называют в документах, — объектов защитных сооружений. И многие эти объекты незаконно приватизированы.

По данным ГУ МЧС России по той же, Челябинской области, засыпанной рутением-106, на инвентаризационном учёте в городе состоит 430 защитных сооружения гражданской обороны. И они могут укрыть только 15 % процентов населения Челябинска. Не лучше и ситуация в городе на Неве, где не первый год протекает Радиевый институт.

По данным Управления МЧС по Петербургу, в городе находятся 4012 бомбоубежищ. И рассчитаны они на 1 млн. человек .А проживают в Санкт- Петербурге почти 5 млн. человек.

— Напомним и такую цифру: в Петербурге и Ленинградской области находятся 112 опасных химических предприятий, — рассказывает эксперт Рашид Алимов. — За последние 12 лет были приватизированы более 300 бомбоубежищ. В собственность города удалось вернуть лишь 75.

Подземный бункер нынче можно просто купить или взять в аренду. И выращивать там шампиньоны, укроп или тюльпаны… Или коноплю. Сотрудники наркоконтроля Петербурга обнаружили в бомбоубежище на Большой Пушкарской улице плантацию конопли. Еще факт.

Необычная парковка для легковых автомобилей открывается в Ростове-на-Дону на проспекте Михаила Нагибина. Она появится на месте бомбоубежища завода Роствертол. В Иркутске в бомбоубежище целлюлозно-бумажного комбината теперь выращивают грибы-вешенки.

В бомбоубежищах легко может располагаться и склад пиротехники. Именно такое укрытие использовали предприниматели для своих целей в Красноярске. На огромной территории хранились почти 500 кг пиротехнических изделий. В одну из ночей случился пожар. На месте ЧП работали шесть пожарных расчетов и группа спасателей. Пожар тушили несколько дней. Не обошло без жертв: погибли 3 работника склада.

Свои метаморфозы случились в бомбоубежище больницы в Минеральных водах: в помещении вдруг сделали перепланировку. Об этом «Новым известиям» сообщили читатели. Вот отрывок из письма: «На балансе больницы по адресу улица Кисловодская, д.

59 находится защитное сооружение, необходимое для защиты нетранспортабельных больных, медицинского и обслуживающего персонала в случае возникновения ЧС. Но уже продолжительное время оно превращено в склад для хранения продуктов.

Некие предприниматели провели крутую перепланировку помещений в бомбоубежище. И теперь это укрытие перестало быть укрытием».

Да, есть постановление Правительства РФ от 29.111999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» . И в пункте 13 сказано, что «в мирное время объекты гражданской обороны могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения».

Но вот прокуратура Минеральных Вод провела проверку и установила: бомбоубежище, которое находится в оперативном управлении больницы, является федеральной собственностью. Планировка в укрытии проведена незаконно, поскольку приказ №575 МЧС РФ от 21.07.

2005 год запрещает любые виды отделочных работ, а также перепланировку помещений такого назначения.

Но продуктовый склад продолжает свою работу…

А что происходит в столице? В Москве существуют более 7000 бункеров, включая станции метро, которые при необходимости превращаются в объекты гражданской обороны. Главный ядерный бункер столицы — «Бункер -42», построенный в районе Таганки в 1951 году.

Но он уже более 10 лет используется как Музей холодной войны. В своё время в столице планировалось дополнительно построить около 5 тысяч бункеров, способных спасти от химической, ядерной или бактериологической атаки.

Департамент градостроительной политики Москвы — помнится — объявлял конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по созданию типологии объектов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Но все это в итоге завяло! И сегодня единственным сооружением гражданской обороны, которое может спасти от оружия массового поражения, является метрополитен Москвы.

Что еще не может не удивлять? В последние годы на всей территории РФ убежища строят только под элитными жилыми комплексами.

А что делать тем, кто живет в спальных районах, в панельных домах? Во многих из этих домов и подвалов-то нормальных нет. МЧС некоторое время тому назад проводило инвентаризацию бомбоубежищ.

Но эта проверка не внесла никакой ясности в состояние укрытий. Сколько бомбоубежищ находится в приличном состоянии?

-Я сильно сомневаюсь, что большинство 6омбоубежищ, как заявляет МЧС, готовы, — говорит руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок .- Мы недавно проверяли бомбоубежища. В одном работает склад, в другом — авторемонт.

То, что сказано наверху, не отвечает реальной ситуации внизу. Бомбоубежище должно быть герметичным, воздух должен быть очищенным. Те, что есть сегодня, могут спасти от бомбового удара, но от газовой атаки могут спасти только 5% бомбоубежищ.

Это те, которые оборудованы аппаратами с запасом кислорода.

Получается, огромному количеству обитателей спальных районов будь то Москва, Санкт — Петербург, Челябинск – случись что — просто некуда будет бежать? Может быть, пора, наконец, подумать о безопасности? Начать освобождать защитные укрытия от шампиньонов, конопли, пиротехнических изделий?

Чрезвычайные происшествия пока никто не отменял.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *