Законность требования государственного пенсионного фонда

Законность требования государственного пенсионного фондаСогласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.

Н.В.

Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь»[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1.  Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2.  Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3.  Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»  
  4.  Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5.  Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6.  Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

  • На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].
  • ПФР – финансово-кредитное учреждение, осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].
  • ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].
  • ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1.  Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2.  Назначаются Правительством  РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3.  Целевой характер деятельности.
  4.  Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст.

2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»  дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

  1. Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:
  2. — сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;
  3. — организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;
  4. — международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;
  5. — статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;
  6. — юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.
  7. ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].
  8. Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями.

Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные.

Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]
  • НПФ обязан:
  • — исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;
  • — осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;
  • -не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу.

По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов.

В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку.[15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству.

Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству.

Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда.[16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР).

Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу.

Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий.  В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Читайте также:  Что делать если бывший муж не дает разрешение на выезд на отдых за границу?

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций.

В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью.

Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы.

Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

  1.  Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
  2.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
  3.  Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

Как перестать отчислять взносы в Пенсионный фонд России?

Подскажите, пожалуйста, можно ли как-то отказаться от пенсионных отчислений от меня в пользу государства? Я вообще не хочу переводить им свои деньги.

Если нет, то безопасно ли переводить пенсию в частные пенсионные фонды? Какие из них наиболее надежны?

Пенсионные отчисления — это большая часть обязательных страховых взносов. Уже по слову «обязательные» понятно, что отказаться от них нельзя. Строго говоря, вы их и не платите — это делает работодатель. Если вы индивидуальный предприниматель, то как бы выступаете работодателем для самого себя и поэтому уплачиваете взносы.

Хотя база для расчета обязательных страховых взносов — это зарплата, их из нее не вычитают. Работодатель переводит в бюджет свои деньги сверх официальной зарплаты до вычета налога.

Эти деньги и дальше не становятся вашими — распорядиться ими никак не получится. Часть идет на выплаты по обязательному медицинскому страхованию, часть — на соцстрахование, часть переводят в пенсионные баллы. На их основе потом рассчитают вашу страховую пенсию.

Перевести взносы за 2014—2023 годы в негосударственный пенсионный фонд тоже нельзя. У будущих пенсионеров действительно существуют деньги, которыми они могут распорядиться.

Они называются пенсионными накоплениями и сформировались за счет отчислений работодателей, но с 2014 года эти отчисления направили на страховую пенсию.

Вы можете перевести деньги, которые успели накопиться раньше, в частный фонд, но текущие обязательные страховые взносы туда попадать не будут до 2023 года точно.

Расскажу, насколько безопасно переводить пенсионные накопления в НПФ, и дам пару советов, как все-таки можно законно избежать пенсионных отчислений.

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Система социального обеспечения в России работает по принципу страхования. Сначала работодатели делают за работника взносы, а если наступает страховой случай, за счет этих денег человека поддерживают, лечат и платят ему пенсию. Причем работник и работодатель не вправе выбирать, будут они участвовать в такой системе или нет. Обязательные страховые взносы как налоги: их нельзя не платить.

В ОМС документ, который дает право на лечение, так и называется: страховой медицинский полис

В ОПС аналог страхового полиса — СНИЛС. СНИЛС в виде таких зеленых карточек уже не выдают — теперь номер электронный

Эти деньги не вычитаются из зарплаты — работодатель платит их за счет собственных средств.

Например, ваша официальная зарплата — 100 000 Р. Тогда работодатель без права на льготы дополнительно платит в бюджет 30 000 Р обязательных страховых взносов.

Для удобства в статье я буду называть это «сверх зарплаты», чтобы можно было отличить от 13% НДФЛ, которые из зарплаты вычитаются. НДФЛ к медицинскому, пенсионному и социальному страхованию отношения не имеет.

Сумма уплаченных страховых взносов распределяется по трем компонентам: социальное, обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование.

Страхование

Тариф от выплат сотруднику

Пенсионное

22%, а если общая сумма выплат человеку с начала 2021 года достигла 1 465 000 Р — 10% от величины превышения

Социальное

2,9%, а если общая сумма выплат человеку с начала 2021 года достигла 966 000 Р, то взносы можно не платить

Страхование

Тариф от выплат сотруднику в пределах МРОТ в месяц и свыше него

Пенсионное

22% от 12 792 Р и 10% с превышения

Медицинское

5,1% от 12 792 Р и 5% с превышения

Социальное

2,9% от 12 792 Р и 0% с превышения

За счет поступлений 6% на накопительный компонент до 2014 года у будущих пенсионеров появились деньги, за счет которых будет выплачиваться накопительная пенсия. Этими деньгами вы можете распорядиться — перевести их в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию. На судьбу страховых взносов, которые делают за нас с 2014 по 2023 год, мы точно повлиять не можем.

Допустим, вы работаете с 2008 года. За шесть лет до 2014 года у вас сформировались пенсионные накопления — будущая накопительная пенсия. Эту накопительную пенсию вы можете перевести в НПФ или УК или оставить в ПФР.

Если вы начали работать в 2014 году, страховые взносы уже не попали на накопительный компонент, поэтому переводить в НПФ нечего. Возможно, в 2024 году мораторий прекратится и отчисления на накопительную пенсию возобновятся — тогда вы сможете распорядиться частью страховых взносов, которые за вас будет отчислять работодатель.

Куда идут страховые взносы за работника с зарплатой 100 000 Р

Куда идут страховые взносы за работника с зарплатой 100 000 Р

Как пенсионные отчисления превращаются в пенсию. 22%, которые идут на страховую пенсию, тоже делятся на две части: солидарную и индивидуальную — 6 и 16% соответственно.

За счет солидарной части тарифа пенсионерам платят фиксированную выплату — она одинакова для всех и в 2021 году равна 6044,48 Р. 16%, которые пошли на индивидуальную часть тарифа страховой пенсии, переводят в баллы.

Сумма баллов, которую набрал будущий пенсионер, называется индивидуальным пенсионным коэффициентом — ИПК. Балл имеет свою цену, в 2021 году — 98,86 Р.

ИПК умножают на цену балла, прибавляют фиксированную выплату — получается сумма страховой пенсии.

Люди, чей накопительный компонент меньше 5% от страхового, получат накопительную пенсию в виде единовременной выплаты.

Как страховые взносы распределяются по разным частям будущей пенсии: схема из учебного пособия фонда «Доверие»

Только если эти 12 лет вы работали официально, у вас сформировались пенсионные накопления и вы можете ими распорядиться. Вариантов три:

  1. Пенсионный фонд России и государственная управляющая компания. Если вы ничего не делаете и не выбираете себе страховщика, им по умолчанию становится ПФР. Он направляет деньги в государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» — ВЭБ. Деньги вкладываются в инвестиционный портфель «Расширенный». Портфель состоит из российских государственных и ипотечных ценных бумаг, корпоративных облигаций, депозитов и счетов доверительного управления в рублях и валюте. Тех граждан, кто пошел по такому сценарию, называют молчунами. Можно не быть молчуном и выбрать УК ВЭБ через заявление.
  2. Пенсионный фонд России и частная управляющая компания. ПФР не настаивает на «Внешэкономбанке» — он еще предлагает на выбор частные управляющие компании. Выбрать можно только одну. В 2020 году перечень доступных УК насчитывал 15 компаний.
  3. Негосударственный пенсионный фонд. Он, так же как и ПФР, отдает ваши деньги управляющим компаниям, но не одной, а сразу нескольким. Выбирать эти УК фонд будет сам. На начало 2021 года в России действуют 43 НПФ, но лицензию на ОПС получили только 29.

На безопасность инвестиций влияют три момента:

  1. Надежность организации, которой вы доверили деньги. То есть что будет, если НПФ развалится.
  2. Инвестиционная стратегия. Если НПФ и не развалится, насколько велика вероятность, что он проиграет часть денег из-за более рискованной стратегии.
  3. Низкая доходность. Если НПФ не развалится и ничего не проиграет, сможет ли он прирастить пенсионные накопления в сравнении с ПФР и инфляцией.

За накопительной пенсией следят Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений и Ассоциация негосударственных пенсионных фондов. Они устраивают проверки, принимают меры по устранению нарушений, собирают отчетность, вырабатывают правила деятельности НПФ.

Центробанк выдает лицензию на ОПС, а АСВ — свидетельство об участии в системе гарантирования пенсионных накоплений. Без этого фонд не вправе работать с накопительной пенсией

Насколько рискованна инвестиционная стратегия НПФ. Раньше УК ВЭБ инвестировала деньги молчунов только в государственные ценные бумаги, а НПФ и частные УК — в облигации, акции и валюту.

Поэтому перевод пенсии означал увеличение риска. Сейчас молчунов определили в расширенный портфель, который тоже предполагает вложения в валюту, российские и международные облигации.

Теперь клиенты НПФ и «Внешэкономбанка» рискуют примерно одинаково.

Обгоняет ли доходность НПФ инфляцию и доходность молчунов. Никто не знает заранее, как сработают негосударственный пенсионный фонд и Пенсионный фонд России. Они не гарантируют определенный процент прибыли от инвестиций. Какую доходность дал НПФ, становится известно только к апрелю следующего года. Например, за 2020 год фонды отчитаются к апрелю 2021.

Получилось, что клиенты усредненного НПФ проигрывают молчунам: доходность «Внешэкономбанка» в среднем равна 7,7% годовых, а НПФ — 6,9%. Такое сравнение не совсем справедливо, потому что все фонды, плохие и хорошие, сравниваются всего с одним инвестиционным портфелем УК ВЭБ.

Поэтому еще я сравнил результаты молчунов с семью НПФ-лидерами по инвестдоходу. Их средняя доходность — 8,5% годовых, а это уже выше молчунов. Получается, что в среднем НПФ зарабатывают хуже государственной УК, но лучшие из них опережают ВЭБ.

Место 1 — фонд «Эволюция»

Среднегодовая доходность

9,70%

Пояснения

Это средняя доходность фондов «Нефтегарант» и «Согласие», поскольку в 2018 году они объединились в «Эволюцию». Я складывал доходность фондов за каждый год и делил на два

Среднегодовая доходность

8,70%

Среднегодовая доходность

8,40%

Пояснения

Доходность за 9 лет у НПФ «Гефест» и «Первого промышленного альянса» одинаковая, но у «Гефеста» лучше показатели доходности за последние пять лет: 11,8% годовых против 10,6%

Место 4 — фонд «Первый промышленный альянс»

Среднегодовая доходность

8,40%

Пояснения

Доходность за 9 лет у НПФ «Гефест» и «Первого промышленного альянса» одинаковая, но у «Гефеста» лучше показатели доходности за последние пять лет: 11,8% годовых против 10,6%

Среднегодовая доходность

8,20%

Место 7 — фонд «Волга-капитал»

Среднегодовая доходность

7,90%

Не менее важно сравнить показатели НПФ с инфляцией. Рост цен за 2011—2019 годы составил в среднем 6,4% годовых.

Если фонд показал на этом отрезке доходность ниже, фактически для человека это означает убыток — его капитал обесценивается. Желательно, чтобы фонд хотя бы обгонял инфляцию.

С этой задачей НПФ в среднем справились, но отдельные фонды — нет. Например, худший по инвестдоходу НПФ «Будущее» увеличил накопления своих клиентов на 2,8%.

В целом безопасен любой НПФ, который попал в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Все фонды работают по единым правилам, их деятельность регламентирована несколькими федеральными законами, все проходят лицензирование и проверки. Но кроме общих гарантий существуют еще индивидуальные показатели надежности НПФ.

Рейтинговых списков два: от Национального рейтингового агентства и РА «Эксперт». Фонд может присутствовать в обоих, только в одном или работать без рейтинга надежности. Наивысший рейтинг сразу от двух РА в феврале 2021 года имеют три НПФ: ВТБ, «Эволюция» и «Газфонд пенсионные накопления».

Свои рейтинги фонды указывают у себя на сайтах. Это рейтинг НПФ «Эволюция»

Размеры НПФ. На устойчивость фонда косвенно указывает количество клиентов и активов.

Читайте также:  Могу ли я работать по совместительству в другой фирме?

Чем меньше у НПФ застрахованных лиц и денег, тем больше опасность, что это либо новичок на рынке, либо отраслевой фонд, который работает с одним крупным предприятием или группой компаний.

Данные о количестве клиентов и размерах активов приводит на своем сайте Центробанк в разделе «Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов».

Место 1 — фонд «Сбербанк»

Активы фонда

708 341 млн рублей

Количество клиентов

8,76 млн

Место 2 — фонд «Открытие»

Активы фонда

602 162 млн рублей

Количество клиентов

7,05 млн

Место 3 — фонд «Газфонд пенсионные накопления»

Активы фонда

617 232 млн рублей

Количество клиентов

6,46 млн

Активы фонда

274 216 млн рублей

Количество клиентов

4,22 млн

Активы фонда

273 741 млн рублей

Количество клиентов

3,83 млн

Активы фонда

277 563 млн рублей

Количество клиентов

2,72 млн

Место 7 — фонд «Эволюция»

Активы фонда

288 694 млн рублей

Количество клиентов

1,98 млн

Моя накопительная пенсия лежит в НПФ ВТБ. Он занимает шестое место по доходности — 8,2% годовых за девять лет. Это выше инфляции. Рейтинг фонда — ААА от обоих агентств. Он работает с 2003 года, занимает шестое место по числу застрахованных и пятое по размеру активов. Поэтому я считаю свой НПФ безопасным. Правда, перевели меня туда незаконно, но это тема другой статьи.

Даже если перевести накопительную пенсию в НПФ, текущие страховые взносы все равно останутся в кармане государства, а вы этого не хотите. Варианты, когда можно законно их не платить или компенсировать, тоже существуют.

В таком случае ПФР на 5 лет позже даст вам социальную пенсию по старости, которая намного меньше страховой. Сумму социальной пенсии устанавливает государство.

Например, за первое полугодие я должен уплатить 11 940 Р налога, но до 1 июля я заплатил ровно эту сумму в виде обязательных страховых взносов — теперь налог равен нулю

По деньгам получается то же самое, что не платить сами взносы. Главное, чтобы хватило налогов. Если их сумма будет меньше, чем размер взносов, разницу вычитать будет неоткуда.

Если налоги будут меньше 40 874 Р в год, я смогу их не платить, но взносы обязан сделать в полном размере. Уже не получается, что страховые взносы не увеличивают общий размер платежей в бюджет.

Например, годовой налог составил 30 000 Р. Я заранее заплатил взносы на 30 000 Р и вычел их из налога. Остаток взносов — 10 874 Р — я вынужден заплатить «просто так».

У меня упрощенка «Доходы» — налоги равны 6% от доходов. Значит, чтобы целиком вычесть обязательные страховые взносы, я должен за год заработать не меньше 681 233 Р: (40 874 Р / 6 ) × 100. В этом случае можно сказать, что взносы я как бы не плачу.

Перевести накопительную пенсию в НПФ или частную УК. Это имеет смысл, если вы 1967 года или моложе и официально работали с 2002 по 2013 год.

Быть ИП без сотрудников на УСН или ПСН — платить обязательные страховые взносы и вычитать их из налога.

Не работать. Простенько, но со вкусом.

Вс напомнил об обязанности пенсионных органов разъяснять гражданам их права на получение льгот

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.

Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г.

В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату.

В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г.

при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г.

№ 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение.

Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

«Данная мера направлена на усиление социальной защищенности детей-инвалидов, на обеспечение полноценного ухода за ними, создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения их жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, а также на восполнение материальных потерь для лиц, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости ухода за ребенком-инвалидом», – отмечено в определении. Кроме того, Суд подчеркнул, что согласно п. 16 Правил от 2 мая 2013 г. № 397 суммы назначенной ежемесячной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Суд напомнил об обязанности пенсионного органа информировать граждан о своих компетенциях. Так, ВС заметил, что в п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ указано, что фонд должен обеспечивать разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

«При обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию», – указал ВС.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

Татьяна Яцученко полагает, что Пенсионному фонду и его региональным отделениям необходимо сделать соответствующие выводы: «В заявлениях об установлении пенсии разъяснять гражданам не только их обязанности перед Пенсионным фондом, а также на какие выплаты и повышения, устанавливаемые к назначаемой пенсии, они имеют право и при каких условиях, в каком порядке они могут реализовать право на них».

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Читайте также:  Перевод на другую должность во время отпуска по уходу за ребенком

Юлия Севастьянова отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. Юрист с сожалением указала, что до настоящего момента законодатель и правоприменитель были непреклонны: «незнание закона не освобождает от ответственности».

«Определение ВС РФ является своеобразным лучом света, который дает гражданам нашей страны, находящимся в уязвимом положении, надежду на возможность позитивного исхода судебных дел с государством, в которых затрагиваются вопросы социального обеспечения», – заключила эксперт.

Кроме того, она полагает, что подобный гуманный подход заставит властные органы, работающие с инвалидами, усилить экспертизу в области информирования об их правах и льготах.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

Ирина Фаст считает, что изложенная в определении правовая позиция, которая коррелирует с ранее высказанными Конституционным Судом РФ позициями, дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов. «На мой взгляд, эта позиция в полной мере соответствует базовым конституционным принципам, более того, она направлена на защиту законных интересов граждан, нуждающихся в социальной поддержке», – заключила Ирина Фаст.

Выплата от ПФР тем, кто родился до 1966 года и после: отвечаем на вопросы

На тему выплат пенсионных накоплений поступает очень много вопросов. Разбираемся, как на них ответить.

Как узнать, положена мне выплата или нет?

Выплата пенсионных накоплений производится за счет страховых взносов на накопительную часть пенсии. Поэтому ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, есть ли на вашем лицевом счете такие взносы.

Проверить это можно, запросив в ПФР выписку из лицевого счета.

Информация о пенсионных накоплениях содержится в разделе 3 или 4 выписки (в 3-м разделе — если накопления у вас хранятся в ПФР, в 4-м — если они переведены в негосударственный ПФ).

Но если пенсия вам уже назначена, данные выписки «обнуляются». Тогда получить информацию о ваших пенсионных накоплениях можно только при непосредственном обращении в ПФР с таким запросом.

Однозначно имеют право на выплату пенсионных накоплений те, кто родились после 1966 года. За них работодатели отчисляли взносы на накопительную часть пенсии вплоть до того, как ввели мораторий на ее формирование (в 2014 году). Поэтому взносы на их лицевых счетах копились в течение этого времени.

У граждан 1966 года рождения и старше тоже есть возможность получить выплату пенсионных накоплений. Взносы на накопительную часть пенсии отчислялись работодателями начиная с 2002 года за женщин, которые 1957 г.р. и моложе, и за мужчин 1953 г.р. и моложе.

Поэтому у тех, кто входит в эти возрастные группы и работал официально в 2002 году и позже, право на выплату, скорее всего, есть. А те, кто старше, могут получить выплату, если в свое время участвовали в программе государственного софинансирования и добровольно отчисляли взносы на накопительную часть пенсии.

Выплата пенсионных накоплений полагается по достижении предпенсионного возраста (женщинам с 55 лет, мужчинам с 60 лет). Раньше могут получить выплату те, кому назначена досрочная страховая пенсия по старости.

В выписке указаны три разные суммы пенсионных накоплений — какая из них мне положена?

К выплате полагается сумма средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования. Это самая большая сумма из тех, что указаны в выписке.

Куда обращаться за выплатой?

Выплата производится пенсионным фондом, в котором хранятся накопления. Если вы никуда не переводили свои пенсионные накопления, обращаться нужно в Пенсионный фонд России.

А если перевели — выплатить должен соответствующий негосударственный пенсионный фонд. Узнать, где хранятся накопления, можно опять-таки по выписке из лицевого счета.

В ПФР сказали, что мне ничего не положено. Почему?

Варианта может быть два:

  • либо вы уже получили свои пенсионные накопления (если сотрудник ПФР при приеме заявления о назначении пенсии сразу проставил вам галочку напротив этой выплаты). Повторно получить выплату можно, если на ваш лицевой счет снова поступили взносы на накопительную часть пенсии. Но сделать это можно не раньше, чем через 5 лет;
  • либо у вас не возникло право на эту выплату (т. е. на лицевом счете нет взносов на накопительную часть пенсии или еще не наступил возраст, с которого полагается выплата).

Хочу получить свои взносы единовременно, а в ПФР мне предлагают написать заявление на пожизненную выплату. Законно ли это?

Выплата пенсионных накоплений производится единовременно в двух случаях:

  • когда по достижении предпенсионного возраста у гражданина не набирается необходимой продолжительности стажа и баллов (в этом году, в частности, требуется 11 лет стажа и 18,6 баллов);
  • когда суммы его пенсионных накоплений недостаточно, чтобы назначить накопительную пенсию пожизненно. То есть не преодолевается 5%-ный порог в соотношении с суммой страховой и накопительной пенсией вместе взятых.

А вот когда и стажа, и взносов достаточно, гражданину полагается накопительная пенсия, которая выплачивается пожизненно. Поэтому действия ПФР в данном случае законны: он уведомляет вас, что нужно назначить накопительную пенсию.

Могут ли получить эту выплату наследники?

Пенсионные накопления могут перейти к т. н. правопреемникам, если гражданину при жизни не назначали выплату. Если он хотя бы за один месяц получил накопительную пенсию, то остаток неиспользованных накоплений «сгорает» и не наследуется. Исключение составляет лишь срочная пенсионная выплата: если гражданин не получил по ней все взносы до конца, то остаток могут получить его правопреемники.

  • Но срочная пенсионная выплата назначается только за счет целевых взносов (это средства материнского капитала или добровольно уплаченные взносы по программе государственного софинансирования).
  • Пенсионные накопления по закону переходят к близким родственникам (в первую очередь — это супруг, дети, родители, а при их отсутствии, во вторую очередь могут получить взносы братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки).

Гражданин вправе изменить этот порядок наследования, направив в пенсионный фонд заявление о назначении других правопреемников.

Вс указал на обязанность пенсионного фонда сообщать гражданам о праве на выплаты — новости право.ру

Судьи Верховного суда постановили, что пенсионный фонд обязан информировать людей об их правах на соцвыплаты. Если этого не произошло, невыплаченные деньги компенсируются с момента возникновения такого права (дело № 5-КГ21-29-К2).

В этом сюжете

Судебная коллегия по гражданским делам ВС в составе Людмилы Пчелинцевой, Галины Гуляевой и Михаила Жубрина рассмотрела жалобу Юлии Баланиной на решение Хорошевского суда и последующие определения апелляции и кассации. Суть дела в том, что истица воспитывает ребенка-инвалида, поэтому не работает.

У нее есть право на соцобеспечение в дополнение к пенсии ребенка. Инвалидность установлена 30 декабря 2011 года, а с 1 января выплачивается пенсия. Однако о праве на выплаты для матери истица узнала гораздо позже, и только 23 ноября 2018 года подала заявление, причем просила пересчитать пособия с 2012 года.

Главное управление ПФР № 9 отказалось это делать, сославшись на то, что нет материалов за пропущенный период.

Баланина обратилась в Хорошевский районный суд г. Москвы, который 24 декабря 2019 года отказался удовлетворить иск, исходя из того, что выплата назначается с месяца подачи заявления в пенсионный орган. Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда и Второй кассационный суд общей юрисдикции оставили без изменений это решение.

ВС решил, что суды существенно нарушили нормы материального права.

Судьи Верховного суда признали, что действительно, по правилам, которые установило правительство, исполняя указ президента, выплаты неработающим лицам по уходу за детьми-инвалидами назначаются с месяца подачи заявления.

Такие пособия назначаются на основании документов, которые поданы в пенсионный орган. При этом суммы, не выплаченные своевременно по вине органа, возмещаются без ограничения. 

Далее судьи приводят аргументы, которые доказывают ошибку, допущенную по вине Главного управления ПФР № 9. В п. 3 Положения о Пенсионном фонде установлено, что ПФР обеспечивает разъяснительную работу по вопросам, относящимся к его компетенции.

«Следовательно, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда гражданин имеет право на получение информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты, возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган», – отмечает ВС в определении. 

Таким образом, пенсионный орган должен был разъяснить истице ее права на получение ежемесячной выплаты. Поскольку это не было сделано, она имеет право на возмещение за пропущенный период. 

Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения не применили, поэтому их утверждение о том, что права Баланиной не нарушены, является несостоятельным. Выводы сделаны без учета всех обстоятельств по делу и с нарушением норм права, а суд кассационной инстанции не устранил эти нарушения, считает ВС.

Суд отменил решения нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение с учетом приведенных норм материального права и установленных обстоятельств дела.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *