Ущемление прав больного военого

 Защита военнослужащих и их законных прав, защита чести и достоинства военнослужащих дело не простое. Давайте разберем подробнее, на какие законодательные акты и приказы ссылаются наши военные адвокаты в своей судебной практике в разрезе обвинения и защиты лиц, находящихся на страже безопасности страны.

Ущемление прав больного военого

Куда жаловаться в защиту прав военнослужащих?

   Правовая защита военнослужащих гарантирована законодательством через возможную подачу официального заявления соответствующим органам власти, к которым относят:

  • военную прокуратуру;
  • административный орган;
  • военный гарнизонный суд;
  • также можно обратиться за помощью военнослужащие могут к Уполномоченному, отвечающему за вопросы о правах человека на территории Российской Федерации
  • подать жалобу Президенту, как высшему главнокомандующему нашего государства.

    Официальное обращение в административный орган власти гарантированно рассмотрит спорный вопрос, затронувший защиту прав, в скором времени. При этом направленное заявление с жалобой о существующем правонарушении не всегда рассматривается в административном предварительно порядке.

   Насколько показала практика рассмотрение военных дел – социальная защита военнослужащих и остальные соответствующие вопросы больше остаются на рассмотрении судебных органов власти, у которых ведущая роль этого дела.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.

Правовая защита военнослужащих при увольнении

   Большинство случаев, когда необходимо защищать права служащих, связанны обычно с непосредственным увольнением. Сама увольнительная процедура служащего считается довольно ответственным делом, достаточной сложности.

Ввиду не соблюдений свода правил, соответствующих нормативов возможно оспаривание увольнения и последующее служебное восстановление, получение компенсации за увольнительный срок, который впоследствии был признан не законным.

Защита прав военнослужащих гарантировано предоставит все причитающиеся социальные льготы, компенсации по окончанию увольнительной процедуры.

   Лишь военные суды компетентны в решении увольнений служащих. Защита чести и достоинства военнослужащего будет рассмотрена лишь при направлении запроса после увольнение сроком в 3 месяца при обращении в суд. Исключениями могут стать перечни личных составов.

Служащие обязаны знать о следующих важных моментах при решении вопроса об увольнении:

  1. При контрактной службе процедура увольнения возможна только с согласием служащего до приобретения прав на получение пенсии. Ситуации, предусмотренные законы считаются исключением.
  2. Если служащий нуждается в улучшенных жилищных условиях, а служебный срок превысил период – 10 лет. Таких военнослужащих просто нельзя уволить, не имея соответствующего официального согласия, без соответствующей выдачи необходимой постоянной жилплощади. Служащий получит гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих при полном рассмотрении дела.

Как выстраивается правовая и социальная защита военнослужащих?

  1. базовым документом, где прописаны мандаты и обязанности любых жителей Российской Федерации (а в том числе и исполняющих военный долг), является Конституция РФ. Именно на нее приходятся многочисленные ссылки адвокатов, выступающих на стороне защитников родины при судебных разбирательствах.

  2. защитой интересов военных уже на протяжении нескольких десятков лет занимается существующий Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Акцент на его статьи со стороны наших адвокатов происходит, когда в суде требуется социальная защита и правовая поддержка.

    Документальным гарантом становится Федеральный закон. Защитники родины имеют равные с гражданскими лицами права (ограничения касаются военной службы).

    Все, что не противоречит поставленным командным составом задачам, не наносит вреда защите мирного населения не нарушает законодательные нормы и основы регулирования прав и свобод всех граждан (в том числе и защита военнослужащих).

    В компетенцию защитников родины входит разрешение на подачу различных заявлений и прошений. Подобная практика распространена в случае неправомерных действий военного руководства, не имеющих оснований обвинений в адрес военнообязанного лица.

    Защитник родины имеет право обратиться с жалобой, заявлением или прошением о защите в судебный орган,

  3. на стороне обвиняемого находится Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Этим инструментом успешно отлаживается созданная правовая основа военной деятельности. Наш адвокат по военным делам поможет выстроить защиту в рамках уголовного дела любой категории сложности.

Когда требуется защита военнослужащих?

   Среди популярных направлений обвинений в адрес военнослужащих, которые приходится оспаривать в суде при поддержке и помощи адвоката:

  • Ущемление прав больного военогоимущественные претензии к военнообязанному лицу (обвинения в хищении, растрате государственного продовольствия и краже инвентаря);
  • трудовые несогласия относительно отказа в выплате заработной платы, уличения в нарушении трудовой дисциплины, обвинений в ненадлежащем исполнении воинских обязанностей.
  • социальные вопросы, которые невозможно решить без вмешательства судебных органов.

Защита чести и достоинства военнослужащих

   Свобода и права каждого человека – это наивысшая ценность. Никто и ничто не имеет права ущемлять личность и достоинство иного лица. Все это касается каждого из нас и, безусловно, военнослужащих.

Кроме того, у них данные понятия находятся под особой государственной защитой. А это значит, что существуют определенные меры, при которых начинает действовать защита чести и достоинства военнослужащего.

  

   Более того, у каждого есть свое понимание таких качеств, как честь, достоинство и репутация, которое не всегда может совпадать с общим мнением.

Так определяется индивидуальное понимание значимости и ценности как для самого военнослужащего, так и для окружающих.

Отметим, что главными способами посягательства на ценности личности, при которых требуется защита свободы, чести и достоинства военнослужащих, являются:

  • клевета – умышленная передача неправдивых сведений;
  • оскорбление – унижение человека иным лицом.

   Каждый способ посягательства на личность предусматривает правовые основы защиты чести и достоинства военнослужащих, выражающиеся в таких видах ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая.

   Какая из них будет применена в конкретном случае, зависит от тяжести нанесенного морального ущерба.

Как действовать в той или иной ситуации?

   Оскорбление солдата — это унижение чести и достоинства военнослужащего. Т.е. это когда один военнообязанный оскорбляет другого, данная ситуация может произойти между командиром и подчиненным, и наоборот.

Устав Вооруженных Сил страны предусматривает:

  • каждую личность необходимо уважать;
  • унижения недопустимы;
  • соблюдение правил воинской вежливости;
  • отдание чести.

   Поэтому оскорбление военнослужащего начальником или наоборот является преступлением.

   Порядок защитных чести и достоинства военнослужащего, если нанесено оскорбление военнослужащего офицером или наоборот, можно определить следующим образом:

  • применение нормативно-правовой базы;
  • совокупность средств по защите интересов экономического характера;
  • определение порядка социальной защиты ценностей духовного значения;
  • усовершенствование управленческой системы (содействие в решении вопросов, когда имело место оскорбление военнослужащего командиром или наоборот).

   Каждый должен понимать, что может отстаивать свои права, и делать это нужно достойно. При необходимости при возникновении проблем следует проконсультироваться с опытными специалистами.

Адвокат по защите прав военнослужащего в Екатеринбурге

    Не все юристы готовы браться за данную категорию дел. Военнослужащие представляют отдельную категорию лиц, на которых не распространяются нормы гражданского права.

   Наши опытные военные адвокаты и юристы успешно отстаивают полномочия своих доверителей, опираясь на военно-правовые акты, законы и постановления правительства. С нами правовая и социальная защита военнослужащих пройдет профессионально.

  • Читайте еще о работе военного юриста:
  • Про признания граждан членами семьи военнослужащего по ссылке
  • Все про обеспечение жильем военнослужащих на сайте
  • Возможность восстановления Вас на военной службе через суд

Ущемление прав больного военого

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Отказ в доступе к медпомощи как нарушение права на жизнь

Отказ военнослужащему по призыву в доступе к квалифицированной медицинской помощи, приведший к его смерти, признан ЕСПЧ нарушающим право на жизнь (ст.

2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, далее – Конвенция) – в части как позитивных обязательств государства по принятию мер для охраны жизни и здоровья людей в рамках его юрисдикции, так и процедурных обязательств по проведению эффективного официального расследования случаев смерти лиц, находящихся под юрисдикцией государства.

Жалоба в Европейский Суд по правам человека была подготовлена и подана мной 24 сентября 2007 г. в сотрудничестве с Региональной общественной правозащитной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга» (включена в список НКО, признанного выполняющим функции иностранного агента — прим. ред.

) от имени заявителей – Татьяны и Владимира Плоховых, родителей погибшего военнослужащего по призыву Максима Плохова.

В дальнейшем для подготовки возражений на меморандум правительства и составления заявления о справедливой компенсации к участию в деле был привлечен адвокат АБ «Онегин» Дмитрий Бартенев.

Обстоятельства дела

ЕСПЧ встал на защиту родителей военнослужащего, скончавшегося в больнице во время службы в армииКак пояснил Суд, задерживая доступ пациента к медицинской помощи, а затем откладывая необходимые обследования, анализы и лечение, российские власти подвергли его жизнь опасности и не приняли необходимых мер для защиты его жизни

В мае 2004 г. Максим Плохов был призван в ряды Вооруженных Сил России с категорией годности к военной службе «А» (годен без ограничений). Службу он проходил в разведывательной роте военной части, дислоцированной в деревне Каменка Выборгского района Ленинградской области, в звании рядового и должности механика-водителя.

В августе 2005 г. рота находилась на полевых учениях. К середине месяца Максим Плохов пожаловался командиру роты на сильные боли в животе и попросил отправить в санчасть. Командир отказал, мотивируя тем, что солдат, по его мнению, симулирует болезнь и не хочет служить.

К 29 августа у Плохова появились сильные боли в левом подреберье, рвота, жидкий стул. Он не мог принимать пищу, кроме хлеба и чая. Военнослужащий повторно обратился к командиру взвода, но тот вновь не принял мер по оказанию помощи. В результате только 3 сентября при резком ухудшении состояния Максим Плохов был направлен в медицинскую роту военной части.

При поступлении он был осмотрен врачами, лабораторные исследования не проводились. Мать военнослужащего, навестившая сына 9 сентября, увидела его с отекшим лицом, исхудавшего, ослабленного и в подавленном состоянии. На многочисленные жалобы командованию на отсутствие обследования и лечения она получила ответ, что Максим «ищет легкой жизни и не хочет служить».

На следующий день после отъезда Татьяны Плоховой Максима Плохова на больничной койке жестоко избил сослуживец. В тот же день юношу осмотрел врач-ординатор и визуально выявил наличие крови в моче, а также многочисленные травмы.

По собственной инициативе врач на личном автомобиле доставил больного до КПП Выборгского гарнизонного военного госпиталя, откуда до приемного отделения юноша шел пешком.

При поступлении в госпиталь врачи оценили его состояние как средней тяжести и поместили в реанимацию, где больному проводилась инфузионная, гемостатическая и антибактериальная терапия.

Был установлен диагноз «закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга средней степени тяжести, отек головного мозга, острый диффузный гломерулонефрит, олигурия, почечная недостаточность, ушиб мягких тканей правой поясничной области, ушиб правой почки, забрюшинная гематома, двусторонняя гипостатическая пневмония». 12 сентября в связи с ухудшением состояния больной был по неотложным показаниям, в крайне тяжелом состоянии, без сознания переведен в 442-й Окружной военный клинический госпиталь г. Санкт-Петербурга. Несмотря на проведенные реанимационные и иные мероприятия, 19 сентября Максим Плохов умер.

Доследственная проверка обстоятельств смерти проводилась военной прокуратурой Выборгского гарнизона и длилась до 10 марта 2007 г., когда было вынесено окончательное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Кассационным определением Ленинградского окружного военного суда в удовлетворении жалобы на решение Выборгского гарнизонного военного суда по жалобе на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела Татьяне Плоховой было отказано.

Суть жалобы и процедура рассмотрения дела в ЕСПЧ

Жалоба в ЕСПЧ была подготовлена и направлена в 2007 г. после исчерпания всех средств правовой защиты (включая гражданско-правовые) на национальном уровне. Заявители жаловались на нарушение права на жизнь, гарантированного ст. 2 Конвенции, а также на нарушения ст.

3 Конвенции, запрещающей бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, в связи с физическими страданиями сына, длительным неоказанием медпомощи и избиением. Они также просили Европейский Суд признать нарушение ст.

13 Конвенции из-за отсутствия доступа к правосудию и наказания виновных в смерти сына.

Жалоба была коммуницирована в 2009 г., и 22 декабря 2020 г. вынесено постановление по делу «Плоховы против России».

Аргументация Европейского Суда

При рассмотрении жалобы ЕСПЧ последовательно рассмотрел 5 основных вопросов.

Первый: сформулированы критерии правового положения военнослужащих по призыву как лиц, находящихся под контролем государства (по аналогии с лицами, заключенными под стражу). На военнослужащих по призыву в полной мере должны распространяться обязательства государства по защите жизни и здоровья лиц, находящихся под его юрисдикцией.

Второй: можно ли, с точки зрения позитивных обязательств государства по ст. 2 Конвенции, считать нарушением права на жизнь неоказание (несвоевременное оказание) надлежащей квалифицированной медпомощи при наступлении смерти лица, находящегося под юрисдикцией государства?

Третий: можно ли, с точки зрения процессуальных обязательств государства по ст. 2 Конвенции, считать нарушением права на жизнь отсутствие официального расследования обстоятельств смерти в рамках возбужденного уголовного дела?

Четвертый: являются ли физические и нравственные страдания больного, находящегося под юрисдикцией государства, в случае неоказания ему надлежащей медпомощи основанием для признания нарушения государством запрета на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение (ст. 3 Конвенции)?

Пятый: имеется ли нарушение со стороны государства ст. 13 Конвенции (право на эффективное средство правовой защиты) в ситуации, когда ни одно из средств правовой защиты на национальном уровне – при исчерпании всех доступных заявителям средств – не привело к установлению объективных обстоятельств смерти и привлечению виновных к ответственности?

Рассматривая первый вопрос, ЕСПЧ отметил, что Конвенция возлагает на государство обязательство защищать жизнь лиц, находящихся под его юрисдикцией, включая тех, кто содержится под стражей, а также военнослужащих, проходящих обязательную военную службу.

Это обязательство подразумевает также обязанность предоставлять им медицинскую помощь, необходимую для защиты жизни и здоровья.

Соответствующие правовые принципы были обобщены в решениях по делу «Мурадян против Армении» (жалоба № 11275/07) и «Мустафаев против Азербайджана» (жалоба № 47095/09).

Однако к моменту подачи жалобы «Плоховы против России» (в сентябре 2007 г.) указанные правовые принципы еще не были сформулированы, и практика ЕСПЧ по такого рода делам отсутствовала.

В связи с этим правовая позиция заявителей была выражена следующим образом: Максима Плохова следует рассматривать как «лицо в зависимом положении, находящееся под юрисдикцией государства», чья свобода действий ограничена государством в силу его статуса солдата Российской Армии, проходящего военную службу по призыву, находящегося на полном государственном обеспечении, под защитой федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».

В жалобе указывалось также, что призывник выполняет возложенную на него государством воинскую обязанность и не может от нее отказаться, а также не вправе самовольно покинуть расположение воинской части, в том числе с целью выбора медицинского учреждения для оказания ему медпомощи.

В связи с этим заявители ссылались на решения ЕСПЧ по делу «Салман против Турции» (жалоба № 21986/93) и «Трубников против России» (жалоба № 49790/99); полагая уместным применять в связи со смертью их сына позицию и логику ЕСПЧ по делам о смерти лиц, находящихся в заключении, они возлагали полную ответственность за потерю здоровья и смерть Максима Плохова на российские власти.

Данная позиция была поддержана Европейский Судом, и тем самым создан прецедент, имеющий огромное значение для обеспечения гарантий защиты прав военнослужащих Российской Армии на охрану жизни и здоровья, медицинское, социально-бытовое обеспечение, на безопасные условия несения обязательной военной службы.

Рассматривая второй вопрос о существе позитивных обязательств государства по защите жизни Максима Плохова, ЕСПЧ указал, что юноша поступил на военную службу здоровым, что было установлено военно-врачебной комиссией при призыве в мае 2004 г.

Он умер в военном госпитале от внезапно развившегося заболевания почек. Власти не установили, когда именно началась эта болезнь.

При появлении первых признаков заболевания и жалоб военнослужащего ему не был обеспечен доступ к медперсоналу; медицинская часть, куда первоначально поступил больной, не была оборудована должным образом, не укомплектована медперсоналом, не приспособлена для оказания медпомощи надлежащего уровня.

Промедление с доступом к квалифицированной медицинской помощи, непроведение диагностических процедур, применение насилия на больничной койке – все это сказалось на исходе заболевания и привело к смерти больного.

Таким образом, ЕСПЧ заключил, что государство, без всяких сомнений, подвергло жизнь сына заявителей опасности, не предприняло надлежащих и эффективных мер для предотвращения его смерти и не выполнило тем самым позитивные обязательства по ст. 2 Конвенции.

Европейский Суд резко раскритиковал рассмотрение уголовного дела Сергея Магнитского после его смертиПризнав нарушение ряда статей Европейской конвенции, ЕСПЧ присудил вдове и матери умершего в СИЗО аудитора 34 тыс. евро

Суд в контексте рассмотренных ранее дел («Магнитский и другие против России» (жалобы № 32631/09 и 53799/12) и «Мустафаев против Азербайджана») особо отметил, что по делам о смерти лиц, находящихся под контролем государства, решающее правовое значение имеет не причинно-следственная связь между недостатками лечения и смертью (в наличии которой власти сомневаются), а очевидный факт неоказания своевременно квалифицированной медпомощи и наступившие последствия.

Данный тезис представляется особенно важным, поскольку влечет обязанность государства во всех случаях опасности, которая может угрожать жизни лиц, находящихся под контролем властей, предпринимать неотложные и исчерпывающие меры для предотвращения угрозы жизни – независимо от «предполагаемой степени угрозы».

Рассматривая третий вопрос, касающийся процессуальных обязательств государства по расследованию смерти военнослужащего, Суд указал, что «доследственная проверка» не способна в полной мере установить обстоятельства и причины смерти, привести к выявлению и наказанию виновных, следовательно, – не является адекватным и полноценным расследованием. Кроме того, на данной стадии не могут быть реализованы права потерпевших.

Таким образом, ЕСПЧ установил, что проверочные мероприятия, проведенные вне рамок и до возбуждения уголовного дела, не удовлетворяют требованиям Конвенции по процедурным обязательствам государства, предусмотренным ст. 2 Конвенции.

Отказ в возбуждении уголовного дела повлиял также на итог гражданского судопроизводства по иску заявителей к воинской части: российский суд общей юрисдикции отказал в удовлетворении требований заявителей о возмещении вреда по той причине, что вина должностных лиц и медперсонала воинской части в смерти Максима Плохова в уголовно-правовом смысле не установлена. По данному вопросу Европейский Суд в очередной раз подчеркнул, что отсутствие уголовного расследования (уголовного дела) по фактам смерти, обстоятельства которой достоверно и бесспорно не установлены, означает, что эффективное расследование государством не проведено, и это является нарушением по смыслу процессуальных обязательств (ст. 2 Конвенции).

По четвертому и пятому вопросам Суд признал жалобу необоснованной.

В заключение отмечу, что постановление по делу «Плоховы против России» – первое, в котором рассматривается вопрос об уровне защиты права на жизнь военнослужащих по призыву в контексте их доступа к медицинской помощи.

Нарушение, установленное Европейским Судом в данном деле, является распространенной проблемой воинских частей, где медобслуживание в медицинских ротах находится на крайне низком уровне.

При этом реальная возможность обратиться за медпомощью за пределами воинской части у военнослужащего по призыву, как правило, отсутствует, – как и реальный доступ к средствам связи, а также возможность сообщить кому-либо, кроме командования, о проблемах со здоровьем.

Существуют и психологические сложности в воинском коллективе, связанные с жалобами на состояние здоровья. Командиры не всегда надлежащим образом работают с личным составом. Кроме того, самовольное оставление части является уголовно наказуемым деянием.

Это означает, что исполнение решения ЕСПЧ по данному делу требует принятия мер общего характера, в том числе по обеспечению доступа военнослужащих по призыву к квалифицированной медпомощи, а также корректировки законодательства и правоприменительной практики, касающейся ответственности должностных лиц армии за жизнь и здоровье военнослужащих.

Справочная информация об организации оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, и членам их семей : Министерство обороны Российской Федерации

Организация оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – военнослужащие), гражданам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – граждане, уволенные с военной службы), и членам их семей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911

«О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей», приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. № 20 «Об организации медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских подразделениях, частях и организациях (далее – военно-медицинские организации) Минобороны России.

Военнослужащие могут приниматься на лечение в военно-медицинские организации иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между Минобороны России и другими федеральными органами исполнительной власти.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях медицинская помощь военнослужащим оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее – медицинские организации) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.

№ 911 расходы медицинских организаций по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются военными округами на основании договоров, заключенных с указанными медицинскими организациями, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи.

Для приема военнослужащих в медицинские организации на плановое лечение или обследование (освидетельствование) предоставляются направление командира (начальника) соединения, воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, согласованное с медицинской службой военного округа, с указанием в нем паспортных данных больного, цели направления в медицинскую организацию, наименования военного округа, к которому относится по подчиненности воинская часть, соединение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, и его банковских реквизитов (номер расчетного счета), заверенное гербовой печатью воинской части, соединения или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, и документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, военный билет или паспорт). При наличии показаний для оказания медицинской помощи в неотложной форме военнослужащие госпитализируются в медицинскую организацию немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.

В целях повышения социальной защищенности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, 27 марта 2015 г.

Правительством Российской Федерации издано постановление № 282, устанавливающее порядок бесплатного обеспечения военнослужащих лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций.

Бесплатный отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащим при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь указанным военнослужащим в соответствии с договорами об оказании медицинской помощи, заключенными между этими медицинскими организациями и военными округами. При этом, расходы фармацевтических организаций на обеспечение лекарственными препаратами военнослужащих возмещаются Минобороны России (его уполномоченными органами) в соответствии с договорами между фармацевтическими организациями и Минобороны России (его уполномоченными органами) об обеспечении лекарственными препаратами указанных военнослужащих.

При получении лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащий представляет в фармацевтическую организацию рецепт (рецепты) и предъявляет паспорт или документ, подтверждающий его статус.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях Минобороны России. Лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются членам семей офицеров при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских организаций Минобороны России, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

  • Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях Минобороны России осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи военнослужащим и членам их семей осуществляется по территориальному принципу в целях создания оптимальной нагрузки на военно-медицинские организации, позволяющей максимально эффективно осуществлять медицинское обеспечение прикрепленного контингента.
  • Территориальный принцип основан на прикреплении военнослужащих, проходящих военную службу в определенных воинских частях, соединениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей для оказания медицинской помощи к соответствующим военно-медицинским организациям Минобороны России.
  • Прикрепление на медицинское обеспечение к структурным подразделениям военно-медицинских организаций Минобороны России, оказывающим первичную медико-санитарную медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее – поликлиники), на следующий год военнослужащих, членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, осуществляется на основании списков, представляемых по установленной форме ежегодно к 1 декабря текущего года командованием воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • При этом, на членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, в поликлинику представляются следующие документы:
  • справка, выданная кадровым органом воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации о составе семьи офицера (форма 11 к Правилам оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала и членам их семей (приложение к Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 205/2/588) (далее – Правила);
  • справка кадрового органа воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации), в которой указываются данные графы 21 послужного списка офицера и номера судебного решения о признании иждивенцем или приказа командира воинской части о признании иждивенцем (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);
  • выписка из домовой книги (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);
  • паспорт;
  • полис обязательного медицинского страхования (при наличии).
  • справка сер. МСЭ 003, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с указанием причины инвалидности в формулировке «с детства» (для детей офицеров старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
  • справка образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения).

При наличии в штате воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской службы, имеющей штатный врачебный персонал, военнослужащие прикрепляются к военно-медицинской организации Минобороны России для оказания консультативно-диагностической помощи. Консультативно-диагностическая помощь оказывается по направлениям начальников военно-медицинских организаций Минобороны России или начальников медицинской службы воинских частей.

Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями военнослужащим и членам их семей безотлагательно и бесплатно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских организациях Минобороны России, распространяется и на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (далее — пенсионеры Минобороны России).

  1. Пенсионерам Минобороны России все виды медицинской помощи, включая специализированную (высокотехнологичную) медицинскую помощь, оказываются в военно-медицинских организациях Минобороны России бесплатно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минобороны России.
  2. Члены семей офицеров, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения (далее – члены семей офицеров, уволенных с военной службы), имеют права на медицинскую помощь, аналогичные правам членов семей офицеров, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  3. Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи пенсионерам Минобороны России и членам семей офицеров, уволенных с военной службы, также осуществляется по территориальному принципу.
  4. Прикрепление к поликлиникам пенсионеров Минобороны России и членов семей офицеров, уволенных с военной службы, осуществляется на основании заявления и прилагаемых к нему следующих документов и их копий:
  5. пенсионного удостоверения (с отметкой о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации) или справки, выданной военным комиссариатом по месту получения пенсии о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации Минобороны России (формы № 3, № 4 к Правилам) (для офицеров и прапорщиков запаса (в отставке));
  6. открепительного талона (для офицеров запаса (в отставке), состоявших на момент увольнения с военной службы на медицинском обеспечении в другой военно-медицинской организации Минобороны России);
  7. справку сер. МСЭ 003, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с указанием причины инвалидности в формулировке «с детства» (для детей офицеров запаса (в отставке) старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
  8. справку образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров запаса (в отставке) в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения);
  9. военного билета офицера запаса;
  10. паспорта;
  11. полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).
  12. Согласно статье 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на обследование и лечение в военно-медицинские организации Минобороны России также могут приниматься без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
  13. а) граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
  14. б) членов семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  15. в) граждан, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы.
  16. Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  17. В этой связи, при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь им оказывается в медицинских организациях в рамках обязательного медицинского страхования.
  18. Вместе с тем, в территориальные программы обязательного медицинского страхования не входят услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и обеспечению лекарствами, изделиями медицинского назначения.
  19. В этой связи, пенсионерам Минобороны России, нуждающимся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь в указанном объеме оказывается в медицинских организациях на основании договоров, заключенных между военными округами (по представлению соответствующих военных комиссариатов субъектов Российской Федерации) и указанными медицинскими организациями.
  20. При обращении в медицинскую организацию пенсионером Минобороны России предъявляется справка, выданная военным комиссариатом субъекта Российской Федерации, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
  21. Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей безотлагательно и бесплатно.
  22. Адресная медицинская помощь

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *