Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с автором

В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с понятиями «Авторское право» и «Автор». Сегодня мы постараемся подробно рассмотреть данный вопрос и узнаем права правообладателя, кто является собственником объекта интеллектуальной деятельности, как им стать и прочее.

Кто такой правообладатель в авторском праве

Если у человека есть авторские права, он является правообладателем в авторском праве, а не владельцем или собственником, как думают некоторые. Разница в том, что владельцем может быть сам автор, тот кто его нанял или любое другое лицо, которому были переданы определенные полномочия на основе заключенного договора.

Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с авторомЕсли у человека есть авторские права, он является правообладателем в авторском праве

С тем, кто такой собственник понятно, но что подразумевается под понятием «Авторские права»? Если говорить простым языком, это специальный термин в юриспруденции, при помощи которого описываются права автора на его творение, например, литературное или художественное произведение, книгу, музыку, скульптуру, фильм, программу и так далее. Законом охраняются уникальные произведения.

Собственник и автор могут быть разными людьми. Допустим один человек написал картину и является ее создателем, но затем он передал полномочия на нее другому человеку, который будет ее собственником.

Какие права имеет владелец по закону

Собственник получает возможность использовать результат интеллектуальной деятельности на свое усмотрение, но не нарушая закон. Он может давать согласие или запрещать иным лицам пользоваться его продуктом.

Никто другой, кроме собственника не может использовать результат деятельности интеллектуального характера или средство индивидуализации без его согласия, в противном случае это будет признано незаконным и повлечет за собой ответственность согласно Кодексу и иным законам.  Исключением являются случаи, предусмотренные действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Если это сократить, получается, что правообладатель является владельцем своей или чужой интеллектуальной деятельности. Он обладает возможностью делать с ней все, что посчитает нужным в рамках закона, конечно.

Важно! Никому не разрешается использовать и распространять какой-либо продукт, созданный кем-то другим без разрешения на это его собственника.

Как стать собственником

В данном вопросе все зависит от того, кто хочет стать обладателем прав на что-либо. Если создатель, ему достаточно сотворить произведение, свой шедевр, а если кто-то желает стать собственником чего-то продукта, придется пройти определенные процедуры.

Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с авторомЧеловек, создавший книгу, автоматически становится ее владельцем

Что нужно чтобы стать владельцем? Все просто: если кто-то хочет стать творцом произведения или продукта, который будет охраняться законом, нужны лишь способности, в остальных случаях:

  1. Нужно получить согласие создателя или другого владельца объекта на передачу прав основателя.
  2. Лицензионный договор.
  3. Акт о приеме-передаче.
  4. Нужны деньги, чтобы оплатить владельцу передачу всех полномочий на творение, исключением являются случаи, когда передача происходит на безвозмездной основе.

Теперь давайте по порядку рассмотрим процесс получения прав на свое или чужое творение. Для разных случаев он отличается:

  1. Если вы что-то создали, например, клип, картину, книгу и так далее, никаких дополнительных действий, чтобы стать владельцем предпринимать не нужно. Вы автоматически становитесь владельцем.
  2. Другой случай – когда вы работаете над чем-то не один, то есть, вместе с кем-то пишите книгу или картину. В таком случае создателей по факту может быть 2 и больше, но по закону он может быть только один, поэтому кто-то из участников данной деятельности должен стать основателем, а второй будет считаться соавтором.
  3. Может случиться так, что вам понадобятся исключительные права на чужое произведение. Допустим вы наняли писателя, чтобы он создал книгу по вашим материалам, в таком случае нужно будет заключить с ним авторский лицензионный договор. Вы можете дополнить его нужными пунктами, указать какие права передаются и на какой срок, в нем указывается абсолютно все, что касается произведения, например, в какой срок будет выполнена работа и способ передачи денег.
  4. Факт того, что объект авторского права был передан его владельцем иному лицу подтверждается при помощи акта приема-передачи. Там же указывается число, формат объекта, объём, серийный номер (если есть). Не будет лишним указать, что обе стороны не имеют претензий друг к другу.
  5. Затем обе стороны расписываются в акте, и права на объект переходят новому владельцу, который официально становится владельцем.

Защита прав правообладателя

Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с авторомЗащита прав правообладателя, подкреплена законодательной базой

Авторское право подкреплено определенной законодательной базой:

  1. Гражданским кодексом РФ, ст. 1259.
  2. Конституцией РФ.
  3. Федеральным законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», статья 6.
  4. Законодательными актами регионального уровня.

Рассмотрим защиту прав правообладателя на примере написанной автором книги. Чтобы его владение ею не было впоследствии оспорено, следует соблюдать некоторые условия:

  1. Сначала нужно убедиться, что автор сам не нарушил чьи-то авторские права.
  2. Если все в порядке, то как вариант, можно распечатать книгу и отправить самому себе по почте. Но ни в коем случае не нужно вскрывать конверт.
  3. Если произведение издано, то исключительные права защищены договором с издательством.
  4. Еще можно обратиться к нотариусу, произведение будет перенесено на любой подходящий носитель (бумага, флешка, диск) и заверено, однако это не бесплатно.

Чтобы оповестить других, что продукт защищен от плагиата, используется специальный значок в виде буквы «C» в кружочке.

Важно! Всем изданным книгам присваивается международный ISBN код, по которому их можно идентифицировать.

Заключение

Теперь вы знаете, кто может называться собственником продукта или какого-либо произведения, какие полномочия у него имеются и как, вообще, можно получить авторские права.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 938-86-71
+7 (812) 467-34-68
+7 (800) 350-24-63
 

Это быстро и бесплатно!




Автор и правообладатель авторского права

Главная страница » Трудовое право

Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с автором

Автор и правообладатель на авторство – их понятие, как субъектов гражданского права в отношении творчества. Какие существуют категории права на распоряжение собственным творчеством?

Кто такой правообладатель?

Правообладатель — это субъект гражданского права, который имеет исключительное право распоряжения на полученное творчество.

Может ли быть автор правообладателем и наоборот? Авторское право – это совокупностью норм, которые регулируют право пользования творческой деятельностью, способы владения и распоряжения ею.

Это могут быть литературные, музыкальные и аудио произведения, перевод текстов, хореографические постановки, художественное творчество, фотография, изобретения, компьютерные программы, секреты производства, селекционные достижения и даже архитектурные объекты.

Кто такой автор?

Автор — это обязательно физическое лицо, трудом которого получен предмет творческой деятельности, он может быть и правообладателем, если нет никаких особых условий передачи его труда.

А правообладателем может быть как сам автор, так и юридическое лицо, которое получило возможность пользоваться плодами творений на основе договора отчуждения.

Организация может быть правообладателем при условии исполнения служебного задания на основе договора.

Существует две категории права на распоряжение творчеством:

  • неимущественные права;
  • исключительное право.

К первой категории относится право на имя и авторство (указывать на объекте творчества), на неприкосновенность произведения (не изменять его) , на обнародование (доведение до общества). Ко второй категории относится само пользование и распоряжение. Этот вид права может быть передан другому лицу.

Следуя из вышесказанного, правообладатель может быть как автором произведения, так и лицом, получившим исключительные права на распоряжение этим творчеством. Возможно постоянное и временное пользование на основе лицензионного соглашения, которое может оговаривать полную или частичную передачу прав правообладателю на установленных договором пределах.

Правообладатель может распоряжаться приобретенным творчеством по своему усмотрению, если это не ограничено законом. А также разрешать или запрещать пользоваться предметом интеллектуальной деятельности. Разрешение может нести в себе финансовые условия, на базе которых передается ряд возможностей для пользователя за вознаграждение.

Правообладатель при этом должен соблюдать условия и нести обязательства в течение всего срока договора. Оплата может быть как фиксированной, так и иметь некоторую периодичность.

Далее о приказе на уменьшение рабочего времени в связи с жаркой погодай.

Авторские права: основные положения

Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с авторомВ главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

Читайте также:  Обязательная аттестация и сертификация рабочих мест – как снизить стоимость

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права.

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав. Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.

Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.

Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права

Коновалова, В. В. К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права / В. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59160/ (дата обращения: 27.08.2020).



  • Статья посвящена вопросу правового статуса субъектов авторского права. Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права
  • Ключевые слова: авторское право, субъекты авторского права, правовой статус субъектов авторского права, первоначальное авторское право, производное авторское право
  • С помощью юридической категории «правовой статус» определяется место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам.

В самом общем виде правовой статус в юридической литературе определяется как правовое положение субъекта в обществе, выражающееся в совокупности прав и обязанностей, что позволяет рассматривать понятия «правовой статус» и «правовое положение» как синонимы.

Соответственно, разграничивать синонимы нет смысла, так как «…в таком разделении нет особой необходимости, поскольку полисемантичность, смысловое удвоение термина не способствует четкому восприятию и анализу одной из ключевых категорий правоведения» [1, с. 232].

По мнению другой группы специалистов, необходимо разграничивать понятия «правовой статус» и «правовое положение» [2, с. 119–134], рассматривая их как самостоятельные правовые категории [3, с. 27].

Субъект права в зависимости от характера общественных отношений является одновременно носителем различных правовых статусов, что предполагает целесообразность исследования еще одного понятия — «правосубъектность». Именно с данной правовой категорией связана первая особенность правового статуса субъектов авторского права.

Правосубъектность обладает самостоятельным содержанием и означает возможность (способность) субъекта права реализовывать свои права и обязанности. Иными словами, правосубъектность определяет круг лиц, которые обладают способностью быть носителями определенного правового статуса («закрепляет право на статус»).

Субъективное авторское право делится на первоначальное и производное. Так, в зависимости от субъекта, обладающего первоначальным или производным авторским правом, определяется и особенность его правосубъектности.

Единственным субъектом первоначального права, обладающего всей совокупностью авторских прав, является автор произведения — ключевой субъект авторского права, поскольку именно он создает уникальный объект творчества, будь то художественное или музыкальное произведение. Только он обладает первоначально всеми правами на созданное им произведение (за исключением служебного произведения). Это возможно сопоставить с единоличным обладанием вещью — никто не имеет право изъять её без разрешения владельца.

У создателя произведения авторские права формируются сразу, как только полученный результат творческой деятельности облекается в объективную форму, которая обеспечивает его восприятие другими людьми.

Таким образом, основанием приобретения правового статуса «автора произведения» (то есть субъекта первоначального авторского права) нужен определенный юридический факт — создание произведения.

Эта особенность предопределяет, что автором может стать любое физическое лицо независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Основанием приобретения производного авторского права является юридический факт, характеризующийся переходом права от одного лица к другому: договорное правопреемство и правопреемство по закону.

Особенности правового статуса данной группы субъектов определяются отраслевым законодательством (наследственным или договорным).

Иными словами, в отличие от автора произведения, правопреемник должен первоначально получить определенный статус (например, статус наследника), который позволит в дальнейшем приобрести производное авторское право.

Другим важным элементом, предопределяющим основные характеристики правового статуса, являются принципы права (правового регулирования). В самом общем смысле принципы права отражают закономерности общественной жизни, преобразовывая их в основу содержания права, одновременно заключая в себе устойчивое представление о справедливом и должном в правовом регулировании [4, с. 18].

С одной стороны, принципы адресованы государству, которое посредством правотворческих органов закрепляет их и строит в соответствии с ними деятельность своих правоприменительных органов. С другой — принципы представляют собой «эталон» возможного или желаемого (правомерного) поведения для субъектов права, деятельность которых подпадает под соответствующую сферу регулирования [5, с.

161].

В основу современной классификации принципов отечественного авторского права может быть положен ряд критериев.

Во-первых, критерий исторического развития авторского права в России, определяемый в результате соотношения действующих норм авторского права и норм авторского права дореволюционного и советского периодов.

Исходя из данного критерия, например, можно выделить принцип «свободы творчества», который наполнился реальным «свободным» содержанием только на современном этапе развития авторского права России, поскольку в советский период действовал жесткий цензурный контроль со стороны государства.

Впрочем, история знает случаи, когда и в дореволюционный период, государство вторгалось в сферу личных интересов авторов, нарушая неприкосновенность их произведений, например, столкновение русских писателей с той же цензурой [6, с. 30].

Во-вторых, критерий места в системе гражданского права, в основу которого может быть положено сравнение норм авторского права с нормами других институтов гражданского права, в том числе с нормами института права интеллектуальной собственности.

Например, в соответствии с данным критерием выделяется принцип «сочетания личных интересов автора с интересами общества», подчеркивающий наиболее важную и устойчивую особенность авторского права, как по отношению к другим институтам права интеллектуальной собственности, так и институтам гражданского права в целом.

В-третьих, критерий, связанный с особенностями правового регулирования авторских прав в отечественном и зарубежном законодательстве.

В качестве принципа авторского права, основанного на данном критерии, можно назвать принцип «неотчуждаемости личных неимущественных прав автора», отличающий российское авторское право от других зарубежных государств, преимущественно англо-саксонской правовой системы.

Все вышеперечисленные принципы можно определить в качестве «системообразующих принципов», представляющих собой руководящие правила, формирующих специфику авторских прав как объекта охраны и действующих во всех системах правовой охраны, как международной, так и национальной.

Таким образом, можно констатировать, что единой классификации принципов нет, а относимость того или иного принципа к «системообразующим» зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Следующая особенность правового статуса субъектов авторского права заключается в его структуре, главной особенностью которой является широкий круг прав, представленный исключительными и личными правами, но не обязанностей.

Об этом свидетельствуют как исследования, посвященные правовому статусу субъектов авторского права, где внимание уделяется только правам, так и само отечественное законодательство.

Так, основной, и, в целом, единственной обязанностью автора, например, является необходимость признавать и соблюдать права третьих лиц, в том числе других авторов.

Что касается обязанностей, устанавливаемых соглашением о передаче исключительных прав или вытекающих из договорного правопреемства и правопреемства по закону, то они определяются отраслевым законодательством (наследственным или договорным).

В авторско-правовой доктрине традиционно права подразделяются на две основные категории: личные неимущественные и имущественные права (в действующих нормах законодательства исключительные права).

Читайте также:  Должна ли я доплачивать за ремонт после страховой

Личные права, в общем виде, можно представить, как творческие интересы автора, связанные с общественной оценкой произведения, в силу чего не имеют имущественного содержания.

В свою очередь имущественные права обладают экономической ценностью и подлежат денежной оценке, в силу чего могут передаваться третьим лицам в порядке правопреемства.

Литература:

  1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. — 640 с.
  2. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. — М.: Юрид. лит., 1978. — 208 с.
  3. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М.: Наука, 1979. — 229 с.
  4. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  5. Гордон М. В. Советское авторское право. — М.: Госюриздат, 1955. — 230 с.
  6. Матвеев А. Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. — Пермь, 2015. — 444 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус субъектов, правовой статус, автор произведения, договорное правопреемство, интеллектуальная собственность, отраслевое законодательство, правовое регулирование, Россия, советский период, юридический факт.

Правовой статус субъектов авторского права. Осуществление авторских прав

Субъекты авторского права — лица, которые обладают субъективным правом автора на результат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

    Обладателями авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники (независимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными.

  •     Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.
  •     Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.
  •     В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

    Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть, фактически, с момента создания произведения в каком-либо виде.

    Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). Такие авторы называются соавторами.

    Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

    При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.

    При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

    Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

    В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком, в частности, они действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 27 Закона об авторском праве).

    Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Субъекты авторского права: общая характеристика

Автор произведения – это гражданин, творческим трудом которого оно создано. Такое определение дано в статье 1257 Гражданского кодекса РФ. Выделим ряд признаков:

  1. Субъектами авторского права являются только физические лица. Это представляется вполне логичным, поскольку юридические лица априори лишены интеллекта как мыслительной способности, а значит, не могут сами создавать результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и произведения. Хотя в СССР была практика, когда авторами кинофильмов были кинокомпании, а не отдельные граждане.
  2. Автор должен приложить именно творческий труд. Понятия «творческий характер» мы уже касались в статье об объектах. Напомним: творческий характер означает, что объект приобретает какие-либо особенности и художественную окраску. Следовательно, автор должен осуществить только такую деятельность, результатом которой будет являться объект, носящий творческий характер.
  3. В результате деятельности должен быть создан конкретный объект (произведение или программа для ЭВМ). Более подробно об этом см. статью об объектах.

Автором может быть гражданин любого возраста. Следовательно, даже ребенок пяти лет, написавший какой-либо рассказ или очерк, приобретает личные неимущественные права и исключительное право. Другой вопрос в том, что осуществлять их и распоряжаться ими он сможет только по достижению возраста, с которым связано наступление дееспособности. Такой возраст может составлять:

  1. От шести до четырнадцати лет. Однако для этого требуется согласие родителей (усыновителей, опекунов).
  2. С четырнадцати лет. В этом случае согласно подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ лица уже могут самостоятельно осуществлять такие права.

Обратим внимание, что в российском авторском праве действует так называемая презумпция авторства: автором считается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

К примеру, недобросовестный писатель указал свое имя на чужом произведении, и подлинный автор может опровергнуть это только через суд, поскольку на обложке книги указано другое лицо и действует эта презумпция.

Соавторство. Помощники автора

Довольно часто случается, что у произведения не один автор. Примеров множество: Братья Гримм, Ильф и Петров, Трамп и Кийосаки и т.д. В таком случае речь идет о соавторстве.

Все, кто приложил свой творческий труд к созданию произведений, именуются соавторами, и у каждого возникают права на произведение. В Гражданском кодексе РФ сказано, что такие лица используют произведение совместно.

Между ними может быть заключено соглашение по вопросам использования произведения.

При этом соавторы могут так распределить свои творческие усилия:

  1. Один, к примеру, пишет свою часть, другой – свою. Например, два ученых пишут монографию, где первый излагает мысли по поводу английского права, а другой – по поводу американского. Здесь есть особенность: если такую часть можно использовать независимо от всего произведения, то она может быть использована создавшим ее лицом без согласия остальных соавторов. В нашем примере произведение разделить можно, поэтому каждый ученый вправе использовать свою часть без согласия другого.
  2. Соавторы работают не каждый над своей частью, а пишут все вместе, и при этом объект становится неразрывным целым.  Подобное произведение использовать можно лишь совместно. Пример: два автора написали детектив, который будет считаться неразрывным произведением, и значит, использовать его они могут лишь совместно (если нет соглашения).

Следует разграничивать правовой статус соавторов – лиц, приобретающих интеллектуальные права, и помощников – лиц, которые лишь оказывали автору содействие. Содействие может быть, техническим, материальным и даже интеллектуальным.

Представим ситуацию, что автору кто-то подсказывает идеи (интеллектуальное содействие), однако именно автор определяет, как применить эту идею, именно он развивает сюжет, вводит персонажей (то есть, только им осуществляется творческая деятельность).

Дело примет совсем другой вид, если лицо будет участвовать в создании персонажей, сюжета  – тогда речь пойдет уже о соавторстве.

Однако следует отметить, что грань между этими правовыми категориями тонкая. Так, Александр Сергеевич Пушкин официально является автором произведений, сюжет и персонажей в которых он позаимствовал из рассказов своей няни, Арины Родионовны. Но последняя не значится в качестве соавторов для таких произведений.

Субъекты авторского права и их права (стр. 1 из 5)

  • Субъекты авторского права могут быть разделены на две основные группы:
  • 1) первичные субъекты авторского права;
  • 2) другие субъекты авторского права.

Первичными субъектами авторского права являются авторы. Автор может создавать произведение в одиночку. Произведение может быть создано также коллективным трудом.

В этом случае появляется авторский коллектив (соавторы).

  1. Другие субъекты авторского права могут быть разделены на:
  2. а) субъектов, которым переходят авторские права по договору;
  3. б) субъектов, которые приобретают авторские права в результате событий, определенных законом.
  4. К последним относятся наследники авторов и лиц, получивших авторские права по договору, работодатели и издатели составленных произведений.
Читайте также:  Нарушение права: у меня девушка прихватила 100тысяч рублей и кинула меня затем

На рис. 1 приведен круг лиц, относящихся к субъектам авторского права.

Рис. 1

Первичные субъекты авторского права

Первичным субъектом авторского права всегда является физическое лицо — автор, создавший произведение в результате творческой деятельности. Автором признается лицо, указанное как автор на оригинале или копии произведения. Это называется презумпцией авторства.

Все другие лица, претендующие на авторство, должны приводить для восстановления прав доказательства. Авторов, создавших составленное произведение, называют составителями, авторов переводов — переводчиками, к ним примыкают также лица, которые в результате творческой деятельности перерабатывают произведение.

В случае если произведение создано группой лиц, говорят о соавторстве и соавторах.

Соавторы

Произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц, которые в этом случае считаются соавторами (п.1ст.13 Закона об авторском праве).

Состав соавторов отражается в Знаке охраны авторского права. При этом ст. 17 Закона об авторском праве установлен конкретный перечень авторов аудиовизуального произведения, в который входят:

  • а) режиссер-постановщик;
  • б) автор сценария и/или текстов, диалогов;
  • в) автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста;
  • г) художник-постановщик;
  • д) оператор-постановщик.

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением, заключенным между ними (п.1 ст.13 Закона об авторском праве).

Право на использование произведения принадлежит всем авторам. Они используют произведение самостоятельно или отчуждают свои права другим лицам либо передают им права на использование произведений, действуя по взаимному согласию.

При этом если созданное соавторами произведение может представлять собой неразрывное целое, то никто из них не может без достаточных оснований отказать другим в праве на его публикацию или другое использование (п.1 ст.

13 Закона об авторском праве).

Особым видом соавторства является интервью. Соавторами интервью являются лицо, которое дало интервью, и лицо, которое его взяло (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Публикация интервью разрешается только с согласия лица, которое дало интервью (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Если произведение, созданное в соавторстве, состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельный смысл, то каждый соавтор имеет право использовать созданную им часть произведения по собственному усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами (п.2 ст.13 Закона об авторском праве).

Составители

Авторами считаются также составители сборников и других составленных произведений, если подбор и расположение произведений и/или других данных являются результатом творческого труда составителя (п.1 ст.

19 Закона об авторском праве). К составленным произведениям относятся все СМИ: газеты, журналы, бюллетени, сборники научных трудов, энциклопедии, энциклопедические словари, антологии и т. п.

, а также базы данных.

База данных — это «совокупность произведений, данных или любой другой независимой информации в произвольной форме, в том числе — электронной, подбор и расположение составных частей которой и ее упорядочение являются результатом творческого труда и составные части которой доступны индивидуально и могут быть найдены при помощи специальной поисковой системы на основании электронных средств (компьютера) или других средств» (ст.1 Закона об авторском праве).

Составители имеют как личные неимущественные права, так и имущественные права, которые существенно ограничены по сравнению с правами обычных авторов, так как, согласно п.2 ст.

19 Закона об авторском праве, исключительное имущественное право на любое использование составленных произведений — энциклопедии, энциклопедического издания, периодических сборников, газет, журналов, других периодических изданий — принадлежит издателю (п.2 ст.19 Закона об авторском праве).

Авторами составленных произведений являются также творческие сотрудники редакций СМИ, чьим творческим трудом подготовлен номер (выпуск) издания: редактор выпуска, художник, дизайнер, оператор верстки.

Имущественные права этих сотрудников ограничиваются правом на выплату авторского вознаграждения вне зависимости от того, имеют ли они с издателем трудовые или гражданско-правовые отношения.

Имущественное право составителей баз данных шире. Без их согласия базы данных не могут ни использоваться, ни распространяться.

При этом правовая охрана прав составителей не распространяется на данные, включенные в базу (п.1 ст.

19 Закона об авторском праве), — эти данные могут беспрепятственно использоваться их соавторами, а если они не являются объектом авторского права, то могут быть беспрепятственно использованы как угодно.

Переводчики и авторы производных произведений

Производным произведением считается произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без причинения вреда его охране (аннотация, адаптация, аранжировка, обработка фольклора, другая переработка) или творческим переводом на другой язык; не являются производными произведениями дублированные аудиовизуальные произведения (ст.1 Закона об авторском праве). Для создания производного произведения необходимо согласие автора, полученное путем заключения авторского договора.

Переводчики и авторы других переведенных произведений имеют личные неимущественные и имущественные права, которые не препятствуют другим лицам осуществлять свои переработки и переводы произведения (ст.20 Закона об авторском праве).

Права авторов

Авторы и иные первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами.

Согласно п.1 ст.437 Гражданского кодекса (ГК) Украины авторское право возникает вследствие самого факта создания произведения и не требует регистрации, любого специального оформления или исполнения иных формальностей.

Для оповещения о своих авторских правах автор может использовать Знак охраны авторского права — ©. Использование Знака охраны авторского права не является обязанностью автора, это только его право.

Согласно п.3 ст.11 Закона об авторском праве Знак охраны авторского права состоит из следующих элементов:

  1. — латинской буквы «С», обведенной кругом, — ©;
  2. — имени лица, имеющего авторское право (в данном случае, автора);
  3. — года первой публикации произведения.

Знак охраны авторского права и регистрация авторских прав помогают автору в случаях несанкционированного использования произведения. В случае если автор не опасается этого или не намерен препятствовать этому, он может не использовать эти приемы.

Автор может зарегистрировать свое право в государственном реестре (п.5 ст.11 Закона об авторском праве). Порядок государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение, утвержден Постановлением КМУ от 27.12.2001 г.

N 1756 «О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение».

Этим Постановлением Министерство образования и науки определено как учреждение, выполняющее действия, связанные с государственной регистрацией прав автора на произведения науки, литературы и искусства, а также с регистрацией договоров, касающихся права автора на произведение. Непосредственную работу по регистрации авторских прав осуществляет Государственный департамент интеллектуальной собственности названного Министерства.

Регистрация авторского права осуществляется на основании Заявки и при условии уплаты сбора в размере 3,25 НМД. Государственный департамент в месячный срок после даты регистрации выдает автору Свидетельство.

  • Личные неимущественные права автора (соавторов)
  • Автору принадлежат следующие личные неимущественные права (ст.14 Закона об авторском праве):
  • 1) требовать признания своего авторства путем указания должным образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;
  • 2) запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;
  • 3) выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;
  • 4) требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению или другому изменению произведения или любому иному посягательству на произведение, которое может навредить чести и репутации автора.
  • Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам.

Именем автора является «совокупность слов или знаков, идентифицирующих автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и тому подобное» (ст.1 Закона об авторском праве).

Автор может опубликовать свое произведение анонимно (то есть без имени) или под псевдонимом (то есть под вымышленным именем). В этом случае представителем автора является издатель произведения, имя или название которого обозначены на произведении (п.4 ст.11 Закона об авторском праве).

Это правило не применяется, если псевдоним автора однозначно идентифицирует автора. Так, ни для кого не секрет, кто «скрывался» под псевдонимом Максим Горький или Владимир Ильич Ленин.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *