Завершение обгона на сплошной линии разметки

Ситуация, когда манёвр обгона начинается на прерывистой линии, а заканчивается на сплошной, знакома многим водителям. Может показаться, что действие не нарушает законодательства, однако, пересечение сплошной разметки всегда считается противоправным действием.

Ситуация с завершением обгона по сплошной линии представляется спорной и противоречивой, но правовые нормы не содержат исключения, когда допускается указанное действие.

Однако, встаёт вопрос о тяжести нарушения и о санкции, предусмотренной за совершённое завершение обгона по сплошной линии.

Можно ли завершать обгон по сплошной линии?

Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.

Разметка 1.1. (сплошная линия) не может пересекаться транспортом ни при каких обстоятельствах, за исключением экстренных случаев, когда манёвр необходим для того, чтобы избежать ДТП. Даже если манёвр начинается на прерывистой (1.5-1.7, 1.10), завершать его на разметке 1.1. нельзя. Водитель должен рассчитывать свои действия так, чтобы не допустить нарушения.

Каждый тип разметки имеет своё обозначение в ПДД. В зависимости от нанесённого на дорогу обозначения, допускаются определённые манёвры.

1.1. Сплошная линия.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Разметка 1.5

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Разметка 1.6

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Разметка 1.7

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Разметка 1.10

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Прерывистая разметка также отличается. В первую очередь, нужно обратить внимание на длину полос. Так, на 1.5 они самые короткие, на 1.6 уже длиннее. Длина нужна, чтобы сориентироваться, как скоро начнётся сплошная линия.

Жёлтая разметка (например, 1.10) используется, как временное обозначение. Если на дороге имеется именно она, то ориентироваться нужно по жёлтому цвету, а не белому.

Закон о завершении обгона через сплошную полосу разметки

Завершение обгона на сплошной линии разметкиВсе передвижения по проезжей части регулируются посредством Правил Дорожного Движения. Так, правила обгона и опережения определены в параграфе 11. Данный раздел указывает, что перед началом маневрирования водитель должен убедиться в безопасности своего действия.

Параграф 9 ПДД определяет расположение транспорта на проезжей части. В пункте 9.1 установлено, что запрещается выезд на встречную полосу, если они разделены разметкой 1.1, 1.3 или 1.11. Соответственно, при наличии таких обозначений, обгон и вовсе не может быть начат.

Санкция за подобные нарушения определяется на основании статьи 12.15 КоАП РФ, которая предполагает наказание за нарушение правил расположения машины на проезжей части.

Ответственность за завершение обгона по сплошной линии

Статья 12.15  КоАП определяет санкции за нарушение расположения машины на проезжей части. Однако, конкретное наказание будет зависеть от обстоятельств дела. Ситуации могут быть следующими:

  1. Выезд был осуществлён через прерывистую линию, то есть, когда это допускается действующим законодательством. Возвращение на исходную полосу стало невозможно из-за внезапно появившегося препятствия, которое не могло быть замечено ранее. Применяется часть 3 статьи, санкция – штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.
  2. Какое-либо препятствие отсутствует, то есть, пересечение сплошной разметки при обгоне – полностью вина водителя. В таком случае применяется более строгое наказание, соответствующее части 4 статьи 12.15, а именно – штраф в пять тысяч рублей или лишение прав от четырёх месяцев до полугода.

Повторное нарушение части 4 грозит ещё более серьёзной санкцией. Используется часть 5 статьи, на основании которой применяется лишение прав на срок до года. Если же фиксация нарушения производилась при помощи специальной камеры автофиксации, то применяется штраф на сумму до пяти тысяч рублей.

На практике возникает множество трудностей, связанных с идентификацией завершения обгона через сплошную линию сотрудниками ГИБДД. Чаще всего они даже не пытаются разобраться, имеется ли вина нарушителя в невозможности вернуться на свою полосу, поэтому сразу применяют пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Несомненно, это неправильно, поэтому такие действия могут быть оспорены в судебном порядке.

Лишение прав

Самое строгое наказание за завершение манёвра обгона через сплошную линию – это лишение права управления транспортными средствами. Применяется санкция в двух случаях:

  • на основании части 4 статьи 12.15, если возврат на свою полосу невозможен вовремя по вине водителя;
  • на основании части 5 статьи 12.15, то есть при повторном нарушении пункта 4.

В первом случае срок лишения составит от четырёх месяцев до полугода, а во втором уже – до одного календарного года.

При первичном нарушении есть шанс получить не лишение прав, а штраф в размере пяти тысяч. Суды часто идут навстречу, если права нужны лицу для заработка или он совершает проступок впервые, имеет хорошую характеристику и у него отсутствуют непогашенные наказания за нарушение ПДД.

Назначение штрафа за завершение обгона через сплошную линию

Штрафная санкция применяется к нарушителю ПДД в следующем порядке:

  1. Водитель совершает правонарушение, выполняя запрещённый ПДД манёвр в виде завершения обгона по сплошной линии.
  2. Нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД.
  3. Транспортное средство водителя останавливается сотрудником ГИБДД.
  4. Сотрудник выписывает протокол о совершении административного нарушения и вручает его лицу.
  5. Водитель подписывает протокол. Если он не согласен с нарушением, то указывает данный момент при подписании.
  6. В ГИБДД формируется дело и передаётся для рассмотрения в суд.
  7. Суд вызывает нарушителя в судебное заседание.
  8. В заседании рассматривается процесс, стороны предоставляют доказательства своих позиций и выражают мнения на счёт вынесения нарушения.
  9. Суд выносит решение о применении санкции за завершение обгона по сплошной линии.

Внимание! Окончательное решение выносит только суд! Сотрудник ГИБДД не вправе применять санкцию, так как одно из возможных наказаний – лишение права управления транспортными средствами.

Если водитель согласен с нарушением, он может выразить данный факт в заседании. При этом он вправе просить о применении более мягкого наказания, то есть денежного штрафа, а не лишения прав. Если иных проступков со стороны водителя нет, а он свою вину признаёт, то суд, с большей долей вероятности, пойдёт навстречу и применит именно финансовое наказание.

Если водитель не согласен с предъявляемым нарушением, то может попытаться доказать свою позицию. Свидетельские показания, а лучше – записи с камер помогут защитить свои права. Если запись отсутствует и у водителя, и у ГИБДД, суд примет решение в пользу водителя, так как неустранимые нарушения, в административном праве, трактуются в пользу обвиняемого (по аналогии с правом уголовным).

Если штраф за завершение обгона по сплошной линии фиксируется в помощью камеры видеофиксации, судебное заседание не назначается. Лицо получит постановление по почте, но может попытаться обжаловать его в судебном порядке. Для отмены протокола потребуются существенные доказательства.

Что делать водителю в случае назначения штрафа?

Завершение обгона на сплошной линии разметкиВ момент вынесения протокола, водитель, который не согласен с данный фактором, может выразить своё несогласие при подписании документа. Для этого на бумаге есть свободное место, на котором, перед подписью, нужно указать «с протоколом не согласен».

Игнорировать подписание не стоит, это не приведёт к положительным последствиям, скорее наоборот. В случае отказа, протокол будет подписан при понятых, которые подтвердят факт уведомления нарушителя. После этого документ будет направлен водителю почтой.

При несогласии с нарушением, следует подготовить доказательства своей позиции. Стоит помнить, что сотрудник ГИБДД обязан показать запись нарушителю (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.

4) и в суде она должна быть просмотрена сторонами. В качестве собственных доказательств можно представить запись видеорегистратора, а также с иных камер, например, рядом располагающихся магазинов.

Не возбраняется вызов свидетелей, но видеозаписи будут более весомыми.

Водитель также может попытаться смягчить наказание, переведя его из части 4 в часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ. Сделать это можно, доказав, что манёвр начинался на прерывистой линии и не был закончен вовремя, так как водителю помешало препятствие, которое не могло быть замечено ранее. Сделать это можно также с помощью записей и свидетелей.

При остановке водителя сотрудником ГИБДД и вынесении протокола о завершении обгона через сплошную линию, водитель пользуется стандартными правами, указанными в Приказе МВД России от 23.08.2017 года №664, а также в некоторых иных актах:

  • Не покидать транспортное средство (пункт 89).
  • Узнать причину остановки (пункты 84, 89, 91).
  • Объяснить действия сотрудников ГИБДД и не давать собственных показаний (пункты 51 м 132).
  • Снимать сотрудника ГИБДД на камеру. Данный момент зафиксирован в ином правовом акте, а именно – в законе «О полиции», статье 8.
  • узнать телефон дежурной части (пункты 45 и 52 Приказа МВД);
  • изучить протокол и постановление, а также получить копии документов (пункты 134, 151, 168, 211);
  • не подписывать протокол, а также указывать в нём свои разногласия (статьи 28.1.1. и 28.2 КоАП РФ);
  • не отдавать водительское удостоверение до судебного решения (пункт 221).

Чаще всего водители обращают внимание на право выражать свои разногласия при подписании протокола о назначении штрафа за завершение обгона по сплошной линии. Данный момент может быть полезен, так как пойдёт на пользу при рассмотрении дела в суде. Если сразу выразить согласие, придётся доказывать в суде, что это было произведено под влиянием обмана или в стрессовой ситуации.

Есть ли скидка на штраф за завершение обгона по сплошной линии?

Некоторые административные штрафы могут быть оплачены с пятидесятипроцентной скидкой. Об этом говорит часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Эта же норма устанавливает перечень нарушений, которые не могут быть оплачены меньше установленного протоколом размера.

Среди исключений числится пункт 5 статьи 12.5 КоАП РФ, предусматривающий санкцию за повторное нарушение. Пункты 3 и 4 в норме не указываются, соответственно, штраф за завершение обгона через сплошную линию разметки, совершенное первично, может быть оплачен с пятидесятипроцентной скидкой.

Логично предположить, что уменьшение стоимости применяется только в том случае, если суд использует именно штраф. Срок лишения прав за завершение обгона через сплошную не может быть изменён иначе, чем на основании отдельного судебного акта.

Читайте также:  Что делать, прокуратура игнорирует жалобу

Обжалование

Если выносится штраф на основании пункта 3 статьи 12.5 КоАП РФ, обжаловать его можно двумя способами:

  1. Через вышестоящий орган. Например, областное отделение ГИБДД.
  2. Через суд.

Два варианта действий допускаются, так как штраф выносится непосредственно сотрудником ГИБДД. На практике же, чаще всего, применяется пункт 4 этой же статьи, в таком случае дело рассматривается только судом.

Обжаловать штраф, вынесенный судом, можно только в апелляционном порядке, то есть в вышестоящий суд. Первичное решение принимается Мировым судьёй, соответственно, обжалование будет реализовываться через районный или городской суд.

Порядок обжалования штрафа за завершение обгона через сплошную линию разметки будет следующим:

  • получить судебное постановление о назначении административного наказания;
  • подготовить апелляционную жалобу;
  • подать жалобу через суд, который выносил постановление, но на имя вышестоящего суда;
  • дождаться назначения заседания;
  • явиться в суд на заседание и выразить свою позицию.

Вышестоящий суд не будет принимать новых доказательств. Он лишь оценит, правильно ли суд первой инстанции выполнил свою работу, все ли обстоятельства и должным ли образом оценил, верно ли применил правовые нормы.

Скачать образец заявления на обжалование штрафа за завершение обгона по сплошной линии можно здесь.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Как избежать назначение штрафа за завершение обгона по сплошной линии?

Завершение обгона на сплошной линии разметкиИзбежать штрафа за пресечение сплошной при завершении обгона можно, доказав собственную невиновность. Если сотрудник ГИБДД указывает на нарушение, нужно поинтересоваться, имеется ли видеозапись нарушения. Он обязан её предоставлять (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.4) и при её отсутствии велика вероятность того, что водитель будет отпущен из-за отсутствия доказательств.

Есть возможность не избежать наказания, но снизить его, доказав, что возврат на свою полосу не был осуществлён ранее из-за действий третьих лиц или непредвиденных препятствий. Доказать это можно в суде, ходатайствовав о переквалификации деяния на пункт 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

Судебная практика

Чаще всего, практика по подобным делам – не на стороне водителя. Доказать, что манёвр не был завершён вовремя по вине третьих лиц, достаточно трудно. ПДД чётко предписывают необходимость держать дистанцию и рассчитывать расстояние и время для каждого конкретного манёвра.

Так, Постановление по делу № 4А-11/2019 от 27 февраля 2019 мирового судьи судебного участка №142 Кошкинского судебного района Самарской области подтверждает данный факт. Гражданин В. был признан виновным в совершении правонарушения на основании части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Гражданин В. попытался обжаловать решение вплоть до Надзорной инстанции, но ему было отказано.

Есть и иные ситуации. Так, Постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 декабря 2013 г. по делу № 4А-255/2013 отменило решение судов предыдущих инстанций и освободило лицо от ответственности по статье 12.15, части 4. Суд сослался на отсутствие на дороге разметки в начале манёвра, а суды предыдущих инстанций данный факт проигнорировали.

Нюансы

Завершение обгона по сплошной – спорная ситуация, которая требует дополнительного анализа и внимания. Подобные случаи возникают на практике достаточно часто, и почти всегда суды не на стороне граждан.

Полагается, что водитель должен заранее предусмотреть, когда закончится прерывистая и учесть действие знаков, собственную скорость, скорость прочих транспортных средств и иные факторы.

На практике возникает множество нюансов, на которые необходимо обратить внимание:

  • Водитель должен учитывать, в первую очередь, разметку – чем длиннее линии прерывистой, тем ближе сплошная.
  • Если возврату на свою полосу мешает препятствие, то нужно пытаться изменить квалификацию с части 4 на часть 3 статьи 12.15.
  • В качестве доказательств идеально подходят записи с видеорегистраторов, однако, суд будет оценивать все факторы в совокупности.
  • Сотрудники ГИБДД чаще всего попытаются квалифицировать деяние по части 4. В протоколе необходимо указать на своё несогласие с формулировкой. Далее, оспаривание производится в судебном порядке.
  • Оспорить судебное постановление можно в апелляционном порядке. Первичное решение выносится через мировой суд, а обжалование – городской или районный.

Практика по подобным делам достаточно разнообразна. Однако, чаще всего суды встают на сторону ГИБДД. Поэтому строго не рекомендуется начинать манёвр, если есть вероятность не вернуться на свою полосу движения до окончания прерывистой линии. Пресечение сплошной – это всегда нарушение, отличаться может лишь часть статьи, по которой производится квалификация.

Смотрите, какая тема — Обгон закончил на сплошной, начав на прерывистой – лишают прав

ПДД имеют чёткие формулировки и определения. Так, Правила предписывают, что пересекать сплошную и двойную сплошную запрещено. Но они также требуют находиться исключительно справа от таких линий. Последнее введено достаточно недавно и актуально на 2022 год.

Но что делать, если вас хотят лишить прав или выписать штраф, если обгон закончен на сплошной разметке, начавшись на прерывистой, когда вы были законопослушным водителем? Можно ли по ПДД так пересекать сплошную разметку, в том числе после знака «Обгон запрещён» и, главное, как избежать наказания за это? Всё это и давайте выяснять!

Завершение обгона на сплошной – можно ли по ПДД?

На самом деле, ситуация довольно банальная и, главное, распространённая. Вы едете по 2-хполосной дороге по одной в каждую сторону и начинаете манёвр обгона с пересечением прерывистой линии. Но вдруг появляется сплошная, и вернуться на свою полосу вы можете только через неё.

Вот так выглядит такая дорожная обстановка:

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Речь идёт о 2 видах дорожной разметки:

  • 1.1 – одинарная сплошная, которая наносится на 2-хполосных дорогах,
  • 1.3 – двойная сплошная, наносится по Правилам на дороге с 4 и более полосами движения, и все требования к ней такие де, как к 1.1, в том числе правила пересечения при завершении обгона.

При вопросе можно ли закончить манёвр обгона на сплошной, если он начат на прерывистой, ПДД даёт чёткий ответ – нет!

И виной тому описание разметки 1.1 (а также 1.3 – двойная сплошная), которое прямо запрещает пересекать обе линии. Кроме того, пункт 9.1.1 Правил предписывает полный запрет находиться слева от любых видов сплошных, кроме той, которая разделяет обочину или парковочное место.

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Аналогичные разъяснения ГИБДД вы можете найти в плакатах на стенах подразделений Госавтоинспекции вашего района.

Если начали на прерывистой и закончили на прерывистой?

Следующая ситуация – это ещё более хитрый ход любителей обгонять – если завершение обгона произошло через прерывистую и начато было на прерывистой, хотя по встречной полосе вы проехали, минуя сплошную.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Обратите внимание, пункт 9.1.1 введён не так давно – пару лет назад, и в 2022 году он по сути заменяет собой мнение Верховного суда, который предписывал аналогичный запрет находиться слева от сплошной. И в ту пору такое решение позволяло лишать прав или выписывать крупный штраф тем водителям, которые не пересекали сплошную при манёвре, но во время проезда сплошной находились слева от неё.

То есть пункт 9.1.1 Правил прямо предписывает, что по встречной полосе запрещается ехать, если она разделена линиями 1.1 или 1.3.

Если завершили после знака «Обгон запрещён»

Третья ситуация: сплошная вовсе разделена прерывистой разметкой, но есть знак запрета обгона. Вы как добропорядочный автолюбитель начали обгонять другой автомобиль до знака 3.20, но не успели закончить манёвр после него либо просто его не заметил (например, обгоняя фуру).

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Увы, но и здесь Правила неумолимы. Так делать нельзя. Дело в том, что манёвр обгона завершается только при возврате в свою полосу. На схеме выше этого не произошло до знака.

Это значит, что вы оказались на встречной полосе в нарушение ПДД, а это уже состав для привлечения вас к наказанию.

И именно об ответственности за это мы и поговорим ниже, а затем приведём актуальную информацию, как избежать лишения прав за запрещённый обгон, завершённый по сплошной линии.

Штраф и лишение?

Основная статья, по которой можно получить штраф за завершение обгона через сплошную, если не успели это сделать на прерывистой – 12.15, часть 4. Он занимает верхнюю планку возможных финансовых санкций за нарушения ПДД и составляет 5000 рублей.

Но штраф – это не самое пугающее в этой норме наказания. Эта же статья предусматривает лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Других мер обеспечения и дополнительного наказания за это не предусмотрено:

  • если вы закончили обгонять на сплошной, начав на прерывистой, то эвакуировать на штрафстоянку за это не имеют права (статья 27.13 КоАП),
  • не положено и снятие номеров с запрещением эксплуатации,
  • равно как не будет других наказаний: административного ареста, конфискации чего-либо.

А штраф или лишение прав предоставляется как вариация: либо одно, либо другое. Лишение прав в административном праве считается более суровым наказанием и может быть применено в отношении вас в следующих случаях (хотя бы при наличии одного из нижеперечисленного):

И, напротив, если есть смягчающие обстоятельства, то может быть назначен штраф:

  • если вы способствовали выявлению нарушения (явились с повинной), не отрицали его,
  • если вы беременная женщина или имеющая малолетнего ребёнка,
  • если вы несовершеннолетний,
  • вы раскаиваетесь в содеянном,
  • и другие.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Кто решает, назначить штраф или лишение прав? Дело, которое рассматривается по этой норме, сначала поступает начальнику отделения ГИБДД по месту совершения обгона через сплошную. Сотрудник ДПС на дороге не имеет права выносить постановление – только выписать протокол, возбудив тем самым административное дело.

Далее вас вызывают на разбор в это подразделение, где вам можно (и нужно) сообщить все обстоятельства и изложить свою позицию. На разбор ГИБДД можно не являться. Но в этом случае увеличиваются шансы лишение прав.

Читайте также:  Наследственное право: я проживала с отцом в доме до его смерти там и прописана и проживаю

Никакой сотрудник ГИБДД не может лишать прав. Это делают только судьи. Поэтому, инспектор, рассматривающий дело о запрещённом обгоне, при наличии обстоятельств, по которым он решает, что водитель подлежит лишению, направляет материалы этого дела в суд. И далее уже судья на втором этапе решает, назначить штраф или лишить прав.

Повторность

Есть у завершения обгона через сплошную при начале на прерывистой и рецидив – если вы в течение года попадаетесь во 2 раз с этим нарушением, то вас уже лишат прав на год. Если только нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет штраф 5000 рублей.

Как правильно считать этот год? Он начинается с даты исполнения первого постановления – полной оплаты штрафа или окончания срока лишения.

Как избежать лишения?

Если вас хотят лишить прав или назначить штраф, то есть ряд тонкостей, которые позволят уйти от ответственности. Но и к ним следует подойти со всей внимательностью.

Разметка 1.16

Это прерывистая линия с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними. Но то, что нам в ней нужно – это обязательность её нанесения перед сплошной и двойной сплошной. Она призвана предупреждать водителей о том, что скоро начнётся непрерывная разметка, и обгонять будет нельзя.

Так вот, по ГОСТу о дорожной разметке (пункт 6.2.8 ГОСТ Р52289-2004) она должна быть длиной не менее 50 метров. Если короче, и это входит в причинно-следственную связь с тем, что вы не успели закончить обгон до сплошной, то привлечение незаконно, потому как в вашем нарушении нет вины, а есть вина дорожников.

Замерять длину разметки можно и после привлечения: на этапе рассмотрения дела или если не прошли сроки обжалования наказания. Но для этого нужны доказательства. Подойдёт и видео замера с возможностью распознать вашу локацию в кадре (номера домов и названия улиц, другие приметные данные).

Переквалификация на штраф

Если вас лишают прав за завершение обгона через сплошную с началом на прерывистой, то выше мы уже подробно описали, как сделать максимально так, чтобы назначили штраф.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Если у сотрудника ГИБДД нет видеодоказательств

То это низкий шанс избежать лишения водительских прав, но он, тем не менее, есть.

Виной тому протокол – он по сложившейся судебной практике 2022 года является доказательством. Если быть точнее, то доказательством является зоркий глаз инспектора, который принимал присягу, и ему априори доверия от судей больше, чем обычному гражданину, который защищается.

Таким образом, если сотрудник в суде или на разборе ГИБДД просто заявит, что видел, как вы выехали на обгон через прерывистую, но закончили манёвр уже на сплошной или после знака 3.20, то суд ему поверит с большой долей вероятности. Даже если истина на вашей стороне, то увы, без наличия у вас видеорегистратора с записью того, что вы не нарушали ПДД, перспектива дела плоха.

Однако, в 2022 года судебная практика всё же медленно, но верно идёт в сторону водителей в этом отношении. Такое стало возможным, благодаря решению Верховного суда, который признал, что протокола недостаточно для привлечения водителей к штрафу или лишению прав – нужные более веские аргументы.

Инспектор не показал видео обгона

Сотрудник полиции заявляет, что у него есть запись вашего нарушения, но отказывается её предоставлять? Увы, но закон 2022 года не обязывает его это делать.

Между тем, отсутствие видеозаписи влияет на исход рассмотрения дела, но от того, что вы её увидите здесь и сейчас, ничего не изменится – протокол будет составлен и передан начальнику ГИБДД.

Сплошную не видно из-за снега или грязи

А вот это уже веский аргумент в вашу сторону. В этом случае состава для привлечения вас к ответственности, если вы закончили обгонять на сплошной, нет, потому как для этого должна быть ваша вина. Вины нет, так как разметка занесена снегом или находится под слоем грязи на дороге.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Вот только опять же о сборе доказательств нужно позаботиться заранее – ещё в момент нарушения. Причём так, чтобы по видео можно было определить дату и время съёмки, и что она совпадает со временем привлечения.

Судебная практика

  1. В Ставрополье водитель не согласился с назначенным ему наказанием в виде лишения прав за то, что он начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной, мотивировав тем, что без разницы, где закончен манёвр – главное, начат на разрешающей разметке. Судья, как вы можете видеть по ссылке, такие возражения отклонил, но, тем не менее, смягчил наказание до штрафа 5 тысяч рублей.
  2. Ещё одно аналогичное решение, где водитель просил отменить наказание, так как не видел знака «Обгон запрещён».
  3. В Дагестане водитель просто просил смягчить наказание, так как у него есть малолетняя дочь, а автомобиль является источником дохода. Суд жалобу удовлетворил, назначив за завершение обгона на сплошной штраф.
  4. В Краснодарском крае водитель обжаловал постановление, мотивировав тем, что водитель обгоняемого авто начал увеличивать скорость, чем препятствовал обгону. К сожалению, суд не прислушался к такому аргументу.
  5. Ивановский районный суд прекратил дело за отсутствием состава нарушения, так как длина разметки 1.6 при приближении к сплошной была не по ГОСТу (менее 50 метров).

Смотрите, какая тема — Начали обгон через прерывистую, а закончили на сплошной – грозит ли наказание и какое?

  1. Последние несколько лет действует однозначная судебная практика, которая указывает на то, что находиться слева от сплошной линии на встречной полосе движения запрещено, и точка.

  2. Следовательно, если вы завершили обгон через сплошную линию разметки, начав на прерывистой, то это не имеет никакого значения – в 2022 году вам будет грозить лишение прав или крупный штраф.

  3. Верховный суд подтвердил такое положение дел в одном из последних Постановлений Пленума, и многочисленная судебная практика нижестоящих судов это также подтверждает.

Есть две важные проблемы в спорах по теме данной статьи.

Первая заключается в том, что езда слева от сплошной линии разметки запрещена в любой ситуации (когда она отделяет встречный поток). Но вторая тонкость заключается в том, что конкретно норма наказания предусматривает ответственность именно за выезд на встречку через сплошную.

А как всё это работает на практике? В этом материале мы и выясним, что грозит водителю, если начало обгона было на прерывистой, но завершение произошло на сплошной разметке. Приведём официальные ссылки на законодательство 2022 года и актуальную судебную практику, в том числе мнение Верховного суда РФ.

Самое главное в 2022 году: можно ли закончить обгон через сплошную?

Нет, нельзя. Хотя, далеко не все автолюбители найдут подтверждение этого утверждения сразу же в Правилах дорожного движения. А дело всё в том, что «копать» мы начнём не совсем там, где нужно. В статье главным элементом, запрещающим обгон, предстаёт сплошная линия разметки. И в ПДД 2022 года есть две важных трактовки относительно этого.

  1. Сплошная линия идёт под номером 1.1 Приложения №2 к Правилам. И в её описании указывается, что она разделяет потоки транспорта встречных направлений. И ни слова про запрет её пересекать при завершении обгона.
  2. Однако, ниже в данном Приложении идёт ещё свод требований к водителям при встрече с разметкой. Так, здесь есть прямой запрет пересечения линии 1.1.

И здесь получаем, что когда мы начинаем манёвр обгона в соответствии со всеми требованиями ПДД, в том числе через прерывистую разметку, но возврат происходит с пересечением сплошной линии, то мы нарушаем требование дорожной разметки, и всего то… И за это нам должно грозить наказание по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ со штрафом всего 500 рублей.

Да и вообще, получается, что мы можем выехать через прерывистую, затем ехать (даже долгое время) слева от сплошной, и когда она закончиться, вернуться в свою полосу снова на прерывистой. И тогда всё будет в рамках закона – ведь мы выполнили требование ПДД не пересекать разметку!

Однако, на практике 2022 года водителей нередко лишают прав, либо назначают штраф в 10 раз больше – 5 000 рублей. Но пока выясним, почему вышеописанные ситуации многими автолюбителями до сих пор трактуются как разрешённые (а потом они же удивляются, если сами на практике попадутся инспекторам ГИБДД с таким нарушением, когда их лишат водительских прав).

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Почему некоторые водители считают, что завершать обгон на сплошной можно?

Если вам кто-то скажет, что знает ПДД целиком и полностью, то это значит, что этот человек вообще не понимает ничего в этом нормативно-правовом акте. Дело в том, что мы читаем лишь свод правил (дорожного движения).

Но в различных ситуациях на практике играют сразу несколько пунктов этих Правил, которые могут дополнять, заменять друг друга более приоритетными и нередко даже противоречить.

И приходится манипулировать всем этим, доказывая должностному лицу или судье свою точку зрения.

Вот и здесь похожая ситуация. Выше мы писали, что начинаем копать немного не в ту сторону. Так и есть. Описание и требования к сплошной разметке 1.1 – это не единственное, чем следует руководствоваться при обгоне. В ПДД есть ещё целые отдельные разделы со своими сводами пунктов про маневрирование (а обгон – это серия манёвров), расположение транспортных средств и других.

Пункт 9.1.1 – это новые правила

Так вот, самый главный для нас пункт в нашем случае, когда начало обгона было на прерывистой, а завершение через сплошную – это 9.1.1 ПДД. Здесь даётся практически исчерпывающий ответ на вопрос – в случае, если встречная полоса отделена от попутной сплошной линией, то находиться слева от этой линии запрещено.

А ответ, почему некоторые автолюбители до сих пор считают, будто бы можно заканчивать обгон на сплошной, если он начат на прерывистой, потому что могут не знать о существовании пункта 9.1.1, так как давно не заглядывали в обновлённые ПДД.

Читайте также:  Самозахват территории общего пользования, наказание по закону

Дело в том, что данная норма появилась относительно недавно – соответствующим Постановлением Правительства №761 в 2017 году было введено это правило на фоне того, что даже в судебной практике начинались споры о том, что пересечения сплошной могло не быть, значит, водитель ничего не нарушил.

А наказание предусматривает штраф или лишение прав за выезд на встречку

Но есть ещё одно препятствие для чёткого понимания, что завершать манёвр обгона через сплошную запрещается. Дело в самой трактовке наказания за неправильный обгон. Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ предписывает штраф или лишение водительских прав за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу.

И здесь снова начинаются споры, где «лагерь неверующих» пытается доказать, что выезд как раз был совершён по всем правилам – через прерывистую. А про продолжение и завершение обгона в Административном кодексе ничего не говорится.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Однако, и эта позиция совсем не верна. И вот почему!

Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?

Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.

  • Правила дорожной разметки запрещают пересекать сплошную линию в любую сторону. Но наказание за это предусмотрено в виде штрафа 500 рублей именно за нарушение разметки.
  • В то же время есть пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий запрет двигаться слева от сплошной, если она разделяет встречный поток от вашего попутного.
  • Однако, наказание за данное нарушение правил расположения предусмотрено конкретно за выезд в нарушение требований ПДД на встречную полосу. Но значит ли это, что можно завершать обгон через сплошную при условии, что начат он через прерывистую?

Тем не менее, в практике 2022 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.

Такая практика, на самом деле, устоялась уже давно и имеет логику. Суды чаще всего мотивировали правильность применения нормы с лишением за это тем, что выезд якобы включает в себя любое движение слева от сплошной линии разметки. Вот наиболее яркий пример такого решения суда в из Ставропольского края. Даже если вы просто не успели закончить манёвр по тем или иным причинам. И вот почему!

Важное мнение Верховного суда про завершение манёвра через сплошную

Сейчас, в 2022 году действует одно из наиболее актуальных последних Постановлений Пленума Верховного суда РФ именно по данному вопросу. Все нижестоящие суды просто обязаны руководствоваться мнением Коллегии верховных судей (хотя, именно руководствоваться, а не «штамповать» бездумно такие же решения, так как обстоятельства, действительно, могут различаться).

Так вот, в Постановлении Пленума №20 от 25.06.2019 года в пункте 15 Верховный суд прямо указал, что в случае, если обгон начат без нарушения Правил, однако, завершён с пересечением сплошной линии разметки, то такие администратиные правонарушения нужно квалифицировать именно по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный манёвр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Таким образом, в настоящее время действует устоявшаяся судебная практика – если вы закончили обгон на сплошной, то не имеет никакого значения, как вы его начали.

Вас всё равно привлекут по норме, предусматривающей лишение прав в том числе. Но есть всё же исключения из этой практики. Потому как пересечение сплошной должно быть виновным деянием водителя.

А без вины, как известно, наказывать нельзя. Сейчас и рассмотрим такие ситуации.

Если не успели обогнать до начала сплошной разметки?

Шансы быть привлечённым к крупному штрафу или остаться без прав зависят от того, по какой конкретно причине вы не смогли вовремя завершить обгон.

Если ваша ситуация идентична всему описанному выше, то здесь вариантов, как вы понимаете, мало. Однако, важно выяснить дополнительные обстоятельства, почему вы не успели – если речь только в вашей невнимательности, то это одно. А если есть объективные причины тому, что вы, например, своевременно не увидел разметку или дорожные знаки, то совсем другое. Поэтому читаем ниже.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Если не было запрещающего знака?

Самый «опасный» для любого водителя и пугающий большинство дорожный знак на трассе – это 3.20 «Обгон запрещён». Именно в его отношении установлены дополнительные требования по ГОСТу. И вы его могли не увидеть по разным причинам. Например:

  • вы несвоевременно среагировали и завершили обгон через сплошную, потому что проехали знак, находясь слева от фуры, то есть не по своей вине могли не видеть запрет выезжать на «встречку»,
  • знак был испачкан, залеплен снегом,
  • он повернулся (от ветра или по иным причинам) в другую сторону,
  • вы просто внимательно следили за дорожной обстановкой и потому оказались менее внимательны к дорожным знакам.

Так вот, только последняя ситуация по закону должна повлечь наказание для водителя. Но очень важная тонкость – во всех случаях знак сопровождает сплошная разметка. И вот если её было видно, то не имеет значения, видели или нет вы знак – линии вы обязаны были разглядеть… Опять же, если они были не в снегу, грязи или не были стёрты.

Если знак закрыла для вас фура, то обратите внимание, что актуальный в 2022 году ГОСТ Р52289-2019 в своём пункте 5.1.6 требует, чтобы «Обгон запрещён» обязательно дублировался слева. В отличие от многих других запрещающих знаков, именно для 3.20 (и 3.22 – запрет обгона для грузовых авто) это правило установлено даже если в вашем направлении только одна полоса движения.

А, если в нарушение указанного ГОСТа слева не было ничего, то вы вправе были рассчитывать на его присутствие там. Но снова напомним о том, что руководствоваться разметкой вы также обязаны.

Поэтому крайне желательно предоставить при обжаловании или на разборе данного дела в ГИБДД видеозапись с вашего регистратора, где видно, что знака слева от дороги нет, равно как нет объективной возможности увидеть разметку.

Если не было разметки 1.6?

А этот момент уже более спорный – но только при наличии знака 3.20, который начинается вместе со сплошной. То есть речь идёт о ситуации в следующей последовательности:

  1. Вы начинаете обгон в зоне, где он не запрещён,
  2. спокойно опережаете по встречной полосе автомобиль (автомобили), внимательно следя за разметкой и знаками впереди и, конечно же, за появлением встречных машин,
  3. как вдруг внезапно для вас начинается сплошная линия разметки, без возможности предпринять меры по завершению обгона до начала запрета.

Дело в том, что законодатели для возможности избежать таких ситуаций придумали разметку под номером 1.6 – это прерывистая линия, но длина штриха у неё гораздо длиннее расстояния между этими штрихами. И она придумана как раз для предупреждения о приближении к зоне запрета обгона.

Согласно ПДД, она обязательно должна быть нанесена перед сплошной. А, согласно тому же ГОСТу (пункт 6.2.8), её длина должны быть минимум 50 метров в населённых пунктах и 100 – вне населённого пункта.

Завершение обгона на сплошной линии разметки

Виноваты ли вы, если вопреки ГОСТу и ПДД не было линии 1.6, и вы не успели завершить обгон и вернулись в свою полосу уже через сплошную?

С одной стороны, отсутствие объективной возможности налицо.

Однако, шансы успешно обжаловать вынесенное постановление повысятся, если вы предоставите доказательства того, что вы обгоняли длинномерное транспортное средство, к примеру.

Это нужно, потому как судья или инспектор ГИБДД, рассматривающие дело, могут указать на то, что вы могли смотреть далеко вперёд и увидеть издалека начало сплошной линии, и завершили бы обгон без нарушения.

Однако, и здесь судебная практика в 2022 году неоднозначная – бывает, что водителей лишают прав даже в этом случае. И опять же, напомним, что при начале сплошной не должно быть знака запрета обгона – иначе любые попытки доказать свою невиновность упрутся в определённо правильную мотивировку: «Вы обязаны были видеть знаки впереди вас»!

Выезд через прерывистую, движение слева от сплошной, но возврат тоже через прерывистую– что грозит?

Обратите внимание, что Верховный суд в своём разъяснении указывал на случай, когда конкретно произошла ситуация с завершением обгона на сплошной линии разметки. Но что будет, если вы выехали на встречную полосу через прерывистую, а вернулись тоже с её пересечением? При этом, на вашем пути по «встречке» всё же была сплошная линия.

Увы и ах, но и в данном случае велика вероятность того, что вас привлекут по статье 12.15 КоАП РФ, так как конкретно нарушен пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий полный запрет езды слева от сплошной линии, а не только пересечения разметки 1.1.

Есть ли более строгая ответственность, если сплошная двойная?

Нет. В нашем случае речь идёт именно о наказании за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД. Конкретное основание в виде пункта Правил и/или номера дорожной разметки, которые запрещали манёвра, отходят на второй план.

Поэтому распространённое в 2022 году мнение о том, что якобы за двойную сплошную наказание жёстче, чем за одинарную – это миф.

Но есть более строгое наказание, если вы попадётесь повторно с этим нарушением. Часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ предусматривает лишение прав на 1 год безальтернативно штрафу (кроме случая фиксации нарушения автоматическими камерами).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *