Задержка перевозчиком сроков доставки

Задержка перевозчиком сроков доставки Фото с сайта unsplash.com

Все соседние с Беларусью страны закрыли границы для борьбы с коронавирусом. Грузоперевозки не останавливаются, но пропускная способность пунктов сейчас ограничена — происходят задержки и срывы поставок товаров, за которые приходится платить пени, штрафы, возмещать убытки. 

О том, как понять, законодательство какой страны применяется к вам, что нужно для того, чтобы доказать форс-мажор в суде, и как снизить размер неустойки за просрочку доставки, рассказали кандидат юридических наук, адвокат адвокатского бюро «Ревера» Владимир Ангельский и старший юрист юридической компании Revera Дмитрий Зикрацкий.

— Как показывает практика, пропускная способность пунктов пропуска на границах значительно уменьшилась. Из-за этого, например, на выезде из Беларуси в сторону Польши образовались очереди. Часть пунктов пропуска временно прекратила свою работу — например, «Половцы» («Песчатка») и «Славатыче» («Домачево») на польском направлении.  

Задержка перевозчиком сроков доставки Владимир Ангельский Кандидат юридических наук, адвокат бюро «Ревера» Задержка перевозчиком сроков доставки Дмитрий Зикрацкий Старший юрист юридической компании Revera

Законы какой страны применяются к вам 

Обычно международная перевозка грузов происходит на основании письменного договора. Но договор как отдельный документ между сторонами может и не составляться — достаточно оформления накладной (международной товарно-транспортной накладной «СMR»).

Нужно проверить в условиях договора, законодательство какой страны будет применяться по отношению к вам.

Это нужно для того, чтобы понимать, на какое законодательство ориентироваться, если в договоре не будет ответов на все возникающие вопросы.

Существует также Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, которую приняли 55 стран, в том числе Беларусь. Если место принятия груза или место его сдачи находятся в странах, принявших Конвенцию, то к перевозчикам будут применяться нормы этого документа. 

Конвенция как международный договор имеет бОльшую юридическую силу, чем внутренние документы любой из стран. Поэтому сначала применяться будут именно нормы Конвенции, а затем уже национальное законодательство.

Задержка перевозчиком сроков доставки Фото с сайта unsplash.com

Например. Отправитель — из Польши, а перевозчик — из Беларуси. Груз везут из Польши в Россию.

В договоре указано, что применяется белорусское право — то есть система правил для регулирования отношений между сторонами из разных стран.

Сначала будут учитываться нормы Конвенции, потому что и Польша (страна загрузки), и Россия (страна разгрузки) ее приняли. И только затем уже будет применяться белорусское законодательство.

Бывают ситуации, когда в договоре забывают указать, право какой страны будет применяться. В таком случае применяются коллизионные нормы — нормы для договоров, в которых есть субъекты из разных стран. Если в договоре не указано, закон какой страны применяется, то смотрят на то, где зарегистрирован и осуществляет свою деятельность перевозчик (пп. 6 ч. 1 ст. 1125 ГК). 

Что будет, если просрочить доставку

Ответственность перевозчика за задержку доставки устанавливает Конвенция (ч. 1 ст. 17 Конвенции) и белорусский Гражданский кодекс.

Обычно в договоре (заявке) устанавливают срок доставки груза и ответственность перевозчика за его нарушение в виде неустойки (пени или штрафа). Например, в договоре может быть указано, что при просрочке доставки груза по вине перевозчика нужно будет заплатить штраф в размере 450 евро за каждые сутки опоздания. 

Задержка перевозчиком сроков доставки Фото с сайта unsplash.com

Если груз не был доставлен или доставлен не вовремя, то отправитель (заказчик перевозки) имеет право обратиться в суд и потребовать взыскать пеню (штраф). При этом, если применяется Конвенция, то претензию направлять не обязательно.

Если в договоре не указаны условия и размеры выплаты неустойки, то отправитель (заказчик) не может обращаться в суд за взысканием договорной неустойки. Но его право все же нарушено, поэтому он может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании убытков (ст. 14 ГК). 

Для этого должны быть определенные условия. Например, это возможно, если из-за просрочки доставки заказчик перевозки (получатель груза) не смог выполнить свои обязательства перед покупателем и вынужден был платить неустойку. В таких обстоятельствах заказчик перевозки должен доказать: 

  • Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозчиком
  • Наличие и размер убытков
  • Причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением договора и убытками.

Как доказать форс-мажор 

Перевозчик может не платить штраф и не привлекаться к ответственности, если задержка доставки груза произошла по причине обстоятельств, которые нельзя было предотвратить (ч. 2 ст. 17 Конвенции). 

По белорусскому законодательству перевозчику нужно доказать, что поставка в срок невозможна из-за «обстоятельств непреодолимой силы» (ч. 3 ст. 372 ГК) — тогда он не будет нести ответственность за нарушение сроков. 

Задержка перевозчиком сроков доставки Фото с сайта unsplash.com

Если у перевозчика потребовали выплаты неустойки или убытков, можно придерживаться такой позиции: обязанность по доставке не была выполнена своевременно из-за обстоятельств непреодолимой силы.

На что можно ссылаться в суде: 

  • Коронавирус СOVID-19 (со ссылкой на ВОЗ)
  • Решения госорганов для борьбы с коронавирусом тех стран, при пересечении границ которых возникли трудности 
  • Свидетельские показания водителей, которые также стояли в очереди и которым также измеряли температуру на границе 
  • Отчеты программы для отслеживания местонахождения грузовых транспортных средств 
  • Распечатки телефонных звонков с указанием мест нахождения водителя в процессе перевозки
  • Распечатки с сайта таможенного комитета о количестве грузовых транспортных средств, ожидающих своей очереди для пересечения границы
  • Индивидуальные документы, выданные на границе (например, уведомление о непропуске на въезд в такую-то страну)
  • Распечатки с новостных интернет-ресурсов о ситуации на границе
  • Любые иные доказательства, которые помогут перевозчику убедить суд в наличии обстоятельств непреодолимой силы. 

Важно не забывать про договор международной перевозки. В договоре стороны могут прописать условие о документах, которые должен представить перевозчик, если наступят обстоятельства непреодолимой силы. Если такое условие есть, то нужно обязательно получить такие документы.

Задержка перевозчиком сроков доставки Фото с сайта unsplash.com

Более того, в таких ситуациях обязательно нужно обратиться в уполномоченный орган государства, на территории которого перевозчик испытал трудности в скорости движения.

Так можно получить документ о наличии обстоятельств непреодолимой силы (в Беларуси такой орган — торгово-промышленная палата).

Но нужно будет не только доказать, что просрочку поставки вызвали обстоятельства непреодолимой силы, но еще и то, что перевозчик предпринял все меры, чтобы выполнить свои обязательства.  

Имейте в виду, что для судов Республики Беларусь это будут новые дела, по которым судебная практика отсутствует. Поэтому важно предоставить суду максимальное количество доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Как снизить размер неустойки?

Суд может уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 314 ГК).

Если перевозчик хочет уменьшить неустойку, то можно ссылаться на:

  • Чрезвычайно высокий процент неустойки, установленный в договоре
  • Значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков
  • Непродолжительный срок исполнения обязательства.

Обычно в договорах прописывают, что перевозчик обязан информировать заказчика о вынужденных задержках в пути. Крайне важно это условие соблюдать, а также позаботиться о доказательствах его исполнения. Суд учтет это при оценке несоразмерности пени.

Проблема с доставкой: что делают продавцы, когда логистика подводит

Потеря посылки, долгая доставка, распечатанный товар — покупатель может столкнуться с этим на любой торговой площадке и написать плохой отзыв магазину. Что в организации доставки волнует самих продавцов и как решать эти проблемы? Поговорили об этом с продающими на AliExpress предпринимателями и представителем логистической компании.

Читайте также:  Как составить, написать и оформить коммерческое предложение: как ответить согласием, отказом, пример сопроводительного письма, образец

Задержка перевозчиком сроков доставки

Как получать субсидии на доставку заказа

Константин Рыбин, Hi-Market store,

магазин электроники, цифровой и бытовой техники

Я работаю в торговле уже восемь лет, и за это время проблем с логистикой повидал достаточно. Большинство из них связаны с ошибками перевозчиков: несоблюдение указанных сроков доставки, потеря посылки, отсутствие компетентных работников, которые могли бы дать вразумительный ответ. Хотя сейчас таких проблем все меньше.

Мы сотрудничаем с «Почтой России» уже шесть лет, потому что у нее пунктов выдачи больше, чем у остальных, и низкие цены. Помимо почты пять лет пользуемся услугами СДЭК. Нас устраивает надежность, уровень цен и клиентоориентированность компании.

Но проблемы с доставкой все равно остаются. Например, недавно клиентка написала нам в личные сообщения, что посылка долго не приходит. Начали разбираться, проверили по трек-номеру, оказалось, что уже две недели лежит в сортировочном центре.

Обратились к менеджеру перевозчика, он посоветовал написать заявление на розыск. Посылку так и не нашли, но логисты вернули клиентке деньги. Кстати, покупательница пошла нам навстречу, поняла, что это была не наша вина и никаких претензий или негативного отзыва не оставила.

К сожалению, не все клиенты такие.

Как работать с негативными отзывами

Задержка перевозчиком сроков доставки

Если покупатель пишет только негативные сообщения и реагирует на наши попытки разобраться в ситуации неадекватно, мы стараемся минимизировать контакт, потому что в этом случае проблему разговорами не решить — нужно подумать, как сгладить негативное впечатление от заказа. Если доставка задержалась более чем на три дня, то даем клиенту скидку на следующую покупку.

Советую разбираться с проблемами доставки как можно более оперативно: так вероятность прийти к удачному исходу выше.

Сергей Сафонов, Tearu Store,

магазин чая, кофе и сладостей

У нас пока не было ни одного идеального доставщика. Все когда-то долго доставляли заказ или теряли его. Например, одному клиенту с Чукотки заказ шел больше месяца. Раньше я не знал, но оказалось, что до некоторых чукотских городов посылки доставляют вертолетом раз в неделю, поэтому приходится так долго ждать.

Что я мог сделать в этой ситуации? Только написать логистическому партнеру и узнать, не потерялась ли посылка и как скоро она придет. Я даже не могу вернуть клиенту деньги, потому что, пока он не получит заказ, не могу их вывести.

К сожалению, логистика редко на 100 % зависит от продавца, даже если у вас личный курьер: он может заболеть и не доставить заказ.

Задержка перевозчиком сроков доставки

Если вы столкнулись с проблемой, напишите в службу поддержки своего логистического партнера. Так вы будете понимать, почему посылка задерживается, и в следующий раз сможете учесть возможные трудности и предупредить покупателя о заминке с заказом.

Янис Меднис, Autooptix Store,

магазин светотехники для грузовых автомобилей, прицепов и спецтехники

Задержка перевозчиком сроков доставки

У меня всего одна проблема с логистикой, но она иногда повторяется. Площадка рассчитывает примерный срок доставки, но я нахожусь в Новосибирске, и отправить посылку по обычному почтовому тарифу в европейскую часть России за это время не могу.

Премиальный тариф только увеличит стоимость покупки в разы. Если заказ долго идет до покупателя, то просто пишу в личные сообщения, объясняю ситуацию, прошу понять и простить. Негативных отзывов в этом случае пока не было.

Думаю, что когда вы общаетесь с покупателем по-человечески, то ему сложнее оставить плохой отзыв.

Борис Нейман,

генеральный директор PalX — сервисного партнера AliExpress Россия

Будут ли у продавца проблемы с логистикой, зависит от доступной ему инфраструктуры, наличия собственного склада и опыта организации доставки.

Основные проблемы с доставкой в России — стоимость и сроки. Если сроки срываются, продавец получает негативные отзывы и проигранные споры, которые влекут прямые финансовые и репутационные риски для магазина, например понижение рейтинга.

Задержка перевозчиком сроков доставки

Как устроена логистика на AliExpress

Полностью избежать проблем с доставкой сложно, но можно сделать все, чтобы их было меньше. Новым продавцам на AliExpress советую определить схему доставки: дропшипинг или фулфилмент, затем подобрать оператора и наладить контроль процесса для обработки возможных споров. Например, заранее продумать, что вы будете отвечать клиенту, который уже долго ждет заказ.

Перед отправкой товара старайтесь фиксировать всё на видео или фото. Снимите отгрузку каждого заказа: так у вас будут доказательства, что вы отправили товар, и не возникнет повода для претензий к вам по доставке.

Старайтесь разговаривать со своими покупателями. Если товар потерялся или просто очень долго шел до клиента, предложите ему в качестве компенсации и как возможность сгладить негатив купон на следующие заказы.

Задержка перевозчиком сроков доставки

 Используйте сервисы и помощь маркетплейса. В этом году запущены хорошие программы для удешевления доставки.

 Живое взаимодействие с покупателями поможет сгладить негативное впечатление. Например, предложите купоны на следующие заказы в качестве компенсации. Можете сразу наладить контроль процесса для обработки возможных споров.

 Перед тем как отправлять заказ, всегда проверяйте номер телефона и адрес клиента. Если сомневаетесь в указанных данных, напишите клиенту и уточните информацию. Покупатели заполняют эти разделы на английском языке, поэтому могут быть ошибки.

Срок доставки груза на железнодорожном транспорте

В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Статья 33 Устава железнодорожного транспорта определяет, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом

Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.

Во исполнение данного положения Приказом Минтранса России от 07.08.

2015 N 245 утверждены «Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом».

Исчисление сроков доставки грузов железнодорожным транспортом

Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления».

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Читайте также:  Может ли ИП заниматься валютным бизнесом?

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

  • Порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
  • Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов

Ответственность автомобильного перевозчика за просрочку в доставке груза (статья)

Надлежащее исполнение автомобильным транспортом обязательства, вытекающего из договора грузовой перевозки, предполагает своевременную, т.е. в срок, доставку груза в пункт назначения, поскольку договор перевозки является срочным, на что обращалось внимание ряда ученых.

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями.

От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов.

Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Следует заметить, что ответственность перевозчика (применительно к автомобильному транспорту) за нарушение сроков доставки недостаточно изучена и не в полной мере отвечает нормам международного законодательства, поэтому, с нашей точки зрения, необходимо обратиться к ее специальному исследованию. Согласно ст.792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку груза. Просрочка груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю.

Последний носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

При международных автомобильных грузовых перевозках максимальный размер штрафа составляет 60% провозной платы (ст. 137 УАТ РСФСР).

На автомобильном транспорте (ст.

137 УАТ РСФСР) автотранспортные предприятия за просрочку доставки груза в пункт назначения при междугородных перевозках уплачивают грузополучателю штраф в размере двенадцати процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

В связи с изложенным представляет теоретический и практический интерес позиция профессора Т.Е.Абовой, комментировавшей указанные законоположения, здесь ответственность перевозчика за нарушение установленного срока доставки груза строится по принципу вины.

В частности она пишет: «Основанием ответственности за просрочку в доставке груза является вина перевозчика, которая презюмируется». Аналогичной позиции придерживается и В.А.Егиазаров и другие ученые. По поводу условий указанного вида ответственности в юридической литературе «советского» периода также высказывались аналогичные мнения.

Однако известный российский правовед В.В.Витрянский по этому виду ответственности перевозчика придерживается иной позиции, в частности он делает вывод, что «обстоятельства, названные в качестве оснований освобождения перевозчика от ответственности, скорее относятся к иным условиям ответственности, нежели к категории вины.

В самом деле, если причиной несоблюдения перевозчиком установленного срока доставки груза явилась задержка подачи автомобиля, контейнера в связи с тем, что грузоотправителем не произведены расчеты за предыдущие перевозки, то такие действия со стороны перевозчика являются умышленными, однако они не обладают качеством противоправности, отсюда — отсутствие основания ответственности перевозчика, каковым является противоправное нарушение субъективных прав грузоотправителя, а не такого условия ответственности, как вина перевозчика».

Нормы об освобождении автомобильного транспорта от ответственности за нарушение установленного срока доставки груза корреспондируют п.3 ст.

401 ГК, поскольку предусматривают дополнительные (к обстоятельствам, связанным с действием непреодолимой силы) основания, освобождающие должника от ответственности за нарушение обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

Однако, с нашей точки зрения, представляется, что позиция Т.Е.

Абовой и других ученых о построении этого вида ответственности перевозчика по принципу вины является более аргументированной, поскольку просрочка возникает непосредственно при исполнении обязательства по перевозке груза, поэтому ответственность за это нарушение также базируется на принципе вины, которая презюмируется (предполагается). Заметим, что эта концепция, на наш взгляд, полностью применима и к автомобильному транспорту.

Однако вызывает сомнения другой вывод Т.Е.Абовой, который касается применения нормы об ответственности дороги за нарушение установленного срока доставки груза: «Установленная ст. 111 неустойка не является исключительной.

Она не освобождает автомобильную дорогу (другую виновную сторону) от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст.796 ГК.

Например, если в результате просрочки в доставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан кроме уплаты управомоченному лицу пени за нарушение сроков доставки возместить сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза его стоимость».

Следует сказать, что в литературе по этой проблеме существует и другое суждение. Например, В.В.

Витрянский указывает: «В приведенном примере речь идет о двух различных нарушениях разных условий договора перевозки груза: несоблюдении установленного срока доставки груза и необеспечении сохранности перевозимого груза, за нарушение которых применяются, причем самостоятельно, различные меры имущественной ответственности, в первом случае — пени за просрочку доставки груза, во втором — возмещение ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Указанное обстоятельство никак не влияет на исключительный характер неустойки, установленной законом на случай нарушения условия договора перевозки груза о сроке его доставки.

Подтверждением сказанного могут служить любые другие случаи, когда просрочка в доставке груза не повлекла его повреждения (порчи).

При таких условиях грузополучателю придется ограничиться лишь взысканием с перевозчика пени за нарушение срока доставки груза даже в том случае, если он понес убытки, вызванные его несвоевременной доставкой, например, по причине изменения цен на соответствующие материальные ценности».

На наш взгляд, позиция В.В.Витрянского по этому вопросу является более правильной, поскольку ответственность автомобильного транспорта за это нарушение выражается в виде штрафа, носящего характер исключительной неустойки, т.е. взысканию подлежит только штраф, но не убытки.

Сторонам не предоставлено право изменять своим соглашением ни характер ответственности, ни размер подлежащего взысканию штрафа, который является законной неустойкой.

Читайте также:  Увольнение по ВК: выслуга календарных дней 20 лет 8 мес., в льготном исчислении 30 лет 5 мес

Что же касается условий и порядка применения такой ответственности, а также оснований освобождения перевозчика от ее применения, то они являются общими как для ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза, так и ответственности за несохранность перевозимого груза — это положение соответствует нормам международного транспортного права.

Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи или повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

На автомобильном транспорте сроки доставки грузов установлены только для перевозок в междугородном сообщении и исчисляются с 24 часов для приема грузов и оплаты стоимости перевозки, а по срочным заказам — с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

При этом перевозка должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда дорожные условия делают более рациональной перевозку по другим направлениям.

В этих случаях автотранспортное предприятие при приеме заказа ставит в известность заказчика об использовании маршрута с увеличением расстояния перевозки.

В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящихся грузов, если они доставлены с нарушением ответственного срока доставки (просрочкой), но в пределах транспортабельности груза, указанного грузоотправителем, и без превышения предельных сроков его перевозки? Для разрешения этого вопроса необходимо выяснить юридическую природу срока транспортабельности скоропортящихся грузов и его соотношение со сроком доставки и предельным сроком перевозки этих грузов.

Срок доставки — это ответственный для транспортной организации срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения. Он определяется с учетом расстояния и суточного пробега перевозочных средств и устанавливается Правилами перевозок, т.е.

в нормативном порядке. Нарушение этого срока означает просрочку в доставке и взыскание с транспортной организации штрафа. Срок доставки грузов состоит из нескольких составляющих: 1) срока на выполнение необходимых действий по отправке груза; 2) срока транспортировки, т.е.

нахождения грузов в пути; 3) срока на выдачу груза получателю. Совокупность всех трех составляющих и включают в себя понятие срока доставки груза от станции отправления до станции назначения.

Условием ответственности автомобильного транспорта за просрочку в доставке груза является несоблюдение им единого срока.

В нормативном порядке определяются и предельные сроки перевозки скоропортящихся грузов, которые означают максимальный срок, в течение которого вообще допускается перевозка данного рода груза без ущерба для его качественного состояния.

В отличие от этого срок транспортабельности определяется, как правило, грузоотправителем в зависимости от качественного состояния данного груза на момент отправки, его индивидуальных свойств и условий перевозки.

Поэтому срок транспортабельности может быть больше или меньше не только предельных сроков перевозки, но и установленных Правилами сроков доставки груза.

Указанием этого срока в качественном удостоверении и сертификате грузоотправитель гарантирует при соблюдении всех условий перевозки качественную сохранность груза при перевозке в пределах этого срока.

Но если срок транспортабельности — это гарантийный срок, а иначе, по-видимому, его и нельзя квалифицировать, то совершенно очевидно, что порча груза при нарушении сроков доставки, но в пределах срока его транспортабельности, может быть обусловлена только двумя причинами: либо грузоотправитель неправильно определил срок транспортабельности груза и тогда транспортная организация не может отвечать за его порчу, поскольку нет ее вины, либо транспортная организация нарушила режим и условия перевозки груза, и тогда она несет всю ответственность.

Во всех случаях нарушения сроков доставки и прибытия в пункт назначения испорченным необходимо устанавливать причинную связь между допущенной просрочкой и порчей груза.

Если будет установлено, что порча груза произошла только из-за просрочки в доставке, ответственность должен нести перевозчик вне зависимости от того, что срок транспортабельности по качественному удостоверению оказался ненарушенным.

Если транспортная организация приняла к перевозке скоропортящийся груз, срок транспортабельности которого менее срока доставки, и только по причинам, зависящим от длительности транспортировки, груз окажется испорченным, то ответственность должна возлагаться на перевозчика.

Наконец, порча груза может быть обусловлена как неправильным определением срока его транспортабельности, так и нарушением режима перевозки. В этом случае должен обсуждаться вопрос о совместной ответственности грузоотправителя и транспортной организации.

Когда порча груза не связана с допущенной просрочкой в доставке и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, зависящим только от грузоотправителя (например, отгрузка перезрелой плодоовощной продукции и фруктов, не рассортированной продукции и т.п.

), ответственность должна возлагаться на грузоотправителя. Таким образом, при сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Автомобильный транспорт освобождается от ответственности, если докажет, что просрочка в доставке груза произошла не по его вине.

Поскольку вина перевозчика предполагается, то бремя доказывания обстоятельств, обусловивших задержку в доставке груза и исключающих ее вину, лежит на автотранспортном предприятии.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке и сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя.

И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес получателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

Именно по этой причине мы полагали бы возможным внести изменение в ст.

137 УАТ в части повышения размера взыскиваемой пени при наличии вины перевозчика до предела полного размера провозной платы и изложить эту норму в следующей редакции: «За просрочку в доставке груза при междугородных перевозках автотранспортные предприятия и организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 12 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может превышать 60 процентов провозной платы.

Если указанная просрочка произошла в результате вины перевозчика, то последний помимо возмещения убытков уплачивает пени в размере трехкратной провозной платы за перевозку грузов».

Таким образом, в результате такого изменения позиции законодателя установленная ответственность автомобильного транспорта будет носить характер зачетной неустойки.

Именно на такой концептуальный подход к указанному виду ответственности зарубежного законодателя указывал в свое время советский ученый О.Н.Садиков.

В частности, он отмечал, что в том случае, если «несвоевременная доставка вызвана умыслом перевозчика, он обязан к полному возмещению убытков, а при наличии его грубой вины предел выплачиваемого им возмещения повышается».

Резюмируя наши исследования, мы можем заключить, что, во-первых, ответственность автомобильного транспорта за просрочку в доставке груза основывается на вине, которая презюмируется (предполагается), а во-вторых, при наличии вины перевозчика в просрочке доставки груза размер возмещения повышается до пределов трехкратной провозной платы.

Елдашов Г.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *