Предоставление товара на время проведения экспертизы

В соответствии с нормами закона о Защите прав потребителей (№2300-1 от 04.06.2018 г.) передача покупателем некачественного товара на ремонт предполагает предоставление ему подменного товара (ст. 20, 21). В каких случаях можно рассчитывать на получение подменного товара на время гарантийного ремонта, и как добиться его обретения – будет рассмотрено в материале.

Нормативная база

Предоставление товара на время проведения экспертизы

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.

  1. П. 2 ст. 20 закона о ЗПП. В этой законодательной норме сказано, что если со стороны потребителя на имя продавца/изготовителя было отправлено письменное требование о ремонте и предоставлении на все это время аналогичной товарной позиции, лицо, реализовавшее некачественный товар, на протяжении 3-х дней обязуется его удовлетворить. Причем аналог товара должен обладать идентичными потребительскими качествами, а его доставка обязательно осуществляется за счет продавца.
  2. П. 1 ст. 21 закона о ЗПП. Если ремонт товара предполагает срок не меньше, нежели 7 дней, на базе требований, выставленных потребителем, изготовитель/продавец обязуется на бесплатной основе предъявить в пользование потребителя подменный товар в течение трех суток после поступления претензии. Данная норма распространяется на все товарные позиции за исключением тех, что перечислены в п. 2 ст. 20 закона о ЗПП.

Когда выдается подменный товар на время гарантийного ремонта?

Есть два случая, когда можно рассчитывать на пользование аналогом, в то время как основной товар находится на гарантийном ремонте:

  • потребитель составил на имя продавца заявление о том, чтобы тот осуществил замену некачественного товара на идентичную модель, марку;
  • покупатель направил в адрес исполнителя требование о предоставлении подменной товарной позиции.

Как отмечалось ранее, на удовлетворение этого требования производитель/продавец располагает лишь тремя днями времени. Причем первый день – не день обращения, а следующий за ним. Если же последний день выпадает на выходной или праздник, он переносится на ближайший рабочий.

Каждый день просрочки предоставления подменного товара на время гарантийного ремонта, сопровождается необходимостью выплаты неустойки, что прописано в ст. 23 закона о ЗПП. При игнорировании требований потребителя или допущении просрочек нарушитель будет платить 1% цены товарной позиции ежедневно.

Закон говорит, что право на замену товарной позиции имеется у всех граждан, сдавших объект купли-реализации на гарантийный ремонт, на который потребуется свыше семи календарных дней.

Если передача товарной позиции в ремонт по гарантии осуществляется посредством почты, направление аналога осуществляется аналогичным образом, причем доставку организует сторона, предоставившая гарантию, за собственный счет.

Если в подменном фонде нужный товар отсутствует, потребитель может рассчитывать на получение вещи, обладающей аналогичными потребительскими характеристиками.

Многие продавцы этим успешно пользуются, выдавая покупателям более дешевые товарные позиции (например, вместо смартфонов обычные телефоны).

При затягивании времени ремонта потребитель имеет право на задержание аналога у себя до тех пор, пока ремонтные работы не будут осуществлены в полном объеме.

Как подать требование на предоставление аналога?

Устной просьбы о предоставлении подмены недостаточно. Чтобы рассчитывать на пользование аналогичным товаром во время гарантийного ремонта, потребителю необходимо составить заявление и обеспечить его передачу в центр клиентского сервиса совместно с неисправной вещью.

Оформление производится по классическому шаблону:

  • сначала идет «шапка» с указанием контактных сведений заявителя и получателя;
  • далее отображается наименование бумаги, оно выглядит приблизительно следующим образом «Заявление о предоставлении аналогичного товара на срок гарантийного ремонта»;
  • после этого составляется основная часть, в которой указывается просьба о вручении аналога на весь период ремонтных мероприятий по гарантии;
  • делать ссылки на законодательные положения в этом документе необязательно, но в целях усиления веса собственного обращения потребитель может сослаться на 20-ю ст. закона о ЗПП;
  • далее указывается слово «прошу», после которого в формате списка указываются все требования заявляющей стороны (немаловажную роль играет упоминание о выдаче подменной товарной позиции с соблюдением трехдневного временного промежутка);
  • по окончании составления бумаги в ней ставится дата и подпись, т. к. без данных реквизитов она просто-напросто не обладает юридической ценностью.

На завершающем этапе за сотрудником сервисного центра закрепляется обязательство по присвоению этому документу номера и заверению его подписью.

Когда имеют право отказать в предоставлении подменного товара?

Предоставление товара на время проведения экспертизы

В Постановлении правительства №55 от 19.01.1998 г. содержится перечень товаров продолжительного эксплуатирования, не подлежащих подмене (по крайней мере, сервисный центр не обязан предоставлять потребителю аналоги вместо них):

  • транспортные средства, будь то автомобили, мотоциклы, лодочные приспособления, катера и яхты, прицепные устройства и т. д.;
  • предметы интерьера;
  • средства оружия, в частности огнестрельного;
  • электрические бытовые приборы, оснащенные возможностью термической обработки (тостеры);
  • туалетные принадлежности.

Несмотря на такие законодательные нормы, некоторые автомобильные и иные центры сервиса принимают во внимание требования потребителя и предоставляют подменные товарные позиции, однако делать это, на время гарантийного ремонта, они не обязаны.

Подменный товар на время ремонта по гарантии технически сложного товара

На весь период ремонтных работ в отношении товара повышенной технической сложности потребитель имеет право требовать предоставления во временное эксплуатирование другой вещи, обладающей идентичными характеристиками и опциями. Срок удовлетворения требования аналогичный  и составляет три дня с момента его поступления (но данное правило распространяется далеко не для всех товарных позиций).

Чтобы подтвердить время, на протяжении которого осуществлялись ремонтные мероприятия, потребитель обязуется потребовать от продавца подтверждающий документ.

Если временной отрезок отображен не был, или потребитель вовсе не получил никакого подтверждения, максимальное время приравнивается к 45-ти дням.

Без соответствующего документа подтвердить дату принятия товара на ремонт будет проблематично.

Продолжительность ремонтных работ, проводимых по гарантии, может быть увеличена, если эта возможность прописана в соглашении. Игнорирование сроков – распространенное нарушение.

Столкнувшись с подобными обстоятельствами, потребитель может рассчитывать на взыскание суммы пени добровольно или в суде.

По истечении временного периода, отведенного на ремонт, потребитель имеет право требовать возврата принадлежащих ему денежных средств, что распространяется и на технически сложные товары.

Закон о защите прав потребителей гласит, что покупатель, отдавая в ремонт по гарантии технически сложный товар, может рассчитывать на получение аналогичного товара, обладающего тем же набором потребительских характеристик.

ГОСТ Р 51303-2013 устанавливает, что под потребительским свойством принято понимать качество, которое проявляется в процессе эксплуатирования позиции потребителем в ходе удовлетворения потребностей.

Поэтому продавец не обязан предоставлять товар такой же модели.

Подменный товар на время гарантийного ремонта юридическому лицу

Право на получение подменного товара в процессе проведения гарантийного ремонта прописано в законе о ЗПП. А этот документ распространен исключительно на физических лиц. Соответственно, предоставлять подменную товарную позицию организации, обратившейся за ремонтом изделия, торговый объект не обязан.

Тем не менее, за юридическим лицом закрепляется право по взысканию убытков, связанных с невозможностью пользования приобретенным им товаром (ст. 15 ГК РФ «Возмещение убытков»). Помимо этого, если прямые условия договора предусматривают необходимость предоставления подменного товара на время гарантийного ремонта, сделать это все-таки придется.

Если товарная позиция приобретается юридическим лицом, ситуация может регулироваться нормами договора поставки (ст. 506 ГК РФ). Условия этого соглашения определяются заинтересованными сторонами сделки. Тем не менее, продавец, который заинтересован в сохранении престижа и репутации фирмы, может самостоятельно внести в договор пункт о подменном товаре.

Когда можно подать жалобу?

Предоставление товара на время проведения экспертизыВ случае если магазин не предоставил подменную товарную позицию на время ремонта товара по гарантии, оперативных способов повлиять на него не имеется. Зато есть 2 основных варианта действий:

  • написание претензии о предоставлении неустойки за факт просрочки выдачи подмены в размере 1% за каждый день задержки;
  • подача жалобы в РОСПОТРЕБНАДЗОР, который даст вам ответ на протяжении 30-ти дней (поскольку за это время сервисный центр обычно успевает отремонтировать товар, данное действие не всегда целесообразно).

То есть если продавец в соответствии с нормами законодательства или условиями договора обязан предоставить подменный товар на время гарантийного ремонта, но он этого не сделал, или сделал, но с неполным соблюдением правил, потребитель имеет право на подачу претензии.

В ней должны содержаться следующие данные:

  • наименования / имена сторон – продавца и покупателя;
  • дата покупки товарной позиции, сдачи в ремонт, предполагаемый срок проведения ремонтных мероприятий;
  • конкретные требования, предъявляемые потребителем;
  • подпись.

Предоставление товара на время проведения экспертизы

Скачать образец жалобы на непредоставление подменного товара.

Что такое подменный фонд товаров?

Подменный фонд товаров – резерв, в котором хранятся товары подменного значения. Т. е.

при сдаче, например, техники в ремонт, потребитель может рассчитывать на предоставление позиции с идентичными потребительскими свойствами.

Чтобы взять этот товар и предоставить покупателю на время гарантийного ремонта, продавец как раз и обращается в подменный фонд, чтобы отыскать нужную ему вещь.

Так, если предполагаемый срок ремонта товара по гарантии превышает 7 дней, в соответствии с нормами ст. 21 Закона о ЗПП, потребитель имеет право требования предоставления ему подмены. В бухгалтерии предприятия при создании ПФ составляются определенные проводки. Первая из них – Дт10Кт41. А факт передачи потребителю товара из ПФ фиксируется записью Дт10Кт10.

Читайте также:  Нужна ли виза в оаэ в 2020 году, правила оформления и другие особенности

Штраф магазину за не предоставление подменного товара

Если компания, за которой закреплено обязательство по предоставлению аналогичного товара на срок гарантии, так его и не исполнила, либо исполнила не в полном объеме, она обязана платить неустойку в размере 1% от цены ремонтируемого устройства в день. Если фирма это требование отклоняет, потребитель сохраняет за собой право на подачу иска в суд, причем к заявлению необходимо приложить отксерокопированную версию акта.

Если по делу будет начато административное производство, в соответствии со ст. 14.15 КОАП РФ (она регулирует ситуации, связанные с нарушением продажи отдельных видов товарных позиций) и ФЗ№55 от 19 января 1998 г. будет возложен штраф. Размер составляет максимум 30 000 р. для юридических лиц и 1-3 т. р. для ИП.

Судебная практика

Если проанализировать судебные разбирательства по данным спорам, практика показывает, что штрафные санкции, возложенные на индивидуальных предпринимателей, редко превышают 1 000 р. Кроме того, виновные стороны зачастую пытаются найти своим действиям оправдание.

Отказываясь платить неустойку, они опираются на то, что товар находится на сервисе 20-30 дней в ожидании деталей, в то время как ремонт по гарантии длится 2-3 дня. Получается, что фирма вовсе не обязана предоставлять товар-аналог, т. к. срок ремонта – меньше 7-ми дней.

Поэтому возникает множество спорных ситуаций.

Нюансы

Основной момент, волнующий потребителей, заключается в функциональности предоставленного аналога на время гарантийного ремонта.

В случае техники, например, продавцы зачастую предоставляют потребителям товары более низкого качества (например, кнопочный телефон NOKIA взамен на смартфон Sony).

С одной стороны, свойства предоставленной товарной позиции аналогичны, с другой – с NOKIA можно лишь отправлять сообщения и совершать звонки. При несогласии с позицией продавца покупатель вправе обжаловать это действие и требовать предоставления идентичной модели.

Как доказывать факт продажи некачественных товаров, выполнения работ или оказания услуг с недостатками?

Предоставление товара на время проведения экспертизы

Адвокат Антонов А.П.

При обнаружении недостатков приобретенного товара (выполненной работы, оказанной услуги) вы вправе, в частности, потребовать от продавца (исполнителя) безвозмездного устранения этих недостатков, соразмерного уменьшения цены товара (работы, услуги), возврата уплаченной за них суммы, а также полного возмещения причиненных убытков (п.

п. 1, 2 ст. 18, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Однако для удовлетворения заявленных претензий потребителю необходимо доказать наличие недостатков товара (работы, услуги), а в некоторых случаях — и время возникновения недостатков или их причин (п. 6 ст. 18, п. п. 5, 6 ст. 19, п. п. 4 — 6 ст. 29 Закона N 2300-1).

Когда потребителю нужно доказывать факт продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с недостатками
Прежде всего такая необходимость возникает, если потребитель обращается к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией по товару (работе, услуге), на который не установлен гарантийный срок.

При этом необходимо доказать, что недостатки товаров (работ, услуг) возникли до передачи вам товара (принятия вами работ, услуг) или по причинам, возникшим до этого момента (п. 6 ст. 18, п. 4 ст. 29 Закона N 2300-1).
Такая же обязанность возлагается на потребителя еще в двух случаях (п. п. 5, 6 ст. 19, п. п. 5, 6 ст.

29 Закона N 2300-1):
1) если гарантийный срок на товар (работу, услугу) составляет менее двух лет (пяти лет — по работам, услугам в отношении недвижимости) и недостатки обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет — по работам, услугам в отношении недвижимости);
2) если выявлен существенный недостаток товара (работы, услуги) и потребитель предъявляет требование о безвозмездном их устранении изготовителю (исполнителю, импортеру).

Дополнительно отметим, что, если на товар (работу, услугу) установлен гарантийный срок, обязанность по доказыванию возникновения их недостатков после передачи товаров потребителю (принятия им работ, услуг) вследствие нарушения последним правил их использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц или непреодолимой силы возложена на продавца (изготовителя, исполнителя) (п. 6 ст. 18, п. 4 ст. 29 Закона N 2300-1).

Как доказывать факт продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с недостатками
Чтобы доказать наличие недостатков товара (работы, услуги), установить момент и причину их возникновения, часто необходимо провести экспертизу.

Но для привлечения продавца (изготовителя, исполнителя) к ответственности за некачественный товар (работу, услугу) имеет значение не только ее результат, но и своевременное предъявление потребителем своих претензий по недостаткам товаров (работ, услуг).

В связи с этим при обнаружении недостатков товара (работы, услуги), требующих доказывания, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте претензию и представьте ее продавцу (изготовителю, исполнителю)
В претензии необходимо указать:
данные получателя претензии (наименование, место нахождения, иная контактная информация);
ваши Ф.И.О.

, адрес, телефон, иные контактные данные;
наименование товара (работы, услуги), обстоятельства их приобретения и оплаты (дату и место приобретения, порядок оплаты);
обнаруженные недостатки, время и обстоятельства их обнаружения;
ваши требования, связанные с обнаруженными недостатками.
Приложите к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара (работы, услуги).

При этом отсутствие кассового, товарного чека, иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки, не может быть основанием для отказа в удовлетворении ваших требований (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
Целесообразно изготовить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О.

и должности, а также дату принятия претензии и печать организации (при наличии). Этот экземпляр претензии оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу (изготовителю, исполнителю).

При отказе продавца (изготовителя, исполнителя) принять претензию или проставить на втором ее экземпляре подпись и печать (при ее наличии) рекомендуем направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит в случае необходимости подтвердить соблюдение претензионного порядка (пп. «б» п. 10 Правил, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234).

Шаг 2А. Предъявите продавцу (изготовителю) некачественный товар и, если необходимо, потребуйте проведения экспертизы
Одновременно с претензией передайте продавцу (изготовителю) товар с недостатками. При этом целесообразно, чтобы факт возврата товара был задокументирован.

Продавец (изготовитель) обязан принять у вас товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку его качества. При этом вы вправе принять участие в данной проверке и, в частности, можете продемонстрировать недостатки товара (абз. 2 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).

Если по результатам проверки качества товара недостатки не выявлены либо продавец указал, что причиной возникновения недостатков послужили ваши действия, настаивайте на проведении экспертизы товара за счет продавца. Срок ее проведения в зависимости от ситуации может составлять от 10 до 45 дней (абз. 3 п. 5 ст. 18, п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21, ст. 22 Закона N 2300-1).

Требование о проведении экспертизы подайте продавцу (изготовителю) в письменной форме. В требовании укажите о своем намерении присутствовать при проведении экспертизы и контактные данные для уведомления вас о времени и месте проведения экспертизы.

Если экспертиза установит, что недостатки товара возникли по причинам, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, вы должны возместить расходы на ее проведение, а также связанные с ней расходы на хранение и транспортировку товара (абз. 4 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).

Шаг 2Б. Предъявите исполнителю результат работ (услуг) с недостатками и, если необходимо, проведите экспертизу
Для установления недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и причин их возникновения также может быть проведена экспертиза.

Если будет выявлено, что недостатки возникли в связи с действиями подрядчика и нарушением им условий договора, расходы на проведение экспертизы несет подрядчик.

В иных случаях экспертизу оплачивает тот, кто потребовал ее проведения, либо расходы делятся поровну между потребителем (заказчиком) и исполнителем (подрядчиком), если экспертиза назначена по соглашению сторон (п. 5 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).

Если вы организуете проведение экспертизы, рекомендуем уведомить исполнителя о времени и месте ее проведения, направив телеграмму, телефонограмму либо передав уведомление под расписку исполнителю или его сотрудникам.

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

Предоставление товара на время проведения экспертизы

Содержание:

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться.

Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Читайте также:  Увольнение работника: пенсионерка, не имеющая высшего образования оформила опекунства за внуком

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.

В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.

При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ  (ч.4.1. ст.

94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

В какие сроки проводится экспертиза товара?

«Сроки проведения экспертного исследования некондиционного товара могут меняться исходя из заявленного в претензии требования покупателя»

В случае предъявления покупателем претензии, связанной с низким качеством приобретенного товара либо наличием в нем дефектов, брака или иных недостатков, сотрудники магазина обязаны незамедлительно принять такой товар и провести проверку его качества. При этом по требованию потребителя, изложенном в поданной претензии, он должен быть допущен к проведению такой проверки, т.е. имеет право лично присутствовать при ее проведении.

Детальной регламентации порядок проведения такой проверки на законодательном уровне не получил, поэтому в случае неудовлетворения ее результатами потребитель вправе потребовать проведение экспертного исследования некондиционного товара. При этом продавец товара обязан провести такое исследование оплатив за свой счет услуги эксперта.

Сроки проведения такой экспертизы могут быть самыми разными. Все зависит от того, какое требование потребитель изложил в своей претензии. Оно может касаться устранения недостатков некондиционного товара, замены его на аналогичный, уменьшения его цены либо возврата потраченных на его покупку денежных средств.

Устранение недостатков некондиционного товара

Не редки случаи, когда приобретенный в магазине некачественный товар был в единственном экземпляре либо в продаже нет никаких подобных ему аналогов.

В подобной ситуации потребитель, имеющий потребность именно в данном товаре, как правило, требует устранение его недостатков за счет продавца.

В случае их повторного проявления в товаре он вправе потребовать проведения экспертизы, срок которой может достигать 45 дней.

Замена некачественного товара

Если в претензии поданной потребителем продавцу изложено требование о замене товара, т.е. в продаже есть его аналоги, то после проведения проверки и последующего назначения экспертизы (в случае неудовлетворения потребителем ее результатами), ее срок не может превышать 20 дней.

Возврат потраченных денежных средств

При заявлении покупателем требования о возврате потраченных на некачественный товар денег, уменьшении его стоимости либо возмещении потраченных на его ремонт денежных средств, экспертное исследование должно быть проведено в течение 10 календарных дней.

Как и в случае проверки товара, потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы. Продавца лучше сразу уведомить о подобном намерении, изложив свою просьбу в поданной претензии.

Не лишним также будет заручиться поддержкой юриста, т.к.

показывает практика, неискушенные в правовых вопросах граждане довольно часто становятся жертвами недобросовестных экспертов, которые идя на поводу у руководства магазина, склонны обвинять во всех смертных грехах именно потребителя.

Источник: http://zaschita-potrebiteley.ru/

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ: порядок и особенности проведения

Из этой статьи вы узнаете:

  • Когда не требуется проведения экспертизы по 44-ФЗ
  • Кто может проводить внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ
  • Что проверять во время внутренней экспертизы по 44-ФЗ
  • Как проводится внутренняя экспертиза по 44-ФЗ

Когда обязательства поставщика по контракту исполнены, заказчиком должна быть проведена внешняя или внутренняя экспертиза по 44-ФЗ. Не так много ситуаций, когда покупатель обязан использовать внешнюю экспертизу, в большинстве случае можно обойтись своими силами.

Для этого из числа сотрудников формируется комиссия, которая проводит приемку поставленного товара или выполненных услуг. Выбранные на роль экспертов работники несут ответственность за проведение экспертизы, поэтому обязательно знать все ее этапы и тонкости.

Читайте также:  Административный отпуск без сохранения заработной платы по инициативе работодателя и работника: какой максимальный срок, как оформить

Когда не требуется проведения экспертизы по 44-ФЗ

Актуальное законодательство, регулирующее сферу государственных закупок, требует проведения экспертной оценки выполненных по контракту работ.

Данная проверка осуществляется заказчиком, при этом рассматриваются все контракты, цель которых состоит в обеспечении нужд государственного, муниципального уровня при любой форме закупки.

Однако нужно понимать, что последняя определяет, будут ли привлекаться к контрольным мероприятиям внешние эксперты, либо заказчик ограничится внутренней экспертизой по 44-ФЗ.

Закон 44-ФЗ позволяет отказаться от услуг приглашенных специалистов при закупках, осуществляемых на основании ряда пунктов. К ним относятся:

  • пункты 1–9, распространяющиеся на случаи, когда вышестоящие государственные органы устанавливают исполнителя контракта либо последний входит в число естественных монополии;
  • пункты 14, 15, фиксирующие правила приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, посещение культурных мероприятий, если те считаются объектами авторского права;
  • пункты 17–30, устанавливающие определение поставщика по итогам несостоявшихся процедур, по договорам на управление МКД, оказанию услуг по охране объектов. Сюда же относится удовлетворение потребностей госорганов, предоставляющих услуги, направленные на управление государством;
  • пункты 32, 33, 36, 40–42, 44–48, используемые в процессе подписания соглашений на выдачу банковских гарантий, закупку лекарств, пр.

Указанное выше правило не распространяется на несостоявшиеся электронные торги, осуществляемые в любой форме. Необходимость во внутренней либо внешней экспертизе по 44-ФЗ определяется в соответствии с размером НМЦК, зафиксированной до начала закупки, и с ценой, по которой в результате было подписано соглашение с выбранным поставщиком.

В любой другой ситуации придется провести экспертизу, если закупка организована в рамках интересующего нас ФЗ. В некоторых случаях договор с исполнителем подписывается на базе правового основания по другому контракту. Тогда, по действующему законодательству, организатор торгов государственного либо муниципального уровня имеет право отказаться от оценки экспертами итогов работ.

Экспертная оценка также не нужна, если у продавца в конкретном случае отсутствуют конкуренты. Выбор среди разных исполнителей может быть ограничен, допустим, в связи с существованием исключительных прав в данной сфере.

Кто может проводить внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ

Внутренняя экспертиза продукции, принимаемой от поставщика в рамках договора, может проводиться любым лицом.

В 99 случаях из 100 в роли эксперта выступает сотрудник, входящий в штат заказчика, либо несколько таких специалистов.

Также собственная проверка может быть включена в обязанности приемочной комиссии, комиссии по проведению закупок либо работников контрактной службы – тогда проверка ТРУ проходит коллегиально.

Подчеркнем, что закон 44-ФЗ не требует, чтобы экспертиза проводилась только одним сотрудником, поэтому покупатель сам может выбирать наиболее подходящий ему формат.

Нужно понимать, что во время внешней и внутренней экспертизы по 44-ФЗ ответственность специалистов фиксируют разные акты. Для работников, привлеченных извне, законодательство устанавливает административную (ст. 7.32.6 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 200.6 УК РФ).

Приведенные выше акты не действуют на штатных специалистов заказчика, выбранных для осуществления проверки.

Дело в том, что в понятийном аппарате закона 44-ФЗ они не считаются экспертами, экспертными организациями. Это должностные лица, которые проверяют продукцию от имени заказчика.

Их промахи караются согласно нормам законодательства, при этом мера зависит от того, насколько серьезны последствия ошибки.

Что проверять во время внутренней экспертизы по 44-ФЗ

Основным пунктом, который рассматривают во время контрольных мероприятий, является надлежащее качество, объем поставленных ТРУ.

Допускаются два типа проверки качества:

  • Сплошная, предполагающая проверку всего товара.
  • Выборочная, при которой оценивается некоторая доля продукции, а результаты распространяются на весь полученный от поставщика объем товара. Использование данного подхода должно быть обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки, контрактом.

Помимо оценки качества, эксперт проверяет комплектность, маркировки, соответствие тары, упаковки нормам, прописанным в технических регламентах, ГОСТах, ТУ.

Порядок проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ требует, чтобы специалист убедился в подлинности всей документации, переданной исполнителем. Сюда относят счета, накладные, акты приемки, спецификации, пр.

Также необходимо проверить, все ли полученные бумаги имеют отношение к поставленной продукции.

Если у эксперта возникли трудности, сомнения по данному вопросу, в своем заключении он делает соответствующую пометку с указанием причин.

Проверяющий также должен доложить руководству, если получен не весь пакет документов. Далее руководитель принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы.

Не секрет, что есть товары и услуги, полностью оценить которые удается исключительно во время их потребления или окончательного исполнения. Речь идет о топливе, пищевых продуктах, реактивах, услугах по ремонту, пр. Тогда ТРУ оценивается на основании мнения и претензий самих потребителей.

Если заказчик удовлетворен результатами экспертизы и уверен, что продукция отвечает положениям договора, он подписывает товарную накладную/акт выполненных работ. По закону нет необходимости в других документах, подтверждающих соответствие товара изначально заявленным характеристикам.

Проверка может показать недостатки, несоответствия требованиям, тогда готовится протокол разногласий, акт расхождений либо другой аналогичный документ. Отметим, что при его составлении используется произвольная форма.

Как проводится внутренняя экспертиза по 44-ФЗ

Делая выбор в пользу проведения экспертизы ТРУ штатными специалистами, заказчик может сэкономить значительную сумму, так как ему не требуется приглашения эксперта. Не менее важно, что такая приемка требует меньше времени, но позволяет убедиться, что работы выполнены в соответствии с условиями соглашения.

В своих письмах Минэкономразвития РФ разъяснило порядок проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ. Согласно информации из письма МЭР № Д28и-477 от 11.04.2014 г., заказчику необязательно содержать в своем штате отдельных специалистов, ответственных за экспертизу по определенным направлениям.

Внутренняя экспертиза делится на следующие этапы:

  1. Издание приказа, фиксирующего факт создания комиссии для проведения оценочных мероприятий. В нее должны входить не менее пяти сотрудников заказчика, имеющих необходимый опыт. Прописываются ключевые условия соглашения, то есть реквизиты, сроки проведения работ, этапность.
  2. Оценка итогов работ по договору. На нее выделяется временной отрезок, указанный в самом договоре.
  3. Подготовка документа о приемке по результатам экспертизы, то есть акта приема-передачи после внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заключения с выводами, сделанными специалистами. В документе обозначаются все работы, сроки исполнения обязательств по договору, претензии сторон, если они есть.
  4. Отказ в приемке товара до устранения нарушений, допущенных исполнителем, если таковые обнаружены в процессе проверки.
  5. Подготовка отчета о ненадлежащем/надлежащем исполнении условий контракта.
  6. Публикация отчета в единой информационной системе. Помимо него на портале размещается документ, где закрепляются итоги работы экспертной группы.

После внутренней экспертизы вся информация оформляется отдельным документом, допустим, в виде заключения, либо сведения об итогах проверки могут быть внесены в документ о приемке – в товарную накладную/акт сдачи-приемки.

В документе о приемке обязательно фиксируется способ, использованный для проведения экспертизы, то есть была ли она проведена силами компании либо приглашались сторонние эксперты, экспертные организации.

Еще одно обязательное условие – это наличие подписей всех членов приемочной комиссии, изначально утвержденной руководителем.

Если имела место внутренняя экспертиза по 44-ФЗ, подпись на документе ставит руководитель или уполномоченный представитель, как указано в ч. 7 ст. 94 закона о госзакупках.

Основываясь на результатах проверки, заказчик решает, подходит ли поставленный товар под изначально установленные условия. При отсутствии возражений со стороны заказчика на акте приемки товара, работ и услуг ставится подпись.

Чтобы отвечать нормам закона 44-ФЗ, обозначенный выше акт должен включать в себя:

  • список ТРУ с указанием цены;
  • заключение приемочной комиссии, в основу которого легла проведенная экспертная оценка;
  • сведения о выявленных во время проверки недочетах, при условии, что они были найдены;
  • подпись уполномоченного представителя экспертной группы;
  • документы и заключение по результатам работы комиссии.

Поставщик не всегда готов подписать акт о приемке поставленного товара, выполненных работ. Заказчик должен знать, что в подобном случае закон допускает проведение приемки в одностороннем порядке.

Остановимся на данной ситуации подробнее. Если работа экспертной комиссии привела к составлению отрицательного приемочного документа, поставщик в рамках государственного или муниципального контракта часто отказывается заверять его своей подписью.

Обычно это связано с тем, что он не согласен с заключением экспертов. Тогда для того, чтобы документ имел юридическую силу, достаточно всего одной подписи покупателя, то есть работы принимаются в одностороннем порядке.

Однако исполнителю важно понимать, что такая его реакция может спровоцировать нежелательные последствия, например, он будет внесен в РНП.

В некоторых случаях при поставке товара в рамках госконтракта никак не удается избежать проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ. Но чаще всего заказчик может сам принять решение относительно использования экспертных услуг организаций, привлеченных извне.

Если организатор торгов хочет упростить, ускорить проверку ТРУ, она может быть проведена при помощи внутренней экспертизы. Лишь на ряд ситуаций распространяются специальные Постановления Правительства РФ и Министерства экономического развития – именно от них приходится отталкиваться, рассматривая возможные варианты осуществления экспертной оценки.

Вне зависимости от выбора внешней или внутренней проверки, заказчик обязан опираться на актуальное законодательство в области контрактной системы. Только в таком случае проверка имеет юридическую силу и может лечь в основу акта о приемке итогов работы по контракту.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *