Лицензирование репетиторской деятельности

Мне приходят письма о репетиторов, которые интересуются оформлением репетиторской деятельности. Вот примерные вопросы, которые мне поступают.

Вопрос легализации репетиторской деятельности — один из самых противоречивых. Давайте вместе разберемся в этом непростом вопросе.

Репетиторство – это одна из форм индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Квалификация учителя и его профессиональные навыки подтверждаются, прежде всего, наличием диплома педагогического вуза с соответствующей записью. Также желательно, чтобы репетитор владел навыками психологии: умел находить общий язык с учеником. Желателен также опыт работы в школе, хотя и не обязателен.

Не нужно путать понятия регистрация и лицензия

Проведение частных уроков за вознаграждение является предпринимательской деятельностью, а при отсутствии регистрации (не путаем с лицензией) она является незаконной.

Лицензирование репетиторской деятельности

С регистрацией понятно. а вот нужно ли частному репетитору получать лицензию на образовательную деятельность?

Давайте почитаем законодательство.

Лицензирование репетиторской деятельности

  • а) работаете «сами на себя» в качестве индивидуального репетитора (то есть без наемных работников),
  • б) не выдаете никакой документ об окончании ваших занятий (диплом, сертификат, грамоту),
  • то лицензию вам получать не нужно, так как ваша деятельность лицензированию не подлежит.

А что по поводу репетиторского центра?

Репетиторский центр — это уже образовательное учреждение, поэтому организации нужна лицензия на осуществление преподавательской деятельности.Российское законодательство предусматривает лицензирование любой образовательной деятельности, будь то детский сад, частная школа, вуз или дополнительное образование.

Поправка: если центр имеет наемных работников (оформленных как сотрудники с зарплатой), тогда лицензия необходима. Но могут быть и другие варианты решения…

Лицензирование репетиторской деятельности

Итак, разобрались: если вы планируете работать самостоятельно, то достаточно зарегистрироваться в качестве ИП.

Если в дальнейшем вы собираетесь открывать репетиторский центр, то вам необходимо зарегистрировать его в качестве негосударственного образовательного учреждения и получить лицензию на образовательную деятельность.

Для получения лицензии придется подготовить ряд документов, которые подтвердят уровень предоставляемых услуг. 

О том, как получить лицензию на образовательную деятельность и какие документы нужны, я расскажу в следующей статье.

Оценить материал (26 votes, average: 4,62

Свой бизнес: как открыть учебный центр

Лицензирование репетиторской деятельности

* В расчетах используются средние данные по России

Стартовые вложения:

1 000 000 ₽

Срок окупаемости:

от 12 мес.

Учебные центры — это популярное бизнес-направление, потенциал которого в России только раскрывается и в котором можно найти свободные и прибыльные ниши. Что нужно для открытия образовательного центра?

Бурное развитие бизнеса в сегменте учебных и образовательных центров является общемировой тенденцией.

Концепция непрерывного обучения заставляет людей пользоваться услугами учебных центров на протяжении всей жизни – от дошкольного образования и до пенсионного возраста.

Современные образовательные платформы делают возможным минимальный порог входа и обеспечивают хорошую рентабельность этого бизнеса.

Что такое современный учебный центр

Современный учебный центр представляет собой комплексный бизнес. Рассмотрим основные направления его деятельности.

Если 10-15 лет назад учебный центр представлял собой специализированную учебную организацию, занимающуюся обучением слушателей какой-либо деятельности или нескольким смежным областям деятельности, то в настоящее время учебный центр представляет собой, по сути, тренинговую и консалтинговую компанию.

Современный процесс обучения может быть как групповым, так и индивидуальным. Индивидуальный процесс обучения более близок к предоставлению консалтинговых услуг, где эксперты проводят обучение в соответствии с конкретными задачами клиента.

Также и процесс группового обучения становится более близок к индивидуальному обучению, так как программа обучения гибко меняется в соответствии с пожеланиями и задачами слушателей.

Программы обучения, в данном случае, становятся нацеленными на решение определенных практических задач, их становится много, каждая из них конкретно выражает требования определенной группы клиентов.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Подробнее

Еще одним отличием современного учебного центра является то, что его клиентами являются не только отдельные слушатели, а бизнес-структуры, которые хотят повысить профессиональную подготовку своих сотрудников в каких-либо направлениях.

Такая работа, когда клиентом учебного центра является бизнес, называется сегментом B2B (бизнес для бизнеса) и является в настоящий момент основной движущей силой всей отрасли обучения, так как если отдельный слушатель оплачивает свое обучение самостоятельно и, соответственно, имеет ограниченные финансовые ресурсы, то бизнес имеет таких ограничений гораздо меньше.

Следует отметить еще тот факт, что учебные центры уже стали являться не просто дополнительным образованием, а постоянным спутником любого профессионала.

Быстрое развитие научно-технического прогресса и накопление знаний во всем мире не позволяет профессионалу быть в курсе всех современных тенденций.

С другой стороны, темп современной жизни не оставляет времени на самостоятельное развитие, гораздо проще пройти краткосрочные тренинговые курсы и получить лучший набор знаний по профессии, который уже выбрали профессиональные преподаватели, исходя из мирового опыта и лучших используемых практик.

Еще одной тенденцией, которая определяет быстрое развитие учебных центров в современный период, является постоянное изменение наиболее востребованных и актуальных профессий и направлений деятельности. Многие профессии, которые были востребованы 10-15 лет назад, теряют свою актуальность или дополняются новыми, несвойственными им ранее функциями.

Самым простым примером является профессия бухгалтера. Раньше это был специалист именно в бухгалтерии, теперь же профессия бухгалтера неотделима от компьютерных технологий – это и использование справочно-правовых систем, специализированных бухгалтерских программ, программ для сдачи отчетности и средств обмена данными.

Программное обеспечение забирает на себя и автоматизирует все больше бухгалтерских функций, но заставляет бухгалтеров все больше становиться специалистами в области программного обеспечения. И таких профессий со сходными тенденциями – тысячи.

Все эти специалисты нуждаются в постоянной профессиональной подготовке на базе учебных центров.

Формы организации работы учебного центра

В настоящий момент существуют две основные формы организации учебного процесса. Это онлайн и офлайн обучение. От выбора этой формы, или, скорее от того, какая форма будет превалировать в деятельности учебного центра, во многом зависит его организация и принципы функционирования.

  • Онлайн-обучение (по-английски online или e-learning) представляет собой дистанционное обучение, когда обучение ведется помощью интернета в режиме реального времени с помощью программ для проведения конференций или слушатель просматривает уже записанный видеоматериал.
  • Офлайн обучение представляет собой классический вид обучения, когда слушатель обучается в учебном классе, как правило в составе группы и тренер или преподаватель напрямую взаимодействует со слушателями.
  • Рассмотрим, в чем преимущество той и другой формы обучения.

Лицензирование репетиторской деятельности

Преимущества онлайн-обучения для учебного центра:

  1. Прежде всего, это экономия расходов на содержание и оборудование помещений для обучения.

  2. Из первого преимущества вытекает второе преимущество: цены на онлайн обучение можно сделать ниже, благодаря экономии затрат, то есть все больше людей смогут воспользоваться вашими обучающими программами.

  3. Используя онлайн-модель обучения, ваш учебный центр может привлекать слушателей со всей страны и даже всего мира, существенно расширяя аудиторию слушателей и, соответственно, свои финансовые потоки без значительного увеличения затрат.

  4. Комфортная среда обучения для слушателей, которые могут обучаться в удобном месте и в удобное время также способствует увеличению аудитории ваших курсов и росту вашей прибыли.

А вот выгод для учебного центра от проведения прямого, офлайн обучения почти нет. Расходы выше, аудитория, которую можно привлечь, меньше. Но существует ряд нюансов. Людям более высокой возрастной категории сложнее обучаться онлайн.

Это происходит как из-за сложившейся психологической установки на прямое обучение, так и на недостаточности опыта и знаний при работе с компьютером.

Так же следует учесть, что промежуточную проверку знаний тяжело проводить онлайн, особенно итоговые тестирования, по результатам которых выдается документ об окончании курсов.

Конечно, такой документ можно предоставлять всем, кто заплатил за курс, но это значительно снизит ценность от прохождения ваших курсов в глазах слушателей. Не следует сбрасывать со счетов тот факт, что при прямом обучении лучше обеспечивается контакт с лектором.

Читайте также:  Положен ли работнику налоговый вычет?

И, наконец, следует учесть, что обучающие курсы дают возможность слушателям приобрести новые контакты, потенциально полезные в деловом плане, что является немаловажным стимулом для прохождения офлайн-курсов многими слушателями.

Таким образом, желательно совмещать плюсы онлайн и офлайн обучения, комбинируя эти формы обучения таким образом, чтобы Ваш учебный центр получал максимальную прибыль.

Самые выгодные направления обучения для учебного центра

Выбор направления для обучения очень важен для успешности создаваемого учебного центра. Следует заметить, что обучать можно чему угодно – от техники маникюра до работе на рынке криптовалют.

Конечно, вам, как организатору учебного центра нет необходимости разбираться во всех направлениях самостоятельно. Ваша основная задача – организовать бизнес.

Найти лучших тренеров или преподавателей, тем более, что вы можете предлагать работу по совмещению, не на полный рабочий день, не составляет труда.

Что касается России, то рынок дополнительного образования оценивается более чем в 100 миллиардов рублей. Почти семь миллионов граждан РФ занимаются на курсах дополнительного образования.

По мнению участников рынка, наиболее востребованными являются курсы длительностью до одного месяца.

Весь рынок дополнительного образования в России можно условно разделить на две большие части: дополнительное образование для детей и подростков, и дополнительное профессиональное образование.

С дополнительным образованием детей все просто. Наибольшую востребованность среди учебных центров имеют центры, занимающиеся подготовкой к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Это объяснимо, так как без специальной подготовки к ЕГЭ очень сложно набрать достаточное количество баллов для поступления в высшее учебное заведение.

На втором месте по востребованности для детей и подростков идут различные языковые курсы, особенно курсы английского языка, что связано с традиционно низким уровнем его преподавания в обычной общеобразовательной школе. Далее идут художественное и спортивное образование.

Особенно разнообразны направления дополнительного художественного образования. В нем популярны как классические курсы рисования, так и современные его направления, например, фотосъемка или актерское мастерство.

Определить список самых востребованных курсов для дополнительного профессионального образования гораздо сложнее, слишком обширен их перечень.

Большинство слушателей в этом сегменте (порядка 44%) обновляли знания по ранее полученной в системе высшего или среднего образования профессии.

Слушателями данных курсов являлись профессионалы, активно работающие по своей основной специальности, например, бухгалтера, аудиторы, юристы. Очень востребованы курсы, направленные на обучение и дополнительную подготовку работников образования и здравоохранения.

Рассматривая отраслевой характер наиболее востребованных направлений деятельности учебного центра, можем отметить, что здесь лидирует сфера добычи полезных ископаемых, что связано, с одной стороны с стремительным технологическим развитием отрасли, так и с наличием в данной отрасли достаточных финансовых ресурсов, которые, по данным статистики, позволили вовлечь в сферу дополнительного образования почти каждого третьего своего сотрудника.

Стоит обратить внимание на такие направления дополнительного образования как маркетинг в интернете, графический дизайн, логистика и корпоративное управление, то есть на те области, в которых высшее образование не успевает за современными тенденциями развития.

Говоря о дополнительном профессиональном образовании, нельзя не упомянуть концепцию непрерывного образования, очень популярную в развитых странах. Если коротко, то данная концепция предусматривает образование «не на всю жизнь, а в течение всей жизни».

По этому показателю Россия существенно отстает от развитых стран. В РФ в процессе непрерывного образования участвуют не более 20% работающих, в странах Европейского союза этот показатель в два раза выше.

Таким образом, потенциал развития дополнительного профессионального образования огромен, рынок должен вырасти не менее чем в два раза.

Поэтому, рассмотрим какие тенденции существуют на рынке дополнительного профессионального образования в развитых странах, так как тенденции, которые существуют там, скоро будут востребованы и в нашей стране, необходимо к этому подготовится, чтобы заранее занять свою нишу.

Прежде всего, это курсы, связанные с бизнес-администрированием и управленческой деятельностью. Например, к ним относятся курсы, направленные на развитие аналитических способностей, инструменты для принятия решений в сложных ситуациях, тренинги для повышения производительности и управления собственным временем.

Очень быстро развиваются учебные центры, специализирующиеся на развитии навыков управления и лидерских качеств для женщин. В России такое направление развито слабо, гендерная окраска в образовании в нашей стране, как правило, не приветствуется, но она является мировой тенденцией.

Стоит внимательно присмотреться к этому направлению.

Очень популярны за рубежом профессиональные курсы поварского искусства, психологического развития и ремонта.

Так какое направление стоит выбрать как более выгодное? Точного ответа на этот вопрос нет.

Нельзя выбирать специализацию учебного центра, исходя из того, какие направления наиболее востребованы сейчас – к тому времени, как вы выйдете на рынок, вам придётся конкурировать за клиентов с учебными центрами, которые уже будут иметь устойчивую репутацию в данном сегменте.

Выбирайте те направления специализации учебного центра, которые либо позволяют слушателям переквалифицироваться и получить более современную специальность, либо зарабатывать больше денег в своей специальности. Ну, и, конечно, заполнять свой досуг. Курсы поварского искусства особенно популярны в наше время.

Лицензирование репетиторской деятельности

Юридические аспекты создания учебного центра: лицензии, сертификаты, разрешения

Образовательная лицензия для ИП

Лицензирование репетиторской деятельности

Всегда ли нужна лицензия ИП при проведении обучения, при создании детского клуба? Как предпринимателю получить лицензию для образовательной деятельности?

ИП наряду с юридическими лицами может также осуществлять деятельность, связанную с образованием и обучением. Лицензированию подлежит именно образовательная деятельность, поэтому обратимся за этим понятием к первоисточникам — Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и обновленному Положению о лицензировании (утв. Постановлением Правительства от 18.09.2020 № 1490).

Образовательная деятельность неразрывно связана с осуществлением специальных образовательных программ.

Что представляют собой образовательные программы?

Образовательные программы могут реализоваться в рамках дошкольного, общего и дополнительного образования.

Образовательная программа включает в себя определенную документацию: учебный план, календарные учебные графики, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов (п. 9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Конкретное «наполнение» каждой из образовательных программ приведено в Перечне образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490).

Так, дошкольные образовательные программы могут проводиться в группах, которые имеют различную направленность. Например, общеразвивающую, оздоровительную (п. 13 Приказа Минпросвещения РФ от 31.07.2020 № 379).

При этом в 2020 году внесены изменения, как в сам порядок, так и в программу обучения, связанные с возможностью сетевого обучения.

Индивидуальный предприниматель при реализации общеобразовательных программ должен руководствоваться теми же самыми документами и стандартами образования, что и компании.

Всегда ли образовательная деятельность лицензируется?

В части необходимости получения лицензии при реализации общеобразовательных программ нужно учитывать следующее.

Если предприниматель самостоятельно оказывает такие услуги, то ему не требуется лицензия.

Например, ИП является сам педагогом и реализует дошкольную образовательную программу. Такой предприниматель не имеет в штате других педагогов, а все занятия проводит сам.

На практике распространены небольшие детские клубы, которые осуществляют образовательную деятельность, а также деятельность, связанную с уходом за детьми в дневное время по коду ОКВЭД — 85.32, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-с.

  • Если предприниматель занимается такой деятельностью, то разработанная им общеобразовательная программа должна соответствовать государственным стандартам.
  • Уход и присмотр за детьми не является образовательной деятельностью.
  • В случае если детский клуб оформлен на ИП и по найму у него не работают педагоги, то такая образовательная деятельность не лицензируется.
  • Зачастую предприниматели открывают различного рода досуговые клубы, клубы по изучению иностранных языков, различного рода развивающиеся центры.
  • Если у предпринимателя в штате есть педагоги, то такая образовательная деятельность лицензируется.
  • При этом не имеет значения, выдает ли предприниматель «корочки» по окончанию обучения или нет.

Так, компания обучала слушателей по специальной программе «Подготовка судоводителей маломерных судов» без лицензии, потому что была убеждена в том, что раз не проводит аттестаций и не выдает документов об образовании, значит и лицензия не требуется. Но высшие судьи посчитали иначе (Определение судебной коллегии ВС РФ от 21.08.2017 № 310-АД17-3729).

Какая деятельность ИП не лицензируется?

Не вся деятельность, связанная с обучением, является общеобразовательной.

Например, ИП открыл мини-садик, в котором занимались с детьми педагоги. Садик с родителями заключал договор об оказании услуг. В мини-садике проводились занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, конструированию, детей знакомили с окружающим миром.

Читайте также:  Я беременна, увольняться или нет?

Прокурор обратился в суд о привлечении ИП к ответственности за деятельность без лицензии.

Этот спор дошел до высшего суда. Судьи сделали вывод, что ИП не реализуются образовательные программы в системе образования, а деятельность предпринимателя связана с присмотром и уходом за детьми (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ от 06.12.2017).

Как получить лицензию ИП?

  1. Если ИП планирует заниматься не в одиночку образовательной деятельностью, то ему необходимо получить лицензию.
  2. Получить лицензию стало проще для тех предпринимателей, которые проводят так называемое онлайн-обучение с привлечением преподавателей различных дисциплин.

  3. Для таких ИП пакет документов, которые нужно собрать для получения лицензии намного «легче».

  4. В общем случае претенденту на получение образовательной лицензии нужно подготовить в территориальный отдел Минобразования РФ следующие документы:
  • заявление по установленной форме;
  • утвержденная предпринимателем справка о том, что разработаны образовательные программы обучения;
  • справка о наличии специальных условий для учеников с ограниченными возможностями здоровья;

Такая справка необходима, если ИП будет обучать людей с ограниченными возможностями. Например, инвалидов.

  • гарантийное письмо о том, что ИП обязуется привлечь педагогов для реализации образовательных программ обучения;
  • наличие специального помещения на праве собственности или ином основании для проведения обучения;
  • наличие условий для реализации образовательных программ;

Речь идет о так называемом материально-техническом обеспечении класса, помещения для занятий. Например, это оборудование для занятий: компьютеры, парты, доски и т.п.

  • заключение СЭС о том, что помещение и оборудование соответствует санитарным нормам.

Если ИП будет проводить обучение онлайн, то последние три документа не потребуются.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Правовые основы осуществления репетиторской деятельности

Исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, репетиторская деятельность отвечает установленным критериям предпринимательской деятельности, в связи с чем лицо, ее осуществляющее, должно пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет привлечение лица, ее осуществляющего, к административной ответственности в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать положения статьи 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). Так, индивидуальный предприниматель (репетитор) может осуществлять образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

Если репетитор осуществляет образовательную деятельность непосредственно, необходимость в получении лицензии отпадает. Напротив, в случаях, когда индивидуальный предприниматель привлекает к образовательной деятельности иных лиц, возникает необходимость в получении соответствующей лицензии, в порядке установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Важно также помнить, что согласно части 2 статьи 48 Закона об образовании, педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункт 33 статьи 2 Закона об образовании).

Таким образом, педагогический работник, оказывающий репетиторские услуги, должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Преподаватель не вправе оказывать репетиторские услуги обучающемуся данной образовательной организации, если это может привести к конфликту интересов.

Нарушение указанных положений федерального законодательства является основанием для привлечения педагогического работника к установленной законом ответственности.

Депутаты предложили создать реестр инфоцыган и ввести их лицензирование

Деятельность так называемых инфоцыган — недобросовестных коучей и бизнес-тренеров, предоставляющих платные услуги, — обсудили на закрытом совещании в Госдуме с участием представителей Минобрнауки, Минпросвещения, МВД, Рособрнадзора, Роспотребнадзора и Роскомнадзора, сообщил «Ведомостям» первый зампред думского комитета по контролю Дмитрий Гусев. По его словам, на заседании было решено создать рабочую группу, которая будет бороться с мошенничеством и оказанием некачественных услуг в этой сфере.   

Сейчас коучинг в интернете никак не регулируется, бизнес-тренеры могут работать без лицензии, а их клиенты не защищены законом о правах потребителей, отметил глава комитета Госдумы по науке Сергей Кабышев.

Поэтому  решено сначала изучить возможность изменения законодательства и создания дополнительных правовых механизмов для привлечения недобросовестных коучей к ответственности.

 Гусев уточнил, что среди обсуждаемых вариантов — сертификация услуг онлайн-коучей, создание их реестра и указание в договорах обязательства о возврате средств, если платная услуга не оказана.

На совещании в Госдуме был представлен доклад компании «Квибрум», из которого следует, что основная тема запросов, связанных с инфоцыганством, — продвижение образа успешной жизни, выстраивание семейных отношений, здоровье и физкультура. Наибольший интерес к онлайн-коучингу проявляют женщины старше 45 лет.

Ранее миллиардер Виктор Вексельберг призвал ввести госрегулирование тренингов личностного роста. «Такую деятельность, наверное, нужно более четко контролировать.

Разумный контроль государства должен быть, порой это приводит к трагическим последствиям», — заявил бизнесмен. Подобные тренинги, по его словам, «это кошмарно, это не очень профессиональные люди».

 «Не очень хороший тренд, когда люди больше продают себя и фетиш, чем реально тренируют», — объяснил Вексельберг.

Эксперты считают, что борьба с несертифицированными онлайн-экспертами окажется сложной, пишут «Ведомости». «Теоретически возможно обязать всех лиц, ведущих преподавательскую деятельность, получать лицензии, сертификаты и т. д.

Но в первую очередь это ударит по огромному количеству самозанятых репетиторов», — отметил партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров подчеркнул, что онлайн-курсы — сфера новая, динамично развивающаяся и денежноемкая, поэтому быстро отрегулировать ее не получится.

Ип для репетитора

Как работать репетитору? Нужно ли открывать ИП, платить налоги? Какие документы оформлять? Как принимать оплату за оказанные услуги? В этой статье вы найдёте ответы на эти и многие другие вопросы.

В настоящее время индивидуальное обучение детей и взрослых, подготовка к школе, сдаче экзаменов, входит в разряд высоко востребованных услуг.

Репетитор — учитель, оказывающий образовательные услуги в индивидуальном порядке.

Чаще всего репетиторами становятся опытные или начинающие преподавателя, совмещающие основную работу с оказанием услуг в индивидуальном порядке, или те, для кого репетиторство является единственным источником дохода.

Во всех случаях преподаватели получают деньги, проводя занятия индивидуально или в группах. Такой режим обучения удобен и для учителей и для обучаемых.

Появляется возможность посещать частные уроки и получать необходимые знания по выбранному предмету.

Сегодня открыто множество компаний, оказывающих образовательные услуги, но, репетиторы продолжают пользоваться высоким спросом. Причём даже особой рекламы не нужно. Здесь отлично работает «сарафанное радио», когда родители учеников рекомендуют данного педагога другим.

Как закон регламентирует деятельность репетиторов

Федеральный закон «Об образовании» от 2012 года регламентировал деятельность только индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги самостоятельно или с привлечением дополнительных педагогов.

Вариантов работы физлиц без образования ИП не было до 2016 года, до момента внесения изменений в Налоговый кодекс. Тогда, кроме ИП, появился статус гражданина, оказывающего услуги физлицам для личных, домашних и других нужд.

В статью 217 внесли новый пункт 70, где доходы, полученные физлицами от физлиц за оказание подобных услуг, были выведены из-под налогообложения. В данный перечень попали те, кто присматривает и ухаживает за людьми, ведёт домашнее хозяйство, убирает помещения и репетиторы. Были введены налоговые каникулы для указанных категорий до конца 2019 года. Скорее всего, они будут продлены и дальше.

Ознакомьтесь с пошаговой инструкцией по регистрации бизнеса в статье по ссылке

Репетитор больше не может работать официально и не платить налоги

С 1 января 2020 года налоговые каникулы для репетиторов отменены. В течение предыдущих трех лет репетитор мог оказывать образовательные услуги в частном порядке и никому ничего не платить. Для этого было необходимо:

  • работать без открытия ИП
  • обучать самостоятельно, без привлечения других педагогов
  • подать в налоговую уведомление
Читайте также:  Возмещение ущерба организации работником. Возвращение спецодежды

Для подачи уведомления нужно было скачать электронную форму с сайта ФНС, распечатать и заполнить в двух экземплярах. С паспортом и уведомлением обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства. Там поставят отметку и всё, работайте спокойно. Никаких отчетов сдавать не нужно, платить налоги тоже.

При этом, вы будете осуществлять свою деятельность чётко в рамках действующего законодательства. Сроки подачи уведомления не ограничены. Это можно сделать в любой момент.

Зачем ИП репетитору

Может репетитор работать, не создавая ИП? Да, если станет самозанятым. Сейчас режим самозанятости действует в порядке эксперимента в 23 регионах и уже показал свою востребованность. На него и смогут перейти репетиторы, которые не открывают ИП.

Что сегодня можно порекомендовать репетиторам? Если репетиторство является постоянным и единственным доходом, официальной работы у вас нет, открывайте ИП или переходите на самозанятость, платите налоги и взносы в пенсионный фонд. В таком случае у вас будет идти трудовой стаж, увеличиваться пенсионные накопления.

При личной подаче документов необходимо распечатать форму заявления (скачать можно у нас на сайте в статье «Документы для регистрации ИП и ООО» или на сайте ФНС). Затем заполняете все поля, соблюдая правила, делаете копию паспорта, платите госпошлину 800 рублей, и идёте в налоговую. Не забудьте взять квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

При отправке документов в электронном виде на портале ФНС заявление заполняется прямо на сайте, затем с помощью специальной программы упаковывается вместе с копией паспорта и отправляется специалистам налоговой.

Госпошлину платить не нужно, но, для подписания заявление понадобится электронная подпись. Её вам нужно сделать самостоятельно с помощью одного из регистрирующих центров (список на сайте налоговой). Создать

О возможных способах легализации граждан, оказывающих услуги по обучению населения на курсах, репетиторству, по присмотру и уходу за детьми — легализация трудовых отношений — экономика — главная — официальный сайт администрации полевского городского округа

  •  В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
  • Согласно пункту 17 статьи 2 Закона об образовании под понятие «образовательная деятельность» попадает деятельность по реализации образовательных программ.
  • Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (пункт 3 статьи 2 Закона об образовании).

Репетитор — преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно (законодательно понятие «репетитор» не определено). Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.

  1. В основном деятельность репетитора является возмездной и регулируется Главой 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
  2. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 779 ГК РФ).
  3. Таким образом, репетиторство – это деятельность по оказанию платных образовательные услуг.

Поскольку репетиторство как индивидуальная образовательная деятельность не является деятельностью по реализации образовательных программ и не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании и (или) квалификации, то согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» и частью 1 статьи 91 Закона об образовании оно не подлежит лицензированию.

  • Согласно Закону об образовании образовательная деятельность может осуществляться образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями (статья 21 Закона об образовании).
  • Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (статья 32 Закона об образовании).
  • Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности (статья 91 Закона об образовании).
  • Таким образом, репетитор, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель и осуществляющий образовательные услуги лично, лицензию на осуществление образовательной деятельности не получает и в отношении его деятельности не осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере образования (не является субъектом).
  • Являясь самостоятельной трудовой педагогической деятельностью, осуществляемой преподавателем на свой страх и риск, сопровождающейся получением доходов, репетиторство согласно абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ является предпринимательской деятельностью и в силу этого подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Если репетитор работает без регистрации, то его деятельность считается нелегальной.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации репетитор, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, должен отчислять взносы в Пенсионный фонд России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Вместе с тем предприниматель, оказывающий услуги по репетиторству, вправе применять патентную систему налогообложения.

Оплатив налоги, граждане, оказывающие услуги в качестве репетиторов, легализуют свой доход. Незаконное же предпринимательство является как минимум административным правонарушением и карается штрафом.

Регистрация репетитора в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с Глава VII.I. Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В силу специфики деятельности репетиторами в абсолютном большинстве случаев являются совершеннолетние граждане Российской Федерации с высшим образованием.

В этом случае в Федеральную налоговую службу представляются: заявление, подлинник либо нотариально заверенная копия основного документа физического лица, содержащего сведения о дате и месте рождения указанного лица и адрес его места жительства, справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, решение комиссии по делам несовершеннолетних о допуске к предпринимательской деятельности и документ об уплате государственной пошлины.

Таким образом, для регистрации репетитора в качестве индивидуального предпринимателя необходимо не только представить вышеуказанный пакет документов, но и на стадии государственной регистрации понести финансовые затраты: уплатить госпошлину, размер которой на сегодняшний день составляет 800 рублей (подпункт 6 пункта 4.2 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации) и понести расходы в связи с заверкой заявления нотариусом      (около 1600–1700 рублей).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления документов в регистрирующий орган. Далее необходимо встать на учет в Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральную налоговую инспекцию.

  1. После чего индивидуальный предприниматель ежеквартально должен предоставлять отчет о своей деятельности и перечислять налоги.
  2. Положительные моменты регистрации индивидуальным предпринимателем:
  3. 1)    не требуется лицензия на осуществление образовательной деятельности;
  4. 2)    в отношении его деятельности не осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере образования;
  5. 3)    возможность официально накапливать пенсию;
  6. 4)    представлять банкам с целью получения кредита задекларированный доход;
  7. 5)    развивая бизнес, создавать собственные курсы.

В 2014 году в целях оказания информационной помощи в лицензировании образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями Управление по надзору и контролю в сфере образования инициировало размещение на официальном сайте регионального объединения «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей» ссылки на раздел «Лицензирование образовательной деятельности» на официальном сайте Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (www.minobraz.ru).

Второй путь легализации деятельности репетиторов вытекает из их обязанности как физического лица, оказывающего платные образовательные услуги, заплатить налог на доходы физических лиц по итогам налогового периоды (календарный год). Общие правила ее исчисления установлены в статье 225 Налогового кодекса Российской Федерации.

  • В связи с тем, что в большинстве случаев при осуществлении репетиторских услуг между родителями (законными представителями) ребенка и педагогическим работником не заключается договор на оказание платных образовательных услуг, регистрационный учет лиц, осуществляющих репетиторские услуги, не ведётся (и ничем не предусмотрен), факт подачи декларации по налогу на доходы физических лиц зависит только от законопослушности и правосознания репетитора.
  • Заинтересовать родителя (законного представителя) ребенка заключать договор с репетитором возможно только с дальнейшей целью получения родителем (законным представителем) социального налогового вычета в связи с обучением ребенка, но для этого необходимо внесения изменений в налоговое законодательство, так как на сегодняшний день социальный налоговый вычет в связи с обучением ребенка предоставляется при наличии у образовательного учреждения (к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 20 статьи 2 Закона об образовании)) соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения.
  • В связи с изложенным Министерство образования предлагает органам местного самоуправления провести мероприятия по организации разъяснительной работы с педагогическими работниками муниципальных образовательных организаций, гражданами, проживающими на территории муниципального образования, о необходимости соблюдения действующего налогового законодательства при оказании услуг репетиторства, проведению курсов обучения и оказания услуг по присмотру и уходу за детьми.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *