Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал.

Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.

5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

Будут ли штрафовать водителей за установку дополнительных динамиков

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Правовые аспекты управления авто эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

Разработаны новые программы подготовки водителей

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

  • Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
  • Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
  • На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

Страховщики составили новый рейтинг самых угоняемых машин

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было.

Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

https://www.youtube.com/watch?v=f73fEgMgOBI

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет.

Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы.

И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал.

К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав.

Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин.

Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб.

Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет.

Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

  1. Между тем
  2. Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
  3. Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

«Людей жалко»: Мантуров оценил возможность появления электросамоката Aurus

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Читайте также:  Как приватизировать и разъехаться?

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

На жителя Ростова завели дело за пьяное вождение электросамоката

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов.

Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко.

Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Смотрите, какая тема — Статья 12.15, часть 4 за выезд на встречку: как избежать лишения прав, какие сроки давности?

Не все водители знают, что за выезд на встречную полосу движения и обгон предусмотрена вилка наказания: могут оштрафовать, а могут лишить прав. И если вы готовитесь к худшему – не спешите с выводами! Чаще всего водителям назначают денежное взыскание.

К тому же есть способы обезопасить себя от худшего сценария, а в ряде случаев смягчить наказание или вовсе его избежать. Если вы оказались между молотом и наковальней по части 4 статьи 12.

15 КоАП РФ, читайте нашу публикацию – в ней мы расскажем о судебной практике, о том, как определяется вид наказания, кто и где его выносит, как грамотно выстроить защиту, а также как переквалифицировать статью Кодекса на другую.

Наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ: штраф или лишение прав?

Вид наказания зависит от ряда факторов. Они универсальны и применяются в каждой конкретной ситуации. Поэтому, если вас поймали за нарушение п. 9.1.1 ПДД Выезд на встречку, взгляните на критерии ниже и попробуйте прикинуть шансы отделаться штрафом.

Критерии определения наказания

Итак, какие факторы влияют на назначение штрафа или лишения прав по статье 12.15 за выезд на встречку?

  1. Смягчающие условия, например – признаёте ли вы вину, когда остановились (сразу или только через 2 км), находились ли в состоянии аффекта (душевных переживаний) и другие.
  2. Отягчающие обстоятельства, к примеру – повторные нарушения по ст. 12.15.4 КоАП и вообще любые другие правонарушения, равно как и езда в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Объезд препятствия, например – стоящих участников ДТП, лежачего человека и других внезапных объектов на дороге.
  4. Вынужденная необходимость, скажем – чтобы уйти от лобового столкновения с мчащимся впереди автомобилем.

Словом, инспекторы ГИБДД или судья будут выяснять, был ли с вашей стороны выезд на встречную полосу, в каких обстоятельствах это произошло, каким было полотно дороги, а также была ли создана опасная ситуация для других участников движения. И с учётом этих факторов примут решение – назначить штраф или временно превратить вас в пешехода.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

Когда и какой штраф?

Практика показывает, что чаще всего водителей наказывают рублём.

Штраф за выезд на встречную полосу движения в тех случаях, когда это запрещено – 5 000 рублей.

Обратите внимание! Штраф по 12.15.4 КоАП РФ не могут выписать «на месте». Даже если вас остановил сотрудник ИДПС, он может лишь оформить протокол, а затем обязан передать его непосредственному начальнику в отделение ГАИ.

Если дорожный автоинспектор предлагает оплатить «деньгами» на месте – знайте, что это жирный намёк на получение взятки. Ни в коем случае не соглашайтесь на такой вариант! Определять вид наказания будет начальник ГИБДД на разборе.

Он же и составит постановление, если посчитает, что характер нарушения тянет на штраф.

Когда и где лишают прав?

Если штраф могут выписать в ГИБДД, то лишить удостоверения водителя может исключительно судья. При этом служитель Фемиды может ограничиться и назначением денежного взыскания.

Ответ на вопрос, когда могут лишить прав, содержится в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ:

«…за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом… за уклонение от исполнения иного административного наказания»

Вообще, лишение водительских прав – это крайняя мера. Она угрожает лишь злостным нарушителям ПДД и тем, кто пренебрегает обязанности вовремя оплачивать административные штрафы.

Если вы из числа лихачей и у вас накопилась гора «писем счастья», то, скорее всего, решение суда вас не обрадует – заберут права на срок от 4 до 6 месяцев.

Остальные нарушители могут рассчитывать на штраф в 5 000 рублей.

Могу ли я отделаться штрафом за выезд на встречку в 2022 году?

Да, и это хорошая новость для тех, кто впервые выехал на встречку и с тревогой ожидает наказания. Тем более, что штраф можно оплатить со скидкой в 50% и тогда выйдет всего 2 500 рублей.

Если у меня не было штрафов?

Большая вероятность, что права не заберут.

Отсутствие штрафов характеризует вас как добропорядочного и ответственного водителя. А значит, скорее всего, высшее должностное лицо ГИБДД выпишет постановление об административном штрафе в 5 000 рублей. Но при условии, что отсутствуют отягчающие обстоятельства – вы осознали свою вину, не были в состоянии алкогольного опьянения и не спровоцировали массовое ДТП.

Если вовремя оплачены?

Даже если вы сразу оплатили предыдущие штрафы за год – это считается отягчающим фактором. Но почему? А дело в том, что к такому решению пришёл Верховный Суд и теперь, в 2022 году, нижестоящие суды учитывают данный фактор.

Поясняем: если в течение года вас наказывали за отсутствие ОСАГО, за автобусную полосу или за ту же встречку, вы их оплатили, а теперь попались за выезд на встречную полосу – суд посчитает это отягчающим обстоятельством в силу однородности правонарушений (п.

16 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 года). И вот тут для вас возникает угроза лишиться водительских прав. Правда, даже в такой ситуации судья смотрит на комплекс критериев, в том числе и на смягчающие наказание.

Шанс отделаться штрафом по-прежнему есть.

Если нарушение зафиксировано камерой?

Ожидайте «письмо счастья» со штрафом в 5 000 рублей.

Да, выезд на встречку под камерой грозит лишь штрафом. И не важно, что вы попались во второй или третий раз за год. Камера и в этом случае зафиксирует выезд на встречку, а вам снова придёт письмо со взысканием на сумму 5 000 рублей – в силу ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

Вынесение наказания за выезд на встречную полосу в суде

Выше мы указали, что суд принимает решение о наказании водителю с учётом характеристики нарушения и разных обстоятельств. Рассмотрим их подробнее.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства

Логично, что в вашу пользу играют смягчающие условия. Их можно найти в ст. 4.2 КоАП РФ, а мы их перечислим в контексте выезда на встречку.

  • Раскаяние в том, что вы нарушили ПДД;
  • Сразу съехали с запрещённого участка дороги (на ту же попутную полосу);
  • Явились с повинной;
  • Оказали содействие сотрудникам ГИБДД в рассмотрении дела;
  • Предотвратили вред от нарушения;
  • Возместили ущерб потерпевшим от вашего выезда на встречную полосу движения (например, оплатили ремонт чужого автомобиля);
  • Совершили нарушение в аффекте, например – вследствие семейного горя или сильных душевных терзаний;
  • Статус несовершеннолетнего водителя;
  • Наличие беременности, малолетних детей.

Любой из этих факторов идёт в зачёт, то есть подталкивает судью к убеждению назначить минимальное наказание в виде штрафа.

С другой стороны – отягчающие обстоятельства. Они, напротив, склоняют чашу весов правосудия в сторону лишения водительских прав.

Отягчающие факторы расписаны в ст. 4.3 Кодекса:

  • Продолжение противоправного поведения, например – вас не остановил ни взмах жезла сотрудника ИДПС, ни громкоговоритель из мчащейся за вами полицейской машины, вы продолжали ехать по встречке, создавая аварийную ситуацию на дороге;
  • Вас поймали с нарушением ПДД во второй раз в течение года;
  • Объявление стихийного бедствия или ЧП;
  • Нахождение в состоянии алкогольного опьянения.

Желательно, чтобы ни одного из этих факторов не было, иначе вместо денежного штрафа вы рискуете стать пешеходом на срок от 4 до 6 месяцев, а то и на год.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

Позиция защиты

Чтобы не забрали права, нужно продумать алгоритм действий при посещении ГИБДД или суда. Есть общие рекомендации, они успешно опробованы на практике другими водителями и юристами.

Полезные советы:

  1. Не пытайтесь уйти от ответственности, признайте вину в полном объеме.
  2. Сообщите, что вы ни в коем случае не хотели нарушать ПДД, а выехали на встречку по своей неосторожности и неосмотрительности.
  3. Принесите на разбор в ГАИ или в мировой суд ряд документов, а именно – положительную характеристику с места работы и от участкового, свидетельства о рождении детей (если есть дети), удостоверение пенсионера, инвалида. Уточните в ГАИ, приобщат ли они к делу справку об отсутствии административных взысканий? Если нет – самостоятельно её закажите и предоставьте мировому судье.
  4. Делайте акцент на том, что автомобиль вам нужен для поездки на работу, развоза детей в учебные заведения, доставки продуктов пожилым родителям и т.д.

Если вы произведёте благоприятное впечатление и действительно раскаетесь в правонарушении, есть шанс откупиться штрафом.

Можно ли вообще избежать наказания по статье 12.15 КоАП РФ?

Да, но только при определенных обстоятельствах, о которых мы расскажем ниже.

Читайте также:  Не откажут ли мне в усыновлении?

Если была крайняя необходимость

Можно вообще избежать штрафа и лишения прав.

Определение понятия «крайняя необходимость» закреплено в статье 2.7 КоАП РФ:

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред»

И в нашем случае выезд на встречную полосу был единственным выходом из положения дабы предотвратить опасность.

Пример: Водитель вынужденно выехал на встречку в ночное время из-за того, что на него ехал другой автомобиль без световых приборов и габаритных огней. Съехать с дороги не было возможности – на обочине лежали большие камни и росли деревья. Манёвр выезда на встречную полосу был совершён с целью уйти от лобового столкновения с едущим не по своей полосе ТС.

В любом случае вам предстоит доказывать факт «крайней необходимости». Суду недостаточно слов, нужны доказательства: видео с регистратора, фото, показания свидетелей, схема ДТП, экспертизы и прочее. Если суд признает, что вы действовали в состоянии крайней необходимости, состава правонарушения не будет и никакие наказания не грозят.

Положительный пример из практики, когда Верховый Суд оправдал действия водителя за выезд на встречку с целью избежать лобового столкновения представлен Постановлением ВС РФ № 16-АД11-8 от 16 августа 2011 года.

Объезд препятствия

  • Вилки наказания нет, и штраф в разы меньше.
  • Но если вы объедете через встречку транспортное средство, которое нельзя считать препятствием (автобус на остановке или пробка из машин) – накажут штрафом в 5 000 рублей или лишат прав на срок от 4 до 6 месяцев.
  • В то же время разрешается объезд через полосу встречного движения на 2-х полосной дороге или на центральную полосу движения на 3-х полосной дороге, если впереди нет ж/д переезда.

Вынужденный объезд препятствий через встречку наказывается штрафом по ст. 12.15.3 КоАП РФ, а там суммы от 1 000 до 1 500 рублей.

И никакой угрозы, что у вас отберут водительские права.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

Если водитель-инвалид

Его не могут лишить водительских прав. Об этом прямо утверждает ч. 3 ст. 3.8 Кодекса, правда, с одной оговоркой… первое нарушение!

Если водитель с инвалидностью повторно нарушит ПДД с выездом на встречку, у него могут отобрать права на 12 месяцев. Если же нарушение запечатлеет камера видеонаблюдения – выпишут штраф в размере 5 000 рублей (ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ).

Переквалификация на другую статью

Если знать ПДД, можно избежать высокого штрафа.

  • Например, если вы наехали на сплошную, а полностью её не пересекли – это нарушение п. 9.7 ПДД, за что вам грозит штраф 1 500 рублей (ч. 1 ст. 12.15 КоАП). Никаких иных санкций здесь нет. И здесь вам должны помочь данные с регистратора и показания свидетелей.
  • Другая ситуация связана с разворотом через сплошную или двойную сплошную – здесь также не могут вменять вилку наказаний за выезд на встречную полосу движения. Потому что в случае разворота и пересечения разделительной линии под 90 градусов, ваш манёвр подпадает на санкцию по 12.16.2 Кодекса, а там светит от 1 000 до 1 500 рублей, а никак не 5 000 с риском остаться пешеходом.

Здесь уместно привести решение Майкопского районного суда Республики Адыгеи № 97/2002 от 2 сентября 2011г., где водителя хотели привлечь за выезд на встречную полосу, в то время как он поворачивал налево и нарушил требования разметки – а это ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ, с максимальным наказанием 1 500 рублей. И судья встал на сторону автовладельца.

Сроки давности

Если срок истёк, а постановление или решение суда не вынесено – административная ответственность исчезает.

Что это значит? Если на вас составлен протокол за выезд на полосу встречного движения, его передадут начальнику ГИБДД. Высшее должностное лицо выносит постановление о назначении штрафа в течение 15 дней.

Но в то же время сроки давности по АПН не могут превышать 2 месяцев, а если дело рассматривает мировой суд – не более 3 месяцев (ч. 1 ст. 4.5 Кодекса).

Истечение этих сроков говорит о том, что к вам не могут применить вилку и вообще наказывать за выезд на встречную полосу движения.

Опять же, отмечаем решение Промышленного районного суда г. Самары.

Водитель выехал на трамвайные пути встречного направления, но в силу истечения 3-месячного срока давности суд принял решение прекратить производство по административному правонарушению.

Но, что примечательно, сам водитель на звонки не отвечал и никак не связывался с судом – тем не менее, избежал ответственности за «не дешёвое» правонарушение.

Процессуальные нарушения

Обжалованию подлежит не вменение наказания, а действия/бездействия сотрудников ИДПС. Подойдёт, если вы хорошо знаете ПДД, свои права и порядок выстраивания защиты.

На что можно обратить внимание суда:

  1. Отсутствие сведений о понятых и свидетелях (если они есть);
  2. Отсутствие видеозаписи выезда вашего автомобиля на встречную полосу движения – к слову, сами судьи обязывают представителей ГИБДД предоставлять им подобные доказательства вины водителей;
  3. Ненадлежащее извещение о дате и времени рассмотрения дела об АПН.

На основе этих и других обстоятельств вы можете отменить постановление и избежать наказания по ст. 12.15.4 КоАП РФ.  

Иркутский водитель пытался прекратить производство по делу и отменить штраф в 5 000 рублей, но мировой судья его не поддержал – так иркутчанин дошёл с жалобой до областного суда.

Оказалось, что основания для отмены штрафа действительно имелись: отсутствовали свидетели и понятые, не был допрошен инспектор ИДПС, видеозапись фиксации правонарушения не сохранилась на CD-диске (её и не смотрели).

Решением Иркутского областного суда № 21-252/2019 дело было направлено на новое объективное рассмотрение, с учётом вновь предоставленных доказательств.

За какие нарушения грозит наказание по 12.15.4?

Чтобы подытожить вышесказанное в статье, еще раз напомним запрещённые манёвры, за которые могут наказать по ст. 12.15.4 КоАП РФ:

Чтобы не попасть на вилку наказаний, следите за дорожной разметкой и знаками. Особенно за знаками! Ведь при неблагоприятных погодных условиях разметка может «затеряться» под снегом или грязью. Тем более, что по ГОСТу Р 52289-2004, если дорога состоит из 2-х и более полос движения для каждого направления, знак «Обгон запрещён» должен дублироваться. То есть быть и справа, и слева.

На каком расстоянии от водоема можно ставить машину: штрафы за подъезд к реке

Теперь на рыбалку разве что на инвалидной коляске ехать! Любой транспорт нельзя ставить ближе чем на 200 метров от реки.

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

А если мне нужно спустить лодку весом в 100 кило на воду? Что, тоже штраф?

  • И на каком расстоянии от реки, озера, водоёма теперь можно рыбакам и отдыхающим оставлять свой транспорт?
  • Какой штраф за неправильную парковку автомобиля в водоохранной зоне рядом с речкой?
  • Этими и другим около вопросами я озадачился (да и не только я, многие знакомые рыбаки) при сегодняшнем раскладе нововведений в закон о рыбалке.

На каком расстоянии от водоема можно оставить машину во время рыбалки по закону?

  1. Оказывается, ещё с 2010 года в правилах и законе о рыбалке есть особая статья — 65-ая что ли, в которой сказано где и на каком расстоянии можно двигаться и стоять на транспорте около водоёма.
  2. Расстояние парковки транспорта, в частности автомобиля, регламентируется протяженностью реки.

  3. Так ширина и границы водоохранной зоны определяются протяженностью:
  • до 10 км — 50 метров,
  • от 10 до 50 км — 100 метров,
  • от 50 и более — 200 метров.
  • Тем, кто решил искупаться в море, следует оставлять свою машину аж на полкилометра от границы прилива.
  • Еще в этой статье закона говорится, что вроде бы разрешено движение — приведу цитату:
  • «В границах водоохранных зон запрещаются:
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;»

То есть по просёлочным дорогам вдоль речки ваще нельзя ездить?! И не только на машине, но и на любом другом транспорте — даже на велосипеде!

Рыбак на велосипеде — это тоже водитель, а велик — это его транспорт, согласно правилам ПДД.

Теперь разве что на инвалидной коляске можно подъехать близко к речке — она же исключение из правил ГИБДД.

Штрафы за подъезд к реке и стоянку

Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

А теперь о самом больном — нарушил выше приведенный закон — получи штраф — это статья 8.42 Кодекса об административных правонарушениях.

  1. А на сегодня это — 3-4,5 тысячи рублей для обычных рыбаков!
  2. И опять выписка-цитата из закона:
  3. «Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности…
  4. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

Да уж, летом на рыбалке можно не плохо мускулы подкачать! С лодкой, да с мотором, если авто оставлять на 200 метров, — до реки раза 2-3 придётся сходить.

А потом ещё и обратно — омрачает это всё полноценный отдых и общение с природой!

Читайте также:  Может ли жена претендовать на долю полученную до заключения брака?

Мыть машину кстати также запрещено! И прежде, чем помыть самому у речки автомобиль, подумайте. А то штраф такой же…

Полезно и интересно: Нерест — чем и где можно рыбачить без штрафов?

И ещё, о запрете и допуске к берегам водоохранной зоны

А как же замки, дворцы и коттеджи, построенные прямо на берегу реки? Как же земли водоёмов, выкупленные и взятые в долгосрочную аренду у государства?

К речке с их стороны ваще не подойти! Всё перекрыто высокими заборами с колючей проволокой и перекрыто шлагбаумами.

Опять же повторюсь, сегодня в России рулят деньги! Закон как дышло!

И при чём тут экология?

А чем мотивируют запрещения подъезда на транспорте к речке? Типа нарушаем экологию биоресурсов страны? Так что ли?

Якобы с автомобиля химии всякой как из ведра. А разве лодочный двухтактный мотор не больше приносит вреда (бензин и выхлопы в воду попадают)?

  • Настоящие рыбаки никогда не будут вредить природе!
  • А мусор, который тут и там оставляют после себя отдыхающие?
  • А теперь еще за 200 метров не каждый захочет захватить с собой мусорный мешок и потом еще искать куда его приспособить.
  • Лишение водительских прав: мой знакомый поехал на реку, река находится далеко от проезжей части

А ухари, которые моют машины – они уж точно приносят вред природе! Их, я согласен, наказывать и рублём, и порками!

Советую: Запрещенные к выловы виды рыбы в разных регионах России — должен знать каждый рыбак.

Нужно менять (дорабатывать) не только сырые законы, но и тех галстуков, которые их создали и утвердили. Ведь, честно, ничего они не смыслят в рыбалке — да и не только в ней!

Закон идиотский, любой лодочный бензомотор с выхлопом в воду, в сотни раз вреднее машины стоящей у среза воды.

И ещё, некоторые говорили, что если знака нет, то и штрафануть не могут. А вот и могут. Есть судебная практика, где таких вот не верующих наказали штрафом. Они вроде бы говорят, знак не видим. А суд им ответил — закон-то важнее будет!

  1. И незнание закона не освобождает от ответственности! Так то…
  2. У меня на сегодня всё — прокомментируйте, что вы думаете по этому поводу.
  3. А вот таких рыбинспекторов нужно самих наказывать и не рублём, а плёткой по пятой точке!
  4. Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)!
  5. Следите за моими новыми публикациями – дальше ещё интереснее будет!

Можно ли выпивать за рулем вне дорог общего пользования

Лето – прекрасная пора отпусков и выездов на природу. Естественно, эти выезды редко обходятся без алкоголя. И многие из нас начинают прикладываться к бутылке еще будучи за рулем автомобиля, лишь только покинув пределы дороги общественного пользования. Но можно ли так делать? И что будет, если посреди цветущего луга вам вдруг встретится доблестный инспектор ГИБДД?

Конечно, сама возможность встречи с сотрудником госинспекции где-то далеко на болотах маловероятна. Поэтому пить за рулем вдали от цивилизации вы можете вполне безнаказанно. Если же приобщение к культуре пития произошло недалеко от населенного пункта, свидание с инспектором или участковым перестает быть таким уж невозможным.

Давайте разберемся, запрещено ли законом употреблять алкоголь в таких местах, вдалеке от дорог общего пользования.

Что говорит законодательство?

Итак, в законе на этот счет есть вот такие моменты:

«п. 2.

7 ПДД РФ: Управление в состоянии опьянения, передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, могут повлечь лишение права управления автомобилем на срок от полутора до двух лет, а также взыскание административного штрафа в размере 30 000 руб. (ч. 1, 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ).»

Этот пункт многие считают спорным, и даже адвокаты в суде ссылаются на то, что ПДД – это все-таки правила дорожного движения, то есть распространяются только на движение по дорогам. И в них же дается определение дороги и дорожного движения:

«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Вся соль в том, что интерпретировать закон можно по-разному. Один судья согласится с тем, что дорога – это как минимум грунтовка или добротная проселочная колея.

Другой скажет, что дорога – это любая местность, по которой может проехать транспортное средство.

По сути, любую мало-мальски наезженную тропу хоть в лесной чаще, хоть в пустыне можно считать дорогой, и тут ГИБДД и полиция вольны напомнить вам об ответственности со всеми вытекающими последствиями.

Если же вы едете по целине, то по логике, в этом случае поле, луг, лес, берег реки или болото – это никакая не дорога, поэтому к ним ПДД не могут быть применены. Соответственно, и ответственности за пьяную езду вне дороги общего пользования быть не может. Нет дороги – нет нарушения.

Известны случаи, когда обвиняемого в вождении в пьяном виде по такой территории, по суду признавали невиновным ввиду отсутствия состава преступления.

Ход конем

Однако не расслабляйтесь, ведь практически любое поле можно возвысить до уровня прилегающей к дороге территории, а на такую местность ПДД как раз распространяются. И вот вам пример такого решения суда: http://docs.pravo.ru/document/view/26651120/

Здесь обвиняемый при своей защите делал упор на то, что, будучи в состоянии алкогольного опьянения, он управлял транспортным средством вне дороги общего пользования, у реки. Однако судья пришел к выводу, что указанная местность подпадает под определение прилегающей к дороге территории.

Обратите внимание также на то, что сами ПДД ссылаются на КоАП РФ, а в КоАП нет ни слова о том, что он действует только на дорогах общего пользования или в жилых зонах. Следовательно, он распространяется на любые территории. С этой точки зрения, употреблять алкоголь за рулем нельзя даже в степи, где на несколько километров нет ни единой живой души.

Не тешьте себя надеждами: если вы попадетесь, любой государственный обвинитель сочтет пьянство за рулем серьезным проступком.

Для него неважно, где вы употребляли алкоголь: на шоссе, у собственного гаража или в чистом поле. В любом случае для него пьяный водитель – потенциальная угроза.

Он использует все возможности, чтобы доказать вашу вину. И не факт, что опытный адвокат сумеет склонить судью на вашу сторону.

Штрафы и наказания

Если вас признали виновным в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, к вам будут применены те же наказания, что и в городе.

Итак, если вы попались пьяным за рулем (автомобиля, мотоцикла или мопеда) впервые, вас ждет штраф в размере 30 т.р. и лишение водительских прав на срок от 1,5 года до 2 лет. Если вы отказались от медосвидетельствования или добровольно передали свой автомобиль в управление пьяному другу, наказание остается тем же.

Если при этом у вас нет прав вообще или же вас их лишили (за другое правонарушение, но не уголовное), к вам применят арест на 10–15 суток. Если же данная мера не может быть применена, налагается штраф в размере 30 т.р.

Арест не может быть применен в отношении беременных женщин, подростков до 18 лет, женщин, имеющих на иждивении детей до 14 лет, инвалидам, военным и некоторым другим категориям граждан. Подробнее – в ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.

При повторном нарушении закона о «пьяном» вождении вам могут выписать штраф в объеме 200–300 т.р. Возможен также вариант, при котором вас отправят в места лишения свободы на 2 года и лишат водительского удостоверения на 3 года. То же самое вас ждет, если ранее вы уже привлекались за нетрезвое вождение, а теперь отказываетесь от прохождения медицинского освидетельствования.

Если же результатом ваших пьяных разъездов стала авария или причинение какого-либо ущерба другим лицам, в игру вступает уголовный кодекс, и тогда наказания становятся куда тяжелее.

Обо всем этом надо помнить, когда вам хочется употребить алкоголь за рулем даже вне дороги общего пользования.

Как быть?

Итак, желающих полихачить или просто покататься подшофе немало. Как летом, так и зимой. Кто-то любит рассекать своим внедорожником сугробы или дрифтовать на льду реки, кто-то предпочитает мирно употреблять алкоголь за рулем, остановившись где-нибудь в поле и наслаждаясь бескрайним морем цветущих трав.

НО: даже находясь вне дороги общего пользования, нельзя забывать о том, что пьяный за рулем – источник повышенной опасности. И дело совсем не в штрафах или лишении прав.

Даже если вы полностью уверены в себе, в пьяном виде вас может потянуть на «подвиги». Самоконтроль, нормальная скорость реагирования, правильная оценка обстановки – это уже не про вас. В лучшем случае вы застрянете или перевернетесь, в худшем – убьете себя, своих попутчиков или того, кто нечаянно окажется под колесами вашего авто.

Очевидно, сейчас кто-то скажет: «Да я 100 раз так делал, ни разу ничего плохого не случилось и ни разу никто меня не оштрафовал». Но это не означает, что в 101-й раз будет так же.

Берегите себя и нервы своих близких! Не пейте за рулем!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *