Каверзный вопрос по пониманию законов

Неужели кто-то не понимает, зачем нужны законы? Это очень простой вопрос, если в него вникнуть. Законы нужны для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми. Если бы законов не было, царила бы анархия и беззаконие. И можем себе представить плачевные последствия, если бы законов не существовало.

Законы есть разные — физические, нравственные, этические, духовные. Человек очень зависит от них. Нарушение одних приведет к печальным последствиям сразу, а других – через время.

И в каждом обществе, культуре, цивилизации свои законы. Например, за одно, и тоже преступление в разных странах по-разному накажут. Но преследуют при этом одну цель, защитить и обезопасить жизнь граждан и перевоспитать виновника. Вот для чего нужны законы.

Видео

Важность законов

Детям лучше объяснять на примерах, почему нужно соблюдать законы. Для этого подойдут презентации, познавательные сообщения. В качестве домашнего задания можно попросить учеников написать эссе или короткие доклады. Так у ребенка появится возможность самостоятельно разобраться в значении регулирования порядка.

Первое знакомство с законами и правилами происходит в детстве. Сначала родители, потом воспитатели и учителя что-то запрещают ребенку, заставляют придерживаться определенного порядка. Устанавливать такие правила сложно, ведь они должны учитывать права и потребности всех людей в обществе.

Взрослея, человек продолжает соблюдать определенные законы. И чем он становится старше, тем больше требований к нему выдвигается. Если люди следуют им, они становятся полноценной частью общества.

Они могут развиваться, совершенствоваться — получать образование, работать, строить отношения без опасений быть в чем-то виновными.

Законы позволяют государственной власти обеспечивать безопасность каждого гражданина страны с момента его рождения и до самой смерти.

Боязнь наказания

Существуют и другие причины того, почему важно соблюдать законы. Стоит отметить, что многие граждане нашей страны боятся наказания за нарушения определенных правил.

Наверное, не найдется желающих по собственной воле платить огромные штрафы или же отбывать срок в тюрьме. А ведь несоблюдение законов приводит именно к таким последствиям.

Чтобы избежать наказания, многие стараются не отклонятся от норм поведения и не противоречить правилам, которые были установлены органами правления.

Помимо этого, большинство граждан страны боится за собственное имущество и за себя. Ведь несоблюдение определенных законов может привести к потере личной свободы и нажитого добра. А этого никто не хочет.

К тому же представьте хотя бы на пару минут, что будет происходить на улице, если все население страны откажется от установленных норм поведения и от законов, которые создавались на протяжении многих веков.

В таком случае воцарится полная анархия.

Наше время

Говоря сухим юридическим языком, закон — это нормативный акт, установленный и принятый высшим органом государственной власти. Если проще, то это нормы того или иного общества, которые служат защитой прав его членов.

В случае их нарушения, пострадавшая сторона может рассчитывать на содействие со стороны государства, его правоохранительных служб и общества. А виновник должен понести наказание, которое зависит от тяжести проступка, того, был ли он намеренным, и от множества других факторов.

Все они разбираются в суде, и, кстати, только он может выносить решение и вообще определять виновность человека, даже если она очевидна. Именно это ответ на вопрос о том, для чего нужны законы в обществе.

Ну и главное в законах, это то, что они основываются на конституции государства и не могут противоречить уже принятым законодательным актам и основным правам человека.

Что такое справедливость

Нельзя рассматривать понятие законности без определения термина справедливости. В современной Конституции РФ понятия справедливости и законности неотделимы друг от друга. Конституция определяет самые важные принципы жизни общества:

Каверзный вопрос по пониманию законов

  • все равны перед судом и законом;
  • любой гражданин Российской Федерации обладает равными правами и исполняет равные обязанности;
  • любой гражданин имеет право на свободу, труд и образование.

То есть главнейшая роль Конституции — справедливо распределить права и обязанности между людьми и контролировать их соблюдение и выполнение.

Как появились законы

Еще в первобытном обществе люди почувствовали необходимость урегулирования взаимоотношений, поскольку уже тогда возникали конфликты и недовольства.

Можно смело говорить о том, что законы берут свое начало именно с этих времен, хотя они в ту пору сильно отличались от того, что мы называем законом сегодня.

Тем не менее, очевидно, что жизнь человека в обществе (даже в первобытном) предполагает определенный порядок и правила поведения, которые призваны сделать ее наиболее комфортной и безопасной.

Так, определенное поведение людей еще в древности вызывало негодование соплеменников. Люди хотя бы на подсознательном уровне стремились к равным правилам для всех и не желали мириться с теми поступками окружающих, которые в той или иной мере мешали их спокойному существованию.

С появлением частной собственности ситуация усугубилась еще больше, поскольку конфликты стали возникать все чаще. Все это привело к необходимости создания структуры для управления и письменного закрепления различных правил. Естественно, данные правила ограничивали свободу людей.

Во втором веке до нашей эры уже существовали писаные законы. Свидетельством тому является кодекс Хаммурапи — царя Вавилона. Конечно, на данном этапе законы писались по воле самих правителей, которые могли установить определенные нормы, опираясь лишь на собственные желания.

В период Средневековья в роли “сочинителей” законов выступала преимущественно церковь. Лишь в течение долгих столетий законы стали приближаться к простому народу и отражать в большей степени его потребности.

Так, на сегодняшний день большинство законов направлено на ограничение свободы человека в тех случаях, когда она становится угрозой для свободы другого человека.

Понятие свободы

Закон и порядок устанавливаются в обществе для того, чтобы человек был свободен. Недаром понятие свободы так часто нам встречается: свобода слова, свободный человек, свобода передвижения. Какое же значение имеет это слово?

  • наличие возможностей, жизнь без ограничений, которые сковывают, стесняют человека;
  • действия по своему усмотрению, без насилия и принуждения;
  • возможность делать все то, что не запрещено законом и не наносит вреда другому человеку.

Свобода имеет свои границы, она не может быть полной. У каждого из нас есть свои интересы и желания, но если мы начнем для их достижения нарушать права других людей, то будем постоянно ссориться, сталкиваться. Поэтому мы должны понимать, что у нашей свободы есть рамки, преступать которые неправильно.

Для того, чтобы интересы каждого гражданина нашей страны не нарушались, в Конституцию были внесены четкие ограничения в той или иной деятельности. Например, всем разрешено создавать различные общественные организации (Спортивные клубы, кружки по интересам, научные группы), но запрещены вооруженные, террористические организации, потому что они опасны для общества.

Закон   О дополнительной ответственности чиновников за коррупцию

Павел Кокорский требует справедливости

За коррупционные действия чиновников любого уровня должна существовать дополнительная ответственность. Например, таким чиновникам — будь то губернатор, депутат, правоохранитель или судья — не должны назначать условный срок.

Кроме того, необходима конфискация имущества как самого чиновника, так и его семьи, если они не докажут, что приобрели все законным путем. Также стоит лишить его пенсии и заработанного за всю жизнь и полностью запретить занимать руководящие должности не менее чем на 20 лет после отбытия наказания.

Пусть работает руками. И главное — чиновник не должен покидать страну, пока не отбудет срок.

Понятие справедливости

Нельзя разделять понятия закона и справедливости. Без одного не существует другого. Первые должны защищать справедливость, поэтому ее обеспечивает Конституция. Все люди равны между собой, нет тех, кого можно назвать лучше других. Обычная уборщица и богатый бизнесмен наделены одинаковыми правами.

У каждого человека есть возможность делать все, что не нарушает закон. При этом у всех есть свои права:

  • на жизнь и свободу;
  • образование и медицинское обслуживание;
  • уважение к религиозным и политическим взглядам;
  • гражданство и создание семьи;
  • смену места жительства.

Человек обладает и другими правами. Но при этом он должен выполнять определенные обязательства. Так как он требует справедливости по отношению к себе, должен ее проявлять и к другим.

Нельзя посягать на чужое имущество или личность, требовать от человека подчинения или послушания, заставлять работать или выполнять какие-либо действия не по его воле.

Запрещено посягать на свободу и права другого.

Независимо от социального положения все люди равны перед законом и судом. Придерживаться нормативных актов и установленных правил обязан каждый. Только в этом случае в мире наступает справедливость.

Государственные законы

Государство принимает свод законов, регулирующих взаимоотношения своих граждан. Законы предусматривают соблюдение порядка, закрепление прав, ну и в идеале направлены улучшение благосостояния всей нации, а не отдельных граждан.

Необходимо знать, какие есть законы, хотя бы основные. Вот некоторые из них: закон о полиции, об образовании, о недрах земли. Их нарушение в зависимости от степени тяжести неумолимо приведет к наказанию, согласно процессуальному кодексу.

Если каждый представитель государства будет соблюдать не только официально принятые законы, но также духовные и моральные принципы, то могущество общества будет только увеличиваться. В ином случае любую страну ожидает участь Римской империи, которая сгинула в небытие из-за повсеместного пьянства и разврата, царившего в ней.

Поведение в обществе

На уроках этики и обществознания ученики проходят специальные тесты, позволяющие определить их знания правил поведения в обществе.

Знание этикета позволяет человеку произвести хорошее впечатление на окружающих, а иногда и получить желаемое. Воспитанным людям чаще отдают предпочтение работодатели, они легко находят себе друзей.

Следовать правилам, соблюдать принятый порядок в обществе должен каждый человек.

Есть определенные законы и нормы, которые позволяют гражданину стать полноценным членом социума. Они касаются разных сфер:

  • поведения в общественных местах и транспорте;
  • приема пищи;
  • манеры одеваться;
  • общения с окружающими;
  • образования и работы.

Законы соблюдать должны все, но определенные правила касаются отдельных слоев населения. Нормы поведения за столом или в компании друзей могут отличаться в разных странах. Они зависят от национальных традиций и обычаев. Приемлемое в одном государстве может быть под запретом в другом.

Но для всех сторон жизни действуют единые правила и законы: человек должен быть вежливым, учтивым, соблюдать личные границы окружающих. Если этого не делать, будут нарушаться не только индивидуальное пространство, но и законы, связанные со свободой личности.

В обществе не принято обсуждать некоторые темы — религиозные взгляды, политические предпочтения, так как государство разрешает исповедовать любую веру и состоять в партии. Благодаря этому становится понятно, зачем надо соблюдать законы и правовые нормы.

Справедливость

Понятия справедливость и закон неотделимы друг от друга.

  • законы утверждают и защищают справедливость;
  • конституция Российской Федерации – образец справедливости. Она утверждает:
    • все равны перед судом и законом;
    • каждый гражданин обладает всеми правами и исполняет равные обязанности;
    • каждый имеет право на образование.
Читайте также:  Уголовная ответственность: сегодня ночью мой бывший сожитель угрожая мне убийством

В Древних Афинах жил философ Сократ. Он выступал за законность и справедливость, посещал народное собрание, участвовал в суде. Он часто критиковал тех, кто нарушал закон. И однажды ему предъявили обвинение в том, что он не верит в богов и оказывает плохое влияние на молодых людей.

По тем временам это считалось крайне серьезным преступлением. Сократа приговорили к смертной казни. Он имел возможность бежать, спастись от наказания, но его уважение к суду и закону было слишком сильным. Он выпил яд в назначенное время. После его смерти выяснилось, что обвинение было ложным.

В честь Сократа в Афинах установили статую.

Теги

§ 3. Почему важно соблюдать законы. —

1. Опираясь на текст учебника, запиши признаки понятия «закон».

Закон — это правила, которые: 1) устанавливает государство;

2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи. 2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев: 1) упорядочивают жизнь 4) облегчают принятие решения 5) за несоблюдение их возможно наказание

Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.

Изначально, функцию законов исполняли обычаи.3. Отметь верные суждения о Конституции РФ. 1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан. 4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя. 4.

Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением? Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе.

Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества. 5. Проанализируй факты.

а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.

), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.

б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.

1) Напиши, что объединяет эти факты.

В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их — идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого.

Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти — наместником бога на Земле.

2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.

Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению. Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона. 6. Прочитай текст и выполни задания.

Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.

) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.

Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?

Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти.

Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.

С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.

В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие — целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона — философа.

Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет. С точки зрения того времени противоречия нет.

С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение. 7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены? Согласно ч. 3 ст.

55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 8.

Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин. Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Гдз по обществознанию 10 класс учебник боголюбов § 18. право в системе социальных норм

1. Почему люди не могут обойтись без права?

Потому что право создано с целью соблюдения общественных соглашений и сохранения мира и безопасности в государстве.

 Право является средством социального контроля, которым государством устанавливаются четкие рамки для членов общества, контролируется абсолютная свобода людей и предоставляется людям необходимая помощь государства.

Право создает не только обязывающие запреты, но и оправдания для поведения людей определенным образом (правомерного поведения). Право действует в социальной среде, развиваясь и изменяясь, а также приспосабливаясь к обстоятельствам общества таким образом, чтобы правовое решение было всегда справедливым.

2. Откуда право берёт силу?

3. Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?

Очень часто правоведы проводят сравнение между правом и моралью как наиболее основательными социальными регуляторами. Не случайно бытует выражение, что право — это моральный минимум.

Действительно, правовое регулирование почти невозможно без опоры на мораль.

Большинство норм права, содержащих запреты (особенно в уголовном праве), напрямую восходит к морали: не совершать насилия над личностью, не оскорблять человека, не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не брать чужого, не нарушать правил общежития, общественного порядка и т. д. Все эти моральные нормы, получившие соответствующую юридическую форму, можно обнаружить в правовых документах.

Укажем на ряд взаимосближающих черт морали и права. Прежде всего, у морали и права общая цель — способствовать общественному согласию, гармонизации отношений между людьми, а также между людьми и окружающей средой.

Сближает их также духовная, идейная основах и мораль, и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить его в жизнь во всех сферах человеческой деятельности.

Защищая интересы и права человека, призывая к гуманным взаимоотношениям, как мораль, так и право стремятся прежде всего обеспечить справедливость. Вчитайтесь в такие, например, строки: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» (Библия. Исход. Гл.

20: 12); «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них» (Семейный кодекс РФ, ст. 87, п. 1).

Идейная близость морали и права хорошо видна на примере п. 1 ст. 6 Уголовного кодекса РФ, который гласит: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми».

Вопросы и задания к документу

1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?

Я думаю, Борис Николаевич Чичерин говорит о свободе как естественном праве человека, так как именно свобода делает человека человеком.

2. Как вы думаете, какой смысл вкладывает учёный в слово «лицо»?

Чичерин правовед, соответственно, он говорит о человеке как лице физическом.

3. Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»?

Человеку присваиваются права для расширения сферы применения его свободы.

4. Какими причинами обусловлено происхождение права?

Право происходит для устранения споров, которые могут появиться в результате деления свободы действий физических лиц.

5. Какое определение автор даёт праву? Что лежит в основе этого определения?

«Право-взаимное ограничение свободы под общим законом».

6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в предыдущем параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните своё мнение.

Вопросы

1. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?

Я предлагаю сначала разобраться со всеми признаками права.

Так, первым признаком является нормативность. Почему? Потому что право состоит из различных норм и нормативно-правовых актов.

Волевой характер. В зависимости от мировоззрения волевой характер права рассматривается как свободное выражение воли или как выражение воли высших слоев общества. Так или иначе, воля присутствует.

Формальная определенность. Право имеет обязательные юридические свойства.

  • Общеобязательность — право обязательно для исполнения каждым.
  • Системность и иерархичность правовых норм, так как происходит регулирование человеческого поведения не изолировано.
  • Регулирующее воздействие — право регулирует человеческое поведение.
  • Установление и обеспечение права государством — права и свободы должны быть гарантированы государством.
  • Отсюда мы можем выделить такие признаки как общеобязательность, установление и обеспечение государством, нормативность, которые в корне отличают право от других социальных регуляторов.

2. Объясните, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.

Закон представляет собой законы, указы, постановления и санкционные обычаи и многое другое, то есть официальные источники юридических норм.

Право – система норм, которые устанавливаются государством, регулируют отношения и любую деятельность.

Существуют два основных подхода к пониманию соотношения закона и права. Первый объясняет, что право, как и закон, создано государственной властью. Право и государство существуют в крепкой связи и одно без другого не может. Также, как и закон, ведь закон есть официальный источник норм права.

Однако, закон может существовать без правового содержания, быть принят без соблюдения официальных процедур – второй подход.

Отличия права и закона:

Право представляет собой единую форму и содержание. Закон представляет собой выражение права.

Право вне закона существовать не может, это способ существования права. А наоборот, возможно – закон может существовать вне права, быть не правовым.

  1. Право – система норм, закон – форма выражения правовых норм.
  2. Понятие «право» гораздо шире, чем понятие «закон», так как право включает закон и много что еще.
  3. Право – долгожитель, закон органичен во времени, так как может быть устаревшим, утратившим актуальность.
  4. Право состоит из обычаев, традиций, практических кейсов, а закон — только из нормы.

3. Что сближает право и мораль? В чём проявляется «суверенность» права?

Право и мораль сближает то, что это правила поведения. В том, что права человека защищены государством и являются их неотъемлемыми правами.

Суверенность права проявляется в праве на жизнь, свободу и стремление к счастью.

4. Что такое система права?       

Система права – совокупность норм права, которая характеризуется единством, внутренней согласованностью и разделением на институты и отрасли права. В основе такого разделения лежит предмет и метод правового регулирования.

 5. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение.

Основные признаки правовых норм. Исходя из определения нормы права, можно выделить следующие ее признаки: норма — это мера свободы в волеизъявлении и поведении человека. Понимание этого момента конкретным субъектом зависит от внутренних факторов (его разум, характер, уровень культуры), от внешних обстоятельств (общественных отношений, авторитетом власти, обеспечительной силой государства).

6. Как классифицируют нормы права?

Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку.

Нормы права классифицируются: 1) по функциям в механизме правового регулирования: а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий; б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей; 2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности): а) нормы гражданского права; б) нормы уголовного права; в) нормы административного права и т. д.; 3) по методу правового регулирования: а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения; б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву); в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться; г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия; 4) по функциональной направленности: а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям; 5) по форме выражения предписания: а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий; б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;

 в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия; 6) по сфере действия: а) общефедеральные, действующие на территории всей страны; б) республиканские, действующие на территории субъекта федерации; в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования;

 г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации; 7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов; 8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует);

 9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории); 10) по субъекту правотворчества: а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами; б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления). Также выделяют бланкетные нормы, содержащие общее направление правил поведения, содержание которого устанавливается уполномоченным органом, и иные виды норм.

7. Дайте определение отрасли права. Как классифицируют отрасли российского права?

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. 

8. Что представляет собой правовой институт?

Институт права представляет собой группу правовых норм, которые не изменяются и остаются устойчивыми. Институт права регулирует специальную (конкретную) сферу общественных отношений.

Его особенности складываются из однородности фактов, юридического единства, нормативная обособленность, полнота отношений, которые регулируются институтом права.

Задания

1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) любил говорить, что существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.

О законе можно говорить таким образом, а о праве нельзя по причине того, что право представляет собой общеобязательные нормы, которые выработаны и общеприняты в обществе. Право находится в поле недосягаемости злоупотребления властью. Закон же может быть принят и трактован в зависимости от режима, в руках которого находится власть.

2. Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В вагон электрички, перед самым её отходом, влетает женщина с тяжёлыми сумками в руках. Все места заняты, причём в основном мужчинами.

Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встаёт, а женщина садится на его место. Смущённый мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивлённо спросить, почему его согнали с места.

Женщина тут же громко парирует: «Потому что я, женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам».

Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали.

Если Алексеев говорит о раскрытии права, то с точки зрения права, в данной ситуации прав мужчина. Потому что ни одна из трех волн феминизма еще не обязала мужчину уступать женщине место на законодательном уровне. Но с точки зрения морали, мужчина не прав. Этикет требует уступать место «беременным женщинам или с детьми, (или женщинам с сумками), инвалидам и пенсионерам».    

Вероятно, речь идет о правах женщин и девочек всех возрастов, которые включают как права, так и свободы. Эти права необязательно закреплены в законе или нормативно-правовых актах, достаточно и обычаев, и традиций.

Они отличаются от свобод и прав, которые предусмотрены в обществе для мальчиков.

Но этот список «женских прав» расширяется, вдобавок под веянием феминизма, так женщина имеет право голоса, может служить в армии, получать справедливую заработную плату, право на образование и собственность. Но среди них все еще нет права на место в автобусе.    

Вообще, ответить на этот вопрос сложно, ведь и мужчина, и женщина заплатили за проезд, потом имеют равные права на то, чтобы посидеть и постоять. Уступить место – моральный поступок. Но требовать места – несправедливо, ведь оба находятся в автобусе на равных условиях. Однако, этот случай правом не регулируется, поэтому если не совестно, то можно потребовать и не уступить.

3. Опираясь на известную вам классификацию правовых норм, укажите, какую форму действия предписывают изложенные ниже нормы права (приведите название нормы и объясните её смысл): «Законы подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15); «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Конституция РФ, ст.

45); «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).

4. Опираясь на текст учебника, заполните таблицу «Мораль и право».

  •  Общие черты:
  •  1. Регулируют общественные отношения;
  •  2. Распространяются на всё общество;
  •  3. Являются мерой свободы;

 4. Имеют схожую структуру.

  1. Отличия:
  2.  1. Права:
  3.   а) устанавливаются государством;
  4.   б) закреплены в юридических актах;
  5.   в) обязательны для исполнения;
  6.   г) их реализация поддерживается силой государства;
  7.   д) пропадает вместе с ликвидацией государства;
  8.   е) имеют более конкретное значение.
  9.  2. Нормы морали:
  10.   а) формируются обществом в процессе его развития;
  11.   б) не обязательно должны быть где-то закреплены;
  12.   в) не обязательны для исполнения;
  13.   г) их реализация поддерживается совестью и общественным мнением;
  14.   д) существовали и продолжали существовать без государства;
  15.   е) дают большой простор для их толкования.

Тест по обществознанию Человек и закон 7 класс

31.12.2021
Тесты по предметам
Обществознание
7 класс

Тест по обществознанию Человек и закон 7 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

  • А1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил
  • 1) норма
    2) порядок
    3) право
  • 4) санкция
  1. А2.

    Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

  2. 1) привычка
    2) натура
    3) обряд
  3. 4) поведение
  4. А3.

    Верны ли суждения о политических правах:

  5. а) они ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека;
    б) они обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны?
  6. 1) верно только а
    2) верно только б
    3) верны оба суждения
  7. 4) оба суждения неверны
  8. А4.

    Правило, которое устанавливает государство

  9. 1) закон
    2) аксиома
    3) порядок
  10. 4) мораль
  11. А5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право
  12. 1) справедливость
    2) закон
    3) мораль
  13. 4) желание
  14. А6.

    К внешним угрозам нашей стране относится

  15. 1) создание незаконных вооруженных формирований
    2) торговля наркотиками на улицах
    3) военный конфликт в соседнем государстве
  16. 4) распространение оружия
  17. А7.

    Верны ли суждения об обязанностях гражданина России:

  18. а) они обеспечиваются Конституцией Российской Федерации;
    б) они определены в статьях Всеобщей декларации прав человека?
  19. 1) верно только а
    2) верно только б
    3) верны оба суждения
  20. 4) оба суждения неверны
  21. А8.

    Сознательная дисциплина, или самодисциплина

  22. 1) общеобязательная
    2) специальная
    3) внешняя
  23. 4) внутренняя
  24. А9. Верны ли суждения о законопослушном поведении:
  25. а) оно всегда связано с несовершеннолетними;
    б) оно должно быть полезно обществу?
  26. 1) верно только а
    2) верно только б
    3) верны оба суждения
  27. 4) оба суждения неверны

А10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

1) нотариус
2) частный детектив
3) адвокат

4) прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участники судебного процесса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) адвокат
2) нотариус
3) прокурор
4) судья

5) секретарь

В2. Что из перечисленного относится к правам человека?

1) право получать медицинскую помощь
2) право получать образование
3) право приобретать недвижимость
4) право посещать музеи
5) право платить налоги

6) право соблюдать законы

В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • 1) этикет
    2) конститу­ция
    3) правона­рушение
  • 4) дееспо­собность
  • А) основной закон страны
    Б) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их
    В) принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо
  • Г) любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права

Вариант 2

  1. А1. Совокупность норм и правил, отражающих представ­ления о должном поведении
  2. 1) закон
    2) привычка
    3) этикет
  3. 4) диспут
  4. А2. Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности
  5. 1) привычка
    2) ритуал
    3) обряд
  6. 2) закон
  7. А3.

    Верны ли суждения о гражданских правах:

  8. а) они могут быть названы исходными;
    б) они обеспечивают право на духовное развитие личности?
  9. 1) верно только а
    2) верно только б
    3) верны оба суждения
  10. 4) оба суждения неверны

А4.

С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

  • 1) с 12 лет
    2) с 14 лет
    3) с 16 лет
  • 4) с 18 лет
  • А5. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию
  • 1) регулярная
    2) ополчение
    3) наемная
  • 4) войска специального назначения
  • А6. К внутренним угрозам нашей стране относится
  • 1) угроза ядерной войны
    2) рост преступности
    3) военные конфликты с соседними государствами
  • 4) деятельность международных террористических организаций
  • А7. Верны ли суждения о свободе человека:
  • а) свобода человека ограничена правами других людей;
    б) свобода человека состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку?
  • 1) верно только а
    2) верно только б
    3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны

А8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации?

  1. 1) министр обороны
    2) начальник Генштаба
    3) Президент
  2. 4) Председатель Правительства
  3. А9. Верны ли суждения о противозаконном поведении:
  4. а) противозаконное поведение причиняет вред обществу;
    б) противозаконное поведение направлено на создание новых законов?
  5. 1) верно только а
    2) верно только б
    3) верны оба суждения
  6. 4) оба суждения неверны

А10. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

1) нотариус
2) частный детектив
3) адвокат

4) прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участник преступления». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) подстрекатель
2) исполнитель
3) свидетель
4) соучастник

5) организатор

В2. Что из перечисленного является примером внутренних угроз безопасности страны?

1) угроза ядерной войны
2) деятельность террористических организаций
3) вооруженные конфликты на Кавказе
4) нелегальное распространение оружия на территории страны

5) создание незаконных вооруженных формирований

В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • 1) закон
    2) преступление
    3) кодекс
  • 4) табу
  • А) собрание нескольких законов, объединенных в один закон
    Б) система запретов на совершение определенных действий
    В) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным правом
  • Г) нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Ответы на тест по обществознанию Человек и закон 7 класс
Вариант 1
А1-4
А2-3
А3-2
А4-1
А5-1
А6-3
А7-1
А8-4
А9-2
А10-3
В1. 2
В2. 1234
В3. 1В 2А 3Г 4Б

Вариант 2

А1-3
А2-2
А3-1
А4-3
А5-1
А6-2
А7-3
А8-3
А9-1
А10-4
В1. 3
В2. 45

В3. 1Г 2В 3А 4Б

Версия формата PDFТест Человек и закон 7 класс

(160 Кб)

Толкование законов

Главный навык юриста – умение читать и понимать законы. Как это не странно звучит: буквальное прочтение статьи редко способствует ее пониманию.

  • Буквальное толкование
  • Хорошим законом считается тот, в котором нет разницы между тем, что там написано и тем, что в нем имеется в виду. Возьмем абзац первый 1 статьи 424 Гражданского Кодекса РФ:
  • Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

То есть стороны могут установить любую цену на товар. Абзац 2 устанавливает исключения – когда законом предусмотрено государственное регулирование цен. А в остальном – свобода договора? Увы, так не работает

Соотношение норм

Откроем часть 1 статьи 61.2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». В ней говорится, что если за год до подачи заявления о банкротстве, банкрот совершит сделку по неравноценной цене, например, продаст помещение по цене в два раза ниже рыночной, то такая сделка является недействительной.

А как же свобода договора? На лицо конфликт норм.

В пункте 2 статьи 3 ГК РФ написано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому Кодексу. Статья 61.2. Закона «О несостоятельности» не соответствует статье 424 ГК РФ?

А вот и нет. Статья 424 ГК РФ применяется в обычной ситуации. Это сферическая норма в вакууме. Так называемая общая норма. Но общие нормы слишком «общие», чтобы охватить особые случаи, когда применение такой нормы будет не справедливым.

Поэтому существуют специальные нормы, которые применяются в особых ситуациях. Статья 61.2. Закона «О несостоятельности» — такая норма.

Общие и специальные нормы не нужно путать с вышестоящими и нижестоящими нормами. Например, если мэр Забобруйска примет постановление о том, что все платят за интернет три пятьдесят за 1 мегабайт, то это не специальная норма. Это нарушение иерархии норм. В этом случае нужно применять ту норму, которая стоит выше в иерархии.

Судебное мнение

Итак, мы прочитали закон, убедились, что специальных норм нет. Можем мы дальше толковать закон буквально?

Нет, мы забыли про судебное толкование. Судебные акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ содержат обязательное толкование норм права.

Так в ГК РФ есть статья 302, в которой говорится, что если вы возмездно купили имущество у лица, который не является собственником этого имущества – например, сосед продал вам взятый в аренду велосипед – то у вас это имущество отобрать не могут.

Но в пункте 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.

2008 N 126 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения» ВАС РФ указал, что если велосипед стоил очень дешево, то вы должны были усомниться в том, что сосед продает вам свой велосипед. А раз вы не усомнились, извольте вернуть его первоначальному собственнику. Про свободу договора снова забыли.

При этом иногда абсолютно не понятно, откуда суды берут то или иное толкование. Например в одном из постановлений, суд указал, что при расчете неустойки нужно исходить из того что в году 360 дней…

Помимо высших судов, свое мнение по толкованию норм права дают и нижестоящие суды: окружные, областные, районные и т.д. Их мнение не является обязательным.

Но в отсутствие мнения высших судов оно является дополнительным подспорьем к тому, чтобы доказать что твое толкование нормы права является правильным. При этом, мнение различных судов неравноценно.

Например, никто из судей не примет всерьез мнение мирового судьи, а ко мнению окружного арбитражного суда нижестоящие суды отнесутся в большим вниманием.

Правовые принципы

Кроме специальных норм и судебных мнений в толковании норм могут помочь принципы права. Иногда они прямо сформулированы в законе (принцип недопустимости злоупотребления правом), а иногда нет (принцип соблюдения баланса интересов сторон). Но независимо от того, закреплены они в законе или нет, про них никогда нельзя забывать.

Например, менеджер по продажам решил продать грузовик за 1000 рублей, чтобы отомстить работодателю.

И вроде менеджер наделен полномочиями на продажу, и специальные нормы не содержат запрета на такую продажу, и вышестоящие суды молчали. Но что-то несправедливое в его поступке есть.

Поэтому есть большая вероятность того, что у покупателя грузовик отберут и вернут фирме на том основании, что один правом злоупотребил, а второй этим злоупотреблением воспользовался.

Ошибки толкования

С какими ошибками часто сталкиваются, когда толкуют законы?

1. Законы толкуют с точки зрения справедливости.

Справедливость вещь условная. Если ты потребитель, ты будешь считать несправедливым закон, который защищает интересы бизнеса. Если бизнесмен – закон, который защищает интересы потребителя. А закон должен как-то найти равновесное значение. Поэтому юридическая справедливость и ваша личная справедливость будут часто не совпадать.

2. Игнорируют общепринятые правила.

Многие молодые юристы часто страдают тем, что думают, что если логически обосновать свою позицию, сослаться на Постановления Европейского суда по правам человека, обычай делового оборота, основополагающие принципы права, то можно доказать правильность любого толкования закона.

Я однажды на нескольких страницах доказывал возможность признания имущества нажитого в период сожительства – общим имуществом сожителей. На все мои хитроумные доводы суд ответил одной фразой: законодательство РФ не предусматривает режима совместного имущества сожителей. Это надо принять: суды редко спорят с каждым аргументом.

Если в судах распространено какое-то мнение, его всегда можно обосновать одним предложением.

3. Верят в равенство сторон.

Когда Верховный Суд РФ пишет в Постановлении, что несоразмерная неустойка может быть снижена судом – это замечательно. Когда вы придете снижать неустойку в споре с коммерческой организацией – вам ее снизят. Но если вы будете судиться с государством… Бюджет суд будет защищать до последнего.

4. Верят в то, что есть правильное толкование.

Конечно, в праве есть незыблемые постулаты: если работорговля в России запрещена, значит, она запрещена. Если вы только не торгуете футболистами.

Но на практике одна и та же норма толкуется в разных судах очень по-разному.

В одном деле Верховный суд решит, что при досрочном гашение ипотеки проценты нужно пересчитать (это решение затем районный суд проигнорирует), в другом – что не надо. И так будет всегда. С этим нужно просто смириться.

Послесловие

Это очень краткое описание процесса и принципов толкования права. На практике все еще сложнее. Специальные нормы признаются противоречащими общим нормам. Иерархию норм переворачивают с ног на голову, и в итоге Конституция РФ применяется только в той части, в которой она не противоречит решению сельсовета. Постановления Верховного суда игнорируются.

Правовые пробелы содержат не закрываемые аналогией права дыры. И самое главное – это не бардак, это естественный процесс осмысления норм права или сознательная манипуляция с ними. И чем дальше, тем больше законов будет приниматься, и тем сложнее будет их толковать. А значит, пока не изобретут искусственный интеллект, профессия юриста никуда не исчезнет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *