Как помочь ребенку: этажом выше проживает семья, в которой есть ребенок

Как помочь ребенку: этажом выше проживает семья, в которой есть ребенок Фото — vitbichi.by

«Кто брал ребенка без статуса? Что делать, если у ребенка нет статуса?» — подобные вопросы часто встречаются на форумах приемных родителей. Речь идет о детях, которые живут в учреждениях по заявлению родителей «в связи со сложной жизненной ситуацией». Эксперты в сфере социального сиротства и приемного родительства рассказали корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» о том, почему детей без статуса очень много, и что необходимо для того, чтобы они могли жить в семьях.

  • «Размещая ребенка по заявлению, надо помнить и о том, какие последствия это будет иметь для ребенка»
  • Яна Леонова, директор фонда «Измени одну жизнь»:
  • Как помочь ребенку: этажом выше проживает семья, в которой есть ребенок

«Дети, находящиеся по заявлению родителей в системе государственных учреждений, — это, действительно, проблема.

В некоторых регионах их количество достигает 80 процентов от общего числа в организациях для детей-сирот.

Надо понимать, что это — дети, которые не считаются нуждающимися в семейном устройстве, так как они ждут, пока сложные обстоятельства  в их семье как-то разрешатся. Некоторые ждут очень и очень долго.

Безусловно, ситуации в семье бывают разные, но такая государственная услуга должна предоставляться с учетом всех нюансов ситуации в семье, и только после того, когда все возможные способы помочь семье в кризисной ситуации были использованы.

При этом необходимо, исходя из потребностей ребенка, а не возможностей учреждения, обеспечивать встречи с родителями, профессионально и деликатно поддерживать ребенка, переживающего сильнейший стресс от разлучения с родителями и домом. Размещая ребенка по заявлению, надо помнить не только о сложных ситуациях взрослых, но и о том, какие последствия это будет иметь для ребенка».

  1. «Мы добиваемся того, чтобы с момента подачи заявления начиналась активная социальная работа по изменению трудных жизненных обстоятельств в семье»
  2. Как помочь ребенку: этажом выше проживает семья, в которой есть ребенок
  3. Елена Альшанская, глава БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

«Количество детей, находящихся в интернатах по заявлению родителей, составляет 30% от общего числа сирот в России, согласно официальной статистике. Причины самые разные. К примеру, в ДДИ для детей с нарушениями развития количество сирот без статуса достигает 70-80%.

 Иногда родители просто не имеют возможности отдать ребенка в садик или школу, чтобы выйти, например, на работу, в пределах доступности, и для ребенка с интеллектуальными или множественными нарушениями единственное, что могут предложить родителям – отдать ребенка в ДДИ.

Элементарно нет образовательных организаций, где примут такого ребенка.

К сожалению, большинство ДДИ не формируют группы дневного пребывания по принципу детского сада или школы, чтобы родители могли вечером забирать детей, и такие дети фактически живут там, как сироты. Родители продляют нахождение ребенка на полгода и забирают только на время каникул.

Мы сейчас активно рекомендуем подобным учреждениям организовать дневной формат для того, чтобы дети не находились там круглосуточно. Хотя бы пятидневки, чтобы ребенок мог в субботу и воскресенье видеть родителей. Родители редко видят своих детей, в связи с чем утрачивается связь, привязанность. Некоторые родители оставляют ребенка там навсегда.

Выход может быть только один: создание условий для приема для образования, присмотра и развития любого ребенка рядом с домом. Задача непростая, поскольку инфраструктура для детей с особенностями до сих пор не создана.

Если мы говорим о детях без нарушения развития, то в домах ребенка тоже высокий процент таких детей, оставленных по заявлению. Как правило, эти семьи находятся в трудной жизненной ситуации. Государство в лице социальных служб предлагает такую форму, как размещение в доме ребенка на период решения материальных или иных проблем.

Нужно понять одну вещь: если семья оказалась в ситуации, при которой она вынуждена отдать ребенка по заявлению, то вероятность, что они смогут справиться и изменить ситуацию самостоятельно, без посторонней помощи — невысок.  Это не самая лучшая форма поддержки семей, при этом самая распространенная.

Социальные органы часто используют этот вид «помощи».

Бывают ситуации, когда вместо изъятия ребенка из семьи, специалисты органов опеки заставляют родителей написать заявление на временное размещение ребенка в детдоме.

Сотрудникам опеки такой путь кажется более простым, чем официальное изъятие ребенка с использованием прокуратуры, судов. Или, к примеру, для ребенка существовала какая-то угроза, его временно отдали в учреждение.

Пока он находится там, органы опеки договариваются с родителями о заявлении.

А бывает, родители не хотят растить ребенка, но опять же, договариваются о написании заявления. Ситуация зачастую устраивает всех. И родители не лишаются прав, а зачастую сохраняют пособия и льготы, хотя ребенок с ними вообще не проживает, и органам опеки не надо лишних действий по оформлению отобрания, лишению прав, семейному устройству ребенка

Мы пытаемся активно бороться с этим и добиваемся того, чтобы с момента подачи заявления начиналась активная социальная работа по изменению трудных жизненных обстоятельств в семье.

Чтобы возникали формы дневного и пятидневного пребывания в тех ситуациях, когда у родителей нет другой возможности, чтобы отсутствие родительского попечения не маскировалось заявлением там, где родители отказываются растить своих детей».

  • «Подобный вид помощи возник в 1944 году в силу понятных обстоятельств»
  • Как помочь ребенку: этажом выше проживает семья, в которой есть ребенок
  • Алексей Рудов, эксперт в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, преподаватель курсов подготовки усыновителей и опекунов, создатель системы «Школа приемных родителей»:

«Не все дети, воспитывающиеся в детских организациях, могут быть переданы на воспитание в семью. Так, из 9,5 тыс. детей до 4 лет, воспитывающихся, преимущественно, в домах ребенка, около 4 тыс. помещены в эти учреждения матерями временно по заявлению.

Считается, что это вид помощи матерям, которые в силу разных временных обстоятельств не могут самостоятельно воспитывать детей. Государство позволяет поместить ребенка в учреждение на 6 месяцев, а в случае необходимости — продлить строк.

Подобный вид помощи возник в 1944 году в силу понятных обстоятельств, но им до сих пор пользуются. Передать такого ребенка на воспитание в семью невозможно, считается, что он не является оставшимся без попечения родителей.

Когда детей в учреждениях было много, никто особо не обращал внимания на временно помещенных детей. Сейчас, когда детей стало намного меньше, временно помещенные стали очень ценны для организаций, на них точно так же, как и на оставшихся без попечения родителей выплачивают средства на содержание, для их обслуживания и содержания требуется персонал.

Постепенно эти дети превратились в главный способ дохода и самосохранения организаций. Система проста – нет детей, нет выплат на содержание, и организация будет закрыта или реформирована, а это не в интересах руководителей и сотрудников. Организации конкурируют за детей, предлагают развивать эту медвежью услугу и помещать туда детей временно.

Пора с этой системой прощаться так как она явно не в интересах детей. Матерям нужно помогать на дому. Тех, кто не имеет жилья, — селить с ребенком в реабилитационных центрах, а если невозможно, то передавать детей на воспитание в семью, пусть даже и временно».

  1. «Подобных мер можно избежать вообще с помощью внедрения новых услуг для семей с детьми, при которых семья может не разлучаться с ребенком»
  2. Как помочь ребенку: этажом выше проживает семья, в которой есть ребенок
  3. Александра Марова, генеральный директор Фонда профилактики социального сиротства:

«Система временного размещения детей в учреждениях нуждается в модернизации. Во-первых, необходимо выработать подход, при котором становится возможным размещение ребенка в отрыве от семьи.

Как только в поле зрения опеки появляется мать, которая говорит, что хочет временно поместить ребенка, органы опеки должны немедленно привлечь специалистов служб помощи.

Их работа, возможно, будет являться альтернативой помещению ребенка в учреждение.

В большинстве случаев, я убеждена, подобных мер можно избежать вообще с помощью внедрения новых услуг для семей с детьми, при которых семья может не разлучаться с ребенком.

Например, на базе учреждений для детей-сирот возможно оказание реабилитационных услуг, создание приютов для матерей с детьми, в промежутке с группой пребывания для детей, которые не могут получить  место в детсаду, но чьим матерям надо работать.

На базе тех же домов ребенка создана хорошая реабилитационная база, которая могла бы помогать всем нуждающимся детям с ОВЗ.

Кроме того, необходимо изменить способ размещения ребенка по заявлению. Сейчас этот способ является инструментом, позволяющим опеке не вносить ребенка в журнал первично выявленных (то есть не портить статистику), и при этом обеспечить физическую безопасность ребенка, если его родители могут нанести ему вред.

И это тоже необходимо менять, внедряя подходы обеспечения безопасности не в формате «забрать ребенка у родителей», а в формате «поиска альтернативного размещения ребенка», например, у родственников или близких, или же удаления из квартиры виновника плохого обращения с ребенком, оставляя его тем самым в относительно привычном окружении, не травмируя стационаром, где он один и у него никого нет».

Не каждый может взять ребенка в семью, но помочь может каждый

Ребенок на два дома

Ребенок на два дома Как помочь ребенку: этажом выше проживает семья, в которой есть ребенок

  • Несмотря на то, что мать и отец равны в своих родительских правах, когда при разводе стоит вопрос о месте жительства ребенка, на практике приоритет отдаётся матери.
  • Так, например, дети до десяти лет почти всегда остаются с матерью, кроме ряда случаев, предусмотренных законом.
  • Местом жительства детей до десяти лет определяют местожительства отца, если мать уклоняется от воспитания и содержания детей по неуважительной причине, ведет аморальный образ жизни, осуждена к лишению свободы, является недееспособной или страдает расстройством психики.

Как оставить ребенка жить и с отцом, и с матерью?

Когда семья распадается, и супруги принимают решение жить отдельно, как правило, местожительства ребенка определяется по адресу одного из родителей.

График общения с родителем, проживающим отдельно, устанавливается посредством договоренности бывших супругов между собой. В случае возникновении спора между ними порядок встреч определяет суд при участии органов опеки и попечительства.

Нередки случаи, когда после развода родителей дети живут на два дома. Например, неделю у матери, неделю у отца. Для юридического подкрепления этого факта супруги заключают соглашение о порядке осуществления родительских прав.

Обычно такие договоры заключают родители, чьи дети уже достигли десятилетнего возраста. Тогда, при условии, что ребенок согласен жить то у матери, то у отца, органы опеки и попечительства дают свое согласие на такое распределение родительских обязанностей.

Соглашение о детях

Соглашением о детях называется документ, который составлен в письменной форме и подписан обоими родителями. В нем супруги свидетельствуют о том, что достигли договоренности по вопросам места жительства ребенка, его воспитания, обучения, организации досуга.

Соглашение о детях должно заверяться нотариально. Не исключается возможность освещения в соглашении не только вопроса проживания ребенка, но и участия в воспитании ребенка другим родителем.

Читайте также:  Госпошлина на получение протокола судебных заседаний

В соглашении может быть установлен порядок общения с ребенком для отдельно проживающего родителя. Чтобы составить этот документ юридически грамотно, обратитесь к адвокату по семейным делам.

Ведь данное соглашение ни в коем случае не должно нарушать интересы ребенка.

Супруги могут подать этот документ на рассмотрение суда одновременно с заявлением о расторжении брака. Либо, если между супругами достигнуто пока только соглашение о месте жительства ребенка и способах его содержания, об этом можно в устном порядке заявить судье при расторжении брака. 

Документ имеет срок действия, который прекращается по достижению ребенком 18-летнего возраста. Однако соглашение может быть расторгнуто или изменено по соглашению сторон в любое время.

Стоит ли ребенку жить на два дома?

Как мы уже выяснили, юридически это возможно. Но важно учесть и психологические нюансы: сколько времени проводил ребенок в период брака с каждым из родителей, к кому привязан больше, кто – отец или мать – является для него большим авторитетом.

  1. Необходимо учитывать и бытовые вопросы: будет ли удобно ребенку добираться до места учебы, сможет ли он совмещать развивающие занятия и обучение в школе, если будет жить на два дома.
  2. Родители должны думать в первую очередь не о своем желании проводить с ребенком столько же времени, сколько бывший супруг, а об интересах сына или дочери.
  3. Даже если вы решили, что после развода ваш ребенок будет жить на два дома, он всё равно должен быть зарегистрирован по одному адресу.

RUB

При расторжении брака между мужем и женой могут возникать споры по поводу определения местожительства несовершеннолетнего ребенка.

  • Несмотря на то, что мать и отец равны в своих родительских правах, когда при разводе стоит вопрос о месте жительства ребенка, на практике приоритет отдаётся матери.
  • Так, например, дети до десяти лет почти всегда остаются с матерью, кроме ряда случаев, предусмотренных законом.
  • Местом жительства детей до десяти лет определяют местожительства отца, если мать уклоняется от воспитания и содержания детей по неуважительной причине, ведет аморальный образ жизни, осуждена к лишению свободы, является недееспособной или страдает расстройством психики.

«>

Ребенок на два дома

Как помочь ребенку: этажом выше проживает семья, в которой есть ребенок

  1. Несмотря на то, что мать и отец равны в своих родительских правах, когда при разводе стоит вопрос о месте жительства ребенка, на практике приоритет отдаётся матери.
  2. Так, например, дети до десяти лет почти всегда остаются с матерью, кроме ряда случаев, предусмотренных законом.
  3. Местом жительства детей до десяти лет определяют местожительства отца, если мать уклоняется от воспитания и содержания детей по неуважительной причине, ведет аморальный образ жизни, осуждена к лишению свободы, является недееспособной или страдает расстройством психики.

Как оставить ребенка жить и с отцом, и с матерью?

Когда семья распадается, и супруги принимают решение жить отдельно, как правило, местожительства ребенка определяется по адресу одного из родителей.

График общения с родителем, проживающим отдельно, устанавливается посредством договоренности бывших супругов между собой. В случае возникновении спора между ними порядок встреч определяет суд при участии органов опеки и попечительства.

Нередки случаи, когда после развода родителей дети живут на два дома. Например, неделю у матери, неделю у отца. Для юридического подкрепления этого факта супруги заключают соглашение о порядке осуществления родительских прав.

Обычно такие договоры заключают родители, чьи дети уже достигли десятилетнего возраста. Тогда, при условии, что ребенок согласен жить то у матери, то у отца, органы опеки и попечительства дают свое согласие на такое распределение родительских обязанностей.

Соглашение о детях

Соглашением о детях называется документ, который составлен в письменной форме и подписан обоими родителями. В нем супруги свидетельствуют о том, что достигли договоренности по вопросам места жительства ребенка, его воспитания, обучения, организации досуга.

Соглашение о детях должно заверяться нотариально. Не исключается возможность освещения в соглашении не только вопроса проживания ребенка, но и участия в воспитании ребенка другим родителем.

В соглашении может быть установлен порядок общения с ребенком для отдельно проживающего родителя. Чтобы составить этот документ юридически грамотно, обратитесь к адвокату по семейным делам.

Ведь данное соглашение ни в коем случае не должно нарушать интересы ребенка.

Супруги могут подать этот документ на рассмотрение суда одновременно с заявлением о расторжении брака. Либо, если между супругами достигнуто пока только соглашение о месте жительства ребенка и способах его содержания, об этом можно в устном порядке заявить судье при расторжении брака. 

Документ имеет срок действия, который прекращается по достижению ребенком 18-летнего возраста. Однако соглашение может быть расторгнуто или изменено по соглашению сторон в любое время.

Стоит ли ребенку жить на два дома?

Как мы уже выяснили, юридически это возможно. Но важно учесть и психологические нюансы: сколько времени проводил ребенок в период брака с каждым из родителей, к кому привязан больше, кто – отец или мать – является для него большим авторитетом.

  • Необходимо учитывать и бытовые вопросы: будет ли удобно ребенку добираться до места учебы, сможет ли он совмещать развивающие занятия и обучение в школе, если будет жить на два дома.
  • Родители должны думать в первую очередь не о своем желании проводить с ребенком столько же времени, сколько бывший супруг, а об интересах сына или дочери.
  • Даже если вы решили, что после развода ваш ребенок будет жить на два дома, он всё равно должен быть зарегистрирован по одному адресу.

Другие статьи на тему: Развод, Споры о детях

Доклад «Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку?»

Доклад «Социальный педагог и
неблагополучная семья. Как помочь ребёнку?»

Основная задача образования —
дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему
не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои
потенциальные способности.

Цель социально-педагогической
деятельности — создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка
в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной,
физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству,
самоопределению и самосовершенствованию.

  • Для достижения данной цели я
    решаю следующие задачи:
  • — изучение психолого-педагогических
    особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и
    потребностей, трудностей и проблем;
  • — выявление причин возникновения у
    учащихся
  • — проблем в обучении,
  • — проблем в поведении,
  • — правонарушений и принятия мер по их
    устранению;
  • — оказание помощи и поддержки учащимся и
    их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

В центре внимания социального
педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это
учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой,
учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание
приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс
проблем.

Поэтому для эффективного
решения поставленных задач я взаимодействую со всеми участниками
образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы
и социальными службами города.

Внутри учебного заведения
социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом,
классными руководителями, учителями-предметниками.

При необходимости с
вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педагогическом совете.

Одна из функций социального педагога — посредник во взаимодействии семьи и
специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

  1. Во взаимодействии с КДН и
    ЗП, ОДН ОМВД России по Бирскому району, ГБУ
    РБ Северо-Западный МЦ «Семья» осуществляется
    планомерная систематическая работа по следующим направлениям:
  2. — совместные рейды в неблагополучные
    семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы,
    разъяснительная работа;
  3. — профилактика правонарушений
    среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы,
    выступления на родительских собраниях).
  4. Взаимодействие с ГБУ
    РБ Северо-Западный МЦ «Семья» позволяет
    привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям,
    нуждающимся в помощи.

Выступления с лекциями перед
учащимися и родителями специалистов отделения медицинской
профилактики ЦРБ г. Бирска помогает организовать работу
по формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных
привычек.

Предоставление дополнительно
по запросам в отдел опеки и попечительства базы данных на детей,
проживающих в социально опасных условиях, помогает проводить работу по
профилактике социального сиротства.

Подробнее расскажу о работе
социального педагога с неблагополучными семьями.

Традиционно у классных
руководителей и педагогов возникают сложности с детьми «группы риска». Дети
«группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под
воздействием некоторых нежелательных факторов.

Риску обычно подвергаются дети
из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.

Нежелательными
факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и
обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются
физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание
в асоциальных семьях и т. п.

  • Алгоритм оказания ребёнку
    социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:
  • 1 этап —
    выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • 2 этап —
    координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.
  • Расскажу об организации данной
    работы в нашей школе.

Ежегодно в начале учебного
года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об
учащихся «группы риска».

Информация о детях может поступать и от классного
руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает
городские структуры, и от городских организаций, например, от специалистов
отдела опеки и попечительства, ГБУ
РБ Северо-Западный МЦ «Семья», КДН
и ЗП, ОДН ОМВД России по Бирскому району, тогда уже социальный педагог знакомит
с ней классного руководителя.

На каждого ученика из
неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с
девиантным поведением заведена «Карточка учёта», в которую заносится
необходимая информация о ребёнке и его семье, отражается работа, проведённая с
учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в ОДН, ходатайства в КДН и ЗП, ГБУ РБ
Северо-Западный МЦ «Семья» и
т.д.). Сформирована картотека учащихся по категориям.

В сентябре классные
руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом.

Дети
«группы риска» требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный
руководитель составляет «план индивидуальной работы» с этими ребятами
с указанием класса, фамилии и имени учащегося.

План и следующие документы
находятся у классного руководителя в папке класса, а также у социального
педагога в соответствующих папках.

Затем классный руководитель
совместно с психологом школы и социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического
сопровождения обучения детей группы риска, которая включает в себя характеристику
учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного
общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности
к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие
способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со
сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни
класса, конфликтен или нет), фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость
учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также
проведённой работе с родителями.

На каждого учащегося,
состоящего на внешкольном или внутришкольном учёте, заполняется карта
учащегосясодержащая сведения о родителях, краткую информацию о
бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного
воспитания.

Часто для определения причин
возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда
составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который
отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха,
места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей
ребёнка в пище, одежде и т.д.

Читайте также:  За что ССП насчитывают такую сумму алиментов?

Ежегодно классный руководитель
составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о
жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах
образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их
внешкольной деятельности. Затем социальный педагог составляетсоциальный
паспорт школы. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и
заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае
необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

На каждую проблемную семью
можно составить социальную карту, которая содержит подробную информацию о
семье и план профилактических и коррекционных мероприятий, которая
отражает основные направления работы с семьёй.

Такой тщательный сбор
информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему
ребёнка и вовремя ему помочь.

Трудностей у детей «группы
риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса
проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти
дети нуждаются в особом контроле и внимании.

1
проблема — малообеспеченность семей.

Дети «группы риска» — часто
голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им
материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:

1) Обеспечение в школе
бесплатным питанием.

Если родители не могут или не хотят предоставить
необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и
составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего
факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на
педагогическом совете школы с предложением выделить ребёнку бесплатное питание,
как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

2) В младших классах можно
провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.

3) Взаимодействие с ГБУ РБ Северо-Западный МЦ «Семья».
В результате предоставления в начале учебного года информации
семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и
материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в
оздоровительные лагеря и санатории.

  1. 2
    проблема — успеваемость и посещаемость детей.
  2. Родители в таких семьях часто
    равнодушно относятся к проблемам детей в школе, могут вовремя не разбудить
    ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и
    успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.
  3. Для предупреждения
    неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно
    успеваемость детей «группы риска», по результатам проводить беседы с учащимся,
    классным руководителем, учителем-предметником, администрацией школы,
    инспектором ОДН.

После окончания четверти
фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков
уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не
приводят к положительному результату, обращаюсь с письмами в КДН и ЗП, отдел
опеки и попечительства.

Если проблему неуспеваемости
учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в
составе администрации школы, социального педагога, психолога, классного
руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы
(составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в
знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия,
тематические зачёты и т.д.).

3
проблема — безнадзорность детей во внеучебное время.

Находясь без присмотра со
стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить
правонарушения.

Для профилактики безнадзорности опрашиваем
и контролируем занятость учащихся во внеучебное время. Привлекаем ребят к
занятиям в школьных кружках и секциях (секции баскетбола, волейбола,
мини-футбола, лёгкой атлетики), рекомендуем бесплатные занятия в ГБУ РБ Северо-Западный МЦ «Семья».

Особое внимание уделяем
занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается информация о занятости в летний
период детей группы «риска».

В каникулы вместе с
заместителем директора по ВР и психологом можно провести площадку для учащихся
«группы риска», на которой для детей осветить правовые вопросы, провести
психологические тренинги, профилактическую работу по пропаганде здорового
образа жизни. Это даст возможность ребёнку не только расширить свой кругозор,
но и открыть в себе положительные качества, которые необходимо развивать в
дальнейшем.

  • 4
    проблема — наличие вредных привычек и совершение правонарушений.
  • В школе профилактическая
    работа ведется в этом направлении посредством:
  • — реализации плана работы по
    сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения
    психоактивных веществ;
  • — проведением дней
    профилактики с приглашением инспекторов ОДН, представителей КДН и ЗП, ГБУ
    РБ Северо-Западный МЦ «Семья»,
  • — организации лектория по
    пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением
    специалистов отделения медицинской профилактики ЦРБ г. Бирска;
  • — индивидуальные беседы с
    нарушителями с привлечением инспектора ОДН.
  • 5
    проблема — профориентация подростков «группы риска».
  • Совместно с ГКУ Северный
    межрайонный центр занятости населения, психологом школы проводим диагностику
    учащихся с целью определения профессиональной предрасположенности этих ребят,
    затем консультируем о возможных вариантах продолжения обучения в нашем городе и
    ближайших городах.
  • 6
    направление — работа с семьёй.

Работа с детьми «группы риска»
строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому
она предполагает два направления — оказания помощи ребенку и изменение
отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо
приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.

В этом направлении в школе
работа ведётся по плану. Работа направлена на оказание родителям практической
помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на
повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.

В процессе этой работы
происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в
постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая
просветительская работа, профилактические мероприятия, социально-педагогическая
защита прав ребенка. Их цель — оказание конкретной образовательной,
посреднической, психологической помощи.

Обобщая вышесказанное, хочется
отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами,
ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека,
показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и
полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека,
готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку — в дальнейшем
реализовать свой физический и творческий потенциал.

Литература.

1) Г. С. Семёнов «Методика работы
социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г.

2) Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др.
«В помощь соц.педагогам образовательного учреждения», Москва, 2003 г.

3) Т. А. Шишковец «Справочник
социального педагога», Москва, 2005 г.

4) Г. М. Потапкин «Формы и методы
предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков»,
Москва, 2000 г.

5) М. А. Галагузова «Социальная
педагогика», Москва, «Владос», 2000 г.

6) Р. В. Овчарова «Справочная книга
социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г.

7) Методический журнал «Работа
социального педагога в школе и микрорайоне», №№ 1, 2, 3, 2009 г.

Может ли жизнь ребенка на два дома быть комфортной?

Если бы он так беспокоился о контакте с сыном раньше, возможно, мы и не развелись бы вообще. Может ли ребенок жить без вреда для психики на два дома?» (Вопрос психологу)

Жизнь ребенка на два дома может быть приятной и комфортной. Но чтобы события развивались так, необходимо соблюдать ряд условий.

1. Для пятилетнего ребенка родители — это недосягаемый самый надежный авторитет. Если мама и папа говорят, что что-то так и есть, значит, оно так и есть. Если мама и папа говорят, что жить неделю у одного, неделю — у другого, это нормально.

Для ребенка эта ситуация станет нормальной и житейской. Но это возможно только в том случае, если родители спокойны и аутентичны: говорят об этом спокойно и спокойными и остаются.

Если кому-то из родителей приходится мириться с таким положением дел, но он всей душой протестует и видом и интонациями, жестами, дает понять свое несогласие, ребенок это чувствует и начинает тревожиться.

«Что-то не так, что-то плохо, наверное, я что-то делаю плохо, я плохой» — цепочка мыслей схематичная, но принципиально верная. Поэтому, если такое решение принимается, оно должно приниматься обеими сторонами.

2. Для благополучия ребенка в такой ситуации важно иметь согласованную систему своих прав и обязанностей в каждом из своих домов. Об этом родителям также необходимо договориться.

Если в одном доме ребенок вытирает пыль и кормит кота, а в другом играет на компьютере, то отношения ребенка перестанет быть симметричным.

Родитель, предусматривающий домашние обязанности, будет восприниматься авторитарным агрессором, особенно если будет настаивать на выполнении обязанностей в категоричной форме.

Но это даже не самый худший вариант, когда ребенок знает, чего от него ждут в каждом доме и имеет возможность подготовитьсяперестроиться. Бывает хуже, когда ребенок оказывается в двух разных системах негласных правил, неозвучиваемых правил, по которым живут семьи. Почти в каждой семье есть такие правила, но когда семья одна, разобраться в этом своде подразумеваемых законов общежития в два раза проще, чем когда дома два.

3. Ребенку важно ощущать себя любимым. Поэтому хорошо, если каждый родитель со своей стороны говорит о своих чувствах, не сравнивая их с чувствами другой стороны.

А если ребенок спрашивает, подтверждать, что тот любим и другой родительской стороной.

Ситуативное желание отыграться, сказав что-то вроде: «Ну, если бы мама тебя любила, то…» пробивает огромные бреши в картине мира ребенка.

4. Еще одной важной потребностью маленького ребенка является ощущать себя продолжением двух хороших людей: «если мои мама и папа хорошие — значит, я тоже хороший». Поэтому, если ребенок спрашивает о другом родителе, важно говорить о нем хорошо настолько, насколько это возможно, даже если он по отношению к вам поступил не особенно хорошо.

По крайней мере, можно предположить оправдывающие его мотивы.

Если говорить о бывшем супруге хорошо практически невозможно в силу обстоятельств прошлого, то можно вообще не покидать вероятностного пространства: наверное…, может быть…, и дать волю фантазии, говоря не о реальном человеке, а о том, каким супруг мог бы стать, если бы звезды расположились иначе.

Таким образом, при соблюдении этих несложных рекомендаций можно сделать жизнь ребенка на два дома вполне приемлемой, а может быть даже и счастливой: представьте, у него все в двойном объеме — два дома, две семьи, две собаки, два дня рождения с двойным набором подарков, наконец…

Читайте также:  Работы по изготовлению и замене поврежденных элементов мебели

Как справляться с двумя детьми? 15 советов от экспертов

Однако существуют способы сделать этот хаос чуть более предсказуемым и контролируемым — держите 15 советов от экспертов в области родительства и развития детей, которые помогут вам немного сбалансировать свою жизнь с двумя детьми (некоторые из этих советов, кстати, применимы и к жизни с одним ребенком).

Если ваш старший ребенок привык к тому, что родители всегда находятся в его единоличном распоряжении, появление у него брата или сестры воспринимается как вмешательство, которое может провоцировать ревность. Детский и семейный терапевт Фрэн Уолфиш советует снизить градус ревности между сиблингами, проводя время один на один с каждым из них.

Не обязательно каждый раз проводить с ними много времени — иногда достаточно 10–15 минут почитать вместе книгу или поразглядывать червей на заднем дворе. И, хотя иногда это будет казаться слишком заманчивым, воздержитесь от привлечения к вашим личным делам второго ребенка — это только усугубит ревность между детьми.

Уолфиш отмечает, что родителям свойственно иногда любить одного ребенка чуть больше, чем другого, и это нормально. Может быть, с одним из ваших детей проще договориться, чем с другим, или с одним ребенком у вас больше общих черт и интересов, чем с другим.

Главное здесь — осознавать различия между детьми и следить за тем, чтобы дети не замечали ваш фаворитизм.

«‎Иногда именно тот ребенок, который меньше с вами взаимодействует, нуждается в вашем внимании больше всего, — говорит Уолфиш. — Приложите усилия, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности каждого ребенка. И никогда, никогда не сравнивайте своих детей друг с другом или с другими детьми. Это принижает их и заставляет чувствовать себя менее ценными».

Чтобы быть здоровыми и уравновешенными, всем детям необходимо время на независимые игры, — говорит специалистка в области родительства и раннего развития Лора Фройен.

Лучший способ вдохновить ребенка на самостоятельную игру — организовать ему индивидуальное пространство для этого.

«Так младший ребенок не будет беспокоить старшего или ломать то, что он делает, а старшему не придется постоянно руководить младшим и объяснять ему, что делать», — говорит Фройен. — А еще это отлично помогает уменьшить количество ссор».

Умение делиться — это важный навык, который приобретается в процессе развития.

Но иногда со стороны родителей намного полезнее стратегически избегать конфликтов и стремиться снизить уровень стресса в семье.

По словам Уолфиш, один из способов это сделать — иметь дома по паре одинаковых игрушек, особенно когда младший ребенок еще не очень хорошо умеет делиться (как правило, в возрасте до четырех лет).

Например, если ваши дети постоянно спорят из-за пожарной машины или плюшевой собаки, логично просто купить вторую такую игрушку.

«Тоддлерам очень сложно делиться и играть по очереди. Им нужно много практиковаться, прежде чем они освоят навык совместной игры», — говорит Уолфиш.

Когда ваши дети подрастут и освоят важные навыки — например, умение делиться, — ваша родительская задача будет заключаться в том, чтобы помочь им отработать эти навыки.

Уолфиш рекомендует родителям научиться вести повествование, проговаривая детям их чувства и потребности в данный момент. Например, если ваша дочь вырывает игрушку из рук вашего сына, вы можете эмпатично рассказать о том, как трудно ждать, чтобы она рассказала о том, как она злится.

Затем научите своих детей тому, что они могут чувствовать сильные эмоции, но при этом никому не вредить ни при помощи рук, ни при помощи слов. Научите их выражать сильные эмоции без драк и обзывательств.

Еще один простой способ добавить в вашу жизнь равновесия и веселья, который рекомендует Уолфиш: беритесь за проекты, которые требуют командной работы. Неважно, что вы делаете: печете печенье, убираете игрушки или играете в детскую командную игру.

Совместная работа над чем-то поможет обоим вашим детям почувствовать себя любимыми и включенными в процесс, в то время как они будут отрабатывать важные навыки: умение кооперироваться, работать в команде и взаимодействовать друг с другом.

Возможно, вы бы очень хотели поиграть со своими детьми, но прерваться посреди напряженного дня, чтобы пособирать с ними Lego, может быть очень непросто. Если вы пообещаете что-то, а потом не сможете это сделать, это, скорее всего, приведет к истерикам, скандалам и другим проявлениям плохого поведения.

Директриса образовательных программ Кэти Джордан-Даунс говорит, что лучше устанавливать ожидания на день прямо с утра: расскажите детям, какие у вас планы на день, когда вы сможете уделить им внимание вместе или каждому по отдельности.

«Расскажите им, когда у вас будет время что-то с ними поделать, и предложите им выбрать занятие, — говорит она. — Если они будут знать, чего ожидать, и будут сами решать, чем вы займетесь, это поможет им поучиться терпению и даже подготовиться к вашему совместному веселью».

Если вы — не единственный взрослый человек в доме, Джордан-Даунс советует разделить взаимодействие с двумя детьми. Например, может быть, один из вас говорит на языке Ребенка 1, и вам проще с ним взаимодействовать, а другому легче и интереснее включаться в игры, которые нравятся Ребенку 2.

«Обсудите все эти вещи внутри семьи и составьте план того, как вы будете «со всем справляться», исходя из ваших сильных сторон. Так и вам будет проще, и детям веселее», — объясняет она.

Даже если ваши дети больше не спят днем, найдите в своем дне время для тишины. Скорее всего, ваши дети нуждаются в нем так же сильно, как и вы.

Фройен рекомендует встроить в ритм жизни семьи немного «спокойного времени», когда все могут отдохнуть, поиграть самостоятельно или просто расслабиться. Даже если это всего 20 или 30 минут в день, это поможет вам перезарядиться и справиться с оставшейся частью дня.

Дети чувствуют себя некомфортно и чаще начинают вести себя плохо в условиях непредсказуемости. Фройен говорит, что стабильный ритм вашего дня поможет детям понять, чего ожидать от окружающих, и что ожидается от них. Это не значит, что вам надо вводить строгое расписание, которого будет сложно придерживаться, особенно, если дети еще маленькие.

Вместо этого сконцентрируйтесь на том, чтобы выработать предсказуемый и устойчивый ритм дня.

Например, дети чистят зубы каждый раз после завтрака, играют после обеда, затем смотрят телевизор, а затем наступает «тихое время». Неважно, каким именно будет ваш распорядок, главное, чтобы он естественным образом вписывался в рутину и привычки ваши семьи, а не добавлял еще стресса.

Когда ваши дети кричат друг на друга, а ваше терпение подходит к концу, велик соблазн вмешаться в ссору в качестве рефери и развести детей по разным углам ринга. Однако Фройен рекомендует придерживаться другой, долгосрочной, стратегии.

Вместо того, чтобы решать проблему за них, научите детей навыкам, которые им понадобятся, чтобы решить проблемы самостоятельно.

Это, кстати, отличная возможность поупражняться в повествовании, о котором мы говорили выше. Сперва Фройен рекомендует описать то, что вы видите. Например: «Я вижу двух детей, которые хотят смотреть разные передачи». Затем сделайте глубокий вдох так, чтобы ваши дети это видели и понимали, что спокойное глубокое дыхание помогает успокоиться.

  • Наконец, посмотрите на конфликт с обеих сторон, помогите им прийти к совместному решению проблемы — например, договориться о третьей передаче, которую они оба смогут смотреть, или договориться о том, что каждый из детей будет выбирать, что смотреть, через день.
  • Это может занять больше времени, но таким образом вы не только прекращаете конфликт, но и даете детям необходимые навыки для разрешения конфликтов в будущем.
  • Конечно, сажать детей перед телевизором на целый день — это не самая лучшая идея, однако помните о том, что для того, чтобы быть внимательным и включенным родителем, важно не забывать тратить время на себя и свои отношения с партнером.
  • Если у вас нет возможности нанять бебиситтера или няню на частичную занятость, детский и взрослый психиатр Ли Лис предлагает использовать детскую передачу или фильм для того, чтобы провести пару часов наедине с собой или своим партнером.

По словам Лис, важно, чтобы у обоих родителей было регулярное фиксированное время, которое они тратят на себя и занятия, которые приносят им удовольствие. Спланируйте вашу неделю так, чтобы у каждого родителя была возможность провести время так, как он хочет, не отвлекаясь на домашние дела и детей.

Как мы уже писали выше, нормально чувствовать, что интересы и взгляды одного из ваших детей вам ближе и понятнее, чем взгляды другого.

Джордан-Даунс рекомендует помнить о различиях в темпераментах и мировоззрениях ваших детей, даже когда вы оказываетесь с ними в одних и тех же ситуациях.

Остановитесь и оцените личные качества своего младшего ребенка — возможно, те техники и стратегии, которые вы применяли в аналогичных случаях со старшим ребенком, не сработают.

То же самое касается поддержания связи между вами. Например, одному ребенку важно пообниматься с вами с утра, чтобы почувствовать себя любимым, а другой предпочтет рассказать вам длинную историю или поиграть в совместные игры, чтобы получить ваше внимание.

Старайтесь быть гибкими и следовать за своими детьми. «Чем больше вы принимаете то, какими они являются, во время взаимодействия, тем проще вам будет справляться с ними в непростые времена», — говорит Джордан-Даунс.

Все мы иногда отвлекаемся на свои телефоны или телевизор во время игр с детьми — в конце концов, иногда эта дистанция нам просто необходима, чтобы не потерять рассудок. Но Фройен отмечает, что важно полностью включаться в общение со своими детьми — хотя бы по чуть-чуть, но каждый день. Отложите телефон, выключите телевизор, чтобы ничто не мешало вам быть полностью вовлеченными в их игру.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *