Авторское право, с какого момента возникает

Кажется, что классика живописи, литературы и кино принадлежит нам всем. И вроде можно зарабатывать на сувенирных футболках со стихами и репринтах картин. Но внутренний голос беспокойно подсказывает: на всякий случай узнай про авторские права. 

Свободно перепечатывать классику можно не всегда. Разбираемся, как это сделать по закону. 

Популярность произведения не означает, что копировать можно бесплатно

У стихов, картин, фотографий и персонажей мультфильмов есть автор. Ему принадлежит исключительное право тиражировать и продавать своё произведение. 

Автор может продать исключительное право, например, киностудии, музею или издательству. А сбором авторского вознаграждения занимается специальный орган — Российское авторское общество (РАО). Так устроена интеллектуальная собственность — ст. 1229, 1242, 1259, 1266, 1270 ГК РФ.

Чтобы зарабатывать на чужом творчестве, у правообладателя выкупают исключительные права или берут лицензию на использование. Но даже в этом случае произведение нельзя переделывать и на каждом изделии надо указывать автора.

После смерти автора исключительное право переходит к наследникам. Покупать лицензию нужно у них. А ещё через несколько десятков лет произведение становится общественным достоянием — когда больше не нужно платить авторское вознаграждение. Срок перехода в общественное достояние зависит от страны проживания автора — об этом расскажем ниже.

Пока произведение не стало общественным достоянием, за копирование надо платить. Чтобы понять, у кого выкупать исключительные права, придётся гуглить информацию по каждому произведению.

Статья: договоры на приобретение исключительных прав

❗ Известность произведения не означает, что оно в общественном достоянии. Так сказал Верховный Суд в п. 63 Обзора судебной практики по защите интеллектуальных прав от 23.09.2015 г.

Вот пример из его практики. Политическая партия развесила агитационные баннеры с портретом Че Гевары в берете со звездой и развевающимися волосами. По их мнению, они взяли общеизвестный символ свободы. Но оказалось, что у изображения есть автор — кубинский фотограф Альберто Корда.

Фото называется «Героический Партизан». Черно-красный плакат по фото нарисовал ирландский художник Джим Фицпатрик. Именно это изображение Че Гевары известно в мире. Фото и плакат ещё не перешли в общественное достояние. Торговая марка на образ принадлежит дочери фотографа Корды.

Печатать Че Гевару можно только по лицензии.

Что будет за нарушение авторских прав

За коммерческое тиражирование искусства предпринимателю грозят две проблемы: компенсация правообладателю и административный штраф за контрафакт. 

Компенсация полагается автору или правообладателю как плата за кражу произведения. Размер составляет от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Конкретную сумму назначает суд.

В суд на предпринимателя может подать наследник или Российское авторское общество. К примеру, с производителя хрусталя взыскали 30 000 ₽ за вазы по дизайну советского художника. Наследница художника поручила РАО собирать деньги за копирование дизайна изделий. А производитель хрусталя не покупал лицензию у РАО — дело № А49-7482/2012.

Если произведение зарегистрировано как товарный знак, предпринимателя могут оштрафовать за контрафакт на сумму до 100 000 ₽ по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф идёт государству. Контрафакт отслеживает полиция. 

Предприниматель из Волгограда торговал на улице сувенирами с изображением скульптуры «Родина-мать зовёт!». Скульптура зарегистрирована как товарный знак на имя музея-заповедника «Сталинградская битва». Предприниматель не купил у музея лицензию и получил штраф 25 000 ₽. Товар конфисковали и уничтожили — дело № А12-35548/2018.

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно 

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти.

Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора.

Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

У искусства советского времени есть свой нюанс.

Если по закону исключительное право автоматом перешло от творческого работника к телевизионному агентству, киностудии или музею, произведение переходит в общественное достояние через 70 лет после первой публикации.

Дата смерти автора не играет роли. По этому правилу в достояние попали некоторые работы военных корреспондентов, например, фото из Берлина «Знамя Победы над Рейхстагом».

Произведения зарубежных авторов переходят в общественное достояние по законам их стран. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остального искусства — 50 лет.

Сроки охраны произведений в разных странах есть тут.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора. 

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.     

Студия анимационного кино отсудила у ресторана 300 000 ₽. Владельцы поставили перед входом картонную фигуру Ильи Муромца. Образ взяли из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», правами на который владеет студия. Так нельзя — дело № А40-92472/2016. 

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Особый случай: экспонат из музея

Картины и скульптуры из российских музеев можно использовать в бизнесе только с разрешения дирекции музея. Даже если экспонат уже в общественном достоянии. Также разрешение понадобится на тиражирование здания и названия музея. Это требование ст. 36 Закона О Музейном фонде России.

Чтобы скопировать экспонат из зарубежного музея, придется искать закон той страны и выяснять про разрешения. В общем, всё непросто ????

В 2015 году Музей Эрмитаж запретил предпринимательнице использовать картину Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» в дизайне магазинов одежды. Предпринимательница не получала разрешение дирекции музея. Дизайн пришлось переделать — дело № А63-18468/2012.

Особый случай: портрет известного человека на товаре

Изображение человека — это нематериальное благо, его защищает ст. 152.1 ГК РФ. 

Печатать портрет человека можно только с его согласия. Формат не важен — фото, рисунок или скульптура. После смерти человека согласие берут у его детей, пережившего супруга или родителей. Про согласие дальнейших поколений требований закона нет.

К примеру, для запуска линейки одежды с профилями известных писателей надо выяснить, у кого живы дети, супруги или родители. Дальше — получить согласие на печать. Иначе предприниматель рискует ввязаться в спор с наследниками и потерять товар.

Подобное случилось между дочерью Юрия Гагарина и АО «Гознак» из-за коллекционных медалей с портретом космонавта. Суд сказал, что согласие семьи на печать портрета известной личности обязательно.

Тираж бы запретить, но медали уже распроданы — дело № 33-38075/2017. 

Статья актуальна на 11.01.2021

Авторские и смежные права

Итак, как обычно отталкиваемся от буквы закона, а именно Части VI Гражданского кодекса РФ. Согласно Закону об авторском праве — оно распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Кроме того, это результаты научных и конструкторских разработок, а также программы для ЭВМ и базы данных. Сюда же стоит отнести произведения архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические и другие карты, планы эскизы.

Следует также упомянуть так называемые «производные» произведения: (переводы, обработки , аранжировки и иные переработки) и «составные» (сборники, энциклопедии и т.д.).

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь! Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

У всего творческого есть свой автор. Физическое лицо, чьим интеллектуальным трудом творение создано.

Причем творение (произведение) может быть создано несколькими авторами (соавторство), чьи взаимоотношения могут определяться соглашением между ними.

Нельзя забывать также еще иных субъектов — физических или юридических лиц, кому могут быть переданы права на нетленное творение: наследники, работодатели, заказчики, продюсеры, издатели и т.д.

Следовательно, у автора(ов) изначально есть все предписанные законом права на созданное им произведение, которые заслуживают отдельного внимания.

Указанные правомочия разделены на две категории. Это, прежде всего, личные неимущественные права, принадлежащие автору:

  • право признаваться автором про
  • изведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Данная категория правомочий неотчуждаема, однако, безусловно, требует соблюдения третьими лицами.

Особое внимание следует обратить на совокупность исключительных прав на использование произведения имущественного характера. Автор имеет право, как осуществлять самостоятельно, так и запрещать другим следующие действия:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведения (право на переработку).
Читайте также:  Внж и пмж в европе: где проще и дешевле получить в 2020

Данный объем прав может передаваться (за вознаграждение) другому лицу, как целиком, так и по частям. К примеру, может быть передано право лишь на воспроизведение и распространение фотографических снимков в периодическом издании. Чем, кстати, в большинстве случаев пренебрегают.

И, конечно, ничто не вечно, в том числе и авторские права. За исключением ряда случаев авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Прогресс технический и законотворческий привел к возникновению института «смежных прав». Эти права, будучи отличны от авторских, непосредственно с ними связаны. Остановимся лишь на некоторых основных моментах.

Исторически первыми обладателями смежных прав были исполнители — актеры, певцы, музыканты, танцоры, исполняющие различными способами произведения литературы и искусства, а вслед за ними также режиссеры-постановщики, дирижеры и т.д.

Подобно автору исполнитель обладает исключительными правами, в число которых входят:

  • личные неимущественные права – право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
  • имущественное право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Имущественные права относятся к категории исключительных и позволяют исполнителю разрешать или запрещать в отношении его исполнений:

  • запись ранее не записанного исполнения или постановки;
  • воспроизведение (тиражирование) на различных носителях (на компакт-дисках, на видеокассетах и т.д.);
  • распространение экземпляров записи исполнения путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам;
  • прокат записей исполнения, передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио) и сообщение для всеобщего сведения по кабелю (по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете и т.д.)

С момента возникновения первых звукозаписывающих устройств возникла потребность в защите интересов и прав следующих субъектов — производителей фонограмм. Создание первого радиоприемника привело к необходимости предусмотреть охрану прав организации эфирного или кабельного вещания.

Производителю фонограммы, равно как и упомянутым организациям вещания, принадлежат исключительные права на использование созданных фонограмм и транслируемых передач.

Итак, передаются только имущественные авторские или смежные права. Они могут передаваться по договору, переходить по наследству, по «трудовым» и по другим гражданско-правовым основаниям.

Основное правило, которое нужно помнить: АВТОРСКИЕ ПРАВА ПЕРЕДАЮТСЯ ТОЛЬКО ПО ДОГОВОРУ. Даже если речь идет о служебном произведении, т.е. автор создает некое творение в рамках своих должностных обязанностей и за заработную плату. Здесь важно учитывать, чтобы должностные обязанности по трудовому договору совпадали с характером созданного произведения.

Несколько слов о содержании авторского договора. Подобный договор должен в обязательном порядке содержать ряд СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ.

В данном случае это характер передаваемых прав (исключительный или не исключительный), объем передаваемых прав с указанием конкретных правомочий (например, право на воспроизведение, тиражирование и т.д.

), срок и территорию передаваемых прав и, конечно же, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. Данный перечень условий не является исчерпывающим.

Общее обязательное правило: форма договора должна быть письменная. Причем не имеет значения, является ли это самостоятельным соглашением или специальным разделом иного договора, скажем на оказание рекламных услуг.

Еще одна особенность. Данный договор, также как и факт создания, не требует государственной либо нотариальной регистрации. Следовательно, при внимательном отношении к законным правам людей, чьему творчеству мы обязаны своим успехом, можно избежать многих неприятностей и проблем.

Авторские права художника

Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.

  • В этой статье мы поговорим об авторских правах художников в форме «вопрос-ответ».
  • Итак, начнем:
  • 1 Какие авторские права есть у художника?
  • Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:
  • Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.
  • Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, ми или какими бы то ни было пояснениями.
  • Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.
  • Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
  • Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.
  • Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.

Два последних права (доступа и следования) – это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.

2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?

Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов).

Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.

3 Как долго действуют авторские права художника?

Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.

4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?

Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа.

Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.

5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?

Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.

Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.

1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.

6 Что такое право доступа?

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.

То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести.

При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.

7 Что такое право следования?

Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).

Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:

  • При цене перепродажи до 100 000 руб. – вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.
  • При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. – вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.
  • При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. – вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.
  • При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. – вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.
  • При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.
  • При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.
Читайте также:  Можно ли положить средства ОСМД в банк на депозит?

Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?

Да, такие организации существуют. Основная цель таких организаций – это отслеживание фактов использования произведений, сбор с пользователей вознаграждений, причитающихся авторам, и перенаправление этих вознаграждений авторам за вычетом своего процента «за услуги».

Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.

Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.

Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.

Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию.

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам.

Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.

По состоянию на 14 декабря 2020 года единственной аккредитованной государством организацией, осуществляющей управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений является «Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС». Полный список всех аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе (по разным направлениям творчества и видам прав) можно найти на портале открытых данных Министерства культуры РФ (вкладка «Таблица»)

9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?

Нет – стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Стиль рисования – это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.

10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?

Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав.

Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее.

Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе. То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.

Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования.

Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование.

Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Политика авторского права

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.

) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом.

Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно

Название «авторское право» является условным, так как закон регулирует и охраняет права «правообладателя», а не автора.

Английский термин копира́йт © (англ. copyright, от «копировать» и «право») в английском языке обозначает авторское право, то есть право копировать, воспроизводить.

Субъекты авторского права

Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор.

Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства).

Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:

  • различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения
  • работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).

Ещё одним специфическим субъектом авторского права являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  1. ©, латинской буквы «C» в окружности;
  2. имени или наименования правообладателя;
  3. года первого опубликования произведения.

Например:

© Иванов И. И., 2006

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Личные неимущественные авторские права

Личные неимущественные права (также обозначены в Бернской конвенции как «моральные права») включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу.

Исключительное право на произведение

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

  1. воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трёх измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трёхмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
  2. распространение произведения путём продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  3. публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью плёнки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  4. импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  5. прокат оригинала или экземпляра произведения;
  6. публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  7. сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путём ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается приём сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приёма публикой. Сообщение кодированных сигналов признаётся сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с её согласия;
  8. сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путём ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признаётся сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с её согласия;
  9. перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
  10. практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  11. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
Читайте также:  Правовые аспекты проверки щепетильной информации

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Международные договоры в сфере авторского права устанавливают минимальные сроки охраны исключительных (экономических) прав. Так, согласно ст. 7(1) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, срок охраны составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты исключительных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговорённых случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Объекты авторского права

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

и других.

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторское право и право собственности

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.

Переход права собственности на экземпляр произведения сам по себе не влечёт передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

  • Настоящая Политика авторского права действует в отношении всех материалов размещенных в сети интернет на сайте ukazov.ru (далее — Сайт).
  • Использование сервисов Сайта означает полное согласие автора (владельца исключительных интеллектуальных прав) или владельца имущественных прав на все материалы (далее — Пользователь) с настоящей Политикой авторского права. В случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования сервисов Сайта.
  • При размещении на Сайте каких либо материалов Пользователь подтверждает и гарантирует, что обладает исключительными интеллектуальными правами (в том числе на воспроизведение и доведение до всеобщего сведения) на размещенные на Сайте материалы.
  • Пользователь несет ответственность за размещение на Сайте материала с нарушением исключительных интеллектуальных прав, предусмотренную действующим законодательством РФ за нарушение исключительных интеллектуальных прав (в том числе на воспроизведение и доведение до всеобщего сведения).
  • В случае возникновения споров о нарушении исключительных интеллектуальных прав на материал, размещенных на сайте Пользователем, Пользователь обязан самостоятельно, решать возникшие споры.
  • В случае получения Администратором Сайта уведомления от правообладателя о нарушении его исключительных интеллектуальных прав. Администрация Сайта вправе удалить спорный материал с Сайта.
  • Просьба правообладателей отправлять претензии через форму для писем.
  • К настоящей политике авторских прав и отношениям между Пользователем и Администратором Сайта применяется действующее законодательство РФ.
  • Администратор Сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику авторских прав без согласия Пользователя.
  • Копирование фотографий и самих материалов размещенных на Сайте без разрешения автора влечет за собой гражданско-правовую ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ. Согласно действующему законодательству РФ, авторское право на произведение переходит в общественное достояние спустя 70 лет со смерти автора! До этого времени без разрешения автора нельзя воспроизводить каким-либо способом произведения автора. Согласно действующему законодательству РФ штраф за незаконное использование одного произведения автора от 10.000р до 5.000.000 рублей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *