Запрос на предоставление результатов проверки, проведённой полицией

Законность запросов из полиции и других правоохранительных органов

В последнее время участились случаи поступления в прокуратуру жалоб от субъектов предпринимательской деятельности по вопросу законности и обоснованности запросов из полиции и других правоохранительных органов.

В этой связи разъясняем, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции имеет право получать необходимые объяснения, справки и документы и (или) их копии:

— по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

— в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

— по поручениям следователя и дознавателя (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

— при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации (п. 27 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о полиции требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пп. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 ч.

1настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее 1 месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

Законодатель не раскрывает понятие «мотивированный запрос», но представляется целесообразным понимать под ним наличие в запросе информации о том, в рамках каких мероприятий проводится проверка:

—        по делам об административных правонарушениях либо в процессе проверки зарегистрированных сообщений и заявлений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

—        в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. ст. 144-145 УПК РФ);

  • —        по расследуемым уголовным делам;
  • —        в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий.
  • Кроме того, в случае, если дело или материал заведены в связи с наличием признаков преступления либо иного правонарушения в действиях того лица (лиц), у которого запрашивается информация, то в запросе должны содержаться ссылки на них.

Невыполнение законных требований сотрудника полиции о предоставлении документов и информации влечет за собой ответственность по ст. 19.7КоАП РФ (непредставление сведений, информации), санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц — до пятисот рублей; на юридических лиц — до пяти тысяч рублей.

Закон о полиции содержит нормы, в соответствии с которыми полиция обладает специальными полномочиями по получению необходимой информации. Например, полиция обладает правами:

— при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

— в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 29.07.

2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.

Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Защита при проверках МВД (ОЭБиПК) от квалифицированного адвоката: что нужно знать?

Пристальный интерес правоохранительных органов к бизнесу чреват проблемами. Однако запрос из ОЭБиПК или даже полноценная проверка МВД ещё не означает, что шансов отстоять свои права нет. Своевременное обращение к юристам помогает добиться многого.

Для начала стоит отметить, что запрос на предоставление документов (а иногда и проверка) не всегда связан непосредственно с вашей деятельностью. Периодически проблема в контрагенте, который допустил серьёзные нарушения. Если он попытался перенести ответственность за сомнительную сделку на вашу компанию, а также если по совокупности других факторов к вам возникли вопросы, возможна проверка.

Защита при получении запроса о предоставлении документов

Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции» законные требования уполномоченных должностных лиц должны обязательно выполняться. Ключевым в данном случае является слово «законные». Это значит, что:

  1. Вы не обязаны выполнять незаконные требования. Если то, что у вас запрашивают, вы не можете предоставить без нарушения законодательства, именно это и нужно пояснить.

  2. Вы не должны предоставлять то, что вы предъявить просто не можете. Например, соответствующий орган запрашивает сведения, которых у вас нет (аналитические данные по такому-то периоду, хотя вы не собирали информацию). В этом случае вы можете просто составить в надлежащем виде ответ и отправить его.

  3. Запрос должен быть мотивированным и правильно оформленным. В частности, в нём обычно идёт отсылка на определённое уголовное дело или на заявление (сообщение) о совершённом преступлении, которое было зарегистрировано в установленном порядке.

    При этом сотрудники должны указать, какое отношение запрашиваемые документы имеют к расследуемому делу или к проверке поступающего сообщения или любым другим законным образом обосновать запрос.

    В противном случае их действия будут противозаконными.

И наоборот: если компания демонстрирует готовность отстаивать свою позицию, если её интересы защищают опытные юристы, то сотрудники МВД нередко теряют интерес к такой фирме.

Безусловно, всё индивидуально, и надо вникать в отдельно взятую ситуацию.

Но в целом, если к вам поступил запрос, то лучше всего обратиться к разбирающемуся в этой теме юристу, чтобы понять, что делать дальше, какие документы выдавать, какие – нет, как всё оформлять. Так вы не предоставите на себя же компромат.

Защита при вызове на допрос или дачу объяснений

В связи с проверкой организации полицией возможно проведение разных мероприятий. Очень часто сотрудников, а также владельцев вызывают на допрос или на дачу объяснений/опрос. Если первое является обязательным, то второе – добровольным. Тем не менее, отказ сотрудничать может насторожить работников правоохранительных органов.

Поэтому желательно идти навстречу, но к соответствующему разговору тщательно подготовиться, провести предварительную консультацию с юристом, обсудить все моменты, которые в принципе могут затрагиваться.

Учтите: явка как на допрос, так и на дачу объяснений, возможна с адвокатом. Вы имеете на это право по закону (ст. 48 Конституции). Кроме того, явка на допрос обязательна, а вот дача показаний – далеко не всегда.

На что именно нужно обращать внимание во время проведения допроса или же дачи показаний? На то, как именно всё фиксируется, что вы подписываете. Перед тем, как отвечать, разберитесь с формулировками, избегайте двойных трактовок. Всё, что вы скажете, нужно предварительно обдумать. Вам надо быть полностью уверенным: ничего из сказанного не обернётся впоследствии против вас и вашего бизнеса.

Подробную консультацию по поводу того, как именно лучше всего вести себя при даче объяснений или же во время допроса, стоит предварительно получить у адвоката. Чем лучше вы будете понимать происходящее, тем меньше вероятности, что вас смогут запугать и вытащить из вас ту информацию, которую вы не собирались разглашать.

Наши сотрудники очень хорошо разбираются в том, как проходят допросы. Мы можем спрогнозировать большинство вопросов в ваш адрес и по вашему бизнесу, а иногда и по конкретному делу.

В процессе общения с адвокатом Вы узнаете, что именно вам предстоит. В итоге вы будете чувствовать себя увереннее при самом стрессовом допросе.

А, значит, вероятность того, что из вас достанут лишнюю информацию, уменьшается.

Помощь при проведении обысков, выемок, обследований и других мероприятий

В ходе полицейской проверки возможны разные процессуальные действия: выемка документов, обследования или же обыски.

Они должны проходить строго в рамках установленных в законодательстве процедур, которые часто нарушаются. Если вы видите, что сотрудники МВД ведут себя некорректно, Вам не нужно им противодействовать.

Необходимо фиксировать всё, что они делают, чтобы получить возможность подать жалобу.

Основная проблема в такой ситуации в том, что большинство граждан не знает своих прав. Поэтому ни владелец бизнеса, ни сотрудники компании могут не понять, что происходит нарушение. Адвокат при проверке полезен же тем, что прекрасно разбирается в нюансах проведения такой процедуры и подмечает все детали.

Ещё один момент связан с фиксацией. Сотрудники правоохранительных органов могут изъять камеры, любые записывающие устройства. В итоге у компании не будет на руках доказательств. Однако забрать у адвоката сотовый или камеру они не имеют права. В итоге нередко даже присутствие нашего сотрудника со средствами фиксации останавливает проверяющих от нарушений.

Юридическая защита при проверке МВД направлена на защиту ваших прав как физического лица (лиц), так и на отстаивание интересов компаний. Адвокат способен при наличии адвокатского ордера выступать в качестве представителя генерального директора и компании при проведении соответствующих мероприятий.

Читайте также:  Налог на продажу автомобиля, универсальные ответы на лучшем юридическом ресурсе

Крайне важно поручить именно ему контакт с сотрудниками правоохранительных органов, поскольку работники организации могут наделать грубых ошибок.

Более того, общение сотрудников компании (а не адвоката) с проверяющими будет походить на допрос и приведёт к разглашению тех сведений, которые вы не хотели бы и не обязаны раскрывать.

Юристу/адвокату же непосредственно ответственность не угрожает, плюс опытные профессионалы неоднократно бывали в таких ситуациях. Поэтому им гораздо легче сохранять хладнокровие, следить за тем, что именно проверяющие делают, не нарушают ли они установленную УПК РФ и иными законами процедуру.

Помощь при проверке МВД зачастую состоит в том, чтобы указать, на что конкретно сотрудники правохранительных органов имеют право, а на что – нет.

К примеру, при проведении обыска они могут взломать замки и сейфы, в рамках обследования – нет. Во время обыска проверяющие вправе запретить вашим сотрудникам передвигаться по офису и общаться между собой.

А вот во время обследования они не могут этого сделать, в противном случае речь будет идти о превышении должностных полномочий.

Тем самым адвокаты защитят ваши права. Они не позволят незаконно собирать факты, которые впоследствии могут быть использованы против вас и вашего бизнеса.

Проверка со стороны МВД – это неприятное событие для любой компании. Но обращение к юристам/адвокатам, которые знают, как именно должны проводиться те или иные процессуальные действия, поможет вам легче и быстрее справиться с ситуацией.

К тому же у наших юристов/адвокатов есть необходимый опыт, поэтому нам нужны считанные секунды, чтобы просчитать действия проверяющих и предпринять все необходимые меры для безопасности вашей компании, ваших сотрудников и вас лично.

Детали обсуждаем уже непосредственно при обращении к нам.

Запрос полиции

Законность запроса о предоставлении информации

Сотрудники полиции в ходе расследования уголовных дел и рассмотрения сообщений о преступлениях направляют в организации запросы о предоставлении информации с целью получения доказательств совершения преступления. Среди субъектов предпринимательской деятельности систематически поднимается вопрос о законности и обоснованности запросов полиции о предоставлении информации. Ответ на данный вопрос дает Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе необходимые сведения, справки и документы, а также их копии. При этом запрос полиции может быть направлен только в рамках следующих мероприятий: 1) расследование уголовного дела или дела об административном правонарушении; 2) проведение проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; 3) проведение оперативно-розыскных мероприятий. Полиция также вправе требовать от организации предоставления образцов и каталогов своей продукции, технической и технологической документации и других информационных материалов, необходимых для производства экспертиз (п.17 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»). При этом запрос полиции должен быть оформлен надлежащим образом (в письменной форме, на официальном бланке, с указанием наименования подразделения полиции, исходящего номера и даты документа, фамилии и должности лица, направившего запрос, а также с указанием цели и правового основания затребования информации).

Срок ответа на запрос и ответственность за непредставление информации

Согласно ч.4 ст.13 ФЗ «О полиции» запросы уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения в сроки, указанные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса.

За непредставление или несвоевременное представление информации по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции предусмотрена административная ответственность (ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Охраняемая законом тайна

При получении запроса полиции сотрудники организации могут столкнуться с тем, что данный запрос содержит требование предоставить информацию, которая является охраняемой законом тайной. В связи с этим возникает вопрос о правомерности запроса вышеуказанных сведений и порядке их предоставления.

В данной статье мы рассмотрим порядок предоставления сведений, составляющих банковскую, коммерческую, врачебную тайны, а также тайну переписки и телефонных переговоров, так как на практике именно данные сведения чаще всего запрашиваются сотрудниками правоохранительных органов.

  • Банковская тайна
  • Коммерческая тайна
  • Врачебная тайна
  • Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Сотрудникам кредитных организаций необходимо обратить пристальное внимание на запросы полиции о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну. К таким сведениям относятся: 1) информация о банковском счете и банковском вкладе; 2) информация об операциях по счету; 3) информация о клиенте. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, регулируют нормы ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ «О банках и банковской деятельности»). В соответствии с ч.2 ст.857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Согласно ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» органы предварительного следствия имеют право запрашивать и получать у кредитных организаций следующие документы: 1) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) справки по счетам и вкладам физических лиц. При этом запрашивать вышеуказанную информацию органы предварительного следствия могут только при соблюдении двух условий: 1) запрос должен быть направлен в рамках возбужденного уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного следствия; 2) наличие согласия руководителя следственного органа. Таким образом, должностные лица органов предварительного следствия в рамках возбужденного уголовного дела и при наличии согласия руководителя следственного органа на основании мотивированного запроса вправе запросить и получить у кредитной организации вышеуказанные справки. Однако выемка документов, содержащих банковскую тайну, возможна только на основании решения суда, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. При этом согласно Определению Конституционного суда РФ от 19.01.2005 № 10-О выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима при следующих условиях: 1) изымаемые документы, должны содержать информацию, которая имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; 2) выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; 3) изъятие данных документов должно быть вызвано необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования конкретного уголовного дела. Что касается предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то в соответствии со ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются вышеуказанным должностным лицам только на основании судебного решения. При этом данное решение принимается судом по ходатайству соответствующих должностных лиц, направленному в суд в порядке, предусмотренном ст.9 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. На основании вышеизложенного следует, что сотрудники кредитных организаций должны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ «О банках и банковской деятельности». В противном случае кредитная организация, а также ее должностные лица и работники за разглашение банковской тайны могут понести установленную законом ответственность. Так, согласно ч.3 ст.857 Гражданского кодека Российской Федерации в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме того, за незаконное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена также и уголовная ответственность (ст.183 Уголовного кодекса Российской Федерации). Коммерческой тайной являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Необходимо обратить внимание на то, что определенные сведения приобретают статус коммерческой тайны только после того, как обладателем данных сведений установлен в отношении них режим коммерческой тайны. Порядок введения данного режима регулируется ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне». Однако в отношении некоторых сведений, перечень которых содержится в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне», введение режима коммерческой тайны не допускается. Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сотрудникам правоохранительных органов регулируется ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне». Так, согласно части 3 данной статьи обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве. Таким образом, при получении мотивированного запроса должностных лиц органов предварительного следствия и дознания по делам, находящимся в их производстве, организация обязана предоставить запрашиваемые сведения даже в том случае, если они составляют коммерческую тайну. Однако выемка документов, содержащих коммерческую тайну, возможна только на основании судебного решения, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Врачебной тайной являются сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, регулируется ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно пункту 3 части 4 данной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 2) по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; 3) по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно. Вместе с тем следует иметь в виду, что в силу требований п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса РФ выемка документов, содержащих врачебную тайну, возможна только на основании судебного решения.

Читайте также:  Налог на муниципальную пенсию за выслугу лет

В соответствии с ч.2 ст.23 Конституция РФ каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение данного права допускается только на основании судебного решения.

Одним из самых распространенных запросов, которые направляют сотрудники полиции в организации, предоставляющие услуги связи, является запрос о детализации телефонных переговоров между абонентами. Данная информация является тайной телефонных переговоров, а порядок её получения должностными лицам органов, уполномоченных осуществлять предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия, регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с положениями ст.ст.13, 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть получена только на основании судебного решения. При этом порядок предоставления данных сведений в ходе предварительного следствия регламентируется ст.186.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в ходе оперативно-розыскных мероприятий ст.9 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности». В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Важно знать каждому !!!

  • Как подать заявление в полицию о преступлении, его виды, варианты подачи, порядок регистрации и рассмотрения
  • Способы подачи заявления в полицию.
  • Согласно Инструкции, принимаются и регистрируются заявления и сообщения о преступлениях, поданные:
  • В подразделение полиции лично заявителем или его представителем.
  • Дистанционно, если возможности для личного визита нет:
  • посредством электронных сервисов на официальных сайтах подразделений МВД;факсимильной связью (факс);по телефону;
  • по почте.
  • Самым действенным способом является личное обращение.
  • Рассмотрим порядок подачи и требования, предъявляемые к заявлению о преступлении, подаваемому в отделение полиции.
  • Куда подавать заявление?

По общему правилу территориальной подследственности (ст. 152 УПК РФ) проверку по преступлению проводит то подразделение, полномочия которого распространяются на место, где оно было совершено.

Иногда заявителю бывает сложно определить, куда нужно обратиться.

На этот случай Инструкция устанавливает, что заявление о преступлении принимается в любом подразделении полиции на территории России, независимо от: места совершения; даты и времени; давности; достаточности изложенных в нем сведений; его формы.

После проведения необходимых мероприятий уполномоченным сотрудником полиции определяется отдел, который должен проводить проверку по этому заявлению. Собранные документы и сведения направляются в этот отдел.

Форма и содержание заявления.

Жестких требований к содержанию письменного и устного заявления в полицию о преступлении закон не предъявляет, как и нет установленного шаблона. По общим правилам оно состоит из шапки, основной и просительной части.

Шапка – адресование заявления конкретному руководителю подразделения МВД. В ней же указываются сведения о заявителе, адресе места жительства и его контактах. Контакты необходимы в числе прочего для получения сведений о результатах проверки.

Основная часть – своими словами описываются кратко или подробно обстоятельства происшедшего. Сотрудники полиции в обязательном порядке проведут опрос заявителя, в ходе которого уточнят неясности и восполнят пробелы, выяснят не отраженные в заявлении обстоятельства.

Просьба о проведении проверки и/или привлечении виновного лица к уголовной ответственности за содеянное. При этом заявление может, как начинаться с просительной части, так и заканчиваться ей.Предупреждение об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос. Это предупреждение удостоверяется личной подписью.

Срок подачи.

У каждого преступления существует срок давности, по истечении которого преступника нельзя будет подвергнуть заслуженному наказанию. Он освобождается от уголовной ответственности, даже если виновен.

Поэтому подавать заявление надо в пределах этого срока, а лучше незамедлительно, ведь чем быстрее оно попадет в полицию, тем больше вероятность его раскрытия. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст.

78 УК РФ) зависят от тяжести совершенного деяния (ст. 15 УК РФ).

  1. Дистанционное заявление в полицию
  2. Заявление в полицию по телефону.
  3. Сообщения о преступлениях, полученные по телефону (02, 112), также регистрируются, оформляются рапортом уполномоченного сотрудника полиции, по ним начинается проверка.
  4. Подача онлайн.

На официальных сайтах подразделений полиции различного уровня имеются сервисы для подачи заявлений о преступлениях. Для приема их онлайн через интернет необходимо ввести данные в обязательные для заполнения поля. Впоследствии они распечатываются на бумаге, регистрируются в установленном порядке и передаются в работу.

Подача заявления в полицию по почте.

В каждом подразделении полиции на входе имеется почтовый ящик для обращений граждан. Заявление о преступлении может быть опущено и туда.Корреспонденция из ящика изымается не реже 1 раза в день.

Возможно ли написать анонимное заявление?

Анонимными считаются заявления о преступлениях, не содержащие сведений о заявителе – его имени, адресе и т. д. Такими заявлениями признаются и те, в которых указаны несуществующие данные о заявителе, либо данные лица, которое в полицию не обращалось.

Если изложенные в них данные подтвердятся и в описанных фактах будут признаки состава какого-либо преступления, установленные обстоятельства излагаются уполномоченным полицейским в рапорте, он регистрируется и уже по нему, а не по анонимному заявлению проводится доследственная проверка.

Естественно, ни о результатах рассмотрения анонимного заявления в полицию, ни о результатах доследственной проверки по изложенным в нем фактам заявитель уведомлен не будет.

Можно ли дополнить или переписать заявление в полицию

Заявление в полицию о преступлении – всего лишь повод для возбуждения дела при наличии оснований для этого. Другими словами, это только документ, с которого начинается уголовный процесс.

Поэтому дополнять само заявление или его переписывать в ходе доследственной проверки необходимости нет никакой. Материалы доследственной проверки не являются доказательствами по уголовному делу, по этой причине требований к их форме, содержанию и прочим подобным характеристикам нет.

То есть дополнения, уточнения и поправки могут быть оформлены как угодно и приобщены к материалам проверки.

Что происходит после подачи заявления

После того как заявление или сообщение в полицию о преступлении в иной форме зарегистрировано в КУСП, оперативный дежурный при необходимости принимает меры неотложного реагирования, предусмотренные законом и приказами ведомства.

Если такие меры не являются необходимыми, зарегистрированное заявление передается руководителю отдела полиции или уполномоченному сотруднику, письменной резолюцией определяющему срок и порядок проведения проверки по каждому конкретному заявлению и должностное лицо, которому будет поручено проведение проверки.

Исполнителями чаще всего назначаются сотрудники подразделений по направлениям деятельности, осуществляющие на стадии доследственной проверки полномочия дознавателя, указанные в ст. 144 УПК, ими могут быть:

участковые уполномоченные (например, по бытовым и нетяжким преступлениям: побои, незначительные кражи, мошенничества, угрозы убийством т. д.);оперуполномоченные уголовного розыска – по более тяжким (разбои, грабежи, вымогательства и т. д.) или групповым преступлениям;

оперуполномоченные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – по преступлениям в сфере экономической деятельности (фальшивомонетничество, мошенничества, взяточничество и т. д.).

Читайте также:  Аренда муниципального имущества без торгов

После этого заявление под роспись в КУСП передается исполнителю, который приступает к проведению проверочных мероприятий в порядке ст. 144–145 УПК РФ.

Срок рассмотрения.

Общий срок проверки по сообщению о преступлении – 3 суток. Если проверить все необходимые данные невозможно в этот срок, он может быть продлен до 10 суток. Если необходимо проведение исследований, оперативно-розыскных мероприятий и т. д., срок может продляться и до 30 суток.

Обязанности у должностных лиц полиции принимать решения именно в этот срок нет. То есть, если все обстоятельства удалось установить в меньший срок, например в 1, 7 или 20 суток, решение может быть принято и раньше. Но зачастую и этих сроков бывает недостаточно для всестороннего исследования происшедшего.

В этом случае сотрудник полиции может принять так называемое промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии отменяется. С момента поступления материала проверки исполнителю после отмены такого решения вышеуказанные сроки начинают течь заново.

Количество таких фактов закон, кроме требования о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, не ограничивает.

Решения по заявлению.

По итогам доследственной проверки по заявлению в полицию о преступлении, в зависимости от результатов, может приниматься одно из следующих решений:

О возбуждении уголовного дела. Оно передается в подразделения отдела полиции, уполномоченные проводить предварительное расследование (дознание, следствие).Об отказе в возбуждении уголовного дела.

Материал проверки в этом случае регистрируется в специальном журнале учета, ему присваивается порядковый номер, под которым впоследствии он будет храниться в архиве. Номер материала будет состоять из двух номеров – номера КУСП/номера материала.

О передаче сообщения и собранных материалов по подследственности, если отдел полиции, в который они поступили, не уполномочен принимать решение.

  • О приобщении нового заявления к материалу проверки по тому же факту.
  • Как узнать результат?

О любом принятом по заявлению о преступлении решении должно быть сообщено заявителю. При этом обязательно разъясняется, кому и в каком порядке возможно это решение обжаловать. О возбуждении дела заявителя должны уведомить. Если он одновременно является потерпевшим, он имеет право получить копию соответствующего постановления.

Об отказе в возбуждении заявитель уведомляется в течение суток с принятия решения, ему обязаны, помимо уведомления, направить копию вынесенного постановления.

Если по заявлению принято решение о передаче по подследственности или о приобщении к ранее зарегистрированному сообщению – заявитель также уведомляется об этом с разъяснением, что, куда, для чего и почему направлено или приобщено.

Если ответа на заявление нет.

В случаях, когда, по мнению заявителя, срок проверки затягивается, никаких действий, вызовов и прочего со стороны сотрудников полиции не происходит, уведомлений и сообщений о результатах проверки не получено, судьбу заявления возможно узнать: У должностного лица, которому поручено проведение проверки. В дежурной части отдела полиции.

В его учетно-регистрационном подразделении. Номер телефона, по которому возможно получить информацию, указан в талоне-уведомлении. Если же его нет, номер телефона для связи можно узнать на официальных сайтах подразделений полиции. Чтобы узнать результат рассмотрения заявления, необходимо будет назвать данные, указанные в талоне-уведомлении, – Ф. И. О.

заявителя, дату обращения, номер КУСП.

Служебная проверка сотрудников. Порядок проведения

Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.

Работодатель вправе разработать Положение о порядке проведения служебных проверок в организации.

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально.

В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника.

Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

Законодательное обоснование

В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

Что является основаниями для принятия решения о проведении служебной проверки?

В каких случаях проводится проверка?

Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

  • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
  • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
  • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
  • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
  • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

Базовые задачи расследования

Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:

  • Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
  • Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
  • Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
  • Определение виновности лица.
  • Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.

К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.

Порядок осуществления служебной проверки

ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.

Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:

  • Причину осуществления расследования.
  • Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
  • Полномочия комиссии.
  • Сроки, отведенные на проверку.
  • Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.

Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.

Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.

ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Права предположительно виновного лица

Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

  • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
  • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
  • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
  • Ознакомление с собранными по делу материалами.

Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

Заключительная часть служебной проверки

В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:

  • Участники комиссии и ее председатель.
  • Сведения о противоправном деянии.
  • Данные о предположительно виновном лице.
  • Причины произошедшего.
  • Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.

К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *