Задержка расследования несчастного случая

26.02.2021 17:00:00

Несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Задержка расследования несчастного случая

Официальные разъяснения: Роструд о несчастных случаях на производстве  

Несчастный случай на производстве  это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Задержка расследования несчастного случая У МУЖА НА РАБОТЕ ПРОИЗОШЕЛ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ (ОТРЕЗАЛО ПАЛЬЦЫ НА СТАНКЕ), ОФИЦИАЛЬНО ОН НЕ УСТРОЕН, БЫЛ ПОЛНОСТЬЮ ТРЕЗВ, ТАКЖЕ ЕСТЬ СВИДЕТЕЛИ. НА ЧТО ОН МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ?    Работодатель обязан был оформить письменный трудовой договор с Вашим мужем в течение трех рабочих дней с момента фактического допущения его к работе. Трудовой договор считается заключенным, если работник с ведома или по поручению работодателя приступил к работе.   У работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве, может возникнуть право:   1) на пособие по временной нетрудоспособности;   2) на страховые выплаты: — единовременные, — ежемесячные;   3) на оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавшего работника.

Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда 

— государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс). 

  • Задержка расследования несчастного случая

      Согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.  

У работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве, может возникнуть право (пп. 1-3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее 

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Из этой статьи вы узнаете все о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: основы классификации происшествий, кого включать в комиссию, как долго она работает, какую документацию оформлять, какими нормативными документами руководствоваться. А также причины несчастных случаев на производстве и порядок расследования профессиональных заболеваний.

Итак, начнем …

Задержка расследования несчастного случая

Несчастные случаи: определения, классификация, причины

1. Основные определения

ФЗ №125 от 24.06.1998 г. называет несчастным случаем на производстве событие, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного и:

  • — утрате работоспособности (частично либо полностью, временно либо постоянно); — возникновению необходимости выполнять работу по другой профессии или специальности (временно либо постоянно); либо к смерти.
  • Травмы, связанные с производством, это травмы произошедшие:
  • — при выполнении пострадавшим производственного задания на предприятии, в организации либо за пределами ее территории; — во время пребывания в транспорте организации-страхователя (например, по дороге на работу, домой).

В этом Законе речь идет только о застрахованных в Фонде работниках. Однако установленный ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве распространяется на всех лиц, работающих по распоряжениям либо приказам работодателей, независимо от наличия страхования.

″ Как определить, кто виноват в несчастном случае?

Прежде всего, комиссия по расследованию несчастных случаев устанавливает лиц, которые допустили нарушение государственных требований по охране труда. А вот следственные органы, и в конечном итоге, суд определяет лиц, виновных в тех или иных правонарушениях. Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

2. Как классифицировать несчастные случаи (НС)?

Несчастные случаи могут быть связанные и не связанные с производством

2.1 Несчастные случаи связываются с производством. Это НС, произошедшие:

— при выполнении выданных работодателями распоряжений в рабочее или нерабочее время; — в момент обслуживания (очистки, смазки, другого ухода) средств производства, соблюдения установленных в организации правил внутреннего распорядка; — в ходе перевозки работников транспортом, который принадлежит работодателю либо используется в его интересах (существует договоренность с владельцем этого транспорта); — в командировке, при работе вахтовым методом, на судне и при других подобных обстоятельствах; — в ходе работ, призванных предотвратить аварии, несчастные случаи, катастрофы на объектах работодателя либо смягчить их последствия;

2.2 Несчастные случаи не связываются с производством.

Это травмирование либо смерть, которые наступили исключительно из-за алкогольного опьянения либо токсического отравления и в ходе противозаконных действий. В эту категорию входят самоубийства, а также смерти, которые спровоцированы обострениями общих заболеваний.

НС, которые не относятся к этим категориям (произошли в нерабочее время, когда работники не выполняли работ в интересах работодателей), классифицируются как бытовые.

В случае травмирования застрахованного в Фонде работника НС является страховым. Первые 2 дня нетрудоспособности по этим НС оплачивает предприятие, остальные – Фонд.

″ Что делать специалисту по охране труда, если работник своевременно не сообщил о производственной травме?

Работник своевременно не сообщил о несчастном случае, а спустя некоторое время в организацию поступает больничный лист, с указанием в нем «Производственная травма». Согласно ТК РФ работодатель обязан провести расследование несчастного случая.

В этом случае работник должен написать заявление в комиссию по расследованию несчастных случаев, либо на имя работодателя. В заявлении должно быть указана характер травмы, дата и время кода она была получена и тот факт, что работник не указал этот случай своевременно. На основании заявления формируется комиссия.

Согласно Трудового Кодекса расследование НС проводится в течении 1 месяца с момента поступления заявления.

  1. 3. Причины несчастных случаев на производстве
  2. ТК РФ выделяет основные причины несчастных случаев на производстве:
  3. — падение при передвижении, с высоты; — утрата целостности зданий, конструкций, которая сопровождается падением, разлетом частей, кусков; — противоправные действия окружающих; — влияние экстремальных температур (обморожения, ожоги); — асфиксия (попадание в дыхательные пути сыпучих материалов, воды, их сдавление); — контакт с биологическими объектами; — действие тока; — влияние излучений и др.

Расследование несчастных случаев на производстве кратко: численность и состав комиссии, сроки, распределение обязанностей

  • Численность и состав комиссии
  • Расследует НС комиссия, состоящая как минимум из 3 человек, которые прошли соответствующее обучение по охране труда руководителей и специалистов.
  • Расследует легкие НС (одиночные и групповые) комиссия, состоящая из представителей:
  • — службы ОТ предприятия (как вариант – привлеченный на договорных основаниях сторонний специалист); — работодателя (председатель); — профсоюза или другого объединения работников.
  • Обстоятельства и причины одиночных и групповых тяжелых и смертельных НС расследует комиссия, в состав которой в дополнение к этим 3 лицам включены:
  • — госинспектор труда; — сотрудник органов самоуправления федерального или местного значения (председатель); — представитель территориального профсоюзного объединения; — сотрудник Фонда.
  • В комиссию нельзя включать ответственных за ОТ на этом участке лиц и непосредственных руководителей работ.
  • Сроки расследования несчастных случаев на производстве
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве выделяет для работы комиссии:
  • — при НС с легким исходом – 3 дня; — при НС с тяжелыми последствиями, смертельным исходом – 15 дней; — при сокрытых НС, а также тех, о которых работодателя уведомили не вовремя либо когда последствия проявились спустя какое-то время, – 1 месяц.

Если нужно получить экспертные, медицинские заключения, информацию от органов дознания и т. д., сроки расследования несчастных случаев на производстве увеличиваются. Это решение принимает председатель комиссии, расследование продляется не более, чем на 15 дней, если имеется решение суда – на больший срок (не более 15 дней).

Порядок расследования

Основные моменты порядка расследования несчастных случаев на производстве устанавливает ст. 229.2 ТК РФ.

Организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве работодатели. Они:

— утверждают состав комиссии приказом или распоряжением; — уведомляют указанные в ТК РФ организации о НС, а затем – о его последствиях; — предоставляют помещения, материалы, транспортные средства, связь, защитную одежду, проч.; — организовывают доставку членов комиссии на объекты, фото- и видеосъемку, составление карт, чертежей и др.; — уведомляют родственников или близких людей пострадавших о тяжелых и смертельных НС.

Комиссия:

— изучает обстоятельства травмирования и документирует их; — опрашивает очевидцев, свидетелей; — затребует и изучает заключения экспертов, медиков, другую документацию; — если нужно, продлевает срок расследования несчастного случая на производстве; — изучает документацию по ОТ: материалы обучения, копии удостоверений, документы о выдаче спецодежды, спецобуви, защитных средств и др. — выявляет причины несчастного случая на производстве; — определяет нарушенные требования ОТ; — разрабатывает мероприятия, которые помогут устранить эти нарушения; — выявляет нарушителей; — связывает НС с производством (либо не связывает); — совместно с профсоюзом определяет % вины пострадавших, которые будут получать выплаты из Фонда; — называет организацию, которой следует взять НС на учет; — оформляет материалы расследования, организовывает их передачу на хранение работодателю.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве: оформление документов

По итогам расследования составляются:

— акт Н-1: 1 экземпляр – для пострадавшего, 2 – для работодателя, 3 – для Фонда. Для незастрахованных в Фонде пострадавших третий экземпляр делать не нужно.

Количество актов для групповых НС определяется по принципу: количество актов Н-1 = количеству пострадавших. Работодатель хранит акты минимум 45 лет; — материалы расследования.

Это: приказы об организации работы комиссии, протоколы осмотра мест происшествий, опроса пострадавших, фотографии, видео, экспертные заключения, выписки и т. д.

Читайте также:  Проблема с документами т. к. в фамилии Ё

Расследование несчастных случаев на производстве кратко: что делать специалисту по ОТ (руководителю организации)?

Получив информацию о травме, специалист по ОТ должен:

— убедиться, что пострадавший получил первую помощь, транспортирован в больницу; — убедиться, что место НС сохранено в первоначальном виде (если это возможно).

В противном случае должны быть сделаны фотографии, эскиз либо проведена видеосъемка; — убедиться, что информация о происшедшем передана в соответствующие организации, либо организовать ее передачу; — подготовить проект приказа о назначении комиссии для расследования НС; — организовать предоставление затребованных материалов по ОТ; — проконтролировать реализацию рекомендованных комиссией мероприятий; — убедиться, что в нужные организации передано сообщение о последствиях НС.

Порядок расследования профессиональных заболеваний

Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.

Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.

1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.

2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.

3. Комиссия:

— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию; — выявляет причины наступления ПЗ; — устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.; — разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ; — формирует акт в 5 экз.

4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.

Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.

В этой статье собраны основные моменты расследования несчастных случаев на производстве: кратко перечислены действия комиссий по расследованию НС и ПЗ, специалистов по ОТ предприятия, работодателя, освещены главные понятия по НС и ПЗ, приведены ссылки на основную нормативную документацию.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(15

Спорное расследование несчастного случая на производстве

Председатель комиссии по расследованию несчастного случая, он же инспектор ГИТ, обжаловал выводы комиссии в своей инспекции и проводит дополнительное расследование единолично. С какими рисками столкнется работодатель и как ему отстаивать свою позицию?

Одно из основных правил в сфере охраны труда – расследовать каждый несчастный случай, даже если он произошел с сотрудником на удаленке. Для этого работодатель организовывает работу комиссии по расследованию случившегося.

Комиссия утверждает акт, в котором фиксируется: связано ли ЧП с производством, каковы причины произошедшего и кто в этом виноват. Только вот не всегда «вердикт» единодушен.

Но если у одного из членов комиссии свое мнение, что тогда? Разобраться поможет пример…

Представьте ситуацию: в компании произошел несчастный случай, и для его расследования созвали комиссию. Она провела проверку и подготовила акт. Но с ее выводами не согласился председатель комиссии. Нюанс в том, что он является инспектором ГИТ. Обжаловав выводы комиссии в своей инспекции, он начал проводить дополнительное расследование единолично. Разрешает ли закон действовать так?

Инспектор не выходит за рамки законодательства. Увы, в некоторых ситуациях оно дает повод для использования служебного положения в «личных интересах». Обратимся к ст. 231 ТК РФ.

В ней сказано, что разногласия по вопросам расследования несчастного случая рассматривает инспекция по труду. Подать жалобу может любой член комиссии, в том числе председатель, а также пострадавший (или доверенное лицо – сотрудник, член семьи).

По итогам ГИТ выносит решение – проводить ли дополнительное расследование.

Тут есть спорный момент: в Постановлении Минтруда от 24 октября 2002 г. № 73 сказано, что особое мнение члена комиссии рассматривает руководитель организации, который направил его для расследования ЧП.

Поэтому жалобу инспектора – председателя комиссии оценит начальник инспекции, и он же примет решение, проводить ли допрасследование. Вероятно, он согласится с мнением подчиненного.

Причем ни в одном нормативном акте не указаны сроки дополнительного расследования, т.е. их на свое усмотрение назначает ГИТ.

В жалобе должно быть правильно сформулировано несогласие с выводами комиссии, причем оно не может противоречить обстоятельствам, указанным в материалах расследования.

Скажем, компания не предоставила документы по охране труда – посчитала, что они не связаны с причинами несчастного случая.

Но это важный аспект, который инспектор, особенно если он председатель комиссии, может трактовать по-своему. И так бывает нередко.

Речь пойдет о риск-ориентированном подходе при расследовании несчастного случая. 21 марта 2019 г. Роструд издал Приказ № 77, которым закрепил Методические рекомендации по проверке создания системы управления охраной труда. В документе сказано, что при расследовании несчастного случая надо проверять эту систему и профессиональные риски.

То есть ГИТ все считает взаимосвязанным – например, отсутствие вводного инструктажа или подписи могло стать косвенной причиной происшествия. Инспектор может попросить любые документы (вплоть до уставных), которые, по его мнению, помогут выявить нарушения. К тому же он вправе опираться на ст. 229.

2 ТК РФ: среди материалов расследования несчастного случая в статье указаны и «другие документы на усмотрение комиссии». Причем там не уточняется, кто и как их запрашивает, поэтому нужные документы всегда просит председатель. В нашем случае это госинспектор. Он же решает, какие из них будут приложены к финальному акту по форме Н-1.

Так что, к сожалению, субъективный фактор остается.

Приведу пример из практики. Сначала несчастный случай на производстве признали легким, и комиссия уже готова была подписать акт. Но затем по итогам медзаключения происшествие признали тяжелым. В этот момент в комиссию приглашают инспектора.

Он начинает расследование заново и просит почти все документы – проверяет, провели ли инструктажи, правильно ли обучались сотрудники в учебном центре, есть ли в компании дистанционные работники, и т.д.

Работодатель справедливо уточняет: «А зачем вам это?» – и получает ответ: «А вдруг вы нарушили права работника, и это привело к происшествию».

Еще один «козырь» инспектора скрывает ст. 229.3 ТК РФ: дополнительное расследование проводится при получении сведений, указывающих на нарушение порядка первоначального расследования. Например, инспектор требует документ, но комиссия считает его неважным и не хочет рассматривать.

Представитель ГИТ может посчитать это нарушением порядка, так как ему не представили сведения, которые позволят сделать объективный вывод. Да, это спорная ситуация – инспектор может действовать в своих интересах.

Тут можно дать такой совет: попросите его пояснить, с чем связано требование предоставить документ, что именно он хочет почерпнуть из него.

Риски кроются и в порядке проведения дополнительного расследования. Статья 229.3 ТК РФ говорит, что оно проводится, как правило, с привлечением представителей профсоюза и ФСС.

Очевидно, что специалист фонда будет гнуть свою линию, ведь именно государство перечисляет пострадавшему деньги. У профсоюза будет своя позиция, хотя он обычно соглашается с ГИТ. Но в большинстве случаев инспектор проводит доппроверку единолично.

Члены комиссии больше не участвуют в расследовании, а новое заключение инспектор делает на основе собственных выводов. Кроме того, он может найти и другие нарушения в компании, взяв их на заметку для будущих проверок. Впрочем, с марта 2022 г.

раздел Х Трудового кодекса изменится, и выражения «как правило» в ст. 229.3 не будет, т.е. привлекать ФСС и профсоюз придется обязательно.

Итак, инспектор имеет право выразить особое мнение после расследования несчастного случая на производстве, обжаловать выводы комиссии и затем самостоятельно провести повторное расследование.

Да, это риск, особенно если у представителей работодателя – членов комиссии и потерпевшего другое мнение. В таком случае остается готовить письменное несогласие.

Если ГИТ откажется рассматривать его, можно идти в суд – по всем инстанциям, вплоть до Верховного Суда РФ.

Если заключение после дополнительного расследования вас не устроит, вы вправе отстаивать свою позицию. Набирайтесь терпения, еще раз изучите локальные акты. И помните о досудебном порядке урегулирования спора: сначала в любом случае придется подать жалобу в ГИТ, и только потом можно обращаться в суд, если инспекция откажет или не согласится с вами.

Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Читайте также:  Как заставить участкового и прокуратуру работать

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Комментарий к ст. 229.3 TК РФ

При выявлении указанных в настоящей статье обстоятельств государственный инспектор труда проводит в установленном порядке дополнительное расследование несчастного случая независимо от срока его давности с выдачей предписания, обязательного для выполнения работодателем (его представителем).

Судебная практика по статье 229.3 TК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2008 N 46-В08-2

Таким образом, руководствуясь при расследовании несчастного случая статьями 229, 229.1, 229.2, 229.3, 230, 230.

1 Трудового кодекса РФ и вышеуказанным Положением, комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая и определяет, связан несчастный случай с производством, с трудовыми обязанностями или работами по заданию работодателя, осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах или не связан с вышеуказанными обстоятельствами.

Как провести расследование несчастного случая, который был давно?

17 января 2020 | Просмотров 3369

Процедура расследования несчастных случаев на производстве установлена законодательно.

Она проводится, чтобы выяснить обстоятельства и причины повреждения здоровья работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя.

Под расследование подпадают все случаи, когда сотрудник выполнял работы, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания (поручения).

Ключевые проблемы

  • Как обычно расследуют несчастные случаи?
  • С чего начать расследование, если несчастный случай произошел давно?
  • Как действовать в различных ситуациях?

Процедура расследования несчастных случаев на производстве установлена законодательно.

Она проводится, чтобы выяснить обстоятельства и причины повреждения здоровья работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя.

Под расследование подпадают все случаи, когда сотрудник выполнял работы, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания (поручения).

Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьями 227 – 231 Трудового кодекса, и «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (утверждено постановлением №73 Минтруда РФ от 24 октября 2002 г.).

Изначально информация о несчастном случае должна поступать к работодателю от пострадавшего.

Это обусловлено требованием закона, ведь работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе, о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления) (ст. 214 ТК РФ).

Поскольку в законе нет уточнения, произошел ли несчастный случай с самим работником или с его коллегой, то сообщить о происшествии могут и очевидцы.

Сообщение должно идти по цепочке управления снизу вверх. Например, рабочий – мастеру, мастер – прорабу или начальнику участка, начальник участка – руководителю организации. Параллельно извещается и служба охраны труда.

Если информация поступила своевременно, работодателю нужно:

  • организовать оказание первой помощи пострадавшему;
  • принять меры, чтобы не пострадали другие работники;
  • по возможности, сохранить неизменной обстановку на месте происшествия, а если невозможно – зафиксировать ее (составить схемы, эскизы, сфотографировать и т.п.);
  • сообщить о несчастном случае в трудовую инспекцию, прокуратуру, местные органы власти и другие организации в соответствии с требованиями законодательства;
  • организовать расследование (приказом создать комиссию, собрать необходимые сведения, информацию и оформить документы).

Особая ситуация возникает, когда работник по каким-то причинам своевременно не сообщил о производственной травме работодателю, например потому, что потеря трудоспособности наступила не сразу. В этом случае основанием для расследования является заявление пострадавшего или его доверенного лица. Срок для расследования установлен в один месяц (ст. 229 ТК РФ) с даты поступления заявления.

Заявление может быть подано не только работодателю, но и в трудовую инспекцию. Указанные в заявлении обстоятельства несчастного случая должны быть расследованы в обязательном порядке.

Действующее трудовое законодательство не ограничивает сроки давности для обращения по поводу проведения расследования несчастных случаев на производстве.

Если несчастный случай произошел до 1 января 2002 года, для расследования необходимо пользоваться теми нормативными актами, которые действовали во время происшествия.

Пример №1

Несчастный случай с работником произошел в 1994 году, когда он направлялся к месту командировки на междугородном автобусе. Расследование не проводилось. Позднее от полученной травмы состояние здоровья работника ухудшилось, и в 2005 году пострадавший обратился к работодателю с заявлением о расследовании данного несчастного случая и оформлении акта формы Н-1.

Получив заявление пострадавшего, работодатель организовал расследование. Сведения, изложенные работником, подтвердились. Однако комиссия не квалифицировала его как несчастный случай на производстве, т.к.

в действовавшем на момент происшествия Положении «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве» (утвержден постановлением Президиума ВЦСПС и Госгортехнадзора СССР от 17 августа 1989 г.

№ 8-12) такая квалификация не была предусмотрена.

Пример №2

Несчастный случай с работником произошел в 1999 г. при выполнении им работы по гражданско-правовому договору. Расследование не проводилось. Пострадавший обратился в трудовую инспекцию в 2004 году в связи с ухудшением состояния его здоровья. Он просил провести расследование несчастного случая и составить акт формы Н-1.

Действующее Положение «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (утверждено постановлением № 73 Минтруда РФ от 24 октября 2002 г.

) не предусматривает квалификацию события при указанных в заявлении обстоятельствах как несчастный случай на производстве. Но по действовавшему в момент происшествия Положению (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г.

№ 279) событие квалифицировали как несчастный случай на производстве, и был оформлен акт формы Н-1.

Наиболее сложными для расследования являются давно имевшие место и не расследованные своевременно факты травмирования работников при невыясненных обстоятельствах. К тому же иногда работник, получивший инвалидность вследствие общего заболевания, или его родственники пытаются связать это с травмой на производстве. Расследование таких обращений должно быть проведено безукоризненно.

Как действовать в различных ситуациях

Если работодатель узнает о несчастном случае на производстве не сразу после того, как он произошел, возможны два варианта расследования. Рассмотрим каждый из них.

 

Вариант первый

Заявление поступило непосредственно работодателю. Такая ситуация может сложиться, например, когда работник, считая травму незначительной, никому ничего не сообщает, и самостоятельно обращается за медицинской помощью. Заявление же подает уже после того, как медпомощь была ему оказана.

Получив такое заявление, нужно:

1. Издать приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая.

Состав комиссии формируется, как и при обычном расследовании – не менее 3-х человек (число членов комиссии всегда нечетное) в зависимости от степени тяжести травмы. Сотрудники, в обязанности которых входит непосредственный контроль за работой пострадавшего, в комиссию не включаются.

2. Необходимо незамедлительно сделать запрос в медицинскую организацию, куда обращался пострадавший за оказанием помощи. Вопрос о степени тяжести травмы решается медиками. У врачей нужно попросить заключение о характере полученных повреждений здоровья и степени их тяжести.

3. Сообщить о травме:

  • если легкая – в ФСС;
  • если тяжелая – в ФСС и трудовую инспекцию, прокуратуру, профсоюз и т. д.

4. Потребовать объяснение пострадавшего , опросить очевидцев и исследовать другие материалы дела.

Потерпевший представляет комиссии подробное объяснение по данному несчастному случаю, в котором должно содержаться:

  • разъяснение, почему он своевременно не сообщил работодателю о происшествии;
  • описание обстоятельства происшествия;
  • указание на очевидцев, если они есть;
  • данные сотрудников, которые давали ему задание на работы и руководили ими и т. п.

Как правило, объяснения пострадавших не являются исчерпывающими, поэтому членам комиссии следует подготовить дополнительные вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, и оформить их в виде протокола опроса.

Если пострадавший не захочет отвечать на какой-либо вопрос, необходимо отметить это в протоколе.

При этом работнику разъясняют, что его отказ сотрудничать с комиссией может отразиться на выводах по окончании расследования, причем не в его пользу.

Пострадавший не должен быть в роли постороннего наблюдателя, ему следует помогать комиссии в расследовании.

Очевидцев, если пострадавший назвал их, также необходимо подробно опросить по заранее подготовленным комиссией вопросам. При необходимости, и если возможно, следует попросить очевидца показать на месте происшествия положение пострадавшего, свое и других лиц.

Когда этого сделать нельзя, показать на схеме, составленной со слов очевидца, место происшествия, а затем путем сопоставления убедиться в правильности полученных сведений и таким образом определить наличие или отсутствие лжесвидетельства.

Если очевидец поменял место жительства (работы), вопросы к нему направляют письменно.

Конечно, качественно провести расследование такого несчастного случая бывает очень затруднительно, особенно если прошло долгое время. Комиссия должна выяснить:

  • что предшествовало несчастному случаю;
  • кто дал задание и руководил производством работ;
  • как протекал процесс труда;
  • какие действия выполняли пострадавший и другие работавшие с ним лица и т. д.
Читайте также:  Поддельный диплом: устроился в Гос. структуру, работаю уже около месяца, у меня высшее образование

При необходимости ход события устанавливается почти по минутам.

5. На основании собранных материалов расследования установить обстоятельства и причины несчастного случая, а также виновных лиц. Этим занимается комиссия, которая также вырабатывает мероприятия для устранения причин и предупреждения подобных несчастных случаев.

Комиссия определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует его как несчастный случай на производстве либо как не связанный с производством.

6. Оформить выводы комиссии документально. Вопрос о составлении акта формы Н-1 решается только после всесторонней проверки обстоятельств происшествия, а также справки из лечебного учреждения. Иногда она имеет решающее значение для квалификации несчастного случая.

Если комиссия пришла к выводу, что несчастного случая на производстве не было, результаты и выводы расследования оформляют актом. Можно воспользоваться формой 4, содержащейся в приложении 1 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Исходя из требований, предъявляемых к содержанию акта о расследовании несчастного случая, в нем приводятся только те факты, которые установлены комиссией в ходе расследования.

Заполнение соответствующих разделов акта должно производиться только на основании документов (журналов регистрации инструктажей, личной карточки по форме Т-2, протоколов опросов очевидцев, постановлений (решений) правоохранительных органов и др.), формируемых в ходе расследования.

Выводы комиссии не должны носить предположительного характера, их излагают в утвердительной форме. Выводы свидетельствуют о том, что события развивались именно так, а не иначе.

Вариант второй

  • Работодатель узнает о несчастном случае не от работника, а из других источников (трудовой инспекции, прокуратуры).
  • Такие ситуации возникают, как правило, если:
  • пострадавший (либо его доверенное лицо) или родственник обращается с заявлением о расследовании несчастного случая в трудовую инспекцию;
  • информация о травме в трудовую инспекцию поступила из полиции (если работник пострадал от противоправных действий).
  1. Медицинская организация, куда поступил пострадавший, например, с проникающим ранением обязана проинформировать об этом полицию.
  2. Источник: Охрана труда: просто и понятно

Онлайн Инспекция — Расследование несчастных случаев на производстве

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.

рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

  • Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
  • Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
  • Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.

Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

  1. — регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
  2. — данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
  3. — сведения о своей должности и периоде работы;
  4. — сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

—           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

—           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

—           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

  • —           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
  • —           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
  • —           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
  • —           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
  • —           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *