Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

После прекращения существования СССР и образования РФ, возникла необходимость в создании новых министерств. Министерство обороны РФ было создано 16 марта 1992 года Указом первого президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина.

Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

 Это были непростые годы для Министерства обороны:

  • Зарождалось новое государство с новыми Законами и Указами.
  • Велись боевые действия в Чечне.
  • Требовалось полное реформирование Армии.

Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

Список министров обороны России с 91 года по 99 год

Занимать пост Министра обороны, очень ответственная должность. По значимости этот пост можно назвать вторым после поста Президента. Ведь безопасность страны превыше всего.С 1991 по 1999 год министры обороны менялись неоднократно. Кто дольше задерживался на посту, а у кого были и очень короткие сроки министерской работы. Но все они вошли в летопись истории российского государства.

Кобец Константин Иванович (20 августа — 9 сентября 1991 г.)

Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

Генерал армии, прошел все основные эшелоны командно-штабных должностей в войсках связи ВС СССР. Пробыл самый короткий срок на министерском посту, всего 19 дней. Его называют последним советским генералом. Во время путча в 1991 году был против ГКЧП.

Также может быть интересно:  Предвыборные ролики 90-х

Ельцин Борис Николаевич (и. о. 16 марта 1992 — 18 мая 1992 г.)

Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

После создания нового Министерства Обороны, Борис Ельцин временно занимал министерский пост, пока рассматривались кандидатуры на эту ответственную должность.

Грачёв Павел Сергеевич (18 мая 1992 — 18 июня 1996 г.)

Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

Поддерживал действия ГКЧП. Ельцин назвал его своим человеком во время путча. Воевал в Афганистане. Под руководством Грачёва был произведен вывод войск РФ из территории стран Варшавского договора и бывших республик СССР. Генерал армии. Герой Советского Союза (1988).

Колесников Михаил Петрович (и. о. 18 июня — 17 июля 1996 г.)

Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

Советский и российский военачальник. Первый заместитель Министра обороны РФ (1992 – 1996). Генерал армии. После снятия с должности П. С. Грачёва в июне-июле 1996 года, временно исполнял обязанности министра обороны. В 1996 году был уволен в запас.

Родионов Игорь Николаевич (17 июля 1996 г. — 23 мая 1997 г.)

Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

Российский политик и общественный деятель. Генерал армии. 17 июля 1996 г. был назначен министром обороны РФ в правительстве Виктора Черномырдина. Через год был освобожден от занимаемой должности по причине «медленного продвижения военной реформы».

Сергеев Игорь Дмитриевич (23 мая 1997 г. — 28 марта 2001 г.) 

Военное право: в 1992г был уволен из рядов вооруженных сил СССР по статье 61

Герой РФ. Первый и единственный Маршал РФ. Игорь Сергеев стал последним министром эпохи Бориса Ельцина. Сыграл весомую роль в сохранении ракетно-ядерного щита страны в тяжелое время 90-х.

Интересные факты. Дальнейшая судьба

  1. Борис Ельцин (1931 – 2007). Оставался Президентом и Верховным главнокомандующим до добровольной отставки в декабре 1999 года. Умер 23 апреля 2007 года.
  2. Грачев П. С. с 1997 года работал в корпорациях «Росвооружение» и «Рособоронэкспорт».

    С 2007 года занимал пост советника генерального директора омского «Радиозавода им. Попова». Умер 23 сентября 2012 года.

  3. Михаил Колесников (1939 – 2007) до мая 2000 года работал председателем государственной технической комиссии при Президенте. Умер 26 марта 2007 года.

  4. Константин Кобец (1939 – 2002) в 1997 г был снят с должности и уволен из рядов ВС по причине подозрения в коррупции.  В 2000 г. был амнистирован, уголовное дело закрыли. Умер в декабре 2012.
  5. Игорь Сергеев (1938 – 2006). С лета 1999 г.

    занимался вопросами организации военных действий в Дагестане и Чечне. Работал помощником Президента по вопросам стратегической стабильности. Умер в 2006 году от онкологического заболевания.

  6. Игорь Родионов (1936 – 2014). Занимался общественной и политической деятельностью.

    Написал ряд статей по проблемам военной безопасности и строительству ВС РФ. Умер в 2014 году после продолжительной болезни.

Министрами не рождаются

Министров, которые в 90-е годы стояли у руля ВС РФ можно с уверенностью назвать первопроходцами. Все они выходцы из СССР. Все свои знания и умения им пришлось применять в совершенно другом государстве с новой Конституцией и другими законами.

Может именно в этом причина такой частой смены министров обороны на протяжении девяностых годов. Ведь для молодого государства, чтоб оно состоялось, безопасность превыше всего.Пост Министра обороны — очень ответственная должность.

Если от работы других министерств зависит развитие страны, от Министерства обороны зависит ее существование и жизни миллионов людей. Министрами не рождаются, ими становятся благодаря следующим качествам:

  • патриотизму, преданности своему делу;
  • высокому профессионализму в военной сфере;
  • в умении принимать быстрые правильные решения;
  • в холодном уме и точном расчете.

Все перечисленные министры обороны именно такими качествами и обладали, если были удостоены такого высокого и ответственного поста. Они стояли на страже молодого государства – Российской Федерации и от них зависело многое, чтоб оно состоялось.

Законодательная база Российской Федерации

Глава VI ОБ УВОЛЬНЕНИИ ИЗ РЯДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР И О ЗАПАСЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН

Статья 39

Статья 39. Военнослужащие, выслужившие установленные настоящим Законом сроки действительной военной службы, увольняются из рядов Вооруженных Сил СССР в запас.

— Увольнение солдат, матросов, сержантов и старшин проводится командиром воинской части на основании приказа Министра обороны СССР в сроки, устанавливаемые Советом Министров СССР.

Министерству обороны СССР разрешается принимать в добровольном порядке на действительную сверхсрочную военную службу солдат, матросов, сержантов и старшин, увольняемых в запас, а также состоящих в запасе. Порядок прохождения действительной сверхсрочной военной службы этими лицами определяется Министром обороны СССР.

Статья 40

Статья 40. Военнослужащие, состоящие на действительной военной службе, могут быть уволены в запас досрочно, если они военно-врачебными комиссиями признаны по состоянию здоровья негодными для дальнейшего прохождения действительной военной службы.

Военнослужащие, у которых в результате изменения семейного положения в период прохождения действительной военной службы возникло в соответствии со статьей 34 настоящего Закона право на отсрочку от призыва, увольняются в запас.

Порядок увольнения таких лиц в запас устанавливается Министром обороны СССР.

Статья 41

Статья 41. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам, отбывавшим наказание в дисциплинарных частях, время отбытия наказания в срок действительной военной службы не засчитывается.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной части, при условии его безупречной службы время пребывания в дисциплинарной части может быть в установленном порядке засчитано за срок действительной военной службы.

Статья 42

Статья 42. Военнослужащие, увольняемые с действительной военной службы, обеспечиваются исправным обмундированием по перечню, устанавливаемому Министром обороны СССР.

Статья 43

Статья 43.

Исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся, руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений обязаны предоставлять уволенным в запас военнослужащим срочной и сверхсрочной службы работу не позднее месячного срока со дня обращения с учетом их специальности и опыта работы. За лицами, призванными на действительную военную службу в период обучения в учебных заведениях, при увольнении в запас сохраняется право быть зачисленными для продолжения учебы в том учебном заведении и на том курсе, где они обучались до призыва на военную службу, а за лицами, работавшими до призыва на предприятиях, в учреждениях или организациях, сохраняется право поступления на работу на то же предприятие, в учреждение или организацию, на условиях, предусмотренных в настоящей статье.

Статья 44

Статья 44. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам, имеющим высшее или среднее образование и выдержавшим установленные испытания по окончании действительной военной службы, при увольнении в запас присваивается офицерское звание.

Сроки и порядок сдачи испытаний устанавливаются Министром обороны СССР. Лица, которым при увольнении в запас не были присвоены офицерские звания, могут привлекаться на учебные сборы военнообязанных для' подготовки офицеров запаса.

Статья 45

Статья 45. Военнослужащие, уволенные из рядов Вооруженных Сил СССР, по прибытии к месту жительства обязаны явиться в военный комиссариат для зачисления на воинский учет.

Лица, зачисленные в запас, периодически подвергаются медицинскому освидетельствованию врачами, выделяемыми исполнительными комитетами районных (городских) Советов депутатов трудящихся в состав врачебных комиссий, создаваемых для этой цели при районных (городских) военных комиссариатах.

За лицами медицинского персонала, привлекаемыми к работе в указанных комиссиях, сохраняется средний заработок по месту работы.

Статья 46

  • Статья 46. Солдаты, матросы, сержанты и старшины состоят в запасе Вооруженных Сил СССР:
  • а) мужчины-до 50-летнего возраста;
  • б) женщины, принятые на учет в порядке статьи 16 настоящего Закона,-до 40-летнего возраста.

Статья 47

Статья 47.

Запас Вооруженных Сил СССР делится на две категории-первую и вторую. К запасу первой категории относятся военнообязанные, прослужившие на действительной военной службе не менее одного года, а участники боевых действий по защите СССР — независимо от срока службы.

К запасу второй категории относятся военнообязанные, прослужившие на действительной военной службе менее одного года, а также военнообязанные, не призывавшиеся по разным причинам на действительную военную службу.

Военнообязанные запаса второй категории, прошедшие учебные сборы общей продолжительностью не менее 12 месяцев, переводятся в запас первой категории. Женщины, принятые на воинский учет согласно статье 16 настоящего Закона, состоят в запасе второй категории.

Статья 48

Статья 48. Запас первой и второй категории делится по возрастному признаку на три разряда каждый: первый разряд-до 35-летнего возраста; второй разряд-до 45-летнего возраста; третий разряд — до 50-летнего возраста.

Статья 49

Статья 49. Военнообязанные, зачисленные в запас первого разряда первой категории, за время состояния в запасе первого разряда призываются на учебные сборы до четырех раз на срок до трех месяцев каждый раз.

Статья 50

Статья 50. Военнообязанные, зачисленные в запас первого разряда второй категории, за время состояния в запасе первого разряда призываются на учебные сборы до шести раз на срок до трех месяцев каждый раз.

Статья 51

Статья 51. Солдаты, матросы, сержанты и старшины запаса первого разряда, подготавливаемые на должности офицеров, призываются на учебный сбор на срок три месяца.

Выдержавшие испытания на офицерское звание проходят дальнейшую службу в запасе на общих основаниях с офицерами запаса.

Время пребывания их на учебных сборах до присвоения офицерского звания засчитывается в сроки прохождения учебных сборов офицерами запаса.

Статья 52

Статья 52. Летный состав запаса первого разряда, кроме прохождения учебных сборов, предусмотренных статьями 49-51 настоящего Закона, за время состояния в запасе первого разряда призывается также на учебные сборы для летной тренировки до 5 раз по 40 дней.

Статья 53

Статья 53. Военнообязанные, зачисленные в запас второго разряда, призываются на учебные сборы 1- 2 раза на срок до двух месяцев каждый раз.

Статья 54

Статья 54. Военнообязанные, зачисленные в запас третьего разряда, призываются на один месячный учебный сбор за время состояния в запасе третьего разряда.

Статья 55

Статья 55. Военнообязанные могут быть призваны, кроме учебных сборов, на поверочные сборы на срок до 10 дней.

Статья 56

Статья 56. Сроки учебных сборов для различных групп военнообязанных в пределах, установленных статьями 49-55 настоящего Закона, определяются Министерством обороны СССР.

Министр обороны СССР имеет право, в случае необходимости, задерживать военнообязанных на учебных сборах на срок до двух месяцев сверх сроков, установленных настоящим Законом, а также увеличивать количество учебных сборов для солдат, матросов, сержантов и старшин запаса первого и второго разрядов, не превышая общего времени нахождения их на сборах, установленного статьями 49, 50 и 53 настоящего Закона.

Решение Верховного Суда РФ от 11.05.2000 N ГКПИ2000-225

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • РЕШЕНИЕ
  • от 11 мая 2000 г. N ГКПИ2000-225
  • Именем Российской Федерации
  • Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего                        Романенкова Н.С.,

    при секретаре                                              Д.,

    с участием прокурора                           Астафьева С.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Р.В.Н., Р., Р.В.В. о признании недействительным Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 1059 о приеме в гражданство Российской Федерации,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 1059 удовлетворены ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации Р.В.Н., Р., урожденной З., с дочерью В., 1983 года рождения, Р.В.В. Заявители обратились в Верховный Суд РФ с жалобой о признании Указа Президента РФ от 23 июля 1993 г.

N 1059 о приеме в гражданство недействительным. В обоснование своей жалобы указывают, что Р.В.Н. проходил военную службу на территории Таджикской ССР и 17 августа 1992 г. был уволен с военной службы в запас по сокращению штатов. В октябре 1992 г. его семья сдала занимаемую жилую площадь в г.

Душанбе и прибыла в г. Москву.

При решении вопроса об улучшении жилищных условий семье было отказано в постановке на очередь и их убедили, что они не являются гражданами Российской Федерации, в связи с чем они обратились к Президенту РФ с ходатайствами о принятии в гражданство Российской Федерации, которые были удовлетворены.

В ноябре 1999 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления по делу об отказе их семье в постановке на учет для обеспечения жилым помещением, которые были мотивированы тем, что Р.В.Н. и члены его семьи являлись гражданами Республики Таджикистан.

Указ Президента РФ является незаконным, т.к. не соответствует действующему законодательству о статусе военнослужащих и Соглашению между государствами — участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенному в г.

Минске 14 февраля 1992 г.

Заявители Р. и Р.В.Н. о дне слушания дела извещены, в суд не явились.

Представитель Президента Российской Федерации Г. возражал против удовлетворения жалобы, т.к. Указ Президента РФ о приеме в гражданство Российской Федерации семьи Р-ых не противоречит действующему законодательству и не нарушает их права и свободы.

Выслушав объяснения заявителя Р.В.Н., представителя Президента РФ Г., объяснения сотрудника Администрации Президента РФ К., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Астафьева С.Т., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено в судебном заседании, объяснениями заявителя Р.В.Н., представителя Президента РФ Г., письменными материалами дела, Р.В.Н., 1951 года рождения, уроженец Таджикской ССР, после увольнения в августе 1992 г.

с военной службы, которую он проходил с 1972 г. в рядах Вооруженных Сил СССР, был 10 августа 1992 г. зарегистрирован по месту жительства в Республике Таджикистан отделением милиции Фрунзенского райисполкома г. Душанбе. В сентябре 1992 г.

семья Р-ых прибыла в г. Москву.

Р.В.Н., его жена и совершеннолетний сын 25 марта 1993 г. подали ходатайства на имя Президента РФ с просьбой принять их в гражданство Российской Федерации, которые были удовлетворены Указом Президента РФ от 23 июля 1993 г. N 1059. В августе 1992 г. при увольнении Р.В.Н.

с военной службы действовавший Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г.

N 1948-1 не предусматривал автоматического признания российского гражданства за военнослужащими, уволенными с военной службы в воинских частях на территории других государств — участников Содружества Независимых Государств.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 названного Закона гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона.

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу 6 февраля 1992 г., когда семья Р-ых на территории Российской Федерации не проживала.

Ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации заявители подали 6 апреля 1993 г.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г. N 5206/1 положения части 1 ст.

13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» о признании российского гражданства распространены на военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

На момент принятия названного постановления Р.В.Н. с военной службы уже был уволен приказом Министра обороны Республики Таджикистан.

В силу п. 4 постановления Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г. военнослужащие бывшего СССР, не подпадающие под действие части 1 ст.

13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» и не указанные в пункте 3 настоящего постановления, приобретают гражданство Российской Федерации на общих основаниях.

Ссылки заявителей на Закон РФ «О статусе военнослужащих» и Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» являются необоснованными, т.к. вопросы гражданства регулируются специальным законом.

Суд считает несостоятельными доводы жалобы, что при издании оспариваемого акта нарушены нормы международного права.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенного в г. Минске 14 февраля 1992 г.

, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств — участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Статья 2 Соглашения предусматривает обязанность государств Содружества своим законодательством установить и обеспечить всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе право получать пенсию и право после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства.

Р.В.Н. после увольнения с военной службы с семьей прибыл в г. Москву и изъявил желание принять гражданство Российской Федерации, которое ему было предоставлено Указом Президента Российской Федерации.

Из объяснений заявителя Р.В.Н. в суде следует, что ни он, ни члены его семьи не намерены прекращать гражданство Российской Федерации. Доводы жалобы о том, что Р-ым необоснованно отказывали в постановке на учет для обеспечения жилым помещением, не могут служить основанием для признания недействительным оспариваемого индивидуального акта.

Учитывая, что Указ о предоставлении Р-ым российского гражданства принят в пределах компетенции Президента Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и свободы заявителей, жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Р.В.Н., Р., Р.В.В. о признании недействительным Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 1059 о приеме в гражданство Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судебная практика | Военное право

  • Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2008г. № КАС07-749Дело по заявлению У. о признании статей 10, 26 и 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в той мере, в какой они признаются правоприменителем, как допускающие увольнение военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, но изъявившего желание продолжить военную службу, без обязательного проведения аттестации и установления причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения военной службы, которые могут быть проверены судом, противоречащими статьям 10 и 21 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», части 3 статьи 49 Федерального закона от 19 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
  • Определение Верховного Суда РФ от 15.11.2007г. № КАС07-613По заявлению Х. о признании статьи 86 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 (далее — Дисциплинарный устав), противоречащей статье 6 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и недействующей с момента ее принятия
  • Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2007г. № ВКПИ07-30Гражданское дело по заявлениям Р. представителя заявителей С., М. и К. о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и недействующим в этой части
  • Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 7.08.1997г. № 6н-150/95Нормативные акты, касающиеся оперативного управления войсками, организации боевого дежурства и обеспечения боевой готовности, могут быть обжалованы в судебном порядке в части, непосредственно ограничивающей права и свободы граждан, возлагающей на них какие-либо обязанности или привлекающей их к какой-либо ответственности.

Вторая Военная реформа в СССР

          В мае 1987 г. страны-участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций (распущен был лишь ОВД). В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооружённых Сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990 гг.

, по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону — на 14,2%. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности, причем они уничтожались и не могли быть перебазированы в другие регионы.

СССР ликвидировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая. После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство.

Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.).
7

        По данным министерства обороны СССР вооружённые силы СССР имели следующую структуру на начало 1990 г.: (в 1984 г. – структура была та же самая, естественно фамилии командующих были другие).

       Министр обороны СССР – генерал армии Язов Д.Т.

       Начальник Генерального штаба – генерал армии Моисеев М.А.

       Начальник Главного Политического управления Советской Армии и ВМФ – 
генерал армии Лизичев А.Д.

       Заместители министра обороны – 14 генералов 
армии.

       Начальники 
главных управлений министерства обороны 
– 25-30 генерал-полковников.

    1. Сухопутные войска – командующий, зам. Министра обороны, генерал армии – Варенников В.И.
    2. Военно-воздушные силы – командующий, зам. Министра обороны, маршал авиации – Ефимов А.Н.
    3. Военно-морской флот – командующий, зам. Министра обороны, адмирал флота – Чернавин В.Н.
    4. Войска ПВО – командующий, зам. Министра обороны, генерал армии – Третьяк И.М.
    5. Ракетные войска стратегического назначения – командующий, зам. министра обороны, генерал армии – Максимов Ю.П.

       Тыл вооруженных сил – генерал 
армии – Архипов В.Н.

       Войска 
гражданской обороны – генерал 
армии Говоров В.Л.

       Кроме этого существуют «таинственные» главные 
командования войск направлений (как 
в печальном и трагичном 1941 –м году.)

       Западного – главнокомандующий, генерал армии  Постников С.И.

       Северного – главнокомандующий, генерал-полковник 
Осипов В.В.

       Южного 
– главнокомандующий, генерал-полковник 
Попов Н.И.

       Восточного 
– главнокомандующий, генерал-полковник 
Ковтунов А.В.

       Это генералы без армий, дивизий и солдат, но тем не менее, генералы, разрабатывающие стратегию и тактику боевых действий на том или ином направлении.

       В состав сухопутных войск входили:

    1. Мотострелковые войска. 2.Танковые войска. 3.Воздушно-десантные войска. 4. Ракетные войска и артиллерия. 5. Войска ПВО.

       Сухопутные 
войска были размещены в 14 военных округах на территории СССР:

    1. Прибалтийский – командующий – генерал-полковник Кузьмин Ф.М.
    2. Белорусский – командующий – генерал-полковника Костенко А.И.
    3. Киевский – командующий – генерал-полковник Громов Б.В.
    4. Прикарпатский – командующий – генерал-полковник Скоков В.В.
    5. Одесский – командующий – генерал-полковник Морозов К.С.
    6. Ленинградский – командующий – генерал-полковник Ермаков В.Ф.
    7. Московский – командующий – генерал-полковник Калинин Н.В.
    8. Северо-Кавказский – командующий – генерал-полковник Шустко Л.С.
    9. Закавказский – командующий – генерал-полковник Патрикеев В.И.
    10. Приволжско-Уральский – командующий – генерал-полковник Макашов А.
    11. Туркестанский – командующий – генерал-полковник Фуженко И.В.
    12. Сибирский – командующий – генерал-полковник Пьянков Б.Е.
    13. Забайкальский – командующий – генерал-полковник Семенов В.М.
    14. Дальневосточный – командующий – генерал-полковник Новожилов В.И.

       Кроме этого, сухопутные войска были сосредоточены в следующих группах войск за рубежом:

    1. Западная – (Германия) – генерал армии Снетков Б.В.
    2. Центральная – (Чехословакия) – генерал-полковник Воробьев В.А.
    3. Южная – (Венгрия) – генерал-полковник Бурлаков М.П.
    4. Северная – (Польша) – генерал-лейтенант Дубынин В.П.
    5. Восточная – (Монголия) – генерал-лейтенант (?)

За границами  СССР находилось 672 тысячи солдат и офицеров. Только в ГДР на 16 апреля 1989 г. находилось 380 тысяч советских солдат и офицеров, в Венгрии находится 50 тысяч советских военнослужащих и т.д. 8  

       Состав 
военно-Морского флота СССР

       (на 1 июля 1988 г.) 

       В составе Военно-морского флота имелись надводные силы, подводные силы, морская авиация, морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские войска. Эти силы были сосредоточены на 4-флотах, одной флотилии и одной военно-морской базе.

       Командующими 
были:

       Северный 
флот – адмирал Громов Ф.Н.;Тихоокеанский флот – адмирал Хватов Г.А.;Черноморский флот – адмирал Хронопуло П.Н.;Балтийский флот – адмирал Иванов В.П.;Каспийская флотилия – контр-адмирал Лещенко В.Е.

       Ленинградская военно-морская база – вице-адмирал 
Селиванов В.Г.

       Вооружение 
Советского ВМФ было мощным:

    1. Авианосцы —  4 «Киев», «Минск», «Баку», «Тбилиси»; Подводные лодки – 376; Крейсеры «Слава», «Киров», эсминцы, ракетные фрегаты – 96: Сторожевые фрегаты и малые противолодочные корабли – 174; Катера и тральщики – 623; Десантные корабли – 107
    2. Всего боевых кораблей – 1380; Самолеты и вертолеты ВМФ – 1142; Морская пехота – 12,6 тыс. человек.

       Войска 
ПВО состояли из зенитных ракетных войск ПВО, авиации ПВО и радиотехнических войск. Существовал единственный в стране и в мире Московский округ противовоздушной обороны во главе с командующим – генерал-полковником авиации В.А. Прудниковым.

       Имели место специальные войска: инженерные, химические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные и во главе каждого вида войск стояли свои командующие – генерал-полковники.

Общая численность вооруженных сил СССР в соответствии с этой структурой на конец 1989 г. составляла 4,5 миллиона человек – это была самая крупная армия в мире. Даже у китайцев армия несколько меньше – 4, 1 млн.

человек, но не надо забывать, что население в Китае почти в 4 раза больше, чем население СССР  и поэтому число военных на 1000 китайцев составляет только 3,8 человека, что в 4, 1 раза меньше, чем в СССР, где на 1000 жителей приходится 15, 6 военных.

Иными словами можно сказать, что степень милитаризации населения СССР в 4, 1 раза выше, чем в Китае, в 1,8 раза больше, чем в США и в 7,8 раза больше, чем в Японии.9

       Какие преобразования или реформа были нужны? Во-первых, текущие по улучшению 
качества Вооружённых сил, как техники, так и подготовки военных кадров. Во-вторых, некоторое уточнение их политической роли и места в связи с повышением социальной значимости человека в социалистическом обществе. В третьих, признание факта состояния холодной войны и необходимости адекватных действий.

В четвёртых, изгнание представителей  «пятой колоны» из армии. В пятых, изучение и ведение новых войн непрямого действия,  в форме бесструктурного управления (сетевые, информационные, психотропные, климатические, биологические и т.д.). Для этого необходимы были новые кадры, но именно их подготовка была сокращена а затем и вовсе прекращена.

На Западе в это время эти направления сильно развивались.

     Таким образом, все горбачёвские реформы были разработаны на Западе и предусматривали обязательное всеобщее сокращение всех вооружённых сил. Сокращения же армий западных государств только декларировались и, как правило, не выполнялись. Наоборот их вооружённые силы только укреплялись.

     Русская, советская и новая 
российская история не знала 
подобной деятельности руководства государства по разоружению и уничтожению армии как станового хребта своего народа перед явным превосходством своего потенциального противника, который впрочем и не скрывал особо намерений по разрушению государства российского и уничтожения русского народа. 

2. Концептуальные основы военной реформы. Новая  военная

  • доктрина  1987 г.
  •         Военная реформа — это проводимые 
    по решению высших органов 
    государственной   власти существенные 
    преобразования военной системы 
    государства, с целью ее   приведения в качественно новое состояние, соответствующее реалиям    внутреннего и международного положения страны.
  •         Военная реформа — это комплекс 
    кардинальных изменений в    военно-политической, военно-экономической, 
    военно-правовой,    военно-научной, военно-технической и собственно военной сферах.

   В конце 80-х начале 90-х гг. в обществе развернулась широкая дискуссия по проблемам военной реформы как составной части перестройки общества и создания правового государства.

   К началу 90-х гг. вопросы организации управления Вооружёнными Силами СССР, оборонного строительства регулировались правом недостаточно. Единственным законодательным актом, действовавшим в этой сфере в конце 80-х гг., был во многом устаревший Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», который регулировал достаточно узкий круг вопросов.10 

       Начало реформы связано с принятием 
29 мая 1987 г. новой военной доктрины СССР как сугубо оборонительной. Первоначально все преобразования в военной сфере назывались «перестройкой», а затем официально получили статус военной реформы. Министром обороны СССР  в это время был маршал Соколов С. Л. 30 мая 1987 г. его сменил маршал  Язов Д. Т. Руководил он армией до 22 августа 1991 г.

     Некоторые исследователи считают, что руководством к военной реформе стала книга М.Горбачёва: «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», которая вышла в свет в 1987 г.

В книге он утверждал, что все страны мира независимо от социального строя находятся в глубокой зависимости, поэтому в современной обстановке военными средствами достичь превосходства одних стран над другими невозможно11.

Среди учёных и политиков России развернулась дискуссия по вопросу, является ли ядерная война средством политики, и возможно ли  достижение в ней победы как таковой.

      Военные реформы военных и послевоенных лет, осуществлённые в СССР, свидетельствовали о возможности и способности нашего государства решать быстро и оперативно сложные военно-технические задачи, подтверждая его силу и возможности для таких мероприятий. Но этот опыт был проигнорирован Горбачёвым, потому что цели его преобразований были совершенно другими.

Общие подходы и конкретные направления военной реформы в СССР входе дискуссии генерал-майор А.  И. Владимиров и вопреки желанию Министра обороны СССР маршала Д. Т. Язова добился их опубликования в журнале «Военная мысль», №10 1988 г., в статье «Размышления общевойскового командира» и всеармейского обсуждения своих идей в СССР.

Затем, его основные идеи военной реформы в 1990 году были опубликованы в книге «Армия и общество».

В конце 1991 года он выступил с докладом и инициативой реформирования Вооруженных Сил СССР, реализуя свои идеи через создание новой военной организации страны, как стратегической основы Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств (по типу НАТО), за что в 1992 году в возрасте 47 лет, был уволен из состава ВС СНГ (!) по болезни.12

         Тогда ситуация в стране и в мире не способствовали проведению настоящей военной реформы.  С 1979-1989 гг. Советские Вооружённые Силы были втянуты в длительную афганскую войну, которая закончилась в целом неблагоприятно для СССР. В середине 80-х гг.

начались и иные негативные для СССР процессы: дезинтеграция и полное прекращение деятельности Организации Варшавского Договора в связи с распадом соцлагеря; внутриполитическая нестабильность в стране, нарастание кризисных явлений. В это же время гонка вооружений вступила в фазу острого состязания новых технологий.

  Начинали применяться и массово внедряться системы высокоточного управляемого оружия, что привело к утверждению стратегии равной готовности к ведению как ядерной, так и обычной войны.        Последним Главкомом ОВС Варшавского договора  в 1989-91 годах был Герой Советского Союза генерал армии Лушев Л.Г. Начальником штаба генерал армии Лобов В.Н.

Он вспоминает: « Никаких объективных причин для ликвидации Организации Варшавского Договора не было. Как известно, Варшавский договор был подписан в 1955 году в ответ на создание шестью годами раньше военного блока НАТО, который сразу же проявил свою агрессивную антисоветскую направленность.

В 1991 году никто даже не обещал тогдашнему президенту СССР Горбачёву в ответ на роспуск Варшавского договора демонтировать НАТО. Тот в состоянии непонятной эйфории сам убедил себя в том, что «холодная» война закончилась, и США стали для нас чуть ли не родным братом».13

Читать онлайн "Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской" автора Феськов Виталий Иванович

За весь послевоенный период, с 1945 по 1991 г., Министерством обороны СССР была командировано более 270 тыс.

военных специалистов, советников и переводчиков в восемьдесят шесть стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В четырнадцати из них они участвовали в боевых действиях (это Китай, Северная Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Египет, Сирия, Ливан, Северный Йемен, Афганистан, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и Никарагуа).

Советские военнослужащие, направленные в другие государства, обычно носили форму одежды страны пребывания. На боевых и военно-транспортных самолетах, пилотируемых нашими летчиками, как правило, были опознавательные знаки страны пребывания. А в Афганистане и Венгрии форма одежды личного состава наших формирований и опознавательные знаки на боевой технике не изменялись.

Личный состав формирований, участвовавших в боевых действиях за рубежом, периодически заменялся. Так, в Афганистане эта происходило через два года для офицеров и через полтора года для солдат и сержантов срочной службы, предварительно прошедших шестимесячную подготовку в учебных центрах.

В Египте замена личного состава частей ПВО шла через год, а в Северной Корее части и соединения вместе с техникой и личным составом обновлялись полностью через 8-14 месяцев. Сроки командировки военных советников и специалистов менялись в зависимости от обстановки.

Обычно с семьями они направлялись на два года, а без семей — на год.

На должности военных советников назначались генералы и офицеры, а военными специалистами направлялись не только офицеры, но порой сержанты и солдаты срочной службы (например, механики самолетов, ремонтники боевой техники и т.п.) [462, с. 144-146].

Оперативно-стратегические объединения непосредственного подчинения Минобороны

Примечания:

Курсивом отмечены объедения, прекратившие существование или переформированные (переименованные) до конца 1991 г.

1 До 1978 г. КГБ находился при Совете Министров СССР.

2 Гражданская оборона СССР в 1971 г. была передана в ведение Минобороны.

3 ЗакВО в 1992 г. был преобразован в Группу российских войск в Закавказье (ГРВЗ).

4 САВО выделен в 1969 г. из ТуркВО и в 1989 г. слит с ним же — подчинялся непосредственно Минобороны СССР. В этот период 73–я ВА подчинялась САВО, а в ТуркВО имелись окружные ВВС, которые в 1988-1989 гг. носили статус 49-й ВА.

5 Бакинский округ ПВО (БО ПВО) прекратил существование в 1980 г., в 1989 г. на бывшей его базе создана 19-я армия ПВО.

6 ПрибВО 15.11.1991 г. был преобразован в Северо-Западную группу войск (СЗГВ).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *