Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций без уведомления основателей

Перед бизнесом встают разные задачи: например, нужно масштабировать или сократить компанию, изменить систему управления или разделить имущество между собственниками. Решить эти и другие вопросы можно с помощью реорганизации предприятия. Планируя перемены, владельцам организаций нужно заранее изучить плюсы и минусы процедуры, вникнуть в тонкости законодательства.

Наши продукты помогают вашему бизнесу оптимизировать расходы на маркетинг

Узнать подробнее

Что такое реорганизация

Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.

Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль. 

Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.

Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций без уведомления основателей

Основания проведения реорганизации

Выделяют несколько видов оснований для реорганизации:

  • решение собственников;
  • достижение целей компании;
  • низкая рентабельность;
  • вывод активов;
  • поглощение конкурентов;
  • деление бизнеса;
  • переход на другую форму налогообложения и сокращение издержек.

Реорганизация – это последний этап в цепочке улучшений бизнеса и кардинальный способ повышения прибыли. 

Улучшить показатели компании и дать ей вторую жизнь поможет эффективный интернет-маркетинг. Calltouch предлагает продуманные инструменты, которые автоматизируют рутинную работу и оптимизируют бюджеты. Например, с помощью виджетов можно упростить коммуникацию с клиентом и увеличить количество конверсии сайта на 30%.

Для увеличения конверсии сайта и роста продаж

  • Повысьте конверсию сайта на 30%
  • Оптимизируйте работу колл-центра
  • Увеличьте лояльность клиентов
  • Подробная статистика по всем обращениям с привязкой к источнику

Узнать подробнее

Формы реорганизации

Правила проведения реорганизации прописаны в ст. 57 ГК РФ. В ней описаны все формы реорганизации:

  1. Присоединение. Одна или несколько организаций присоединяются к другой. При этом нового юрлица не образуется: компания принимает на себя все обязательства организации, вошедшей в ее структуру, а присоединенная компания прекращает свое существование.
  2. Разделение. Одна организация делится на несколько. Новые компании принимают права, обязанности ликвидированного юридического лица и отвечают по его обязательствам.
  3. Слияние. Две, три и более компаний соединяются в одну. Новое юридическое лицо принимает на себя все обязанности, права, обязательства компаний, прекративших существование.
  4. Преобразование. Это смена организационно-правовой формы предприятия. Например, ООО в ПАО. То есть, фактически появляется новое юрлицо в другом формате, а его права и обязанности остаются прежними, в том числе и обязательства перед кредиторами.
  5. Выделение. Из существующей компании отделяется одна или несколько новых организаций. Само юридическое лицо не прекращает деятельность, но передает часть своих прав и обязательств преемнику.

Некоторые формы реорганизации могут сочетаться между собой. К примеру, выделение с одновременным присоединением или разделение со слиянием организации с другим юрлицом.

Порядок реорганизации

Реорганизация предприятия – сложная и длительная процедура, хотя особенности процесса прописаны в законах. Рассмотрим, как провести реорганизацию пошагово.

Составление плана и оценка активов

Независимо от способа реорганизации, начать процесс лучше с составления плана. Это нужно, чтобы подготовить документы и уложиться в сроки, установленные законом, известить о намерениях кредиторов. Нужно провести инвентаризацию и оценить активы, подсчитать объем непогашенных обязательств.

Подтверждение решения о реорганизации

Решение о регистрации принято. Теперь его нужно официально подтвердить: в течение 3 дней после принятия решения направить в регистрирующий орган (отделение ФНС по месту нахождения организации) уведомление о начале реорганизации и приложить к нему решение собственников. Если в реорганизации принимают участие сразу несколько компаний, то каждая из них прикладывает решение.

Предоставить документы могут:

  • руководитель компании или представитель, который может действовать без доверенности;
  • если в реорганизации участвует несколько компаний, то заявителем может быть руководитель или другой представитель компании, которая приняла решение о реорганизации последней.

После передачи уведомления, сотрудник регистрирующего органа должен внести в ЕГРЮЛ запись о том, что компания начала процесс реорганизации.

23 действующих способа сделать свой маркетинг круче, быстрее, эффективнее, чем сейчас Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций без уведомления основателей Получить бесплатно

Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

По закону, недостаточно просто уведомить государство о начале реорганизации. О процессах, которые происходят внутри компании, должны узнать кредиторы. Для этого создали специальное издание «Вестник государственной регистрации».

Компания обязана опубликовать в журнале уведомление о реорганизации дважды: первое в течение 30 дней после принятия решения, а второе — через месяц. Публикации платные: их стоимость зависит от длины сообщения. За несоблюдение установленных сроков придется платить штраф в размере 5 000 рублей. Если вы проводите реорганизацию в форме преобразования, публиковать сведения не нужно.

Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В начале реорганизационной процедуры владелец предприятия должен обратиться в ФНС, чтобы сверить расчеты компании с кредиторами. Акт сверки будет готов в течение 5 рабочих дней после письменного обращения налогоплательщика.

Подготовка документов

Если с момента второй публикации в «Вестнике государственной регистрации» прошло 30 дней, то нужно передать в ФНС или МФЦ документы:

  • заявление о государственной регистрации по форме Р12016; 
  • учредительный документ;
  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 4 000 рублей;
  • документ о передаче сведений в Пенсионный фонд.

В зависимости от формы реорганизации, к пакету документов нужно приложить дополнительные бумаги: при слиянии – договор о слиянии, при присоединении – соглашение о присоединении, при разделении или выделении – передаточный акт. 

Договор о присоединении

Если реорганизация проводится в форме присоединения, то юрлицо и другая компания заключают соглашение, в котором прописывают:

  • порядок и сроки проведения общего собрания;
  • детали изменений в компании, к которой присоединяется организация;
  • наименование и другие сведения о сторонах;
  • порядок и условия присоединения: размер и доли в уставном капитале действия для каждой организации.

Передаточный акт

Чтобы определить права и обязанности новых компаний, созданных при разделении и выделении, нужно составить передаточный акт. Без него новое юрлицо не зарегистрируют.

В документ включают бухгалтерскую отчетность, информацию об активах и основных средствах, которые будут передавать, расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности.

Передаточный акт утверждают учредители компании, либо орган, принявший решение о проведении реорганизации.

Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций без уведомления основателей

Подача документов в регистрирующий орган

Чтобы передать документы, можно обратиться в отдел ФНС, МФЦ или к нотариусу.

Как можно подать бумаги:

  • Лично: документы приносит руководитель или его представитель, действующий по доверенности.
  • Дистанционно: отправить письмо с объявленной ценностью и описью документов, либо воспользоваться электронным сервисом ФНС «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (требуется подтвержденная электронная подпись).

Получение документов

Через 5 рабочих дней после подачи документов заявитель получит выписку из ЕГРЮЛ и экземпляр учредительного документа с отметкой. Заявитель получает документы тем способом, каким подавал заявление — через МФЦ, ФНС, нотариуса. Если отправка была на сайте налоговой службы, то выписка придет на электронную почту.

Правопреемство

Это важный пункт: при реорганизации компании ее обязательства не обнуляются, а переходят к созданному юрлицу – правопреемнику. Правопреемник должен погасить все долги, уплатить штрафы и пени, наложенные на компанию до реорганизации, вне зависимости от того, было ли ему известно о долгах. Правопреемственность возникает при всех формах реорганизации, кроме выделения.

Особенности реорганизации юридических лиц

Важные нюансы:

  • К правопреемнику переходят все права, обязанности и долги (полностью или частично, в зависимости от вида процедуры).
  • Реорганизовать юрлицо можно только в организационно-правовую форму, разрешенную законом. Например, нельзя реорганизовать ООО в товарищество, а коммерческую структуру в некоммерческую.
  • Если реорганизация принудительная, а компания не соблюдает законные требования и сроки, то управление делами передадут арбитражному управляющему.

Увольнение работников при реорганизации

Сама по себе реорганизация не может быть основанием для увольнения сотрудников. Поэтому обычный алгоритм действий работодателя такой:

  • «Старый» работодатель уведомляет сотрудников об изменениях, чтобы желающие могли отказаться от работы в реорганизованной компании.
  • Правопреемник утверждает штатное расписание и издает приказ о признании коллектива сотрудниками новой организации.
  • С работниками заключают допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда или сведений о работодателе.
  • В трудовые книжки вносят соответствующие записи.

Этот алгоритм позволяет оформить работников без увольнения.

Когда реорганизацию считать завершенной

Юридическое лицо можно считать реорганизованным с момента регистрации новой компании. Это правило не действует при присоединении. В этом случае компания считается реорганизованной, когда в ЕГРЮЛ внесут данные о прекращении ее деятельности.

Заключение

Часто реорганизация юридического лица – это способ решить задачи бизнеса: повысить рентабельность, уменьшить налоги с помощью вывода проблемных подразделений из состава организации.

Реорганизация крупной компании – сложный многоступенчатый процесс: чтобы избежать штрафов и других санкций, нужно тщательно соблюдать требования закона.

Если допустить нарушения, то решение о реорганизации можно оспорить в судебном порядке и признать его недействительным.

Когда компания не выходит в плюс, нужно проанализировать расходы. Возможно, вы найдете убыточные рекламные кампании, в которые не стоит больше вкладываться. 

Отслеживайте, какие источники приводят клиентов с помощью коллтрекинга от Calltouch и оптимизируйте расходы на рекламу. Система автоматически собирает данные и генерирует отчеты и позволяет контролировать работу отдела маркетинга.

Узнать подробнее

Реорганизация коммерческих организаций: проблемы и решения

Реорганизация юридического лица является в том числе одним из способов создания (выделение, разделение, слияние, преобразование) или прекращения деятельности (присоединение, разделение, слияние, преобразование) юридического лица.
Вместе с тем реорганизация юридического лица является также способом изменения концентрации активов и пассивов организации.

Читайте также:  Незаконное увольнение: мой начальник уволил меня задним числом без моего заявления

Если «традиционный» порядок создания и прекращения деятельности юридических лиц на сегодняшний день фактически не вызывает вопросов, т.к. достаточно подробно урегулирован законодательно и проверен правоприменительной практикой, то порядок реорганизации сегодня вызывает множество вопросов.

В последнее время увеличилось количество исков кредиторов об оспаривании реорганизаций юридических лиц. Более того, как показывает практика, процент удовлетворения соответствующих исковых требований также увеличился, даже в отношении тех реорганизаций, при осуществлении которых порядок формально соблюдался.

В связи с изложенным субъектам хозяйствования следует ответственно подходить к осуществлению реорганизации, особенное внимание уделяя следующим моментам.

1. Уведомление кредиторов

Пунктом 1 ст. 56 ГК и ч. 1 ст. 23 Закона от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) установлена обязанность реорганизуемой организации уведомить кредиторов о принятом решении о реорганизации. Срок для уведомления кредиторов, предусмотренный Законом, составляет 30 дней с даты принятия решения о реорганизации.

Обратите внимание!
Уведомления должны быть направлены всем кредиторам реорганизуемых организаций, в том числе когда в обязательстве не происходит правопреемства.

Например, к ООО «А» присоединяется ООО «Б», при этом с обязательствами ООО «А» перед его кредиторами формально не происходит никаких изменений, тем не менее, кредиторов необходимо уведомить о принятом решении о реорганизации

Буквальное толкование норм ГК и Закона позволяет сделать вывод о том, что фактически реорганизуемое юридическое лицо вправе не только не дожидаться получения кредиторами уведомления, но и, более того, направить уведомления уже после фактического осуществления реорганизации (государственной регистрации (госрегистрации)), если при этом не нарушается указанный ранее 30-дневный срок.

Тем не менее судебная практика в последние годы показывает, что правоприменитель, принимая во внимание иные нормы законодательства, иначе толкует изложенные положения законодательства.

Так, и ст. 56 ГК, и ст.

23 Закона направлены на гарантию прав кредиторов при реорганизации должника и устанавливают право кредитора потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Законом установлен срок в тридцать дней с даты направления уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества для заявления соответствующего требования кредитора.

Как показывает судебная практика, реорганизуемые субъекты хозяйствования должны обеспечить право кредитора на заявление требования о прекращении обязательства, в том числе о его досрочном исполнении не только путем направления уведомления о принятом решении о реорганизации, но и предоставления срока, достаточного для заявления кредитором соответствующего требования.

Ситуация из практики

Ликвидация коммерческой организации

В отличие от реорганизации ликвидация коммерческой организации не предполагает никакого правопреемства, так как ее права и обязанности, как и их субъект, подлежат прекращению.

Статья 61 ГК устанавливает, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация коммерческих организаций производится как в добровольном, так и принудительном порядке.

В добровольном порядке ликвидация коммерческих организаций может иметь место: по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, в частности, в связи с истечением срока, на который создана организация, или с достижением цели, ради которой она была создана. На практике встречаются и другие основания для ликвидации: неудовлетворенность учредителей ходом работы организации, ее низкая прибыльность, недостаточный уровень выплачиваемых дивидендов и др.

Учредители (участники) или орган, принявшие решение о ликвидации коммерческой организации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме сообщить об этом в регистрирующий орган, с приложением решения о ликвидации.

По согласованию с этим органом назначают ликвидационную комиссию или ликвидатора и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК.

К ликвидационной комиссии или ликвидатору с момента их назначения переходят полномочия по управлению делами коммерческой организации и выступлению в суде от ее имени.

В принудительном порядке коммерческая организация ликвидируется по решению суда в случаях: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); либо деятельности, запрещенной законом; либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов (п. 2 ст. 61 ГК). Последние формулировки на практике вызывают неоднозначное понимание, поэтому следует их прокомментировать.

Первое — неоднократность нарушений, т.е. когда они имели место два и более раз, например, в случае торговли без наличия сертификатов, удостоверяющих качество товаров.

При этом обязательным условием оценки нарушений как неоднократных должна служить их констатация не менее двух раз компетентным органом и письменная информация торговой организации о выявленных нарушениях с применением к ней (при необходимости) мер государственно-правового воздействия.

Второе основание — грубость нарушения. Для выдвижения требования о ликвидации коммерческой организации достаточно и одного факта грубого нарушения.

Судебная практика исходит из того, что грубым нарушением может считаться лишь неустранимое нарушение, которое причинило существенный ущерб правам и охраняемым законом интересам других лиц.

Например, неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов и непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности считается грубым нарушением законодательства и влечет принудительную ликвидацию юридического лица.

Кроме этого принудительная ликвидация может наступить, когда судом признается недействительной регистрация коммерческой организации в связи с допущенными при се создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация наступает, в частности, при признании коммерческой организации (кроме казенных предприятий) несостоятельной (п. 1 ст. 65 ГК); уменьшении стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Это касается коммерческих организаций, созданных в форме ООО, АО, унитарных предприятий (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК).

Требование о принудительной ликвидации коммерческой организации предъявляется в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, если такое право предоставлено им законом (п. 3 ст. 61 ГК). В настоящее время таким правом по отношению к коммерческим организациям обладают:

  • — ФАС России (се территориальные управления), которая имеет право обратиться в суд с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности, направленную на защиту конкуренции;
  • — ФНС России (ее подразделения) — вправе предъявить в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации торговой организации любой организационно-правовой формы по установленным законодательством РФ основаниям (п. 1 ст. 31 НК);
  • — прокурор, который вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации коммерческой организации или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан, общества или государства (п. 1 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Осуществление ликвидации коммерческой организации возлагается решением суда на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию организации ее учредительными документами.

Каков порядок ликвидации коммерческой организации?

Во-первых, в соответствии ст. 3 ст.

63 ГК на ликвидационную комиссию возлагается обязанность поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ее ликвидации и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия обязана письменно уведомить кредиторов о ликвидации коммерческой организации и принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

На данном этапе ликвидационная комиссия обязана переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя п членов ликвидационной комиссии.

Далее, она должна сообщить о ликвидации коммерческой организации налоговому органу и во внебюджетные фонды по месту учета в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения (абз. 5 п. 2 ст. 23 НК).

Кроме этого ликвидационная комиссия обязана произвести инвентаризацию имущества ликвидируемой торговой организации, увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством.

Во-вторых, ликвидационная комиссия после истечения двухмесячного срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Он содержит сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой торговой организации; перечень требований, предъявленных кредиторами, и результаты их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) торговой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В-третьих, если у ликвидируемой коммерческой организации недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества торговой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов.

При недостатке и этого имущества ликвидационная комиссия может обратиться с иском об удовлетворении оставшейся части требований к учредителям (если это касается казенного предприятия или учреждения) либо участникам юридического лица (полных товарищей, участников ОДО, производственных кооперативов).

В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии.

В-четвертых, удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, предусматривающей четыре очереди:

  • — в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо песет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  • — во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • — в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • — в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Читайте также:  Доля в наследстве: умерла мать. При жизни владела 1/2 частью коммуналки

Требования каждой очереди подлежат удовлетворению после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае если имущества недостаточно для удовлетворения требований оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Удовлетворение требований кредиторов, заявленных после истечения установленного срока для их заявления, осуществляется из имущества ликвидируемой торговой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Имущество ликвидируемой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении коммерческой организации.

Надо иметь в виду, что считаются погашенными требования кредиторов не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой организации; требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращается с иском в суд); а также требования, в удовлетворении которых кредитору отказано решением суда.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  • б) ликвидационный баланс;
  • в) документ об уплате государственной пошлины;

Реорганизация юридического лица + ликвидация предприятия: этапы, документы, особенности процедур

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала RichPro.ru! Продолжаем серию публикации на тему реорганизации юридических лиц и ликвидации предприятия. Итак, поехали!

Кстати, а вы видели сколько уже стоит доллар? Начните зарабатывать на разнице курсов валют здесь! или на криптовалютах (биткоине) тут!

Ведение бизнеса — дело непростое. Оно сопряжено с большим количеством проблем. Нередко возникают ситуации, когда требуется преобразовать компанию или и вовсе ее ликвидировать. Процессы эти сложные, требующие времени и знания их особенностей. Поэтому рассмотрим их более детально.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Реорганизация юридического лица — что это такое и какие формы реорганизации существуют;
  • Всё про ликвидацию предприятия — пошаговая инструкция с одним и несколькими учредителями;
  • Особенности  и нюансы этих процедур.

В статье подробно описано что такое реорганизация, что нужно учесть при реорганизации в форме присоединения, выделения, преобразования. Также описана пошаговая инструкция по ликвидации предприятия (фирмы, организации) и многое другое

1. Реорганизация юридического лица — определение, формы, особенности и сроки

Реорганизация представляет собой процесс, в результате которого происходит изменение формы деятельности юридического лица, объединение нескольких организаций или напротив их разделение.

Иными словами в результате реорганизации прекращается существование одной фирмы, но возникает другая (или несколько), которая является правопреемником первой.

Процесс проведения реорганизации регулируется законодательными актами: Гражданским кодексом, законами об АО, ООО.

При этом существует ряд особенностей:

  • несколько форм реорганизации могут сочетаться в рамках одного процесса;
  • возможно участие нескольких компаний;
  • формы коммерческих объединений нельзя преобразовать в некоммерческие и унитарные компании.

1.1. 5 форм реорганизации юридических лиц

Законом предусмотрено несколько форм, в которых может проходить реорганизация.

1. Преобразование

Преобразование представляет собой процесс реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы компании.

2. Выделение

Выделение – это форма реорганизации, при которой на базе одного общества создаются новые (одно или несколько). Созданным компаниям переходит часть прав и обязанностей первоначальной. При выделении реорганизуемая компания продолжает свою деятельность.

3. Разделение

При разделении вместо организации образуется несколько дочерних, которые полностью перенимают права и обязанности материнской компании.

4. Присоединение

При присоединении организация становится правопреемником одной или нескольких других, деятельность которых прекращается.

5. Слияние

Слияние представляет собой образование новой организации на базе нескольких, существование которых прекращается.

Пошаговая инструкция, как провести реорганизацию в форме присоединения

Реорганизация в форме присоединения — пошаговая инструкция процедуры

В процессе присоединения могут участвовать только те компании, у которых одинаковая организационно-правовая форма. Форма реорганизации в виде присоединения достаточно популярна поэтому опишем ее более подробно.

Порядок реорганизации путем присоединения включает несколько этапов:

Этап 1. Прежде всего, следует определиться с тем, какие компании будут участвовать в процессе. Обычно такое решение принимается несколькими взаимосвязанными организациями, которые имеют различное место нахождения.

Этап 2. Проводится совместное собрание учредителей всех присоединяемых обществ. На нем принимается решение о реорганизации в форме присоединения. При этом должен быть утвержден устав новой компании, составлены договор о присоединении, а также акт передачи прав и обязанностей.

Этап 3. Когда решение о присоединении принято, следует уведомить о начале этого процесса органы, занимающиеся государственной регистрацией.

Этап 4. Важно правильно выбрать место, где будет проходить государственная регистрация новой компании. Им будет местонахождение организации, к которой присоединяются другие фирмы.

Этап 5. Важным этапом мероприятий по присоединению выступает подготовка к процессу.

В ней обычно выделяют несколько стадий:

  • уведомление налоговых органов с последующим внесением записи в ЕГРЮЛ о том, что начат процесс реорганизации;
  • инвентаризация имущества присоединяемых компаний;
  • два раза с промежутком в один месяц в средствах массовой информации (Вестнике) публикуется сообщение о реорганизации;
  • уведомление кредиторов;
  • оформление передаточного акта;
  • оплата государственной пошлины.

Этап 6. Передача пакета необходимых документов в налоговые органы, на основании которых ИФНС производит следующие действия:

  • в реестр юридических лиц вносится информация о прекращении деятельности присоединяемых компаний, а также об изменении юридического лица, к которому происходит присоединение;
  • юридическим лицам выдаются документы, которые подтверждают внесение записей в ЕГРЮЛ;
  • в обязательном порядке сообщает в регистрирующие органы о произошедших изменениях, направляет в него копии решения и заявления о регистрации окончания деятельности присоединяемых компаний, выписку из реестра.

Этап 7. Окончания процесса присоединения

В налоговые органы для присоединения путем реорганизации юрлица потребуется предоставить следующий пакет документов:

  • заявление, заполненное по форме Р16003;
  • учредительные документы всех участников процесса – свидетельства о постановке на налоговый учет и государственной регистрации, выписка из реестра юрлиц, устав и другие;
  • решения отдельных собраний, а также решение общего собрания вступающих в присоединение компаний;
  • договор присоединения;
  • подтверждение того, что в СМИ было опубликовано сообщение;
  • передаточный акт.

Обычно присоединение проходит в срок до 3 (трех) месяцев. Стоимость процедуры при количестве участников до 3  (трех) составляет 40 тысяч рублей. Если их будет больше, за каждую дополнительную компанию придется доплатить по 4 тысячи рублей.

1.2. Особенности реорганизации

Несмотря на то, что реорганизация компаний разных организационно-правовых форм отличаются друг от друга, можно выделить ряд общих моментов в этом процессе:

  1. Для проведения реорганизации в обязательном порядке должно быть оформлено документально подтвержденное решение. Оно принимается участниками, учредителями организации либо уполномоченным учредительными документами на такие действия органом. В предусмотренных законом случаях такое решение может быть принято государственными органами.
  2. Реорганизация юридического лица считается завершенной, когда произведена государственная регистрация созданных организаций. Когда процедура проводится в форме присоединения, действует другой принцип: окончанием процесса в этом случае считается день, когда в реестр внесли запись о том, что деятельность присоединенных компаний прекращена.

Порядок реорганизации предприятий (фирм, организации)

1.3. Порядок реорганизации предприятия — 9 этапов

Реорганизация зачастую выступает наилучшим, а иногда и единственно возможным способом для юридических лиц решить свои проблемы.

При этом в Гражданском кодексе закреплено существование двух возможных форм реорганизации:

  • добровольная;
  • принудительная.

Основное их отличие заключается в том, кто выступает инициатором процедуры реорганизации.

Решение о преобразовании юридического лица в добровольном порядке принимает уполномоченный орган компании. Принудительная реорганизация чаще всего проводится по инициативе государственных органов, например, судебных инстанций или Федеральной антимонопольной службы.

В принудительном порядке процедура может также проводиться в соответствии с требованиями законодательства. Таким случаем является преобразование общества с ограниченной ответственностью при превышении количества участников 50 (пятидесяти).

Важно отметить, что для добровольной реорганизации могут использоваться любые способы ее проведения. Принудительное же преобразование компании может проводиться только в формах разделения или выделения.

Несмотря на существующую возможность принудительная реорганизация не получила широкого практического применения в России. Преобразование в большинстве случаев проводится добровольно.

Этапы реорганизации юридического лица

Процесс реорганизации во многом определяется формой, в которой она проходит. Тем не менее, можно выделить основные этапы которые соответствуют абсолютно всем видам.

Этап №1 – принятие решения о начале реорганизации

Реорганизация невозможна без принятия соответствующего решения. При этом существует ряд правил, в соответствии с которыми преобразование считается одобренным.

Процесс ликвидации коммерческой организации

В процессе ликвидации коммерческой организации в отличие от реорганизации не предполагается никакого правопреемства, поскольку ее права и обязанности, равно как и их субъект, прекращаются.

В соответствии со статьей 61 ГК установлено, что ликвидация юр. лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в правоприемственном порядке к иным лицам.

Читайте также:  Мсфо: сдает ли МСФОобщество с ограниченной возможностью с иностранным капиталом

Ликвидацию коммерческой организации можно произвести в добровольном или же принудительном порядке.

Добровольный порядок ликвидации

Определение 1

Добровольная ликвидация коммерческой организации представляет собой вид ликвидации, которая может производиться по решению ее учредителей/участников или органа, обладающего на то полномочиями по учредительным документам, в частности, вследствие истечения срока, на который создавалась организация, или при достижении цели, ради которой она формировалась.

В практической деятельности встречаются и иные основания для ликвидации организации:

  • учредители не удовлетворены работой организации;
  • малые доходы;
  • низкий уровень выплачиваемых дивидендов и пр.

Учредители/участники либо орган, решивший ликвидировать коммерческую организацию, обязан в течение 3-х дней в письменной форме известить о данном факте регистрирующий орган и приложить решение о ликвидации.

После согласования с данным органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор и устанавливается порядок и сроки ликвидации согласно ГК.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор с момента их назначения берут на себя полномочия по управлению делами коммерческой организации и выступают в судебном органе от ее имени.

Принудительный порядок ликвидации

Ликвидация коммерческой организации в соответствии с принудительным порядком производится по решению судебного органа в следующих случаях:

  • при осуществлении деятельности без соответствующего разрешения (лицензии);
  • или деятельности, запрещенной законодательством;
  • или с прочими неоднократными, грубыми нарушениями законодательства и нормативно-правовых актов (пункт 2 статьи 61 ГК).

Замечание 1

Последний пункт на практике вызывает неоднозначное понимание, а потому следует его прояснить.

Под неоднократностью нарушений понимается следующее: когда они происходили 2 и более раз, например, при торговле без наличия соответствующих сертификатов, подтверждающих качество товарной продукции.

Причем обязательное условие оценки неоднократных нарушений служит их констатация не менее 2-х раз компетентным органом, а также письменная информация торговой организации о найденных нарушениях и применении к ней (в случае необходимости) мер государственного правового воздействия.

Грубость нарушения следует понимать так: с целью выдвижения требования о ликвидации коммерческих организаций достаточно и 1-го зафиксированного факта грубого нарушения. Исходя из судебной практики, грубым нарушением считается только неустранимое нарушение, причинившее существенный урон правам и охраняемым законодательством интересам остальных лиц.

Пример 1

Невыполнение налогоплательщиком собственных обязанностей уплачивать налоги и непредставление в налоговый орган бухгалтерских отчетов признается грубым нарушением закона, что влечет за собой принудительную ликвидацию юридической компании.

Кроме того, принудительная ликвидация наступает также тогда, когда судебный орган признает недействительной регистрацию коммерческой организации вследствие допущенных при ее образовании нарушений законодательства или других нормативно-правовых актов в случае, если данные нарушения имеют неустранимый характер. Принудительная ликвидация коммерческой организации наступает, в частности, в случае признания коммерческой организации (помимо казенных предприятий) несостоятельной (пункт 1 статьи 65 ГК); при уменьшении цены чистых активов ниже уровня минимальной величины уставного капитала. Это относится к коммерческим организациям, созданным в форме Общества с Ограниченной Ответственностью, Акционерного Общества, унитарных предприятий (пункт 4 статьи 90, пункт 4 статьи 99, пункт 5 статьи 114 ГК).

Требование с содержанием принудительной ликвидации коммерческого предприятия в арбитражный судебный орган предъявляет государственный орган или орган местного управления, если данное право у него имеется по закону (пункт 3 статьи 61 ГК). На сегодняшний день данное право в отношении к коммерческим организациям есть у:

  • ФАС РФ (ее территориальные управления), имеющая право обратиться в судебный орган с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза либо ассоциации), хозяйственного общества либо товарищества, координирующего хозяйственную деятельность, нацеленную на защиту конкуренции;
  • ФНС РФ (ее подразделения), имеющая право предъявить в судебный орган общей юрисдикции либо арбитражный суд иск о ликвидации торговой организации, созданной в любой организационно-правовой форме, по определенным законом России основаниям (пункт 1 статьи 31 НК);
  • прокурор, имеющий право обратиться в судебный орган с заявлением о ликвидации юридического лица или вступить в дело на любом этапе процесса, если того требует защита гражданских, общественных или государственных прав (пункт 1 статья 35 Федерального закона от 17 января 1992-го г., посвященного прокуратуре РФ).

Ликвидация коммерческой организации по решению суда ложится на его учредителей/участников или орган, обладающий полномочиями на ликвидацию юридического лица в соответствии с учредительными документами.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

О порядке ликвидации коммерческой организации

Согласно ГК ликвидационная комиссия обязана поместить в печатных органах, в которых публикуется информация о государственной регистрации юр. лиц, объявление о ликвидации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Данный срок не может быть меньше 2-х месяцев со времени опубликования объявления о ликвидации.

Замечание 2

В обязанность ликвидационной комиссии входит письменное уведомление кредиторов о ликвидации коммерческой организации и принятие всех возможных мер к установлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

На этом этапе ликвидационная комиссия должна переоформить в банковском учреждении карточку с образцами подписей лиц, у которых есть право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

Затем она сообщает о ликвидации коммерческой организации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета не позднее 3-х суток с даты принятия данного решения (абзац 5 пункт 2 статьи 23 НК).

Кроме того, ликвидационная комиссия производит инвентаризацию имущества ликвидируемого торгового учреждения, увольнение работников, выполняя при этом требования согласно трудовому законодательству.

Ликвидационной комиссией спустя 2 месяца после предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс. В нем содержится информация о:

  • составе и стоимости имущества ликвидируемого торгового учреждения;
  • перечень требований, выдвинутых кредиторами;
  • итоги рассмотрения требований кредиторов.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители/участники торгового учреждения либо орган, принявший решение о ликвидации. В установленных законодательством случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается после согласования с уполномоченным госорганом.

Если у ликвидируемого коммерческого учреждения не хватает денежных средств, чтобы удовлетворить заявленные требования кредиторов, ликвидационная комиссия производит продажу имущества торгового учреждения с публичных торгов в порядке, определенном для исполнения судебных решений и в том размере, который обеспечивает удовлетворение всех кредиторских требований. В случае недостатка и данного имущества ликвидационная комиссия обращается с иском об удовлетворении остальной части требований к учредителям (если это относится к казенному предприятию или учреждению) или участникам юр. лица (полных товарищей, участников Общества с Дополнительной Ответственностью, производственных кооперативов).

Замечание 3

В такой ситуации кредитор не связан с сроками утверждения ликвидационного баланса и деятельностью ликвидационной комиссии.

Удовлетворение кредиторских требований осуществляется ликвидационной комиссией в порядке очереди, установленной статьей 64 ГК, предусматривающей 4 очереди:

  1. Во-первых, удовлетворение требований граждан, перед которыми ликвидируемое коммерческая организация несет ответственность за нанесение вреда жизни либо здоровью, посредством капитализации повременных платежей и по требованиям о компенсировании морального ущерба;
  2. Во-вторых, произведение расчетов по выплате выходных пособий и оплате заработной платы лицам, работающим или работавшим по трудовому договору, и по оплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. В-третьих, произведение расчетов по обязательным платежам в местный бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. В-четвертых, произведение расчетов с иными кредиторами.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после удовлетворения в полном объеме требований предыдущей очереди. Если имущества не хватает для удовлетворения требований, тогда оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам всех требований, подлежащих удовлетворению, если другое не установлено законодательством.

Требования кредиторов, заявленные после окончания определенного срока для их заявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого торгового учреждения, оставшегося после удовлетворения кредиторских требований, заявленных в срок.

После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями/участниками юридической компании либо органом, который принял решение о ликвидации коммерческого учреждения после согласования с органом, производящим госрегистрацию юридических лиц. Имущество ликвидируемого учреждения, которое осталось после удовлетворения кредиторских требований, передается его учредителям/участникам, обладающих вещными правами на данное имущество либо обязательственными правами в отношении коммерческого учреждения.

Замечание 4

Необходимо отметить, что погашенными считаются кредиторские требования, не удовлетворенные из-за нехватки имущества ликвидируемого учреждения; кредиторские требования, которые не признала ликвидационная комиссия (если кредитор не направляет иск в судебный орган); требования, в удовлетворении которых кредитор получил отказ по решению суда.

Согласно статье 21 Федерального закона от 08 августа 2001-го г. для госрегистрации в связи с ликвидацией юридической компании в регистрирующий орган предоставляется следующая документация:

  • подписанное заявителем заявление о госрегистрации по форме, установленной уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной ветви власти. Заявление подтверждает соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридической компании, окончание расчетов с его кредиторами, согласование вопросов ликвидации юридической компании с соответствующими госорганами либо муниципальными органами в определенных федеральным законодательством случаях;
  • ликвидационный баланс;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда России информации согласно Федеральным законам от 01 апреля 1996-го г. касаемо индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и от 30 апреля 2008-го г., посвященного дополнительным страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии и гос. поддержке формирования пенсионных накоплений. Данный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа либо органа, уполномоченного принимать решение о госрегистрации юридической компании, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда России в электронной форме в порядке и сроки, определенных Правительством России.

Ликвидация коммерческого учреждения считается оконченной, а торговая организация прекратившей существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Далее регистрирующий орган публикует сведения о ликвидации юр. лица.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *