Ребёнка не берут в школу, ссылаясь на нехватку кадров.

С 1 апреля стартовал первый этап зачисления детей в первые классы по измененным правилам. Если раньше подача заявлений начиналась не позднее 1 февраля, то теперь есть конкретная дата, причем для семей, проживающих на закрепленной за школой территории, и для тех, чьи дети имеют преимущество, она одна.

Появилось и приоритетное право зачисления детей в ту же школу, где уже учатся их братья и сестры. Определены и дополнительные льготных категорий (перечень уточнен в  приказе Минпросвещения).

Некоторые родители выразили серьезную обеспокоенность наличием необходимого количества мест в начальной школе, а также сумеет ли справиться электронная система проверки документов с большим потоком желающих.

Корреспондент ФАН разбирался, с какими нововведениями приходится знакомиться родителям, и действительно ли они лучше старых правил. 

Новые правила 

Первый этап зачисления детей продлится до 30 июня. Подать заявление можно не только при личном посещении учебного заведения, но и в электронной форме. Для этого жители Прикамья смогут воспользоваться порталом «Услуги и сервисы Пермского края».

«Необходимо заполнить все поля и приложить электронную копию свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство с ним, свидетельство о регистрации первоклассника по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. После рассмотрения заявления в личный кабинет должно прийти уведомление. Родителя пригласят в школу для предоставления оригиналов документов», — рассказали ФАН в Минобре Прикамья.

Заявление о приеме на обучение и все необходимые документы можно подать также через форму на сайте школы или Почтой России.

С 6 июля стартует второй этап подачи заявлений — для детей, не проживающих на закрепленной территории. Он продлится до 5 сентября.

«Подать заявление на зачисление можно только в одну школу, поэтому ситуации поступления в несколько учреждений быть не может. Это возможно только в случае, если родитель подал заявление в школу по месту пребывания на первом этапе, и после на втором заявился в школу, не закрепленную за домом. Тогда родители должны сделать выбор и открепиться от одной из школ», — отмечаю в министерстве.

Ребёнка не берут в школу, ссылаясь на нехватку кадров.docs.edu.gov.ru / Банк документовИзменить свой выбор можно, но об этом необходимо уведомить учебное заведение, в которую первоклассника зачислили изначально. 

Первоочередное право  

  • В соответствии с законодательством, есть группы детей, за которыми закреплено первоочередное право на поступление:
  • — дети сотрудника полиции, в том числе погибшего (умершего) вследствие увечья или иного заболевания, полученного в период службы;
  • — гражданина, уволенного из полиции по состоянию здоровья, либо умершего от таких заболеваний в течение года после оставления службы;
  • — сотрудника (в том числе умершего или погибшего), имеющего специальные звания и проходящего службу в учреждениях ФСИН, МЧС, органах наркоконтроля, ФТС;
  • — сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
  • — дети, находящиеся на иждивении сотрудника полиции или военнослужащих по месту жительства их семей, а также при изменении места службы или контрактников.

Также есть преимущественное право у детей, чьи старшие братья, сестры уже учатся в этой школе. И внеочередное право для детей прокуроров, судей и следователей, но оно действует только для школ с интернатами.

«Мне, честно говоря, не понятно, почему именно эти профессии взяли для преференций. И должны ли, вообще, какие-либо привилегии для детей зависеть от должности и места работы их родителей.

Мы регулярно боремся за права тех и других, например, многодетных или детей, кто потерял кормильца, а преференции у сына прокурора», — недоумевает собеседник ФАН из сферы высшего педагогического образования. 

Отказать нельзя 

В приеме в школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родителям или законным представителям ребенка необходимо обратиться в территориальное управление образования.

«В России гарантируется право каждого человека на образование. Нехватка мест в школах недопустима. Территориальные управления образования ведут учет детей, в том числе будущих первоклассников», — объясняют в министерстве образования.

Тем не менее, ежегодно в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Светланы Денисовой обращаются родители с жалобами на отказ в приеме их детей в первый класс, в основном, по причине отсутствия свободных мест. Единичные случаи — отказы в зачислении по причине отсутствия регистрации по месту проживания.

Ребёнка не берут в школу, ссылаясь на нехватку кадров.vk.com / Светлана ДенисоваВ 2020 году поступило 26 таких обращений. Зачастую, в результате проверок, неправомерность отказа подтверждается, рассказали ФАН в аппарате детского омбудсмена.

К примеру, в июне 2020 года в Перми двух братьев зачислили в одну гимназию, но в разные корпуса, расположенные на расстоянии четырех остановок друг от друга. В итоге после нескольких жалоб и ходатайства Уполномоченного в департамент образования, оба школьника были зачислены в один корпус и учатся в одну смену.

23 марта 2021 года состоялось заседание Общегородской комиссии по контролю за приемом на обучение в муниципальные общеобразовательные учреждения Перми.

Школам было рекомендовано разместить в открытом доступе мониторинг занятых мест с разделением на следующие категории: дети, имеющие право преимущественного приема, право на внеочередной, первоочередной прием и дети, проживающие на территории, закрепленной за образовательной организацией.

«Второго апреля Светлана Денисова посетила МАОУ «Гимназия №2» и МАОУ «Лицей «Дельта». Была отмечена необходимость создания возможности подачи заявлений на прием в первый класс в вечернее время и в выходной. В настоящий момент документы можно подать с понедельника по пятницу в период с 9:00 до 17:00», — отмечают в аппарате детского омбудсмена.

Предложение об усовершенствовании приемной кампании и создании возможности подачи заявлений в удобное для родителей время направлено Уполномоченным в департамент образования пермской мэрии.

«По первым классам все родители стараются выполнять правила при поступлении детей. Подавляющее большинство – все-таки адекватные родители, которые понимают, что ребенку нужно в школу. Точка.

Потом уже можно заниматься поисками вариантов и т. д.

Есть, конечно, недобросовестные родители, которые несвоевременно представляют документы, и просыпаются, когда уже план перевыполнен», — рассказали ФАН в одной из пермских школ. 

Статусные школы 

На протяжении долгих лет от жителей нередко поступали жалобы и на необоснованное закрепление территорий за образовательными учреждениями, когда за статусными школами оставляют всего 4-5 домов. Раньше это можно было объяснить тем, что у заведений с углубленным изучением предметов был и общегородской конкурсный набор.

Ребёнка не берут в школу, ссылаясь на нехватку кадров.vk.com / Виталий КокшаровВажно знать, что никаких вступительных экзаменов, тестов для первоклашек не предусмотрено. Это незаконно. Если родители столкнулись с чем-то подобным, нужно сразу обратиться в департамент образования. Также в первых классах сохраняется система оценивания «без отметок».

По словам некоторых взрослых, с кем пообщался корреспондент ФАН, дети из «обычных», тем более, малообеспеченных семей не очень интересны статусным элитным школам.

«Нередко говорят, мест нет. А потом, например, в класс, где учится мой ребенок, приходят два новеньких мальчика с известными в Перми фамилиями.

Никто вам не скажет, конечно, и не докажет, что места по факту есть, когда вы говорите, что их нет.

Их реально нет, они слегка придержаны для семей, которые отвечают интересам бюджетной политики учреждения», — поделилась с ФАН своим мнением одна из мам. 

Справка не приговор 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) принимаются по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Как ни странно, но сегодня это очень актуальный вопрос, который, естественно, не хочет поднимать и выносить на всеобщее обозрение ни один родитель. Нет, таких детей возьмут, просто подождут какое-то время документ. Но что дальше.

«И вот во втором классе выходят у ученика двойки, родителям говорят, идите и получите справку о том, что ребенок не справляется с общей программой. Мамы, папы упираются –  мой сын или дочь нормальный.

Читайте также:  На данный момент нахожусь в поисках работы,стою в центре занятости

В итоге их чадо остается либо на второй год, либо его переводят, но двойки никуда не деваются, и если он дойдет до 9 класса, и за эти годы будут двойки, то аттестат ему не выдадут.

А вот если родители получат справку, ребенок может идти дальше и в девятом классе получить аттестат при условии сдачи экзаменов по упрощенной программе. Но у нас родители не готовы признать, что дети не справляются», — говорят учителя.

Есть, к слову, беда и с медицинскими картами. Родители могут не предоставлять ее или подать пустую. Но сегодня школы чаще страхуются и требуют, поскольку, к примеру, физкультура предусматривает обучение, в том числе, по группам здоровья.

«И если школа не знает, как ребенку можно заниматься, она рискует. Упадет во время занятия он в обморок, а потом окажется, что ему вовсе нельзя было заниматься наравне со  всеми. Кто будет виноват?», — рассказали ФАН в образовательном учреждении.

Ребёнка не берут в школу, ссылаясь на нехватку кадров.permedu.ru / Единый портал пермского образованияВ социальных сетях немало обсуждений и по поводу того, что сегодня в одном классе происходит соединение разных социальных групп, например, мигрантов и инвалидов. По мнению некоторых родителей, из-за этого нередко возникают проблемы с регулярными конфликтами, провокациями, насмешками. Однако большинство взрослых все-таки сходятся к тому, что таким образом было всегда. И это, скорее, вопрос воспитания. 

  1. Без паники 
  2. Несмотря на изменения, которые призваны упростить жизнь родителей, очереди в соцсетях из тех, кто дежурил днем и ночью, отмечался, вел свой учет мест в школах, остаются.
  3. Нередко на форумах можно было встретить буквально панические сообщения родителей.

«Я на 25 секунде, и то переживаю. По поводу минут, даже на собрании сказали, что в 7:01 мест уже не будет».

«На собрании завуч говорила, что к 8 утра мест обычно нет, пока ни в чем нельзя быть уверенной, пока не будет фамилии в приказе».

В Перми до 9 апреля продолжает работу «Горячая линия» по вопросам приема в первые классы. Телефон: 212-70-50. Режим: с 09:00 до 18:00 в рабочие дни.

В департаменте образования городской администрации отмечают, что в этом году было обновлено постановление о закреплении территорий за образовательными учреждениями. Вся необходимая информация размещена на Едином портале пермского образования, а также на сайтах городских школ.

Что делать, если ваш ребенок не хочет ходить в школу: советы специалиста столичного семейного центра

В семейный центр «Печатники» нередко обращаются родители с вопросами: «Почему мой ребенок идет в школу, как на каторгу?», «Что делать, если дочь никак не хочет просыпаться к первому уроку?», «Утренние сборы на учебу превращаются в скандал. В чем проблема?». Разобраться в ситуации поможет специалист по социальной работе семейного центра «Печатники» Мария Гришина.

Родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается идти в школу, капризничает и не хочет просыпаться по утрам.

Невыученные уроки, контроль родителей, плохие оценки, недовольство учителей и, как результат, нервный срыв у школьника и его родителей.

На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Вот несколько причин детского нежелания учиться:

  1. Гиперактивность: у ребенка много энергии, которую ему некуда девать. Результат ― плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение.
  2. Неблагополучные друзья: если ребенок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, иногда случается так, что ребенок может подражать им и поддерживает их в этом.
  3. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи, которая способствует замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  4. Комплексы: если у школьника есть определенная неудовлетворенность собой, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны коллектива.
  5. Зависимость: в начальных классах ― от игровой деятельности и прогулок с друзьями, в 10–12 лет ― от компьютера, в подростковом возрасте ― от компании друзей. Все это отвлекает от учебы.

И это всего лишь несколько распространенных причин нежелания ребенка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае надо не бояться обращаться к психологу в школе либо в другом учреждении —— например, в столичных семейных центрах, где всегда готовы провести консультацию для таких детей.

  • Как помочь ребенку самостоятельно
  • Начальная школа
  • Первоклассники, как правило, боятся того, что в школе их встретят злые учителя, что они не смогут завести друзей, что учиться будет трудно, им будут ставить плохие оценки.
  • Что делать родителям:
  • расставайтесь с ребенком у школы с улыбкой. Скажите, что вы уходите, но вернетесь позже;
  • позвольте взять с собой маленькую любимую игрушку;
  • подведите ребенка к учителю, который приветливо его встретит, возьмет его за руку;
  • подробно расскажите ребенку о том, что и как происходит в школе, что это не страшно, вспомните свои истории из начальной школы ― забавные и интересные;
  • в первые учебные дни постарайтесь как-то радовать ребенка: сходите с ним в развлекательный центр, поиграйте, сходите на прогулку.

Средняя школа

Школьники постарше (10–14 лет), как правило, чаще всего не хотят идти в школу по причине каких-либо конфликтов со сверстниками или учителями.

Именно на этом этапе начала подросткового возраста у ребенка проявляются первые яркие черты характера.

В связи с этим ему довольно трудно сделать внутренний выбор между собственными желаниями, мнениями, порывами и мнением взрослых, учителей или группы своих ровесников, что и порождает те или иные конфликтные ситуации.

Что делать родителям:

  • поговорите с ребенком и выясните, что беспокоит его в связи с посещением школы;
  • выделите время на встречу с учителем. Возможно, он расскажет вам причину беспокойства. Это может быть ученик, с которым конфликтует ребенок, или просто неуспеваемость;
  • если что-то неприятное происходит с учителями, сходите в школу и деликатно решите этот конфликт, а своему ребенку пообещайте, что не будете строго относиться к оценкам по предмету этого учителя;
  • изменение поведения ребенка может быть связано с обстановкой дома. Скажите, что вы сами разберетесь с проблемами, а его задача ― ходить в школу и учиться;
  • ребенок должен быть уверен, что получит от вас поддержку;
  • хвалите ребенка за старание;
  • если над ребенком кто-то смеется ― придумайте вместе, как можно конструктивно разрешить ситуацию;
  • если ребенок считает, что плохо одет или выглядит как-то не так, ― разрешите ему быть таким, каким он хочет.

Самое главное ― помните, что для каждого ребенка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к его неприятностям. Также важно помнить, что невозможно познать все науки, дети должны быть не только развитыми и умными, но и в первую очередь здоровыми и счастливыми!

Здесь помогут!

Не бывает безвыходных ситуаций. В случае если семье с детьми необходима помощь, вы можете записаться на онлайн-прием к психологам через портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.

Источник

Ребёнка не берут в школу, ссылаясь на нехватку кадров.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

В каких случаях директор может отказать в приеме в образовательное учреждение ребенка?

Ежегодно директора школ принимают большое количество учащихся в образовательные учреждения. В каждой школе этот процесс отлажен по-своему. Существует определенный порядок приема детей в школу.

Для родителей, чьи дети идут в школу в первый класс необходимо собрать целый перечень документов и предоставить их в образовательное учреждение. Нередко, даже при наличии целого пакета документов родители могут получить отказ в приеме в образовательное учреждение.

С каждым годом требования для поступления в образовательные организации модернизируются и совершенствуются.

Во многих регионах для того, чтобы подать документы необходимо зарегистрироваться на государственном интернет ресурсе и заполнить множественные сведения, касающиеся личных данных ребенка, например, места регистрации, данные свидетельства о рождении и т. д. В большинстве случаев заинтересованные и добросовестные родители без проблем справляются с этой задачей.

В каких случаях, можно быть уверенным, в том, что вашего ребенка обязаны взять в образовательное учреждение рассмотрим ниже. Обратимся к основному закону в сфере образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) в общеобразовательные организации должен быть обеспечен прием всех граждан:

  1. подлежащих обучению,
  2. проживающих на закрепленной территории,
  3. имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Вступительные испытания для этих детей не допускаются.

Таким образом, если вы по месту регистрации прикреплены к данному образовательному учреждению, вашему ребенку уже пора в школу, ваш ребенок как гражданин Российской Федерации имеет право на получение образования.

Читайте также:  ВЫПЛАТА ЖКХ ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Бывает так, что даже при соблюдении всех этих условий родителям отказывают в приеме в школу. Обосновывая это тем, что класс уже набран и в нем большое количество учащихся.

Действительно, существует Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, где в п.

25 говорится, что количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

При этом пунктом 26 этого документа наполняемость классов общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. Этот пункт прописан и в Санитарно-гигиенических требованиях к организации учебного процесса (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Согласно этому документу наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. За превышение предельной численности обучающихся в классе руководитель образовательного учреждения несет административную ответственность.

Это означает, что возможной причиной отказа родителям в приеме в образовательное учреждение будет служить отсутствие свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной школе для решения вопроса о зачислении ребенка в другую школу родители могут обращаться в орган управления образования.

Если по каким-то причинам родители слишком поздно вспомнили о необходимости зачисления ребенка в школу, а свободных мест в близлежащей школе нет, то необходимо уточнить в отделе образования района варианты близлежащих образовательных учреждений, имеющие свободные места. В любом случае родителям не стоит беспокоиться, такие вопросы решаются почти в 100% случаев.

Стоит, обозначить еще один нюанс, который может служить причиной отказа зачисления ребенка в школу.

Это поступление ребенка в специализированное образовательное учреждение, которое имеет право организовать индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные школы для получения образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.

Это еще одно новшество ФЗ РФ «Об Образовании» № 273-ФЗ. Примером могут служить образовательные организации, реализующие программы образования, интегрированные с программами в области физической культуры и спорта, в области искусств и т. д.

Как можно узнать, к какой школе прикреплен ваш ребенок? Территории за школами закрепляются органами местного самоуправления, которые ежегодно не позднее 1 марта издают соответствующий распорядительный акт о закрепленной территории. Копию этого акта, а также устава и других документов образовательное учреждение размещает на своем официальном сайте с сети Интернет.

Существует процедура приема детей в образовательное учреждение, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки от 22 января 2014 г.

№ 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Для проведения приема в первый класс школа за 10 дней с момента издания распорядительного акта публикует информацию о количестве мест в первых классах. Информация может размещаться на информационном стенде, на официальном сайте школы.

Не позднее 1 июля должна появиться информация о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории. Если ваш ребенок идет в школу в сентябре текущего года, то родитель должен уже в марте побеспокоиться о том, чтобы зарегистрировать ребенка в нужное образовательное учреждение.

Одним из условий зачисления в школу, является достаточный возраст ребенка — это 6,5 лет, если они не имеют противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения детьми возраста 8 лет. По заявлению родителей школа может разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте.

Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, паспорт родителя, свидетельство о рождении.

Родители закрепленных детей, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории.

Родители вправе по своему усмотрению представить медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Нередко бывают случаи отказа в приеме детей в общеобразовательные учреждения, если у них нет свидетельства о регистрации по месту жительства. Такой отказ является необоснованным. Но следует учитывать, что для зачисления ребенка в школу его родители (законные представители) должны представить документ, подтверждающий его проживание на закрепленной за образовательным учреждением территории.

При приеме в первый класс в течение учебного года или во второй и последующий классы дополнительно представляется личное дело обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.

При приеме в учреждение на ступень среднего (полного) общего образования родители обучающегося дополнительно представляют выданный ему документ государственного образца об основном общем образовании.

Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля и продолжается до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Если все дети, закрепленные на данной территории, приняты в первый класс, то учреждение вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 июля.

Исходя из существующее практики, даже если родители не успели или не смогли вовремя предоставить все документы, администрация учреждения идет навстречу родителям, которые могут предоставить документы позже указанных дат. Процесс зачисления ребенка в школу, особенно в 1-ый класс, это всегда волнующий момент жизни. С каждым годом законы совершенствуются, упрощая жизнь родителям школьников.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.10.2014
  •   Все консультации автора

Проект на тему "Проблема нехватки кадров в образовательных учреждениях (школах)"

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
  • высшего образования
  • «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ
  • ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
  • КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
  • Проект
  • По дисциплине: Теория и практика управления образовательными процессами и системами
  • Тема: Проблема нехватки кадров в образовательных учреждениях (школах)
  • Выполнила:
  • cтудентка 1 курса
  • группы №6727з
  • Хасметдинова Анна Александровна
  • Проверила:

к.п.н. Рахманова Алсу Рамилевна

  1. Елабуга
  2. 2017
  3. Оглавление
  4. Введение        3
  5. Анализ литературы        4
  6. Заключение        9
  7. Список литературы        11

Введение

В настоящее время в системе образования РФ наиболее актуальной является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях.

Данная проблема актуальна именно в настоящее время, потому что на современном этапе развития общества первоочередной задачей стоит обучение школьников на уровне усвоения и применения полученных знаний, достаточном для дальнейшего обучения в высших  и средне — специальных учебных заведениях. А данная задача невыполнима без участия в образовательном процессе квалифицированных педагогических кадров.

Если рассматривать средние образовательные школы, то там данная проблема назревает особенно остро. Низкая заработная плата учителей, чрезмерная умственная, а порой и физическая нагрузка, директивное управление руководителей школ – одни из многих причин кадровой проблемы в школах.

Также к одним из причин нехватки учителей в школах можно отнести то, что студенты, отучившись в высших учебных заведениях на педагогические специальности, после получения диплома идут работать на более высокооплачиваемую работу. Десятки из потока студентов идут работать по специальности. И лишь единицы из них не уходят из школ спустя пару лет.

К  путям решения данной проблемы можно отнести: повышение заработной платы учителей, финансовое поощрение квалифицированных педагогов и  повышение статуса учителя в современном обществе, а также модернизация системы подготовки педагогических кадров.

Анализ литературы

Рассмотрим первый путь решения проблемы нехватки педагогических кадров в школах, а именно —  повышение заработной платы учителей.

По данным Росстата, заработная плата учителей за прошедшие 5 лет увеличилась в 2 раза. Однако если анализировать эти показатели по более инфляционно — устойчивому индикатору – в долларах США, то окажется, что реальная покупательная способность заработной платы учителей из-за инфляции либо совсем не росла, либо росла незначительно.

В абсолютном выражении рост заработной платы учителей в долларах США составил 71,1% с 2010 по 2013 год, после чего произошло резкое сокращение, и к сентябрю 2015 года этот показатель достиг 104% от величины 2010 года, т.е. за 5 лет рост всего на 4%.

Реальная потребительская величина заработной платы учителей за период 2010–2015 годы практически не изменилась или повысилась очень незначительно. Поэтому неудовлетворенность учителей своей заработной платой обоснованна.

Ключевой принцип сегодняшнего финансирования образования в Российской Федерации – подушевой. На норматив подушевого финансирования на одного обучающегося в первую очередь влияет месторасположение школы – сельская она или городская.

Также с  1 декабря 2008 года была введена новая система оплаты труда учителей, согласно которой зарплата учителей будет состоять из 3 частей: 1 часть – это выплаты по тарифу,  2 часть —  выплаты компенсационного характера и  заключительная часть – это стимулирующие выплаты.[1]. Вместо тарифной ставки за основу при расчетах берется минимальный размер оплаты труда, который с 1 января 2009 года составляет 4330 руб.[2] Новая система оплаты в состоянии гарантировать, что учителя  будут получать заработную плату не меньше заработного минимума.

Читайте также:  Погашение ипотеки материнским капиталом в 2020 году: можно ли погасить, какие документы нужны

По новой системе зарплата будет напрямую зависеть от качества работы преподавателя. Чем больше показателей качественной работы педагога, тем выше будет его зарплата. Складывается прямая пропорциональность.

Данная система начинает показываться в выгодном свете, если только рассмотреть, что же именно относится к качественным показателям работы учителя.

К этим показателям можно отнести: наличие специального образования и профессионального опыта, наличие квалификационной группы, наличие ученой степени или доплату за выслугу лет.

К выплатам компенсационного характера можно отнести такие доплаты к заработной плате, как: выплаты за совмещение профессий (должностей) – к примеру, один человек может числиться как преподавателем в школе, так и заместителем директора по учебной части; также к подобного типа выплатам можно отнести увеличение количества часов работы  — в данном случае мы говорим о повышении ставки у учителя; и последний тип —  выплаты за работу в областях с особыми климатическими условиями.  

Заключительные выплаты, влияющие на уровень заработной платы учителей, — это стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты также можно отнести ко второму пути решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в образовательных организациях, а именно: финансовое поощрение квалифицированных педагогов.  

К стимулирующим выплатам можно отнести премии за выполненную работу в образовательных организациях, выплаты за одаренных учеников, занимающих призовые места в олимпиадах по предмету, который преподает учитель, премии за стаж непрерывной работы в образовательных организациях или же за выслугу лет. Отдельные виды стимулирующих выплат образовательная организация имеет право определять самостоятельно, учитывая, конечно, фонд оплаты труда.

К последнему пути решения проблемы кадров можно отнести модернизацию системы подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях, таких как: высшие учебные заведения и средне – специальные учебные заведения.

Модернизация в системе подготовки педагогических кадров за последние десять лет претерпевает значительные изменения. В Российской Федерации начата реализация «Программы модернизации педагогического образования на 2014–2017 гг.», ВУЗом – участником которой является Казанский (Приволжский) федеральный университет.

  • К целям данной программы можно отнести:
  • 1) повышение качества людей, получающих педагогические специальности;
  • 2) изменение содержания и технологии педагогического направления:
  • 3) повышение эффективности существующих педагогических вузов и колледжей.
  • К повышению качества людей, получающих педагогические специальности, можно отнести ОПК[3], которым должен соответствовать каждый студент, получающий современное педагогическое образование.
  • Изменение содержания и технологии педагогического направления нужно для обеспечения реализации нового профессионального стандарта и новых стандартов школьного образования.
  • Повышение эффективности педагогических ВУЗов и колледжей можно трактовать как увеличение числа выпускаемых данными учебными заведениями педагогических кадров, что напрямую служит решением проблемы нехватки кадров в средних образовательных организациях.
  • Несомненно, повышение эффективности существующих педагогических вузов и колледжей приведет к повышению квалифицированности выпускаемых учебным заведением студентов, что, в свою очередь, послужит их соответствию, в дальнейшем, занимаемой педагогической должности.
  • К первым проектам реализации данной программы можно отнести:
  • 1) Изменение перечня педагогических образовательных программ.
  • Началась реализация таких направлений, к примеру, как: «Педагогическое образование», «Психолого – педагогическое образование», «Профессиональное образование» и «Специальное (дефектологическое) обучение».
  • 2) Переход к иерархической системе подготовки педагогических кадров.

Иерархическая система представляет собой многоуровневое получение высшего образования. Обучение начинается с бакалавриата, которое представляет собой незаконченное высшее образование. Затем студент переходит к следующей ступени педагогического образования –  к магистратуре.

Студенты, получившие педагогическое образование по программе магистратуры, считаются имеющими полное высшее образование. Заключительная ступень педагогического образования – это аспирантура.

Студенты, защитившие аспирантские диссертации, вправе преподавать в высших учебных заведениях и, конечно же, заниматься в дальнейшем педагогической научной деятельностью.

3) Значительное сокращение количества профильных учебных заведений.

Сокращение количества профильных учебных заведений приводит к увеличению числа абитуриентов, стремящихся поступить в высшие учебные заведения. Что также может повлиять на увеличение числа педагогических кадров.

  1. 4) Существенные изменения содержания подготовки студентов педагогических учебных заведений.
  2. Изменение содержания подготовки студентов происходит путем ориентации обучения на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога.  
  3. Данные существенные изменения в подготовке педагогических кадров требуют координации усилий образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов, органов управления образованием, всего педагогического сообщества для обеспечения качества подготовки специалистов.
  4. Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации в ходе реализации  «Проекта  модернизации  педагогического  образования»  осуществляется формирование инновационной системы подготовки педагогов.
  5. К результатам и эффектам первого этапа проекта, а именно 2014 – 2015 гг, можно отнести:
  6. 1) были разработаны и апробированы программы подготовки педагогических кадров по основным направлениям образовательной области: «Образование и педагогические науки»;
  7. 2) были подготовлены предложения к актуализации (разработке) ФГОС следующего поколения;
  8. 3) была разработана и апробирована независимая оценка ОПК выпускников педагогических специальностей в ВУЗах;
  9. 4) были разработаны новые технологии подготовки педагогических кадров, которые реализуют принципы деятельностного подхода и направлены на углубленную практическую подготовку;
  10. 5) Преподавательский состав ВУЗов – участников проекта прошел повышение квалификации  и стал профессорским;
  11. 6) Дружеская взаимовыручка ВУЗов – участников данного проекта;
  12. 7) Были разработаны модели разработки примерных образовательных программ.

Заключение

В заключении рассмотрим некоторые пути решения проблемы нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных организациях РФ.

Самый логичный, казалось бы, путь решения данной проблемы – увеличение заработной платы учителей, но не самый простой, т.к. средние образовательные школы – школы бюджетного финансирования. Такие образовательные организации, к сожалению, не располагают большим бюджетом.

Проанализировав литературу на данную тему, можно придти к выводу, что реструктуризация бюджета образовательных организаций и увеличение фонда стимулирующих выплат в каждых школах смогут помочь в данной проблеме.

Что касается повышения статуса учителя в современном обществе: данный путь решения проблемы невозможен без активной пропаганды высокого статуса учителя. В первую очередь, в этом должно быть заинтересовано правительство РФ и органы местного самоуправления, т.к.

, не уважающий учителя ребенок, не будет уважать никого.   Также необходима поддержка директивного руководства в школах.

К сожалению, в настоящее время руководство в школах более благосклонно к требованиям и жалобам учеников и их родителей, нежели к своему преподавательскому составу.

  • Проведя анализ литературы, также можно придти к выводу, что целесообразней для решения данной проблемы придерживаться намеченного пути модернизации педагогического образования.
  • Рассматривая проект модернизации педагогического образования, можно отметить его дальнейший путь развития:
  • 1) данный проект целенаправлен на расширение списка ВУЗов – участников;
  • 2) также он направлен на ориентацию абитуриентов на педагогические специальности;
  • 3) проект будет направлен на разработку более углубленного в профессиональную деятельность курса обучения студентов педагогических специальностей;
  • 4) также будут разрабатываться программы дополнительного профессионального образования.
  • В заключение стоит отметить, что для того, чтобы решить проблему нехватки педагогических кадров в образовательных организациях, недостаточно будет придерживаться одного или только нескольких из перечисленных путей решения данной проблемы.
  • В моей работе представлены лишь несколько возможных путей решения данной проблемы, и лишь интегрированное использование всех путей решения приведет к положительному результату.

Я считаю, что данная проблема одна из тех проблем в современном образовании РФ, которую стоит решать в первую очередь. Ведь учителя  — это та «рука», которая переводит ребенка во взрослый мир, а ребенок, не получивший достаточных знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения или же трудоустройства, рискует стать неблагополучным членом общества.

Список литературы

  1. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, П.Е. Царьков. — М.: Центр социологических исследований, 2016. —327 с.
  2. https://e-koncept.ru/2015/15193.htm

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *