Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии

Опрос 1-2 минуты

Получите персональную подборку советов и услуг для открытия бизнеса

Начать опрос

В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП. Для работы нужно получить лицензию государства. Она точно понадобится учебным центрам, барам, медицинским центрам, бизнесам пассажирских перевозок. Рассказываем, что такое лицензия, кому она нужна и как ее получить.

Что такое лицензия

Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Она нужна не всем, а только тем ИП и компаниям, чья деятельность связана с потенциальной угрозой для безопасности людей, государства и окружающей среды.

Полный список лицензируемых видов деятельности с законами и постановлениями о том, что нужно для лицензирования, приводим по ссылке справа.

Виды лицензируемой деятельностиКакой закон регулирует
Пассажирские перевозки 99-ФЗ
Оборот спирта 171-ФЗ
Производство лекарств 61-ФЗ
Медицинские услуги 99-ФЗ
Фармацевтика 99-ФЗ, 61-ФЗ
Образование 273-ФЗ
Транспортировка отходов 99-ФЗ, 89-ФЗ
Атомная энергия 170-ФЗ, 317-ФЗ
Банки 395-1
Страховые компании 4015-1, 326-ФЗ
Профессиональные участники рынка ценных бумаг 39-ФЗ
Управление многоквартирными домами 99-ФЗ
Шифровальные устройства и шпионское оборудование 99-ФЗ

Перед получением лицензии ведомства проверяют, соответствует ли компания или ИП требованиям безопасности. Если все в порядке, бизнес допускают к работе. Это и подтверждает лицензия.

  • Проконсультируем по выбору кодов ОКВЭД и системы налогообложения
  • Бесплатно откроем расчетный счет за один день
  • До 500 000 ₽ — на сервисы партнеров

Как понять, нужна лицензия или нет

Самый надежный способ — свериться со списком. Нет единой базы, где можно проверить, например, по коду ОКВЭД, нужна ли лицензия для конкретного бизнеса. Но по коду ОКВЭД можно узнать название деятельности, чтобы затем проверить ее в списке для лицензирования. Проверить нужно все виды деятельности, которыми занимается бизнес. Сверять только основной вид — ошибка.

Возьмем семейную пиццерию. Проверяем по коду ОКВЭД название деятельности.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии Достаточно набрать в поисковой строке описание вашего бизнеса

Проверьте на сайте «Консультант Плюс», верно ли определен класс через поиск. Это поможет избежать ошибки.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии Прочитайте описание класса и убедитесь, что ваш бизнес подходит под описание

По коду ОКВЭД пиццерии понятно, что ее деятельность связана с продуктами питания и напитками. Проверяем, есть ли что-то подобное в списке.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии Воспользуйтесь поиском фразы по документу

В списке лицензируемых видов деятельности есть только одна сфера с упоминанием продуктов — деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов. С питанием и напитками — ни одной. Значит, для пиццерии не нужна лицензия.

Но если хозяин кафе добавит в меню алкогольные напитки, лицензия понадобится.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии Проверить можно так же поэтапно: сначала найти код ОКВЭД в поиске, затем проверить в справочнике ОКВЭД и далее найти в списке лицензируемых видов деятельности

Если вы сомневаетесь, нужна ли лицензия вашему бизнесу, рекомендуем обратиться к юристу.

Когда ИП не может получить лицензию

Некоторые лицензируемые виды деятельности может вести только ООО. Например, лицензия нужна и на охрану магазинов, и на детективную деятельность. Но открыть охранное предприятие может только ООО, а вот работать частным детективом может и ИП.

Лицензируемый вид деятельностиОООИП
Медицина, аптеки
Продажа гражданского и охотничьего оружия
Охрана объектов и имущества
Частная детективная деятельность
Продажа алкоголя
Перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом
Перевозка пассажиров автобусами
Образовательная деятельность с выдачей документов гособразца

Какие есть требования для бизнеса

Для каждого вида лицензируемой деятельности есть положение — это основной документ, в котором перечислены требования и порядок получения лицензии для конкретной сферы. Они касаются помещения, оборудования, документации, квалификации сотрудников.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии Пример требований к бизнесу из постановления о лицензировании автобусных пассажирских перевозок

Чтобы получить лицензию, компания или ИП должны соответствовать всем требованиям.

Кто выдает лицензию

Лицензию выдает ведомство, которое контролирует сферу конкретного бизнеса. Например, образовательную лицензию выдает региональный департамент образования, лицензию на охранную деятельность — Росгвардия, на пассажирские автобусные перевозки — Ространснадзор.

Узнать, где получить лицензию, можно в положении о лицензировании этого вида деятельности или на сайте госуслуг.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии Справа от услуги указано ведомство, которое выдает лицензию в вашем регионе

Удобнее проверять на портале госуслуг. Так вы узнаете точное название ведомства в вашем регионе, сможете найти адрес и контакты для связи, если появятся вопросы.

Как подать документы на лицензирование

Чтобы получить лицензию, нужно подать документы одним из четырех способов:

  • лично;
  • по почте;
  • через систему электронного документооборота;
  • на сайте госуслуг.

Лично. ИП или ООО собирает пакет документов и приходит по адресу лицензирующего ведомства в своем регионе. Стоит заранее позвонить и узнать часы приема.

По почте. Пакет документов нужно заверить у нотариуса, сделать опись письма и отправить по адресу лицензирующего ведомства.

Адрес и контакты лицензирующего ведомства можно узнать на сайте госуслуг.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии Найдите услугу лицензирования в вашем регионе и нажмите на ведомство, которое ее предоставляет

Чтобы узнать подробнее об услуге или ведомстве, регистрироваться на сайте не нужно.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии В разделе «Информация и контакты» появятся адрес, телефон и эл. почта ведомства

Через систему электронного документооборота. Для подачи ИП или ООО нужна квалифицированная электронная подпись. Подходит, если бизнес уже зарегистрирован, открывает новое направление, а предприятие работает в системе электронного документооборота.

На сайте госуслуг. Самый быстрый способ, если есть квалифицированная электронная подпись. На сайте есть подсказки по каждому этапу заполнения и подачи форм.

Если у вас нет электронной подписи, нужно собрать пакет документов и обратиться в удостоверяющий центр.

Как получить лицензию

С 1 января 2021 вступили в силу новые правила получения лицензии. Раньше ее получали в электронном или бумажном виде, сейчас лицензия как отдельный бумажный документ не существует.

Лицензии хранятся в виде записи в реестре. У каждой сферы свой реестр. ИП или организация может получить выписку из реестра о наличии лицензии, но необходимости в этом нет. Для работы бизнеса записи в реестре достаточно.

В случае проверки смотреть все равно будут его.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии

Заполнить заявление. Единого шаблона заявления нет. Оно различается в зависимости от сферы бизнеса.

В заявлении ИП или компания указывают название и адрес, по которому работает бизнес, код ОКВЭД, ИНН, данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, описывают информацию о сотрудниках.

Шаблон бумажного заявления можно найти в положении о лицензировании вашего вида деятельности или обратиться в лицензирующее ведомство. Для подачи на сайте госуслуг и в системе электронного документооборота заполнять и сканировать бумажный шаблон не нужно: заявление заполняют в электронном виде.

Предпринимательская деятельность конкурентов без образовательной лицензии Первая страница бумажного заявления на получение образовательной лицензии для ИП

Собрать копии документов. В зависимости от сферы деятельности набор документов будет различаться. Узнать, что именно нужно собрать, можно в положении о лицензировании конкретной деятельности или на сайте госуслуг.

Через поиск найдите описание услуги лицензирования

Убедитесь, что услуга предоставляется в вашем регионе.

В списке найдите пункт «Документы, необходимые для получения услуги»

Нажмите на каждый документ, чтобы увидеть количество копий и возможные способы подачи документа. Электронный — значит, можно загрузить скан или фото, если подаете через сайт госуслуг. Бумажный — нужно заполнить и распечатать, если подаете лично или по почте.

К некоторым документам будет прикреплен шаблон

Некоторые копии документов нужно заверить у нотариуса. Об этом будет сказано в списке документов на сайте госуслуг или в положении о лицензировании.

Уплатить госпошлину. Для ИП и ООО размер госпошлины один — 7500 ₽. Исключения касаются только производства и продажи алкоголя:

  • для продажи алкоголя — 65 тысяч рублей в год;
  • для производства вина — 800 тысяч рублей в год;
  • для производства коньяка и водки — 9,5 млн рублей в год.

Реквизиты для платежа можно взять на сайте госуслуг или запросить в лицензирующем ведомстве. Уплатить госпошлину можно через сайт госуслуг, онлайн-банк или в отделении банка.

Выберите услугу по лицензированию сферы вашего бизнеса. В описании откройте пункт о стоимости и порядке оплаты. Здесь указаны реквизиты нужного ведомства

Подать пакет документов с чеком об уплате госпошлины. Заявление рассмотрят в течение трех рабочих дней. Если в заявлении будет ошибка или не будет хватать документов, его вернут. Исправить и подать документы повторно можно будет в течение 30 дней со дня возврата.

Если с заявлением и документами все будет в порядке, вы получите решение о получении лицензии в течение 45 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Как продлить или переоформить лицензию

В законе о лицензировании и постановлениях о видах деятельности описаны ситуации, когда компаниям и ИП нужно продлить или переоформить лицензию и когда ее могут отозвать.

Продление. Срок большинства лицензий не ограничен. Есть исключения, например для производства и розничной продажи алкоголя срок лицензии — год, для управления многоквартирными домами — пять лет.

Переоформление. Если ИП или компания меняет данные, лицензию нужно переоформить. Например, предприниматель изменил фамилию или место жительства, компания переехала на новый адрес.

ИП открыл детский образовательный центр в Нижнем Новгороде, и лицензию он получал здесь. Через год он открывает филиал во Владимире. Перед открытием филиала ИП должен переоформить лицензию. Например, через сайт госуслуг.

Читайте также:  Может ли гражданин другой страны быть свидетелем в суде по гражданским делам?

Пример переоформления лицензии на сайте госуслуг

Порядок продления и переоформления лицензий описан в положениях о лицензировании. В обоих случаях ИП или организации нужно заполнить заявление на сайте госуслуг, в системе электронного документооборота, подать лично или по почте. В некоторых случаях нужно заплатить госпошлину.

Когда лицензию могут отозвать

Лицензию могут аннулировать по двум причинам:

  • ИП или организация закрывает бизнес;
  • ИП или организация не соблюдает требований для лицензирования.

Лицензирующие ведомства проводят проверки компаний и ИП. Проверки бывают плановыми — через один и три года после выдачи лицензии — и внеплановыми.

Во время проверок инспекторы смотрят, соблюдает ли бизнес лицензионные требования. Если проверяющие находят нарушения, то компания или ИП получает предписание со списком нарушений. Если бизнес не исправляет нарушения в установленный срок, лицензирующее ведомство обращается в суд. Суд решает, приостановить действие лицензии или аннулировать ее.

Порядок приостановления и аннулирования лицензии описан в постановлениях о конкретном виде деятельности.

Как накажут, если работать без лицензии

За работу без лицензии компания или ИП рискует получить наказание по административной или уголовной статье. Мера наказания зависит от дохода бизнеса и ущерба, если он причинен людям, государству или окружающей среде по вине ИП или компании. Размер ущерба оценивает суд.

Сумма ущерба или дохода ИП или ОООМера наказанияЧем регулируется
До 2,25 млн рублей Штраф до 50 000 ₽
Конфискация товаров, сырья или оборудования
Штрафы при работе без лицензии — ст. 14.1 КоАП РФ
От 2,25 млн рублей Штраф до 300 000 ₽
Арест до 6 месяцев
Обязательные работы сроком до 480 часов
Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ
От 9 млн рублей Штраф от 100 000 до 500 000 ₽
Принудительные работы сроком до 5 лет
Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ

Если ИП или компания работает без лицензии, рискует не только она, но и ее контрагенты.

Во время камеральной проверки налоговая обнаружила, что ИП работает с небольшим охранным предприятием. У предприятия нет лицензии. Для налоговой это повод усомниться в законной деятельности ИП. Налоговая может приехать к ИП с выездной проверкой.

Проверить контрагента можно через электронный сервис налоговой.

Клиенты Тинькофф Бизнеса могут проверить контрагентов через бесплатный сервис в личном кабинете.

Что важно запомнить

  1. Все, что касается лицензирования конкретного бизнеса, можно найти в положении о вашем виде деятельности. Там описаны требования к компаниям и ИП и порядок получения лицензии: кто выдает лицензию и какие документы нужны.
  2. Некоторыми видами лицензируемой деятельности может заниматься только ООО. Например, охраной имущества и объектов, продажей алкоголя, продажей оружия, перевозкой пассажиров и грузов воздушным транспортом.
  3. Подать документы на лицензирование бизнеса можно в бумажном или электронном виде — лично, по почте, в системе электронного документооборота, на сайте госуслуг. Самый удобный способ — через сайт госуслуг.
  4. Для подачи заявления в электронном виде потребуется квалифицированная электронная подпись.
  5. Срок большинства лицензий не ограничен. Но есть исключения, например производство и розничная продажа алкоголя, управление многоквартирными домами.
  6. Лицензию нужно переоформить, если ИП или компания меняет данные: предприниматель изменил фамилию или место жительства, компания переехала на новый адрес.
  7. Работать без лицензии нельзя. Рискует не только компания или ИП, но и их контрагенты.
  • Проконсультируем по выбору кодов ОКВЭД и системы налогообложения
  • Бесплатно откроем расчетный счет за один день
  • До 500 000 ₽ — на сервисы партнеров

Подробнее

Незаконное предпринимательство: кого штрафуют, и как находят нарушения

Бизнес и самозанятость нужно регистрировать. Даже если скромный доход или совсем нет прибыли. Даже если это просто хобби — не столько ради денег, сколько для души. Всё, что попадает под понятие «предпринимательская деятельность» будет законным только после регистрации в налоговом органе. Иначе — административный штраф, а то и уголовная ответственность, не считая взыскания налогов.

Законное и незаконное предпринимательство

Распространено мнение, что незаконное предпринимательство — это когда получаешь доход и не платишь налоги. На самом деле это не совсем так. Незаконное предпринимательство — это когда человек работает самостоятельно с целью систематического получения дохода, но не регистрируется и не получает необходимые лицензии —  абз. 3 ч.1 ст. 2 ГК РФ и ст. 14.1 КоАП РФ. 

Вот два примера, которые помогут разобраться:

  1. Девушка делает маникюр и стрижки на дому. С доходов она перечисляет налоговой 13%. Несмотря на уплату налогов, она всё равно нарушает закон. По факту деятельность предпринимательская, значит нужна регистрация в качестве предпринимателя и оплата налогов по правилам для бизнеса. 

  2. Мужчина увлекается созданием мебели. Он сделал несколько шкафов и столов для знакомых, разместил свои работы в социальных сетях и рассказал, что принимает заказы. Он уже стремится получить прибыль. Если налоговая докажет, что систематически, то оштрафует. Другой вопрос — должен ли он заплатить налоги. Неуплата налогов — отдельное нарушение.

Не составляет труда установить отсутствие регистрации или лицензии. Либо они есть, либо нет. Но вот доказать, что деятельность является именно предпринимательской — не всегда просто. Основная сложность — подтвердить нацеленность на систематическое (!) получение прибыли. В законах определения этой характеристики нет, поэтому приходится обращаться к судебной практике. 

Как налоговая признаёт предпринимательство незаконным

Ключевые моменты судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве рассмотрены в Письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614. Оно содержит и позицию ФНС по отдельным спорным вопросам.

Что важно знать:

  1. Налоговая должна доказать, что человек занимается предпринимательской деятельностью. Без доказательства штрафовать нельзя.

  2. Признаки предпринимательской деятельности — длительность, систематичность и массовость сделок. Ещё характерны:

  • учёт операций, даже если в «блокнотике»;
  • устойчивая связь с клиентами и контрагентами, например, заключение договоров;
  • приобретение имущества для получения прибыли, например, если квартира завалена трубами на продажу.
  1. Цель систематического получения прибыли доказывают показания контрагентов, документы, выписки по счетам, размещение рекламы, выставление образцов и предложение купить. Обычно человек активно стремится к систематической прибыли, а не получает пассивный доход.

  2. Отсутствие прибыли не превращает предпринимательскую деятельность в «непредпринимательскую».

Как выявляют нарушения

Выявление незаконных предпринимателей ещё не приобрело массового характера. Как правило, речь идёт только о единичных случаях привлечения к ответственности. 

Обычно под прицел ФНС попадают люди, которые имеют слишком большие обороты, кладут на счёт и снимают с него подозрительно много денег и получают переводы от большого количества людей. Особенно заметно — когда незаконный предприниматель не получает официального заработка. 

Небольшие обороты не гарантирует отсутствие претензий налоговой. В налоговую могут пожаловаться клиенты или конкуренты. 

Налоговиков, как правило, не особо интересуют факты мелкого (бытового) незаконного предпринимательства. Их интересует неуплата налогов. Поэтому, в какой-то мере, спасает регулярная и честная уплата НДФЛ. Но иногда сверху спускают указание — выявить незаконное предпринимательство. В этом случае подключают все доступные механизмы, чтобы набрать нужное количество правонарушений.

Всё легко выявляется:

  • мониторингом соцсетей;
  • опросами, встречными проверками клиентов и контрагентов;
  • анализом активностей по информационным базам и реестрам;
  • запросами выписок из банковских счетов;
  • контрольными закупками (двух будет достаточно, а иногда хватает и одной);
  • рейдами, в том числе с привлечением сотрудников полиции;
  • налогово-полицейскими оперативно-розыскными мероприятиями.

????

11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса

Начать обучение

Что грозит за незаконное предпринимательство

Если доказанный размер дохода не превысит 2,25 млн рублей, за незаконное предпринимательство привлекают к административной ответственности. В обратном случае — к уголовной.

Административная ответственность наступает по ст. 14.1 КоАП РФ:

  • нет регистрации — штраф в размере 500-1000 рублей;
  • нет лицензии — штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей (граждане) или 40-50 тыс. рублей (юридические лица).

Штрафные санкции небольшие. Но основная опасность — налоги, которые насчитают за период незаконной предпринимательской деятельности. Если предприниматель не согласен с начислениями, уже не налоговая должна доказывать свою правоту, а предприниматель — неправоту налоговой.

Что делать, если решился регистрировать ИП

Часто ИП регистрируют не потому, что боятся штрафов, а потому что так удобнее. В любом случае, к регистрации нужно подготовиться. Самый простой способ — пройти наш бесплатный курс молодого ИП.

За 11 уроков по 5-10 минут вы узнаете, как выбрать лучший способ открыть ИП, что необходимо сделать сразу после регистрации, как оформлять документы по сделкам и получать официальные доходы, а ещё — как платить налоги и что делать при проверках. 

Статья актуальна на 06.02.2022

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ивановской области

Прокуратура области разъясняет: осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет административную и уголовную ответственность.

Некоторые виды предпринимательской и иной экономической деятельности могут осуществляться хозяйствующими субъектами только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных познаний, являются сверхприбыльными, направлены на обеспечение общественных интересов в сферах обороны страны, образования, медицины, коммунального хозяйства и требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты публичных интересов.

Читайте также:  Молодые специалисты: здравствйуте! Очень буду признательна если поможите мне в возникшем

Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон).

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен ч. 1 ст. 12 Закона — всего 51 вид деятельности.

Среди них, например, перевозки пассажиров различными видами транспорта, образовательная деятельность, медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, оказание услуг связи, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, и другие.

Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 Закона и действует бессрочно.

За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии, в соответствии с п.п. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ взимается государственная пошлина в следующих размерах:

  • предоставление лицензии — 7 500 рублей;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, — 3 500 рублей;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 750 рублей;
  • предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности — 750 рублей;
  • предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей;
  • продление срока действия лицензии — 750 рублей.

По некоторым видам предпринимательской деятельности установлены иные размеры государственной пошлины, которые указаны в подп. 93 — 95, 110, 134 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.

Не допускается взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования.

Для получения лицензии необходимо обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, оформленном в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 1 ст. 13 Закона. В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

Согласно ч. 3 ст. 13 Закона к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

— копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям;

— опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона, и представлять документы, не предусмотренные ч. 3 ст. 13 Закона.

Законодателем предусмотрена уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (свыше 1,5 миллионов рублей).

За совершение указанного деяния виновному грозит штраф, обязательные работы либо арест на срок до 6 месяцев.

Если преступление совершено организованной группой, либо от получен доход свыше 6 миллионов рублей, виновному может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

При отсутствии признаков уголовно-наказуемого деяния за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) наступает административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Индивидуальным предпринимателям грозит административный штраф от 4 до 5 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; юридическим лицам — от 40 до 50 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

КС: Предпринимательская деятельность без лицензии обоснованно влечет уголовную ответственность

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 10 октября № 2685-О, в котором указал, что критерием отграничения административного правонарушения от преступления являются размеры причиненного содеянным ущерба и извлеченного виновным дохода. Это объясняется тем, что размер дохода – объективный показатель, характеризующий объем предпринимательской деятельности, а значит – реальную степень угрозы ценностям, охраняемым Конституцией и законом.

ОАО «Центр судоремонта “Звездочка”» являлось исполнителем по госконтракту с Министерством обороны РФ на сервисное обслуживание и ремонт судов Северного флота и имело право по предварительному согласованию с заказчиком привлекать к выполнению работ по контракту соисполнителей.

В связи с этим Юрий Байло, являясь заместителем генерального директора ОАО «Промышленная группа “Новик”», в июне 2013 г. заключил дополнительное соглашение к договору с судоремонтным центром о выполнении работ на большом десантном корабле «Оленегорский горняк».

В том же году ОАО «Новик» выполнило работы на линиях валов с муфтой упорного подшипника, что относится к классу 2010 «Составные части пропульсивной установки» Единого кодификатора предметов снабжения. В марте 2014 г.

ОАО «Звездочка» приняло работы как выполненные в полном объеме и с должным качеством и произвело оплату в размере свыше 4 млн руб.

В последующем приговором Североморского районного суда Мурманской области от 3 апреля 2017 г. Юрий Байло был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.

171 УК (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере). Суд назначил ему штраф в 120 тыс. руб.

, однако ввиду истечения срока давности уголовного преследования освободил от наказания.

Незаконный характер предпринимательской деятельности суд определил с учетом того, что в период выполнения работ у общества имелась лицензия от 24 сентября 2010 г. (сроком действия до 24 сентября 2015 г.

), в приложении к которой отсутствовали наименования вооружения и военной техники, соответствующие классу 2010 Единого кодификатора предметов снабжения, – т.е.

не предоставлявшая право на ремонт вооружения и военной техники по данному классу.

Апелляционным постановлением Мурманского областного суда от 30 мая 2017 г. приговор был изменен: исключена ссылка на Закон от 3 июля 2016 г. № 325-ФЗ в указании на ч. 1 ст. 171 УК.

Постановлениями судьи Мурманского областного суда от 27 сентября 2017 г. и судьи Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. в передаче кассационных жалоб стороны защиты для рассмотрения в судебном заседании было отказано.

Заместитель председателя ВС также не нашел оснований для отмены указанного решения судьи.

В связи с этим Юрий Байло обратился в Конституционный Суд РФ. В жалобе он просил признать ч. 1 ст.

171 УК противоречащей Конституции, поскольку оспариваемая норма не содержит прямого указания на уголовно-правовой запрет осуществлять без специального разрешения лицензируемые виды деятельности, исчерпывающий перечень которых предусмотрен федеральным законом.

Заявитель отметил, что, допуская расширительное толкование признаков закрепленного указанной нормой состава преступления, диспозиция данной статьи позволяет признавать уголовно наказуемой предпринимательскую деятельность не только без лицензии, но и при наличии таковой, если она оформлена лишь на вид деятельности, указанный в Законе о лицензировании. По мнению заявителя, при наличии лицензии, выданной на законодательно определенный вид предпринимательской деятельности, несоблюдение положений о лицензировании отдельных работ, не указанных в лицензии, образует состав административного правонарушения.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению КС указал, что в силу подп. «а» п.

7 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного Постановлением Правительства от 13 июня 2012 г.

№ 581, для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган наряду с иными документами номенклатуру вооружения и военной техники, в отношении которых будут выполняться заявленные работы (услуги), в соответствии с Единым кодификатором предметов снабжения, предусмотренным законодательством в сфере стандартизации. Типовой формой лицензии, утвержденной Постановлением Правительства от 6 октября 2011 г. № 826, закреплено, что виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, указываются в лицензии в соответствии с перечнем, установленным положением о лицензировании.

Читайте также:  Исключительное право: что это, разница с неисключительным, объекты и субъекты, защита, виды, регистрация, использование (распоряжение, передача, завещание)

Таким образом, в лицензии предполагается конкретизация того вооружения и военной техники, в отношении которых будут выполняться заявленные соискателем работы (услуги), что направлено на должную регламентацию в сфере лицензирования видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности государства (Определение КС от 26 ноября 2018 г. № 2876-О).

КС также указал, что данное требование коррелирует с предписанием п. 2 ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании о том, что к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, свидетельствующие о соответствии соискателя лицензионным требованиям, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Кроме того, высшая инстанция сослалась на п. 4 Постановления Пленума ВС от 18 ноября 2004 г.

№ 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве», указав на рекомендацию судам при решении вопроса о наличии признаков предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда оно обязательно, исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Согласно п. 6 постановления, если юрлицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления определенных видов деятельности, занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии).

КС подчеркнул, что вопрос конституционности оспариваемой нормы ставился ранее, в том числе по жалобе данного заявителя. Так, в определениях от 22 марта 2012 г. № 475-О-О и от 26 ноября 2018 г.

№ 2876-О Суд отметил, что данная норма – в системной связи с положениями Общей части УК, иных законодательных актов и с учетом толкования, данного ВС, – не может расцениваться как содержащая неопределенность, лишающую виновного возможности осознать противоправность своих действий и предвидеть наступление ответственности за их совершение.

Конституционный Суд также указал, что в качестве критерия отграничения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 171 УК, от административных правонарушений по ч. 2 ст. 14.

1 КоАП выбраны размеры причиненного содеянным ущерба и извлеченного виновным дохода.

Последнее, в частности, объясняется тем, что размер дохода является объективным показателем, характеризующим объем предпринимательской деятельности, и, соответственно, – реальную степень угрозы ценностям, охраняемым Конституцией и законом.

По мнению Суда, не порождает неоднозначности и отграничение названных преступлений от правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 КоАП. Так, Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты от 7 апреля 2010 г.

уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, если это причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, устранена.

Такое деяние вне зависимости от размера ущерба образует состав административного правонарушения.

При этом КС, сославшись на п. 17 Постановления Пленума ВС от 24 октября 2006 г.

№ 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пояснил, что под предпринимательской деятельностью с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.

«Тем самым при осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии у виновного отсутствует лицензия на определенный вид деятельности, а при осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий такая лицензия имеется, однако виновный не соблюдает требования, предъявляемые к лицензируемой деятельности», – резюмировал Суд.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС заключил, что оспариваемое законоположение не содержит неопределенности с точки зрения соответствия Конституции в обозначенном заявителем аспекте, поэтому не может расцениваться как нарушающее его конституционные права.

В комментарии «АГ» старший юрист АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов посчитал проблему, поднятую заявителем, актуальной. «Система лицензирования слишком сложна и затруднительна для понимания и использования участниками оборота, – отметил он.

– Бизнес – заложник ситуаций, когда госорганы используют неясности норм для затягивания выдачи лицензий, введения в заблуждение. При этом они что-то разрешают, что в действительности запрещено, а правоохранительные органы уже пользуются подготовленными фактическими обстоятельствами.

В итоге получается, что государство препятствует бизнесу».

По мнению эксперта, правовая позиция КС по данному делу слишком формальна и не выходит за пределы буквы закона.

«Суду следовало посмотреть на ситуацию чуть шире, подумав над тем, все ли случаи отсутствия лицензии безусловно должны подлежать уголовному преследованию, подлежит ли оценке в порядке уголовного законодательства определенная деятельность при наличии лицензии на предельно близкие нарушаемым виды деятельности, в чем состоит общественная опасность подобных деяний, стоит ли проверять соответствие уже осуществленной деятельности всем необходимым требованиям, техническим правилам, нормам, регламентам, стоит ли оценивать специализацию деятельности лица (например, выполняло ли работы на линиях валов с муфтой упорного подшипника на десантном корабле лицо, обычно занимающееся производством продуктов питания, или же это лицо постоянно занималось или занимается выполнением таких или аналогичных работ)», – добавил Игорь Ершов.

Адвокат АП г. Москвы Арсен Егиазарян заметил, что в определении подробно разъяснено применение ст.

171 УК, ведь, по сути, объективная сторона преступления, предусмотренного этим положением, заключается в совершении деяний, указанных в диспозиции данной статьи (а именно – осуществление деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда таковая обязательна по закону). При этом данное деяние должно повлечь крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо быть сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

«Действительно, чтобы деяние было квалифицировано как состав преступления, ущерб должен быть крупным, а деятельность – осуществлена без соответствующей лицензии или регистрации.

Чтобы разобраться с вопросами лицензирования вида деятельности, нужно обращаться к соответствующему федеральному закону, так как оспариваемая норма для разъяснения отсылает к нормам другого закона», – подчеркнул адвокат.

По его мнению, правовой неопределенности в правоприменительной практике не должно быть как в связи с отграничением состава административного правонарушения от состава преступления, так и в связи с другими вопросами. «Хотя на сегодняшний день конструкция ст. 171 УК не идеальна, но ее логика и последовательность понятны и, на мой взгляд, не являются предметом обсуждения КС», – резюмировал Арсен Егиазарян.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *