Правомерны ли действия таможенных органов?

Правомерны ли действия таможенных органов?

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации.

Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

  • Таможенное оформление товаров и транспортных средств — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
  • Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.
  • Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.
  • Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.
  • Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

  • Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • Обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений;
  • Обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории;
  • Борьба с контрабандой;
  • Ведение статистики внешнеторговых операций;
  • Валютный контроль;
  • Возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога;
  • Регистрация участников ВЭД;
  • Регистрация объектов интеллектуальной собственности;
  • Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
  • Проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз;
  • Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности;
  • Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий.

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
    • О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
    • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
    • О признании имущества бесхозяйным.
  • Разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Система таможенных органов

Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Структура таможенных органов России:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
    • Дальневосточное таможенное управление;
    • Приволжское таможенное управление;
    • Северо-Западное таможенное управление;
    • Северо-Кавказское таможенное управление;
    • Сибирское таможенное управление;
    • Уральское таможенное управление;
    • Центральное таможенное управление;
    • Южное таможенное управление.
  • Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона;
  • Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.

Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке.

Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров.

Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

Таможенные органы РФ и таможенные представители

Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Подробнее >>>

Узнать стоимость таможенного оформления

На что таможня имеет право?

К юристам нашего Центра регулярно обращаются участники ВЭД и физические лица с вопросами о правомерности тех или иных решений, а также действий таможенных органов.

Разбираемся с самыми частыми практическими вопросами о законности действий таможни и её должностных лиц.

Права таможенных органов

Для начала оговоримся, что в данной статье рассматриваются именно практические вопросы правомерности конкретных действий со стороны таможенных органов, с которыми в своей работе чаще всего сталкиваются импортёры, экспортёры, а также физические лица, взаимодействующие с таможней.

Общий же перечень прав и обязанностей таможенных органов закреплён в действующем на текущий момент Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Последняя редакция на момент подготовки данного материала – 02 июля 2021 года.

Рекомендуем ознакомиться с главой 46 ФЗ-289, в частности со статьёй 259. В рамках этой статьи установлен конкретный перечень мер, на которые таможня имеет право.

Юристы нашей компании подготовили краткие ответы на самые распространённые вопросы об обоснованности решений и действий таможенных органов.

Имеет ли таможня право конфисковать товар?

Нет, таможенные органы не вправе конфисковать товар. При этом важно не путать конфискацию с арестом или изъятием товара. Таможня имеет право изъять товар, то есть поместить его на ответственное хранение на время проведения административного расследования.

Назначить же такую меру наказания как конфискация товара уполномочен только суд.

Какие документы имеет право запрашивать таможня?

Вопрос о правомерности запроса таможенными органами документов, как правило, касается поставок, требующих подтверждения таможенной стоимости товаров. Таможня действительно может запрашивать документы для подтверждения таможенной стоимости.

Список документов, которые таможня может истребовать для подтверждения заявленной декларантом стоимости товаров, определён на текущий момент Решением Коллегии ЕЭК от 27 марта 2018 г. № 42.

Читайте также:  Возможно ли подать документы на наследство спустя 10 лет?

В иных случаях обоснованность требования таможни по предоставлению тех или иных документов необходимо соотносить не только с нормами законодательства, но и с целями таможенного контроля.

Имеет ли таможня право требовать документы, содержащие коммерческую тайну?

Под документами, содержащими коммерческую тайну, большинство участников ВЭД подразумевает калькуляцию стоимости товара, контракты между поставщиком товара и изготовителем, сведения об оплате продавцом товара своих расходов, информацию о надбавке продавца и проч.

Таможня дает уголовные дела

Даже добросовестные участники ВЭД, не занижающие реальную стоимость товара, не скрывающие грузы и предоставляющие достоверную информацию, могут стать объектом проверки таможенного органа.

Несмотря на публичное декларирование необходимости увеличения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, промышленного производства, защищенность участников рынка внешнеэкономической деятельности от неправомерного вмешательства государственных органов представляется сомнительной.

Более того, не занимающиеся ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретающие товары на внутреннем рынке страны компании могут также стать объектами проверок таможни, в том числе в уголовно-процессуальном порядке.

Незаметные

Сложился стереотип, что таможенные органы осуществляют лишь контрольные и надзорные функции в области таможенного дела.

Действительно, в структуре таможен превалируют подразделения, деятельность которых, в первую очередь, направлена на выполнение данных функций: таможенные посты, отделы контроля таможенной стоимости, таможенных процедур, таможенного контроля после выпуска товара и др.

При этом многие подразделения наделены широким кругом полномочий по проведению проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД и других лиц.

Но необходимо учитывать, что такие подразделения таможен в своей деятельности могут выявить не только правонарушения, ответственность за которые установлена таможенным кодексом ЕАЭС и кодексом об административных правонарушениях РФ, но и деяния, отнесенные Уголовным кодексом РФ к преступлениям. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взимаемых с организации таможенных платежей предусмотрена ст. 194 УК. Расследование уголовных дел производится дознавателями таможенных органов (ч. 1 и 2) и следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 и 4 ст. 194 УК).

Согласно данным ФТС России по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в 2018 году возбуждено 359 уголовных дел (без учета дел Следственного комитета), при этом общий размер неуплаченных таможенных платежей составил 4,3 млрд руб., в первом полугодии 2019 года – 163 уголовных дела. Помимо этого, таможня выявляет и возбуждает уголовные дела о различных видах контрабанды, невозвращении из-за границы денежных средств и некоторые другие. 

  • Среди множества функциональных подразделений таможенной службы для многих незаметными остаются те, непосредственными задачами которых являются выявление и расследование преступлений: осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам. 
  • Как выявляются таможней такие преступления? 
  • Как уже сказано выше, признаки преступления в таможенной сфере (и не только) могут выявить контрольно-надзорные подразделения таможни и направить соответствующие материалы в подразделение дознания.

Например, по результатам проверки отдела по таможенному контролю после выпуска товаров может быть установлена неуплата или неполная уплата таможенных платежей на сумму, образующую крупный размер (свыше двух миллионов рублей согласно примечанию к ст. 194 УК), что может являться уголовно-наказуемым деянием.

Теперь проверяемому лицу при несогласии с решениями таможни уже придется защищаться не только путем оспаривания результатов проверки и требований об уплате таможенных платежей, но и уголовно-процессуальными средствами, а у таможенного органа появляется больше полномочий для дальнейшей проверки деятельности организации в ходе расследования уголовного дела.

Также популярна ситуация выявления признаков преступления при проведении административного расследования, в ходе которого устанавливается неуплата таможенных платежей на сумму свыше двух миллионов рублей, и материалы направляются в подразделение дознания таможни.

При этом стоит иметь в виду, что привлечение юридического лица к административной ответственности в области таможенного дела не препятствует проведению по тому же факту дознавателем проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства, возбуждению уголовного дела и привлечению физических лиц к уголовной ответственности. 

Типичным является выявление признаков преступления в ходе оперативно-розыскной деятельности. Данная сфера работы не доступна для глаз участников ВЭД в связи с ее конспиративным характером. Проверяемые лица могут длительное время не знать (а могут вообще не узнать) о проведении в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.

Лишь при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий участнику ВЭД или иным лицам может стать известно о попадании в поле зрения таможенного органа (вызов для опроса, проведение гласного обследования и др.

), при этом права проверяемого лица ограничены спецификой оперативно-розыскной деятельности (фактическая невозможность ознакомиться с основаниями проведения мероприятий, поводами заведения соответствующего дела или материала и др.).

Необходимо также учитывать наличие в структуре ФТС собственных оперативно-технических подразделений. 

  1. При выявлении признаков преступления результаты оперативно-розыскной деятельности также могут быть направлены дознавателю или следователю для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
  2. Также основанием проведения «правоохранительным блоком» таможни проверки в отношении участника ВЭД может стать любое обращение, в том числе от недобросовестного конкурента.

При этом проведение проверки и применение мер уголовно-процессуального воздействия (запросы документации, вызовы на опрос и др.

) могут продолжаться длительное время, что создает неудобство и напряжение в деятельности организации, а порой даже негативно влиять на ее деловую репутацию (органы таможни зачастую запрашивают документацию от контрагентов, вызывают их руководителей для дачи объяснений и др.).

Все многообразие поводов для проверки в уголовно-процессуальном порядке свидетельствует о возможности ее начала в отношении любого участника ВЭД и не только. Проверке может подвергнуться каждая организация, участвующая в товарообороте, включая тех, кто приобретает товары исключительно на внутреннем рынке.

Каковы основания для начала проведения процессуальной проверки? Фактически любые – каждое сообщение может быть воспринято дознавателем и следователем как содержащее сведения об уклонении от уплаты таможенных платежей.

Также отсутствуют обязательные критерии для возбуждения уголовного дела – законодательно не закреплено наличие, например, акта проверки или требования об уплате таможенных платежей.

На практике же на данной стадии, как правило, все вращается вокруг расчета суммы неуплаченных таможенных платежей, но для дознавателя нет обязательной формы расчета – это может быть справка специалиста, заключение, требование и др.

Единственным закрепленным законом основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, что зачастую субъективно.

Как не перевести взаимодействие с таможней в уголовно-правовую сферу? 

Мною перечислены лишь некоторые аспекты работы таможенных органов по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 194 УК.

К сожалению, в нашей стране использование уголовно-правовых инструментов для устранения конкурентов или из корыстной заинтересованности недобросовестных сотрудников правоохранительных органов — не новшество.

Подобные риски отбивают у предпринимателей желание участвовать во внешнеэкономической деятельности и даже внутреннем товарообороте.

Тем руководителям, кто планирует или продолжает добросовестно участвовать во внешнеэкономическом товарообмене, позволю себе дать несколько рекомендаций:

1. Внимательно отнеситесь к подготовке документов, декларированию товаров, организации их доставки, не забывая, что таможенное оформление – довольно сложная процедура, требующая обязательное участия специалистов в таможенном деле.

Сохраняйте таможенные декларации, товаросопроводительные документы, переписку с зарубежными и иными контрагентами, перевозчиками и таможенными представителями (брокерами).

Контролируйте достоверность товаросопроводительных и иных документов, предоставляемых непосредственно в таможенный орган, брокеру либо контрагентам.

2. Пользуйтесь услугами только проверенных и зарекомендовавших себя таможенных представителей (брокеров), не соглашайтесь на сомнительные схемы уменьшения бремени таможенных платежей.

3. Не реагируйте на предложения о наличии связей в таможенных органах и возможности решить возникшие проблемы «непроцессуальным» путем.

Проверки могут коснуться всех, так как инициированы могут быть различными многочисленными подразделениями (а зачастую в автоматическом режиме путем случайной выборки), а органы ФСБ и подразделения собственной безопасности ФТС активно борются с коррупционными проявлениями внутри таможни. При этом из-за специфики деятельности таможни внимание спецслужб к ней значительно пристальнее, чем к большинству иных органов. 

4. При проведении каких-либо проверочных мероприятий, даже пока не связанных с уголовным преследованием, привлекайте к участию специалистов, компетентных в различных сферах: таможенном деле, производстве по делам об административных правонарушениях и уголовно-процессуальном производстве, чтобы прогнозировать риски и пресечь развитие дальнейших неблагоприятных последствий.

5. Отстаивайте интересы организации с момента первых претензий со стороны таможенных органов (запросов документов, корректировки таможенной стоимости, изменении кода ТН ВЭД, возбуждении дела об административном правонарушении и др.) в целях выяснения оснований и пресечения дальнейшего развития ситуации в уголовно-процессуальном русле.

В заключение отмечу, что и при возбуждении уголовного дела добросовестным предпринимателям не стоит отчаиваться, так как доказывание по делам рассматриваемой категории крайне скрупулёзный и сложный процесс, сопряженный с проведением большого объема следственных действий и анализом специфичной таможенной документации. Последовательная и активная защита зачастую убеждает правоохранительные органы в отсутствии оснований для уголовного преследования.

Глава 46. Права и обязанности таможенных органов

В России органы, которые непосредственно осуществляют таможенное дело, являются единой Федеральной централизованной системой ТО (таможенных органов).

Читайте также:  Учредитель компании: имеет ли право учредитель подписывать контракты

Вся система возглавляется государственным таможенным комитетом (ГТК) России. Положения ГПК утверждаются президентом либо по поручению президента — Правительством РФ. Руководство работой ГПК осуществляется председателем, который также назначается на свою должность президентом России.

Единственными лицами и органами, которые обладают правом принимать решения по поводу компетенции таможенных органов, являются президент России, а также Правительство РФ.

Система таможенных органов складывается из:

  • Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела;
  • региональных таможенных управлений России. Они являются промежуточными звеньями системы ТО между центральным и местными таможенными органами, и осуществляют деятельность непосредственно в организации таможенного дела, а также руководят нижестоящими ТО;
  • таможни – государственный орган через который осуществляется непосредственный ввод, а также вывоз всех экспортных и импортных товаров различных почтовых отправлений багажа и т. д.;
  • таможенных постов, представляющих с собой отдельное подразделение таможни, которое обладает полномочиями полностью проводить таможенное оформление и осуществлять контроль в конкретном пункте либо на конкретной территории.

Создаются, реорганизуются, а также ликвидируются таможенные управления, таможни и таможенные посты, только ГТК России.

Полномочия таможенных органов в налогообложении

Все вопросы, которые затрагивают деятельность ТО, касаемо сферы взимания налогов и сборов, регулируют положения статьи 34 НК РФ.

Несмотря на то, что таможенное и налоговое законодательство являются различными отраслями законодательства РФ, они пересекаются, когда речь идет о ввозе группы товаров в Россию и уплате импортером НДС.

Исходя из этого, положения статьи 34 НК РФ регламентируют права и обязанности ТО, а также их должностных лиц, когда речь идет о взимании налогов, при перемещении товаров через таможенную границу. В определенных случаях права и обязанности ТО являются аналогичными тем, которыми обладают налоговые органы.

К примеру, ТО могут контролировать правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплаты (перечисление), в бюджет России при пересечении через таможенную границу каких-либо товаров.

Исходя из положений, прописанных пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ ТО должен принимать отдельные решения, устанавливающие окончательную величину таможенной стоимости товара, которая должна быть мотивирована с указанием обстоятельств, послуживших основанием для такого определения стоимости задекларированного товара.

Также в полномочия таможенных органов входит в взимание таможенных платежей, объединяющих в свой состав не только таможенную пошлину и таможенный сбор, которые законы РФ относят к неналоговым доходам, но и акцизные сборы и НДС, которая должны взиматься ТО в случаях ввоза товара на таможенную территорию.

Положения статьи 2 Налогового кодекса разграничивают предмет налогового, а также таможенного права. В прописанных положениях этой статьи закрепляются права таможенных органов, а также они наделяются обязанностями, которые касаются взимания налогов во время перемещения товаров через таможенную границу.

Соответствующие отношения регулируются таможенным законодательством (статья 3 Таможенного кодекса Таможенного союза, Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «а также Налоговым кодексом и некоторыми федеральными законами).

Функции таможенных органов в налогообложении

Согласно видам задач, которые решает региональное управление таможни, они делятся на:

  • группы территориальных либо общих региональных управлений таможни.
  • специализированные региональные управления таможни.

Выполнение непосредственных функций, связанных с таможенным контролем, производством таможенного оформления, пресечения контрабанды, а также функции, связанные со сбором и анализом статистической информации, осуществляют таможенные посты, а также таможни. В соответствии с месторасположением таможни они подразделяются на пограничные и внутренние.

Исходя из этого в компетенцию пограничных таможен входит проверка наличия и правильности заполнения предъявляемых документов для таможенных целей.

Внутренние таможни осуществляют личный и таможенный досмотр, проверку документов, проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, являющихся субъектами ВЭД.

То есть таможенные посты обладают полномочиями и выполняют функции, связанные с приемом и проверкой грузовых таможенных деклараций.

Региональное управление таможни осуществляет деятельность так же, как и таможенные посты и таможни в соответствии с общими или индивидуальными положениями.

  • Они утверждаются ФТС РФ и согласуются при этом с Федеральным Министерством, обладающим полномочиями в области таможенного дела.
  • При осуществлении таможенного дела ТО одновременно являются и госорганами таможенного контроля, при этом осуществляют полномочия по валютному контролю за операциями, которые связаны с перемещением товаров и ТС через таможенную границу России.
  • Нужно также отметить, что при решении правоохранительных вопросов ТО имеют статус органов дознания, субъектов ОРД, а также обладают правом осуществлять функции по производству дел об административных правонарушениях.

Компетенция таможенных органов при осуществлении таможенного контроля

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Президент и Правительство РФ. Непосредственное (оперативное) управление осуществляет Федеральная таможенная служба ( ранее Государственный таможенный комитет РФ), являющийся центральным органом федеральной исполнительной власти. Организационно входит в Министерство экономического развития и торговли РФ.

Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий, в целом организации таможенного дела, в том числе и взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и др.

создаются специальные таможенные органы. Таможенные органы являются правоохранительными (ст.

8 ТК) и военизированными органами, объявленные Указом Президента РФ «об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям».

В систему таможенных органов входит:— ФТС России; — Региональные таможенные управления; — таможни; — таможенные посты 1.

В общем виде ФТС РФ состоит из отделов, управлений и департаментов:— таможенно-тарифное управление; — управление федеральных таможенных доходов; — управление организации таможенного контроля; — управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; — правовое управление; — управление внешних связей; — отдел валютного контроля. В основе положен функциональный принцип управления.

В систему ФТС РФ входят и ему подведомственны: лаборатории, НИУ, учебные заведения (например , вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные предприятия и учреждения (например, учебные).

Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами РФ. Порядок прохождение службы в таможенных органах госслужащими определяется ФЗ РФ от 27.07.

97г №114 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ1»

Таможенные органы реализуют такие функции как:— борьба с контрабандой; пресечение незаконного оборота запрещенных товаров; — осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; — защита экономических интересов России, экономической безопасности, государственной безопасности; — взимание таможенных пошлин, налогов, сборов и другие функции.

ФТС РФ самостоятельно определяет: структуру таможенной системы; реорганизует, ликвидирует, регулирует правовой статус таможни; контролирует соблюдение должностными лицами таможни процессуальных норм; издает приказы, распоряжения, указания (нормативные акты ТК вступают в силу через 30 дней).

Административно-правовой статус ФТС РФ определен Положением о ГТК РФ от 25 октября 1994 года. Определение структуры ФТС РФ входит в компетенцию Правительства РФ. Руководит деятельностью ФТС РФ председатель. Наиболее важные вопросы рассматриваются на заседании Коллегии ФТС РФ.

При ФТС РФ действует Консультативный совет по таможенной политике.

Основными задачами ФТС (ГТК РФ) являются:— участвует в разработке и реализует таможенную политику РФ; — обеспечивает в пределах компетенции экономическую безопасность, единство таможенной территории; — организует и совершенствует таможенное регулирование –взимают таможенные пошлины, налоги и таможенные платежи ;- устанавливают правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию и таможенную границу; -ведут борьбу с контрабандой; ведут таможенную статистику; -осуществляют контроль за вывозом стратегических материалов; выполняют международные обязательства и взаимодействуют с таможенными органами зарубежных стран . Имеет право: — ограничивать и запрещать ввоз отдельных категорий товаров; — определять особенности правового регулирования деятельности таможенного брокера или специалистов по таможенному оформлению; — запрашивать различные сведения и документы; — осуществлять издательское дело; — выполнять функции госзаказчика (работ и услуг); — взаимодействие с госорганами, организациями, должностными лицами и гражданами как в РФ, так и за рубежом и предоставления информации ; осуществлять внешнеэкономические связи. Таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют Флаг, а другие транспортные средства опознавательные знаки.

ФТС (ГТК РФ) в пределах компетенции издает нормативные акты, действующие на всей территории РФ и обязательные к исполнению.

Полномочия органов управления таможенным делом от ФТС РФ до таможенных постов включительно определены в ТК РФ и в Положениях о них2.

Региональные таможенные управлениясоздаются, реорганизуются и ликвидируются на основании приказов ФТС РФ. Их создание объясняется огромными размерами таможенной территории России.

В настоящее время созданы: Северо-западное, Дальневосточное, Западное, Уральское, Западно-Сибирское региональные управления и др.

Общее положение о РТУ утверждено приказом ФТС (ГТК) РФ от 10 января 1996 года №12.

Таможни. Они осуществляют свою деятельность под общим руководством регионального таможенного управления. Границы, в которых осуществляется деятельность таможни, могут как совпадать, так и не совпадать с границами административно-территориального деления РФ.

В отдельных регионах могут создаваться специализированные таможни. Например, Чкаловская таможня обслуживает все аэродромы военно-транспортной авиации в Московской области.

Специализированной таможней можно назвать энергетическую таможню в г. Москве «в целях усиления контроля за нефтью, газом и электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу трубопроводным транспортом.

Читайте также:  Как правильно написать ходотайство.fdacurjqv3ha

Типовая структура, штатная численность и фонд оплаты труда таможни утверждаются ФТС (ГТК РФ).

Таможенные посты. Они свою деятельность осуществляют под непосредственным руководством таможни. По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако решением ФТС РФ он может быть наделен этим статусом (имеет самостоятельный баланс, текущий счет и др.).

В Положении о таможенном посте России определены основные задачи ТП:— непосредственное осуществление таможенного дела; — осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; — осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере.

Штат и численность утверждаются вышестоящим таможенным органом. Несколько слов о специальных таможенных постах, так называемых акцизных.

Целью их создания является маркировка отдельных подакцизных товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию.

(Приказ ГТК от 6 сентября 1994 №457, приказ ГТК РФ №592 от 14 ноября 1994 «О положении об акцизном таможенном посте», ПП РФ №319 от 14 апреля 1994 «О введении на территории России марок акцизного сбора»).

Функциями акцизного таможенного поста являются:

прием заявлений от импортеров на покупку марок акцизного сбора и специальных марок; — обеспечение безопасности хранения марок; — ведение журнала учета внешнеторговых операций, связанных с ввозом подакцизных товаров, подлежащих маркировке и другие функции (всего 29).

В соответствии со ст.12 ТК таможенные органы, их транспорт, речные, морские, воздушные суда – имеют опознавательный знак, флаг ярко-зеленого цвета с белым диагональным крестом, размещается на зданиях таможенных органов; зданиях таможенных органов России за границей; на морских и речных судах таможенных органов.

Таможенный контроль является одним из важнейших институтов таможенного дела (права). Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами России, в целях обеспечения соблюдения законодательства России.

Правомерны ли действия таможенных органов?

Решение:

Как следует из условия задачи, сотрудники таможни считали Иванова причастным к незаконному экспорту научно-технической информации. Уголовная ответственность за данное деяние предусмотрена в ст.189 УК РФ. В соответствии с п.2 ч.2 ст.

151 УПК РФ производство по уголовному делу по данной статье производится в форме предварительного следствия следователями органов ФСБ. Между тем, в ч.1 ст.157 УПК РФ и п.3 ч.2 ст.

157 УПК РФ было предусмотрено, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия производят таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных, в частности, ст.189 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации.

Поскольку данное преступление было выявлено таможенным органом РФ, то он был вправе в порядке ст.146 УПК РФ и указанных положений ст.157 УПК РФ возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
  • Виды (категории) дел, относящихся к производству, возникающему из административных и иных публичных правоотношений.
  • АПК предусматривает особенности производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:
  • 1) об оспаривании нормативных правовых актов;
  • 2) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;
  • 3) об административных правонарушениях;
  • 4) о взыскании обязательных платежей.
  • Дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражным судом, если они затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Система органов управления финансами в Российской Федерации. Конституционная основа и основные функции Центрального банка

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

  1. Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).
  2. К основным функциям ЦБ РФ относятся:
  3. монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
  4. функция финансового агента, банкира Правительства
  5. финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)
  6. кредитно-денежное регулирование и банковский надзор

В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации, т.е. совместных постановлений областной Думы и главы администрации области.

Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

Решение:

Частью 1 ст.

77 Конституции РФ было установлено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Одну из основ конституционного строя образует принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10 Конституции РФ). Аналогичная норма закрепляется и в п. «д» ч.1 ст.

1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» , которая гласит, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица

В нашем казусе законодательная (представительная) власть и исполнительная власть субъекта федерации принимает совместные постановления.

Однако такая норма полностью противоречит принципу разделения властей, поскольку обе ветви государственной власти осуществляют правотворческие полномочия совместно, что лишает их, во-первых, самостоятельности и независимости, а во-вторых, посягает на саму природу указанных ветвей власти.

Иными словами, законодательная и исполнительная власти, в частности, субъекта федерации не могут совместно осуществлять правотворческие полномочия в силу принципа разделения властей.

Задачи по таможенному праву

Должностные лица таможенного органа провели таможенный контроль после выпуска товаров в ООО «Пассив» по факту возможной продажи недекларированной компьютерной техники, хранившейся на складе фирмы. Документов, подтверждающих этот факт, инспекторы не нашли. Директор фирмы заявил, что вся недекларированная компьютерная техника, хранившаяся на их складе, была украдена.

Инспектор провел осмотр персональных компьютеров работников фирмы. В осмотре участвовал специалист по программированию и компьютерной технике.

Именно он обнаружил и восстановил удаленное электронное сообщение, в котором проверяемая фирма предлагает предпринимателю Ивановой И.И. приобрести компьютерную технику.

Ее характеристики (заводские и серийные номера, изготовитель и пр.) совпадали с якобы украденной компьютерной техникой.

Через налоговую инспекцию должностные лица таможенного органа разыскали предпринимателя Иванову И.И. и провели у нее встречную проверку. В результате были найдены документы, подтверждающие, что предприниматель приобрела у ООО «Пассив» компьютеры соответствующих характеристик.

В отношении ООО «Пассив» был составлен протокол об административном правонарушении и выписан штраф в соответствии статьей 16.21 КоАП РФ за продажу недекларированного товара.

Определить, правомочны ли действия таможенного органа. В ответе должны содержаться ссылки на конкретные статьи нормативно – правовых актов.

В соответствие со статьей 16.21 КоАП РФ «Незаконные пользование товарами ,их приобретение , хранение либо транспортировка»

Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Таможенного союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *