Правомерность установленного замера оплаты коммунальных услуг

Правомерность установленного замера оплаты коммунальных услуг

  • Главная
  • Дом и уют
  • Как сделать перерасчет за услуги ЖКХ

Бывают случаи, когда счет в коммунальной платежке не соответствует нашим ожиданиям. Причин может быть много, и плата за ряд коммунальных услуг при определенных обстоятельствах может быть рассчитана повторно.

Как это происходит

Порядок и основания, на которых производится перерасчет, определены постановлением правительства.

Сумма платежа может быть изменена как в меньшую, так и в большую сторону. Если вы переплатили, то разницу в денежном эквиваленте вам не вернут, но зачтут в счет будущих начислений. Если произошла недоплата — включат эту сумму в новый платежный документ.

Пересчитать плату за ЖКУ могут по желанию жильцов или по инициативе поставщика ресурсов, управляющей компании или ТСЖ. Жильцы, конечно же, заинтересованы в уменьшении собственных платежей, поэтому важно знать, как и в каких случаях появляется право на перерасчет и за какие услуги.

Например, стоимость жилищных услуг, предоставляемых УК, всегда оплачивается полностью. Заново могут рассчитать платеж за электричество, отопление, поставку газа и воды, канализацию и вывоз мусора.

Правомерность установленного замера оплаты коммунальных услуг

В каких случаях возможен перерасчет жку

Наверняка каждый бывал в ситуации, когда внезапно отключили свет, газ, перестали греть батареи или из крана вдруг исчезла вода. Неприятно, но вполне терпимо, если это не затягивается на несколько часов или не повторяется по несколько раз в неделю.

Перебои в подаче услуг могут случиться из-за аварий или в результате проводимых профилактических работ, но, в любом случае, перерывы не должны выходить за установленные законом временные рамки. Если это случилось, жильцы имеют полное право на перерасчет.

Максимальное время перерывов для разных услуг

Для электричества допустимо отключение не больше чем на 2 часа, если существует два независимых источника питания. Если такой источник только один, возможно отсутствие электроснабжения до суток

Все перерывы в подаче отопленияв сумме не могут составлять больше 24 часов за месяц. Единовременные перерывы зависят от температуры внутри жилых помещений. Чем теплее в помещении, тем дольше может быть перерыв. От +12оС до нормативной — 16 часов, при +10+12оС он составит 8 часов, если в комнатах совсем холодно — около +8+10оС — остановить подачу отопления могут только на 4 часа

Отключать газ могут только на 4 часа в общей сложности за месяц

Отключать холодную воду могут на 4 часа единовременно, а за весь месяц перерывы не должны быть более 8 часов. Если на централизованных сетях случилась авария, коммунальные службы должны соблюдать нормы

Для горячей воды допустимы те же 4 подряд и 8 часов за месяц, но при аварии на тупиковой магистрали перерыв может составить до 24 часов. Если на централизованных сетях ведутся ежегодные ремонтные или профилактические работы, длительность перерыва в соответствии с СанПиН

Для канализации допускается перерыв до 4 часов единовременно и 8 часов за месяц, при этом даже при аварии он не должен превышать установленные сроки

Максимальная длительность перерывов при вывозе мусора зависит от среднесуточной температуры на улице. В теплую погоду (от +5оС градусов и выше) коммунальные службы могут приостановить утилизацию мусора на срок до 24 часов. Если на улице холоднее (от +5оС и ниже), перерыв может составить 48 часов. Однако за месяц все перерывы не могут превышать 72 часов

Другая неприятность, которая встречается тоже достаточно часто — это ненадлежащее качество коммунальных услуг. Вода мутная, грязная или резко пахнет хлоркой? Скорее всего, такая вода не соответствует санитарным нормам.

А что, если горячая вода — вовсе не горячая, а чуть теплая? Это тоже нарушение. Если ее температура меньше +40оС, потребитель вправе платить за нее, как за холодную (что выходит значительно дешевле).

Необходимо помнить, что к качеству коммунальных услуг предъявляется ряд требований, которые прописаны в постановлении правительства, в СанПиН и договорах с поставщиками услуг. При отклонении от данных требований, жильцы имеют право уменьшить платеж, попросив сделать перерасчет.

Факт оказания некачественных услуг жильцам нужно доказать с помощью специалистов.

Ниже перечислены коммунальные услуги и допустимость отклонений от установленных норм

Поставка электричества должна соответствовать ГОСТу по частоте тока и напряжению в квартирных сетях. Отклонений от норм, прописанных в государственном стандарте, быть не должно.

Для отопления существуют требования по температуре в помещениях и давлению внутри системы. Отклонения по температуре в некоторых случаях допустимы.

Не считается нарушением превышение в 4оС, снижение температуры по ночам (с полуночи до 5 утра) на 3оС. А вот днем в жилых помещениях холоднее становится не должно. Давление в системе всегда должно соответствовать нормативам.

Нормативы для помещений

  • жилые помещения +18оС, для регионов с самой холодной пятидневкой -31оС и ниже такой норматив +20оС; для угловых помещений эти показатели — +20оС и +22оС соответственно
  • кухни +18оС
  • туалеты +18, ванные и совмещенные санузлы +25оС

Для газа нормативным считается давление 0,0012-0,003 МПа, допускается отклонение в пределах 0,0005 МПа.

К воде предъявляется ряд требований по составу, свойствам для холодной и горячей воды и давлению в системе. Эти показатели всегда должны соответствовать нормативам.

Горячая вода, помимо вышеуказанных норм, должна отвечать определенным критериям по температуре. Согласно санитарным нормам, она должна составлять 60-75оС. В ночное время (с полуночи до 5 утра) возможно отклонение в 5оС, днем колебания температуры не должны быть более 3оС.

После устранения недостатков услуг ЖКХ составляется акт, и начисления происходят в прежнем объеме.

Правомерность установленного замера оплаты коммунальных услуг

Собрались в длительную командировку, отпуск, или вдруг оказались на длительном лечении в больнице? Вы имеете право на перерасчет, но только в том случае, если отсутствие продолжалось пять календарных дней и больше, при этом дни отъезда и приезда в учет не идут.

Еще одно обязательное условие — отсутствие счетчиков и невозможность их установки с технической точки зрения. Если индивидуальные приборы учета есть, то начисления будут производиться по показаниям.

Уменьшение платежей возможно по таким услугам как поставка воды, водоотведение (если подаете на перерасчет оплаты за воду) и газоснабжение (за исключением газа для отопления). А вот оплата за отопление (имеется в виду центральное) перерасчету не подлежит.

Если вы знаете о своем отсутствии заранее, то лучше предупредить управляющую организацию до отъезда, тогда перерасчет сделают в течение 5 рабочих дней, и сумма с поправками должна появиться в квитанции за текущий месяц.

Если ваш отъезд случился неожиданно, или у вас просто нет времени на улаживание вопросов с УК, можно сделать перерасчет в течение 30 календарных дней после возвращения. Тогда откорректированная стоимость коммунальных услуг вносится в новый платежный документ.

Максимальный срок временного отсутствия длится до полугода. Если фактически вы отсутствовали дольше, заявление нужно подавать повторно.

Чтобы получить перерасчет, нужно подать заявление и документы, которые подтвердят, что вы не проживали какое-то время дома. Это могут быть чеки из отеля, приказ с места работы о направлении в командировку, справка от лечебного учреждения, и т.п.

Только помните, что эти документы нужно оформить по определенным правилам, иначе вы получите отказ в перерасчете. Попросите в организации, выдавшей документы, проставить регистрационные номера, подписи, даты и печати. Эти требования не распространяются только на проездные билеты. Если вы выезжаете заграницу и документы на иностранном языке — нужно сделать перевод.

Необходимо помнить, что перерасчет можно произвести, если у вас нет просрочек и долгов по оплате услуг ЖКХ. В противном случае нужно будет сначала погасить все долги и оплатить пени.

Правомерность установленного замера оплаты коммунальных услуг

Такой перерасчет может быть произведен по желанию потребителя или поставщика, который имеет право проводить проверку счетчиков.

Основания для произведения повторного расчета

Если вы передавали показания, но при поверке выявлено несоответствие

В таком случае перерасчет сделают именно по тем показаниям, которые будут сняты при поверке

Проверяющие обнаружили поврежденные пломбы или какие-то другие признаки воздействия на приборы учета

При этом вам имеют право начислить дополнительную плату не больше чем за три месяца, которые предшествовали проверке

При нарушении правил подключения к сетям

Начисление доплаты производится на основании акта в соответствии с пропускной способностью труб. Этот документ составляет специальная комиссия той организации, которая осуществляла проверку. Если им не удалось определить время с момента такого подключения, доначисление также производится только за три месяца

Право на льготы при оплате услуг ЖКХ может быть у пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий граждан. Льготы оформляются в Управлении соцзащиты, его специалисты должны передать все данные в организации, которые осуществляют начисление платежей по ЖКУ.

Если у вас есть право на оплату коммунальных услуг с применением льгот, но квитанция пришла с полной суммой, нужно предоставить в УК соответствующие документы и потребовать произвести перерасчет.

При уменьшении количества жильцов для перерасчета в УК нужно предоставить заявление и документ, доказывающий тот факт, что человек больше там не проживает. Это может быть свидетельство о разводе, о смерти, прописка по иному адресу и т.п.

Как и куда обратиться за перерасчетом

Для того чтобы получить перерасчет, вам нужно собрать необходимые документы, подтверждающие такое право и приложить к ним заявление. Как именно составлять подобное заявление, строгих рекомендаций нет. Можете написать его в свободной форме, воспользовавшись общими правилами.

Подать документы можно двумя способами

По почте — обязательно оформите это письмо как заказное, чтобы получить уведомление о доставке.

Или занесите лично — в этом случае не забудьте подготовить копию и попросите проставить регистрационный номер, подпись, печать и дату.

Если у вас есть все основания, вы представили необходимые документы и оформили их надлежащим образом, в перерасчете отказать не могут. Но если все-таки так случилось, вы можете подать жалобу в Госжилинспекцию или иск в суд, для этого нужно иметь письменный отказ в перерасчете.

Сейчас читают

Кто и как должен убирать придомовую территорию

Счетчики на воду: как установить и пользоваться

Что делать, если управляющая компания плохо работает

Была ли эта статья полезна?

Блог

Правомерность установленного замера оплаты коммунальных услуг Источник фото: https://www.pexels.com/

Думаю, что ни для кого не будет секретом, что 354-е Постановление Правительства тот еще «фолиант».

Данный документ поистине уникален, так как у каждого читателя есть свое видение его применения на практике и он искренне считает, что именно его позиция единственно верная.

Не стал исключением и случай расчета размера корректировки платы за отопление при «перетопе» в квартире, когда собственники жалуются на то, что в помещении не по правилам жарко и УК (ТСЖ) им за это должна денег. Вот эту ситуацию в статье мы и разберем.

Читайте также:  Возможно ли привлечь нарушителя моей интеллектуальной собственности к ответственности?

Предыстория:

В одном городе (название не столь критично) есть так любимая всеми государственная жилищная инспекция, в которой работают излишне уверенные в своей правоте сотрудники (среди них однозначно есть хорошие, но мы их не знаем).

Я сам в начале своей трудовой деятельности поработал на государство и могу с уверенностью сказать, что достаточно нескольких месяцев работы на благо родины и твой ранее незамутненный ранее мозг отказывается воспринимать реальность во всем ее великолепии и разнообразии. Будучи слугой государевым, ты перестаешь думать критически, так как ты получаешь власть над всеми этими «упырями», которые вечно от тебя что-то хотят.

Будучи самым мелким клерком ты становишься «властелином» душ… Не верите – включите телевизор)))

Ну дело не в этом – в одной из квартир, расположенных в МКД, было жарко.

Собственник квартиры (чтобы не придирались – потребитель) обратился в управляющую компанию (далее по тексту – УК), которая, как положено по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), измерило температуру воздуха в помещении и сделала перерасчет стоимости услуги отопления.

Изначально было начислено за отопление 1 320 руб.

Перерасчет был произведен в пределах указанной суммы.

Вроде бы конфликт исчерпан и зло в лице УК повержено. Но упертый собственник, считая, как герой известного мультфильма, что маловато будет, обратился с жалобой в органы ГЖИ на «неправомерные» действия сотрудников УК.

Сотрудник ГЖИ потребовал, чтобы УК произвела перерасчет в «минус», что фактически означает, что собственник помещения мало того, что не будет платить за период нарушения качества коммунальной услуги, так еще и получит своеобразный доход.

А теперь давайте разбираться, почему сотруднику ГЖИ необходимо идти в отпуск (про увольнение не говорю, так как пенсия для чиновника – это святое, а для пенсии надо, к сожалению, работать на госслужбе).

1. Относительно порядка расчета размера корректировки платы за отопление.

В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пп.«в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

Как указано в п.

15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014).

  • Важное уточнение: допустимое превышение нормативной температуры в помещении — не более 4 °C, а это значит, что если, к примеру, в помещении 22 °C вместо 18 °C, то перерасчет не делается.
  • За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
  • Давайте разберем ситуацию:
  • Нормативная температура согласно Правил 354 = 18 °C
  • Зафиксированная температура = 30 °C
  • Фактическое отклонение температуры от нормативной = …
  • Здесь давайте остановимся поподробнее:
  • Еще раз внимательно прочитаем п.15 Приложения 1 Правил 354:
  • «в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014)».
  • То есть Правила 354 устанавливают «лимит» корректировки для перерасчета «вниз», когда фактическая температура в помещении ниже установленной Правилами 354.

В нашем же случае нужен «лимит» температуры для перерасчета «вверх», так как у нас идет «перетоп».

Найти данный «лимит» можно в ГОСТ 30494-2011, в котором прямо указано, что в жилых комнатах температура должна быть не выше 24 °C (таблица 1).

Аналогичная температура приведена и в приложении №2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

  1. Допустимое отклонение температуры согласно Правил 354   = 4 °C
  2. Размер платы  = 1320 руб.
  3. «Расчетное» отклонение = 30°C — 24° C –4° C = 2 ° C (именно этот показатель используется для корректировки).
  4. 31 день * 24 часа  = 744 часа — это суммарное количество часов в расчетном периоде)
  5. 1320 * 0,15% * 2 = 3,96 руб. – максимально возможный размер корректировки за 1 час при отклонении температуры в 2 °C

3,96 руб./час * 744 часа = 2946,24 руб. – максимально возможный размер корректировки за 31 день при указанных параметрах расчета.

Обратите внимание, при начисленной сумме в 1320 руб. сотрудник ГЖИ требовал перерасчет на 2946,24  руб., то есть «подарок» жителю (может сотрудник ГЖИ был в доле???) должен был составить 1626,24 рублей.

Клево же, правда?

А теперь к реалиям…

Требование ГЖИ в части перерасчета на максимально возможный размер противоречит действующему законодательству, так как согласно п.

98 Правил 354 «при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества … размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги».

Иными словами, максимум, что может добиться потребитель от исполнителя коммунальных услуг – это «обнуление» стоимости отдельного вида коммунальной услуги и «заработать» в данном случае у потребителя не получится.

2. Относительно порядка замера температуры внутри жилого помещения.

Детально прописанного порядка замера температуры внутри жилого помещения с целью определения нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги законодательство не содержит.

В Приложение №1 к Правилам 354 указано, что «температуру воздуха жилых помещений для коммерческих расчетов с достаточной достоверностью можно определять только приборным методом в соответствии с ГОСТ 30494-96 или Приложением N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» раздел VI».

В п. 6.8 ГОСТа 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.

2012 N 191-ст) указано, что «при ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин, при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч.

При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин».

Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения».

Исходя из п.6.8 ГОСТа 30494-2011 на саму процедуру измерения температуры воздуха в помещении должно уходить не менее 35 минут и порядок измерения температуры после обеспечения потребителем доступа в жилое помещение должен быть следующим:

  • 1)      установка шарового термометра в точке измерения;
  • 2)      ожидание 20 минут с момента установки шарового термометра в точке измерения;
  • 3)      осуществление трех измерений температуры в точке измерения с интервалом не менее 5 минут между измерениями;
  • 4)      составление акта измерения температуры воздуха;
  • 5)      подписание акта измерения температуры воздуха с потребителем.

Согласно Приложению №1 к Правилам 354 (аналогичная норма содержится в п.6.

3 ГОСТ 30494-2011) указанная выше процедура измерения температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется «в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м».

Вывод: если сотрудник УК пришел в помещение измерять температуру – он может смело 20 минут лежать на хозяйском диване, пить чай и слушать рассказы про ворьё в ЖКХ. За это время он сам и температура в помещении должна «устаканиться».

Согласно п.6.5 ГОСТа 30494-2011 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в Приложении А.

Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. Приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. Приложение Б ГОСТ 30494-2011 ).

Указанный выше порядок измерения температуры внутри помещения в МКД является единственно верным.

Примечание:

Параллельно с замером температуры необходимо составить акт осмотра жилого помещения на предмет несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов.

При обнаружении факта наличия несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов данный факт обязательно должен отражаться в акте осмотра и фиксироваться подписью сотрудников исполнителя и собственником помещения.

Составление такого акта, при наличии указания в нем на нарушение собственником помещения переустройства жилого помещения, позволит в последующем отказать в произведении перерасчета.

  1. Как-то так…
  2. Итоговые выводы:
  3. 1)      Сотрудники ГЖИ: учите нормы законодательства, по которые проверяете УК и ТСЖ.

2)      Сотрудники УК и ТСЖ: спешка хороша при ловле блох. Делайте всё как положено и оградите себя от кучи проблем.

3)      Собственники помещений: тепло дома – лучше чем холод.

С уважением, Кочетков Юрий.

P/S Для особо упоротых критиканов и борцов за справедливость – я живу не в частном доме, а в обычной многоэтажке, поэтому как и все вы имею претензии к своей УК. Но, мне жалко свое личное время тратить на борьбу с УК, так как лучше потратить его на семью, друзей и хобби. Мир вам)))

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже. 

Минстрой России разъясняет требования к платежному документу за услуги ЖКХ | Государственная жилищная инспекция Новосибирской области

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.06.2018 № 27125-ОГ/04 Департамент ЖКХ Минстроя РФ разъясняет состав платы за жилищные и коммунальные услуги и требования к платежному документу за ЖКУ.

  • В соответствии положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
  • — плату за содержание жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества и коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества);
  • — взнос на капитальный ремонт;
  • — плату за коммунальные услуги.
  • Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ (ЖСК, ЖК).

Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в платежном документе указываются:

  1. — почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ‑ сведения о нанимателе жилого помещения;
  2. — наименование исполнителя (наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и иные банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов и факса, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет;
  3. — указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов  коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, ‑ величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
  4. — объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;
  5. — размер повышающего коэффициента, в случае его применения при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, и размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
  6. — объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг,
  7. — общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения);
  8. — сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями,  предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном приборами учета или уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
  9. — сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
  10. — сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
  11. — сведения о рассрочке или отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю;
  12. — штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом ТСЖ (ЖСК, ЖК) или при непосредственном управлении, решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
  13. — другие сведения, предусмотренные Правилами № 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Требования ЖК РФ и Правил № 354 обязательны к исполнению. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» новая примерная форма платежного документа.

Объем информации, предусмотренный Правилами № 354, Приказом № 43/пр, к отображению в платежном документе обязателен. При этом исполнитель вправе указывать в платежном документе дополнительную информацию.

В случае нарушения исполнителем коммунальной услуги требований жилищного законодательства к платежному документу, Минстрой России рекомендует гражданам обращаться в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ.

Обращаем Ваше внимание, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией ведомства и не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Кс признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в мкд

В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.

История спора

Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В этих помещениях произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П.

обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.

Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции.

Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.

По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.

КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п.

44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.

1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.

Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.

В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии.

В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.

В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домахРанее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета

Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям.

Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии.

В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.

Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.

Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище.

Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.

Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.

  • В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.
  • Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.
  • Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.

Что решил Суд

Суд признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.

В то же время КС признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов.

Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт.

Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.

Эксперты неоднозначно оценили постановление

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.

Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.

«Однако, приводя в обоснование данной позиции довод о том, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.), Конституционный Суд использовал оговорку “как правило”.

Очевидно, что на просторах нашей огромной страны возможны случаи совершенно разных вариантов организации теплоснабжения конкретных МКД, – подчеркнул он.

– Конституционный Суд не стал указывать на необходимость учета схемы разводки и схемы центрального теплоснабжения конкретного МКД, но предписал законодателю разработать порядок расчета, учитывающий вклад в отопление общих помещений, который вносят владельцы автономно отапливаемых помещений.

Возможно, в таком новом порядке будут тем и иным образом оговариваться условия учета той схемы теплоснабжения и разводки коммуникаций, которые существуют в конкретном МКД».

Вместе с тем, указал Николай Сапожников, при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике.

«Очевидно, отдавая себе в этом отчет, Конституционный Суд указал на сохранение вплоть до утверждения нового порядка существующих в настоящее время правил.

Иное решение было бы чревато значительными затруднениями в области оплаты соответствующих коммунальных услуг», – заключил эксперт.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *