Отказ в выдаче удостоверения ветерана боевых действий

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г.

№ 20-П провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства (статья 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 г.

№ 1-П указал, что если добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает основной (единственный) источник дохода, который он получал в течение длительного времени, и если возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, то справедливое равновесие между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица оказывается нарушенным.

В то же время в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 1-П, постановление Европейского Суда по правам человека от 15 сентября 2009 года по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

Европейский Суд по правам человека также отметил, что социальное право может быть отменено, если оно предоставлено ошибочно (Постановление от 26 июля 2011 года по делу «Ивашкевич против Польши»).

Доводы о невозможности лишения предоставленной гражданину социальной выплаты были применены судебными инстанциями Республики Ингушетия при рассмотрении исков об аннулировании необоснованно выданных МВД по Республике Ингушетия удостоверений ветерана боевых действий и прекращении денежной выплаты.

Суды признали данные действия МВД по Республике Ингушетия незаконными даже при отсутствии документального подтверждения участия истцов в боевых действиях.

Также было признано незаконным утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия Положение о комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в части, возлагающей на данную комиссию полномочия по проверке и пересмотру материалов,  послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий.

Судьей  Верховного Суда Российской   Федерациив передаче кассационной жалобы МВД по Республике Ингушетия на судебные акты, установившие отсутствие у комиссии данного подразделения МВД России полномочий по рассмотрению документов в целях пересмотра ранее принятых решений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, было отказано с указанием того, что исходя из конституционного и международно-правового принципа правовой определенности, правовой предсказуемости и сохранения разумной правовой стабильности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже признанное, предоставленное и реализованное право и изменения правовых ожиданий гражданина решения МВД по Республике Ингушетия о признании ошибочно выданным удостоверения ветерана боевых действий и его изъятии являются незаконными.

ДПД МВД России определение об отказе в передаче кассационной жалобы 6 июня 2018 года было отменено через обжалование на имя заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кассационная жалоба была принята к рассмотрению и кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. № 26-КГ 18-22 в иске было отказано.

В кассационном определении от 17 августа 2018 г. № 26-КГ 18-22 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой МВД России и его территориальные органы в силу Федерального закона от 12 января 1995 г.

№ 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Закон о ветеранах) и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.

№ 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений, в том числе в виде аннулирования ошибочно выданных удостоверений ветерана боевых действий, после чего Судом было удовлетворено 46 кассационных жалоб ДПД МВД России и МВД по Республике Ингушетия об обжаловании судебных актов о признании незаконными решений МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверений ветерана боевых действий, выданных в отсутствие правовых оснований.

Данный положительный опыт позволил выделить следующие основные положения, подлежащие учету при принятии решений об аннулировании удостоверений ветерана боевых действий.

Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г.

№ 282 (далее — Инструкция), установлено, что удостоверения ветерана боевых действий выдаются кадровыми, включая ДГСК МВД России, и пенсионными подразделениями системы МВД России (пункт 2) при наличии указанных в пункте 3 Инструкции подтверждающих документов.

В целях разрешения вопроса об обоснованности выдачи удостоверения ветерана боевых действий и наличия подтверждающих документов в МВД России и его территориальных органах могут образовываться координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в сфере внутренних дел (подпункт 13 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее — Положение о МВД России), подпункт 11 пункта 14 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее — Положение о территориальном органе).

  • В случае наличия информации о необоснованной выдаче удостоверений ветерана боевых действий она подлежит проверке, в том числе путем ее рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (если такая комиссия была создана).
  • Согласно подпункту 16 пункта 20 Положения о МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе нормативным правовым актам МВД России, решения должностных лиц системы МВД России.
  • Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие правовые акты, изданные руководителями (начальниками) подчиненных органов и организаций (подпункт 20 пункта 19 Положения о территориальном органе).
  • В связи с этим решения о необоснованной выдаче удостоверений ветерана боевых действий подлежат отмене Министром внутренних дел Российской Федерации (в случае, если выдача удостоверения ветерана боевых действий производилась подразделением центрального аппарата МВД России) или руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне (в случае, если удостоверение ветерана боевых действий выдавалось должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне).
  • В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 231 Закона о ветеранах ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах (включая военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации), имеют право на ежемесячную денежную выплату.
  • Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 6 статьи 231 Закона о ветеранах).

Для предоставления государственной услуги в виду установления ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставляются документы о признании гражданина ветераном, в том числе удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.

№ 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (абзац четвертый пункта 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 353н).

Информацию об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, послужившего основанием для установления ежемесячной денежной выплаты согласно статье 231 Закона о ветеранах, подразделению МВД России необходимо доводить до соответствующего территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, который разрешает вопрос о возможности прекращения выплаты.

Читайте также:  ДТП со смертельным исходом- сумма морального ущерба

Статьями 137 и 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Судья принимает встречный иск в случае, если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска.

Учитывая изложенное, в случае оспаривания в судебном порядке действий подразделения МВД России по аннулированию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий подразделение может обратиться с просьбой к суду, рассматривающему дело о признании выданного удостоверения ветерана боевых действий недействительным.

При установлении факта необоснованной выдачи удостоверения ветерана боевых действий подразделением МВД России помимо действий по его аннулированию необходимо также рассматривать вопросы по привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников, выдавших удостоверение ветерана боевых действий в нарушение положений Закона о ветеранах и Инструкции, а в случае, если необоснованная выдача удостоверения повлекла предъявление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации иска о взыскании убытков, возникших в связи перечислением им ежемесячной денежной выплаты, который был удовлетворен, на основании статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта З2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо обращаться с регрессным иском к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого по выдаче удостоверения ветерана боевых действий было произведено указанное возмещение.

Одновременно обращаем внимание, что аннулирование выданных подразделениями МВД России удостоверений ветерана боевых действий является крайней формой исправления допущенной ошибки, которая может повлечь предъявление со стороны территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации иска о взыскании убытков. В целях недопущения указанной ситуации необходимо исключить возможность наличия данных ошибок путем выдачи удостоверений ветерана боевых действий строго на основании подтверждающих документов, определенных Инструкцией.

Статс-секретарь — заместитель Министра                                                                                                  И.Н. ЗУБОВ

Решение Верховного Суда РФ от 29.07.2021 N АКПИ21-360

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Именем Российской Федерации
  • РЕШЕНИЕ
  • от 29 июля 2021 г. N АКПИ21-360

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Я. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595,

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595 (далее — Приказ) утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации (далее — Порядок).

Нормативный правовой акт опубликован 25 октября 2017 г. на «Официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru», зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) 24 октября 2017 г., N 48654.

В соответствии с абзацем первым пункта 8 Порядка выдача удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется на основании заявления (рапорта), вместе с которым представляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Я.

обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца первого пункта 8 Порядка в части, возлагающей на лицо, обратившееся за выдачей удостоверения ветерана боевых действий, обязанность представлять подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), ссылаясь на то, что оспариваемое положение в нарушение статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ) допускает не учитывать интересы военнослужащих, ранее получивших удостоверения ветерана боевых действий, и налагает на него обязанность по представлению в военный комиссариат выписок из приказов командиров воинских частей о направлении в войсковую часть для участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.

В обоснование своего требования административный истец указал, что ранее проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, получает военную пенсию, в 2004 году получил удостоверение ветерана боевых действий, а в 2014 году — его дубликат. При переезде из г.

Абакана на новое место жительства в г. Москву с октября 2018 г. военный комиссариат г. Москвы прекратил ему начислять ежемесячную доплату к военной пенсии как ветерану боевых действий. В ответ на его письменное заявление военный комиссариат г.

Москвы отказал в назначении выплаты со ссылкой на оспариваемую норму, предложив ему представить выписки из приказов командира войсковой части об убытии в Чеченскую Республику. Действия военного комиссариата он оспорил в Мещанский районный суд г. Москвы, решением которого ему отказано в удовлетворении требования.

В настоящее время решение обжаловано им в апелляционном порядке в Московский городской суд.

По мнению административного истца, оспариваемая норма не отвечает принципу правовой определенности, что влечет неоднозначное толкование, позволяющее органу, к компетенции которого относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения, применять ее по собственному усмотрению, в том числе и к лицам, ранее получившим указанное удостоверение.

В судебном заседании Я. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Административный ответчик Министерство обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали на то, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, оспариваемое положение не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку не обязывает заявителя, обратившегося с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представлять документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, так как данные документы представляются заявителями только при наличии, их непредставление не является основанием для отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Помимо этого оспариваемое положение не распространяет свое действие на административного истца в части выдачи удостоверения ветерана боевых действий, которое было им получено в 2004 году, а дубликат — в 2014 году, так как было издано в 2017 году, и может быть применено к Я. лишь в части выдачи дубликата удостоверения. Доводы административного искового заявления направлены на оспаривание решения Мещанского районного суда от 2 декабря 2020 г. по гражданскому делу N 2-11203/2020, которое апелляционным определением Московского городского суда от 18 мая 2021 г. отменено.

В судебном заседании представители Минобороны России — Н., К., Минюста России — М. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г.

N 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 1 статьи 28 которого закреплено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, описание бланка удостоверения ветерана боевых действий, а также инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (далее — Инструкция).

Пунктом 2 Инструкции установлено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Читайте также:  Предложение о возмещении ущерба страховой компании

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г.

N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации, который издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, дает указания, организует и проверяет их исполнение (пункты 1, 7, 9 и 10).

Приказ, утвердивший Порядок, издан Минобороны России во исполнение пункта 2 Инструкции, был представлен на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, по результатам проведенных правовой и антикоррупционной экспертиз зарегистрирован Минюстом России и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 этого федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе (статья 1, пункт 2 части 1 статьи 7).

Оспариваемый абзац первый пункта 8 Порядка, как ошибочно полагает административный истец, не обязывает заявителя, обратившегося с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представлять документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, поскольку предусматривает представление подтверждающих документов (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации) только при их наличии, что соответствует приведенным положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ.

Помимо этого, пунктом 10 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8 — 9 Порядка, должностными лицами, приведенными в этом пункте, организуется работа по розыску указанных документов (абзац шестой).

Не противоречит оспариваемая норма и статье 4 Федерального закона N 76-ФЗ, определяющей правовые основы статуса военнослужащих, согласно пункту 2 которой правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные этим федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в поименованный федеральный закон.

Вопреки доводам административного истца, оспариваемое положение не регулирует правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, также не содержит положений, устанавливающих основания для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, предусмотренной статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

  1. Положение абзаца первого пункта 8 Порядка каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, не содержит, распространяется на лиц, обратившихся за выдачей удостоверения ветерана боевых действий впервые.
  2. Неправильное применение оспариваемой нормы, повлекшее отказ в назначении ежемесячной доплаты, не является основанием для признания ее недействующей.
  3. С учетом того, что Порядок в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
  4. Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
  5. решил:

в удовлетворении административного искового заявления Я. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595, отказать.

  • Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
  • Судья Верховного Суда
  • Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Военный прокурор разъясняет права на получение звания «Ветеран боевых действий»

Вопрос: С 2013 г. по 2015 г.

проходил службу в Чечне, в батальоне разминирования, получал надбавку к денежному довольствию за участие в контртеррористической операции и обеспечение правопорядка (безопасности) на территории Северо-Кавказского региона.

В той части я не служу уже. Имею ли я право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», каков порядок обращения, как можно подтвердить участие в выполнении боевых задач?

Ответ: Федеральным законом «О ветеранах» установлено, что право на получение звания «Ветеран боевых действий» имеют лица, выполнявшие задачи в ходе КТО на территории СКР, начиная с августа 1999 г.

Согласно приказу Министра обороны РФ от 11.08.

2012 №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», в случае увольнения с военной службы, для получения удостоверения вам необходимо обратиться в комиссию военного округа, на территории которого вы проживаете, через военный комиссариат субъекта РФ по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).

  • Необходимо представить документы, подтверждающие участие в выполнении боевых задач. К числу таких документов относятся:
  • — выписка из личного дела (в послужном списке) военнослужащего, проходящего (проходившего) военную службу по контракту, с указанием периода выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (участия в контртеррористических операциях);
  • — выписка из п. 17 раздела «Общие сведения» военных билетов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, с указанием периода пребывания в частях, выполнявших задачи в условиях военного конфликта;
  • — справки установленной формы о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций, и о времени фактического участия в боевых действиях;
  • — справки о ранениях, травмах, контузиях, полученных при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе РФ;

— выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, входившей в состав Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона (декабрь 1994 г. — декабрь 1996 г.

) или Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ (с сентября 1999 г.).

Перечень воинских частей, привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, а также период выполнения каждой воинской частью таких задач объявляются директивой Генштаба ВС РФ;

Читайте также:  Должен ли платить инвалид адвокату?

— командировочные удостоверения с отметками о пребывании в составе воинских частей, участвовавших в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, и приказы соответствующих командиров (начальников), направивших военнослужащих в командировку для выполнения боевых задач;

— наградные материалы, свидетельствующие о том, что представляемый к награждению принимал участие в боевых действиях в указанные периоды и в указанных регионах.

При отсутствии необходимых документов факт участия военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в выполнении боевых задач может быть подтвержден соответствующими справками архивов.

Порядок направления запросов в архивные учреждения регулируется директивой министра обороны РФ от 25.03.1995 № Д-6.

Запросы на военнослужащих оформляются воинскими частями и кадровыми органами по месту их службы, а на военнообязанных и лиц, снятых с воинского учета, — военными комиссариатами по месту жительства.

  1. При прохождении военной службы (в зависимости от того, где вы служите) необходимо обратиться:
  2. — в центральную комиссию Минобороны по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ВБД — проходящим военную службу (работающим) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ (далее — организации), им подчиненных, проходящим военную службу (работающим) в главных командованиях видов Вооруженных Сил РФ и командованиях родов войск Вооруженных Сил РФ (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами РФ;
  3. — в комиссию военного округа, флота, войсковую часть 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ВБД — проходящим военную службу (работающим) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящим военную службу (работающим) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил РФ, родов войск Вооруженных Сил РФ.
  4. 317 военная прокуратура гарнизона

Участник (ветеран) боевых действий: особенности и порядок получения статуса!

Здравствуйте Уважаемые читатели!

Так как яндекс дзен упорно не дает распространение данной статьи вынуждены ее изменить и наконец довести полезную и нужную информацию, которая поможет многим фактическим участникам боевых действий получить заслуженный статус и воспользоваться в полном объеме всеми льготами, гарантиями и компенсациями предусмотренными ст. 16 ФЗ «О ветеранах» и пусть их список и количество стремятся к нулю, но лучше хоть что то чем ничего.

Для начала сразу отметим, что для получения статуса ветерана боевых действий необходимо два основных условия:1. принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;2. участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. .

А ТЕПЕРЬ БЛИЖЕ К СУТИ!

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Казалось бы все просто и понятно, для большей определенности есть приложение с перечнем и временными интервалами территорий и местности прохождение службы в которых дает право претендовать на законный статус ветерана боевых действий.

Все четко и понятно, казалось бы, что еще!

При этом, согласно ст. 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения.

Пунктом 2 Инcтрукции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Прaвительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.

N 763, прeдусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и oрганах исполнительной власти субъектов РФ, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 — 6 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах.

Для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, военнослужащими указываются личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.

Все понятно и здесь, сложностей нет и не может быть, так думают многие, но они забывают в каком государстве мы живем!!!

  • А дальше начинается самое интересное — это получение отказа в выдаче удостоверения, так как отсутствует доказательство фактического участия в боевых действиях, особенно это актуально для военнослужащих подразделений боевого и тылового обеспечения, медицинских работников и ряда других категорий, доходит до смешного, даже те военнослужащие, кто был награждён боевыми государственными наградами, но при этом не имеет записи об участии в боевых действиях, получают отказ.
  • Получив такой ответ, многие отчаиваются и перестают бороться за свои права, но делают это абсолютно зря и сегодня объясним на основании нашей положительной судебной практики почему и как добиться правды!
  • Собрав воедино многие судебные решения и наши обращения сегодня представим вам наиболее эффективный вариант обращения, а если потребуется и искового заявления.
  • Первое и важное, о чем надо знать и постоянно напоминать должностным лицам военкомата, что ответственность за подготовку документов на лиц, уволенных в запас (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается: — на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет, то есть не Вы должны бегать и что то искать ,а должностные лица ,установив некомплект ОБЯЗАНЫ запросить и доложить все документы.

Дальше — больше: согласно п.10 Порядка обращения, поступившие в комиссию, подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации.В соответствии с п. 11 Порядка по итогам рассмотрения обращения комиссия принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.Согласно п. 14 Порядка в случае принятия комиссией решения об отказе в выдаче удостоверения заключение направляется в орган военного управления (воинскую часть, военный комиссариат), представивший обращение для рассмотрения.

К заключению прикладываются документы, поступившие в комиссию вместе с обращением.

  1. Таким образом военкомат обязан сформировать пакет документов и направить его в соответствующую комиссию.
  2. Но что делать, если этого не происходит, ответ очевиден: обращение в суд с иском о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, выдаче удостоверения ветерана боевых действий, а ответчиком всегда является военный комиссариат.

Самое важное, что если раньше необходимо было представлять документы подтверждающие факт участия в БД, то есть только документы, то теперь можно представить свидетельские показания других участников, которые подтвердят факт нахождения в местности, выполнения задач и этого будет достаточно, но при этом не стоит забывать, что само по себе нахождение в зоне вооруженного конфликта или выполнение задач в условиях чрезвычайного положения или отнесенной к зоне вооруженного конфликта не говорит и не свидетельствует о непосредственном участии в боевых действиях. Фактическое участие в боевых действиях должно быть доказано в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

  • Вот такой клубок противоречий приходится разрешать судам ,а самое главное людям ,что бы получить то, что они заслужили.
  • К сожалению не можем представить вариант заявления в суд ,так как дзен считает что это часто повторяющийся контент, но если кому то необходимо, то обращайтесь, поможем!
  • Своим мнением по данному вопросу Вы всегда можете поделиться в х.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *