Отказ в получении удостоверения ветерана боевых действий

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Именем Российской Федерации
  • РЕШЕНИЕ
  • от 29 июля 2021 г. N АКПИ21-360

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Я. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595,

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595 (далее — Приказ) утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации (далее — Порядок).

Нормативный правовой акт опубликован 25 октября 2017 г. на «Официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru», зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) 24 октября 2017 г., N 48654.

В соответствии с абзацем первым пункта 8 Порядка выдача удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется на основании заявления (рапорта), вместе с которым представляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Я.

обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца первого пункта 8 Порядка в части, возлагающей на лицо, обратившееся за выдачей удостоверения ветерана боевых действий, обязанность представлять подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), ссылаясь на то, что оспариваемое положение в нарушение статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ) допускает не учитывать интересы военнослужащих, ранее получивших удостоверения ветерана боевых действий, и налагает на него обязанность по представлению в военный комиссариат выписок из приказов командиров воинских частей о направлении в войсковую часть для участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.

В обоснование своего требования административный истец указал, что ранее проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, получает военную пенсию, в 2004 году получил удостоверение ветерана боевых действий, а в 2014 году — его дубликат. При переезде из г.

Абакана на новое место жительства в г. Москву с октября 2018 г. военный комиссариат г. Москвы прекратил ему начислять ежемесячную доплату к военной пенсии как ветерану боевых действий. В ответ на его письменное заявление военный комиссариат г.

Москвы отказал в назначении выплаты со ссылкой на оспариваемую норму, предложив ему представить выписки из приказов командира войсковой части об убытии в Чеченскую Республику. Действия военного комиссариата он оспорил в Мещанский районный суд г. Москвы, решением которого ему отказано в удовлетворении требования.

В настоящее время решение обжаловано им в апелляционном порядке в Московский городской суд.

По мнению административного истца, оспариваемая норма не отвечает принципу правовой определенности, что влечет неоднозначное толкование, позволяющее органу, к компетенции которого относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения, применять ее по собственному усмотрению, в том числе и к лицам, ранее получившим указанное удостоверение.

В судебном заседании Я. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Административный ответчик Министерство обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали на то, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, оспариваемое положение не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку не обязывает заявителя, обратившегося с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представлять документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, так как данные документы представляются заявителями только при наличии, их непредставление не является основанием для отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Помимо этого оспариваемое положение не распространяет свое действие на административного истца в части выдачи удостоверения ветерана боевых действий, которое было им получено в 2004 году, а дубликат — в 2014 году, так как было издано в 2017 году, и может быть применено к Я. лишь в части выдачи дубликата удостоверения. Доводы административного искового заявления направлены на оспаривание решения Мещанского районного суда от 2 декабря 2020 г. по гражданскому делу N 2-11203/2020, которое апелляционным определением Московского городского суда от 18 мая 2021 г. отменено.

В судебном заседании представители Минобороны России — Н., К., Минюста России — М. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г.

N 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 1 статьи 28 которого закреплено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, описание бланка удостоверения ветерана боевых действий, а также инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (далее — Инструкция).

Пунктом 2 Инструкции установлено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г.

N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации, который издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, дает указания, организует и проверяет их исполнение (пункты 1, 7, 9 и 10).

Приказ, утвердивший Порядок, издан Минобороны России во исполнение пункта 2 Инструкции, был представлен на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, по результатам проведенных правовой и антикоррупционной экспертиз зарегистрирован Минюстом России и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 этого федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе (статья 1, пункт 2 части 1 статьи 7).

Оспариваемый абзац первый пункта 8 Порядка, как ошибочно полагает административный истец, не обязывает заявителя, обратившегося с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представлять документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, поскольку предусматривает представление подтверждающих документов (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации) только при их наличии, что соответствует приведенным положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ.

Читайте также:  ИП или патент: у меня уже есть ООО, плачу ежемесячно налогов до 15 тыс. Что мне выгоднее

Помимо этого, пунктом 10 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8 — 9 Порядка, должностными лицами, приведенными в этом пункте, организуется работа по розыску указанных документов (абзац шестой).

Не противоречит оспариваемая норма и статье 4 Федерального закона N 76-ФЗ, определяющей правовые основы статуса военнослужащих, согласно пункту 2 которой правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные этим федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в поименованный федеральный закон.

Вопреки доводам административного истца, оспариваемое положение не регулирует правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, также не содержит положений, устанавливающих основания для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, предусмотренной статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

  1. Положение абзаца первого пункта 8 Порядка каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, не содержит, распространяется на лиц, обратившихся за выдачей удостоверения ветерана боевых действий впервые.
  2. Неправильное применение оспариваемой нормы, повлекшее отказ в назначении ежемесячной доплаты, не является основанием для признания ее недействующей.
  3. С учетом того, что Порядок в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
  4. Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
  5. решил:

в удовлетворении административного искового заявления Я. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595, отказать.

  • Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
  • Судья Верховного Суда
  • Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Военный прокурор разъясняет права на получение звания «Ветеран боевых действий»

Вопрос: С 2013 г. по 2015 г.

проходил службу в Чечне, в батальоне разминирования, получал надбавку к денежному довольствию за участие в контртеррористической операции и обеспечение правопорядка (безопасности) на территории Северо-Кавказского региона.

В той части я не служу уже. Имею ли я право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», каков порядок обращения, как можно подтвердить участие в выполнении боевых задач?

Ответ: Федеральным законом «О ветеранах» установлено, что право на получение звания «Ветеран боевых действий» имеют лица, выполнявшие задачи в ходе КТО на территории СКР, начиная с августа 1999 г.

Согласно приказу Министра обороны РФ от 11.08.

2012 №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», в случае увольнения с военной службы, для получения удостоверения вам необходимо обратиться в комиссию военного округа, на территории которого вы проживаете, через военный комиссариат субъекта РФ по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).

  • Необходимо представить документы, подтверждающие участие в выполнении боевых задач. К числу таких документов относятся:
  • — выписка из личного дела (в послужном списке) военнослужащего, проходящего (проходившего) военную службу по контракту, с указанием периода выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (участия в контртеррористических операциях);
  • — выписка из п. 17 раздела «Общие сведения» военных билетов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, с указанием периода пребывания в частях, выполнявших задачи в условиях военного конфликта;
  • — справки установленной формы о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций, и о времени фактического участия в боевых действиях;
  • — справки о ранениях, травмах, контузиях, полученных при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе РФ;

— выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, входившей в состав Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона (декабрь 1994 г. — декабрь 1996 г.

) или Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ (с сентября 1999 г.).

Перечень воинских частей, привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, а также период выполнения каждой воинской частью таких задач объявляются директивой Генштаба ВС РФ;

— командировочные удостоверения с отметками о пребывании в составе воинских частей, участвовавших в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, и приказы соответствующих командиров (начальников), направивших военнослужащих в командировку для выполнения боевых задач;

— наградные материалы, свидетельствующие о том, что представляемый к награждению принимал участие в боевых действиях в указанные периоды и в указанных регионах.

При отсутствии необходимых документов факт участия военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в выполнении боевых задач может быть подтвержден соответствующими справками архивов.

Порядок направления запросов в архивные учреждения регулируется директивой министра обороны РФ от 25.03.1995 № Д-6.

Запросы на военнослужащих оформляются воинскими частями и кадровыми органами по месту их службы, а на военнообязанных и лиц, снятых с воинского учета, — военными комиссариатами по месту жительства.

  1. При прохождении военной службы (в зависимости от того, где вы служите) необходимо обратиться:
  2. — в центральную комиссию Минобороны по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ВБД — проходящим военную службу (работающим) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ (далее — организации), им подчиненных, проходящим военную службу (работающим) в главных командованиях видов Вооруженных Сил РФ и командованиях родов войск Вооруженных Сил РФ (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами РФ;
  3. — в комиссию военного округа, флота, войсковую часть 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ВБД — проходящим военную службу (работающим) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящим военную службу (работающим) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил РФ, родов войск Вооруженных Сил РФ.
  4. 317 военная прокуратура гарнизона

Разъяснения о выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий"

Вопрос: Почему для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» требуют запись о количестве дней участия в боевых действиях? В Федеральном законе 1995 г. N 5-ФЗ и в Приказе Министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 77 нет этих требований.

Мой сын служил в период боевых действий в Северо-Кавказском регионе в составе ОГВ (с) — нес боевое дежурство.

Почему его не признают ветераном боевых действий? Считаю, что указание количества дней участия в боевых действиях является документом лишь для получения льготных денежных выплат за участие в боевых действиях. Прошу разъяснить подробно.

Ответ: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий, в частности, относятся:

  • — военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
  • — военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
  • — военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
  • — лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

— лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

В настоящее время действует Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77.

Данная Инструкция определяет порядок выдачи в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и лицам, уволенным с военной службы, военнослужащим, переведенным в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, принимавшим участие в боевых действиях в период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо участвовавшим в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»).

В разделе Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в частности, определены боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 г. по 15 февраля 1989 г.

В соответствии с п. 2 вышеназванной Инструкции основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п.

1 Инструкции, кроме лиц гражданского персонала, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с подп. «в» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65, либо получение подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»).

Читайте также:  К кому лучше прописать ребенка?

В соответствии с указанной Инструкцией выдача удостоверений производится при наличии документов:

— подтверждающих прохождение военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., или в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. (далее — перечни);

— подтверждающих прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. или в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г.;

— подтверждающих их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах государственного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, выполнявших задачи в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) о непосредственном участии военнослужащих в боевых действиях или реализованный наградной материал.

Подтверждающими документами для лиц гражданского персонала являются выписки из приказов, донесений соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях, утвержденные руководителем контртеррористической операции, или реализованный наградной материал.

Таким образом, анализ указанных выше норм, а также сведений, представленных Вами в вопросе, позволяет сделать вывод о том, что действия сотрудников военкомата, указанные во втором вопросе, нельзя признать правомерными. Что касается первого вопроса, то действия сотрудников военкомата являются неправомерными, если представлены подтверждающие документы об участии Вашего сына в боевых действиях в Афганистане.

С.В.Шанхаев Капитан юстиции,

кандидат юридических наук

Участник (ветеран) боевых действий: особенности и порядок получения статуса!

Здравствуйте Уважаемые читатели!

Так как яндекс дзен упорно не дает распространение данной статьи вынуждены ее изменить и наконец довести полезную и нужную информацию, которая поможет многим фактическим участникам боевых действий получить заслуженный статус и воспользоваться в полном объеме всеми льготами, гарантиями и компенсациями предусмотренными ст. 16 ФЗ «О ветеранах» и пусть их список и количество стремятся к нулю, но лучше хоть что то чем ничего.

Для начала сразу отметим, что для получения статуса ветерана боевых действий необходимо два основных условия:1. принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;2. участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. .

А ТЕПЕРЬ БЛИЖЕ К СУТИ!

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Казалось бы все просто и понятно, для большей определенности есть приложение с перечнем и временными интервалами территорий и местности прохождение службы в которых дает право претендовать на законный статус ветерана боевых действий.

Все четко и понятно, казалось бы, что еще!

При этом, согласно ст. 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения.

Пунктом 2 Инcтрукции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Прaвительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.

N 763, прeдусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и oрганах исполнительной власти субъектов РФ, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 — 6 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах.

Для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, военнослужащими указываются личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.

Все понятно и здесь, сложностей нет и не может быть, так думают многие, но они забывают в каком государстве мы живем!!!

  • А дальше начинается самое интересное — это получение отказа в выдаче удостоверения, так как отсутствует доказательство фактического участия в боевых действиях, особенно это актуально для военнослужащих подразделений боевого и тылового обеспечения, медицинских работников и ряда других категорий, доходит до смешного, даже те военнослужащие, кто был награждён боевыми государственными наградами, но при этом не имеет записи об участии в боевых действиях, получают отказ.
  • Получив такой ответ, многие отчаиваются и перестают бороться за свои права, но делают это абсолютно зря и сегодня объясним на основании нашей положительной судебной практики почему и как добиться правды!
  • Собрав воедино многие судебные решения и наши обращения сегодня представим вам наиболее эффективный вариант обращения, а если потребуется и искового заявления.
  • Первое и важное, о чем надо знать и постоянно напоминать должностным лицам военкомата, что ответственность за подготовку документов на лиц, уволенных в запас (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается: — на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет, то есть не Вы должны бегать и что то искать ,а должностные лица ,установив некомплект ОБЯЗАНЫ запросить и доложить все документы.

Дальше — больше: согласно п.10 Порядка обращения, поступившие в комиссию, подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации.В соответствии с п. 11 Порядка по итогам рассмотрения обращения комиссия принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.Согласно п. 14 Порядка в случае принятия комиссией решения об отказе в выдаче удостоверения заключение направляется в орган военного управления (воинскую часть, военный комиссариат), представивший обращение для рассмотрения.

К заключению прикладываются документы, поступившие в комиссию вместе с обращением.

  1. Таким образом военкомат обязан сформировать пакет документов и направить его в соответствующую комиссию.
  2. Но что делать, если этого не происходит, ответ очевиден: обращение в суд с иском о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, выдаче удостоверения ветерана боевых действий, а ответчиком всегда является военный комиссариат.

Самое важное, что если раньше необходимо было представлять документы подтверждающие факт участия в БД, то есть только документы, то теперь можно представить свидетельские показания других участников, которые подтвердят факт нахождения в местности, выполнения задач и этого будет достаточно, но при этом не стоит забывать, что само по себе нахождение в зоне вооруженного конфликта или выполнение задач в условиях чрезвычайного положения или отнесенной к зоне вооруженного конфликта не говорит и не свидетельствует о непосредственном участии в боевых действиях. Фактическое участие в боевых действиях должно быть доказано в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

  • Вот такой клубок противоречий приходится разрешать судам ,а самое главное людям ,что бы получить то, что они заслужили.
  • К сожалению не можем представить вариант заявления в суд ,так как дзен считает что это часто повторяющийся контент, но если кому то необходимо, то обращайтесь, поможем!
  • Своим мнением по данному вопросу Вы всегда можете поделиться в х.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

mayson

Заслуженный участник
Сообщения: 1534 Зарегистрирован: 27 май 2014, 04:24

#1411

Непрочитанное сообщение mayson » 02 дек 2017, 22:01

alex56, я Вам верю, всякое бывает.Но ликвидатор и ВБД, категории разные. Можно иметь кучу выписок, что был в Ичкерии, но не иметь статуса ВБД. Про САР не готов сказать, все там становятся ВБД или нет.
К примеру, при посещении отделения ПФ ветерану БД необходимо иметь при себе полный пакет документов, подтверждающий его право на получение выплаты. И один из документов — удостоверение, а не какая нибудь справка или даже оригинал командировочного.

Не в компетенции командира давать статус ВБД. Поэтому он не при делах. Судиться чисто из-за 2х недель

alex56

Заслуженный участник
Сообщения: 29349 Зарегистрирован: 17 окт 2008, 20:30

#1412

Непрочитанное сообщение alex56 » 02 дек 2017, 22:16

QR_BBPOST Не в компетенции командира давать статус ВБД.
Вот поэтому нужно подать рапорт и получить отказ. А суд, если командир подтвердит, что были поданы все документы для выдачи ветерана БД, обязан привлечь (самостоятельно или по ходатайству истца) в качестве третьего лица, орган, который выдает удостоверения и выяснить является ли истец ветераном БД или нет.

Читайте также:  Как будут выявлять самозанятых людей: способы, порядок, перспективы

Отправлено спустя 2 минуты 45 секунд:

QR_BBPOST Про САР не готов сказать, все там становятся ВБД или нет.
И не нужно. Я привел выше ссылку на приказ МО РФ, где сказано

для лиц, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 г.

, — выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал;

Остальные документы: копия паспорта, копия удостоверения личности и две фотографии роли не играют.

mayson

Заслуженный участник
Сообщения: 1534 Зарегистрирован: 27 май 2014, 04:24

#1413

Непрочитанное сообщение mayson » 02 дек 2017, 22:58

QR_BBPOST Еще раз повторю, право на льготы даете не удостоверение, как считают некоторые, а факт пребывания в районе БД, который можно подтвердить выписками из приказов.
Ну-ну. Попробуйте получить, к примеру, налоговую льготу подав справку, что где-то когда-то были. Или в музей сходить по справке)).

alex56

Заслуженный участник
Сообщения: 29349 Зарегистрирован: 17 окт 2008, 20:30

#1414

Непрочитанное сообщение alex56 » 02 дек 2017, 23:22

QR_BBPOST Или в музей сходить по справке)).
Мой родственник на транспорте ездил бесплатно по справке. Все зависит от настойчивости. Что является основанием для получения удостоверения QR_BBPOST выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей
Когда начинаешь объяснять заинтересованным лицам, появляется понимание проблемы.
Вас же я не заставлю в музей со справкой идти.

Отправлено спустя 3 минуты 28 секунд:

Если товарищу [ref]sstena[/ref] нужен отпуск, он подаст рапорт, если не нужен, будет как Вы рассуждать.

Каждый делает свой выбор.

mayson

Заслуженный участник
Сообщения: 1534 Зарегистрирован: 27 май 2014, 04:24

#1415

Непрочитанное сообщение mayson » 02 дек 2017, 23:39

QR_BBPOST Вас же я не заставлю в музей со справкой идти.
Я Вам пытаюсь донести, что льготы ВБД оформят только при наличии удостоверения, а не по факту пребывания, который можно подтвердить справкой. Вы не в теме, вероятно.

alex56

Заслуженный участник
Сообщения: 29349 Зарегистрирован: 17 окт 2008, 20:30

#1416

Непрочитанное сообщение alex56 » 02 дек 2017, 23:41

QR_BBPOST Я Вам пытаюсь донести, что льготы ВБД оформят только при наличии удостоверения, а не по факту пребывания
А я Вам пытаюсь донести, что проблему тех же льгот (по речь идет только об отпуске) можно решить, если есть желание и настойчивость и без удостоверения ВБД.

alex56

Заслуженный участник
Сообщения: 29349 Зарегистрирован: 17 окт 2008, 20:30

#1418

Непрочитанное сообщение alex56 » 02 дек 2017, 23:46

QR_BBPOST Отпуск ком. вч будет предоставлять, а вот например в ПФР ЕДВ ветерану оформят
Любой отказ оспаривается в суде, тем более, что в приказе МО РФ определен срок рассмотрения заявления на выдачу ВБД

2. Заявление (рапорт) о выдаче удостоверения подлежит рассмотрению в течение 30 дней.

А в рассматриваемом случае этот срок нарушен.
В приложении к приказу указаны адреса всех комиссий, которые принимают решение.

И суд можно просить привлечь их в качестве заинтересованного лица, а так же запросить результаты рассмотрения заявления.

Фома 73

Заслуженный участник
Сообщения: 2188 Зарегистрирован: 25 мар 2017, 15:16

#1419

Непрочитанное сообщение Фома 73 » 02 дек 2017, 23:49

QR_BBPOST Любой отказ оспаривается в суде
Статья 28. Документы, подтверждающие права ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin … 61211817#0

alex56

Заслуженный участник
Сообщения: 29349 Зарегистрирован: 17 окт 2008, 20:30

#1421

Непрочитанное сообщение alex56 » 03 дек 2017, 00:04

QR_BBPOST при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов
А я о чем пишу

[12. Заявление (рапорт) о выдаче удостоверения подлежит рассмотрению в течение 30 дней.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации , военный комиссар, председатель комиссии (центральной комиссии) либо их заместители вправе продлить срок рассмотрения заявления (рапорта) не более чем на 30 дней, уведомив об этом заявителя.

Т.е. через 30 дней после подачи заявления должно быть принято решение о выдаче удостоверения ВБД.

сколько прошло?

QR_BBPOST Прошло полгода. Тишина.
Отправлено спустя 2 минуты 25 секунд:
QR_BBPOST А то натравят парней на командира в суд,
У меня была целая кипа решений суда, да командир, что то не жаловался. В данном случае права нарушаются не своевременной выдачей удостоверения. Так, что командир в обиде не будет. Не переживайте так.

Отправлено спустя 37 секунд:

а это решает все проблемыQR_BBPOST И суд можно просить привлечь их в качестве заинтересованного лица, а так же запросить результаты рассмотрения заявления.

Фома 73

Заслуженный участник
Сообщения: 2188 Зарегистрирован: 25 мар 2017, 15:16

#1422

Непрочитанное сообщение Фома 73 » 03 дек 2017, 03:19

QR_BBPOST

при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов

А я о чем пишу
Вы пишите вот это QR_BBPOST Еще раз повторю, право на льготы даете не удостоверение, как считают некоторые, а факт пребывания в районе БД, который можно подтвердить выписками из приказов.

sstena

Постоянный участник
Сообщения: 200 Зарегистрирован: 04 янв 2009, 18:53
Откуда: Краснодар

#1423

Непрочитанное сообщение sstena » 03 дек 2017, 08:39

Надеюсь копия выписки из приказа о нахождении в Сирии у Вашего товарища сохранилась?

Да, конечно, все документы имеются и на руках. Там и медальки ему выдали с выпимками. Кадровики мотивируют такие задержки огромной очередью. Хотя странно звучит ,, Очередь из ветеранов ,, умом Россию не понять. Как то рассказали, что по аналогичной ситуации ребята коллективную жалобу прокурору накатали, стали все ветеранами через неделю. Спасибо за ответы!

alex56

Заслуженный участник
Сообщения: 29349 Зарегистрирован: 17 окт 2008, 20:30

#1424

Непрочитанное сообщение alex56 » 03 дек 2017, 11:06

[ref]Фома 73[/ref], в суде я свои суждения доказал бы спокойно, т.к. согласно ФЗ о ветеранах и приказа МО РФ основанием для признания ВБД является участие в БД, которое подтверждается согласно приказа МО РФ соответствующими документами, поэтому задержка в выдаче удостоверения ВБД не является основанием для отказа в предоставлении соответствующих льгот.

mprkur0

Заслуженный участник
Сообщения: 6262 Зарегистрирован: 29 июн 2008, 17:39

#1425

Непрочитанное сообщение mprkur0 » 03 дек 2017, 11:11

alex56, Есть решения суда, который признавал законным отказ военного комиссариата в повторной выдаче УВБД, при утрате, потере и т.д. В таком случае ветеран становился не ветераном. Думаю, что без удостоверения и суд не поможет. ИМХО.

бумеранг

Постоянный участник
Сообщения: 278 Зарегистрирован: 14 июл 2013, 06:31

#1426

Непрочитанное сообщение бумеранг » 09 дек 2017, 00:36

Мне пять лет делали удостоверение ВБД и за это время никаких льгот, выплат, отпуска не было. Все упиралось в удостоверение! Даже КЧ, который был со мной в командировке не давал 15 суток отпуска т.к. без удостоверения я не являлась ВБД.

radion293

Активный новичок
Сообщения: 10 Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 19:17

#1430

Непрочитанное сообщение radion293 » 23 мар 2018, 07:31

Приветствую!
У меня вопрос: получил удостоверение ветерана БД, однако. в нем не правильно указали подпункт статьи 16 ФЗ. Вместо 1 поставили 3. По требованиям ФЗ «О ветеранах» я подхожу к подпункту 1 пункта 1 статьи 3 ФЗ, а значит льготная категория должна быть другая. Возможно ли оспорить решение комиссии по выдаче удостоверения?

евгений 76

Заслуженный участник
Сообщения: 18316 Зарегистрирован: 13 мар 2010, 09:24
Откуда: Санкт-Петербург

#1433

Непрочитанное сообщение евгений 76 » 01 апр 2018, 18:34

С.П. Обухов и В.Ф. Рашкин помогли бывшему военнослужащему добиться справедливости
В декабре 2017 года к депутату Государственной Думы VI созыва С.П. Обухову и депутату Государственной Думы VIIсозыва В.Ф. Рашкину поступило обращение бывшего военнослужащего, принимавшего участие в гражданской войне в Таджикистане в составе военной части 91160 Вооруженных Сил Российской Федерации. Как сообщал заявитель, ранее ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий на том основании, что воинская часть, в которой он проходил службу в период конфликта, из-за бюрократической ошибки не была включена в перечень воинских частей, принимавших участие в гражданской войне в Таджикистане.
19.03.2018 года из Военной прокуратуры Центрального округа поступил ответ № 2/513141, из которого следует, что с целью защиты прав заявителя прокуратура инициировала включение воинской части 91160 в перечень Вооруженных сил Российской Федерации, принимавших участие в гражданской войне в Таджикистане.

Данная мера позволит заявителю, наконец, получить положенный ему по закону статус ветерана боевых действий. https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/174463.html

contra08

Участник
Сообщения: 67 Зарегистрирован: 23 июн 2015, 18:13

#1434

Непрочитанное сообщение contra08 » 12 апр 2018, 14:54

Добрый день. Одной из льгот ветерана, есть дополнительный отпуск в количестве 15 суток. Вопрос. А данный отпуск, предоставляется при работе в гражданском учреждении??
Много читал статей в интернете и везде по разному. Кто пишет что нет, так как он предоставляется только военнослужащим. Другие говорят, что не имеет значение.

Artem155

Новичок
Сообщения: 3 Зарегистрирован: 12 дек 2018, 13:12

#1440

Непрочитанное сообщение Artem155 » 12 дек 2018, 17:24

спасибо. Но на работе грозят выговором. А есть какой нибудь приказ или постановление где описано за какин документы могут слелать авговор или где будет указано что вбд является личным документом как паспорт или права и за него неположен никакой выговор??

Вернуться в «Контрактная служба»

Перейти

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *