Об образовании: я студентка 3 курса по сокращенной программе заочная форма обучения

Выгодно ли поступать в вуз после 11 класса? Или иногда все же есть смысл пойти в колледж? И какие преимущества выпускники колледжей получают, если решат продолжить свое образование?

Вопросов много, но ответы на них есть. Больше полезной информации на нашем телеграм-канале, а о скидках и акциях – в группе.

Кто может поступать в вуз после колледжа по сокращенной программе?

Об образовании: я студентка 3 курса по сокращенной программе заочная форма обучения
Учиться в вузе выпускникам колледжа намного легче, чем пришедшим со школы

Обучаться по сокращенной программе могут не все, даже если вы окончили лицей, гимназию или узкопрофильную школу и получили золотую медаль в придачу.

Получать высшее образование по ускоренной программе обучения в вузе могут только выпускники после колледжа и техникумов (СПО) – средне-специальных заведений со свидетельством оконченного образования и успешной сдачи всех предметов по специальности.

Кроме того, учиться по сокращенной программе в вузе могут только те выпускники колледжей и техникумов, кто продолжает обучение по специальности или учится смежной профессии.

Например, обладатели диплома колледжа со специальностью учитель немецкого языка могут пойти только на такую же специальность в вузе или выбрать специализацию «переводчик немецкого языка».

Перед поступлением в вуз узнайте, поддерживает ли выбранное учебное заведение сокращенную программу. Есть учебные заведения, которые не предоставляют такую возможность, даже если вы окончили колледж с отличием.

Выпускники с дипломом начального профучилища не могут обучаться по сокращенной программе.

Сокращенное высшее образование после колледжа: почему студенты учатся меньше?

У каждой специализации есть свой набор предметов – обязательных и условно факультативных. Например, студенты технических специальностей должны изучать высшую математику, учащиеся на банковском деле – экономику, будущие преподаватели – филологию и методику преподавания.

Колледж – это место, где дают знания и прививают навыки для определенной профессии. И в конце обучения студенты сдают госэкзамены, чтобы проявить все привитые навыки и умения.

Программа обучения вуза построена по такому же принципу. И чаще всего на первых курсах предметы колледжа и вуза совпадают.

Выпускникам колледжа нет смысла учить одни и те же предметы. 

Что касается школьных предметов за 10 и 11 класс, то их учащиеся колледжа тоже проходят в течение первых двух курсов. Об этом свидетельствует диплом государственного образца. Вот почему выпускники колледжа могут рассчитывать на сокращенное обучение в вузе.

Но есть один нюанс: чтобы продолжить обучение по сокращенной программе, ваш колледж должен сотрудничать с выбранным вузом. 

Как начать учиться по сокращенной программе вуза после колледжа

Просто иметь диплом колледжа или прохождения стандартного собеседования недостаточно. Для поступления в вуз нужно выполнить ряд условий.

Испытания могут меняться в зависимости от вуза. Теперь каждое учебное заведение самостоятельно определяет, на каком основании будет зачислять выпускника колледжа: на основании одного диплома, тестирования или дополнительных вступительных испытаний.

Выпускник колледжа может поступить двумя способами:

  1. Предоставить результаты ЕГЭ.
  2. Пройти вступительные экзамены. 

При этом число внутренних испытаний должно соответствовать количеству экзаменов, которые сдают выпускники 11 класса (обычно 3-4 экзамена по общеобразовательным дисциплинам).

Что говорит закон

Из Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147:

«При приеме лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на базе профессионального образования, организация высшего образования может заменять общеобразовательные вступительные испытания, установленные Приказом N 1204 в качестве вступительных испытаний по выбору образовательной организации высшего образования, и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями, проводимыми организацией высшего образования самостоятельно.»

Если вы поступаете на то же направление, которое изучали в колледже, вуз может пойти навстречу и заменить один общеобразовательный экзамен профильным.

Например, вы изучали в колледже финансовые науки. И вуз может в качестве бонуса заменить обязательное обществоведение на комплексное тестирование с вопросами по бухучету, налогообложению, банковскому делу, финансированию и пр. 

Есть целый ряд специальностей, где абитуриенты должны сдавать творческие испытания (например, по направлению дизайна, архитектуры, телевидения, музыкально-театрального искусства и пр.).

Независимо от образования абитуриентов их результаты будут оценивать по 100-балльной шкале. С учетом итогового балла уже можно принимать участие в общем конкурсе на равных основаниях с выпускниками школ.

Если вы хотите поступать на основании результатов ЕГЭ, можно сдать лишь пробный экзамен. По его результатам можно получить сертификат с рекомендациями для поступления в вуз.

Выпускники колледжей могут поступить на сокращенное обучение в вуз ТОЛЬКО в течение первого года после окончания учебы.

Что представляет собой ускоренное обучение

Многие представляют себе, что ускоренное обучение – это сразу переход на 2-3 курс вуза после окончания колледжа. На самом деле все обстоит иначе: абитуриента зачисляют на первый курс. А переход на ускоренное высшее образование после колледжа возможен только в ходе учебы.

Студенту вуза с дипломом из колледжа придется написать заявление в деканат с просьбой перевода на ускоренную программу обучения. Если ответ вуза будет положительным, вам выдадут индивидуальный план обучения на 3-3,5 года вместо положенных 4-5 лет.

На какую форму обучения можно поступить

Если вы планируете поступить после колледжа на сокращенную программу, форма обучения не имеет значения. Это очень удобно для тех, кто собирается совмещать работу и учебу. 

Узнавайте о наличии мест на интересующем отделении (вечернем, заочном, дневном или дистанционном) и подавайте документы

При этом выпускники вузов могут рассчитывать на все те же льготы и бонусы, что и другие: стипендию и общежитие. Зато после окончания у вас будет целых 2 диплома и 2 профессии (если специальности были смежные). А это сделает вас более желанным и востребованным специалистом.

Как выглядит сокращенная программа обучения

В зависимости от возможностей вуза, учащемуся могут предложить одну из следующих форм обучения по сокращенной программе:

  • дневная форма (полный учебный день);
  • вечерняя форма;
  • группа выходного дня;
  • сессионный график (заочная форма).

Вечерняя форма обучения является самой распространенной. При этом студенты проходят обучение по вечерам в будни отдельно от основной массы. 

Срок обучения в институте/университете после колледжа будет зависеть от самого вуза и выбранной специальности. Продолжительность сокращенной программы может варьироваться от 2,5 до 3,5 лет. Например, студенты-медики вынуждены будут учиться по сокращенной программе дольше, чем учащиеся гуманитарных направлений.

Как видите, есть все же и свои плюсы в поступлении в вуз после колледжа. Хотя вполне возможно, что учиться так будет несколько сложнее. Просто ускоренное получение высшего образования после колледжа предполагает обучение по раздельности с основной массой, и при желании не получится затеряться в основном потоке. Впрочем, для учебы у вас всегда есть сервис студенческой помощи.

Обучение после колледжа сокращенно

Выпускники колледжей Российской Федерации имеют право продолжать профессиональное образование в высших учебных заведениях по сокращенным программам. Рассмотрим особенности поступления в вуз после колледжа.

Кто попадает в программу

Поступить сразу на старшие курсы университета и потратить на высшее образование меньше времени могут не все. Если вы получили только среднее образование, то есть окончили школу, лицей, гимназию в узкопрофильном классе, пусть даже с золотой медалью, это не дает права быть зачисленным в вуз на учебу по ускоренной программе.

Сокращенное обучение доступно только в том случае, если есть диплом об окончании колледжа или техникума.

Полное окончание среднего специального заведения и наличие свидетельства об успешной сдаче всех предметов по специальности — обязательное условие.

Второе требование — это поступление после колледжа или техникума именно в профильное высшее учебное заведение по вашей специальности или смежной с ней.

Например, если вы получили в колледже диплом школьного преподавателя английского языка, то можете поступить только на эту специальность, чтобы повысить профессиональный уровень до магистра. Альтернатива — выбрать специализацию «переводчик английского языка».

По каждому отдельному случаю нужно наводить справки непосредственно в приемной комиссии того вуза, в который вы намерены подавать документы.

Важно: если вы получили диплом начального профессионального училища, программа на вас не распространяется.

Причины сокращения времени обучения

Каждое направление имеет свой стандартный набор общеобязательных дисциплин. Например, все представители технических профессий изучают высшую математику, специалисты банковского дела – экономику, будущие учителя и преподаватели — языки и основы педагогического мастерства.

В колледже вы уже получили навыки и теоретические знания по обязательным для каждой профессии дисциплинам, сдали государственные экзамены и подтвердили профессиональное овладение специальностью.

Вузовская программа обучения построена таким образом, что почти все эти предметы изучаются на первых двух курсах.

Нет необходимости повторно осваивать и общеобразовательные дисциплины 10-го и 11-го классов школы. Для гуманитариев это русский и иностранный язык, физкультура, всемирная и российская история, философия, психология, этика/эстетика, религиоведение, логика, педагогика. Для разных направлений список отличается, но сути это не меняет.

Именно поэтому:

  • выпускникам колледжей доступно сокращенное образование в вузе при условии продолжения обучения по полученной или смежной специальности;
  • необходимо выбирать вуз, который сотрудничает с вашим средним специальным учебным заведением, или самостоятельно подбирать заведение, предлагающее сокращенную форму обучения для обладателей дипломов колледжей.

Государственный университет МЭИ предлагает выпускникам колледжей и техникумов в режиме онлайн подобрать себе ускоренные программы обучения.

Читайте также:  Неумышленная порча имущества магазина

О вступительных экзаменах

Выпускникам колледжей и техникумов так же, как и окончившим школу, приходится сдавать вступительные экзамены в вуз. Но у них есть два варианта, оба требуют наличия качественных знаний, однако отличаются по форме проведения:

  1. Можно сдавать профильные вступительные экзамены в конкретный вуз, цель которых — подтвердить способность продолжать обучение в его стенах. Специфика: узкопрофильные знания и программа экзамена, которую вузы обычно держат в тайне.
  2. Альтернатива — сдать общий для всех абитуриентов ЕГЭ. По его результатам тоже можно попасть на сокращенную форму обучения после окончания учреждений СПО. Специфика: общеобразовательный экзамен по широкому кругу знаний, полученных еще в школе, требует серьезной подготовки. Плюс: программа известна заранее, и можно основательно подготовиться.

Выбор вида экзаменов за вами, но взвешенно оценивайте свои знания, плюсы и минусы каждого из вариантов. Для упрощенного поступления в вуз без ЕГЭ, выпускники колледжей и техникумов могут бесплатно пройти пробный вступительный экзамен.

Какая форма сокращенного обучения лучше

Об образовании: я студентка 3 курса по сокращенной программе заочная форма обучения

Плюсы дневной формы:

  • полнота полученных знаний;
  • регулярные практические и теоретические занятия с лучшими преподавателями университета или института;
  • шанс продолжить научную карьеру;
  • большее количество бюджетных мест на каждом потоке.

Плюсы заочной формы:

  • экономия времени;
  • возможность обучаться самостоятельно в удобное время;
  • совмещение учебы и работы.

Будьте внимательны, уточняйте в приемной комиссии, какая форма обучения доступна для вас в конкретном вузе.

На какой курс вы попадете

Обновленное законодательство подразумевает зачисление выпускников техникумов и колледжей на первый курс.

Ранее зачисление проводилось сразу на третий курс, однако в связи со сложностью совмещения двух программ –  колледжа и вузовской — это положение было отменено.

Теперь разработаны новые методики ускоренного обучения.

Преимущества:

  • обучение в кругу таких же выпускников, как и вы;
  • постепенное и размеренное освоение предметов без пробелов и сложностей, которые возникают при присоединении к группе студентов-третьекурсников, освоивших больший или меньший объем знаний.

Сейчас из поступивших на сокращенную программу обучения формируют специальные ускоренные группы, раньше их включали в уже существующие.

График сокращенного обучения

Студентам ускоренных групп вузы предлагают несколько различных графиков:

  • полный учебный день (дневная форма);
  • вечерняя форма;
  • занятия по выходным дням;
  • сессионный график (заочная форма).

Наиболее распространен вечерний график занятий, при котором студенты отдельно от общего потока обучаются по вечерам будних дней.

В зависимости от специальности длительность сокращенного обучения варьируется от двух с половиной до трех с половиной лет. Например, из-за большей сложности программы обучаться медицинским специальностям нужно дольше, чем гуманитарным.

Сокращенная форма обучения в вузе

Об образовании: я студентка 3 курса по сокращенной программе заочная форма обученияЗакончив колледж или техникум многие выпускники продолжают обучение в вузах. Существует сокращенная форма обучения для таких абитуриентов, а поступить они могут по результатам ЕГЭ или сдав экзамены, проводимые самим вузом. В основном абитуриенты поступают на заочную форму, это позволяет эффективно совмещать учебу с работой. В соответствии с новым законодательством вузы формируют специальные группы для студентов, поэтому они зачисляются не на третий курс, а на первый.

Студенты, решившие освоить программу в короткие сроки, после первой сессии могут написать заявление о переходе на ускоренную программу обучения.

В случае положительного результата для каждого студента разрабатывается личный график занятий. Время обучения сокращается на один год.

От такой программы можно отказаться в любой момент и перейти обратно на полный курс обучения, все зависит от наличия вакантных мест.

Сокращенная форма обучения по срокам должна быть одинакова для всех вузов, государственных и негосударственных. Некоторые недобросовестные вузы предлагают получить второй диплом о высшем образовании всего за один год.

В этом случае существует опасность получить вместо диплома документ, который не будет иметь никакой ценности или в процессе учебы продлят срок обучения.

А это чревато лишними непредвиденными расходами и неизвестностью — когда будет выдан диплом.

Освоение сокращенной программы зависит от профиля предыдущего образования:

  • От 3 (очная форма) до 3,5 (заочная форма) лет — несоответствующий профиль получаемого образования;
  • От 2 до 2,5 лет — соответствующий профиль получаемого образования;
  • От 1 до 1,5 лет — лица, обладающие дипломом бакалавра и пожелавшими учиться дальше по профилю;
  • 1,5 года — лица, которые хотят стать магистрами и получить соответствующий диплом.

Для желающих обучаться по сокращенной форме обучения вузы могут изменять количество и перечень вступительных испытаний. Хотя обычно они ограничиваются тестированием и собеседованием. А также не предусматривается обязательное изучение факультативных предметов. Студенты, подавшие личное заявление, могут быть переаттестованы по ранее изученным дисциплинам.

Если у студента нет приложения к диплому, он обязан предоставить в вуз академическую справку от того учреждения, где он получал образование, или действующий на тот период учебный план. Иначе зачисление в вуз на сокращенную программу невозможно.

За счет чего же происходит сокращение программы обучения? Прежде всего это уменьшение объема учебной и технологической практики. Индивидуальная программа подразумевает более самостоятельную работу по специальным и общепрофессиональным дисциплинам.

Студентам также предусматривается время на ведение научно-исследовательской работы, которая оказывает огромное влияние на формирование профессионализма в будущей специальности.

Множество государственных и негосударственных вузов предлагают сокращенные программы обучения и все это является заботой о непрерывности образовательного цикла для молодежи.

Заочное обучение в вузе ИМЭС — поступить на дистанционно в Москве

Дата создания и публикации: 14.09.2020

Те, кто по каким-то причинам не могут посвящать все время учебе, планируют получить высшее образование заочно. Классическая схема заочного высшего образования предполагает, что студенты в большей степени самостоятельно изучают дисциплины по программам и заданиям высшего учебного заведения. 

Количество часов, отведенных на лекции и семинары, невелико. Во время таких установочных сессий преподаватели проводят вводные занятия учебного курса, дают задания для контрольных и научных работ, рефератов, списки тем для изучения. Такая форма обучения также предусматривает сдачу экзаменов во время зимней и летней сессий. 

Институт международных экономических связей входит в число вузов Москвы с заочной формой обучения. Выбирая заочное обучение в экономическом вузе, студенты должны будут  приезжать в Москву для сдачи экзаменационных сессий, в остальное время – учиться самостоятельно, выполняя установочные задания. 

Поступив в ИМЭС, можно получить высшее экономическое образование заочно в Москве под руководством личного куратора. Диалоговая технология обеспечивает свободное общение с ним по телефону, электронном почте или  через личный кабинет в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Также в ЭИОС хранятся информационные источники – видео и аудиоматериалы, по персональному паролю.

Программы обучения (сроки, дисциплины) разрабатываются высококвалифицированными преподавателями-практиками индивидуально. Заочная форма получения образования также предполагает изучение делового английского языка на хорошем уровне – это одно из важных преимуществ Института международных экономических связей.

Срок обучения на заочной форме – 4 года 11 месяцев. В институте можно пройти обучение по ускоренной программе. Претендовать на такой формат могут абитуриенты с дипломом о среднем профессиональном или высшем образовании. 

Сократить срок учебы в ИМЭС можно двумя способами: либо за счет перезачета дисциплин, которые студенты прошли при обучении в средне-специальном или высшем учебном заведении, либо за счет более интенсивного изучения программы по индивидуальному плану. Расписание для зачетов и экзаменов также составляется индивидуально. Таким образом можно закончить вуз за 3,5 года заочно.

Высшее образование на заочном отделении платное.

Стоимость обучения в 2021/2022 учебном году зависит от выбранного формата: цена заочного обучения  – 28 000 рублей за семестр, по ускоренной программе – 29 000 рублей за семестр.

Согласитесь, это совершенно недорого за экономическое обучение в Москве. Есть возможность вносить оплату по месяцам. Определенные категории студентов могут претендовать на получение скидок в размере 10-20%.

По окончании Института международных экономических связей выпускники получают диплом государственного образца с  международным приложением Diploma Supplement, которое разработано Европейской комиссией совместно с Советом Европы и ЮНЕСКО. 

Это приложение заполняется на английском языке с указанием присвоенной квалификации, системы образования в РФ, а также сведений об успеваемости с учетом рейтинговой системы. Учебная нагрузка в Diploma Supplement представлена в зачетных единицах ECTS (European Credit Transfer System).

Наличие Diploma Supplement гарантирует признание национального образования в других странах, полученная квалификация по данному диплому понятна зарубежным работодателям.

Что такое сокращенная форма обучения в вузе после колледжа

У решения закончить школьное обучение после 9 класса есть ряд преимуществ. Одно из них — поступление в колледж, после которого можно закончить вуз по ускоренной программе.

Ускоренная программа обучения в вузе: краткое описание

Источник: pexels.com

Поступая в ссуз, абитуриент рассчитывает на получение самых основных знаний по рабочей специальности. По сравнению с институтом или университетом программа ссузов «урезана». Тем не менее на схожих направлениях многие дисциплины повторяются, что позволяет выпускникам техникумов или колледжей рассчитывать на получение высшего образования по ускоренной программе.

Министерство образования и науки РФ в Положении об ускоренном обучении постановило, что абитуриенты, поступающие в вуз (по программам бакалавриата и специалитета) на базе полученного профессионального образования, имеют право на ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану.

Кто может учиться в вузе по сокращенной программе

Итак, для кого доступна эта возможность?

Читайте также:  Развод и раздел имущества: в каком порядке лучше подать на развод и раздел имущества

Для выпускников лицеев (по окончании которых, как правило, выдается диплом о начальном профессиональном образовании), к сожалению, никаких привилегий в плане обучения в вузе нет. Для поступления им придется сдавать ЕГЭ и учиться наравне с выпускниками обычных школ.

Что касается абитуриентов, окончивших техникум или колледж, при приеме им могут предлагаться альтернативные вступительные испытания, помимо результатов ЕГЭ. Руководство вуза определяет их самостоятельно. Зачисление идет на первый курс, а вот переход на сокращенное образование осуществляется уже в процессе учебы.

Разумеется, такой подход к получению образования в вузе после колледжа не является обязательным. Решение о переводе студента на подобную форму обучения принимается конкретным учебным заведением.

Так, некоторые вузы могут допускать ускоренное обучение, если в колледже вы получили диплом по тому же направлению, и отказать в том случае, если вы поступаете не по своему профилю.

Иногда вуз может отклонить заявку студента, посчитав, что качество преподавания сходных предметов в колледже было недостаточным.

Однако многие вузы все же готовы предоставить возможность ускоренного обучения, следует уточнить этот вопрос в приемной комиссии.

Почему студенты учатся меньше

Причины сокращения срока обучения после техникума или колледжа просты: многие предметы, включенные в учебный план вуза, уже изучались студентом, и потому тратить на них еще больше времени просто бессмысленно. Правда, касается это обычно первых курсов университета, поскольку старшие курсы уже предполагают более углубленное изучение специальности.

Но это не означает, что вас примут сразу на 2 или 3 курс. Ускоренное обучение осуществляется по индивидуальному плану и позволяет студенту завершить образование на 1,5-2 года раньше. Разумеется, этот срок приблизительный и зависит от выбранного направления.

Например, студенты-медики по сравнению с гуманитариями в любом случае будут обучаться дольше.

Однако для многих выпускников ссузов это существенное сокращение срока: зачастую они уже хотят поскорее начать строить карьеру вместо того, чтобы тратить еще 4 года или 5 лет за учебниками и конспектами.

Источник: pexels.com

Гораздо проще обстоят дела, когда колледж и вуз сотрудничают. Существуют ссузы, направленные на подготовку абитуриентов к поступлению в конкретный вуз. Это не означает, что для поступления в определенный университет обязательно заканчивать колледж при нем.

Однако у тех, кто так поступит, будут очевидные преимущества перед поступающими сразу после школы. И обычно в таких университетах уже существуют необходимые учебные программы, поэтому сокращать план конкретно для вас им не придется.

Таким образом, если вы получили диплом колледжа, связанного с университетом, скорее всего вы завершите учебу раньше своих сокурсников.

Как начать учиться по сокращенной программе

Как уже было сказано, выпускникам колледжей предоставляется возможность выбрать подходящие вступительные испытания: они могут сдать ЕГЭ, либо же традиционный экзамен с билетами.

Формат вступительных испытаний выбирается руководством вуза, поэтому узнайте об этом заранее в приемной комиссии или на официальном сайте (кстати, там же обычно и размещаются примерные вопросы для сдачи по билетам).

Как происходит ускоренное обучение

Чтобы перевестись на сокращенное обучение, обучающемуся следует подать заявление. Необходимо указать основание (наличие диплома среднего профессионального образования) и «перезачесть» уже сданные ранее дисциплины.

В случае принятия аттестационной комиссией положительного решения для студента разрабатывается индивидуальный учебный план. Он составляется на основе учебного плана с полным сроком обучения, и в нем предусматривается перечень, объем, последовательность изучения предметов и т.д.

На какой форме обучения можно учиться

Ускоренное обучение может быть реализовано на любой из форм обучения — очной, очно-заочной (вечерней) и заочной. Также заявление о переводе могут подать как бюджетники, так и контрактники.

Формат обучения по сокращенной программе

Источник: unsplash.com

Формат обучения в вузе по ускоренной программе может быть таким же, как и при стандартном (нормативном): как вариант — дистанционное образование с применением электронных образовательных технологий, с использованием сетевой формы осуществления образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Закон не устанавливает строгих рамок, это полностью зависит от руководства вуза, так что подробную информацию лучше получить в своем деканате.

Желаем удачи при поступлении в университет! Если у вас возникли проблемы с подготовкой к вступительным испытаниям или необходима помощь в учебе, всегда можете рассчитывать на специалистов Феникс.Хелп.

Ускоренное обучение в университетах и институтах. Сокращенные программы обучения в ВУЗах

Каждый абитуриент вуза желает как можно скорее освоить программу высшего образования и получить долгожданный диплом, подтверждающий высокий уровень квалификации.

Получить высшее образование в сокращенные сроки имеют возможность выпускники колледжей и техникумов, имеющие среднее профессиональное образование и планирующие поступать на профильные направления в вуз.

В этом случае учебная программа высшего профессионального образования реализуется с сокращением срока обучения благодаря перезачету и переаттестации тех дисциплин, которые изучались ранее в колледже и присутствуют в дипломе о среднем профессиональном образовании.

В зависимости от количества предметов и количества академических часов, которые эти предметы изучались студентом, срок обучения по программам с сокращением срока может составить от 2,5 до 3,5 лет.

ВАЖНО: выпускники колледжей и техникумов, получающие только начальное профессиональное образование (уровень бывш. профессиональных училищ), согласно порядку приема в вузы РФ, не имеют возможности поступать на сокращенную форму.

Стоит принять к сведению, что в соответствии с современным законодательством зачисление студентов в институт или университет, поступающих после колледжа или техникума на сокращенное обучение, реализуется на 1 курс, а не на 3 курс, как это было ранее.

Ключевым отличием является тот факт, что раньше выпускников средних профессиональных учебных заведений просто присоединяли к готовым группам, сформированным ранее из состава выпускников 11 класса.

Сейчас же, вузы должны формировать цельные группы, состоящие из выпускников со средним профессиональным образованием и вести учебный процесс с первого курса.

Поступать в вуз, на программы с сокращением срока обучения, абитуриенты могут либо по результатам ЕГЭ, либо по результатам вступительных экзаменов, которые проводит сам вуз. При этом перечень предметов и форму проведения вступительных испытаний, вуз определяет тоже самостоятельно.

Обучение с сокращением срока подготовки может проводиться по любой форме: очной, очно-заочной (вечерней) и заочной. Следует отметить, что выпускники колледжей и техникумов предпочитают поступать, в основном, на вечернюю или заочную форму обучения. Это открывает возможность эффективного совмещения трудовой деятельности с получением высшего образования.

График посещения занятий может быть самым разным. Наиболее популярными методами реализации ускоренных и сокращенных программ являются: обучение в будние дни по вечерам или обучение в группе выходного дня.

Программы с сокращением срока обучения реализуются во многих государственных и негосударственных институтах и университетах, заботящихся о непрерывности образовательного цикла молодых специалистов.

Методические рекомендации "Заочное обучение"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим работникам в организации обучения на заочном отделении

Методические рекомендации созданы для оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы на заочном отделении. Включают себя нормативно-правовую документацию по работе на заочном отделении, а также необходимые положения, регламентирующие деятельность заочного отделения.

Разработчики, рабочая группа учреждений СПО:

ЧТСГХ – Краузе Э.В., заместитель директора по НМР и качеству;

Семенов В.Л., заместитель директора по УПР;

ЦАТТ – Александрова Н.Ю., заместитель директора по УМР;

Ешмейкина И.А. заместитель директора по НИР и ПО;

Моисеев И.Н., заведующий ЗО;

НХМТ — Кузьмина Т.Н., заместитель директора по УР;

Михеркина Т.А., заведующий ЗО.

Руководитель рабочей группы: к.п.н., доцент, заведующий ЦРПО Бородина Т.Л

СОДЕРЖАНИЕ

2.1 Должностная инструкция заведующего заочным отделением

15

    1. Должностная инструкция методиста заочного отделения

18

  1. Положение о нормоконтроле выпускной квалификационной работы

на заочном отделении

19

  1. Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся

22

  1. Положение о реализации сокращенных и ускоренных форм обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной организации

28

  1. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов

30

  1. Положение о порядке перезачета результатов освоения студентами учебных дисциплин, практик

47

  1. Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

49

  1. Положение о выполнении и рецензировании контрольных работ обучающихся на заочном отделении

51

  1. Положение о курсовой и дипломной работе (проекте)

54

  1. Положение о практике обучающихся, осваивающих ППССЗ

64

Введение

Заочное обучение — форма обучения, которая сочетает в себе черты самообучения и очного обучения. Характеризуется фазностью.

В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия).

При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Заочное обучение использует поточный принцип: единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Два раза в год (как правило зимой и летом) происходит сдача сессий.

Заочная форма обучения позволяет сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. На заочном отделении ведется обучение специалистов среднего звена без отрыва от производства.

Их отличает знание производства, опыт трудового и человеческого общения в коллективе, умение учиться самостоятельно.

Читайте также:  Предложение о возмещении ущерба страховой компании

Обучение по заочной форме в настоящее время является не только наиболее экономичным способом получения среднего специального образование, но и в первую очередь, позволяет эффективно усваивать теоретические знания и практические навыки одновременно, успешно сочетая обучение с профессиональной деятельностью.

Наряду с обучением в традиционном режиме по заочной форме, ведется обучение студентов-заочников в вечернее время и выходные дни в течение всего учебного года, что позволяет сокращать срок отсутствия на рабочем месте. Большое внимание уделяется организации межсессионной работы студентов.

  • Особенностью заочного обучения (по сравнению с очной формой) является больший объем самостоятельной работы, связанной с выполнением контрольных заданий, но в то же время обеспечивает определенные преимущества перед очным обучением:
  • — гибкость: возможность заниматься в удобное время и в удобном темпе;
  • — возможность обучения без отрыва от основной работы;
  • — возможность использования в учебных целях современных средства коммуникаций;
  • — возможность продолжения обучения в ВУЗе по сокращенному учебному плану;
  • — непрерывное совершенствование учебного процесса и его методического обеспечения.

Заочное отделение образовательной организации является его структурным подразделением.

Его задачи и функции, права и взаимоотношения с другими подразделениями и должностными лицами, ответственность отделения в целом и его руководителя определяется нормативными документами, регламентирующими деятельность, представленными в разделе 1 данных методических рекомендаций.

Функционирование или организация учебного процесса на заочном отделении осуществляется на основании Устава образовательной организации, Положения о заочном отделении и практического применения рекомендаций по организации учебного процесса по заочной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

  1. На заочном отделении может проводиться подготовка специалистов, как за счет средств бюджета, так и на основе договоров с физическими и юридическими лицами.
  2. Сокращения применяемые в данных методических рекомендациях:
  3. СПО – среднее профессиональное образование
  4. ОО – образовательная организация
  5. ФГОС СПО — федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
  6. ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена
  7. ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
  8. ОК — общая компетенция;
  9. ПК — профессиональная компетенция;
  10. ПМ — профессиональный модуль;
  11. МДК — междисциплинарный курс.
  12. Рекомендации по разработке учебного план по заочной форме обучения.
  13. Нормативные сроки обучения по заочной форме получения образования по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
  14. а) для обучающихся по заочной форме обучения:
  15. на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;
  16. на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года.

Для лиц, имеющих профессиональное образование или стаж практической работы по профилю специальности, а также родственной ей, продолжительность обучения может быть сокращена по отношению к нормативному сроку обучения по заочной формам при обязательном выполнении Государственных требований. В этом случае образовательное учреждение разрабатывает индивидуальные учебные планы, как для отдельных студентов, так и для всей учебной группы.

  • Учебный план по заочной форме обучения разрабатывается в соответствии с:
  • — ФГОС СПО;
  • — базисного учебного плана;
  • — примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;
  • — рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики.
  • В учебном плане по заочной форме обучения определяет следующие характеристики ППССЗ:
  • — объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
  • — перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике);
  • — сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
  • — каникулы;
  • — распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим);
  • — формы государственной (итоговой) аттестации (обязательные и предусмотренные образовательным учреждением), их распределение по семестрам, объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках государственной (итоговой) аттестации.
  • Учебный план состоит из титульной части, пояснительной записки, таблицы «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)»
  • При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:
  • — максимальная учебная нагрузка обучающихся включает все виды обязательной учебной нагрузки и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы;
  • — максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, независимо от формы получения образования, составляет 54 академических часа в неделю;
  • — максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении ППССЗ в заочной форме составляет 160 академических часов в год; в эту нагрузку не входит учебная и производственная практика в составе профессиональных модулей; она реализуется обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета;
  • — наименование дисциплин и их группирование по циклам должны быть идентичны учебным планам для очного обучения; причем объем часов дисциплин и междисциплинарных курсов для заочной формы может составлять от 30 % объема часов очной формы обучения; дисциплина «Иностранный язык» реализуется в течение всего периода обучения, а по дисциплине «Физическая культура» предусматриваются занятия в объеме не менее двух часов, которые проводятся как установочные;
  • — выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение и в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом для очной формы обучения;
  • — в графике учебного процесса рабочего учебного плана фиксируется только производственная практика (для ППКРС) и преддипломная практика (для ППССЗ), а в разделе «Производственная практика» рабочего учебного плана — все виды практики, предусмотренные ФГОС СПО по конкретной специальности и рабочей профессии.
  • Рекомендации по организации учебного процесса по заочной форме обучения

В образовательных организациях начало учебного года по заочной форме может переноситься не более чем на 3 месяца. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом для заочной формы обучения (далее — рабочий учебный план), который разрабатывается образовательным учреждением.

Общая продолжительность экзаменационных (лабораторно — экзаменационных) сессий в учебном году на 1 и 2 курсах – 30 календарных дней, на последующих курсах — 40 календарных дней.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной профессиональной образовательной программы по заочной форме составляет 160 академических часов. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий не должна превышать 8 часов в день.

  1. Годовой бюджет времени при заочной форме обучения распределяется следующим образом (кроме последнего курса):
  2. — каникулы — 9 недель (в летний период),
  3. — сессия — 4 или 6 недель в зависимости от курса,
  4. — самостоятельное изучение учебного материала — остальное время.
  5. На последнем курсе бюджет времени распределяется следующим образом:
  6. — сессия — 6 недель,
  7. — преддипломная практика — 4 недели,
  8. — государственная итоговая аттестация (ГИА) — 4 или 8 недель в зависимости от вида ГИА,
  9. — самостоятельное изучение учебного материала — остальное время.

При заочной форме обучения осуществляются следующие виды учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, практические занятия, лабораторные занятия, индивидуальные занятия, мелкогрупповые занятия, контрольные работы, курсовые работы (проекты), консультации, производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Самостоятельная работа.

Реализация компетентностно-модульного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе по заочной форме обучения интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучения.

  • Основной формой организации образовательного процесса при заочной форме обучения является лабораторно-экзаменационная сессия (далее — сессия), периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются в графике учебного процесса рабочего учебного плана по конкретной специальности.
  • Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью студента заочной формы обучения и проводится с целью определения:
  • — полноты теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
  • — сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных и практических работ;
  • — наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой, учебно-методическими материалами;
  • — соответствия уровня и качества подготовки выпускника.
  • Сессия, в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени, может быть разделена на несколько частей (периодов сессии), исходя из особенностей работы образовательного учреждения и контингента студентов.

Образовательное учреждение может проводить установочные занятия в начале каждого курса. Продолжительность установочных занятий определяется образовательным учреждением, а отводимое на них время включается в общую продолжительность сессии на данном курсе.

При необходимости образовательное учреждение может проводить установочные занятия по учебным дисциплинам, изучение которых предусмотрено учебным планом на следующем курсе.

Для студентов первого года обучения за счет времени, отводимого на консультации, могут проводиться установочные занятия по основам самостоятельной работы.

При заочной форме обучения оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, текущий контроль успеваемости.

Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения программного материала учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и имеет следующие виды: входной оперативный и рубежный контроль. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся в журналы учебных занятий.

  1. Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку, проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям к результатам освоения программы подготовки, наличия умений самостоятельной работы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *