Не допустили к экзамену из-за несоответствия программы обучения и методологии преподавания

Мне не доводилось в университете бывать на грани отчисления, но по примеру моих друзей и сокурсников было очевидно, что приятного в такой непростой ситуации мало. А начинаются серьезные проблемы в учебе с прогулов и не допуска к экзамену, защите курсовой работы.

Не допустили к экзамену из-за несоответствия программы обучения и методологии преподавания

Вот тут студент решает суетиться, ведь так хочется пробиться на следующий курс, но порой уже очень поздно. Чтобы не доводить ситуацию до точки «невозврата», самое время разобраться, что будет, если студент не допущен к экзамену.

Почему возникает ситуация с недопуском к экзамену?

Если студент систематически прогуливает пары, ничего хорошего из этого не получится. Один мой знакомый, считая себя истинным везунчиком по жизни, открыто не являлся на лекции, а практические занятия и вовсе считал «не царское это дело».

Закончилось все печально: сначала его не допустили к экзамену по предмету, а потом и вовсе перевели на контрактную форму обучения. На этом его везение было окончено, поскольку каждый семестр приходилось оплачивать по 48 000 рублей. И это еще лучший вариант, могли и вовсе отчислить.

Если студент поконфликтовал с преподавателем, у него тоже возникают проблемы с допуском к экзамену. Другой мой знакомый, считая себя самым умным, имел неосторожность поправить преподавателя перед аудиторией и тактично упрекнуть его в некомпетентности.

Педагог тоже тактично смолчал, но потом начались проблемы. Сначала он не мог сдать лабораторные работы, а на зачетной неделе был не допущен к экзамену официально по причине «неготовности». Побегав в свободное время «на поклон» к преподавателю, он понял, что был не прав.

Если на первых двух курсах были прогулы по отработке в летний период, это «бомба замедленного действия». Продолжая истории о своих друзьях, скажу, что пропуск отработки обнаруживается, как правило, в самый неподходящий момент.

В случае моего товарища правда открылась на зачетной неделе, и допуск к экзамену, соответственно, не был получен своевременно.

Советуем почитать: Что будет, если дипломная работа не готова к предзащите?

Хорошо, что было время, и мы всей академической группой наблюдали, как он красил бордюры перед главным входом. На экзамен все-таки попал, но уже с «последним китайским предупреждением».

Если не готов курсовой проект, к экзамену студента тоже не допускают. Из личного опыта скажу, что не стоит шутить с такой глобальной проверочной работой, особенно если по этому предмету предстоит еще сдавать экзамены.

Как раз защита курсовика и является допуском на экзамен, поэтому готовиться следует заблаговременно. Большая часть моей академической группы однажды понадеялась «на авось».

В итоге экзамен сдавали впятером, а остальные 12 человек пытались пробиться на консультацию к преподавателю, чтобы закончить незавершенное дело с курсовым проектом.

Прогулы по уважительным причинам могут тоже стать аргументом в пользу не допуска студента к экзамену по профильному предмету.

Итак, студент может болеть, после чего должен предоставить справку в деканат, что он не прогуливал, а усердно лечился, поправлял здоровье. Казалось бы, проблем нет, но все равно предстоит «подтягивать хвосты» и наверстывать упущенное.

Если не успеть вовремя, в лучшем случае можно остаться на том же курсе на второй год, в худшем – быть отчисленным по причине неуспеваемости в учебе.

Получается, что учеба в университете имеет массу подводных камней, и не стоит считать себя самым умным. Даже при болезни требуется помнить о своем стремлении к высшему образованию и, по возможности, стараться учиться в ногу со своими сокурсниками.

Как это сделать, студент решает по ситуации, главное – чтобы потом поздно не было. Проблемы собираются в ком и могут настигнуть учащегося вуза огромной лавиной.

Основные требования в отношении допуска к экзамену

Итак, говорить о примерном поведении каждого студента в стенах вуза не приходится, это общепринятая норма взрослого человека.

Однако следует выделить те важные моменты, которые значительно повышают шансы учащегося быть допущенным к предстоящему экзамену, приблизиться к получению стипендии и повысить шансы на получение диплома о высшем образовании:

1. Посещение лекций. Теория – важная составляющая учебного процесса. Поэтому лекции важно не только не пропускать, но и вести себя на парах особенно активно, регулярно выполнять домашнее задание, меньше болтать не по теме, не спать на последних парах.

2. Выполнение практических работ. Зачет или допуск к экзамену как раз и определяется путем суммирования оценок по практической части предмета.

Если даже педагог не оценивает знания студента в течение семестра, он считает наличие всех практических работ и только после этого дает добро на посещение экзамена. В противном случае, в быстром темпе предстоит «подтягивать хвосты».

3. Выполнение итоговой работы. Скорее всего, это контрольная работа, которую студенту предстоит осилить в последние дни семестра – на зачетной неделе.

Если получена оценка «2», вовремя явиться на экзамен и сдать сессию, увы, в ближайшем будущем не предвидится.

4. Хорошая репутация. Даже если студент не учится на «отлично», но ведет себя примерно, и находит контакт с преподавателями, не и исключено, что в конце семестра и ему пойдут на уступки, авансом предоставив допуск к предстоящему экзамену.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Однако в данном случае предстоит подготовиться вдвойне сильней, поскольку количество дополнительных вопросов явно увеличится.

5. Готовность к экзамену. Если преподаватель видит, что учащийся вуза не готов сдавать экзамен и заметно плавает в «теме», то порекомендует сразу прийти на пересдачу, а перед этим как следует подготовиться и подтянуть «слабые места», восполнить «пробелы знаний».

Это вполне реально, главное – не затягивать с явкой на экзамен и допуском к таковому.

Не допустили к экзамену из-за несоответствия программы обучения и методологии преподавания

Если все эти требования соблюдены, проблем с экзаменом и его блестящей сдачей возникнуть не должно.

Единственное, что можно дополнить: всегда и везде нужно стараться находить контакт даже с самыми строгими преподавателями, поскольку от их отношения может зависеть судьба диплома о высшем образовании и статус молодого специалиста.

Перспективы недопуска к экзамену

Если студент по определенным причинам не допущен к экзамену, ситуация незавидная. Это первый шаг к отчислению из вуза, если своевременно не взяться за голову.

Не стоит с юмором относиться к таким словам, поскольку уже после окончания сессии можно обрести статус «отчислен». Так чего опасаться, если студент не допущен к экзамену?

Вот несколько реальных вариантов, с которыми мне не раз доводилось сталкиваться в минувшем студенчестве:

1. Студент не приходит на экзамен и автоматически получает в ведомость оценку «неудовлетворительно», сразу считается двоечником.

2. Студенту требуется приходить на пересдачу, когда все остальные примерные студенты уже отдыхают и расслабляются на заслуженных каникулах.

3. Студенту необходимо подтянуть «все свои хвосты», чтобы хотя бы получить допуск к пересдаче, а для этого полагается сдать работы всего семестра.

4. Студент может быть отчислен: парней сразу забирают в армию, а девушкам приходится трудоустраиваться и раньше времени вступать во взрослую жизнь.

5. Студент наживает себе врагов в лице преподавателей, которым он заметно портит статистику успеваемости.

В общем, перспективы нерадостные и, тем более, не вдохновляющие. Мало того, они отдаляют мечту о высшем образовании, делает ее неосуществимой в реальности.

Поэтому, зная о серьезности последствий, лучше избегать таких критических в студенчестве всех времен моментов. А как это сделать, подскажет личный опыт, интуиция и несколько ценных рекомендаций.

Советы студенту при недопуске к экзамену

Студент должен с первого дня нового семестра понимать, зачем пришел в вуз – за знаниями или развлечениями. Необходимо поставить цель и четко к ней следовать. Конечный результат – молодой специалист, а на пути будет много экзаменов и курсовых работ.

Если с допуском к экзамену ничего неясно, а преподаватель отмалчивается, решить столь глобальный вопрос рекомендуется на зачетной неделе. В противном случае, на сессии педагог вряд ли найдет свободную минутку для нерадивого студента.

Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю

Если не получается вовремя и правильно доделать курсовой проект, рекомендуется чаще посещать с визитами ответственного руководителя. Иначе к экзамену без готовности итоговой работы студент не будет допущен.

Все вопросы важно решать не только с преподавателем, но и с деканатом. Если руководство кафедры посчитает причины не допуска к экзамену объективными и обоснованными, студент получит возможность сдать сессию своевременно и без колоссальных проблем.

Если к экзамену не допущен, а в знаниях колоссальный пробел, варианта два: вплотную засесть за учебу, или можно искать себе место официального трудоустройства, но не в качестве молодого специалиста, а разнорабочего.

Читайте также:  Репатриация в израиль: программы 2020, уровень жизни репатриантов

Ситуация, когда студента не допускают к экзамену, для высшего учебного заведения вполне стандартная. Ни одно поколение студентов прошли через это и все-таки стали сначала молодыми, а потом дипломированными специалистами.

Вывод: Все очевидно – не допуск к экзамену по окончанию очередного учебного семестра рассматривается, как шаг в неизвестность. Теперь все зависит от действий и настроения студента, его радикальных решений и желания получить статус молодого специалиста.

А у вас были в студенчестве такие нестандартные ситуации, и как вы из них толково выпутывались? Поделитесь опытом и реальными рассказами!

Теперь вы знаете, что будет, если студент не допущен к экзамену.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. Видеокурс, которому нет аналогов.

Не допустили к экзамену: причины и решение проблемы

Недопуск к сессии — серьезная проблема, с которой часто сталкиваются легкомысленные студенты. Мы расскажем о том, почему она может возникнуть и что нужно сделать, чтобы получить заветный допуск к экзаменам.

Другие лайфхаки, которые облегчат жизнь современного студента, можно узнать, подписавшись на наш телеграм-канал. А в другой группе мы собрали акции и предложения, которые помогут сэкономить.

Причины недопуска к экзамену

Правила допуска к экзамену зависят от университета и требований конкретного преподавателя. Некоторые педагоги считают, что главное — сдать все лабораторные или практические работы, другие заставляют отработать пропущенные занятия.

Чаще всего студент оказывается не допущен к экзамену по следующим причинам:

  1. Отсутствие необходимых работ (лабораторных, рефератов, курсовых).
  2. Невыполненные домашние задания.
  3. Пропущенные обязательные контрольные работы.
  4. Низкая или нулевая активность на семинарах, коллоквиумах и пр.
  5. Пропуски лекционных или практических занятий без уважительных причин.
  6. Несданные зачёты.

Задолженность по оплате за контрактное обучение также может стать причиной недопуска к сессии.

Некоторые студенты считают, что недопуск к экзамену возникает из-за плохого отношения к ним преподавателя. На самом деле, педагог должен обосновать недопуск, и конфликт со студентом, у которого нет пропусков и долгов, деканат точно не сочтёт уважительной причиной.

Как узнать, есть ли у студента допуск к сессии

Бывают случаи, когда студент узнаёт, что он не допущен до экзамена только в день сдачи, и исправлять ситуацию уже поздно. Чтобы не попадать в такие ситуации, стоит:

  • вовремя сдавать все работы;
  • «отрабатывать» пропуски (если у преподавателя есть такое требование);
  • не допускать долгов за контракт.

Студенту, который не уверен, что у него всё в норме, за одну-две недели до начала сессии стоит обратиться к преподавателю или в деканат и уточнить, есть ли допуск к экзамену. Тогда, если учащийся окажется не допущен к сессии, у него останется несколько дней, чтобы исправить ситуацию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Не допустили к экзамену из-за несоответствия программы обучения и методологии преподавания
Вовремя позаботились о допуске? Тогда учите экзаменационные билеты

Недопуск к экзамену в вузе: что делать

Если студент узнал о недопуске заранее, ещё есть шанс всё исправить:

  1. Прежде всего стоит связаться с преподавателем и уточнить причину.
  2. Следующий шаг — уговорить педагога принять вас в ближайшее время, чтобы эту причину ликвидировать. Студенту придётся в краткие сроки сдать недостающие отчёты, написать пропущенные контрольные или подготовить реферат вместо участия в семинаре.
  3. Если причина в пропущенных занятиях, стоит позаботиться о документе, которая объяснит отсутствие студента: например, справке из больницы.
  4. Если дело в неоплаченном контракте, сразу отправляйтесь в банк, вносите недостающую сумму, а полученный чек предъявите в деканате или бухгалтерии.
  5. Если все работы у студента сданы, долгов нет, а проблема всё же в личном конфликте, стоит обратиться к декану: он может разрешить сдать экзамен у другого преподавателя.

В любом случае лучше не терять времени: если студент не успеет получить допуск до начала сессии, сдавать экзамен ему придётся в более поздние сроки и в индивидуальном порядке.

Теперь вы знаете, что делать, если не допустили к сессии. А чтобы в вашей жизни возникало меньше проблем с учёбой, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты помогут не нахвататься «хвостов», вовремя сдать все учебные работы и хорошо написать экзамены.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

В каких случаях могут не допустить к сдаче сессии? *

  • Не допустили к экзамену из-за несоответствия программы обучения и методологии преподавания
  • Каждое высшее учебное заведение устанавливает свои правила, чтобы получить допуск к экзаменационной сессии.
  • Прежде чем начнутся экзамены, студент должен сдать зачетную сессию, которая определяется по учебному плану.
  • Зачеты могут быть в виде письменной или лабораторной работы по предмету, который изучался на протяжении всего семестра.
  • Когда все работы сданы на положительный результат, преподаватель ставит в зачетку соответствующую оценку.

Если студента не допустили к сдаче экзаменов или зачетов по неуважительной причине, то ректор имеет право отчислить его из университета.  

Почему можно получить недопуск к экзаменационной сессии?

  1. Существует большое количество причин, почему студента могут не допустить к сдаче экзаменов.
  2. Среди них наиболее распространёнными являются не сдача зачётов, не сданы лабораторные, контрольные и курсовые работы.

     

  3. Большинство высших учебных учреждений отрицательно относятся к частым пропускам студентов, которые не посещают лекции или практические занятия.

Поэтому существует определённый лимит допустимых пропусков.

При превышении этого лимита студент будет недопущен к сдаче основных испытаний.

  • Одним из распространённых вопросов у студентов является – можно ли быть допущенным, если нет одного зачета.
  • В уставе ВУЗа прописываются все нюансы касательно допуска, и даже при одной академической задолженности, студент лишается права на сдачу экзаменов.
  • Однако, учащийся может пересдать зачет, ликвидировать проблему в обозначенные деканатом сроки.  
  • К основным причинам, недопуска к экзаменационной сессии следует отнести:  
  1. Регулярные пропуски. Самая популярная причина недопуска, поскольку студент считает, что у него много времени, большое количество допустимых прогулов, из-за чего со временем он не сдает необходимые работы в нужный срок.  
  2. Ложное восприятие. Большинство учащихся в высшем учебном заведении живет по правилам школы, что оценка будет выставлена, ещё и на экзамен позовут. В университетах, действует принцип каждый сам за себя. Преподавателей совершенно не интересует, собирается ли студент сдавать предмет или нет. Студенты – это уже взрослые люди, которые самостоятельно должны следить за своим состоянием учебного процесса.  
  3. Блат. Некоторые студенты считают, сдать все экзамены им помогут «хорошие связи» и деньги. Однако это ошибочное предположение, поскольку многие преподаватели имеют принципы по отношению к учебному процессу, двоечников спрашивают в два раза больше.  
  4. Несдача курсовой работы. Первым шагом к успешной сдаче сессии является защита дипломной либо курсовой работы. При неудовлетворительной оценке студент лишается права на сдачу экзаменов и зачетов, пока не исправит курсовую. В случае невозможности такого исправление, учащегося будет исключено из учебного заведения.  
  5. Проблемы в отношениях с преподавателем. Причина достаточно актуальна во все времена. Зачастую у какого-то учащегося и преподавателя могут возникнуть личные неприязненные взаимоотношения, которые отразятся на учебном процессе. Преподаватель может заниматься и придираться к студенту, стараясь любым способов «завалить» его.  

Решить такую глобальную проблему, как недопуск к сдаче экзаменационной сессии можно, необходимо после выявления причины устранить неприятные последствия.

Игнорировать сложившуюся ситуацию не рекомендуется, чтобы не дотянуть до отчисления. Что же предпринять в таком случае? 

Что делать при недопуске к сдаче эказменов?

Первым делом, чтобы получить допуск к сдаче экзаменационной сессии необходимо оперативно устранить все задолженности до первого экзамена.

Исходя из установленных правил, в середине семестра проходит промежуточная аттестация, на которой можно решить все долги.

Срок сдачи долгов устанавливает ректор, подтверждая его приказом. Если студент не успевает закрыть задолженности, то его ставят на отчисление.

Чтобы не допустить подобную ситуацию необходимо: 

  • подойти к преподавателю, по предмету которого у студента проблемы; 
  • показать всю выполненную работу либо попросить продлить срок сдачи всех задолженностей. 
  1. Если преподаватель пойдет навстречу учащемуся, он может поставить зачет авансом, то есть оценка будет поставлена в ведомость и зачетку, с учетом, что студент донесет необходимую работу.
  2. Решить такую проблему, как недопуск к экзаменам можно, но сложно, в особенности, если долго появились по неуважительным причинам.  
  3. Ликвидировать возникшую сложную ситуацию можно, но для этого необходимо проявить всю свою коммуникабельность, подключить мышление и в некоторых случаях быть платежеспособным (в зависимости от того, какие преподаватели могут попасться).
  4. В первую очередь, выяснив причину недопуска к экзаменационной сессии необходимо подойти к методисту в деканате, чтобы уточнить её и узнать, каким образом исправить ситуацию и получить допуск.
  5. Если причина не серьезная, то проблему можно решить, помощью деканату в виде покупки канцелярских принадлежностей, либо выполнением любого поручения. 
  6. Студент должен быть коммуникабельным, обаятельным и харизматичным, чтобы расположить к себе секретаря и преподавателя, с предметом которого у него проблемы.  
  7. Однако при довольно-таки серьёзной причине, как не сдача курсовой работы, контрольного модуля и других контрольных работ услугой здесь не отделаться.
  8. Зачастую преподаватели не любят студентов, которые сдают все работы не вовремя, поэтому потом подходить к преподавателю крайне трудно, как на эмоциональном уровне, так и выслушивая претензии со стороны педагога.
  9. Однако проблему нужно решить, взяв себя в руки и договориться напрямую с экзаменатором о пересдаче негативного результата.
  10. Работа (лабораторная/курсовая) должна быть выполнена безупречно, студент должен продемонстрировать на защите, что его познания глубоки, он достаточно хорошо разбирается в предмете и конкретной теме.
  11. При хорошем владении информации и способности ею апеллировать студент может не только получить допуск к сдаче экзаменационной сессии, но автоматически получить максимально положительную оценку за основное испытание.

В этом случае работает правило: «Не знал, но вспомнил». При отсутствии любых знаний, студент может только надеяться на не принципиальность преподавателя. 

Договариваться с педагогом необходимо аккуратно, проявляя только дружелюбность, пытаясь расположить к себе.  

В любом случае, не стоит доводить ситуацию, чтобы студент не был допущен до сдачи сессии, иначе это может закончиться исключением из университета, и тогда уже ничего не поможет.  

Академическая задолженность: что делать, если не сдал аттестацию — пересдача на семейном образовании

Для определения уровня освоения образовательной программы за определённый учебный период проводятся промежуточные аттестации.

Положительные оценки на аттестационных тестах и контрольных служат основанием для перехода в следующий класс.

Если ученик не смог пройти промежуточную аттестацию, у него появляется академическая задолженность. Что же делать, если не сдал аттестацию на семейном обучении?  

Академическая задолженность на семейном обучении — это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам, в том числе из-за неявки без уважительной причины. 

Появление академической задолженности порождает новые обязанности. У обучающегося — ликвидировать долг, у школы и родителей — создать для этого условия. 

Академическую задолженность необходимо отличать от текущей. Двойку за домашнюю работу или плохой ответ на уроке легко исправить на следующем занятии. Для пересдачи аттестационного «неуда» предусмотрена особая процедура. 

Не допустили к экзамену из-за несоответствия программы обучения и методологии преподаванияИсточник: gbustkr.ru

Ликвидация академической задолженности

У каждой школы свой порядок проведения промежуточных аттестаций и соответственно устранения академических задолженностей. Он закрепляется в положении об аттестации и других локальных нормативных актах. Эти документы обычно доступны на сайте образовательной организации. Но есть правила, установленные на федеральном уровне, а значит, одинаковые для всех:

  • На пересдачу в случае неаттестации по каждому предмету даётся две попытки. В первый раз учащийся сдаёт экзамен преподавателю, во второй — комиссии. 
  • Пересдать нужно в течение одного года с момента образования академической задолженности. Когда конкретно — решает школа. Обычно если речь идёт о промежуточной аттестации за год, то дают лето на подготовку и приглашают на пересдачу осенью. Но иногда предлагается закрыть долги летом. Учащийся могут от этого отказаться, так как, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», имеют право на каникулы.  
  • Повторное прохождение промежуточной аттестации переносится, если ученик болен (и это подтверждено документально).
  • Чтобы сдать академическую задолженность в школе, придётся готовиться самостоятельно, но можно рассчитывать на дополнительные консультации (не занятия!).
  • Родители могут попросить органы управления образования включить в состав комиссии на последней пересдаче учителей из других школ. Это целесообразно при предвзятом отношении к ребёнку и частых неаттестациях в школе.

Оставление на второй год

Если обе попытки исправить академическую задолженность не увенчались успехом, родители могут выбрать один из трёх вариантов:

  • Оставить ребёнка на второй год. Внимание! Без согласия родителей школа не вправе отправить учащегося на повторное обучение. 
  • Перейти на обучение по индивидуальному учебному плану. Такая возможность предусмотрена не везде, поэтому школу, возможно, придётся сменить.
  • Перейти на обучение по адаптивным программам. На это необходима рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии. 

Самые серьёзные последствия имеют двойки за год в 4, 9 и 11 классах. Можно не получить доступ к государственной итоговой аттестации (ГИА), и как следствие — возможность обучаться дальше. У таких ребят, по сути, остаётся только первый вариант — пойти на «второй круг» и исправить оценки. 

В 1–3, 5–8 и 10 классах учащийся, не сдавший промежуточную аттестацию, переводится в следующий класс условно, до ликвидации академической задолженности.  

В школе долги по учёбе — не повод для отчисления. Учащийся с двойками не обязан уходить из школы, пока не исчерпает попытки пересдачи. К тому же смена школы не аннулирует академическую задолженность. В новом учебном заведении придётся вновь сдавать аттестацию по незакрытым предметам.

Академическая задолженность на семейном обучении

Права экстерна, то есть ребёнка, который обучается в семейной форме и зачислен в школу для прохождения аттестации, ничем не отличаются от прав других школьников. 

Хоумскулер должен устранить академическую задолженность с двух попыток в те сроки и в том формате, которые предложит образовательная организация. Разница лишь в том, что подготовить его к этому должна не школа, а родители.  

Учащийся на семейном образовании, исчерпавший попытки ликвидировать академическую задолженность, должен уйти с семейной формы и продолжить обучение в образовательной организации с того класса, который не смог преодолеть. При этом можно поступить на очную, очно-заочную или заочную форму. 

Устранение пробелов в знаниях для ликвидации академических задолженностей

Если дело дошло до пересдачи промежуточной аттестации, ребёнку явно нужна помощь. Особенно если он находится на семейном обучении. 

В «Домашней школе Фоксфорда» вы найдёте курсы по всем базовым предметам — от математики до английского языка. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Занятия сопровождаются интерактивными домашними заданиями. Наши ученики успешно сдают аттестации без академических задолженностей. 

Уроки можно посещать онлайн (во время учебного года) или смотреть в записи (круглый год). Видео очень удобны для устранения пробелов в знаниях: можно замедлить воспроизведение, поставить на паузу и пересматривать, сколько требуется. 

  • Боевой дух детей и взрослых поддерживают персональные наставники, они анализируют успеваемость ребёнка и делятся своим опытом обучения. 
  • Координаторы и юрист проекта оказывают семьям, столкнувшимся со «страшным зверем» под названием «академическая задолженность», информационную поддержку.  
  • Чтобы получить более подробную информацию о «Домашней школе Фоксфорда» или пробный доступ к курсам, заполните эту форму.

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

  • Материалы по теме:
  • Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года
  • Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»
  • Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

  1. К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»
  2. Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.
  3. Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

  • Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);
  • Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);
  • Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);
  • Положение о структурных подразделениях;
  • Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);
  • Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);
  • Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *