Куда обратиться на бездействие чиновников

Адвокат Юлия Дубинина в своем блоге собрала онлайн-ресурсы, на которых можно оставить жалобу на действия или бездействие чиновников, работников ЖКХ, банковских клерков, работодателей и т.п. Ее подписчики подтверждают: это работает!

Куда обратиться на бездействие чиновников

Сегодня практически каждое ведомство на своем официальном сайте предлагает форму обратной связи для обращений граждан. В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации.

Но есть и вневедомственные онлайн-ресурсы, куда можно подать жалобу. Сохраните себе список. Обращения везде бесплатные и подаются в электроном виде.

  1. letters.kremlin.ru. Электронная Приемная президента РФ. Говорят, очень действенно.
  2. angrycitizen.ru. Онлайн-сервис подачи жалоб «Сердитый гражданин» помогает сформулировать и подать жалобу на некачественные товары и услуги и направить их ответственным организациям и государственным органам.
  3. gorod.mos.ru. Наш город Москва. Портал Собянина С.С.Контролирует состояние инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения, уборки, благоустройство территорий и многое другое.
  4. gorod.kis.gov.spb.ru. Аналогичный в Санкт Петербурге «Мой Санкт-Петербург»
  5. ghaloba.ru. Информационный портал жалоб и заявлений в различные органы и отрасли.
  6. Росжкх.ру. Работает под девизом «Заставьте коммунальщика работать». Простой и верный способ устранить недочеты в оказании жилищных услуг в многоквартирном доме.
  7. www.goscontrol.ru. Государственный портал жалоб «Госконтроль». Мониторит качество оказания услуг населению коммунальными службами.
  8. banki.ru. Отличный сервис для отзывов и жалоб на банки и страховые компании.
  9. arb.ru. Ассоциация российских банков и финансовый омбудсмен. На сайте есть форма жалобы. Ее получит и финансовый омбудсмен, и банк. Сайт может посодействовать с реструктуризацией кредита или разобраться с ошибочным платежом.
  10. rospotrebnadzor.ru. Роспотребнадзор надзирает за банками, и всеми кто оказывает услуги населению и подпадает под закон о защите прав потребителей. Оставить обращение можно через специальную форму. ⠀
  11. онлайнинспекция.рф. Портал для жалобы на недобросовестного работодателя.
  12. www.rosminzdrav.ru. Горячая линия Министерства здравоохранения.

Статья Юлии Дубининой опубликована в Инстаграм-блоге insta_advokat и размещена на сайте ppt.ru с разрешения автора.

Как оспорить действия (бездействие) органов власти и получить возмещение убытков — Стороженко и Партнеры

К нам часто обращаются за помощью представители бизнеса, которые заявляют, что власть имущие смотрят на них как на планктон в своей финансово-пищевой цепочке.

Незаконные штрафы, чрезмерные доначисления по результатам выездных проверок, и даже рейдерство – захват предприятий – процветают на фоне несовершенства российского законодательства, благодаря широким возможностям для подкупа и ангажирования представителей власти.

О том, как оспорить действия (бездействие) органов власти, чтобы восстановить нарушенные права, взыскать убытки и расходы на привлеченного юриста (эксперта, оценщика), – рассказал директор антикризисной группы Сергей Стороженко.

Из статьи вы узнаете:

  • Реальные случаи, когда действия (бездействие) органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес
  • 3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти:
    • обжаловать в вышестоящий орган
    • обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека
    • обратиться в суд
  • Какие шансы выиграть спор с органом власти

  • Можно ли взыскать убытки с должностного лица или органа власти

  • Сколько у вас времени, чтобы оспорить решение органа власти

Нет времени читать? Получите прямо сейчас помощь эксперта или задайте свой вопрос:

Задать вопрос эксперту бесплатно

Реальные случаи, когда действия и бездействие органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес

  • Уполномоченные органы могут неверно оценивать стоимость земли и другой недвижимости, в результате чего граждане и компании платят завышенные налоги, аренду

Так, в результате «массовой» кадастровой оценки, налог на недвижимость для граждан и предпринимателей увеличился в несколько раз.

За период с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2017 г. инициировано более 27 000 судебных дел о перерасчете кадастровой стоимости. Иски предъявлялись к территориальным органам Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалам в субъектах РФ, комиссиям по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальных отделениях Росреестра.

СУММАРНАЯ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ, ПОСЧИТАННАЯ ПО ЗАКАЗУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ОКАЗАЛАСЬ ВЫШЕ РЕАЛЬНОЙ В 2 РАЗА.

  • Муниципалитеты завышают стоимость имущества, которое арендуют или выкупают граждане и предприниматели

На 1 127 000 рублей выше реальной рыночной стоимости оценили помещение по заказу Комитета по управлению муниципальным имуществом.

Предприниматель решил выкупить у города нежилое помещение. Комитет указал цену объекта в договоре купли-продажи в размере 4 209 000 рублей (на основании отчета оценочной компании «Корпус»).

Предприниматель обратился в суд. Суд назначил независимую экспертизу, которая определила стоимость спорного объекта в размере 3 082 000 рублей. Так предпринимателю удалось снизить выкупную стоимость спорного помещения на 1 127 000 рублей (постановление 16-ААС г. Ессентуки от 10.12.2014 г. по делу № А63-600/2013).

  • Органы власти препятствуют в получении разрешений и лицензий, иногда – в корыстных целях

Руководитель одного из управлений областного Минздрава требовал деньги с соискателей лицензий на осуществление медицинской деятельности. Суммы «откатов» варьировались от 25 000 до нескольких миллионов рублей (источник).

  • Налоговые органы штрафуют и требуют доначисления налогов, иногда – незаконно и необоснованно

Так, по результатам выездной проверки налоговая служба доначислила компании 155 миллионов рублей за проведение «сомнительных операций». Налогоплательщику удалось через суд оспорить и отменить решение ФНС. Сроки проведения проверки и сроки вручения решения налоговой были нарушены (Решение АС г. Москвы от 26.04.17 № А40-255380/2016).

В 99% случаев выездные налоговые проверки заканчиваются для бизнес-представителей санкциями в виде миллионных доначислений. Средний «чек» выездной проверки в Москве – 41 600 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 71 800 000рублей (данные опубликованы в «Forbes»).

Читать по теме: Как оспорить завышенные платежи, незаконные доначисления

  • Должностные лица могут нарушать антимонопольное законодательство: заключать антиконкурентные соглашения, создавать отдельным участникам преимущественные условия участия в торгах, ограничивать доступ к торгам законных конкурентов

Администрация муниципального района нарушила закон «О защите конкуренции». В результате к участию в торгах не были допущены лица, желающие арендовать муниципальное имущество.

Извещение о торгах администрация не разместила на своем официальном сайте, а отсылка на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов не содержала номер извещения, что не позволяло найти нужные торги.

Предприниматели не смогли ознакомиться с формой заявки и проектом договора аренды (дело № 028-15-АЗ).

3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти

Граждане и юридические лица могут обжаловать любые незаконные действия (бездействие), решения и акты органов власти, если они нарушают их права и интересы – любыми доступными способами, не выходя за рамки закона (ст. 45 Конституции РФ).

Обжаловать можно даже устные решения.

Обжаловать в вышестоящий орган

Можно обратиться с заявлением в тот же орган или в вышестоящий орган, наделенный контрольно-надзорными функциями в соответствующей сфере управления.

К примеру, жалоба на действия местной налоговой службы подается в вышестоящий налоговый орган, но через тот орган, чьи действия обжалуются.

В течение 3 дней с момента поступления жалобы, материалы будут направлены в вышестоящий орган ФНС (п.1 ст.139 НК РФ).

Важно: такой способ обжалования имеет недостатки:

  • решения по обращениям принимаются заинтересованными органами;
  • у лица, направившего жалобу, нет возможности присутствовать при принятии решения, влиять на результат;
  • нередко решение по обращению принимают лица без необходимого уровня правовой подготовки.

Поэтому даже правильно составленные жалобы, подкрепленные доказательствами, часто не удовлетворяют, а виновных лиц – не наказывают.

Обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека

Права граждан или организаций могут защищать: прокурор, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

Обращение в Прокуратуру с правильно составленной жалобой, которая подкреплена доказательствами, может стать результативным, оперативным и экономным способом добиться справедливости.

Подать жалобу можно любым удобным способом: через канцелярию прокуратуры, интернет-приемную Генпрокуратуры, сайт территориального подразделения или ценным/заказным письмом. Через 30 дней вы получите ответ.

Омбудсмен тоже рассматривает жалобы на решения органов власти и должностных лиц.

На сайте омбудсмена есть подробная видеоинструкция, «Как обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ через интернет-приемную».

Обратиться в суд

Определяющее преимущество судебного оспаривания –  это равенство сторон в процедуре, возможность личного присутствия, отсутствие заинтересованности судей, принимающих решение. Вероятность справедливого и объективного рассмотрения жалобы существенно повышается, по сравнению с внесудебным и досудебным обжалованием.

Еще один плюс для заявителя – это то, что обязанность доказывать невиновность или правомерность оспариваемого решения возлагается на должностное лицо или орган власти. Однако это правило не освобождает истца от необходимости доказывания нарушенного права, причинения ему ущерба и причинно-следственной связи.

Трудности при судебном оспаривании обычно связаны с определением подсудности и подведомственности спора. Так как дела по спорам с органами власти рассматривают:

Заявление в суд составляется по требованиям ст. 220 КАС РФ, если подается административный иск, и по требованиям ст. 125 АПК РФ, если иск подается в арбитраж.

Какие шансы выиграть спор с органом власти

Самые высокие шансы выиграть спор в сфере земельных отношений и недвижимости.

Жалуемся чиновнику, жалуемся … на чиновника

Несмотря на предпринимаемые государством усилия, злоупотребления со стороны организаций, управляющих жилым фондом, и низкое качество оказываемых услуг ведут к постоянному росту количества жалоб на них. Однако для того, чтобы чиновники отреагировали на ваше обращение необходимо уметь жаловаться. В этой статье — о том, как это сделать.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено за гражданином Конституцией РФ и является одной из действенных форм защиты его прав.

Читайте также:  Проверка подлинности заболевания

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Потребители с целью защиты своих прав могут обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции), в органы местного самоуправления, в прокуратуру.

Не зависимо от того, в какое из упомянутых ведомств обращается гражданин, процедура рассмотрения обращения одинакова и регламентирована она Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

  • Все обращения граждан закон подразделяет на три разновидности: заявления, жалобы и предложения.
  • Если гражданин намерен поделиться своими рекомендациями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, он вправе обратиться с предложением.
  • Если гражданин обращается с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо направляет сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критикует деятельность указанных органов и должностных лиц, то свое обращение он должен назвать заявлением.
  • Документ, названный жалобой, должен содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
  • Что обязательно должно быть в обращении (в жалобе)

В обращении гражданину необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес местожительства с почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса (обращения), при этом желательно, чтобы его объем не превышал одного листа.

Если граждане направляют коллективное обращение, то в нем необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон.

Обращение оформляется в письменной форме. Писать его текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении обращения, которое «не поддается прочтению».

Как передать чиновнику обращение (жалобу)

Письменное обращение может быть отправлено почтой, в том числе электронной почтой, передано через канцелярию (экспедицию), вручено должностному лицу на личном приеме. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления.

Сколько ждать ответа

Поступившее обращение должны рассмотреть обязательно и, конечно же, совершенно бесплатно. Закон дает на это 30 дней (со дня регистрации). В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней. О продлении срока гражданина, направившего обращение, должны уведомить письменно.

  1.  Закон запрещает чиновникам направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином. 
  2.    В ходе рассмотрения обращения гражданин имеет право: 
  3.  1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  4.  2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  5. 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  6.  4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  7. 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
  8.    Когда могут отказать в рассмотрении обращения (жалобы) 
  9.  К подготовке и составлению обращения необходимо подходить аккуратно и внимательно, потому что закон позволяет чиновникам не рассматривать обращения гражданина в ряде случаев:
  10. — если в обращении гражданин не сообщил данные о себе (фамилию, имя, отчество) и о своем месте жительства — ответ на такое обращение гражданин не получит по вполне понятным причинам;
  11.  — если гражданин в своем обращении пытается обжаловать решение, вынесенное судом — такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;
  12. — если письменное обращение будет содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, — гражданину, направившему такое обращение, сообщат о недопустимости злоупотребления правом;
  13.  — если текст письменного обращения не поддается прочтению — о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

 — если в письменном обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно один и тот же государственный орган (орган местного самоуправления или одно и то же должностное лицо), в ответ на ранее направленные гражданином обращения, давал письменные разъяснения – в таком случае чиновникам дано право считать такое обращение безосновательным и прекратить с ним переписку по данному вопросу. О данном решении гражданина должны уведомить письменно. К слову, этого можно избежать, если привести в обращении новые доводы или обстоятельства, на которые в предыдущих обращениях гражданин еще не ссылался;

— если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица — гражданину обязаны письменно разъяснить, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

   Пожалуйте на прием… к руководителю 

 Руководители любых государственных органов, органов местного самоуправления (и уполномоченные на это лица) обязаны проводить личный прием граждан. Дни и часы приема должны быть четко определены, а информация о них должна быть доступна для граждан.

Идя на прием не забудьте документ, удостоверяющий личность, без него на встречу с руководителем могут и не пропустить. В ходе беседы можно устно изложить причину обращения (которую должны занести в карточку личного приема), а можно передать и письменное обращение – этом случае его обязаны зарегистрировать.

 Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение (с согласия гражданина) могут дать устно в ходе личного приема. В остальных случаях придется ждать письменный ответ. Причем чиновникам закон запрещает «лить воду» — ответ должен быть дан непременно по существу поставленных в обращении гражданина вопросов.

Закон не приветствует многократность таких встреч. Если ранее гражданину уже направляли ответ по интересующему его вопросу, то в ходе личного приема могут отказать в дальнейшем рассмотрении обращения.

   Куда жаловаться на чиновника 

 Если решение, принятое по обращению, не устраивает или чиновники направляют явные отписки, если не отвечают на ваши жалобы (заявления и т.п.), то на их действия (или, наоборот, бездействие) следует жаловаться в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру. Закон позволяет гражданам обжаловать действие (бездействие) чиновников и в суде.

http://potrebitel-russia.ru/?id=975

Куда жаловаться на чиновников — руководство к действию

?

yasenevo_alert (yasenevo_alert) wrote, 2012-11-12 18:30:00 yasenevo_alert yasenevo_alert 2012-11-12 18:30:00 Categories: Граждане России платят налоги. Любой государственный чиновник получает зарплату именно из этих налогов. Поэтому работодателями чиновников являются граждане, а не абстрактное государство, и именно на улучшение жизни граждан должны быть направлены все усилия чиновников. Но зачастую выходит наоборот — чиновник пытается для граждан ничего не делать, и смотрит только — как бы вышестоящему начальству приглянуться, да свой карман набить. С таким обращением чиновников можно столкнуться везде — и в ЖКХ, и в пенсионном фонде. Единственный выход заставить чиновника работать в таком случае — жаловаться. В этой статье мы расскажем куда и в каких случаях надо жаловаться, чтобы заставить чиновника работать.Сразу определим несколько правил:1) Все жалобы должны подаваться в письменной форме (либо через официальный сайт организации). Никакие устные обращения на чиновника не действуют, Вам могут пообещать что угодно, но ничего не сделать.2) Все жалобы должны быть составлены максимально корректно. Явных оскорблений в адрес чиновника, грубости быть не должно.3) Если Вы точно знаете какие именно законы нарушены — обязательно укажите их в жалобе, обоснуйте свою правоту. Будет лучше, если Ваша жалоба будет написана не обычным разговорным языком, а будет содержать юридические термины. Если у Вас есть возможность — перед отправкой жалобы проконсультируйтесь с юристом (лично или на интернет-форуме).4) Будьте готовы к тому, что на Вашу первую жалобу чиновник ответит отпиской. Поэтому надо быть настойчивым и, если надо, вступать в официальную переписку.

Отдельное важное правило — для начала жалуйтесь только в первую вышестоящую организацию. То есть если у Вас есть жалоба на работу ЖЭКа или УК — сначала пишите официальное заявление только туда (набор типовых заявлений можно например найти здесь, или оформить жалобу через недавно заработавший сервис РосЖКХ), если есть жалоба на пенсионный фонд — тоже сначала пишите официальное заявление только в Пенсионный фонд РФ.  Если от Вас необоснованно требут предоставления дополнительных справок и документов в государственных учреждениях — обратитесь через специальную форму на портале госуслуг. Обычно жалобы в первую вышестоящую инстанцию бывает достаточно, чтобы нерадивый чиновник начал работать. И только если после этой первой жалобы ситуация не исправится, то пишите в организации, которые перечислены ниже.

Читайте также:  Согласование консольной вывески

Итак, куда жаловаться если первое обращение непосредственно в вышестоящую организацию ничего не дало?

  • 1. Вертикаль исполнительной власти
  • Адреса уравы района можно узнать на официальном сайте ЮЗАО, для жителей других округов — на сайте Москвы.
  • Управа района Ясенево:

Большинство чиновников, с которыми сталкивается обычный житель — это сотрудники одной из ветвей исполнительной власти. Как известно, в России выстроена исполнительная властная вертикаль, поэтому жаловаться надо по всей вертикали наверх.

По меткому определению Жванецкого «Властная вертикаль — это когда зад верхнего лежит на лице нижнего: для того чтобы приказ быстро спускался, и чтобы человек докладывал об исполнении тоже моментально наверх».

На примере ЮЗАО эта вертикаль состоит из следующих частей: урава района (самая нижняя часть вертикали) > Префектура ЮЗАО > Правительство г. Москвы > Мэр г.Москвы > Правительство России > Президент России.Интернет-приемная: здесьАдрес: 117463, Москва, улица Паустовского, 8, корп.

1Телефон: 8 (495) 422-26-44

Перечень конкретных отделов и чиновников есть на официальном сайте управы Ясенево, однако жалобу лучше сразу писать на имя главы управы: Карацеву Алану Олеговичу.

Префектура Юго-Западного округа г.Москвы

Интернет-приемная: здесьАдрес: 117209, Москва, Севастопольский проспект, д.28, к.4

Телефон: 8 (499) 128-88-33 — дежурный по префектуре, другие телефоны и подробности здесь

Перечень заместителей по отдельным вопросам находится здесь, но писать можно и напрямую префекту ЮЗАО Фуеру Виктору Семеновичу.

Правительство г.Москвы

Интернет-приемная: у каждого департамента своя. Надо с этого перечня всех департаментов Москвы перейти на сайт конкретного департамента и уже там перейти по ссылке «Электронная приемная».Адрес: 125032, ул. Тверская, 13, под. 5, ком. 103

Телефон: 8 (495) 633-51-90, подробное расписание работы и другие телефоны здесь

Мэр г.Москвы

Интернет-приемная: здесь (единая приемная для мэра и правительства Москвы в целом)Адрес:125032, Москва, ул.

Тверская, 1Телефон: 8 (495) 633-51-90 — тот же что у правительства

Кроме правительства и мэра в Москве есть еще множество комиссий (от Московского антикоррупционного комитета, Московской природоохранной прокуратуры, Московского городского суда и Прокуратуры Москвы до уравления федеральной антимонопольной службы по Москве и Адвакатской палаты Москвы), в которые также можно писать обращения.

Кроме комиссий, есть еще отдельные службы. Из большого перечня стоит упомянуть:

1) Комплекс градостроительной политики и строительства г. Москвы с несколькими «горячими линиями», в том числе центром мониторинга строительных программ (495) 699-41-47 (пн-чт с 9.00 до 18.00, пт с 9.00 до 16.45)

2) Комитет по архитектуре и строительству г. Москвы — с интернет-приемной и приемом населения в офисе3) Департамент градостроительной политики г. Москвы — с интернт-приемной4) Департамент строительства города Москвы — есть только приемная в офисе5) Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) — с «горячей линией» 8 (495) 543-77-51 (пн-чт с 9.00 до 18.00, пт с 9.00 до 16.45) и приемной в офисе6) Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза) — с интернет-приемной, «горячей линией» 8-499-250-16-70 и приемной в офисе

Правительство России

Интернет-приемная: здесьАдрес: 103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, 2

Кроме обращения в Правительство, можно обращаться и в отдельные профильные министерства, федеральные агенства и службы, их полный перечень можно найти на сайте правительства.

Как примеры можно перечислить:

1) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) и входящее в его состав Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор, где можно задать вопрос руководителю службы и больше узнать об антикоррупционной экспертизе документов)

2) Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) и входящее в него Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, с общественной интернет-приемной3) Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России, с общественной интернет-приемной) с входящими в него Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор, с общественной интернет-приемной) и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор, с общественной интернет-приемной)4) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), в которой есть Служба контроля госзаказа и различные управления антимонопольного регулирования, в том числе управление контроля органов власти и управление антимонопольного регулирования в сфере транспорта5) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России, с интернет-приемной для обращений граждан)

Президент России

Интернет-приемная: здесьАдрес:103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23 (подробнее о часах работы и проезде)Телефон: 8 (800) 200-23-16 — для справок

2. Законодательная власть

Второй пункт в жалобах и обращениях граждан — это законодательная власть (дума, отдельные комитеты думы, депутаты — от местных до Российских).

Можно начать с обращения к муниципальным депутатам, но по большей части они почти невменяемы и действуют с постоянной оглядкой на партийную линию (а почти все они — единороссы).

Если Вы решите все-таки попробовать обращаться к ним, то к Вашим услугам перечень депутатов Муниципального собрания Ясенево (когда и где кто из них принимает можно узнать в управе Ясенево 8 (495) 422-26-44).

Второй уровень законодательной власти — это депутаты Московской городской думы. Перечень избранных от ЮЗАО есть на официальном сайте, там же — телефоны для справок, время и место общественного приема.

Третий уровень законодательной власти — это депутаты Государственной думы. От ЮЗАО выбраны три депутата:  Ресин Владимир Иосифович, Швецова Людмила Ивановна и  Выборный Анатолий Борисович (телефоны и координаты приемных можно посмотреть по ссылкам).

Совет федерации — верхняя палата Российского парламента

Интернет-приемная: здесьАдрес: 121295, Москва, ул. Моховая, дом 7

Телефон: 8 (495) 629-7009, подробнее здесь

И, наконец, пятый уровень законодательной власти — это партии.

Ниже мы перечислим основные партии, как представленные в думе, так и не прошедшие в нее. По серьезным поводам обращения и жалобы имеет смысл писать и отдельным депутатам, и на общий адрес партии. (Перечисление других существующих партий можно найти здесь, а находящихся в процессе регистрации — здесь).

  1. Единая Россия
  2. Телефон: 8 (495) 786-82-89, подробнее здесь
  3. Коммунистическая партия Российской Федерации
  4. Телефон общественной приемной: 8 (495) 628-04-90, подробнее здесь
  5. Справедливая Россия
  6. Перечень депутатов и подробности здесь
  7. Либерально-демократическая партия России
  8. Яблоко

Интернет-приемная: нетАдрес для приема граждан: 129110, Москва, Переяславский пер., д. 4Адрес для письменных обращений: 129110, Москва, Банный пер., д. 3Интернет-приемная: нетАдрес: 127051 Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 3, строение 1Интернет-приемная: нетАдрес для письменных обращений: 107031, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 12/1, стр.3Телефон: 8 (495) 510-33-12Интернет-приемная: нетАдрес для письменных обращений: 107045, Москва, Луков переулок, д.9Телефон: 8(495) 623–02–44; 624–08–69Интернет-приемная: нет (есть только интерент-страничка «задать вопрос»)Адрес: 119017, Москва, Пятницкая ул., д.31/2, строение 2

  • Телефон: 8 (495) 780-30-10, подробнее здесь
  • Правое дело
  • Телефон: 8 (495) 276-09-67, подробнее здесь
  • Альянс зеленых
  • Телефон: +7 (495) 258-67-94; +7 (495) 258-67-95, подробнее здесь
  • 3. Судебная власть
  • Следственный комитет России

Интернет-приемная: нетАдрес: 127006, г.Москва, Весковский пер., д. 2.Интернет-приемная: нетАдрес: Москва, Подольское шоссе, д. 8, корпус 5, офис 325Третья ветвь власти — судебные органы. В них имеет смысл жаловаться только если есть явное нарушение, для которого в законах России есть статья. Если в доме не работает отопление — то к судебной власти можно аппелировать только если есть возможность доказать это в суде (т.е. нужны акты, зафиксированные в официальном порядке свидетельства и т.д.). Одной из наиболее частых причин обращения в органы судебной власти — явная коррупция или подозрение на нее.Интернет-приемная: здесьАдрес общественной приемной: г. Москва, набережная Академика Туполева, д. 15, корп. 28Адрес для письменныз обращений: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2

Телефон: 8 (495) 640-10-48, подробнее здесь

Генеральная прокуратура России

Интернет-приемная: здесьАдрес: 125993, ГСП-3, Россия, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а

Телефон: 8 (495) 987-56-56, подробнее здесь

Прокуратура Москвы

Интернет-приемная: здесьАдрес: 115184, Москва, ул.Новокузнецкая, д.27

Телефон: 8 (495) 951-71-97, 951-37-46, подробнее здесь

Ссылки на министерства и ведомства федеральной исполнительной власти, которые фактически осуществляют судебные функции, мы приводили выше.

Повторим их:

1) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), в которой есть Служба контроля госзаказа и различные управления антимонопольного регулирования, в том числе управление контроля органов власти и управление антимонопольного регулирования в сфере транспорта

2) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России, с интернет-приемной для обращений граждан)

4. Общественные организации

В Москве и России работают общественные организации, которые могут помочь Вам при составлении официального запроса в перечисленные выше структуры исполнительной, законодательной и судебной властей. Мы приведем лишь некоторые, наиболее «знаменитые» из общественных организаций.

Общественная палата Российской Федерации

Интернет-приемная: здесьАдрес: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1.

  1. Телефон отдела по работе с обращениями граждан 8 (495) 221-83-58, подробнее здесь
  2. Общество защиты прав потребителей — с очень полезным сайтом и возможностью бесплатной консультации
  3. РосПил — сообщать о сомнительном контракте или закупке надо за 3-4 недели до проведения государственного конкурса, чтобы у юристов РосПила было время на подготовку документов

Телефон «Горячей линии»: 8-800-700-8-800

Общий вывод. Повторимся в случае бытовых проблем — для начала жалуйтесь только в первую вышестоящую организацию. Только если обращение не подействовало в течение приемлемого и установленного законом срока — то жалуйтесь в другие инстранции.

Читайте также:  Как можно взять в обеспечении иска акции ген. директора?

Если же в Вашем районе хотят построить эстакаду, грубо нарушить экологию района и повысить уровень шума, если проводятся незаконные слушания по безграмотному проекту — то тут надо писать во все инстанции и сразу

Работа с обращениями граждан. Как защититься от обвинений в бездействии

Из-за пандемии в большинстве органов государственной власти и местного самоуправления снизилось число личных приемов граждан. Поэтому заявители все чаще направляют письменные обращения, в том числе в электронном виде.

Одновременно увеличилось и количество судебных споров, связанных с рассмотрением таких обращений. В этой статье — подборка судебных решений за последние два года. В первой части статьи вы найдете аргументы, которые помогли органам власти отстоять свою правоту.

Из второй узнаете об ошибках, которые допустили ваши коллеги.

Аргументы в защиту органа МСУ

Сначала расскажем о четырех случаях, когда суды принимали сторону органов власти. Прочтите, какие доводы последние приводили в свою защиту.

Технические проблемы при направлении обращения — вина службы поддержки, а не органа власти

В работе электронных средств связи с органами власти периодически возникают сбои. Бывает, что из-за технической проблемы заявитель не получает ответ на свое обращение. Прочтите, какие аргументы использовать для защиты муниципалитета.

ПРИМЕР 1. Гражданин отправил электронное обращение в орган государственной власти. Ответ в установленный срок не пришел. Тогда гражданин обратился в суд.

Суд установил, что на сайте, через который истец направил обращение, произошел технический сбой. Из-за этого орган власти не получил и не зарегистрировал обращение, не рассмотрел его и не дал ответ.

Суд пришел к выводу, что в данном случае речь идет о слабом контроле за работой специалистов и служб, отвечающих за техническую поддержку информационных систем.

Это не тождественно бездействию при рассмотрении обращения гражданина.

Суд отказал истцу в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2020 по делу № 33а-435/2020).

На заметку: Какими общими нормами руководствоваться при рассмотрении обращений граждан и организаций

Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Граждане вправе обращаться в органы власти лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Такое же право есть у объединений граждан, в том числе у юридических лиц.

Обращаться можно в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, а также в муниципальные учреждения (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ). Обязательно рассмотрите обращение, если тема соответствует компетенции органа или его должностного лица. Это может быть предложение, заявление или жалоба.

Обращение может быть устным.

Рассмотрите обращение в течение 30 дней со дня его регистрации в органе власти. В исключительных случаях срок можно продлить еще на 30 дней, уведомив об этом заявителя.

Несогласие гражданина с содержанием ответа на обращение не означает, что орган власти бездействовал

Часто заявитель получает ответ по существу, но остается им недоволен и обвиняет чиновников в бездействии. Суды в таких случаях поддерживают органы власти. Несогласие гражданина с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о бездействии муниципалитета при рассмотрении обращения.

ПРИМЕР 2. Гражданин отправил жалобу в орган власти. Чиновники рассмотрели ее по существу и направили заявителю мотивированный ответ. Гражданин с этим ответом не согласился и обратился в суд.

Истец утверждал, что чиновники не рассмотрели жалобу. Он просил признать бездействие органа власти незаконным.

Суд с истцом не согласился и отказался удовлетворять его требования (апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2020 по делу № 33а-780/2020).

Администрация уже дала ответ заявителю, поэтому не стала делать это повторно

В случае неоднократных заявлений и обращений по одному и тому же вопросу можно не давать ответ по существу на повторное обращение. Суды поддержат орган местного самоуправления.

Документ: Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с местной администрацией в постановлении от 20.08.2020 № Ф03-2848/2020

ПРИМЕР 3. Компания попросила управление муниципальной собственности городской администрации предоставить ей земельный участок в аренду без торгов. Чиновники ответили отказом. Компания обратилась в орган МСУ повторно. На это обращение она ответа не получила. Тогда компания подала заявление в суд и попросила признать бездействие чиновников незаконным.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Но апелляция поддержала администрацию. Судьи указали, что чиновники уже дали ответ по существу на аналогичное обращение компании. Заявитель не сослался на какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы служить основанием для изменения принятого решения.

Заявитель просил провести проверку, но не указал всю необходимую информацию о себе

Внеплановая проверка возможна, если в обращении есть вся необходимая информация о заявителе

Если обращение содержит информацию о противоправных действиях или нарушениях, оно может стать основанием для проверки. Она возможна, если в обращении есть необходимые реквизиты, в частности информация о заявителе. Если ее нет, проверку не проводите. Посоветуйте заявителю обратиться в орган МСУ повторно, указав все обязательные реквизиты. Суд поддержит такое решение органа власти.

ПРИМЕР 4. Гражданка обратилась в орган власти с просьбой привлечь энергосбытовую компанию к административной ответственности за завышение платы и отказ в ее перерасчете. Женщине разъяснили, что для рассмотрения обращения необходимо провести внеплановую проверку.

В данном случае это невозможно. Обращение было направлено по электронной почте и не содержит все нужные реквизиты. Заявитель вправе обратиться в инспекцию повторно: лично, по обычной почте либо через портал государственных услуг.

 Гражданка не согласилась с этим ответом и обжаловала его в суде.

Суд указал, что обращение, поступившее в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ (ч. 3 ст. 7). В обращении заявитель должен указать свои Ф. И. О.

и адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель направила обращение по электронной почте, но не указала свои полные данные.

Суды всех трех инстанций отказали в удовлетворении требования (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2020 № Ф01-8945/2020).

Ошибки, из-за которых муниципалитеты проигрывают суды

Теперь приведем еще четыре случая из судебной практики. В каждом из них судьи выносили решения в пользу заявителей.

Переадресация жалобы в орган, решение или действие которого обжалует заявитель

Часто письменное обращение содержит вопросы, не отнесенные к компетенции того органа, в который оно поступило. Тогда обращение нужно переадресовать органу, который уполномочен его рассматривать. Сделайте это в течение семи дней (ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ). При этом нельзя переадресовывать жалобы на действия какого-либо органа в этот же самый орган. Это подтвердил Конституционный суд.

Документ: Выводы Конституционного суда — в определении от 24.10.2019 № 2947-О

ПРИМЕР 5. Гражданин направил в орган власти жалобу на действия другого органа. Ответа не получил и обратился в суд. Первая и апелляционная инстанции истцу отказали. Они установили, что обращение было переадресовано в другой орган — тот самый, на который жаловался заявитель. Гражданина уведомили о переадресации.

Заявитель подал в суд другой иск. На этот раз он просил признать незаконным бездействие органа, в который было перенаправлено его обращение. Выяснилось, что корреспонденция с обращением гражданина к ответчику не поступала. Поэтому суды снова отказали истцу. Тогда заявитель обратился в Конституционный суд.

Конституционный суд указал, что жалобу нельзя направлять на рассмотрение в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Закон не допускает произвольной переадресации обращения гражданина в орган власти без учета нормативно установленной компетенции этого органа (п. 3 ст. 5, ч. 3 и 6 ст. 8, ч. 1 ст. 9, п. 4 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ).

Если в обращении гражданина содержится просьба о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, то оно не может быть перенаправлено в тот орган, с действиями или решениями которого заявитель связывает такие нарушения.

Ответ заявителю в обычном, а не заказном письме

Сохраняйте доказательства того, что вы отправили заявителю ответ. По этой причине нельзя отвечать гражданам простыми почтовыми отправлениями: их невозможно отследить. Чтобы избежать проблем, давайте ответы на письменные обращения заказным письмом с описью вложения.

ПРИМЕР 6. Гражданин направил заявление в орган власти, но ответа на него не получил. Тогда он обратился в суд с просьбой признать незаконным бездействие органа власти.

Суды поддержали истца. Чиновники не смогли доказать, что ответили на обращение. Дело в том, что ответ они направили обычным письмом. Его отметили в журнале регистрации исходящей корреспонденции. Но суд не принял запись в журнале в качестве достоверного доказательства (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2020 № Ф08-11054/2020).

Неправильная квалификация обращения

Ответственное должностное лицо органа местного самоуправления должно не только правильно квалифицировать обращение, но и дать полный ответ по существу всех поставленных в нем вопросов.

Документ: Верховный суд подтвердил обоснованность привлечения чиновника к административной ответственности в постановлении от 31.07.2019 № 7-АД19-5

ПРИМЕР 7. Гражданин решил, что он вправе самостоятельно образовать орган местного самоуправления. Он назвал этот орган «МСУ Энтузиастов» и назначил себя руководителем. Затем гражданин начал издавать «постановления».

Одно из них он направил в администрацию муниципального района.

В этом документе гражданин указал на необходимость проложить дорогу для въезда в один из микрорайонов района и благоустроить зону культуры, отдыха и спорта для местных жителей.

Рассмотрение обращения было поручено начальнику отдела ЖКХ и благоустройства администрации. Тот ответил гражданину, что созданное им «МСУ Энтузиастов» не может рассматриваться как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Требования создать объекты инфраструктуры не имеют правовых оснований.

Гражданин обратился в суд. Начальника отдела привлекли к административной ответственности по статье 5.59 КоАП. Чиновник пытался оспорить это решение и дошел до Верховного суда.

Суды всех инстанций пришли к выводу, что начальника отдела наказали обоснованно.

По содержанию обращение было как предложением — рекомендацией органу МСУ по организации дороги и зоны отдыха в микрорайоне, так и заявлением, содержащим просьбу (п. 2, 3 ст. 4 Закона № 59-ФЗ).

Чиновник не объяснил гражданину, возможно ли создание этих объектов, предусмотрено ли оно в планах местной администрации. Следовательно, он не дал ответ по существу на вопросы, затронутые в обращении.

Немотивированный отказ в просьбе о личном приеме

Если в письменном обращении заявитель просит принять его лично, орган МСУ не вправе немотивированно отказать в приеме. Уполномоченное должностное лицо обязано внимательно изучить доводы заявителя и по возможности провести прием. В противном случае отказ может быть признан незаконным в суде.

ПРИМЕР 8. Гражданин обратился с заявлением к должностному лицу и попросил его о личном приеме. Чиновник отказал, сославшись на нецелесообразность такого приема. Тогда гражданин обратился в суд с требованием о признании отказа недействительным.

Суды трех инстанций истцу отказали. Однако Верховный суд с ними не согласился. Истцу фактически отказали в праве изложить его доводы и, не выяснив суть его обращения, признали личный прием нецелесообразным.

Отказ был бы законным, если бы чиновники сначала дали ответ по существу поставленных в обращении вопросов (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда от 18.02.

2020 № 13-КА19-3).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *