Кому положена дополнительная жилплощадь?

Кому положена дополнительная жилплощадь?

На основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военные имеют права на получение субсидии на приобретение жилья. Субсидия выдается всем нуждающимся в жилплощади военнослужащим, отслужившим по контракту 20 лет. Размер такой субсидии может достигать 10 миллионов рублей в зависимости от условий службы. В статье мы расскажем, как правильно рассчитать величину субсидии, кто ее может получить вне очереди и какие дополнительные права в отношении жилья, в том числе и найма, имеют военнослужащие.

Государство обязано полностью обеспечивать военнослужащих всем необходимым – в том числе и жильем. Право на жилье прописано в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В дополнение к этому закону было принято Постановление Правительства от 03.02.2014 № 76, которое утверждает правила расчета субсидии на покупку жилья для военнослужащего.

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прописано, что субсидия может быть предоставлена военнослужащему и членам его семьи только при условии, что они относятся к нуждающимся в жилплощади в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

То есть, если у военнослужащего нет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или не хватает нормы жилплощади на каждого человека.

Например, если квартира 35 квадратных метров находится в собственности трех людей, то есть на каждого приходится менее 12 квадратных метров – то этого мало, поэтому семья будет признана нуждающейся.

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил  № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.
  • Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).
  • Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.
  • Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Если немного исправить наш пример и уменьшить срок службы на 7 лет, то есть до 15 лет, то размер жилищной субсидии составит 6 549 843,6 рубля (почти на 2,5 миллиона рублей меньше).

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи.

Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

После этого, человек может отслеживать свою очередь через онлайн-сервис «Единый реестр» на сайте Министерства обороны РФ. Для просмотра используется личный номер и проверочный код.

Кому положена дополнительная жилплощадь?

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

Читайте также:  Документы для декларации за лечение

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

Кому положена дополнительная жилплощадь?

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Ответственным органом по функционированию и контроля НИС является ФГКУ «Росвоенипотека». На их официальном сайте можно подробно изучить нормативные документы, узнать, как стать участником НИС или как оформляется свидетельство о праве на получение ЦЖС, а также задать свой вопрос.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Жилищная субсидия

Жилищная субсидия представляет собой финансовую поддержку из бюджета федерального или местного уровня

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Fancy Studio/shutterstock

Сегодня для многих россиян вопрос улучшения жилищных условий является актуальным. Для тех, кто особенно остро нуждается в помощи, государство предусмотрело субсидию на приобретение жилья.

Рассказываем, кто может претендовать на господдержку и как ее получить.

Что такое жилищная субсидия

Жилищная субсидия представляет собой финансовую поддержку из бюджета федерального или местного уровня определенным группам населения на покупку квартиры. Помимо приобретения жилья, есть еще несколько видов субсидий: на оплату коммунальных платежей, безналичная и безвозмездная.

Жилищная субсидия представляет собой сертификат с определенным номиналом без права обналичивания, который имеет целевое назначение и ограниченный срок для ее использования. Сертификат по своей стоимости перекрывает только метры площади из расчета по нормативам, свыше этого гражданин оплачивает самостоятельно.

На что направить средства

Есть несколько вариантов использования жилищного сертификата:

  • как первый взнос за квартиру или дом при ипотечном кредитовании;
  • для погашения действующей ипотеки;
  • для паевого участия при строительстве нового жилья и вступления в ЖСК;
  • для расширения имеющегося жилья, которое по своей площади меньше социальных нормативов.

Финансовая поддержка государства на покупку или строительство жилья в виде субсидии может быть использована один раз в жизни. Те, кто воспользовались полученным на эти цели сертификатом, не могут повторно претендовать на такого рода помощь.

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Artyom Semenushkin/shutterstock

Ряд категорий, имеющих право на субсидирование покупки жилья, определены федеральными законодательными актами. К группам граждан, которые вправе подать документы на получение государственной субсидии, относятся:

  • многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста (при условии обучения по очной форме в вузе или нахождения по призыву на воинской службе возрастная планка устанавливается в 23 года);
  • молодые семьи до 30 лет;
  • малоимущие, нуждающиеся в получении жилья;
  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас;
  • работники на государственной службе и бюджетники;
  • специалисты, получившие соответствующее образование и переехавшие в сельскую местность для работы на сельхозпредприятиях;
  • участники и инвалиды ВОВ, а также их семьи;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей или сиротами.

Все эти граждане могут обратиться за получением государственной помощи в форме жилищной субсидии, если на дату оформления заявления и предоставления документов они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Нормы, устанавливающие порядок выдачи субсидий на жилье, перечислены в региональных и федеральных нормативных документах.

Согласно им, сертификат на приобретение квартиры могут получить те граждане, чья жилплощадь является меньшей по метражу из расчета норматива жилой площади на семью и не отвечает установленным требованиям.

Также за помощью можно обратиться, если жилье является помещением в общежитии или коммунальной квартире и в ней проживают несколько семей в родственных отношениях.

Кроме того, претендентам на субсидию до момента получения сертификата нужно располагать собственным жильем, чтобы к моменту приобретения нового с добавлением государственных средств его продать.

Не лишним будет иметь финансовые средства, которые потребуется добавить к сертификату, чтобы выплатить полную стоимость новой жилплощади. До момента получения жилищной субсидии лучше позаботиться о поиске подходящего жилья.

Оно должно быть чистым с юридической стороны: не находиться в обременении, под залогом или арестом.

Кому положена дополнительная жилплощадь?

Zelenskaya/shutterstock

Претендентам на жилищную субсидию необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов в специализированный центр, где работает комиссия по вопросу предоставления жилищной субсидии. Для получения субсидии нужно предоставить оригиналы и копии:

  • паспорт заявителя и документы личного характера всех членов семьи — паспорта или свидетельства о рождении;
  • свидетельство о браке, если супруги официально зарегистрированы;
  • справку из жилищной компании о составе семьи;
  • документ о принадлежности к льготной категории для получения помощи на покупку жилья;
  • правоустанавливающие документы или договор соцнайма на имеющуюся жилплощадь;
  • при наличии представляются документы о праве на дополнительные квадратные метры площади;
  • копию лицевого счета.

Как правило, комиссии работают при местных администрациях, а срок рассмотрения документов составляет примерно месяц. Если заявление одобряется, то семья становится в очередь на получение жилищной субсидии.

В случае отказа документы возвращаются заявителю с указанием причины. После выдачи сертификата семье дается полгода на использование суммы, указанной в нем.

Она перечисляется на банковский счет получателя субсидии, а затем переводится продавцу.

Как приобрести дополнительную площадь по программе реновации

Приобрести дополнительную площадь в рамках программы реновации могут только участники программы реновации, дома которых либо только начали расселять, либо уже расселили. У других граждан такого права нет.

Участники программы реновации могут:

  • взамен равнозначной квартиры выбрать квартиру большей площади и с большим количеством комнат (доплата производится за разницу в площади приобретаемой квартиры и средней площади равнозначной для участника квартиры);
  • взамен равнозначного жилья выбрать несколько квартир (доплата производится за разницу в совокупной площади приобретаемых квартир и средней площади равнозначной для участника квартиры);
  • после оформления равнозначной квартиры в собственность в дополнение к ней приобрести еще одну квартиру.

Если вы оформляете докупку до оформления договора на равнозначное жилье, приобретаемая квартира обязательно должна находиться в доме, построенном по программе реновации, расположенном в том же районе Москвы (в ЗелАО и ТиНАО — в том же административном округе), что и расселяемый дом. Если в течение двух лет после — в любом доме, построенном по программе реновации, в Москве.

Право на докупку дополнительной площади предоставляется однократно. 

Участники программы реновации могут воспользоваться своим правом на докупку: 

  • после того, как им предложена равнозначная квартира, но до того, как на нее подписан договор. В этом случае взамен равнозначной квартиры можно выбрать квартиру с большей площадью и большим количеством комнат либо несколько квартир. Подробнее о том, как это сделать, читайте в инструкции на mos.ru; 
  • в течение двух лет после оформления права собственности на равнозначное жилье. В этом случае в дополнение к равнозначному жилью можно приобрести еще одну квартиру. Подробнее о том, как это сделать, читайте в инструкции на mos.ru.
  • Размер доплаты рассчитывается по формуле: 
  • Р = ((П1 – П2) × Ц) – 10%, где 
  • Р — размер доплаты по договору мены, цена договора купли-продажи; 
  • П1 — общая площадь жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого собственником, нанимателем по договору мены, договору купли-продажи; 
  • П2 — средняя общая площадь соответствующего равнозначного жилого помещения в многоквартирном доме, в котором собственнику, нанимателю предоставляется равнозначное жилое помещение; 
  • Ц — стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого собственником, нанимателем по договору мены, договору купли-продажи.
Читайте также:  У меня есть свой дом там прописаны дети и бывшая жена сына, могу ли я выписать их?

Если на одну и ту же квартиру, находящуюся в собственности Фонда реновации, претендует несколько участников программы реновации, проводится аукцион. Квартира достается участнику, предложившему большую цену.

Для оплаты дополнительной площади вы можете воспользоваться личными или заемными (ипотека) средствами, материнским капиталом, жилищной субсидией, государственным жилищным сертификатом. 

Кто имеет право на дополнительные квадратные метры?

Вопрос недвижимости и жилья всегда остаётся актуальным. Существует категория граждан, которая имеет право на дополнительную жилую площадь по закону. Рассмотрим, кто входит в этот список и что необходимо сделать, чтобы получить заветные квадратные метры.

Список претендентов на дополнительную жилую площадь

1. Граждане, имеющие проблемы со здоровьем, которые входят в специальный список. Таким людям положена отдельная комната, размеров в 10 квадратов. Для пользования льготой нужно каждый год предоставлять справку из больницы.

2. Инвалиды категорий, утверждённых на законодательном уровне. Положена отдельная комната. Каждый год льгота подтверждается документом из ВТЭК с указанием инвалидности и её срока.

3.

Военные следующих категорий: • Полковник и выше по рангу, работающие в настоящий момент; • Полковник и выше, уволенный по состоянию здоровья; • Военный в отставке;

• Военный в звании выше полковника, устранённый от дел в ходе специальных мероприятий. Положена комната размером не меньше 15 квадратов и не больше 25 квадратов. Это может быть гостинка, однокомнатная квартира, общежитие. Для получения льготы надо предоставлять пенсионное удостоверение, корочку военного в звании.

4. Сотрудники организаций внутренних органов не менее звания полковник и специалисты, уволенные с работы в этом звании. Положена комната в 10 квадратов минимум. Каждый год для подтверждения нужно приносить справку с работы, действующее удостоверение.

5. Работники налоговой в звании полковник и выше. Также сюда относятся пенсионеры этого звания. Можно рассчитывать на комнату в 15 квадратов. Для подтверждения необходимо пенсионное удостоверение, справка с работы ежегодно.

6. Заслуженные специалисты в области техники, науки или искусства. Положена комната в 10 квадратов. Для получения нужен документ о присвоении этого звания.

7. Заслуженные и народные артисты. Выдается комната в 10 квадратных метров. Для получения нужен документ, подтверждающий подлинность слов.

Сюда же входят изобретатели с удостоверением, врачи и прочие категории граждан, полезных своей стране. Весь список можно посмотреть в законодательстве.

Консультация юриста

Считаете, что вам положена дополнительная жилая площадь и не знаете, как это доказать на законодательном уровне? Консультация юриста позволит разобраться с нюансами и понять, на что вы имеете право действительно.

В случае позитивного ответа, юрист поможет вам получить то, что положено по праву и защитить свои интересы.

Кс разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ.

Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний.

Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов.

Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч.

1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

КС разъяснил право на получение жилого помещения семьями, имеющими ребенка-инвалидаКонституционный Суд отметил, что жилье предоставляется именно ребенку, но для проживания в нем с членом семьи

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г.

обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей.

Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства.

По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст.

57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

Читайте также:  Служба в армии: моего сына призвали в армию в июне 2012г

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст.

51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций.

При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище.

Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства.

Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе.

При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий.

«Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством.

При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи.

«В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние.

Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности.

«Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *