Комиссия по делам несовершеннолетних, удобные заключения на лучшем юридическом ресурсе

Комиссия по делам несовершеннолетних, или КДН, может испортить жизнь вам и вашему ребёнку по-настоящему. Хотя эти люди выглядят не очень страшно, их решение меняет ваше будущее. Я, адвокат Жаров, расскажу, что же это такое – комиссия по делам несовершеннолетних, и как быть, если вас вызвали на заседание КДН.

Комиссия по делам несовершеннолетних — что это вообще такое?

Вообще, в мире много вещей, предназначение которых для нас остается неведомым. Комиссия по делам несовершеннолетних – достаточно наглядный пример. Для чего она нужна, не подозревает большая часть населения.

Вообще-то, комиссия по делам несовершеннолетних придумана именно для того, чтобы этих самых несовершеннолетних защищать. Её полное название – «комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Только вот каким образом она осуществляет защиту прав, и из кого состоит — в этом еще предстоит разобраться.

Кто входит в состав комиссии?

В Москве комиссию по делам несовершеннолетних создаёт глава управы. Кого он отбирает в состав комиссии – это уже его личное, в общем-то, дело. По закону туда должны входить представители органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Звучит сложно, правда?

Так вот, в столице эти самые представители назначаются в комиссию по делам несовершеннолетних руководителем управы. В Московской области представителей назначает глава района, в других регионах — по-разному.

В общем, комиссия по делам несовершеннолетних – это административный орган, который создаётся человеком единолично. Проще говоря, никто людей, которые состоят в этой комиссии, туда не выбирал, их просто назначили.

Кто это может быть? Обычно стараются собрать представителей разных сфер деятельности.

Например, от здравоохранения может быть заведующий детским отделением больницы, от образования —директор школы, от полиции, как правило, членом комиссии назначается инспектор по делам несовершеннолетних или начальник подразделения по делам несовершеннолетних, если такой есть, и так далее. Вплоть до пожарников и представителей общественности. Роль активистов-общественников, кстати, прекрасно играют, например, представители клуба собаководов или военно-патриотического клуба.  Также в Москве принято включать в состав комиссии членов общественных советов и пунктов охраны порядка (кажется, так это называется). Кто все эти люди, мне неведомо, но именно они обычно и приходят на заседания комиссии. А вот заведующий отделением поликлиники может и пропустить заседание.

Строгого количества человек, которые должны быть в составе комиссии, нет. В Москве это число обычно превышает 10. Причем провести заседание комиссия может только в том случае, если в зале, где она заседает, присутствует минимум половина списочного состава.

Соответственно, если в списке было 14 человек, значит, как минимум семеро из них должны быть в зале.

И здесь, кстати, появляется очень важный момент, про который все обычно забывают: имена и фамилии всех 7 человек, которые явились на заседание, должны совпадать с теми, что указаны в списке.

А ведь очень часто бывает так, что, например, вместо начальника подразделения по делам несовершеннолетних, который в отпуске, приходит рядовой сотрудник. Вместо начальника пожарной охраны приходит заместитель.

Но дело в том, что комиссия по делам несовершеннолетних — это не кресло, а это люди. Поэтому такое безобразие, конечно, твориться не должно. В заседании комиссии могут принимать участие только те, кто входит в её состав.

По списку, по фамилиям.

Причем список комиссии обязательно должен быть опубликован. Это открытая информация. По идее, он должен быть на сайте управы. Но далеко не все управы этим занимаются. Можете, кстати, задать в письменной форме вопрос главе своей управы, кто именно входит у вас в состав комиссии по делам несовершеннолетних. Уверяю вас, это будет интересно.

Кого могут вызвать?

В комиссию по делам несовершеннолетних, в принципе, могут вызывать любого гражданина. Абсолютно любого, ведь дело касается детей.

Это может быть, например, ваш сосед по лестничной клетке, которого беспокоит, что ребенок у вас сильно плачет. Комиссия по делам несовершеннолетних может проявить к такому сообщению интерес и вызвать его – и вас – на заседание.

Ходить или не ходить на эту комиссию —  зависит от того, по какому делу вас вызывают.

Если речь идёт об административном правонарушении или других серьёзных вопросах, явиться на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, конечно, нужно. Например, вашего ребенка поймали с бутылкой пива или курящего за углом школы.

В этой ситуации, конечно, на комиссию идти придётся. Насколько серьёзен вопрос, по которому вас вызывают в КДН, какие могут быть последствия, стоит или не стоит идти туда в каждом конкретном случае, вам подскажет адвокат.

К нему обязательно нужно обращаться, если вы получили вызов на комиссию по делам несовершеннолетних.

Но встречается и такое, что из комиссии вам просто звонят по телефону: «Здравствуйте! Завтра у нас заседание, приходите». Конечно, на такие заседания ходить не стоит. Во время такого звонка сразу нужно сразу говорить: «Без адвоката никуда не пойду». И не ходить.

Вызов в КДН — это серьезно?

Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган. Это такой мини-суд, который решает довольно небольшой перечень вопросов – но, тем не менее, решает.

Именно от комиссии по делам несовершеннолетних зависит, выпишут ли вам штраф или ограничатся предупреждением, если вашего ребенка, например, поймали с банкой пива.

Поставят ли вашего ребёнка на школьный учёт или на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних, если, опять же случилась какая-то неприятность, связанная с кодексом об административных правонарушениях.

Бояться или не бояться постановки на учет, какие правовые последствия этого — это отдельный разговор. Но комиссия по делам несовершеннолетних при желании может испортить вам жизнь, поэтому пускать на самотек её деятельность в вашем отношении, конечно же, не стоит. Нужно приходить на заседания комиссии, но делать это обязательно с адвокатом.

Что делать, если меня вызвали?

Нормативной базы на эту тему очень мало, поэтому дать какие-то подробные советы тем, кто попал на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, сложно. Но общую информацию я, конечно, дам.

Прежде всего, выясните, кто перед вами, и сверьтесь со списком членов комиссии. Попросите всех представиться по фамилиям. Даже судьи в чёрных мантиях, и те представляются, и сообщают, что заседает, например, коллегия в составе Иванова, Петрова и Сидорова.

Поэтому попросите этих людей, которые собираются заседать по вашему вопросу представиться: как их зовут, кто они такие. И сверяйтесь со списком, распечатанным с сайта управы, прямо галочки ставьте – есть такой или нет такого. Пересчитайте их по головам, посмотрите, какой списочный состав комиссии.

Если в комиссии состоит 15 человек, значит, на заседании должно присутствовать как минимум 8, и никто никого не должен заменять и подменять.

И помните: заседание может вести либо председатель, либо заместитель председателя комиссии. Но никак не ответственный секретарь или какой-то случайно выбранный товарищ, который вдруг решил вести заседание комиссии. Вот это – самые простые вещи, которые нужно помнить, если вас вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних.

И конечно же, нужно положить на стол диктофон. Скрываться тут не надо, в этом нет ничего незаконного. Записывайте всё, что происходит, и обязательно проговаривайте всё словами (поскольку у вас диктофон, а не камера). Заседание комиссии устное, поэтому вслух спрашивайте, как фамилия человека, который задает вам вопрос, и почему он вам его задает, если не входит в состав комиссии.

Знайте: никакие приглашенные лица – а такие случаются на заседаниях комиссии, почему бы нет – не могут задавать вам какие-либо вопросы и вообще как-то участвовать в обсуждении.

Точно так же, как, например, зрители в судебном заседании. Более того, если вас просят покинуть зал заседаний на время, пока комиссия обсуждает ваш вопрос, они тоже должны выйти. Если отказываются – попробуйте на этом настоять.

  Увидите, как интересно развиваются события.

А вообще, бояться вызова в КДН не надо, ситуация вполне себе под контролем.

Но помните, что решение комиссии по делам несовершеннолетних может иметь определенные юридические последствия, поэтому не стоит ходить на заседание без адвоката.

Если вас вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних, можете записаться ко мне на консультацию – я с радостью подскажу, насколько серьёзен вопрос, стоит ли приходить на заседание и как себя там вести.

Ваш адвокат Антон Жаров

Материалы по теме:

Комиссия по делам несовершеннолетних, удобные заключения на лучшем юридическом ресурсеЧто делать если вас вызывают в КДН?

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел | РВС

Комиссия по делам несовершеннолетних, удобные заключения на лучшем юридическом ресурсе

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Читайте также:  Договор: плательщик один, правополучатель другой

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление.

Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя.

Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

  • Родителям не разъясняются их права (вопреки п.5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), чем нарушается их право на защиту.
  • Родителям не дают ознакомиться с материалами дела, не дают снять с него копии (в нарушение части 1 ст. 25.1; ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
  • Протоколы, составленные инспектором ПДН, не проверяются на правильность составления (в соответствии со ст.28.2; п. 3 ст. 29.1 Кодекса об административных правонарушений РФ) и на наличие нарушений.
  • На заседания вызываются только законные представители ребенка, в отношении которых инспектором ПДН составлен протокол. Не вызываются лица, которые выступили заявителями, не вызываются свидетели, даже если законные представители об этом просят (в нарушение ст. 26.3 КоАП РФ).
  • Материалы дела рассматриваются в отсутствие ребенка, в отношении которого вынесен протокол об административном нарушении (требование части 2 ст. 25.1; п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), присутствует лишь родитель.
  • Во время так называемого «разбирательства» против родителей выступает вся комиссия. Им не дают делать необходимые разъяснения, перебивают, отказываются выслушать. Если родитель пришел с ребенком, не выслушивается мнение ребенка, даже если родитель об этом просит. Таким образом, даже речи не идёт о проведении полноценного разбирательства (как того требует ст. 26.1 КоАП РФ).
  • Пояснения родителей воспринимаются лишь как их позиция и не более. Об этом откровенно заявляется членами комиссии, которые, в свою очередь, сами заинтересованы в наказании привлекаемого лица, поскольку протокол об административном правонарушении зачастую составляется одним из членов этой же комиссии, не имеющим права принимать участия в рассмотрении материала на основании п. 2, ч.1, ст. 29.2 КоАП РФ, обязанного взять самоотвод по делу, как предписывает ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ. Таким образом, при сложившейся системе рассмотрения административных материалов подобными составами утрачивается объективность вынесенных решений, вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, так как существует конфликт интересов.
  • В мотивировочной части постановления не указывается конкретная норма (пункт, часть, статья, и наименование закона) и причины, по которым привлечённому к ответственности лицу назначается та или иная мера наказания (в нарушение требования ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
  • Случается и такое, что родителей вообще не вызывают на комиссию, принимают в их отношении постановление и не ставят их об этом в известность.

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Читать также: В СовФеде заявили об отсутствии прокурорского надзора за решениями КДН

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь.

Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её.

Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Читать также: В Перми власти делают вид, что ювенальщина в школе будет “добровольной”

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса.

И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства.

Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают.

Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Алексей Мазуров, РВС

Специалист семейного центра рассказала, что делать, если ребенка поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних

Родители не всегда знают, что из себя представляет комиссия по делам несовершеннолетних, по каким причинам могут поставить на учет, последствия такого учета, а также каковы их права. Подробнее об этом рассказала специалист семейного центра «Семья» Мария Заходякина.

Причины, по которым могут поставить на учет

«Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, от которого зависит, выпишут вам штраф или ограничатся предупреждением», — говорит специалист.

Основные причины, по которым детей могут поставить на учет, — это административные правонарушения. При этом поставить на учет из-за проступков могут не только детей, но и их родителей. Дети отвечают за содеянное с 14 и с 16 лет, именно с такого возраста их могут поставить на учет.

Причины могут быть разные:

  • Статья 5.35 КоАП РФ. Родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по содержанию и воспитанию ребенка (штраф от 100 до 500 руб.). Часто это называют просто неисполнением родительских обязанностей. Например, несовершеннолетнему запрещено находиться на улице ночью: в большинстве регионов несовершеннолетним в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа до 6 часов; несовершеннолетним в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 часов до 6 часов.
  • Статья 6.10 ч. 3 КоАП РФ. Взрослые вовлекают несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ. Если эти же действия совершают родители или законные представители, им также грозит административный штраф.
  • Статья 20.20 КоАП РФ. Дети употребляют алкоголь в запрещенных местах либо наркотические средства или психотропные вещества в общественных местах.
  • Статья 20.22 КоАП РФ. Дети до 16 лет появляются в состоянии опьянения или распивают пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в общественных местах.
Читайте также:  Забрали права за обгон через сплошную

Вызов в КДН — это страшно?

Если вас вызвали на комиссию, не стоит отказываться, нужно прийти на заседание. Не всегда вызов на заседание в КДН заканчивается постановкой на учет. Возможно, с вами и вашим ребенком проведут профилактическую беседу и вынесут предупреждение.

Какие последствия

Если не брать во внимание эмоциональный стресс, то с точки зрения закона постановка на учет не грозит какими-то катастрофическими последствиями. Эта так называемая профилактическая мера, которая применяется на определенный промежуток времени, и если у полиции не будет никаких претензий к поведению несовершеннолетнего, в дальнейшем он снимается с учета.

Что мне, как родителю, делать на заседании

Первое — не паниковать. Второе — не пытайтесь препятствовать комиссии, не идите на конфликт в интересах своего ребенка, спокойно реагируйте на заданные вам вопросы, отвечайте конкретно. Вы имеете право ознакомиться со всеми материалами дела, воспользоваться помощью адвоката, вести видеозапись с разрешения комиссии, вести аудиозапись можно без разрешения комиссии (ст. 24.3 ч 3 КоАП РФ).

Вы также можете обратиться в ближайший семейный центр, чтобы получить рекомендации и психологическую поддержку перед заседанием.

Галина обратилась в филиал «Хамовники» семейного центра «Семья»: ее сына задержала полиция. Как оказалось, подросток вместе со своими друзьями сидел на площадке.

Одному из друзей пришла в голову идея выпить пива — ему казалось, что это несерьезный напиток и ему за это ничего не будет, тем более что вокруг никого не было. Друзья поддержали эту идею. Выпив немного пива, они решили разойтись по домам, но к молодым ребятам подошли сотрудники полиции и забрали их в отдел.

Сына Галины поставили на учет по ст. 20.20 КоАП РФ — потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах. Специалист семейного центра разработал план взаимодействия с мамой и ее сыном.

Семья регулярно приходила на консультации, специалисты психологически поддерживали маму, успокоили, дали необходимые рекомендации, как действовать в этой ситуации. По истечении года у комиссии больше не было никаких вопросов к поведению несовершеннолетнего, и его сняли с учета.

Столичные семейные центры готовы оказать профилактическую поддержку всем семьям, которые столкнулись с подобной или другими ситуациями.

Источник

Комиссия по делам несовершеннолетних, удобные заключения на лучшем юридическом ресурсе

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Постановка несовершеннолетних на учет в ПДН, причины и последствия

Полномочиями по работе с детьми, совершившими правонарушения или преступления, обладают не только органы полиции, но и КДН и ЗП — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района или города Нижнего Новгорода, которая принимает непосредственное участие в решении вопроса о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН. Это коллегиальный орган, в состав которого входят представители администрации, органа опеки и попечительства, ОДН полиции, помощник прокурора района по надзору за делами несовершеннолетних, психологи, руководители школ, соц. педагоги и др.

Стоит помнить, что на учет можно попасть только после повторных или серьезных нарушений!

Несовершеннолетнего ребенка могут направить на комиссию в различных случаях. Основанием для постановки на учет подростка может служить:

  • Когда ребенок был замечен в употреблении запрещенных веществ (наркотических, психотропных и алкоголя);
  • Если ребенок совершил правонарушение, которое предусматривает административную ответственность, но в силу возраста его не могут привлечь к административной ответственности;
  • Если ребенок совершил общественно опасное деяние, не подлежащее уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • В случае, когда несовершеннолетний не может понести уголовную ответственность из-за отставания в психическом развитии или при наличии психического заболевания;
  • Если гражданин, не достигший 18-летнего возраста, условно-досрочно освобожден от наказания из-за помилования или амнистии;
  • Если данное лицо было осуждено за совершение преступления малой или средней тяжести, но при этом освобождено из зала суда и от наказания при условии соблюдения принудительных воспитательных мер;
  • Если нарушитель получил отсрочку отбывания наказания или отложение исполнения приговора;
  • Если несовершеннолетний осужден условно, обязан выполнять принудительные работы, но не лишен свободы;
  • Если ребенок систематически покидает государственные учреждения — интернат, детский дом;

Кстати, контролировать детей могут не только из-за их проступков, но и из-за действий их родителей (статья 5.35 КоАП РФ).

Выявленный факт или заявление с просьбой провести проверку о совершении подростком правонарушения или преступления поступает в отдел полиции УМВД России по Нижнему Новгороду.

Инспектор ПДН составляет протокол, берет объяснения с подростка и его законного представителя, объяснения с потерпевшего и свидетелей, запрашивает характеристики по месту учебы и жительства ребенка, а также при необходимости проводится судебно-медицинское освидетельствование.

По фактам проверки инспектор ОДН ОП УМВД России по Нижнему Новгороду выносит определение об отказе или о возбуждении дела об административном правонарушении, либо постановление об отказе или о возбуждении уголовного дела.

Определение или постановление инспектор ПДН направляет на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для решения вопроса о постановке несовершеннолетнего на межведомственный контроль с последующей организацией с ним индивидуально-профилактической работы (или об отказе в постановке и вынесении предупреждения). По истечении 10 дней КДН должна вынести постановление.

В ходе рассмотрения материала проверки, представленного полицией, заслушивают родителей или законного представителя ребенка. Родителям необходимо представить положительные характеристики из школы, из секции, где занимается ребенок, а также его грамоты, благодарности, медали, индивидуальные достижения, рассказать про увлечения ребенка и пр.

Затем убедить членов комиссии, что родители обязательно помогут подростку исправиться, что ребенок находится под контролем, дома с ним регулярно проводятся профилактические беседы, что правонарушение было совершено впервые, что ребенок проживает в полной семье, родители занимаются воспитанием ребенка, посещают родительские собрания, ребенку обеспечен отдых и досуг, родители обеспечивают правильное физическое и психическое развитие ребенку.

Важно, что решения КДН в большинстве случаев справедливы!

На профилактический учет комиссия ставит лишь после неоднократных и серьезных общественно опасных деяний в отсутствии взрослого контроля над ребенком. При единичном же правонарушении дело завершится профилактической беседой с несовершеннолетним и его родителями.

Однако, бывают случаи, когда родители не согласны с постановлением КДН о постановке их ребенка на профилактический учет в ПДН. В этом случае нужно обжаловать решение КДН в суде. На это по закону отводится 10 дней.

Но даже если в суде к родительским доводам не прислушались и оставили решение (постановление) комиссии по делам несовершеннолетних в силе, то можно через полгода подать заявление о снятии ребенка с профилактического учета.

Заявление пишется в свободной форме с указанием фактов исправления ребенка, не нуждающегося больше в дополнительном контроле со стороны инспекторов ПДН. Если у подростка действительно все наладилось, то его снимают с учета окончательно.

Кстати, инспекторы могут и сами заметить изменения, а значит, снять подростка с профилактического учета и без родительского заявления. Для этого им достаточно получить согласие начальника отделения полиции. Автоматически же с учета в ПДН снимаются: лица, достигшие совершеннолетия (18 лет); по истечении условного срока наказания; при отпадении юридических оснований для подобного учета.

При постановке несовершеннолетнего на профилактический учет ОДН ОП УМВД России по Нижнему Новгороду руководствуется Приказом № 845 МВД РФ п.49.1.6 (совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность).

Решение КДН о постановке на профилактический учет направляется начальнику ОП УМВД России по Нижнему Новгороду. Если начальником отдела полиции постановление КДН было утверждено, то заключение о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН и заведении учетно-профилактической карточки направляется в ПДН (копия – в КДН).

В карточку учета вносятся данные о ребенке, его родителях, о его образе жизни, составе семьи, поступающих сведениях об успеваемости в школе, кружках и т.д., составляется план индивидуальной профилактической работы и лист учета профилактических мероприятий на шесть месяцев.

Затем с подростком проводится воспитательная и профилактическая работа инспектором ПДН и социальным педагогом в образовательном учреждении. 

Основными методами правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей являются:

— постоянный надзор за поведением ребенка в школе, на улице, в секциях – инспектор ПДН вправе интересоваться его достижениями и характеристиками как в письменной, так и в устной форме.

— индивидуальные или совместные с КДН рейды по месту жительства «проблемных» детей, выяснение обстоятельств конфликтных ситуаций с родителями, учителями, проведение бесед как с ребенком, так и со взрослыми.

А также направление сведений в прокуратуру при наличии оснований для лишения или ограничения родительских прав, составление соответствующей документации при выявлении фактов неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей и т.д.

— составление акта обследования бытовых условий для детей по месту жительства на предмет выявления обеспеченности всем необходимым для досуга, отдыха и учебы.

Родителям подростков нужно быть очень внимательными и осторожными — в результате даже любой школьной драки или потасовки пострадавшая сторона в лице законных представителей может предъявить вам свои претензии, угрожая судом.

Более того, если несовершеннолетний уже был единожды поставлен на учет в ПДН, то повторная драка в возрасте 16-18 лет может обернуться для него уже реальным сроком по статье 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью).

Именно поэтому как можно раньше нужно позаботиться о защите прав своих детей, прибегнув к квалифицированной профессиональной помощи юриста по семейному и ювенальному праву. Ведь предупредить беду гораздо проще, чем анализировать ее последствия.

Читайте также:  Оказание услуг ненадлежащего качества, какая статья ук рф?

Идеальных детей, как известно, не бывает. Но от того, в какой семье, в какой среде воспитывается ребенок, во многом будет зависеть его дальнейшая судьба…

Защита прав несовершеннолетних детей

Ребенок имеет права, предписанные не только национальным, но и международным законодательством.

Защищать права и интересы ребенка должны родители и государство в лице органов власти. За нарушение законных интересов ребенка предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Про то, как осуществляется порядок защиты прав и интересов ребенка читайте ниже.

Нормативно-правовое регулирование

На законодательном уровне защиту прав несовершеннолетних детей обеспечивают следующие нормативные правовые акты:

  • Конвенция о правах ребенка. Положения Конвенции устанавливают, что обеспечение прав ребенка является приоритетной задачей общества, всех государственных органов и судов. Ребенок имеет право на жизнь, на развитие своих возможностей и своего потенциала.
  • Дети не должны расти в условиях голода, рабской эксплуатации и жестокости со стороны родителей или иных взрослых людей. Конвенцией определены все важнейшие права ребенка (права на имя, на гражданство, на жизнь, знать своих родителей, воспитываться в семье и другие);
  • Конституция Российской Федерации. Главный закон государства устанавливает, что права и свободы человека (в том числе и несовершеннолетнего) являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства. 
  • Семейный кодекс Российской Федерации. Семейное законодательство конкретизирует права ребенка, указанные в Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.

Ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и проживать совместно с ними, беспрепятственно общаться с родителями и иными родственниками, получать образование, выражать свое мнение, получать содержание от обоих родителей. Защиту прав и законных интересов ребенка обеспечивают родители, государственные органы и суд.

Защита прав и интересов ребенка

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.

Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

  • орган опеки и попечительства;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • суд.
  • Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  • Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.
  • Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.
  • После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.
  • В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.
  • Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

  • предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;
  • обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;
  • в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;
  • иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

  • подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;
  • предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;
  • присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

  • надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;
  • пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;
  • другие направления информации.

Органы внутренних делпринимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

  1. Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
  2. Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
  3. В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
  4. В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
  5. Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
  • Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
  • Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
  • К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
  • В ходе судебного заседания суд заслушивает мнения сторон, ребенка, если ему исполнилось 10 лет, оценивает представленные доказательства и выносит решение по делу.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

  1. Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

  2. Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

  3. Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

  4. За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Профессиональная юридическая помощь

  • В случае возникновения опасной ситуации для физического или психологического здоровья ребенка каждый родитель будет делать все от него зависящее, чтобы защитить его.
  • В стрессовой ситуации родителю бывает сложно самостоятельно грамотно составить исковое заявление или собрать необходимые документы.
  • Юристы по семейным спорам компании «Юридическое агентство», обладая необходимыми компетенциями и теоретическими знаниями, помогут Вам защитить права и интересы ребенка.
  • На очной консультации в компании Вы совместно прорабатываете правовую позицию, после чего юрист составляет исковое заявление, собирает необходимые документы и подготавливает доказательства для предъявления их в суде.
  • После направления искового заявления в суд, юрист может выступать как представитель по доверенности, защищая родительские права и интересы Вашего несовершеннолетнего ребенка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *