Как гарантированно вступить в право наследователя

Как гарантированно вступить в право наследователя

Жалоба на следователя

Жалоба на следователя в широком смысле — это способ защиты нарушенных прав заявителя незаконной деятельностью следователя при производстве им уголовного дела. По существу это защита от следователя — правонарушителя.

Под понятием — ЖАЛОБА НА СЛЕДОВАТЕЛЯ в данной публикации подразумевается процесс оспаривания как процессуальных действий или бездействий следователя, так и непроцессуального его поведения.

Виды непроцессуальных действий следователя

Непроцессуальные действия могут выражаться в хамстве, унижении, оскорблении, запугивании участника по делу.

Естественно, к непроцессуальным действиям относится также и физическое воздействие на участника по делу.

Кроме того, бывают случаи непроцессуальных действий следователя под видом процессуальных. Различить их легко. Если действия следователя не основаны на соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства, то такие действия являются незаконными, а, значит, непроцессуальными.

Для простоты восприятия, поясняю примером. Если следователь, без согласия подозреваемого допрашивает его без адвоката, то такой допрос является незаконным, непроцессуальным.

В данном случае, под процессуальностью понимается соответствие действий по делу процессуальному законодательству, а не любое действие следователя по производству дела.

Какие и почему, с какой целью следователи допускают подобные непроцессуальные действия, поведение, я уже писал в публикации о допросе без адвоката.

Чтобы обжаловать эффективно — надо знать как это делать

Конечно, чтобы обжаловать действия следователя, необходимо уметь отличать его процессуальные действия от иных. А для этого, естественно, надо знать уголовно-процессуальное законодательство.

Однако, даже не изучая глубоко нормы уголовного процесса, каждому человеку необходимо обладать неким оптимальным набором познаний, иметь представление в каком направлении прилагать усилия для защиты своих прав. Сложное восприятие юридических понятий может стать для иных серьезным для этого препятствием. Но понять происходящие в следствии без таких познаний невозможно.

Вот, например, статьи 123, 124, 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ участникам по делу (и не только им) право обжаловать действия или бездействия, решения следователя.

Внимание! Жалобу на следователя можно подать вышестоящему его начальству, в прокуратуру или в суд.

Кому жаловаться заявитель выбирает самостоятельно, исходя из обстоятельств, целесообразности и правового значения предполагаемого ему ответа.

  • В распоряжении заявителя имеется три универсальных правовых инструмента для освещения обстоятельств нарушений следователя:
  • — это сама жалоба, когда в ее содержании описываются такие обстоятельства нарушений
  • — это может быть заявление о противоправных действиях следователя, где описываются обстоятельства его правонарушений
  • — это может быть ходатайство в вышестоящую инстанцию, прокуратуру или в суд в пределах имеющегося производства

О способах защиты прав с использованием жалоб, заявлений, ходатайств более подробно мною описано здесь.

  • с точного определения нарушений, которые будут изложены в описательной части жалобы (заявления, ходатайства)
  • с определения органа в который будет направляться жалоба (заявление, ходатайство)
  • с определения инструмента такой защиты — заявление, жалоба или ходатайство

Жалоба на следователя его начальству и в прокуратуру

Жалоба является наиболее распространенным и применимым инструментом защиты прав

Порядок обжалования следователя его начальству или в прокуратуру регламентирован статьей 124 УПК РФ.

Согласно которой жалоба должна быть рассмотрена руководителем следственного органа или прокурором в течение трех дней с момента ее получения.

(В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем в обязательном порядке извещается заявитель.)

В статье указано, что по результатам рассмотрения жалобы руководитель следственного органа или прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом решении уведомляется заявитель, которому разъясняется дальнейший порядок его обжалования.

Прокуратура же, принимая жалобу к рассмотрению на основании вышеуказанной статьи УПК РФ, в дальнейшем действует на основании статьи 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202−1.

Предметом надзора прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

  • жалоба является анонимной, то есть не содержит сведений о лице ее подавшем
  • жалоба по содержанию лишена смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений (жалоб) имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события
  • имеется решение о прекращении переписки. Однако переписка может быть возобновлена, если отпадут основания, по которым она была прекращена.

Ответ руководителя следственного органа или прокуратуры может использоваться заявителем для дальнейшего обжалования не только действий следователя, но и самого этого ответа.

На практике не редкими бывают случаи, когда на жалобы, заявления, ходатайства соответствующие инстанции не отвечают вовсе, что приводит к нарушению права гражданина на государственную защиту его прав, гарантированную ст. 45 Конституцией РФ

Обжалование следователя в суд

Кроме вышеуказанного порядка обжалования действий следователя, их можно обжаловать в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

Однако, в этом случае обжалуются лишь постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и постановления о прекращении уголовного дела; а также иные решениях и действиях (бездействиях) дознавателя, следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Такое ограничение создано законодателем специально, чтобы суд не вторгался в ход предварительного расследования. Поэтому суд обязан рассматривать такие жалобы без вторжения в ход предварительного расследования.

По данным Верховного суда РФ наиболее часто в суд обжалуются

  • постановлений об отказе в возбуждении
  • постановления о прекращении уголовного дела
  • постановления о возбуждении уголовного дела
  • несвоевременное уведомление подозреваемого о возбуждении уголовного дела;
  • неуведомление о принятых решениях по сообщению о преступлении
  • постановления о предъявлении обвинения
  • постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о возвращении задержанного транспортного средства
  • жалоба на незаконное задержание
  • постановление об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде;
  • постановление прокурора района о соединении уголовных дел
  • постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о допуске гражданина в качестве представителя потерпевшего, об отказе в признании потерпевшим;
  • постановление о наложении ареста
  • на неправомерные действия сотрудников милиции длительное время осуществлявших дознание
  • решение об отмене постановления о прекращении (приостановлении) уголовного дела, возобновление предварительного расследования;
  • производство отдельных следственных действий следователем, дознавателем, должностным лицом органа дознания
  • действия (бездействие) органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при проведении проверки и принятии решения в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ
  • действия (бездействие) прокурора, руководителя следственного органа при рассмотрении и разрешении жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ
  • признание, приобщение и возврат вещественных доказательств

Порядок подачи жалобы в суд

Жалоба на следователя в суд несколько отличается по процедуре и оформлению от жалоб начальнику следователя или прокурору.

Согласно ч.2 ст. 125 УПК РФ, жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через следователя, руководителя следственного органа или прокурора. Очевидно, что к заявителям, кроме лиц указанных в ст. 144 УПК РФ необходимо отнести любое лицо, подавшее жалобу.

Из ч.2 ст. 125 УПК РФ усматривается, что и защитник подозреваемого, обвиняемого может подать жалобу самостоятельно.

Кроме того, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть обжалованы лицами, не признанными в установленном законом порядке потерпевшими.

Оформление жалобы

Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает определенные требования оформлению в суд жалоб на следователя или на прокуроров. Но такая жалоба должна содержать достаточную информацию для принятия ее судом к производству.

Жалоба в суд должна содержать:

  • наименование суда, в который подается жалоба
  • данные о лице, подавшем жалобу, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения (если жалоба подается адвокатом, то вне зависимости от его участия в деле к ней прилагается ордер; если жалоба подается законным представителем заявителя, не являющимся адвокатом, то к ней прилагается доверенность)
  • указание на постановление, иное решение, действие (бездействие), которое обжалуется, и наименование органа предварительного расследования, прокурора, его вынесшего либо осуществившего (не осуществившего)
  • доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований, предусмотренных соответствующими положениями процессуального закона
  • перечень прилагаемых к жалобе материалов, в число которых могут входить копии процессуальных документов, справки, заключения специалистов и т. п. Жалоба подписывается подавшим ее лицом.

Внимание! Заявителю жалобы следует иметь ввиду, что признав в порядке ст. 125 УПК РФ следственное действие незаконным, суд, однако, не вправе признавать недопустимым доказательство, полученное при производстве этого следственного действия.

Жалоба в суде может рассматриваться в закрытом судебном заседании

Согласно ч.2 ст. 241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

  • разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны
  • рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет
  • рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство
  • этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Внимание! На практике иногда рассмотрение жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ производится в отсутствие прокурора. Но это возможно только в случае его своевременного извещения о времени и месте рассмотрения жалоб указанной категории.

Читайте также:  Увольнение по семейным обстоятельствам без отработки

Важное! Принимаемых в порядке ст. 125 УПК РФ, подача жалобы или принесения представления прокурором, не приостанавливает исполнение принятого решения, и такие решения должны исполняться безотлагательно.

Внимание! Помните, что заявления, жалобы, ходатайства — это щит и меч одновременно.

  1. Заявления, жалобы, ходатайства — это инструменты не только пассивной, но и активной самозащиты, нападения, влекущие к возникновению или изменению, или прекращению правовых последствий, юридически значимых обстоятельств.
  2. Будьте аккуратны и не навредите другим и себе тоже!
  3. *** О том кто сильнее следователь или адвокат, читайте здесь.

Все описанное здесь в публикации, вполне может быть применимо на практике любым человеком, имеющим базовые юридические познания на уровне средней школы. Защищайте свои права, не опускайте руки!

Если что не понятно или хотите знать детали, спрашивайте!

Удачи всем в ваших делах!

Подписывайтесь, обучайтесь, обращайтесь!

Публикация подготовлена с использованием материалов информационно-правового портала Консультант Плюс (http://www.consultant.ru)

P. S. Если мой сайтРОСТОВСКИЙ АДВОКАТ Вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой бесплатныйСПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.

Как гарантированно вступить в право наследователя

Как поступить на следователя: факультеты, предметы и особенности обучения

Количество студентов, выбирающих специальность следователя, ежегодно растет. Профессия высоко оплачивается, доступны льготы и карьерный рост. Существуют общие положения и требования, предъявляемые к абитуриентам. Но узнавать, как поступить на следователя, следует на сайте выбранного вуза.

Все что нужно знать о профессии следователя

Специалист расследует уголовные, экономические, политические преступления, возглавляет следственно-оперативную группу (СОГ), координирует работу ее участников. Юрист возбуждает и ведет дело от момента поступления заявления до подачи в суд. Он знает законодательство, уголовно-процессуальный кодекс, криминалистику, психологию, экономику.

Обязанности должностного лица:

  • осмотр места преступления, поиск улик;
  • опрос свидетелей;
  • допрос подозреваемых;
  • анализ полученной информации;
  • поиск преступников, привлечение к ответственности;
  • разъяснение и обеспечение прав обвиняемым;
  • составление отчета.

Девушке, чтобы изучать профессию следователя, не нужно предоставлять дополнительные справки, проходить специальные проверки. Ко всем кандидатам предъявляют единые требования:

  • психологическая устойчивость;
  • физическое здоровье;
  • отсутствие психических отклонений, заболеваний;
  • коммуникабельность;
  • настойчивость.

Сначала выпускник выполняет обязанности помощника. Допуск к основной должности получает после прохождения военно-врачебной комиссии, наркологического, психологического освидетельствования. Репутация соискателя, его родственников должна быть безупречной (зависимости, судимости).

Следователь работает с ворами, насильниками и убийцами. Ненормированный рабочий день, высокая нагрузка, постоянное столкновение с человеческим горем приводит к эмоциональному стрессу и выгоранию.

Сотрудник следственного отдела может дослужиться до начальника, перейти в судебную систему, адвокатуру. Доступна работа частным детективом, юристом коммерческой или государственной организации.

Как гарантированно вступить в право наследователя

На какой факультет поступать, чтобы стать следователем

Профессия изучается на факультете «Юриспруденция» гуманитарного, экономического или юридического высшего учебного заведения.

Подготовиться к получению профильного образования можно на базе 9 классов, поступив в колледж по любому направлению, связанному с правоохранительной деятельностью и организацией социального обеспечения. Выпускникам колледжей предлагают льготные условия поступления.

В вузе доступны следующие специальности:

  • оперативно-розыскная работа;
  • судебная экспертиза;
  • правовая безопасность;
  • охрана порядка.

Работа в спецслужбах, органах публичной власти доступна выпускникам Академии ФСБ, Следственного комитета, Университета прокуратуры РФ. Получив степень бакалавра, юрист может поступить в магистратуру.

Экзамены для поступления

Список экзаменов вуз (колледж) определяет самостоятельно. Стандартный перечень предметов — русский язык, обществознание, история. Математика и английский язык — необязательные дисциплины. Они понадобятся при выборе других направлений правового профиля.

Абитуриент сдает внутренние экзамены или проходит ЕГЭ (ОГЭ). Некоторые образовательные организации выполняют психологическое тестирование и оценивают физическую выносливость поступающих.

Сколько длится обучение?

Средняя профессиональная подготовка длится от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев. В вузе специальность изучают 5 лет. Первые 2 курса студент проходит общеобразовательные дисциплины и общепрофессиональный цикл. На 3 курсе нужно выбрать конкретную сферу: уголовное, гражданское право, юридическое направление. Магистратура длится 2−2,5 года, аспирантура — 2 года.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

E-mail: pk@s-university.ru

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;

Государственный адвокат: что о нем следует знать

Как гарантированно вступить в право наследователя

Конституция РФ гарантирует право гражданина воспользоваться бесплатной помощью квалифицированного адвоката в случаях, предусмотренных Законом. Для пояснения стоит сказать, что действующее законодательство не предусматривает понятия «государственный адвокат», этот термин употребляется неофициально для обозначения адвокатов, которых привлекли для оказания адвокатских услуг по назначению органа дознания, предварительного следствия или суда. То есть, клиент не сам выбрал конкретного адвоката и заключил с ним соглашение, а участие адвоката обеспечило государство в лице следователя, дознавателя или судьи.

Можно сказать, что данное название – условно, поскольку в уголовном процессе адвокат имеет статус защитника, независимо от того, оказывает ли он бесплатные услуги по государственной системе юридической помощи или заключает с клиентом договор о предоставлении таких услуг за гонорар.

Иногда складывается ситуация, когда ни суд (к большому сожалению), ни следователь, ни прокурор не заинтересованы в соблюдении конституционных прав задержанного, обвиняемого. Тогда практически все бремя для справедливого разбирательства дела (независимо от того, идет ли досудебное производство или дело уже находится в суде) ложится именно на государственного адвоката.

Для информации: в данной статье основной акцент делается на работе адвоката по назначению в уголовном производстве. Между тем, законодательство предусматривает привлечение адвокатов по назначению также в гражданском судопроизводстве и в административном судопроизводстве для представления интересов ответчика, место жительства которого не известно.

Кому положен государственный защитник

Независимо от инкриминируемой стати в любом уголовном деле лицо может иметь защитника в таких случаях:

  • если в отношении него вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
  • с момента возбуждения уголовного дела;
  • с момента задержания;
  • если такому лицу вручили уведомление о подозрении в совершении конкретного преступления;
  • при осуществлении каких-либо процессуальных действий, которые затрагивают его права и свободы;
  • в иных случаях, предусмотренных УПК РФ.

Важно: Удостоверение и ордер – документы, которые необходимо предъявить адвокату для выполнения своих функций защиты.

Кроме того, по решению суда в уголовном судопроизводстве допускается привлечение в качестве защитника наряду с адвокатом близкого родственника обвиняемого или иного лиц, а в мировом суде – и вместо адвоката. Однако таких случаев на практике не много, они могут рассматриваться лишь в качестве исключения.

Следует не путать адвоката по назначению и бесплатных адвокатов, то есть адвокатов, оказывающих услуги в системе бесплатной юридической помощи. Адвокаты по назначению в действительности бесплатными не являются. За их услуги обвиняемому не надо платить сразу, расходы таким адвокатам возмещаются из бюджета.

Однако при вынесении обвинительного приговора или освобождении обвиняемого от ответственности по нереабилитирующим основаниям суд должен принять решение о возмещении расходов государства за счёт осуждённого.

То есть оплата услуг адвоката по назначению для осужденного отсрочена во времени до вступления в силу обвинительного приговора, что отнюдь не означает бесплатности услуг таких адвокатов для обвиняемого (справедливости ради стоит отметить, что суды не редко забывают при вынесении приговора решить вопрос о возмещении расходов на адвоката по назначению, и в таком случае вследствие судейской забывчивости услуги адвокатов по назначению действительно оказываются для осуждённого бесплатными, но расчитывать на это, я бы не советовал).

Что касается системы бесплатной юридической помощи, следует учитывать, что она регулируется специальным Федеральным законом «О системе бесплатной юридической помощи в РФ».

При этом данный закон не распространяется на оказание юридической помощи в уголовном судопроизводстве: отношения по оказанию юридической помощи по уголовным делам регулируются уголовно-процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 3 Закона).

Порядок назначения государственного защитника

Если адвокат, которого приглашал подозреваемый, обвиняемый (или по его просьбе другие лица) не явится в течение 5 суток со дня заявления ходатайства, либо обвиняемый (подозреваемый) не заключил соглашение с защитником, но желает воспользоваться услугами адвоката, также в случаях отказа от защитника, если участие защитника является обязательным в силу закона, следователь, дознаватель или суд обеспечивают участие в деле защитника по назначению, обратившись в адвокатскую коллегию (как правило, в ближайшую) с просьбой к руководителю выделить защитника для следственных действий или для судебного заседания.

Распределяет такие дела между адвокатами глава адвокатской коллегии. При этом его решение обязательно к выполнению. И здесь не имеет значения авторитет (именитость) адвоката или наличие у него большого количества существующих договоров с клиентами в частном порядке (то есть находящихся в работе).

Читайте также:  Жилищное право: главный квартиросьемщик зарегистрировался по другому адресу на 1 год

Следует отметить, что в настоящее время принято решение об обеспечении участия адвокатов по назначению при помощи Единой автоматизированной системы, но пока данное решение на практике не реализовано, идут подготовительные мероприятия.

Прежде, чем приступить к своим обязанностям, так называемый бесплатный защитник уточняет у задержанного, обвиняемого, его близких, не приглашали ли они кого-то еще. Если нет, то следователь или судья дают полномочия защитнику по назначению.

Например, молодого человека обвиняют в распространении наркотиков. Это очень серьезная уголовная статья. В данном случае без защитника просто не обойтись.

Но обвиняемый не имеет возможности за свои деньги нанять адвоката и говорит об этом следователю.

Соответственно, следователь, руководствуясь описанной выше схемой, предпринимает необходимые меры для обеспечения участия в деле защитника по назначению

Однако в вопросах назначения государственного защитника не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Например, средней руки бизнесмен или руководитель государственного предприятия, которые могут себе позволить нанять в качестве защитника частного профессионала, заявляют об этом представителю органов дознания или следствия.

Но иногда адвокату по соглашению трудно сразу вступить в дело по разным причинам (необходимость следователю уложиться в процессуальные сроки задержания, его желание иметь «лояльного», «удобного» защитника, которого знает сам следователь, а не подозреваемый или обвиняемый и т.д.

заставляют следователей и дознавателей идти на различные уловки по недопущению к участию в деле избранного адвоката или его исключению из дела).

В итоге для бизнесмена может сложиться парадоксальная ситуация, когда адвокат по соглашению может стоять под дверью отделения полиции, но следователь оформляет материалы, в которых указано, что тот не явился, поэтому на начальной стадии пришлось привлекать адвоката по назначению.

Адвокат по назначению и по договору: основные отличия

Выполняя функции так называемого бесплатного адвоката, специалист в области права зачастую халатно подходит к выполнению возложенных на него обязанностей.

По большей части причиной этому является непосредственно отношение профессионала к выполняемой работе, как к не оплачиваемой (выплаты адвокатам по назначению задерживаются, а не редко – оплата не производится государством вовсе).

Достаточно часто адвокат по назначению занимает пассивную позицию, ограничивается присутствием на каких-то конкретных следственных действиях, не ведет своего доверителя от «А» до «Я».

В редких случаях оказывается полноценная юридическая помощь, включая организацию необходимых экспертиз, всестороннее изучение вопроса, сбор доказательной базы, общение со следственными органами в рамках УПК и т.д. Общественности известны вопиющие случаи, когда адвокаты по назначению защищают интересы следствия, а не своего подзащитного, уговаривают подзащитного сознаться в совершении преступления, занимаются фальсификацией доказательств, а при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу заявляют о своём согласии с позицией следствия.

Почему складывается такая ситуация? Все достаточно просто. До сих пор базовая ставка оплаты труда бесплатного адвоката (сумма, которую платит государство за оказание юридической помощи) находится на очень низком уровне, да и эту мизерную оплату адвокаты не получают. Поэтому некоторые из них просто «отбывают повинность», подходя к делу формально и поверхностно.

Кроме того, следует учитывать, что опытные и востребованные адвокаты не имеют времени для оказания услуг по назначению, они могут быть освобождены от этой повинности, избрав материальную форму участия на законных основаниях.

В результате, в качестве адвокатов по назначению зачастую привлекаются неопытные, молодые специалисты, либо специалисты, не востребованные у доверителей в виду низкой квалификации.

Несомненно, исключения есть. Некоторые адвокаты, выполняя свои функции государственных защитников, подходят к своей работе с полной отдачей (кстати, требование одинаково качественно и в полном объеме выполнять свои обязанности по назначению или за гонорар предусмотрено статьей 10 Кодекса профессиональной деятельности адвоката).

Почему многие отдают предпочтение работе с адвокатами за гонорар

Собственно, ответ на этот вопрос уже дан выше. Можно лишь добавить, что возможность выбора альтернативного варианта, какой бы сферы социальной жизни он ни касался – это всегда хорошо.

Клиент в определенных случаях может, имея возможность воспользоваться услугами государственного адвоката, отказаться от него и отдать предпочтение профессионалу, работающему за гонорар.

Но бывают ситуации (и их немало), когда бесплатная помощь специалиста в области юриспруденции – единственная возможность защитить себя с правовой точки зрения.

Не следует думать, что помощь бесплатного защитника нужна только в уголовном производстве закоренелым преступникам. Как было указано выше, бесплатными услугами адвоката пользуются определенные законом категории лиц во многих гражданских делах, начиная от взыскания алиментов, заканчивая разделом имущества или земельными вопросами.

Еще раз о самом главном

  1. «Государственный адвокат» – это неофициальное обозначение адвокатов которых привлекли к защите по назначению посредством обращения следователя, дознавателя или суда в адвокатскую коллегию (адвокатскую палату).
  2. Документы, которые необходимо предъявить для выполнения своих функций защиты, едины — удостоверение адвоката и ордер.

  3. Решение главы адвокатской коллегии или адвокатского бюро по распределению дел тому или иному адвокату обязательно к выполнению, независимо от того, насколько он «крут» и высокооплачиваем.

    При этом адвокат может быть освобождён от участия в защите по назначению путём направления соответствующего заявления в адвокатскую палату и оплаты ежемесячных дополнительных взносов в качестве материальной формы участия в системе обеспечения защиты по назначению.

  4. В любом уголовном деле лицо может иметь защитника, но в случаях, предусмотренных УПК РФ.

    Адвоката можно выбрать самому, заключив с ним договор за определенный гонорар, или воспользоваться бесплатным (по назначению). При этом размер кошелька обвиняемого для того, чтобы реализовать возможность получить помощь бесплатного адвоката не имеет значения.

Никто заранее и со 100 % уверенностью вам не ответит, кто лучше, бесплатный или частный адвокат. Выбор лучшего специалиста – личное дело самого клиента. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство положительно разрешившихся дел для доверителя – заслуга адвокатов, работающих по договору, а не по назначению.

В любом случае главное, на что клиенту следует обратить внимание при выборе, это квалификация, специализация и практический опыт работы профессионала. Только высококвалифицированный адвокат по уголовным делам с большим опытом профессиональной деятельности сможет максимально помочь своему доверителю в сложной жизненной ситуации.

Процессуальная независимость следователя

Большинство юристов из тех, кто работает в уголовной сфере,  многократно слышали фразу, что следователь процессуально независимое лицо. При этом все понимают, что это не совсем так или совсем не так.

Принцип процессуальной независимости провозглашен в законе, так в ст. 38 УПК РФ указано, следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий.

Кроме того, следователь является субъектом оценки доказательств, который делает это по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ст.

17 УПК РФ).

Ознакомившись с приведенными положениями закона, сторонний наблюдатель и в правду может сделать вывод о том, что следователь является независимым участником процесса, уполномоченным проводить расследование, собирать доказательства, оценивать их и в итоге самостоятельно принимать процессуальное решение.

Однако идем далее, смотрим ст. 39 УПК РФ (руководитель следственного органа) и мы видим, что независимость следователя это только красивая декларация и не более того.

Так, руководитель следственного органа вправе отменять незаконные или необоснованные постановления следователя, то есть абсолютно любое решение «процессуально независимого следователя» может быть отменено.

Далее руководитель вправе давать следователю указания:

  • — о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий;
  • — о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  • — об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения;
  • — о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Данные указания обязательны для следователя, в этой связи непонятно о какой независимости следователя может идти речь. Более того какая может быть свобода оценки доказательств, если руководитель уполномочен давать указание и о привлечении в качестве обвиняемого, и о квалификации преступления, и об объеме обвинения.

То есть если следователь считает, что доказательств для предъявления обвинения недостаточно, его мнение особо ничего не значит, если руководитель считает по-другому.

Руководитель также определит и квалификацию преступления, и объем обвинения. Как Вам такая независимость? При этом постановление о привлечении в качестве обвинения будет подписано следователем.

Как Вам такая свобода оценки доказательств?

Я здесь перечислил только часть полномочий руководителя следственного органа, которых уже достаточно, чтобы перечеркнуть всю «процессуальную независимость» и «свободу оценки доказательств» следователя, в действительности же их гораздо больше.

Правда в законе есть оговорка, что следователь вправе обжаловать указания руководителя, но только вышестоящему руководителю и без приостановления их выполнения. Но только ситуацию это никаким образом не меняет.

Все равно последнее слово за руководителем только уже другого уровня. Если честно я хотел бы увидеть, как такое обжалование выглядит в реальной жизни, мне кажется это зверь вымирающий, а точнее мертворожденный.

Более того на практике руководителю не требуется утруждать себя какими-то письменными указаниями, зачем ему брать на себя ответственность за принятые решения, устного распоряжения уже достаточно.

А если какой-то ретивый следователь вдруг посмеет их потребовать, то управа на него быстро найдется, здесь можно и нагрузку перераспределить и привлечение к дисциплинарной ответственности в арсенале руководителя имеется, и еще множество рычагов давления.

Для того чтобы понять откуда взялась ныне действующая система нужно обратиться к истории.

Современная система уголовного судопроизводства берет свое начало с 1864 года с принятием знаменитых судебных уставов, в том числе и Устава уголовного судопроизводства.

Практически единогласно в ученом сообществе признано, что указанный нормативный акт является величайшим достижением и во многом до сих пор непревзойденным. Устав передал функцию предварительного следствия от полиции суду.

Появляется специальная должность судебного следователя, который находится под ограниченным надзором прокурора, как указано в Уставе «наблюдением» и естественно под надзором суда. Никаких руководителей у судебного следователя не имеется, никаких обязательных для исполнения указаний не предусмотрено.

По окончанию расследования дело направляется прокурору, который вправе вернуть дело на доследование. Окончательное решение по делу принимается судом: приостановление, прекращение, придание обвиняемого суду.

Данная модель имеет в своей основе французский уголовный процесс, где и в настоящее время сохранилось судебное предварительное следствие, которое осуществляет следственный судья.

Судебный следователь (следственный судья) это и есть судья в нашем классическом понимании, имеющий соответствующий статус, но на которого возложено осуществление функции предварительного следствия.

При такой системе не может быть никаких следственных органов, есть только судебные органы, не может быть строгой иерархии, централизации, отношений начальник-подчиненный.

После Октябрьской революции 1917 года картина начинает резко меняться. В 20-х годах (УПК РСФСР 1923 г.) следователь сначала переходит полностью под прокурорский надзор, а затем и вовсе становится следователем прокуратуры. Следователь становиться частью централизованной системы органов прокуратуры. Идет процесс слияния следствия и полицейского дознания.

Затем появляются следственные аппарат в органах государственной безопасности и органах внутренних дел, который берет на себя расследование основной массы преступлений. Таким образом, происходит окончательное переформатирование следователя из судьи в полицейского чиновника.

От судебных истоков у следователя остается только специально звание с приставкой «юстиции» и не более того.

Сформированная в СССР система органов предварительного расследования с косметическими изменениями функционируют до настоящего времени.

В современной России каким-либо значимым изменением можно считать кардинальное сокращение надзорных полномочий прокурора, ликвидацию следователей в прокуратуре и создание на их базе Следственного комитета.

Однако данные изменения никаким образом не изменили статус следователя и степень его независимости, была только создана аппаратно-бюрократическая независимость следственных органов от прокуратуры и не более того.  

Для чего следователю нужна независимость, для того же зачем нужна независимость и судье, для справедливого и беспристрастного рассмотрения дела. Следователь, как и суд, проводит следствие, оценивает доказательства, принимает решение о виновности и невиновности, о наличии или отсутствии состава и события преступления и т.д.

По своей сути следователь это «мини-судья» призванный упростить работу суда, отфильтровать его от лишней работы и несущественных деталей, тем самым, используя более упрощенную форму производства, экономить время и ресурсы суда.

При этом предварительное расследование остается стадией судопроизводства, но в современных условиях фактически осуществляется полицейскими органами исполнительной власти.

  1. Без независимого следствия и независимого суда не могут быть достигнуты цели уголовного судопроизводства указанные в ст. 6 УПК РФ:
  2. 1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
  3. 2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
  4. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

При этом, когда я говорю о независимом следствии, я имею ввиду независимого следователя, а не независимый следственный орган. По закону следствие производит не следственный орган, а следователь. Независимость же следственного органа никак на независимость конкретного следователя не влияет, просто меняется лицо, от которого он зависит.

По моему скромному мнению это довольно очевидный факт, в этой связи возникает вопрос, по какой причине была ликвидирована независимость предварительного следствия. Я думаю, что для многих это тоже очевидно.

В советское время этот механизм было необходим для проведения политических репрессий и реализации воли руководства государства.

Указание высшего руководства может быть быстро передано по цепочке сверху-вниз, которое также быстро могло быть исполнено.

Однако практика показала, что для массовых репрессий и этот механизм оказался достаточно сложным, поэтому принималось множества экстраординарных норм направленных на упрощение производства.

В современной России нужно признать данные задачи не отпали, плюс к этому уголовное преследование стало инструментом политической бюрократической борьбы и экономической конкуренции.

Зачастую эти задачи решаются как раз на стадии предварительного расследования и впоследствии такие дела даже не доходят до суда, поскольку цели, ради которых они возбуждаются, достигаются уже на данной стадии и не какой необходимости направлять их в суд, не имеется.

Кроме того, нужно отметить, что наличие централизованных бюрократических органов порождает за собой вал статистической отчетности, без которой такие органы не могут функционировать. Учитывая сферу, в которой данные органы работают, это очень печально сказывается уже на более широкой категории граждан.

Статистические показатели и необходимость их достижения кардинально искажает смысл существования следственных органов и реализуемых ими функций в глазах сотрудников этих органов.

Изменяется приоритет целей, достижение статистических показателей, а не реализация назначения уголовного судопроизводства, становится единственной задачей, которая стоит перед следователями.

Констатируя вышеуказанные проблемы, нужно отдавать себе отчет, что в ближайшее время они не будут решены, их решение даже не стоит на повестке дня. Все меры, которые обсуждаются, например предложение о введение следственного судьи, который будет осуществлять судебный надзор за следствием, не могут изменить сложившуюся ситуацию, это как говориться «мертвому припарки».

Ситуация может поменяться только при кардинальных сдвигах не только в сфере уголовного судопроизводства, но и во всей политико-правовой системе страны, когда защиты прав и свобод человека станет не декларативной, а реальной целью нашего государства.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *