Изъятие огнестрельного оружия сотрудником полиции

При обнаружении оружия, боеприпасов, а также стреляных пуль и гильз при осмотре места происшествияих прежде всего фиксируют по всем правилам криминалистической (судебной) фотографии и видеозаписи.

Наряду с этим составляется план-схема расположения оружия, пуль и гильз на месте происшествия, в последующем прилагаемая к протоколу осмотра места происшествия, подписанная следователем и понятыми.

В протоколе осмотра места происшествия подробно описывается расположение оружия, пуль и гильз относительно двух близлежащих фиксируемых (неподвижных) точек. Далее в протоколе осмотра описываются вид

и тип оружия, конкретная модель, заводской номер, калибр ствола, способ изготовления (заводской или самодельный, если это очевидно), маркировка.

Подробно фиксируется: положение затвора, курка, предохранителя, сигнальных устройств, магазина и других частей; количество патронов, находящихся в оружии (магазине, барабане и патроннике); наличие патрона, не извлеченной гильзы или застрявшей пули в стволе; видимые элементы сбоя работы оружия, перекоса патрона, заклинивания механизмови т. д.; наличие крови, волос, волокон, других веществ на частях оружия.

При описании пуль отмечается их цвет, длина, диаметр ведущей части, количество следов от нарезов и ихнаправление, дефекты.

При описании гильз указывается их цвет, форма, длина, диаметр корпуса, наличие маркировки на донышке, дефекты, наличие следа от бойка на капсюле.

При описании патронов указывается их общая длина, длина гильзы, цвет пули и гильзы, наличие маркировки и наличие следа от бойка на капсюле гильзы.

Осмотр и изъятие указанных объектов следует производить только с участием специалистов-криминалистов, а в случае необходимости – группы таких специалистов, это предотвратит утрату следов и микрообъектов, имеющихся на изымаемом оружии и боеприпасах, а также позволит соблюсти правила техники безопасности в том случае, если придется иметь дело с заряженным оружием, которое следует разрядить. При этом производить контрольный спуск и разбирать оружие в ходе осмотра места происшествия категорически запрещается. Любое оружие на криминалистическое исследование необходимо направлять в том состоянии, в каком оно обнаружено.

В случае каких-либо технических причин, исключающих возможность разрядить оружие на месте происшествия, необходимо принять меры совместно со специалистами для направления этого оружия в экспертно-криминалистические подразделения (ЭКУ-ЭКО) с максимальными мерами предосторожности. В частности, ни один участник осмотра места происшествия не должен находиться в направлении дульной части ствола (секторе возможного обстрела).

Транспортировка оружия и боеприпасов на экспертизу должна исключать утрату и повреждение имеющихся на них следов, а также исключать возможность самопроизвольного выстрела в случае нахождения патрона в патроннике ствола.

Оружие следует перевозить в служебном транспорте в разряженном виде (если это невозможно, то с постановкой на предохранитель) и под постоянным присмотром и контролем со стороны сопровождающего лица.

Любое перемещение заряженного оружия должно быть сведено к минимуму, производиться осторожно и осуществляться таким образом, чтобы его ствол был направлен в сторону, где отсутствуют люди.

В транспорте оружие размещают таким образом, чтобы ствол был направлен в сторону от канистр с горюче-смазочными материалами (ГСМ), от пассажиров и водителя, в направлении частей и механизмов автомобиля, трудно пробиваемых пулей, наиболее оптимально – в сторону багажника.

На всех упаковках с оружием, боеприпасами и гильзами должны быть пояснительные надписи, в которых отмечают дату осмотра места происшествия; адрес, где он производился, и по какому факту; вид, тип, систему, модель и калибр изымаемого оружия, его индивидуальный заводской номер (если таковой имеется); место обнаружения; вид, тип, калибр и количество изъятых патронов, откуда они изъяты (то же самое и с гильзами); подписи понятых, следователя и специалиста (специалистов). А на упаковке с заряженным оружием, кроме того, наносятся еще и пояснительные надписи: «верх», «низ», «Осторожно! Заряженное оружие!»,а также «Направление ствола оружия» со стрелкой, указывающей направление этого ствола.

После выявления на оружии всех возможных следов оно должно быть отстреляно, а экспериментально полученные пули и гильзы должны быть проверены по региональной пулегильзотеке, а затем направлены в ЭКЦ МВД России для проверки по федеральной пулегильзотеке (это правило не распространяется на гладкоствольное оружие).

Действия сотрудников полиции

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2926; Мы поможем в написании вашей работы!

Изъятие огнестрельного оружия сотрудником полиции Мы поможем в написании ваших работ!

Осуществление контроля участковым уполномоченным полиции за лицами, имеющими в личном пользовании нарезное, гладкоствольное, газовое и другие виды оружия

Проведение профилактических мероприятий, направленных на преду­преждение нарушений физическими лицами правил оборота гражданского оружия и боеприпасов, является важней­шей функцией органов внутренних дел по обеспечению лицензионно-разрешительной системы. Конкретное содержание этих мероприятий определяется с учетом результатов анализа обстановки на объектах, характеризую­щей состояние лицензионно-разрешительной системы.

Основная нагрузка при осуществлении указанных профилактических мероприятий лежит на участковых уполномоченных полиции.

Наибольший объем работы участкового уполномоченного поли­ции при осуществлении контроля приобретения, хранения, использования и регистрации (перере­гистрации) охотничьего огнестрельного оружия, находящегося в пользовании граждан, приходится на жилой сектор.

У каждого участкового уполномоченного полиции в паспорт на административный участок должны быть вне­сены списки владельцев гражданского оружия, проживающих на ад­министративном участке, с указанием сроков его перерегистрации, с последующими до­полнениями и изменениями.

Совместно с внештатными сотрудниками полиции, добровольными народными дружинами, а также обще­ствами охотников участковый уполномоченный полиции осуществ­ляет постоянный контроль соблюдения гражданами правил хра­нения огнестрельного оружия и боеприпасов, которое, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.

1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» должно храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохран­ность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посто­ронних лиц.

К указанным условиям относятся:

  • 1) хранение оружия и боеприпасов в запирающихся на внутренний замок сейфах или метал­лических шкафах, толщиной не менее 2 мм, ящиков из высокопроч­ных материалов, либо в деревянных ящиках, обитых железом, тол­щиной не менее 1,6 мм.
  • 2) Патроны должны храниться в отдельной сек­ции под замком.
  • 3) Нарезное огнестрельное оружие должно храниться только в металлических сейфах или шкафах.
  • 4) Ношение или транспор­тирование принадлежащего гражданам оружия должно осуществляться в чехлах, кобурах или в специальных футлярах при наличии докумен­тов, удостоверяющих их личность, а также выданной органом внут­ренних дел лицензии или разрешения.
  • 5) Хранение оружия и патронов гражданами РФ в местах времен­ного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.
  • 6) Граждане Российской Федерации, являющиеся членами спортивных стрелковых обществ и клубов, могут хранить принадлежащее им оружие и патроны на спортивных стрелково — стендовых объектах по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований.

Участковому уполномоченному полиции необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению среди владельцев оружия лиц, систематически нарушающих общественный порядок, злоупот­ребляющих спиртными напитками, употребляющих без предписания врача наркотические средства либо страдающих психическими заболева­ниями. В случае выявлении граждан таких категорий, необходимо прини­мать срочные меры к изъятию у них имеющегося оружия и аннулированию лицензии и (или) разрешения, так как последствия этого владения трудно предвидеть.

Основания для начала процедуры аннулирования лицензий и разрешений предусмотрены статьей 26 Закона «Об оружии», к которым относятся, в частности, вынесение судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения, а также обстоятельства, исключающие возможность получения лицензии и (или) разрешения.

В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия, участковым уполномоченным полиции инициируется временное изъятие выданных гражданину лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Законность нахождения в очереди

Изъятие огнестрельного оружия сотрудником полиции

Кроме того, участковому уполномоченному полиции необходимо совместно с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, используя информацию доверенных лиц, актива общественности, проводить работу по выявлению граждан, незаконно хранящих огнестрельное оружие, взрывчатые материалы, принимать неотложные меры к изъятию таких предметов и веществ и привлечениюнарушителей к ответственности.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 12 апреля 1999 года №288 «О мерах по реализации постановления Правительства от 21 июля 1998 г. №814» проверки условий хранения гражданского оружия по месту жительства владельцев должны проводиться участковыми уполномоченными полиции не реже одного раза в год.

  1. При проверке условий хранения оружия у граждан РФ, участковым уполномоченным полиции выясняются:
  2. 1) соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям
  3. зарегистрированного оружия;
  4. 2) наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов, либо деревянного ящи­ка, обитого железом;
  5. 3) условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию (хранение оружия в изолированной комнате), установка металличе­ской либо обитой железом двери, оборудование дополнительными запирающими устройствами, средствами сигнализации, порядок хра­нения ключей от сейфа, шкафа или ящика).
  6. Результаты проверки участковый уполномоченный полиции оформляет актом или рапортом, кото­рый направляется в отделение лицензионно-разрешительной работы, где приобщается в личное дело владельца.

В случае выявления нарушений правил оборота оружия участ­ковый уполномоченным полиции составляет протокол об административном правонарушении в соответст­вии со статьями 20.8-20.14 КоАП РФ, а также принимает меры к изъя­тию оружия и разрешения на его хранение до принятия решения по делу об административном правонарушении.

  • В соответствии со статьёй 27 закона РФ «Об оружии» изъятие ору­жия и патронов к нему органами внутренних дел производится в случаях:
  • · нарушения гражданами правил хранения, про­дажи, передачи или использования оружия и патронов кнему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в поряд­ке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • · аннулирования в установленном порядке указанных в феде­ральном законе «Об оружии» лицензии и (или) разрешения;
  • · смерти собственника гражданского оружия или смерти граж­данина,
  • · имевшего на законном основании боевое или служебное оружие

Важную роль в повышении эффективности профилактической работы в части соблюдения правил оборота гражданского оружия и боеприпасов играет хорошо организованная правовая про­паганда среди населения путем использования возможностей центральной и местной печати, выступления по радио, телевидению, распространения средств наглядной агитации, содержащих тексты правовых норм, и.т.п.

  1. В целях предупреждения правонарушений участковые уполномоченные полиции обязаны тщательно проверять лиц, которым выдается разрешение на приобретение и хранение огнестрельного оружия.
  2. Осуществляя профилактические мероприятия в жилом секторе, сотрудники полиции должны выявлять и ставить на учет лиц, высказывающих угрозы убийством, злостных нарушителей общественного порядка, злоупотребляющих алкоголем, психических больных, а также квартиры, где систематически происходят конфликты на бытовой почве.
  3. В ходе проведения профилактических мероприятий участковые уполномоченные полиции выявляют и берут на учет ранее судимых за убийства, тяжкие телесные повреждения, злостное хулиганство с применением оружия, а также лиц, в отношении которых достоверно установлено, что они ведут антиобще­ственный образ жизни и обнаруживают склонность к хищению предметов и веществ, на которые установлена лицензионно-разрешительная система, одновременно ведется работа по выявлению и изъятию у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

Статистика последних лет убеждает, что все еще многочисленными про­должают оставаться преступления, совершаемые с применением огнестрель­ного оружия, в том числе охотничьего.

В целях предупреждения пре­ступлений, совершаемых с применением огнестрель­ного оружия, в том числе охотничьего, органы внутренних дел обязаны тщательно проверять лиц, которым выдается разрешение на приобретение и хранение огнестрельного оружия.

  • Важную роль в предупреждении преступлений и предотвращении несчастных случаев играют проводимые участковыми уполномоченными полиции с владельцами огнестрельного оружия беседы о порядке его хранения и пользования, об ответственности за нарушение этого порядка.
  • В соответствии с действующим законодательством у лиц, систематически нарушающих обще­ственный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками или страдаю­щих психическими заболеваниями, по мотивированному постановлению на­чальника горрайоргана внутренних дел или его заместителя в административ­ном порядке аннулируются лицензии и изымаются охотничьи ружья, иное огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к ним.
  • Эффективность профилактических мероприятий по предупреждению нарушения правил оборота гражданского оружия и боеприпасов обеспечиваются согласованными действиями участковых уполномоченных полиции с сотрудниками лицензионно-разрешительной сис­темы, с работниками других аппаратов ор­ганов внутренних дел, оперативно-розыскных служб, ГИБДД, следствия.
  • Результативность работы по предупреждению правонарушений в облас­ти оборота гражданского оружия и боеприпасов в значительной мере обеспечивается путем своевременного информирования государственных органов власти и управления о наиболее серьезных и систематических нарушениях и вынесением на обсуждение конкретных предложений, направленных на устранение выявленных недостатков.
  • Таким образом, профилактическая деятельность и контроль участкового уполномоченного по осуществлению лицензионно-разрешительной системы включают в основном гласные методы работы, гибкое сочетание которых позволяет выполнять задачи, возложенные на участковых уполномоченных полиции в данной сфере.

⇐ Предыдущая25262728293031323334

Рекомендуемые страницы:

Изъятие оружия — порядок и основания

Порядок проведения следственных осмотров для фиксации факта нарушения правил хранения и/или использования оружия четко прописан в действующем законодательстве. Ознакомиться с соответствующими положениями вы можете в статье 27 ФЗ «Об оружии».

Кем имеет право изымать оружие?

Осмотр фиксация и изъятие огнестрельного оружия может осуществляться:

  • органами внутренних дел;
  • органами государственного надзора за соблюдением требований охотминимума;
  • таможенными органами.

Рассмотрим подробнее причины изъятия в каждом случае.

Главные основания для изъятия оружия органами внутренних дел

Представители органов внутренних дел могут иметь следующие основания для изъятия оружия:

  • отсутствие разрешений и лицензий, которые по закону должны быть;
  • аннулирование действовавших ранее разрешительных документов;
  • нарушение правил оборота оружия (экспонирования, учета, ношения, перевозки, передачи, покупки и выполнения других действий), установленными законодательством РФ;
  • выявление переделанного или самодельного оружия, патронов к нему (если при переделке были изменены баллистические и другие технические характеристики);
  • смерть собственника оружия до решения вопроса с наследованием (это касается и гражданского, и боевого или служебного оружия);
  • ликвидации юрлица владельца оружия.

В каких случаях огнестрельное оружие изымается органами, контролирующими соблюдением правил охоты?

Органами, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением правил охоты, рыбалки и за охраной природных ресурсов в целом, изъятие оружия за административные правонарушения в установленном законом порядке – то есть за не соблюдение действующих требований (заведомо либо по незнанию). После изъятия оно передается в органы внутренних дел. Посмотреть порядок изъятия охотничьего оружия вы можете также в ст. 27 ФЗ «Об оружии».

Другие основания для конфискации огнестрела

Представители таможенных органов имеют право изымать оружие в предусмотренных Таможенным кодексом случаях. Также уполномоченные лица могут делать это в ряде других ситуаций, прописанных в законодательстве РФ.

Зачем нужен протокол?

Протокол изъятия оружия составляется при каждом зафиксированном факте правонарушения. Обязательно должен быть подготовлен также акт проверки объекта либо рапорт о проверке владельца оружия. Данные документы подаются руководству органа внутренних дел, чтобы оно приняло дальнейшее решение о том, что делать с оружием и какую ответственность следует наложить на правонарушителя.

После изъятия

Изъятие огнестрельного оружия в КОАП (КОАП – это Кодекс об Административных Правонарушениях) предполагает его передачу в дежурную часть органа внутренних дел.

Далее оружие с патронами направляется на экспертизу, после которой реализуется новому владельцу (физическому или юридическому лицу) либо уничтожается.

Если служебное или гражданское оружие, которое было изъято о физического либо юридического лица, является технически пригодным для дальнейшей эксплуатации, его реализуют в соответствие с действующими законодательными требованиями РФ (ст. 27 ФЗ «Об оружии»).

Читайте также:  Иммиграция в канаду: как переехать на пмж из россии, уровень жизни русских эмигрантов

Полезная информация раздела

Разделы проекта

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов

Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений.

 В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст.

222 Уголовного кодекса Российской Федерации – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.

Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
в частности, убийств, разбоев и бандитизма.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 КоАП РФ).

  • К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.
  • За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 2 лет.
  • Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.
  • Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.
  • Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арестна срок до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему.

Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия.

Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст.

222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Статьей 222 УК РФ также предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и организованной группой. Установлена уголовная ответственность и за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия.

В зависимости от тяжести совершенного преступления наказание может быть назначено в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

Вместе с тем лицо, добровольно сдавшее вышеупомянутые предметы, освобождается от уголовной ответственности. При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Кулаком об ствол

Представители «Единой России» внесли в Госдуму законопроект, ужесточающий правила выдачи огнестрельного оружия гражданам. Выдачей медсправок для лицензий займутся государственные диспансеры — частные компании до этой процедуры допущены не будут.

Электронные заключения при этом будут аккумулироваться в единой информационной системе, а Росгвардия получит доступ к данным о заболеваниях, выявленных у владельцев оружия.

Полученные сведения будут основанием для направления гражданина на обязательное медосвидетельствование с временным изъятием у него оружия.

Депутаты Сергей Неверов, Александр Хинштейн, Василий Пискарев, сенатор Андрей Турчак («Единая Россия») внесли в Госдуму поправки к закону «Об оружии», вводящие запрет на приобретение, хранение, ношение и использование оружия для граждан, имеющих «медицинские противопоказания». Перечень установит правительство. Такой перечень, отметим, существует и сейчас. В него входят шизофрения, умственная отсталость, «расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ», а также существенное снижение остроты зрения (менее 0,5 на лучшем глазу и менее 0,2 на худшем). Граждане, состоящие на учете в диспансерах в связи с «психическим заболеванием», алкоголизмом или наркоманией, получить оружейную лицензию не могут. Однако действующий механизм в «Единой России» называют «недостаточно эффективным».

Сегодня, пояснил “Ъ” господин Хинштейн, гражданин может прийти в частную клинику, заплатить небольшую сумму денег и получить медсправку для получения оружейной лицензии даже при наличии заболеваний.

Росгвардия проверить достоверность данных не может (к примеру, выяснить, стоит ли человек на учете в диспансере).

«Все это создает риски возникновения ЧС, связанных с применением оружия в общественных местах лицами с отклонениями психического здоровья или склонных к употреблению наркотических, психотропных средств»,— сказано в пояснительной записке.

  • Вводится новый вид контроля: если в ходе медосмотра или при оказании медпомощи (к примеру, после ДТП) у владельца оружия обнаружились признаки заболевания, которое является противопоказанием (например, следы наркотиков в крови), информацию об этом передадут в Росгвардию.
  • Ведомство направит владельцу оружия предписание пройти внеочередное медобследование в течение 30 дней (по стандартным правилам это нужно делать не чаще, чем раз в пять лет).
  • Пока оно не пройдено, разрешение на хранение, ношение и использование оружия и само оружие изымается.
  • «В случае неоформления заключения или уклонения от внеочередного освидетельствования, право на владение и использование оружия аннулируется»,— сказано в пояснительной записке.
  • К действующим правилам медосвидетельствования (обследования у врачей, сдачи мочи для обнаружения наркотиков) будет добавлено психологическое тестирование, рассказал “Ъ” господин Хинштейн, для диагностики «психических отклонений».

Сведения о факте обращения за медпомощью, состоянии здоровья, напомним, составляют врачебную тайну и без согласия гражданина никуда передаваться не могут — это закреплено в законе «Об основах охраны здоровья граждан». В него внесут поправки, чтобы Росгвардия могла обойти запрет.

Какие сведения будут передавать в ведомство, определит Минздрав, говорит господин Хинштейн: не исключено, что диагнозы Росгвардии не понадобятся, достаточно будет заключения медиков о возможности или невозможности выдать лицензию.

Ужесточить контроль за выдачей оружия президент Владимир Путин, напомним, поручил после резонансного инцидента в Казани: 19-летний Ильназ Галявиев из гладкоствольного ружья, на которое у него было разрешение, расстрелял девять человек. По предварительным данным, обнародованным СКР, у него серьезное заболевание мозга (речь, по данным “Ъ”, идет о поэтапном отмирании клеток и нарушении нейронных связей между ними). Медсправку Ильназ Галявиев тем не менее получил.

Читайте также:  С меня, как с поручителя, взыскивают тело кредита

Глава Росгвардии Виктор Золотов предложил поднять возрастной ценз с 18 до 21 года для выдачи лицензии на владение огнестрельным оружием. Медсправки, по мнению господина Золотова, должны выдавать не частные клиники, а госучреждения. Это предложение и вошло в законопроект. Некоторые компании наладили «поточную работу» по выдаче медицинских заключений, подтверждает Александр Хинштейн.

Медсправку предложено сделать электронной и размещать в специальном реестре в составе единой государственной информационной системы (ГИС) Минздрава. Создание реестра медзаключений исключит «возможность их фальсификации», считают депутаты.

С Министерством здравоохранения законопроект согласован, заявляют они.

По данным, которые приводит «Единая Россия», на 1 мая 2021 года в РФ насчитывается более 3,6 млн граждан, имеющих разрешение на хранение, ношение и использование свыше 6,3 млн единиц оружия.

«Непонятно, насколько качественно было проведено медобследование Ильназа Галявиева перед выдачей лицензии,— говорит нарколог ООО «Институт профилактики» Александр Ковтун.

— Может оказаться, что имеющихся правил достаточно, просто они не исполнялись надлежащим образом.

Лишь после установления причинно-следственной связи между освидетельствованием, недостатками действующих правил и последствиями можно говорить об изменениях в законах». Предложенную «Единой Россией» систему эксперт назвал «забюрократизированной»:

«Почему из процесса освидетельствования исключают частные медорганизации? Ведь они порой более скрупулезно обследуют граждан — в отличие от государственных диспансеров для них существует риск отзыва лицензии».

Основатель юридической компании «Факультет медицинского права» Полина Габай обращает внимание, что право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени установлено ч. 1 ст. 23 Конституции РФ: сведения, составляющие врачебную тайну, относятся к информации о частной жизни лица.

Конституцией же запрещены сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, но федеральным законом права граждан могут быть ограничены. «Ответить на вопрос, будет ли инициатива являться нарушением конституционного права граждан, затруднительно,— рассуждает госпожа Габай.

— Следует разобраться, необходимо ли в действительности введение указанной меры для защиты здоровья, прав и интересов других граждан».

Иван Буранов, Наталья Костарнова

Применение оружия сотрудниками полиции

Случаи, когда полицейские имеют право применять табельное оружие по отношению к виновнику беспорядков, регулируются законом. Обычно это происходит при обезвреживании особо опасного преступника, который непосредственно угрожает жизни и здоровью гражданских лиц.

Полицейский может лично принять это решение, если, находясь при исполнении, он участвует в обезвреживании нарушителя, либо по приказу вышестоящего по званию.

В последнем случае вся ответственность ложится на того, кто отдал приказ. Полицейский попадает под уголовную ответственность только в том случае, если отсутствовали основания для стрельбы, либо стрельба производилась по лицам, по которым нельзя вести огонь без самых серьезных оснований.

В законе четко прописан перечень ситуаций, когда сотрудник полиции имеет право на применение оружия. Превышение должностных полномочий карается по соответствующей статье.

Если же сотрудник полиции неправомерно применил оружие, не находясь при этом при исполнении, то нести ответственность он будет по другим статьям — как гражданское лицо.

Если гражданин (преступник или случайно оказавшийся рядом прохожий) пострадал во время стрельбы и считает, что полицейский действовал незаконно, следует обращаться в суд.

  • Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
  • Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
  • С этим вопросом могут помочь 141 юристов на RTIGER.com

Решить вопрос >

Когда полиция имеет право на применение огнестрельного оружия

Использование огнестрельного оружия должно строго отвечать возникшей ситуации. Принимать такие решения сотрудники полиции должны, опираясь на прописанные в законе основания для стрельбы. Зачастую много времени на раздумья нет, необходимо действовать быстро и четко, что усиливает возложенную на полицейских ответственность.

По закону, сотрудник полиции обязан представиться и предупредить о своих намерениях, после чего дать преступнику возможность выполнить все требования. Вместе с тем, закон позволяет полицейскому перейти сразу к стрельбе, если преступник должен быть остановлен незамедлительно. Перечень ситуаций, когда уполномоченные лица могут использовать огнестрельное оружие, достаточно конкретен:

  1. Преступник нападает на сотрудника полиции или на кого-то другого, и его действия могут привести к тяжелым увечьям или убийству.
  2. Преступник пытается захватить оружие, специальную и боевую технику, транспортные средства, которые принадлежат полиции.
  3. Полиция освобождает заложников.
  4. Сотрудник полиции застал преступника во время выполнения действия, в котором есть признаки тяжелого или особо тяжелого преступления против жизни, здоровья или чужой собственности. Преступник пытается скрыться, и задержать его другими методами невозможно.
  5. Полиция задерживает сопротивляющуюся группу вооруженных преступников.
  6. Вооруженный преступник отказывается выполнять законные требования полиции и сдать оружие, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, боеприпасы, взрывные механизмы.
  7. Полиция отражает вооруженное нападение на государственные, частные, муниципальные учреждения, иные помещения и сооружения, организации граждан и т.д.
  8. При пресечении попытки побега обвиняемых и подозреваемых из мест содержания под стражей или из-под конвоя, или при попытке незаконного освобождения лиц.
  9. Преступник угнал транспортное средство, отказывается выполнять многократные требования полиции и создает на дороге опасные для жизни граждан ситуации.
  10. Речь идет об опасном животном, которое угрожает жизни и здоровью сотрудников полиции и граждан.
  11. МВД необходимо взломать зверь или уничтожить любой другой запирающий механизм, который не дает проникнуть в помещение по тем или иным законным основаниям.
  12. Полицейский дает предупредительный выстрел в воздух. Этот выстрел также может служить сигналом тревоги или просьбой о помощи. Выстрел должен быть произведен либо вверх, либо в любом другом безопасном для окружающих направлении.

Применение огнестрельного оружия, особенно стрельба на поражение, свидетельствует о крайней серьезности ситуации, которую нельзя разрешить другими методами. Случаи, когда полицейские остерегаются стрелять, даже когда того требует ситуация, довольно часты. Это происходит из-за того, что не всегда с первого взгляда можно оценить ситуацию как однозначно требующую применение оружия.

В законе также существуют строгие запреты стрелять в женщин, детей (если полицейский осведомлен о возрасте изначально или его можно определить по виду), инвалидов.

Исключения составляют случаи, когда эти лица при вооружении и на кого-то нападают.

Также полицейский не имеет права стрелять, если находится среди большого скопления людей, так как это может привести к травмам и ранениями среди невиновных.

Когда сотрудники полиции применяют другое оружие

Помимо огнестрельного оружия, у полицейских в арсенале есть и специальное, которое используется не в столь серьезных случаях. В вооружение полиции входят электрошокеры, служебные собаки, водометы, средства, сковывающие движения, светошокеры, палки, газовые устройства и другие. Эти приспособления используются, если:

  • преступник нападает на гражданина или полицейского;
  • полицейский останавливает преступление или административное правонарушение;
  • преступник пытается сопротивляться;
  • преступник задержан на месте преступления и пытается скрыться;
  • происходят массовые беспорядки;
  • полицейский задерживает транспортное средство, водитель которого проигнорировал требования остановиться;
  • необходимо выявление лиц, которые совершили или совершают преступление;
  • МВД освобождает заложников, зданий, транспорта и т.д.;
  • необходима защита объектов.

Средства, сковывающие движения, могут применяться при конвое заключенных или обвиняемых. Законы об использовании оружия полицией все еще могут дорабатываться и обсуждаться.

Нередки случаи, когда сотрудники МВД из-за опасений стрелять получают ранения, в том числе смертельные. Поэтому вносятся предложения дать полицейским больше свободы. За последние годы одним из главных изменений в МВД стало переименование милиции, когда милиционеры стали полицейскими.

Тогда все служащие бывшей милиции должны были пройти переаттестацию или уволиться. Возможно, впереди еще больше фундаментальных изменений, на этот раз касающихся использования оружия.

Источники:

Применение огнестрельного оружия

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *