Дополнение к заданному вопросу так как ответ был не ясен

Дополнение в русском языке — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект.

Дополнения в предложении могут отвечать на такие вопросы:

  • Родительный падеж: кого? чего?
  • Дательный падеж: кому? чему?
  • Винительный падеж: кого? что?
  • Творительный падеж: кем? чем?
  • Предложный падеж: о ком? о чем?

Дополнение может быть связано со сказуемым или определением. Во время разбора предложения по членам его выделяют пунктирной чертой.

Пример

Дополнение к заданному вопросу так как ответ был не ясен

Чем выражены разные виды дополнений?

Часть речи Пример дополнения
Имя существительное Ухватился (за что?) за забор
Местоимение Передал (кому?) ему
Числительное Разделить (на что?) на три
Причастие в роли существительного Взглянул (на кого?) на входящего
Прилагательное в роли существительного Думал (о чем?) о давнем
Неопределенная форма глагола Просил (о чем?) приехать
Словосочетание из существительного и количественного числительного Говорили (о ком?) о трех бардах
Наречие в значении имени существительного Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня
Междометие Мы услышали громкое (что?) «мяу» из комнаты
Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже Ехал (к кому?) к бабушке с дедушкой

Прямое дополнение

Прямое дополнение относится к переходным глаголам и обозначает предмет, на который направлено действие. Такие дополнения выражаются в виде существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Иногда — в родительном.

Рассмотрим примеры предложений, чтобы понять, чем бывают выражены прямые дополнения.

Родительный падеж Винительный падеж
Если есть частица ни, глагол с не, отрицательное местоимение или наречие, которое усиливает отрицание: Никогда никому не доверял своей тайны Если дополнение выражено существительным с конкретным значением: Не наклоняй знамя-то…
Если по смыслу дополнение выражает часть от целого: Не купил конфет к чаю Если дополнение стоит перед управляющим словом: Землю не отнимут у них
Если дополнение выражено отвлеченным существительным: Утро не принесло ясности Если есть конструкция не + вспомогательный глагол в личной формате + управляющий глагол в неопределенной форме + дополнение: Не хочу вспоминать про Оренбургскую осаду

Косвенное дополнение

Все дополнения, которые нельзя отнести к прямым, называют косвенными.

Как выражены косвенные дополнения
Существительные и местоимения в косвенном падеже с предлогами или без Передал ему Обратился к сестре
Причастие в роли существительного Взглянул на входящего
Прилагательное в роли существительного Думал о давнем
Неопределенная форма глагола Просил приехать
Наречие в значении имени существительного Завтра не будет похоже на вчера
Числительное Разделить на три
Словосочетание из существительного и количественного числительного Говорили о трех бардах
Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже Ехал к бабушке с дедушкой
Междометие Мы услышали громкое «мяу» из комнаты

Проверьте себя

Выделите дополнения в этих предложениях и укажите, чем они выражены.

  1. Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой.

  2. Он выбежал во двор, не надевая куртки.

  3. Всю ночь он видел яркие сны о трех королевствах.

  4. Оказалось, свежих цветов в этом доме давно не было.

  5. Старики просили навестить их зимой, когда в деревне особенно одиноко.

  6. Мы всю ночь проговорили о тех трех историях и не сразу заметили, как скоро наступил рассвет

Готовьтесь к ОГЭ по русскому языку на курсах от Skysmart! Вас ждут интерактивные задания и домашки, примеры из современных текстов и стопроцентное внимание преподавателя.

Что такое дополнение – объясняю так, чтобы вы поняли, учу отличать прямое дополнение от косвенного

Существительное, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.

Сегодня мы поговорим о том, что такое дополнение. Во-первых, это второстепенный член предложения. Поэтому бывают предложения, в которых дополнений вообще нет: «Я читаю». Дополнения нужны для того, чтобы дополнить предложение, упомянуть какой-то предмет, с которым связано наше действие: «Я читаю книгу».

Как легко найти дополнение? Это всегда имя существительное, которое отвечает на вопросы косвенных падежей. То есть всех кроме именительного.

Что обозначают дополнения

Чаще всего они обозначают предмет, на который нацелено действие. Примеры: косить траву, рвать цветы, убирать комнату.

Еще два распространенных значения:

  1. Предмет или человек, для которых выполняется действие: помогать маме, поддерживать друга, заботиться о собаке.
  2. Предмет, с помощью которого совершается определенное действие: ударить камнем, пилить пилой, точить ножовкой.

Как не путать дополнение с подлежащим

Подлежащее всегда отвечает на вопросы «Кто» или «Что», то есть стоит в именительном падеже. Дополнение никогда в именительном падеже не стоит, поэтому вопросы «Кто» или «Что» вы к нему никогда не зададите.

Но.

Вот у вас предложение: «Я строю дом» – (кто?) Я (что делаю?) строю (что?) дом.

«Дом» здесь отвечает на вопрос «что», но это дополнение, потому что падеж у него – винительный.

Чтобы это проверить, надо подставить КОРОВУ.

Я строю (что?) коровУ – у существительного «корова» окончание -у, значит, падеж винительный. А если бы было -а, тогда был бы именительный.

Если у вас вообще туговато с падежами – смотрите вот это мое видео, я там учу их легко запоминать. И про корову рассказываю тоже:

Как не путать дополнение с определением

Определение отвечает на вопрос «какой». Дополнение на такой вопрос никогда не отвечает. Если можно задать вопрос «какой» – значит перед вами определение.

«Девушка (какая) со светлыми волосами». «Со светлыми волосами» – это несогласованное определение, оно обозначает признак.

Про Филиппа Киркорова

Когда папа Филиппа Киркорова привел своего сына к Ванге, Ванга сказала: «Я вижу человека с палкой в руке».

Человек (какой?) с палкой – это несогласованное определение.

А в примерах «читаю книгу», «пишу карандашом», «гуляю с собакой» вы вопрос «какой» никак не зададите, поэтому тут однозначно дополнения.

Прямые и косвенные дополнения

Существительное является прямым дополнением, если оно стоит в винительном падеже без предлога. Пример: «Зову (кого?) подругу», «Пишу (что?) рассказ».

Все остальные дополнения косвенные. Например: «Стучу (чем?) молотком» – косвенное дополнение, потому что оно выражено существительным в творительном падеже. «Читаю (про кого?) про Родину» – косвенное, потому что есть предлог.

В вузе прямыми считаются еще два типа дополнений:

  1. Если существительное в родительном падеже и обозначается часть от целого: «принеси воды» – понятно, что какую-то часть, а не всю воду, которая есть на земле. «Налей молока» – то же самое.
  2. Если существительное в родительном падеже, а значение предложения – отрицание чего-либо: «Я не люблю (чего?) осени», «Я не читаю (чего?) стихов».

Как подчеркивать дополнения

Прерывистой линией. Обратите внимание, если у существительного есть предлог, то он тоже подчеркивается. А вот союзы обычно не подчеркиваются.

Дополнение к заданному вопросу так как ответ был не ясен

«С» здесь – предлог, я его подчеркнул. «И» – союз, он не подчеркнут.

Полезные материалы по теме

Если вам надо быстро подтянуть русский, посмотрите вот эти подборки с курсами. Там есть бесплатные материалы, книги для скачивания.

Поиск ответа

Всего найдено: 42

В дополнение к вопросу-ответу N 306056 Прошу Вас дать правильный ответ расстановки знаков препинания в предложении.

«Принимая во внимание имеющуюся и сохраняющуюся ситуацию с угрозой распространения коронавируса в России и мире, приведшую к сокращению передвижений и перемещений физических лиц, как внутри страны, так и за её пределами, ограничению деятельности организаций и запретам на проведение массовых мероприятий, организационный комитет конференции, по итогам совещания от 9 июня 2020 года, принял следующие решения».

Ответ справочной службы русского языка

Корректная пунктуация: Принимая во внимание имеющуюся и сохраняющуюся ситуацию с угрозой распространения коронавируса в России и мире, приведшую к сокращению передвижений и перемещений физических лиц как внутри страны, так и за ее пределами, ограничению деятельности организаций и запретам на проведение массовых мероприятий, организационный комитет конференции по итогам совещания от 9 июня 2020 года принял следующие решения.

Добрый день, подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующем предложении: «Лето набирает обороты (,) и выгода тоже.» Ответ справочной службы русского языка Запятая нужна. Объясните, пожалуйста.

Я вижу этот случай, как предложение с однородными подлежащими: «Лето и выгода набирают обороты.» Меняем порядок слов, получаем: «Лето набирает обороты (,) и выгода тоже.

» Почему в первом случае предложение с однородными подлежащими, а во втором — сложносочиненное?

Ответ справочной службы русского языка

Это предложение с присоединительным членом (и выгода тоже).

Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания.

Читайте также:  Налог на аренду от сдачи нежилого помещения для ИП

Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов (частицами, союзами или их сочетанием) даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.

Если перестроить предложение, оно, действительно, станет предложением с однородными подлежащими.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, допускается ли написание «в дополнение вышесказанному»? Или строго нужно «в дополнение к вышесказанному»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно только с предлогом: в дополнение к вышесказанному.

Здравствуйте. Я бы не ставила запятую здесь перед «в том числе и», а что вы скажете? Самолеты-невидимки были настоящим секретным оружием США, которое Пентагон скрывал в том числе и от американских граждан.

Ответ справочной службы русского языка

Слова в том числе и от американских граждан могут быть присоединительной конструкцией (т. е. носить характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания). Тогда перед ними нужна запятая. Если значения присоединения нет, знак не нужен. Окончательное решение – за автором текста.

Как написать правильно в данной фразе окончание в слове дополнение: В дополнениЕ/И к приказу № …. направляю для руководства в работе и исполнения новый межведомственный приказ № …

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в дополнение к приказу.

В ответ на Ваше письмо от …., в дополнение к ранее представленной информации от …, направляю в Ваш адрес … Скажите, пожалуйста, обязательно ли в данном случае выделение «в дополнение к» запятыми?

Ответ справочной службы русского языка

Выделять запятыми оборот со словами в дополнение к необязательно.

Доброе время суток! Подскажите, можно ли поставить запятую перед «еще»? «Такая же проблема преследует, еще с самого раннего детства.»

Ответ справочной службы русского языка

При соответствующей интонации слова еще с самого раннего детства могут выступать в роли присоединительного члена предложения и отделяться запятой.

Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания.

В дополнение к вопросу № 291472 (спасибо за ответ на него). В словаре сочетаемости слов русского языка под ред. Денисова, Морковкина для слова «свидание» упоминаются глаголы: назначить, отложить, перенести, отменить, ждать и т.д.

Глагола «водить» или «вести» — нет. В толковом словаре Ожегова тоже. В толковых словарях одно из значений «вести» — помогать идти, сопровождать идущего.

Но как можно сопровождать кого-то на свидание с собой? В каком значении тогда используется глагол «вести»?

Ответ справочной службы русского языка

Имеется в виду сращение двух значений: «водил куда-то» (в кино, театр) + «ходил вместе на свидание». 

Добрый день! В дополнение к № 291165 всё-таки хотел выяснить один нюанс. В справочнике Букчиной (1988 г.) экстракласс пишется слитно, как и все другие слова с экстра. Никаких исключений нет. Почему тогда нужно писать через дефис? Спасибо большое!

Ответ справочной службы русского языка

Воспользуйтесь словарями более поздних лет издания.

И в дополнение к ответу № 289533. Различное ударение в словах «прожорливый» и «прозорливый» объясняется какими-то правилами, или это традиция, и «не следует искать систему там, где её нет»?

Ответ справочной службы русского языка

Можем предположить, что различие в ударении связано с происхождением этих слов из соответственно русского и церковнославянского языка. Точно скажут историки языка.

В дополнение к Вопросу № 287362: Тогда получается, что правильно «уголовноправовой», «административноправовой», но не «уголовно-правовой», «административно-правовой», ведь в этих прилагательных нет суффикса -ск-?

Ответ справочной службы русского языка

Первые части этих сложных слов содержат суффикс прилагательного -н-, который тоже влияет на дефисное написание. Правильно: уголовно-правовой, административно-правовой.

В дополнение к вопросу 285915. Как правильно в родительном, дательном и творительном падеже написать мужскую фамилию Серенок? Спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Ответ на вопрос № 285915 дополнен.

Грамота, с ужасом увидел слово _пристройство_(животных). Есть ли такое слово?

Ответ справочной службы русского языка

Словари фиксируют только 2 отглагольных существительных к пристроить – это пристраивание (ко всем значениям глагола) и пристройка (только к пристроить в знач. 'построить в дополнение к чему-либо'). Слово пристройство официально «прописку» в русском литературном языке не имеет (хотя и правда употребляется).

Обособляется ли оборот «в дополнение к этому», стоящий в начале предложения, запятой, если он употребляется в значении «кроме того» ?

Ответ справочной службы русского языка

Этот оборот не обособляется.

В дополнение к заданному вопросу хотелось бы знать, на какой слог падает ударение (во множественном числе) в слове «роль» (в значении «рулон бумаги»), если оно относится к существительному мужского рода. С уважением, Наталия.

Ответ справочной службы русского языка

В формах мн. ч. — рОли бумаги, нет рОлей бумаги, к рОлям бумаги.

На какие вопросы отвечает дополнение?

Дополнение как вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет, отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? В пред­ло­же­нии допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой линией.

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ет допол­не­ние, если выяс­ним, что оно обо­зна­ча­ет, от чего зави­сит и в какой грам­ма­ти­че­ской фор­ме исполь­зу­ет­ся в предложении.

Дополнение — это второстепенный член предложения

Чтобы опре­де­лить, что такое допол­не­ние, вспом­ним, что в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют рас­про­стра­нен­ные и нерас­про­стра­нён­ные пред­ло­же­ния. Если в выска­зы­ва­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся нераспространённым.

Ветер дует.

Чаще в пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое пояс­ня­ют вто­ро­сте­пен­ные члены:

  • опре­де­ле­ния
  • допол­не­ния
  • обсто­я­тель­ства.

Предложения, в кото­рых име­ет­ся хотя бы один из пере­чис­лен­ных вто­ро­сте­пен­ных чле­нов, назы­ва­ют­ся распространёнными.

Сравним:

Молоко полез­но.

Кот лака­ет моло­ко.

В пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ный член допол­не­ние выра­жа­ет объ­ект дей­ствия и при­над­ле­жит сказуемому:

лака­ет (что?) моло­ко.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное сказуемым.

Вопросы к дополнению

Чтобы понять, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к допол­не­нию, уточ­ним, что и под­ле­жа­щее, и допол­не­ние обо­зна­ча­ют пред­мет. Но глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет дея­те­ля, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или ощу­ща­ет какое-то состояние.

Солнце светит.

Малыш болеет.

Подлежащее грам­ма­ти­че­ски неза­ви­си­мо, высту­па­ет в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа и отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

В отли­чие от него допол­не­ние зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым. В соот­вет­ствии с син­так­си­че­ской функ­ци­ей допол­не­ние име­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы кос­вен­ных паде­жей и отве­ча­ет на соот­вет­ству­ю­щие вопросы.

Убедимся в этом:

У Насти не ока­за­лось (чего?) тало­на на про­езд (р. п.).

Я зай­ду вече­ром (к кому?) к подру­ге (д. п.).

Плотник стру­га­ет (что?) брев­но (в. п.).

Артём рису­ет (чем?) аква­ре­лью (т. п.).

На лите­ра­тур­ном вече­ре наш одно­класс­ник сооб­щит (о чём?) о твор­че­стве писа­те­ля В. Распутина (п. п.).

Способы выражения дополнения

Дополнение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми тех частей речи, кото­рые обо­зна­ча­ют пред­мет, лицо, явле­ние, состо­я­ние, про­цесс как объ­ект действия.

В первую оче­редь, допол­не­ние — это имя суще­стви­тель­ное в кос­вен­ных падежах.

  • Машенька под­бе­жа­ла к бабуш­ке.
  • Мама заме­си­ла тесто, что­бы испечь  ватруш­ки.
  • Дима дово­лен рабо­той ново­го компьютера.
  1. Во-вторых, этим вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния явля­ют­ся местоимения-существительные.
  2. Примеры:
  3. Меня позва­ли к телефону.

Мы дав­но не виде­ли его.

Ей совер­шен­но не нра­вит­ся моя прин­ци­пи­аль­ная позиция.

В тре­тьих, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, чис­ли­тель­ные могут высту­пать в роли допол­не­ния, если при­об­ре­та­ют при­зна­ки существительного.

Смелого пуля обхо­дит стороной.

Прибывшие гости теп­ло поздо­ро­ва­лись со встре­ча­ю­щи­ми.

Семь не делит­ся на три без остатка.

В сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях в каче­стве допол­не­ния исполь­зу­ет­ся инфи­ни­тив.

Андрей пред­ло­жил тури­стам пере­но­че­вать у ручья с чистой водой.

Таня уго­во­ри­ла дру­га выслать ей эти фотографии.

Анна Степановна попро­си­ла сосе­да отре­мон­ти­ро­вать сло­ман­ную калитку.

Дополнением может быть неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние или фразеологизм.

Весной Петрович обре­зал три ябло­ни.

В этом слож­ном деле не сто­ит наде­ять­ся на блю­деч­ко с голу­бой каё­моч­кой.

Об этой газет­ной утке все гово­ри­ли целую неделю.

Не разе­вай рот на запрет­ный плод.

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений? Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Морфологический разбор

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • ГВставьте
    • Разбор слова
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Глагол в личной форме
    • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
    • Все характеристики
  • Стекст
    • Разбор слова
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ТЕКСТ
    • Все характеристики
  • ПРЕДЛв
    • Разбор слова
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: В
  • Споле
    • Разбор слова
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ПОЛ
    • Все характеристики
  • Нвыше,
    • Разбор слова
    • Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Наречие
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 3:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ВЫША
    • Все характеристики
    • Вариант 4:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: ВЫСОКИЙ
    • Все характеристики
  • СОЮЗчтобы
    • Разбор слова
    • Слово может быть разобрано в 2-х вариантах
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Союз
    • Начальная форма: ЧТОБЫ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Частица
    • Начальная форма: ЧТОБЫ
  • ИНФИНИТИВвыполнить
    • Разбор слова
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Инфинитив
    • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
    • Все характеристики
  • Псинтаксический
    • Разбор слова
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: синтаксический
    • Все характеристики
  • Сразбор.
    • Разбор слова
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: РАЗБОР
    • Все характеристики
Читайте также:  Как заставить участкового и прокуратуру работать
По цели высказывания По интонации (по эмоциональной окраске) По количеству грамматических основ По количеству главных членов предложения По наличию второстепенных членов —

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Урок русского языка в 9 классе на тему "§ 27. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении."."

Русский язык. 9 класс. Урок № 47.

Новая тема. § 27. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
  • Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:
  • 1. Второе предложение имеет значение причины (указывает причину того, о чем говорится в первом):

Печален я: со мною друга нет. (Сравните: Печален я, так как(потому что) со мною друга нет).

2. Второе предложение (или группа предложений) имеет значение пояснения (поясняет первое, то есть раскрывает его содержание).

* Примечание: в таких предложениях после первой части можно вставить союзы «а именно», «то есть».

Степь весело пестреет цветами: скромно синеютколокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздикагорит пунцовыми пятнами.

(Сравните: Степь весело пестреет цветами, а именно: скромно синеютколокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздикагорит пунцовыми пятнами.)

3. Второе предложение имеет значение дополнения (изъяснения) (дополняет смысл первого, распространяя один из его членов (обычно сказуемое)).

В этом случае БСП синонимично СПП с придаточным изъяснительным и отвечает на падежные вопросы.

Павел чувствует: чьи-то пальцыдотрагиваются до его руки выше кисти. (Сравните: Павел чувствует, как чьи-то пальцыдотрагиваются до его руки выше кисти.)

Иногда в первой части опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал:

Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо. (Сравните: Он поднял глаза и увидел, что над садом торжественно и радостно сияло небо.

Упражнение № 184: распределите номера предложений на 3 группы в зависимости от значения второй части БСП: 1) значение причины, 2) пояснения, 3) дополнения.

Ключ:

только в стихах раскрывалось до предела певучее богатство русского языка.

  1. (2) Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своем лечебных.
  2. (4) Только учти: это настоящее испытание, а не какие-нибудь детские игрушки.
  3. 2
  4. (5) Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ.
  5. (3) Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.
  6. Задание № 1: (а) расставляя знаки препинания, спишите БСП, распределяя их на 3 группы: 1) вторая часть имеет значение причины; 2) вторая часть имеет значение пояснения; 3) вторая часть имеет значение дополнения; (б) составьте схемы предложений:

(1) Реки Севера пахнут древесиной по ним сплавляют лес. (2) Все было ясно они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (3) Старик в то утро проснулся рано и сразу понял будет хорошая погода. (4) На перевале он оглянулся назад внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор.

(5) Завтра уже не увидимся я выезжаю до зари. (6) Поражает в Крыму одно все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. (7) Переведя дыхание огляделся за окном уже светало. (8) Предстоящего дела в разговоре не касались все было обговорено и спланировано заранее.

(9) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег валил хлопьями.

  • Ключ:
  • 1. Вторая часть имеет значение причины:
  • (1) Реки Севера пахнут древесиной: по ним сплавляют лес.
  • [ ]:[ ].
  • (5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари.
  • [ ]:[ ].
  • (8) Предстоящего дела в разговоре не касались: все было обговорено и спланировано заранее.
  • [ ]:[ и ].
  • 2. Вторая часть имеет значение пояснения:
  • (2) Все было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону.
  • [ ]:[ и ].
  • (6) Поражает в Крыму одно: все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке.
  • [ ]:[ и ].
  • (9) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег валил хлопьями.
  • [ ]:[ ], [ ].
  • 3. Вторая часть имеет значение дополнения:
  • (3) Старик в то утро проснулся рано и сразу понял: стоит хорошая погода.
  • [ и ]:[ ].
  • (4) На перевале он оглянулся назад: внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор.
  • [ ]:[ ].
  • (7) Переведя дыхание, огляделся: за окном уже светало.
  • [ ǀ ǀ, ]:[ ].
  • Упражнение № 185: (а) преобразуйте союзные предложения в бессоюзные и запишите их, объясняя постановку двоеточия; (б) подчеркните грамматические основы полученных предложений.
  • Ключ:

Наша жизнь изменилась: в нее вошелИнтернет.

* Вторая часть имеет значение причины.

2

Мы поняли, что с его помощью мы можем общаться, учиться, читать, смотреть фильмы…

2

Мы поняли: с его помощью мыможем общаться, учиться, читать, смотреть фильмы…

  1. * Вторая часть имеет значение дополнения.
  2. 3
  3. Интернет открывает перед нами целый мир, так как для него не существует границ ни во времени, ни в пространстве.
  4. 3
  5. Интернет открывает перед нами целый мир: для него не существует границ ни во времени, ни в пространстве.
  6. * Вторая часть имеет значение причины.
  7. 4
  8. У Интернета есть только один недостаток, а именно: он требует слишком много времени и не отпускает от себя.
  9. 4
  10. У Интернета есть только один недостаток: онтребует слишком много времени и не отпускает от себя.
  11. * Вторая часть имеет значение пояснения.
  12. Упражнение № 188 (выполняется на карточке): объясните постановку знаков препинания: над двоеточием надпишите союз или глагол, который можно подставить для проверки:

(1) Поддержать разговор не составило большого труда: ста­рик говорил за двоих. (2) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (3) Я поднял голову: перед огнём, на опро­кинутой кадке, сидела мельничиха и раз­говаривала с моим охотником.

(4) Хлопот Мартышке полон рот: чурбан она то понесёт, то так, то сяк его обхва­тит, то поволочит, то покатит… (5) Я привстал и взглянул в окно: кое-кто вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. (6) Успокойтесь: рана неопасна.

(7) Вся Сечь представляла необыкновенное зрелище: это было какое-то беспрерывное пир­шество, бал, начавшийся шумно и поте­рявший конец свой.

(8) Мальчик поднял голову и замер: на самом краю скалы, в поднебесье, проткнув рогами по­лотно зари, стоял чёрный козёл.

Ключ:

ста­рик говорил за двоих.

  • 1
  • причины
  • 2
  • Свойство зеркальце имело (а именно): говорить оно умело.
  • 2
  • пояснения
  • 3
  • Я поднял голову (и увидел): перед огнём, на опро­кинутой кадке, сидела мельничиха и раз­говаривала с моим охотником.
  • 3
  • дополнения
  • 4

Хлопот Мартышке полон рот (а именно): чурбан она то понесёт, то так, то сяк его обхва­тит, то поволочит, то покатит…

  1. 4
  2. пояснения
  3. 5
  4. Я привстал и взглянул в окно (и увидел): кое-кто вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда.
  5. 5
  6. дополнения
  7. 6
  8. Успокойтесь (потому что): рана неопасна.
  9. 6
  10. причины
  11. 7
  12. Вся Сечь представляла необыкновенное зрелище (а именно): это было какое-то беспрерывное пир­шество, бал, начавшийся шумно и поте­рявший конец свой.
  13. 7
  14. пояснения
  15. 8
  16. Мальчик поднял голову и замер (потому что): на самом краю скалы, в поднебесье, проткнув рогами по­лотно зари, стоял чёрный козёл.
  17. 8
  18. причины
  19. Упражнение № 191: (а) выпишите из текста БСП; (б) осуществите их синтаксический разбор, составьте схемы.
  20. Ключ:
  21. (2-й абзац): И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести.
  22. [ ]: [ ], [ ], [ ].
  23. (4-й абзац): У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог.
Читайте также:  Задолжность: я не живу в квартире у мамы, но прописана, а у нее есть задолжность по ком

[…, вв. сл., ] : [ , ǀ ǀ, ].

  • Домашнее задание:
  • Упражнение № 189 (предложения №№ 1 — 5): списать, расставляя знаки препинания.
  • Урок № 47

Новая тема. § 27. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Упражнение № 184: распределите номера предложений на 3 группы в зависимости от значения второй части БСП: 1) значение причины, 2) пояснения, 3) дополнения.

Задание № 1: (а) расставляя знаки препинания, спишите БСП, распределяя их на 3 группы: 1) вторая часть имеет значение причины; 2) вторая часть имеет значение пояснения; 3) вторая часть имеет значение дополнения; (б) составьте схемы предложений:

(1) Реки Севера пахнут древесиной по ним сплавляют лес. (2) Все было ясно они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (3) Старик в то утро проснулся рано и сразу понял будет хорошая погода. (4) На перевале он оглянулся назад внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор.

(5) Завтра уже не увидимся я выезжаю до зари. (6) Поражает в Крыму одно все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. (7) Переведя дыхание огляделся за окном уже светало. (8) Предстоящего дела в разговоре не касались все было обговорено и спланировано заранее.

(9) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег валил хлопьями.

Упражнение № 185: (а) преобразуйте союзные предложения в бессоюзные и запишите их, объясняя постановку двоеточия; (б) подчеркните грамматические основы полученных предложений.

Упражнение № 188 (выполняется на карточке): объясните постановку знаков препинания: над двоеточием надпишите союз или глагол, который можно подставить для проверки:

(1) Поддержать разговор не составило большого труда: ста­рик говорил за двоих. (2) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (3) Я поднял голову: перед огнём, на опро­кинутой кадке, сидела мельничиха и раз­говаривала с моим охотником.

(4) Хлопот Мартышке полон рот: чурбан она то понесёт, то так, то сяк его обхва­тит, то поволочит, то покатит… (5) Я привстал и взглянул в окно: кое-кто вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. (6) Успокойтесь: рана неопасна.

(7) Вся Сечь представляла необыкновенное зрелище: это было какое-то беспрерывное пир­шество, бал, начавшийся шумно и поте­рявший конец свой.

(8) Мальчик поднял голову и замер: на самом краю скалы, в поднебесье, проткнув рогами по­лотно зари, стоял чёрный козёл.

Упражнение № 191: (а) выпишите из текста БСП; (б) осуществите их синтаксический разбор, составьте схемы.

Вопросительное предложение

В вопросительном предложении прямой порядок слов встречается в следующих случаях:

  • если вопрос выражается интонацией: Vous venez?
  • если вопросительное предложение начинается с qui (кто) / qui est-ce qui (кто) / qu’est-ce qui (что) в функции подлежащего или quel (какой) в функции определения подлежащего: Qui a dit cela?
  • при обороте est-ce que (на русский язык обычно не переводится): Comment est-ce que vous lisez?
  • если вопросительное слово ставится в конце предложения: Tu t’appelles comment?

Во всех остальных случаях вопросительное предложение характеризуется инверсией, т.е. обратным порядком слов. Инверсия бывает простой и сложной.

Простая инверсия делается, когда подлежащее выражено местоимением. В этом случае местоимение ставится после глагола через черточку. Перестановка местоимения je допускается лишь в некоторых односложных формах глаголов: ai-je? suis-je? dis-je? dois-je? vais-je? puis-je?

Между глаголом (если он не оканчивается на t или d) и местоимением 3 лица единственного числа ставится буква t: Lit-il le journal? Pense-t-il à notre projet?

Сложная инверсия делается, если подлежащее выражено существительным или местоимением (кроме личного или неопределенного on).

В этом случае подлежащее остается на своем месте и кроме этого повторяется после сказуемого в виде личного безударного местоимения 3 лица соответствующего рода и числа: Pierre est-il étudiant? Les nôtres sont-ils venus?

NB! Прямой порядок слов: сначала идет подлежащее, за ним — сказуемое.

Инверсия = обратный порядок слов: сначала идет сказуемое, за ним — подлежащее.

Общий вопрос (вопрос ко всему предложению)

Можно задать тремя способами:

1) При помощи изменения интонации на вопросительную. Порядок слов в предложении не меняется: Tu vas au cinéma? — Ты идешь в кино?

2) При помощи вопросительного оборота est-ce que с сохранением прямого порядка слов после него: Est-ce que tu vas au cinéma? — Ты идешь в кино?

3) При помощи инверсии: Vas-tu au cinéma? — Ты идешь в кино?

Слова «ли» и «разве», употребляемые в общем вопросе в русском языке, на французский не переводятся:

Он идет в кино? = Идет ли он в кино? = Разве он идет в кино? = Est-ce qu’il va au cinéma?

Специальный вопрос

Предполагает употребление специальных вопросительных слов:

где? où…? Où habites-tu? – Где ты живешь?
куда? Où vas-tu? – Куда ты идешь?
откуда? d’où…? D’où viens-tu? – Откуда ты идешь?
когда? quand…? Quand reviens-tu? – Когда ты вернешься?
во сколько? à quelle heure…? A quelle heure reviens-tu? – Во сколько ты вернешься?
как? comment…? Comment cet enfant lit-il? – Как читает этот ребенок?
почему? зачем? pourquoi…? Pourquoi est-ce que tu es en retard? – Почему ты опаздываешь?

С вопросительными словами возможны три варианта построения фраз:

1 вариант 2 вариант 3 вариант
? слово + инверсия
Quand reviens-tu? – Когда ты вернешься?
? слово + est-ce que + прямой порядок слов
Quand est-ce que tu reviens? – Когда ты вернешься?
прямой порядок слов + ? слово
Tu reviens quand? – Когда ты вернешься?

Вопрос к подлежащему

1 вариант 2 вариант примеры
к одушевленному подлежащему (кто?) Qui + глагол в 3 л. ед.ч. Qui est-ce qui + глагол в 3 л. ед.ч. Qui habite rue Rivoli?
Qui est-ce qui habite rue Rivoli?
Кто живет на улице Риволи?
к неодушевленному подлежащему (что?) Qu’est-ce qui + прямой порядок слов Qu’est-ce qui se passe? – Что происходит?

Вопрос к прямому дополнению (дополнение без предлога)

1 вариант 2 вариант пример
к одушевленному дополнению (кого?) Qui + инверсия Qui est-ce que + прямой порядок слов Qui Serge rencontre-t-il?
Qui est-ce que Serge rencontre? — Кого встречает Серж?
к неодушевленному дополнению (что?) Que + инверсия Qu’est-ce que + прямой порядок слов Que prépare Marie?
Qu’est-ce que Marie prépare? –Что готовит Мари?

Вопрос к косвенному дополнению (дополнение с предлогом)

1 вариант 2 вариант примеры
одуш.
дополнение
Предлог + qui +

  • est-ce que +
  • прямой порядок
  • слов
Предлог + qui
+ инверсия
1.Avec qui est-ce
que tu pars?
2. Avec qui pars-tu?
– С кем ты
уезжаешь?
неодуш.
дополнение
Предлог + quoi +

  1. est-ce que +
  2. прямой порядок
  3. слов
Предлог + quoi
+ инверсия
1.De quoi est-ce
que vos amis
parlent?
2. De quoi vos amis parlent-ils?
– О чем говорят
ваши друзья?

 Вопрос к определению

к подлежащему к дополнению
какой? quel (м.р. ед.ч.)
quelle (ж.р.ед.ч.)
quels (м.р. мн.ч.)
quelles (ж.р. мн.ч.)
+ прямой порядок слов
Quel parc est beau? – Какой парк красивый?
1)    + est-ce que + прямой порядок слов 2)     + инверсия
Quel livre est-ce que tu lis?
Quel livre lis-tu? – Какую книгу ты читаешь?
сколько? combien de… + прямой порядок слов
Combien d’étudiants travaillent ici? – Сколько студентов здесь занимается?
1)    + est-ce que + прямой порядок слов 2)    + инверсия
Combien de livres est-ce que tu lis?
Combien de livres lis-tu? – Сколько книг ты читаешь?

Вопросительно-отрицательная форма, или вопрос в отрицании

  • Отрицательная форма в вопросительном предложении строится по основным правилам: две отрицательные частицы (чаще ne и pas) окружают глагол:
  • Il ne vient pas?
  • Est-ce qu’il ne vient pas?
  • Если отрицание должно построится в инверсии, то внутрь отрицательной конструкции попадает глагол и подлежащее-местоимение:
  • Ne vient-il pas?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *