Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2

20 октября 2021, 20:52 6999

Почему каждую осень Алматы испытывает дефицит угля? Мы провели целые сутки в поисках топлива

Казалось бы, чего проще: есть деньги — будет и уголь. Привезут. А доплатите — даже перетаскают в сарай. Но не тут-то было. Прошерстив объявления в интернете, мы не нашли ни одного поставщика, готового привезти нам уголь сегодня-завтра. Объясняют: угля на базах нет.

Хочется свеженького

Уточнив адрес и стоимость доставки, а также нужное количество тонн, продавцы с сайта объявлений ставят в лист ожидания. Цену за тонну тоже сразу не говорят. На днях уголь с месторождения Каражыра отпускали по 14 тысяч тенге за тонну, с Шубаркуля — от 15 тысяч. Но как и на сколько высоко прыгнет цена, когда уголь прибудет в город, не предскажет никто.

Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2

В Алматы работают восемь угольных баз. Семь из них расположены в Турксибском районе и одна в Жетысуском. Не так давно руководитель управления энергоэффективности и инфраструктурного развития Алматы Евгений ПАК заявил, что ажиотажа по поводу угля не наблюдается. Однако на первой же базе нас разворачивают уже с порога:

— Угля нет больше недели. Должен быть в начале следующей. Приходите, узнавайте.

Здесь торгуют самым ходовым шубаркульским углем. Он хорош для бани — быстро вспыхивает, жар дает сильный. Но маслянис­тый, после топки им чаще приходится чистить дымоходы. Каражыра уступает Шубаркулю по теплоотдаче и дает много золы. А вот майкубинский уголь для Алматы редкость. Некоторые угольщики признаются, что не видели его в городе уже несколько лет.

Возле базы толпятся мужики на ЗИЛах-работягах. Предложить нам им пока нечего. Но, если уголь привезут, доставят хоть тонну. Только тонна эта выйдет золотой.

Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2

— Доставка стоит 15 тысяч, — рассказывает водитель грузовика Кенес.

Кстати, будьте готовы к тому, что оплатить вам придется еще и услуги тракториста, засыпающего уголь в кузов, — около 2 тысяч тенге. Неофициально, конечно.

На базе, которая занимается реализацией угля сорта Каражыра, нам снимать не разрешают — частная собственность. Но менеджер соглашается поговорить с нами по телефону:

— Наша база работает с клиентами, обратившимися в наш call-центр. Обеспечить углем население — наш приоритет. В день мы принимаем около двадцати заявок, — рассказывает Наталья. — Ситуация с углем сейчас в городе немного напряженная. Заявки от населения копятся по нескольку дней. Но в пределах трех-четырех дней мы все развозим.

Наблюдается дефицит, но, думаю, скоро все разрешится. Люди ночуют у баз, хотят свежий уголь. Хотя на складе у нас лежит сейчас около четырех тысяч тонн угля, который пришел ранее. Но всем нужен свежий уголь, с колес. Если уголь полежит на складе больше недели, покупатели отказываются от него, называя лежалым. Хотя мы не торгуем углем, который лежит больше года.

Такой идет на кирпичные заводы как угольная пыль.

Загнанные в уголь

У дороги стоят мешки с углем. Приличный мешок — на две бани — стоит около тысячи тенге. Совсем маленький можно взять за 500. Внутри камни вперемешку с угольной пылью из старых запасов прошлых лет. По вечерам у мешочников не протолкнуться. И уголь у них есть всегда до самой весны.

Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2

Здесь отовариваются спешащие домой работяги, жители городского частного сектора, съемных времянок и близлежащих поселков. Основная масса покупателей — те, кто эту тысячу на теплую ночь заработал сегодня.

Одна комната во времянке, которая подключена к газу, сдается сейчас от 100 тысяч тенге в месяц. Те, что топятся углем, дешевле.

Однако у их обитателей нет денег, чтобы купить сразу ЗИЛ, нет места для хранения угля и нет желания отапливать за свой счет еще и экономных соседей.

Два мешка угля ложатся в багажник. Можно оплатить переводом. Имя у продавца интересное — Генерал. Смеется и показывает удостоверение. Папа мечтал о карьере военного. Не сложилось и у сына. Углем занимается уже больше десяти лет. На районе таких точек немного. Поэтому Генерал не жалуется. Для грязной работы есть двое работяг.

Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2

Алмаз выставляет к вечеру мешки с углем на проезжую часть. В поселке Боралдай близ Алматы они с братом снимают двор у одинокой пенсионерки. Бабушке прибавка в 50 тысяч не мешает.

Всю осень и зиму ребята проводят здесь, возле кучи угля, ночью в сколоченной наспех бытовке караулит материал наемный сторож. Утром, часам примерно к шести, Алмаз спешит на станцию Шамалган на угольную базу, чтобы договориться о доставке.

Когда, во сколько придет состав, оповещают осведомители. Их тоже нужно прикормить. Будешь зевать — ничего не заработаешь.

Днем мешочник фасует товар по мешкам. Сам. Не боится черной работы. Этот бизнес сродни зазаборному сбору металлолома — все по-черному: ни налогов, ни соцотчислений.

Когда Алмаз зашел в этот поселок, его точка была здесь одна. В последние года три повылезли как грибы конкуренты.

Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2

— Чуть дальше по трассе вообще контейнер выставили и прямо у дороги кучу угля насыпали — никого не боятся. Тут же в мешки фасуют и продают, — возмущается Алмаз. — А у меня чистота. На тротуаре ни камешка. Мы все подметаем.

На такой же угольной точке в соседнем поселке работает Жаркынай. Грузит и таскает мешки. Колет породу. Гендерное равенство в зените. За такую работу взялась, чтобы кормить детей. Их у нее двое. Самой Жаркынай 31.

— В день здесь я зарабатываю десять тысяч, — рассказывает она. — Тяжелая работа и сезонная. Но что делать? Единственное — до весны не отмоешься, хоть каждый день в баню ходи.

Хватит не всем

На следующее утро мы по примеру Алмаза выдвигаемся в сторону станции Шамалган. Здесь расположены около десяти угольных тупиков. Уже на подъездах к ним царит веселое оживление — уголь пришел! В ряд выстроены грузовые машины. Водители в кабинах напряжены.

Три дня база была закрыта — ждали уголь. А сегодня они собрались здесь до зари, чтобы к 8 утра, когда начнут открывать ворота базы, успеть закупиться углем. Запускают по десять машин. О том, что среди покупателей наверняка есть и перекупщики, на базе знают.

Но не отпустить им уголь не могут — они же заезжают по очереди.

— Сегодня ко мне пришло десять вагонов, — рассказывает генеральный директор ТОО “Шамалған Көмір” Мухамед АСЫЛБАЕВ. 

Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2

— По мере возможности уголь нам отгружают — обижаться грех. Но люди тянут с покупкой угля и спохватываются только поздней осенью. Мы все лето сидели — угля было полно, покупателей не было. И уголь был прекрасный, и цена. Но как изрядно похолодало, все кинулись за углем, всем нужен он одномоментно.

А сейчас стоимость за тонну поднялась уже на 500 тенге: Каражыра — 14 500, Шубаркуль — 15 500 тенге. Есть проблема и с увеличением сроков доставки угля. Шубаркуль грузят из-под Караганды, Каражыра — из Восточного Казахстана. Раньше вагоны приходили за четыре дня. Сейчас идут по полмесяца — стоят на всяких маленьких станциях.

Мы обращались к железнодорожникам, но ответа так и не получили. Разрешится вопрос с задержкой составов на станциях — меньше будет перебоев с углем.

Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2

На тупике пыль столбом. Вагоны разгружают быстро. Два-три часа, и их снова отправляют в путь. Когда новая поставка, пока не известно.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

  • Поделиться
  • Поделиться

«На дворе зима, уголь кончается»: жители Кузбасса пожаловались на ситуацию с выдачей угля

Жителям Кузбасса не продают уголь для отопления частных домов, так как на это якобы «нет разрешения Москвы». И что угля не хватает, потому что его отправляют на экспорт. Об этом рассказала одна из местных жительниц. Поставщики угля это опровергли

Что делать: оплатил восемь тысяч за четыре тонны угля, а привезли: 2 depositphotos.com

В соцсетях и СМИ широко разошелся скриншот сообщения с жалобой на работу касс выдачи угля «Кузбасстопливосбыт». Это «дочка» Кузбасской топливной компании, одной из крупнейших поставщиков угля для частных домохозяйств в Западной Сибири.

На жалобу уже отреагировала мэрия Кемерова. Там заявили, что «информация передана специалистам управления жилищно-коммунального хозяйства». В Кузбасской топливной компании сказали, что выписка угля в кассах возобновлена.

И что Москва к его отгрузке отношения не имеет.

В городе Анжеро-Судженске такая же проблема. Об этом рассказали его жители в х к посту с жалобой из Кузбасса. В гортопе Анжеро-Судженска их предупредили, что на этой неделе выписки угля не будет. Business FM позвонила в одну из местных касс под видом клиента. Угля там нет:

По словам местных, перебои с поставками угля происходят регулярно, город находится в 90 километрах от Кемерова, и гнать туда машины, как только кончается уголь, невыгодно. Везут разом и много. Для понимания: чтобы запасти на зиму уголь для одного дома, нужен целый грузовик типа КамАЗа.

При этом в администрации города говорят, что никаких перебоев нет. Вот что заявил Business FM начальник УЖКХ администрации Анжеро-Судженского городского округа Максим Масалкин:

Максим Масалкин начальник УЖКХ администрации Анжеро-Судженского городского округа

Кузнецкий угольный бассейн является одним из самых крупных угольных месторождений мира.

На долю Кузбасса приходится 56% добычи каменных углей в России, около 80% от добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей — 100%.

При этом в 2021 году жители Новосибирской, Кемеровской, Омской областей и Алтайского края столкнулись с дефицитом кузбасского угля. Среди причин тогда называли подорожание самого угля, рост стоимости его доставки поездами и увеличение экспорта.

Президент России Владимир Путин согласился закрепить дополнительный вывоз 9 млн тонн угля из Хакасии, Бурятии и Тувы.

Экспорт из этих регионов упал почти вдвое из-за роста добычи в Якутии, и работающие там СУЭК и «Коулстар» могли недополучить 1 млрд долларов.

Теперь вывоз из этих регионов станет более приоритетным, а доля угля в экспорте по Восточному полигону увеличится до 75%. Комментирует директор в группе корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:

Илья Макаров директор в группе корпоративных рейтингов АКРА

Ранее генеральный директор СУЭК Степан Солженицын просил власти разработать недискриминационный алгоритм вывоза грузов. По его словам, из-за отсутствия прозрачного механизма распределения квот на вывоз грузов страдает, например, Бурятия, которой в прошлом году их сократили на 75%.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Читайте также:  Нужна ли регистрация названия для ип? Коммерческое обозначение индивидуального предпринимателя

Дрова и уголь как топливо для мошенничества

В Горно-Алтайске, да и во всей республике, частный сектор преобладает, на газ перешла пока лишь небольшая часть населения, поэтому тема хорошего топлива и добросовестных поставщиков интересна многим.

Кто-то уже поднаторел в этом деле, а кто-то, например, молодые семьи или пенсионеры попадаются на удочку, не побоимся этого слова, мошенников.

  • — Сколько примерно нужно заказать дров и угля для отопления обычного дома?
  • — Дома разные, многое зависит от системы отопления, утепления, состояния дома, но возьмем навскидку — на 70 квадратных метров нужны примерно пять тонн угля, машина и машина (5-6 кубометров) дров.
  • — И сколько это получается по цене?

— Каждому хочется сэкономить. Люди смотрят объявления и видят, к примеру, такое: смешная цена за большое количество березовых дров. Например, семь кубов за десять тысяч рублей. Это уже повод задуматься. Это дешево.

Колотые березовые сухие дрова не могут столько стоить, это раз. И второе – там написано «Машина ГАЗ 3307». ГАЗ 3307 с трудом вместит в себя такой объем. Если берешь такую машину, надо посмотреть хотя бы, нарощены ли у нее борта. В стандартный кузов такой объем точно не поместится.

— А какова обычная нормальная цена дров?

— За кубометр тысячи полторы. Тут, главное, надо договариваться при заказе конкретно, не то что там «Здравствуйте, привезите машину дровишек», а четко обговаривать количество кубических метров. Что такое кубометр? Это метр на метр и на метр плотно уложенных дров.

— Но ведь сложно определить на глаз, сколь привезли кубометров дров, и замерить их человек возможности не имеет?

— Вот именно, что дрова-то замерить возможность есть. Нужно залезть с рулеткой в кузов, если они уложены рядами, замерить и умножить длину на ширину и на высоту. Прикидываешь объем и получаешь количество кубометров. Если тебе привезли аккуратно рядами уложенные дрова, замерить несложно. Но поставщики хитрят.

— Даже в этом случае могут «схимичить», то есть привезти меньший объем, рассчитывая, что человек не станет измерять?

— Да «химичат» всегда. Неплотно укладывают дрова, например. Некоторые просто «швырком» накидают их в кузов и везут.

Если дрова «швырком» привозят, их невозможно замерить, это как коробка спичек, попробуйте ее горкой насыпать, какой у нее объем будет? И вот они так накидывают, а сверху аккуратно ряды, и создается иллюзия, что вся машина так уложена. Это надо внимательно смотреть, когда выгружают, что там вообще есть.

А то он самосвалом – бах! – и вся эта куча перемешалась. Когда она ссыпалась, она кажется большой. Человек начинает складывать дрова в поленницу и видит, что поленица какая-то уж очень маленькая.

Я вот в прошлом году впервые заказал дрова по объявлению (до этого через знакомых привозили), не стал сильно заморачиваться, как раз заказал по этому объявлению – 7 кубов за 9 тысяч.

Приехал ГАЗик, борта не были нарощены, я еще подумал – влезет ли туда столько? Скинули эти дрова, я их складывал целый день и смотрю — поленница-то маленькая. Я знаю, сколько у меня входит в дровяник, как раз где-то шесть кубов.

А тут привезли семь, и у меня поленница меньше, чем всегда, хотя я поленья не слишком плотно укладывал. Померил длину, ширину поленниц, умножил, и получилось примерно 4,5 кубометра. Да и полена длиной 40-42 сантиметра, а они, по идее, должны быть 45 сантиметров. Меня это разозлило.

Понятно, что все равно обманут, но не до такой же степени. Полкуба я готов простить, списать на то, что дрова неплотно уложены. Позвонил им, все высказал.

У них еще так хитро придумано: звонишь по объявлению одному человеку, а потом высылают водителя и дают его телефон. Звоню водителю – я, мол, ничего не знаю. Звоню по первому телефону, там говорят, что водитель, наверное, рейсы перепутал, мы порешаем и довезем вам недостающие дрова. Прямо не отказывались, но на другой день и он, и водитель «погасили» телефоны.

Пошел в полицию, написал заявление, что недовоз 2,5 куба. Это даже по их дешевой цене получается три тысячи, то есть прямое мошенничество. Если ты гречку покупаешь, за килограмм заплатил, а там на самом деле в упаковке 700 граммов, это же прямой повод написать заявление о мошенничестве, и предпринимателя накажут.

А тут аналогичная схема. Они заявление приняли, я указал все данные. Сначала вроде начали выяснять, потом позвонили и сказали, что это административное дело, этим полиция не занимается, идите в суд. Мне, конечно, по судам ходить некогда. Я просто пришел в «Листок» и сказал, что это недобросовестный рекламодатель.

Но дело в том, что у них такая схема: дают много рекламы на разные номера, до 5-6 номеров, если с одним номером вот так получается, они его на какое-то время выключают.

— То есть недостающие дрова так и не привезли, а эти люди продолжают давать рекламу?

— Да. Они и рассчитывают на то, что люди не хотят себе нервы мотать, что они просто проглотят это и успокоятся. Ладно, когда взрослый работающий мужик, а сколько у нас пенсионеров, которым вообще нервничать вредно для здоровья?

И так действуют многие, не только те, что торгуют со скидкой. Придумывают разные способы обдурить. Человек ведь изначально, заказывая дрова, не думает, что его обманут, он верит, что привезут столько, сколько заказано. И вот они, получается, пользуясь доверием, совершают мошеннические действия.

Ведь они сначала создают ложный образ. Ладно, если он написал «Машина дров, 10 тыс», тогда какой разговор? Машина – понятие растяжимое. А они же пишут четко – 7 кубометров. Потом некоторые начинают отмазываться – у нас имеется в виду семь рядов, а ряд – это уже не кубометр.

Так и пиши – семь дровяных рядов непонятно какого объема.

— А с углем то же самое?

— Еще хуже. Дрова имеют определенный объем, размер, их можно замерить, вычислить размер по формуле. А уголь насыпан горкой. Его рулеткой не измеришь.

А этот мужик из полиции был такой странный. Как, говорит, ты измерил, что они тебе привезли 4,5, а не семь кубометров? Я ему объясняю (а он лейтенант), что надо длину умножить на высоту и на ширину, и получается объем. Эту формулу в средних классах общеобразовательной школы проходят. Он долго не мог понять, что такое метр кубический.

— Для него это было удивительно.

— Вначале да, но потом вроде понял… Так вот, еще о дровах. Когда договариваетесь, так и говорите: привезите мне машину дров семь кубометров, уложенных рядами.

— То есть нужно сразу быть настроенным на попытку обмана, быть настороже?

— Конечно. Теперь про уголь. Тонна стоит от 2,5 до трех тысяч, грубо говоря, машина – 10-12 тысяч. И здесь тоже запросто могут на треть обмануть, и ты три тысячи просто кому-то подаришь.

Взять, например, ЗИЛ, у него шесть тонн паспортная грузоподъемность. Если ты шесть тонн заказал и тебе ЗИЛ приходит, то, соответственно, он должен быть просто под завязку набит, потому что у него кузов рассчитан на шесть тонн сыпучего груза.

Я с другом работал на ЗИЛе, мы стройматериалы возили, песок, гравий, щебень на стройку.

Приезжаем на карьер, на весах смотрим, 5,5 тонны загрузили – все, больше мы не грузили, двигатель необкатанный был, не хотелось машину гробить.

А если на такую машину погрузить шесть тонн угля, то это надо борта наращивать, потому что уголь легкий, это не песок. И мы всегда смотрели на задние рессоры: если они распрямились, то уже около пяти тонн есть.

То есть нужно знать, как объем заказанного угля будет выглядеть погруженным в машину. Если это ЗИЛ-6, то шесть тонн – это под завязку, и, по идее, без наращивания бортов такой объем не поместится в его кузов. И смотрите на рессоры: если они даже не просели, то можно смело считать, что в кузове тонны три с половиной, не больше.

У одного моего знакомого был случай, ему привезли уголь, а он сам лет 25 отработал на ЗИЛе и знал его, как родного. И тут к нему парень приезжает на ЗИЛе и привозит якобы пять тонн угля.

Мой знакомый ему сразу говорит: езжай обратно, ты привез тонны три, не больше. Тот спорить, а он ему: «Ты меня будешь учить? Рессоры не просели, борта не нарощены, у тебя максимум тонны три».

То есть обмануть хотели минимум на четыре тысячи рублей.

И вот с каждой машины по четыре тысячи, представьте. Раньше в таких объемах не обманывали. Ну, водитель завернет домой, лопатой себе полтонны скинет с кузова по дороге от организации до получателя.

Обман был, но небольшой. А теперь обманывают в таких вот масштабах.

Понятно, что это надо быть математиком, чтобы вычислить объем такой неправильной фигуры как куча угля, определить его плотность и умножить, а затем определить вес.

Был еще случай, три тонны угля заказали, приезжает трехтонник китайский, грузовичок бортовой, у него максимальная грузоподъемность три тонны, кузовочек маленький. Учитывая, что уголь легкий, он бы туда вообще не вместился. Заказчик его просто обратно завернул.

— А в Горно-Алтайске нет возможности поехать вместе с водителем и взвесить груз?

— Такое было, года два назад один предприниматель давал рекламу, где предлагал приехать на базу и лично присутствовать при погрузке угля и посмотреть вес на весах. Сейчас такого в рекламе не наблюдал. Пишут «Честный вес», а что это значит? Всего лишь слова.

Читайте также:  Защита прав ребенка: в феврале этого года я потеряла паспорт

— К нам приходила пожилая женщина и жаловалась, что привезли угля совсем не столько, сколько было заказано, у них в углярке по месту, занятому углем, сразу стало понятно, что много не хватает. Да и ведрами считали. Там тоже было написано – «Честный вес», ООО такое-то. А где вообще имеются такие весы?

— На карьерах, если там покупаешь камень, щебень, песок, то заезжаешь на автовесы и взвешиваешь. А у нас в Горно-Алтайске… Вроде в Гортопе, как написано, есть услуга автовесов.

С другой стороны, я как-то уголь покупал, было написано «автовесы». Я позвонил, говорят, у них на погрузчике встроены автовесы. Приехал к ним, давайте, мол, поприсутствую при погрузке.

«Да нет, вы домой поезжайте, сейчас никак не получится, мы нагрузим привезем». Все понятно, думаю.

Еще одна составляющая обмана – уголь, как правило, вечером привозят. Я когда заказываю, всегда говорю: мне нужно днем, в такой-то промежуток времени. А то обычно им позвонишь: да-да, сейчас через час-два приедем.

В итоге ждешь до вечера, а вечером по темноте уже привозят, а ведь в темноте можно и уголь похуже качеством привезти, с пылью или вовсе бурый. Обычно на такие случаи бабушки жалуются, поставщики же понимают по голосу, с кем разговаривают.

Ага, пенсионерка, легко обмануть.

Был случай несколько лет назад, камазист какой-то не местный по Кучияку развозил уголь, привез вечером, а уголь оказался бурый, даже наполовину не прогорал. Уголь — это вообще такая тема… Мы вот брали уголь – с виду нормальный, по цене нормально. Начали топить – совсем плохой, с двух ведер угля полведра шлака.

В субботу и воскресенье обычно никто не работает, значит, я должен отпрашиваться с работы в дневное время, или ждать их допоздна. У кого предпринимательская жилка есть, должны понимать, что людям удобнее, чтобы привозили днем в выходные, когда все видно, да и время есть перетаскать

— В общем, топливо — сфера для мошенничества довольно благодатная. Что можно сделать заказчику, чтобы избежать обмана?

— Надо сразу дать понять поставщику, что ты разбираешься. Спрашивать, на какой машине привезут, допустим, на ЗИЛе. «Я знаю, сколько в ЗИЛе должно быть угля, если привезете мало, придется вам обратно ехать». Не надо стесняться, если видите, что мало угля привезли, не соглашайтесь и деньги не отдавайте.

Это его проблемы, что он приехал с другого конца города, прокатал бензин. Просто разворачивайте, и пусть едет. Один развернет, другой развернет, они уже потом подумают о том, что надо везти столько, сколько положено. ЗИЛ жрет немало – с города в Кызыл сгонять – 500 рублей. И предоплату лучше не делать, а расплачиваться по факту доставки.

Ну и заодно спрашивать документы, накладные, чеки.

— И что, совсем нет честных поставщиков?

— Наверное, есть. Но конкуренция очень большая, и многие работают так, чтобы только урвать. Единицы — так, чтобы заработать себе имя. Лучше всего «сарафанное радио», заказывать надо через проверенных людей. Постарайтесь найти одного хорошего поставщика, который не обманывает и только с ним иметь дело.

И, конечно, стоит не полениться, найти поставщика с автовесами и так, чтобы самому можно было присутствовать при погрузке. Четко договаривайтесь о временном промежутке, отказывайтесь, если привозят вечером. Предложение достаточно большое, есть конкуренция, можно обратиться к другому.

Это как на рынке труда, плохо работаешь – до свидания.

— И, может быть, если в семье нет людей, которые разбираются, обратиться к кому-то из знакомых, соседей, кого-то позвать в качестве эксперта?

— Ну да. У меня было так, что я объяснил водителю, что вижу обман, угля было меньше заказанного, в итоге мы сторговались о скидке на полтонны. Полтонны угля – это 1200 рублей.

Я его убедил, что угля меньше, он позвонил диспетчеру и они сбросили цену. Для кого-то это раз зайти в «Марийку», а для кого-то деньги. А обманывают-то как раз тех, кто еле сводит концы с концами.

Просто надо иметь голову на плечах, не быть наивным и доверчивым, и можно будет хорошо сэкономить и не дать себя обмануть.

— Но ведь хочется людям верить, не хочется видеть везде обманщиков…

— Цена у доверчивости всегда есть. Для частного поставщика угля, например, цена вашей доверчивости и лени – 3-4 тысячи рублей. То же и с дровами. Так что смотрите сами.

Беседовала Александра СТРОГОНОВА

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Перекупщики продают в Хакасии дешевый уголь из Тувы — что с этим делают власти

Правительство Хакасии не может договориться с угледобывающими компаниями и установить предельные цены на уголь, из-за чего страдают как жители, которые не могут купить топливо, так и сами власти, оставшиеся без денег. В то же время растет спрос на уголь из Тувы. Разбираемся, как налажена ситуация в соседней республике.

Как пишет издание «Век», в прошлом году правительство Тувы конфликтовало с Тувинской ГРК, угольным монополистом региона. На тот момент цена угля составляла около 3 тысяч рублей за тонну, а с учетом перекупщиков и доставки она вырастала в разы — жителям отдаленных районов приходилось платить десятки тысяч рублей за отопительный сезон.

Новый глава республики Владислав Ховалыг установил предельно допустимый тариф за тонну угля с разреза — 2,2 тысячи рублей за тонну. Тогда ситуация улучшилась.

Однако в то же время цены на уголь выросли в Хакасии, местные власти до сих пор не решили вопрос с предельными тарифами, несмотря на обещания. Если перед Новым годом тонна угля стоила примерно 3,3 тысячи рублей, то сейчас она превышает 3,7 тысячи рублей. Основная причина, как отмечают специалисты, это возросший спрос за рубежом и перекупщики.

«Правовые механизмы для корректировки ситуации есть у ФАС и Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования. Надо только вовремя применить власть. Давно пора разобраться с непонятной цепочкой поставок и посредниками в ней.

Нужно переходить на прямые контракты с угледобывающими компаниями.

Пока же власти не могут сформировать запас топлива на отопительный сезон, а жители не могут купить угля», — рассказал журналистам сопредседатель хакасского ОНФ, заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев.

Однако пока Валентин Коновалов не мог решить вопрос с тарифами, ситуация для региона стала еще хуже — предприниматели в Туве стали заниматься перепродажей угля. Как сообщает СМИ, бизнесмены брали уголь по 2,2 тысячи рублей в Тувы и везли в Хакасию, где продавали уже по 3,7 тысячи рублей за тонну.

«Обычно вывозить на автомобильном транспорте уголь из республики экономически невыгодно. Но появились скупщики, которые зафрахтовали крупнотоннажные грузовики на маршрут из Тувы в Хакасию. При нынешней разнице стоимости угля в двух регионах такие рейсы окупаются и приносят хорошую прибыль», — считает член Экспертного центра по ESG-трансформации «Деловой России» Дмитрий Тортев.

Решение было выгодным, и несколько недель наблюдался ажиотаж, пока дело не дошло до «топливного голода». Перекупщики зафрахтовали огромное количество грузовиков и вывозили уголь колоссальными объемами. Из-за проблем с управлением в Хакасии, страдать начала соседняя Тува.

Однако соседний регион нашел способ урегулировать ситуацию. Ховалыг ввел ограничения на вывоз угля в другие субъекты РФ и теперь продавать уголь за пределы региона может только Тувинская горнорудная компания.

«В Туве исходные данные были гораздо хуже, чем в Хакасии. В республике — один разрез-монополист, принадлежащий «Базэлу». Поначалу цены были монопольно высокие.

Тем не менее, глава региона с помощью профессиональных экспертов за полгода ситуацию выровнял и для бизнеса, и для населения.

Поневоле задумаешься, почему в отдельно взятой Хакасии главе региона по каким-то причинам нельзя пойти против угольщиков, которые имеют обыкновение спонсировать различные избирательные кампании», — отметил Тортев.

Как пишет «Век», пока власти Хакасии до сих пор не могут справиться с предельными ценами на отпуск угля, в Туве уже выставили блок-посты ГИБДД, которые разворачивают машины с углем и отправляют из домой. Такие меры продлятся в Туве до конца отопительного сезона.

"Удивление страшное". Почему на Алтае дорожают дрова и уголь и что будет с ценами дальше

Отопительный сезон 2021 ударит по кошельку и планам жителей Алтайского края. Дело в том, что стоимость дров за год выросла почти на 60%, угля – на 30%, а дешёвый (вовсе нет) природный газ «добрался» лишь до 63 тысяч домовладений региона.

Население обвиняет предпринимателей, продающих природное топливо, в сговоре и жадности: мол, это они «дерут» цены. Но бизнесмены лишь разводят руками: дорожает всё, от сырья до электроэнергии, из которых складывается конечная стоимость товара. Amic.

ru поговорил с жителями и предпринимателями и узнал, почему произошёл «взрывной» рост стоимости угля и дров, сколько ещё топливо будет дорожать и можно ли это остановить.  

«В этом году всё иначе»

Жительница села Романово Антонина несколько десятков лет работает учителем в средней школе. Ежемесячно женщина, которая попадает в льготную категорию населения, получает субсидию в размере 2160 рублей.

Эти средства предназначены для оплаты электроэнергии, воды, покупки угля и дров. Но из-за того, что стоимость твёрдых видов топлива резко выросла, почти вся сумма, которую можно накопить за год (25,9 тыс.

рублей), уходит на зимние «запасы».

«На днях мы купили уголь, его стоимость 4 тыс. рублей за тонну. Цены «взлетели» буквально за несколько недель: в конце июля продавали за 3,5 тыс., потом 3,7 тыс. рублей за тонну, а пока мы думали, стоимость дошла до 4,2 тыс. рублей.

Через знакомых удалось получить скидку в 200 рублей. За 12 месяцев государство выплачивает мне почти 30 тыс. рублей на услуги ЖКХ, а 24 тыс. придётся потратить на уголь.

Но ведь большинство жителей края вообще не получают компенсаций и субсидий, и резкий рост цен на топливо для них более ощутим и заметен», – говорит Антонина.

Предприниматели Алтайского края подтверждают: цены на уголь резко выросли. Так, в Романовском районе стоимость топлива ещё в 2020 году была 3,3-3,5 тыс. рублей, а в 2021-м – 3,8-4,2 тыс.

Читайте также:  Имеет ли право арендодатель в договор включить пункт о штрафах?

рублей (то есть удорожание составило 15-20%). В Павловском районе за год цена выросла на 21% – с 2,9 тыс. рублей за тонну (в 2020 году) до 3,5 тыс. рублей, в Барнауле и Первомайском районе – на 23% (с 2,8 тыс.

до 3,45 тыс. рублей за тонну).

Алтайские бизнесмены, продающие «камень», оправдываются: они отнюдь не наживаются на жителях. 

Сейчас, как отмечают предприниматели Павловского и Романовского районов, закупочная цена угля в разрезе в Кемеровской области (ближайший к Алтаю и крупнейший добытчик «камня» в России) составляет 1,8 тыс. рублей за тонну. И эта цифра в сравнении с прошлым годом выросла на 20-30%.

«Стоимость угля несколько лет держалась практически на одном уровне: были сезонные колебания в 200-300 рублей. Весной уголь традиционно дешевел из-за сниженного спроса, а к осени дорожал. Но в этом году всё было иначе: весной уголь не упал в цене, а летом начал стремительно расти», – рассказывает amic.ru бизнесмен Первомайского района Константин.

«Не уверен в завтрашнем дне» 

Рост цен на «камень» связан со многими факторами, добавляет предприниматель из Павловского района Александр Верещагин. По его словам, стоимость угля подняли добывающие предприятия из-за высокого спроса за рубежом. Точно так же ранее произошло с металлом, древесиной и даже сельскохозяйственными культурами, например, подсолнечником.

«Стоимость угля растёт на мировых рынках. Если заграница готова купить топливо в больших объёмах и по выгодной цене, разрезы направляют уголь туда, и его стоимость на внутреннем рынке растёт.

Во-вторых, поднялись цены на металл, запчасти подорожали. Угольные разрезы это сразу почувствовали: у них импортная техника. В-третьих, вырос налог на добычу полезных ископаемых.

В совокупности эти факторы привели к подорожанию сырья», – объясняет предприниматель Павловского района Александр Верещагин.

Однако бизнесмен отмечает, что в стоимости угля для конечного потребителя (напомним, 3,5 тыс. рублей в Павловском районе) почти треть – это транспортные расходы.  

«Стоимость доставки составляет практически 50% от цены за тонну. Разрез находится в 400 км (от Павловска, – прим. ред.), а стоимость перевозки одной тонны – 1250 рублей», – говорит Александр.

И это цифра только кажется большой: 1250 рублей едва хватает на горюче-смазочные материалы и зарплаты водителям грузовых автомобилей, оправдывается бизнесмен. Но увеличить сумму расходов на доставку он не может: в этом случае стоимость угля ещё возрастёт, и предприниматель не сможет конкурировать с «чёрными» компаниями, которые продают уголь, но не платят налоги.

«Пока существует «чёрная» конкуренция, в открытую работать сложно, тебе бьют по рукам, потому что ты платишь больше налогов, чем те, кто работают «в тени». Если убрать нелегальный сектор, произойдёт удорожание, но зато тем, кто работает официально, это даст гарантии в завтрашнем дне», – отмечает Александр Верещагин. 

Российские предприниматели в сфере грузоперевозок работают по упрощённой системе налогообложения.

Она бывает двух видов: налог в размере 6% от доходов и 15% от суммы, полученной от разницы «доходы минус расходы».

Жители края, ощутив стремительный рост цен на твёрдое топливо, «катят бочку» на поставщиков, говорит бизнесмен. Однако предприниматели в этой ситуации страдают так же, как и население.

«Удивление людей страшное. И весь негатив, который идёт от жителей, когда повышаются цены, доходит до меня. Они считают, что эти деньги я забрал себе, не разрез, не государство, не перевозка – я. Нам надо обновлять автопарк, мы работаем на технике, которой более 30 лет.

Я бы готов купить технику, но она стоит 15 млн. Мне такой кредит не дадут. Сейчас мне приходится себя ущемлять, зажимать, держать. Я бы смог рассчитываться за неё, но не готов влезать в долговые обязательства, потому что не уверен в завтрашнем дне», – отмечает предприниматель.

Он считает, что вопрос с регулированием цен на уголь нужно решать на уровне государства, как сейчас происходит в нефтяной сфере. Чтобы сдержать рост цен на бензин, в 2019 году в России ввели демпферный механизм.

Когда экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали стоимости бензина и дизтоплива внутри страны.

Аналогичный механизм нужно ввести и в угольной сфере, считает предприниматель.

«Решения возможны лишь на уровне государства. Тут нужно смотреть, какие у кого затраты. Разрезы работают, возможно, нужно ввести для них субсидирование, как нефтяникам. Проблемы надо решать обдуманно и взвешенно, нужно вести диалог», – уверен Александр Верещагин.

Дров полный двор 

Более доступной и дешёвой альтернативой угля в Алтайском крае всегда были дрова. Благо, леса в крае всё-таки много. Некоторые жители региона, как, например, Антонина из Романова, закупают и уголь, и дрова, другие приобретали только отходы лесопиления.

Однако дрова дешёвыми назвать уже сложно, ведь они тоже резко возросли в цене – на 40-60%. А купить «с колёс» кубометр уже расколотых сосновых или берёзовых дров в крае невозможно: у предпринимателей сейчас очередь на несколько недель вперёд.

«У меня ближайшая запись, когда я могу привезти дрова, через три недели. Сейчас мы видим определённый дефицит сырья: летом некоторые лесхозы в крае стояли, с заготовками были проблемы. Из-за этого цены и выросли, сейчас нам сырьё привозят по другой цене, нежели в прошлом году», – объясняет предприниматель Первомайского района Максим.

По его словам, ещё в прошлом году он продавал колотые берёзовые дрова за 1,6 тыс. рублей, сейчас – по 2,4 тыс. рублей за кубический метр. Некоторые предприниматели уже подняли цены до 2,5-2,6 тыс. рублей, говорит Максим.

«Подорожала и сосна – с 1,4 тыс. до 2,1-2,2 тыс. рублей. Мы видим, что обращений стало намного больше. Все волнуются, что перед самым началом отопительного сезона цены ещё вырастут.

И это обоснованно: мы видим, как увеличивается стоимость древесины, автомобильного топлива, рабочей силы. Плюс – дорожает уголь. Дерево – это младший брат «камня».

Вполне возможно, что к октябрю стоимость дров вырастет ещё на 10-15%», – предполагает Максим.

Лес – странный «предмет»

Ажиотажный спрос на дрова amic.ru подтвердили в Боровлянском лесхозе (Троицкий район Алтайского края). Весной 2021 года у предприятия был избыток дров (хозяйство продаёт не колотые дрова, а брёвна, которые также называют дровами), а их стоимость даже шла вниз. Однако последние три-четыре недели ситуация резко изменилась. 

«До мая мы так затарились, что дрова лежали кучей, были невостребованными, но сейчас на некоторых участках уже отпускаем под запись: такой ажиотаж. У нас сейчас территории чистые, мы сразу всё распродаём», – рассказывает руководитель Боровлянского лесхоза Владимир Заблоцкий.

По его словам, на разных лесных участках стоимость сосновых и пихтовых дров (спиленного леса, который идёт на топливо) варьируется от 950 рублей до 1,2 тыс. за кубометр, а берёзы и осины – от 1 до 1,4 тыс. рублей. Эти цены хозяйство не поднимало с мая 2021 года.

Сырьё может приобрести любой желающий. Но чтобы отапливать ими дома, их нужно доставить – нанять транспорт или потратить средства на «горючку», расколоть – самостоятельно или нанять бригаду.

Поэтому население чаще всего покупает готовые дрова, отмечает Владимир Заблоцкий.

По этой же причине жители региона, в домах которых печное отопление, редко пользуются краевой льготой, позволяющей им получить в год до 8 «кубов» древесины на отопление частного дома, поясняет предприниматель Максим.

Лесные хозяйства предлагают населению лишь брёвна, которые нужно «добыть» из леса, доставить до своего участка, распилить и расколоть. Но вот, например, пенсионерам, одиноким женщинам, людям с ограниченными возможностями такая работа не под силу.

Закон АК № 87 «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», статья 7: Нормативы заготовки или приобретения гражданами древесины для собственных нужд составляют для отопления жилого дома, части жилого дома, иных жилых помещений, имеющих печное отопление, до 8 куб. м древесины лиственных и (или) хвойных пород в зависимости от их фактического наличия на лесном участке один раз в календарный год.

В Баевском лесничестве amic.ru сообщили: число граждан, которые пользуются льготой на дрова, всё меньше. В этом году в некоторых сельсоветах не было желающих бесплатно их получить.

«Списки, кому нужно отпустить дрова, формируют главы районов. Люди обращаются в администрацию, она создаёт комиссию, которая проводит обследование домовладения, и до 1 июня формирует списки, кому нужна древесина.

Мы фиксируем, отправляем в Минприроды, оно делает разнарядку, мы передаём информацию арендатору леса, и люди получают древесину. Но в этом году некоторые сельсоветы даже не подали списки», – отмечают в лесничестве.

А у нас – газ

Несмотря на то, что дрова и уголь – одни из самых примитивных видов топлива, в ближайшие десятилетия спрос на них вряд ли упадёт. Пока в крае газ доведён до 140 населённых пунктов (из 1600), а отапливаются им 360 тыс. жителей. Да и стоимость газа не такая низкая.

С 1 июля тариф составляет 6,82 рубля за кубометр. Для отопления дома 100 квадратных метров в месяц требуется в среднем 400 «кубов». То есть в зимний месяц придётся потратить 2,7 тыс.

рублей, за 7 месяцев – почти 19 тыс. рублей. Плюс – затраты на проведение газа в дом (они, по словам жителей, составляют от 150 до 300 тыс. рублей в зависимости от населённого пункта).

Не каждая семья в регионе способна найти такую сумму. 

Также в число возможных, но пока не популярных видов топлива в Алтайском крае относят пеллеты или брикеты, жидкое топливо (например, солярку), электричество.

Для их использования требуется дорогое оборудование, а стоимость сырья также ежегодно растёт. Вот и получается, что пока у жителей края практически нет более доступных и дешёвых альтернатив углю и дровам.

А это значит, что покупать их всё равно будут. По-другому отапливать дома в суровые длинные сибирские зимы пока не научились. 

Цифра

В Алтайском крае чуть более одного миллиона домовладений. 540 тысяч из них отапливаются централизованно, 63 тысячи – газом, 437 тысяч – дома с печным отоплением.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *