Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

Этот вид страхования позволяет возместить ущерб после большинства аварий. Несмотря на это, далеко не всем водителям в деталях известно, как действует ОСАГО при ДТП. Наш обзор устранит пробелы в знаниях и позволит лучше сориентироваться на месте в тех ситуациях, которые принято считать критическими.

По факту эта страховка является обязательной для всех водителей (за исключением собственников транспортных средств, передвигающихся со скоростью до 20 км/ч) – по этому полису страхуется автогражданская ответственность. Если гражданин не застрахует свой автомобиль и окажется виновником аварии, то страховое возмещение выплачено не будет .

Таким образом, ОСАГО предназначено для выплат денежной компенсации пострадавшей невиновной стороне для возмещения ущерба, нанесенного здоровью, жизни или имуществу. Расходы, возникшие в результате ДТП, оплачивает страховая компания виновника аварии, сам водитель не производит выплат.

На текущий момент установлены максимальные суммы, предусмотренные по этому полису:

  • 400 тыс. рублей по возмещению имущественного ущерба;
  • 500 тыс. рублей по возмещению вреда здоровью и жизни участника ДТП (сумма указана из расчета на одного человека).

По ОСАГО не производится компенсация морального вреда или упущенной выгоды.

Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

Существуют ситуации, когда страховая компания может отказать в выплате:

  1. Водителем был человек, не вписанный в страховку. Исключением является страховка, оформленная на неограниченный круг лиц.
  2. Авария произошла на специализированной площадке в момент проведения экспериментальной или учебной деятельности.
  3. Авария произошла на территории предприятия при выполнении погрузо-разгрузочных работ или при исполнении работником своих должностных обязанностей.

Если водитель не имел права управлять автомобилем, причинил вред умышленно, находился в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении или скрылся с места происшествия, страховка все равно выплачивается, но страховщик может обратиться в суд и взыскать понесённые расходы с виновника.

Что делать виновнику в случае ДТП

При возникновении ДТП виновнику важно не паниковать и не уезжать с места происшествия, чтобы попытаться избежать ответственности, сделать это, скорее всего, не получится, а неприятностей прибавится. Сейчас с развитием технологий найти водителя по номеру машины не составит труда.

Поэтому крайне важно знать, как действовать после ДТП по ОСАГО, если водитель является виновником аварии. Правильное поведение в таких случаях помогает свести к минимуму возможные негативные последствия.

В целом же алгоритм действий виновника после аварии автомобиля по ОСАГО предельно прост:

  1. Вызвать сотрудников ГИБДД. При незначительной аварии и отсутствии разногласий между участниками, можно договориться без привлечения третьих лиц и оформить Европротокол. Если пострадал не только автомобиль, но и другой человек, в первую очередь нужно вызвать скорую помощь.
  2. Нельзя переставлять автомобиль в другое место или перемещать его части. На дорогах должны быть выставлены аварийные знаки. Однако в случае отсутствия пострадавших и критических повреждений у автомобилей, транспорт после фиксации всех деталей на схеме ДТП нужно убрать с проезжей части.
  3. Необходимо сделать видео- или фотосъемку места происшествия – она производится в присутствии пострадавшего. На видеозаписи или фотографиях должно быть видно положение автомобилей после столкновения, их повреждения и другие детали, характеризующие аварию. Внимательно осматривается автомобиль пострадавшего, все повреждения обязательно фотографируются, чтобы избежать дальнейших разногласий по возмещению ущерба.
  4. Нужно записать личные и контактные данные всех участников ДТП и свидетелей.
  5. Следует обменяться данными о страховке с потерпевшим. Передаются контакты страховых компаний, если есть полис КАСКО, записывается и его номер.
  6. Необходимо оформить извещение о ДТП, его должны подписать все участники происшествия.
  7. Требуется узнать, когда будет выноситься решения по ДТП, если это делает полицейский на месте, внимательно ознакомиться с ним. Когда виновник не согласен с некоторыми фактами при оформлении аварии, он делает об этом запись в протоколе, после чего может оспорить заключение по ДТП в течение 10 дней.
  8. В конце процедуры получить и проверить правильность оформления документов по ДТП: справку об аварии, протокол и постановление по административному правонарушению.
  9. Поставить в известность своего страховщика.

Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

По Содержимое статьи на правовом портале www.consultant.ruст. 11.1 закона об ОСАГО при оформлении Европротокола обеим сторонам нужно направить свой экземпляр документа в страховую компанию. Срок – 5 дней. Затем от страховщиков должно прийти требование о направлении транспортных средств на осмотр (на это дается 5 дней с момента получения письма).

Европротокол может быть оформлен только при незначительном ДТП, если соблюдаются следующие условия:

  • жертвы и пострадавшие отсутствуют;
  • сумма имущественного ущерба не превышает 100 тыс. рублей;
  • в аварии только два участника, и у каждого из них есть действующий полис ОСАГО;
  • не причинен иной имущественный ущерб, помимо повреждения транспортного средства;
  • стороны не имеют разногласий по факту инцидента.

Документ заполняется простой ручкой с двух сторон, обстоятельства аварии должны быть изложены в краткой и четкой форме.

Как действовать, если попал в ДТП и не виноват

В первую очередь необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола. Нельзя передвигать автомобиль до приезда сотрудников дорожной полиции. Место происшествия и повреждения нужно снять на камеру или сфотографировать.

Также потребуется получить у виновника аварии контакты его страховой компании.

Кроме того, потерпевший вправе требовать от сотрудника дорожной полиции направления виновника аварии на медицинское освидетельствование для выявления возможного алкогольного или иного опьянения.

Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

По ст. 11 правильные действия потерпевшего после ДТП по ОСАГО должны представлять собой следующую последовательность:

  1. Необходимо позвонить страховщику нарушителя и рассказать о происшествии, при необходимости ответить на вопросы.
  2. Написать заявление на возмещение ущерба и передать его страховой компании. Обычно представитель страховщика производит осмотр транспортного средства, и эту процедуру нужно обязательно проводить в присутствии виновного лица. Если повреждения серьезные, потребуется пригласить эксперта.
  3. Составить копии документов по аварии, предоставляемых страховщику (рекомендуется делать это по описи). Принципиально важно, чтобы на документе была проставлена дата принятия, так как от нее зависит день выплат.
  4. Дождаться выплаты. Страховая компания должна перевести деньги в течение 20 дней после получения документов, иначе за каждый день просрочки насчитывается неустойка.
  5. Произвести ремонт транспортного средства.

Страховая выплата может не окупить ремонт, и это нормально, так как при возмещении производится приблизительный расчет. Если общая стоимость ремонта не укладывается в установленный лимит, нужно просто сохранить чеки на недостающую сумму и предоставить их страховщику нарушителя.

Документы, необходимые для получения выплаты:

  • Европротокол или справка о ДТП;
  • извещение об аварии;
  • протокол об административном нарушении;
  • права;
  • документы, подтверждающие право собственности на машину;
  • доверенность на автомобиль (при необходимости);
  • полис ОСАГО;
  • реквизиты счета для перечисления денег.

Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

Если в процессе всех мероприятий была проведена экспертиза, предоставляются документы и по ней: заключение и квитанции об оплате услуг. При эвакуации машины дополнительно выдаются документы, подтверждающие этот факт.

Обязан ли виновник извещать свою страховую

Правильные действия водителей, попавших в эту категорию, крайне важны. Поскольку не все спровоцировавшие ДТП ясно представляют, что делать со страховой виновнику аварии, некоторые из них могут не сообщить о происшествии.

Поставить в известность свою страховую компанию – обязанность виновника ДТП. Это требование установлено Содержимое статьи на правовом портале www.consultant.ruстатьей 11 об ОСАГО.

В противном случае страховщик может либо отказать в выплате, либо взыскать через суд сумму своих затрат с виновника.

При разговоре с представителем страховщика, водитель должен проинформировать его, что он явился виновником аварии и сообщить следующие данные:

  • количество участников ДТП;
  • место и время;
  • данные по транспортным средствам (номера, марки, даты выпуска);
  • информацию о наличии жертв и пострадавших, а также их состояние.

Что делать, если виновник аварии не признает свою вину

Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

Порой при ДТП возникает спорная ситуация, в которой сложно установить нарушителя, либо он отказывается признавать свою вину. Многие не знают, что делать в этом случае и доводят ситуацию до неприемлемой. При этом правильный порядок действий, если виновник не признает свою вину, представляет собой следующий алгоритм:

  • оставить машину в исходном состоянии, при этом нужно включить аварийную сигнализацию и поставить на дорогу специальные знаки;
  • вызвать сотрудника ГИБДД для фиксации происшествия;
  • обратиться в страховую компанию;
  • обратиться в ГИБДД, чтобы документально зафиксировать все факты, влияющие на принятие в суде решения по виновному лицу – свидетели происшествия также должны прийти и представить свои показания.

В ситуации, когда нарушитель не признает свою вину, лучше прибегнуть к помощи грамотного юриста.

Иногда сотрудники ГИБДД предлагают подождать два месяца и договориться с виновником, ведь по истечении этого срока протокол об административном нарушении уже нельзя составить.

Но это чревато проблемами с получением компенсации от страховщика, ведь все компании требуют незамедлительного предоставления документов по аварии.

Иногда случается, что виновник, ранее признавший свою вину, впоследствии отказывается от своих слов и обращается в суд. В этом случае потерпевшему придется доказывать свою правоту в судебном разбирательстве, и эта процедура может затянуться на несколько месяцев.

Читайте также:  Возврат ноутбука плохого качества

Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

Отказ нарушителя признать свою ответственность является частой практикой, ведь по ОСАГО выплаты положены только пострадавшему. Поэтому важно самостоятельно производить видео- и фотосъемку места происшествия, давать четкие показания при составлении протокола и оставлять у себя копии документов о ДТП. Все это поможет доказать свою правоту в суде.

Повредить автомобиль можно не только в аварии. Причем не все водители в состоянии быстро сообразить, что делать, если притерли или поцарапали машину во дворе или на стоянке.

Если повреждение автомобиля наступило в результате столкновения с другим транспортным средством, это является страховым случаем по полису ОСАГО, за который положена компенсация.

Когда же ущерб был причинен пешеходом, сторонним предметом (например, сосулькой или веткой дерева) или самим владельцем, страховка не положена.

При ДТП по полису ОСАГО выплату получит только пострадавший. Для этого ему нужно зафиксировать факт аварии с помощью сотрудника ГИБДД или путем оформления Европротокола.

Документы по ДТП предоставляются в страховую компанию виновника, а выплата производится в течение 20-дневного срока. Законом установлены максимальные лимиты для сумм компенсации.

Если нарушитель отказывается признавать свою вину, другой стороне нужно обратиться в ГИБДД или суд.

Верховный суд защитил права автомобилистов, попавших в ДТП не по своей вине

Если для восстановления автомобиля потребовалось использовать новые материалы, то расходы на них включаются в реальный ущерб. Даже если стоимость имущества после этого восстановления возросла.

Неподготовленному человеку понять такую формулировку непросто. Но попробуем объяснить. В аварию не по своей вине попал автомобиль, у которого в клочья разорвало задний бампер, изогнуло заднюю балку, раскололо задний тормозной диск.

Так вот в данной ситуации страховая компания виновника аварии должна возместить ущерб. А если она не может этого сделать, направив машину на ремонт, то выплачивает ущерб деньгами. А при таком возмещении учитывается износ деталей. Делается это для того, чтобы за счет страховщиков человек не обогащался.

У него 10-летний автомобиль. Но — бах — авария. И вот уже — новый бампер, новые задние фонари…

Если для устранения повреждений машины использовались новые материалы, то расходы на них включаются в состав реального ущерба полностью

При ремонте за счет страховой компании установлены четкие требования: если деталь меняется, то только на новую.

Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

Названы автомобили, от которых не хотят избавляться владельцы

При оплате ремонта вступает в силу правило, что учитывается износ транспортного средства. Тогда автовладелец ремонтирует машину за свой счет, а страховая компания возмещает ему ущерб с учетом этого износа.

То есть владельцу приходится доплачивать. Таким образом в приведенной истории мастерская должна установить новый бампер и новую заднюю балку. Но страховщик оплатит за них лишь часть стоимости.

Кстати, тормозные системы учитываются без износа стоимости.

Однако Верховный суд посчитал, что такая политика не совсем правильная. Некая Ольга Арепьева попала в аварию не по своей вине. Она обратилась к страховщику в порядке прямого возмещения ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей. Однако для восстановления машины этого не хватило.

По оценкам независимого эксперта, даже с учетом износа стоимость восстановления автомобиля и составляла 450 тысяч. Плюс утрата товарной стоимости — 77 тысяч. Однако страховщик не ответил на ее требования. А сам виновник аварии попросил суд назначить автотехническую экспертизу.

Согласно ей стоимость ущерба с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости — 43 тысячи.

Правовые вопросы эксплуатации авто эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»

Поскольку страховщик заплатил больше, то суд посчитал конфликт исчерпанным. Апелляционный суд с этим согласился.

Однако с этим не согласился Верховный суд. Он напомнил, что вред имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме.

К реальному ущербу в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, относится также утраченная товарная стоимость.

Имеется в виду уменьшение стоимости автомобиля, вызванное преждевременным ухудшением товарного или внешнего вида, а также его эксплуатационных качеств.

Автострахование: после автомобильной аварии прошло два с половиной месяца Я не виноват

Эксперт оценил идею о «привязке» автомобильных номеров

Верховный суд напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью.

Несмотря на то что стоимость может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений.

При этом высокий суд указал, что Единая методика расчета стоимости восстановительного ремонта машины не может рассматриваться в качестве исключения из общего правила об определении размера убытков. А поэтому не препятствует учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков.

Как напомнил ВС, принцип полного возмещения убытков в случае повреждения машины предполагает, что в результате потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. То есть если бы в него никто не врезался.

Как меняется КБМ после ДТП

Страховать свою гражданскую ответственность должен каждый владелец транспортных средств. В связи с этим водители стремятся как можно более выгодно оформить полис ОСАГО.

На цену страховки влияет множество факторов, в том числе безупречность и безаварийность управления автомобилем, количество ДТП, совершенных покупателем страховки.

Чтобы стимулировать водителей к более аккуратному управлению транспортным средством применяется коэффициент бонус-малус (КБМ), ежегодно меняющийся. В случае ДТП эта скидка будет становиться меньше.

  1. Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
  2. Как долго действует повышающий коэффициент?
  3. Изменение при безаварийной езде
  4. Восстановление КБМ после ДТП
  5. Можно ли избежать увеличения цены после ДТП?

Чем выше опыт водителя, тем больше КБМ. В связи с этим с каждым следующим годом при безаварийной езде страховка будет становиться дешевле за счет этого коэффициента.

Во время подписания договора страхования страховщики обязаны пользоваться данными о КБМ, которые внесены в базу АИС РСА.

Если такие данные в базе отсутствуют по конкретному страхователю, для расчета стоимости полиса берется коэффициент, равный 1.

Посмотреть, как меняется КБМ можно по таблице, приведенной ниже. Она позволит приблизительно просчитать, какой коэффициент будет применен во время оформления следующей страховки ОСАГО.

Исходя из этой таблицы, можно заметить, что если авария случилась на третий год, при этом осуществлялась единственная выплата, скидку аннулируют. Если ответственность за ДТП лежит на страхователе, страховщик должен сделать две выплаты. Соответственно, стоимость следующего полиса станет больше на 55%.

Во время формирования бонуса будет учитываться количество аварий на протяжении всего срока вождения машины.

Определить размер своей скидки можно на сайте РСА. Для этого нужно вписать свои данные в специальную форму, а также указать номер, серию водительского удостоверения.

КБМ рассчитывается по классам – от 1 до 13. Чем ниже класс, тем меньшим будет размер бонус-малуса. Чтобы определить класс, нужно учесть данные договоров ОСАГО, которые прекратили свое действие не позже чем год до даты, с которой началось страхование по новому полису.

Если между полисами был перерыв в 1 год, при оформлении нового полиса скидка обнуляется. Срок его действия коээфициента бонус-малус – период, на который заключается ОСАГО.

КБМ является повышающим коэффициентом, который применяется при оформлении и использовании страхового полиса ОСАГО. Он подлежит пересмотру каждый год, при этом может как расти, так и снижаться.

Безупречное вождение приводит к поднятию КБМ, отсутствие аварий позволяет повысить класс страхования и воспользоваться скидкой в размере 5% при оформлении следующего страхового полиса.

Бонус накапливается и в итоге скидка может достичь при полном отсутствии ДТП предельно возможного размера – 50% от цены ОСАГО.

Такая система предоставления бонусов приводит к тому, что многие автовладельцы не обращаются в страховую компанию за возмещением убытков при незначительных и несерьезных ДТП, чтобы сохранить собственную репутацию и накопить более высокую скидку. При этом компенсация пострадавшей стороне выплачивается в виде незначительной суммы без присутствия и фиксации ДТП представителями страховой компании.

При наступлении ДТП есть риск потерять не только часть накопленных бонусов, но и полностью лишиться этого повышающего коэффициента. Если происшествие произошло не по вине водителя, он не потеряет КБМ.

Читайте также:  Взыскание процентов после выплаты долга по решению суда

В случае участия в дорожно-транспортном происшествии в результате несоблюдения правил дорожного движения, невнимательном вождении, пребывании за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения КБМ будет утрачен. Кроме того, страховка после таких случаев будет стоить значительно дороже.

Единственный способ восстановить коэффициент – водить машину без аварий на протяжении длительного времени.

Восстановить КБМ можно путем обращения в страховую компанию, российский союз автостраховщиков или Центробанк. Занимаются восстановлением КБМ также частные онлайн-компании и брокеры.

Избежать роста стоимости полиса после таких аварийных ситуаций, в которых доказана виновность владельца полиса ОСАГО практически невозможно. Единственный вариант – постараться в дальнейшем не нарушать ПДД и не участвовать в ДТП.

Легальных способов избежать роста цены на полис после аварии практически нет.

Как получить компенсацию пострадавшему после ДТП?

Каждый водитель ежедневно подвергает себя огромному риску попадания в ДТП. Последствия такого события невозможно предсказать, а уж сколько нервов и сил придется потратить на решение вопросов со страховой, судом и прочими инстанциями.

Особенно много приходится пережить водителю, который не виноват в этом происшествии: кроме материального вреда его транспортному средству, может быть нанесен физический ущерб здоровью. В зависимости от его тяжести, возможен и моральный ущерб. Одним словом, последствий очень много.

Что же делать, если ты попал в ДТП, куда ехать после инцидента, а главное, может ли страховка ОСАГО  компенсировать все повреждения?

Действия при ДТП

Дорожно-транспортные происшествия бывают разными.

В большинстве случаев, это столкновения, в результате которых может быть нанесен:

  • ущерб транспортным средствам, как пострадавшего, так и виновника ДТП;
  • физический ущерб жизни и здоровью участникам происшествия;
  • моральный вред потерпевшей стороне.

Из этого следует, что автомобильные катастрофы не могут пройти без последствий. А исход этих событий во многом определяется тем, как поведет себя та или иная сторона. В автошколах учат теорию, как вести себя в случае ДТП, но на практике, все всегда намного сложнее.

Поэтому не лишним будет повторить еще раз.

  1. Остановите машину так быстро, насколько это возможно. Даже если происшествие произошло не по вашей вине, а у вас есть страховка КАСКО, нужно остановиться и оформить все по закону. Если вы поедете дальше, то водитель, который виноват, вызовет работников ГИБДД, скажет, что произошло ДТП, а второй участник скрылся. И тогда доказать свою невиновность будет практически невозможно, более того, вся материальная ответственность ляжет на ваши плечи.
  2. Проверьте состояние здоровья пассажиров вашего автомобиля, а также узнайте, есть ли пострадавшие у виновника. Если есть люди, которым нужен врач, то вызовите скорую и окажите первую доврачебную помощь до приезда медиков. Если же пострадавших нет, то можно переходить к следующему шагу.
  3. Вызовите работников ГИБДД, а также сообщите в свою страховую компанию, что произошел страховой случай. Делать это нужно прямо на месте аварии, поскольку частой причиной отказа в выплате является несоблюдение правил извещения страховой компании о ДТП. Прежде чем приедут работники дорожного патруля, обязательно спросите у водителя, который виноват в данной ситуации, его водительское удостоверение, техпаспорт, страховку. Сейчас это все можно сфотографировать, чтобы не тратить лишнее время на переписывание данных.
  4. На месте ДТП вы можете зафиксировать на фото и видео все повреждения вашего автомобиля, осколки на дорожном полотне, тормозной путь и остальные детали, которые касаются этого происшествия.
  5. Опросите свидетелей. Возьмите у них контакты, а если у рядом идущих машин был включен видеорегистратор, то попросите запись, она будет очень полезна при разбирательствах.

Стоит отметить, что есть определенная категория водителей, которые в случае дорожно-транспортного происшествия способны понять, какие ошибки они допустили, и что спровоцировало аварию. Но зачастую, автомобилисты не спешат признавать свою вину.

Это тоже можно понять, в общей суматохе сложно разобраться в деталях. Поэтому нужно быть вежливым, не бросаться в обвинения и срываться на крик. Чем корректнее вы будете вести беседу, тем больше шансов, что виновник будет адекватен и пойдет вам навстречу.

Есть также небольшой список действий, которые не нужно делать в случае дорожно-транспортного происшествия:

  • не перемещай автомобиль, а также детали, которые имеют отношение к ДТП, поскольку это может быть расценено, будто ты пытаешься изменить обстоятельства происшествия в свою пользу;
  • не поддавайся на уговоры, порешать все на месте. Без работников ГИБДД возможно только оформить Европротокол, и то, если обстоятельства позволяют;
  • не бери в залог у водителя, который виноват, документы или деньги, поскольку он может заявить, что ты вымогатель или вор;
  • не употребляй алкоголь после аварии, поскольку может потребоваться медицинское освидетельствование и в этом случае, тебе грозят серьезные неприятности.

Когда возможно оформление ДТП без ГИБДД

На сегодняшний день, работники ГИБДД выезжают на серьезные автокатастрофы, а мелкие столкновения можно зарегистрировать самостоятельно.

Такой способ оформления ДТП называется Европротокол и возможен он при определенных условиях:

  1. В аварии участвовало только два автомобиля, и оба водителя застрахованы по ОСАГО.
  2. У сторон нет разногласий. Если ты попал в ДТП и четко понимаешь, что вина этого происшествия не твоя, а второй участник с этим согласен, то это наиболее быстрый способ решения проблемы.
  3. Нанесен только материальный ущерб, а сумма вреда не более 100 000 рублей.

При таких обстоятельствах страховка ОСАГО может покрыть небольшой ущерб, виновнику не придется платить штраф за нарушение, а пострадавшая сторона может быстро получить компенсацию. Как видите, это очень удобно.

Главное, правильно заполнить извещение и своевременно подать заявление в страховую компанию.

Кто виноват?

Как показывает практика, больше всего проблем при дорожно-транспортном происшествии возникает при определении того, кто же виноват в данном инциденте. Иногда стороны долго спорят. Если ты стал участником аварии, после которой не ясно, кто её спровоцировал, то здесь одна дорога – в суд.

Если стороны не могут прийти к общему соглашению, то оформление аварии с помощью Европротокола невозможно. Нужно обязательно вызывать ГИБДД. И это будет первая инстанция, которой предстоит разобраться в сложившейся ситуации. К слову, если у одного из водителей отсутствует страховка ОСАГО, то вероятно, виноваты будут оба, а компенсации не получит никто.

Инспектор ГИБДД на месте фиксирует все детали происшествия, составляя попутно протокол и справку о ДТП. Справка может быть обычной и расширенной. При небольшом происшествии оформляется обычная справка, в которой описаны все детали.

Если же ты попал в серьезную аварию, в которой есть пострадавшие, а один из водителей вызывает подозрения о нетрезвом вождении, то здесь будет оформляться расширенный документ, куда будут внесены данные о медицинском освидетельствовании.

Медицинское освидетельствование, которое обычно проходят водители, виновные в аварии, должно пройти по всем правилам процедуры:

  • процедура должна проводиться в медучреждениях, имеющих на это лицензию;
  • освидетельствование должен проводить врач-нарколог или токсиколог;
  • водитель имеет право отказаться от данной процедуры, но это является поводом для отказа в выплатах;
  • акт медицинского освидетельствования является важным документом, составляется в трех экземплярах, один из которых прилагается к пакету документов для страховой компании.

В некоторых случаях на месте катастрофы может работать аварийный комиссар, он не входит в пакет услуг по ОСАГО, но его услуги включены в страховку КАСКО. Это, как правило, сотрудник страховой компании, действующий в интересах своего работодателя.

Иногда аварком может быть от частной фирмы, и тогда он считает сумму в интересах пострадавшего. Но наиболее справедливым способом определения суммы ущерба является независимая экспертиза.

Сегодня по закону, независимую экспертизу автомобиля после ДТП может сделать только компания или эксперт, имеющий на данный вид деятельности аккредитацию. Автотехническая проверка машины может определить не только сумму ущерба, но и предъявить доказательства виновности или невиновности водителя исследуемого транспортного средства.

Все данные от ГИБДД, аварийных комиссаров, независимых экспертов нужно будет передать в суд. Делать это следует в самые короткие сроки после аварии, поскольку, страховая компании не начнет выплату, пока не будет определен виновник.

Действия пострадавшего после ДТП

Как правило, с этого места для пострадавшего и начинается самое интересное. Вопросов очень много и самым главным является то, как будет происходить возмещение ущерба. Если ты попал в ДТП, при этом не виноват, то все вопросы компенсации будет решать страховая компания виновника.

Читайте также:  Требование- уведомление о предстоящем вскрытии жилого помещения

При оформленной страховке ОСАГО, как у одной, так и у другой стороны, проблем возникнуть не должно. Однако, мы рассмотрим два варианта развития событий – если виновник имеет полис обязательной автогражданки, а также, если он у него отсутствует в принципе.

Виновник застрахован по ОСАГО

Действия человека, который попал в автокатастрофу, после этого происшествия должны быть довольно решительными, ведь если упустить главное, можно очень много потерять.

Схема действий следующая.

  1. Вы обращаетесь в свою страховую компанию за прямой компенсацией. Этот момент можно оговорить на месте происшествия. Не полагайтесь на обещания виновника, что «ты, мол, поезжай, а я сам поеду в страховую».  Как бы не сложились обстоятельства, две страховые компании самостоятельно смогут между собой решить вопрос: либо оплату сделает компания виновника, либо вы получите возмещение от своей, а страховщик отсудит эту сумму у компании виновника. Такая схема работает в обоих вариантах, поэтому не ждите, обращайтесь сразу.
  2. Не пожалейте денег на независимую экспертизу. Оплатить её нужно будет сразу, но, приложив чек, вы можете легко запросить компенсировать и эти расходы. Независимый эксперт качественно и беспристрастно осмотрит ваш автомобиль и составит акт повреждений с определенной суммой ущерба. Данная сумма и будет, собственно говоря, фигурировать в вашей выплате.
  3. В страховой компании вам нужно будет предъявить список документов:
  • справка с места ДТП, протокол ГИБДД или Европротокол;
  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • техпаспорт;
  • акт независимого эксперта;
  • банковские реквизиты, куда должны быть переведены деньги.

Согласно закону «Об ОСАГО», подать документы нужно не позднее пятидневного срока после ДТП. Компенсировать ущерб страховщики обязаны в течение 30 дней с момента подачи пакета документов, либо дать аргументированный отказ.

Выплата ущерба от страховой компании может осуществляться тремя способами:

  • выплата наличных денег в кассе страховщика;
  • безналичный расчет на банковскую карту или расчетный счет;
  • ремонт автомобиля на партнерском СТО.

Наиболее приемлемыми способами компенсации, которые необходимо учитывать еще на стадии подписания договора об ОСАГО, являются первый и второй – то бишь денежные. Реконструкция автомобиля может быть сделана не качественно, а виновных в таком ремонте потом очень сложно найти.

Виновник не застрахован по ОСАГО

Если ты попал в аварию, где у виновника, ко всему прочему, нет полиса ОСАГО, это крайне неприятная ситуация. Что делать в этом случае?

У вас есть два варианта решения вопроса выплаты:

  1. Виновник выплачивает вам компенсацию самостоятельно. Редко, но такое бывает.
  2. Вам придется обращаться в РСА либо в суд для воздействия на вашего должника.

В случае судебной тяжбы желательно получить консультацию юриста и заручиться поддержкой адвоката. С его помощью можно получить данные о платежеспособности должника, о его движимом и недвижимом имуществе, а также о наличии и состоянии банковских счетов.

Следующее, что ты должен сделать – это подать исковое заявление в суд и заявку РСА (Российский Союз автостраховщиков).

Комплект документов для этих инстанций одинаков:

  • справка о ДТП и протокол от инспектора ГИБДД, оформлявшего дорожно-транспортное происшествие;
  • паспорт гражданина;
  • водительские права;
  • техпаспорт на машину;
  • фискальные чеки на оплату эвакуатора, стоянки, экспертизы;
  • заключение независимой автомобильно-технической экспертизы;
  • если в аварии водитель получил физический вред, то следует приложить чеки о лечении, реабилитации и т.д.

Особое внимание нужно уделить процедуре независимой экспертизы: проводить её должен аккредитованный эксперт, а виновника следует пригласить на это мероприятие, уведомив его об этом с помощью телеграммы.

Важно отметить, что в исковом заявлении нужно обосновать также сумму, которую следует взыскать с виновника, поскольку, кроме ущерба материального, достаточно часто должен быть включен и моральный ущерб, а также недополученная выгода.

Также, немаловажным моментом является и то, кто в момент аварии был за рулем. Что делать, если после аварии выяснилось, что участник и владелец автомобиля – это разные люди? Если водитель не является собственником, то судебный иск рекомендуют подавать на владельца транспортного средства.

В заявлении следует озвучить требование наложить арест на автомобиль, который в случае неуплаты долга будет реализован судебными приставами, а деньги возвращены вам.

У многих автовладельцев после аварии остается масса неприятных моментов. Страховая компания может отказать в выплате по разным причинам, виновнику в данном случае, все последствия могут сойти с рук. В этом случае страховка КАСКО может легко компенсировать весь полученный в аварии ущерб.

Однако, нужно также помнить, что правильное поведение при ДТП, а также упорядоченные действия и юридическая грамотность, помогут вам избежать огромного количества проблем на дорогах.

Желаем Вам удачи и хороших дорог!

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги — новости Право.ру

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка.

Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб.

, его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд. 

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

КАСКО и ОСАГО Два миллиона за ДТП: пять крупных исков к страховой

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС. 

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС. 

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Федеральный рейтинг.
. Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой. 

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
видит в позиции ВС и полезный акцент.

Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

 

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт.

И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой.

Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

* Имена и фамилии изменены редакцией.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *