Авторские права при работе над научной работой (грантом)

Авторские права при работе над научной работой (грантом)Кому принадлежат авторские права на студенческие работы (рефераты, курсовые, дипломные работы): вузу или студенту? Как студенту предотвратить неправомерное использование своих работ? Стоит ли защищать свои авторские права? На эти и другие вопросы ответил доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия Владимир Сергеевич Мельников.

КонсультантПлюс: Студенты российских вузов ежегодно готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. В идеале, они должны являться уникальными произведениями со своими выводами и ми.

Можно ли считать студенческие работы объектами авторских прав? Кому принадлежат права на данные произведения? Кто выступает субъектом авторских прав: студент, научный руководитель (преподаватель) или вуз?

Владимир Сергеевич Мельников: Рефераты, курсовые и дипломные работы, подготовленные студентами, являются объектами авторских прав в случае, если это — результат самостоятельного творческого труда, а не плагиат. Права на данные произведения принадлежат их авторам. Субъектом авторских прав в этом случае является студент.

Как известно, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от их достоинств и назначения, а также от способа выражения, являющиеся результатом творческой деятельности автора и выраженные в объективной форме, т.е.

в форме, доступной для восприятия третьими лицами.

К объектам авторских прав относятся также производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения и составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Творческой, по общему правилу, признается любая умственная деятельность и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования или плагиата. Плагиат (от лат. plagio — похищаю) — это вид нарушения прав автора. Он состоит в незаконном использовании под своим именем чужого произведения (полностью или частично) без указания источника заимствования.

Студенческие работы создаются, как правило, на основе уже существующих произведений (в этом случае такие работы являются производными или составными произведениями) и вопрос об охране их как объектов авторского права будет решаться при наличии достаточного творческого начала.

В соответствии со ст. 1257 ГК РФ, автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Таким образом, права на студенческие работы принадлежат автору результата интеллектуальной деятельности, творческим трудом которого создан такой результат.

Субъектами авторского права в данном случае могут являться не только создатели произведений, но и их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие в силу закона или договора исключительные авторские права.

КонсультантПлюс: Важно ли для студентов получить признание их авторских прав на подготовленные ими работы? Какую практическую ценность для студентов имеет признание их авторских прав?

В.С. Мельников: Для студентов важно получить признание своих авторских прав на подготовленные ими работы по нескольким причинам.

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права:

1. Исключительное право на произведение, т.е. право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Он может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

2. Право авторства — это право признаваться автором произведения.  

3. Право автора на имя — это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

4. Право на неприкосновенность произведения, которое означает, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, ми или какими бы то ни было пояснениями.

5. Право на обнародование произведения. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с указанными правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Признание авторских прав важно для студентов, так как даже независимо от имущественных прав автора и (или) в случае уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Практическая ценность данного права представляет собой возможность автора требовать признания того, что именно он является автором соответствующего результата интеллектуальной деятельности. Данное право также взаимосвязано с другими, в том числе имущественными правами автора, такими как право на использование объекта, признанным за автором произведения, право распоряжения объектом. Особую практическую значимость признание авторских прав приобретает для лиц, желающих продолжить обучение в аспирантуре, т.к. наличие этих прав является свидетельством творческого вклада студента в разработку той или иной проблемы.

КонсультантПлюс: Можно ли считать студенческую работу «служебным произведением» в том случае, если вуз (в лице научного руководителя) дает задание студенту на выполнение конкретной авторской работы? Можно ли считать отношения студента с вузом трудовыми правоотношениями? Прописаны ли эти правоотношения в уставе вуза?

В.С. Мельников: Студенческую работу нельзя считать «служебным произведением», т.к. служебным признается произведение, созданное по трудовому договору или в порядке выполнения служебного задания, а студент не состоит с вузом в трудовых или служебных отношениях.

Трудовыми являются урегулированные нормами трудового права отношения в сфере труда, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Отношения студента и вуза не являются трудовыми отношениями, т.к. между ними не заключается трудовой договор и студент не получает заработную плату за выполненную работу.

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) учредитель; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса; 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; 7) порядок управления образовательным учреждением; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Указанные правоотношения не относятся к обязательным условиям устава вуза и, как правило, регулируются положениям ГК РФ об оказании образовательных слуг. В уставе вуза обычно указывается, что студент обязан осваивать учебную программу и выполнять все виды контрольных заданий.

КонсультантПлюс: Если авторские права принадлежат студенту, как ему быть в ситуации, когда вуз зачастую публикует в различных вузовских сборниках студенческие работы без заключения авторского договора?

В.С. Мельников: Сборник — это составное произведение, в состав которого входит несколько произведений, как охраняемых авторским правом, так и не охраняемых. Использование произведений без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения не допускается.

Однако в публичных интересах имеются исключения из этого правила, когда допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, свободное использование произведений в целях: личных, информационных, научных и учебных, без намерения извлечь выгоду, но при условии, что указанное произведение было правомерно опубликовано, т.е. введено в гражданский оборот с разрешения автора. В случае нарушения авторских прав студент может обратиться в суд за их защитой.  

КонсультантПлюс: Бывают такие ситуации, когда научный руководитель использует работы студентов при написании своей диссертации или других научных трудов. При этом студенты в работах преподавателей в качестве соавторов не числятся. Правомерны ли такие действия преподавателей, и как студенту защитить свои права?

В.С. Мельников: Если научный руководитель использует работы студентов при написании своей диссертации или других научных трудов и не указывает при этом студентов в качестве соавторов, то такие его действия являются неправомерными.

В этом случае студент может защитить свои права в судебном порядке при условии, что сможет доказать свое авторство на заимствованный научным руководителем материал и обвинить его в плагиате.

При этом очень важно, какой именно материал и как был использован научным руководителем: имело ли место заимствование объективной новизны, разработанной лично студентом, или были заимствованы положения из уже ранее существующих произведений, из работ других авторов, которые студент использовал в своей работе.

Читайте также:  Выписка по запросу, как ускорить?

Использование материала и соответствующая ссылка на автора оригинального текста не является соавторством. Соавторами признаются физические лица, которые создали охраняемое авторским правом произведение совместным творческим трудом.    

КонсультантПлюс: Можете ли Вы привести примеры судебных прецедентов по вопросам отстаивания студентами своих авторских прав? Существует ли такая судебная практика или студенты чаще всего свои права не отстаивают из-за незнания законов или нежелания портить отношения в вузе?

В.С. Мельников: Мне неизвестны примеры судебных прецедентов по вопросам отстаивания именно студентами своих авторских прав. Чаще всего студенты свои права не отстаивают из-за незнания законов или нежелания портить отношения в вузе.

КонсультантПлюс: Как студентам предотвратить плагиат? Что они должны изначально сделать, чтобы их работы использовались преподавателями на законных основаниях или не использовались ими вовсе?

В.С. Мельников: Чтобы предотвратить плагиат, студентам следует, прежде всего, снабжать свои труды знаком правовой охраны, который является предупреждением для всех третьих лиц о том, что данное произведение охраняется нормами авторского права.

В соответствии с ГК РФ, правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения.

Кроме того, было бы полезным обнародовать результаты своего труда любым доступным способом (о способах обнародования мы уже говорили).

Защита интеллектуальных прав может осуществляться с помощью самозащиты и обращения к мерам государственного принуждения. Самозащита интеллектуальных прав с учетом нематериальной природы их объектов в основном связана с применением различных технических средств, что же касается средств государственного принуждения, то это административный и судебный порядок.

КонсультантПлюс: Что бы Вы пожелали студентам, которые столкнулись в вузе с проблемой плагиата? Какой бы дали им совет?

В.С. Мельников: Во-первых, самим не использовать чужие труды, выдавая их за свои, что, к сожалению, не редкость. Во-вторых, знать свои права в сфере авторского права, строго соблюдать требования закона. В-третьих, не бояться отстаивать свои законные права и интересы всеми доступными и законными способами.

Спасибо!

Студенческие вопросы

Как защитить авторские права

Нарушения авторских прав происходят ежедневно — воруют сценарии, научные статьи, повести и т.д. Об этом знают и начинающие авторы, и фрилансеры с большим стажем. Зачастую украденная и размещенная, к примеру, в интернете работа может стоить автору слишком дорого.

Помимо очевидного ущерба, могут возникать и другие, менее предсказуемые последствия. Например, многие престижные творческие конкурсы, участие в которых способно принести признание и славу, принимают только те работы, которые нигде и никогда ранее не публиковались.

В таком случае «слив» работы, скажем, конкурентом, загубит все старания.

Авторские права при работе над научной работой (грантом)

Для начала следует разобраться в том, что же является объектом авторских прав.

В статье 1259 ГК РФ указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства и фотографические произведения и др. К объектам авторских прав также относятся компьютерные программы, охраняемые как литературные произведения.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в отличие от патентных прав на изобретение, которые в нашей стране регистрируются.

Представители творческих профессий много говорили о необходимости создания специальной базы для авторов, размещение произведения в которой помогло бы в защите авторского права.

Однако создание такого ресурса — трудоёмкий и технически сложный процесс, ведь каждый день создаётся множество текстов, сохранить такие объемы — задача почти фантастическая. Даже если бы подобный сервис появился, это вряд ли дало бы 100% гарантию того, что идею или произведение не украдут.

Случается, что автор направляет рукопись издателю, или статью в научный журнал, но его письмо остается без ответа. А через некоторое время автор узнает, что его статья или книга опубликована под именем другого человека, его пьесу уже поставили в театре и т.д.

В таком случае важно иметь возможность доказать, что статья, опубликованная, скажем, в декабре, была написана вами в июне.

Раньше люди пользовались весьма архаичным и ненадежным способом: прежде чем отнести, к примеру, рукопись книги в издательство, они отправляли на свой собственный адрес ценным заказным отправлением оригинальный экземпляр произведения.

Этим пользовались не только авторы литературных произведений и научных статей, но и фотографы. В конверт они вкладывали негативы фотографий. В случае возникновения судебного спора, конверт, на котором проставлены почтовые штампы с датой, как доказательство авторства и времени создания, вскрывали прямо в суде.

К сожалению, у этого способа есть крайне серьезные недостатки: отправление может быть утеряно, повреждено. Кроме того, существует большая вероятность того, что вам придется доказывать, что письмо или почтовый штамп — не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Есть значительно более надежный и современный способ защиты авторских прав, который не имеет обозначенных выше недостатков.

Защитить плоды интеллектуального труда возможно с помощью удостоверения времени предъявления документов нотариусом.

Прежде чем передать издателям или любым другим третьим лицам свое произведение, автор может обратиться в любую нотариальную контору за совершением этого нотариального действия.

Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. При удостоверении времени предъявления документа нотариус исследует сам документ, проверяет, чтобы в нем не было исправлений и подчисток.

Если они есть, то должны быть обязательно оговорены. Текст документа не должен быть написан ка­рандашом, должен быть четким и понятным. Далее нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа.

В ней обязательно указывается следующая информация:

  • — фамилия, имя, отчество нотариуса,
  • — место нахождения его конторы,
  • — дата, время предъявления документа,
  • — фамилия, имя, отчество предъявителя документа и
  • — место его жительства.
  • Если нотариусу одновременно представлены несколько документов, то удостоверительная надпись совер­шается на каждом из них.

Один из экземпляров остается у автора, второй будет храниться у нотариуса. После этого можно безбоязненно передать свой текст заинтересованному лицу.

Если же кто-то все же незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет предъявить свою копию произведения, где указано его имя и время предъявления его нотариусу. Если ситуация не будет урегулирована мирным путём, то нотариальный акт станет доказательством для суда.

Так, например, если автор отправил произведение по электронной почте, предварительно побывав у нотариуса в сентябре, а оно было опубликовано под чужим именем в декабре, возникнет больше возможностей доказать своё авторское право в суде.

Нотариально удостоверенный документ обладает повышенной доказательственной силой, это значит — не требует дополнительного доказывания, как в случае с самостоятельно отправленным себе по почте экземпляром. Оспорить нотариальный акт практически невозможно.

Изменения, если они вносились в авторский текст теми, кто его опубликовал без разрешения, будут оцениваться в ходе экспертизы. Даже в случае, если авторский экземпляр будет утерян, у нотариуса останется его копия. И в случае возникновения спора, он будет передан суду и без сомнений станет серьезным для него аргументом.

Защитить свои авторские права, если нарушение произошло в интернете, например, без вашего разрешения использован контент вашего сайта, украден домен, опубликовано ваше авторское видео, фото, статья и так далее, поможет другое нотариальное действие: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/kak-dokazat-chto-vashi-prava-byli-narusheny-v-internete

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). Читать далее

Блог

21 Август 2019 Юриспруденция Авторские права при работе над научной работой (грантом)

  Защита прав на методику обучения в целом осложнена несколькими аспектами. Прежде всего, пункт 5 статьи 1259 ГК РФ содержит прямое указание на то, что не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах. 

   А в постановлении Пленума от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п.80) Верховный Суд РФ напрямую указывает на то, что методики обучения не входят в перечень охраняемых авторским правом объектов. 

   Таким образом, прямая защита обучающего курса, как комплекса концепций и идей, не возможна. По общему правилу, охране авторским правом в данном случае будут подлежать учебные пособия, методички, иные тексты, изображения, видеозаписи и другие объекты созданные и используемые автором в рамках обучающего курса.

То есть, охрана обучающего курса авторским правом возможна только косвенно — путем предоставления защиты форме, а не содержанию. Таким образом, для того, чтобы обеспечить охрану авторских прав на методику обучения, необходимо облечь ее в конкретную материальную форму и уже эта форма и ее детали будут подлежать защите.

Однако здесь следует учитывать, что защита формы в отношении текста подразумевает именно защиту от прямого копирования и если, например, какое-либо лицо создаст произведение по аналогичной тематике, со сходным содержанием и аналогичной идеей, но текст при этом будет отличаться от вашего, указанное не будет считаться использованием вашего произведения.

   Единственным способом защиты авторского права в данном случае может выступать защита от незаконной переработки произведения. Согласно положениям пп.9 пункта 2 ст.1270 ГК РФ под переработкой произведения следует понимать перевод произведения или создание иного производного произведения.

Исходя из содержания пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда № 5/29, под производным произведением понимается произведение, созданное на основе уже существующего.

Указанное определение не является полноценным, а иных критериев определения «производности» произведения законодательство не содержит, что крайне усложняет правоприменительную практику. 

   Учитывая что в данной статье мы рассматриваем объективные формы методик обучения, то речь идет не о художественных, а скорее научных произведениях, основанных на конкретных фактах объективной действительности, а значит допустима возможность параллельного создания аналогичных по смыслу произведений.

Читайте также:  Коммунальные платежи: я живу в Москве, есть в собственности комната

Согласно сложившейся практике, не подлежат охране авторским правом результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть достигнуты параллельно лицами, работающими независимо друг от друга (указанную позицию судов отражает существующая судебная практика, например, Решение Московского городского суда от 5 мая 2017 г.

по делу N 3-139/2017).

   К нам обратился клиент с просьбой представлять его интересы в судебном разбирательстве в качестве Ответчика по исковому заявлению о понуждении к прекращению неправомерного использования части составного произведения — слайдов презентации с решением задачи по экономике как части образовательной программы, состоящей из серии обучающих семинаров, а также взыскании внушительной компенсации за неправомерное использование указанной задачи. 

   В ситуации нашего клиента, решения спорных задач и Истца и Ответчика были изложены в форме слайдов презентации. Суть задач и Истца и Ответчика была идентичной. Тем не менее, количество, дизайн и текст слайдов существенно различались. 

   Схожесть задач Истца и Ответчика была обусловлена тем, что обе стороны оказывали образовательные услуги в сфере экономических дисциплин. Задачи, подобные спорным, широко используются в учебниках и различных образовательных курсах, а потому оригинальностью не обладали. 

   Кроме того, в вышеупомянутой статье 1259 ГК РФ прямо указано, что способы решения задач не охраняются авторским правом. 

   Тем не менее, Истец настаивал на том, что спорное решение задачи, отображенное на слайдах презентации, является частью составного произведения — обучающей программы и является самостоятельным объектом охраны авторских прав, поскольку представляет собой результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, а также утверждал, что Ответчик осуществил незаконную переработку части его составного произведения. Истец ходатайствовал о проведении автороведческой экспертизы текстов слайдов с целью установления наличия заимствования в решении задачи Ответчика элементов задаче Истца. 

   Ответчик возражал против удовлетворения указанного ходатайства, обращая внимание суда на то, что решение задачи не может быть объектом охраны авторских прав само по себе, не является оригинальным в данном конкретном случае, а формы изложения решений задач различаются. Казалось бы, решение очевидно, требования Истца не имеют под собой никаких оснований, однако суд предпочел удовлетворить ходатайство Истца.

   Ответ, пришедший от экспертов, полученный спустя несколько месяцев смог, наконец, убедить суд и поставить точку в этом деле – экспертное учреждение направило сообщение о невозможности проведения экспертизы, поскольку слайды презентаций Истца и Ответчика в совокупности не являлись самостоятельными и самодостаточными произведениями и служили наглядным материалом для устных выступлений, а тексты слайдов, ввиду их краткости, тематической ограниченности и низкой смысловой и логической связанности не содержат индивидуальных признаков письменной речи автора. Таким образом, эксперт в одном уведомлении оценил слайды со спорным решением задачи как не обладающие признаками самостоятельного произведения, указанное означало, что, согласно положениям пункта 7 статьи 1259 ГК РФ, авторские права на такую часть произведения не распространяются. Изложенная в сообщении позиция эксперта убедила суд принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований. 

   Из данного примера очевидно, что суды чрезмерно осторожно принимают решения по делам в сфере авторских прав, поскольку законодательство зачастую весьма неоднозначно, не содержит достаточного количества разъяснений, а судебная практика по направлению защиты образовательных программ и курсов просто не сложилась.

Зачастую суды полностью полагаются на выводы экспертов, даже если, как показывает практика, эксперт не предоставляет никакого заключения.

По этой причине, в случае судебных споров в сфере, регулируемой частью четвертой ГК РФ, необходимо сопровождение грамотного специалиста, поскольку для защиты прав в рамках данной категории дел как никогда важен контроль и тщательная работа профессионального юриста.

Защитить авторские права

Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения. Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ.

Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ. Доказательства  понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.

Статья о компенсации за нарушение авторских прав

Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.

Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.

1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.

Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил. Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.

Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.

К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.

Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.

2. Депонировать произведение

Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения. Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.

Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.

Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.

Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.

3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста

У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя. Стоимость услуги в среднем 1500 рублей. 

Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом. Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.

4. Письмо себе

Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления. 

Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление. 

Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.

5. Публикация в соцсетях и блогах

Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©. 

Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.

Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.

Эксперт: Авторские права при работе над научной работой (грантом) | Дом права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксперт: Авторские права при работе над научной работой (грантом)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Максимально широкий охват читательской аудитории: от познавательной литературы для дошкольников до книг по садоводству, которые интересны пенсионерам.
  • В диссертации соискатель ученой степени обязан ссылаться на автора и (или) источник заимствования материалов или отдельных результатов.
  • Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Интеллектуальная собственность в России

Первая элементарная операция с фактами начинается с описания, она сводится к фиксированию, перечислению, группированию и установлению их связи с научными понятиями. Последующая задача заключается в том, чтобы обобщить факты, объяснить их, найти их закономерную связь.

Объяснить данный факт — значит поставить его в объективно существующую причинную, закономерную взаимосвязь с другими фактами, со всей совокупностью известных фактов, поставить в связь со всеми существующими положениями науки. Отдельно взятые, случайные факты в лучшем случае могут служить лишь иллюстрацией, отдельными примерами в суждении, но не доказательством его истинности.

Умение различать необходимые и случайные факты позволяет редактору выяснить их важность в развитии логики научного исследования.
Итак, авторские права принадлежат студентам. Между тем, на практике, ВУЗы и иные учебные заведения зачастую публикуют работы студентов.

Например, в настоящее время, зачастую публикуются сборники квалификационных работ студентов («Сборник лучшие дипломные работы по экономике за 2003 год»).

В лучшем случае студента извещают о том, что его работа будет опубликована, между тем автору никакого гонорара не выплачивается, авторского договора с ним не заключается, опять таки в лучшем случае имя и фамилия автора будет указана рядом с авторским трудом.
По результатам депонирования произведения и регистрации авторского права выдается свидетельство о регистрации авторского права на произведение книгу, песню, музыку, сайт, изображение, статью, научную работу, произведение, рукопись.

С юридической точки зрения, плагиат представляет собой одну из форм противоправного поведения и в зависимости от степени общественной опасности влечет различные виды юридической ответственности.

Трактуя данное понятие, пленум Верховного суда РФ указывает, что плагиат может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Максимально широкий охват тем: медицина и психология, менеджмент и компьютерные технологии, рукоделие и домашнее хозяйство, бизнес и духовные практики и т.д.

Тут может помочь все — файлы, переписки, распечатки, любые письменные документы, помогающие установить авторство, даже показания свидетелей.

Читайте также:  Как вернуть деньги за телефон: купил в конце января телефон за 17000 тысяч в М-видео

У некоторых авторов проявляется стремление оформить свою работу с минимальным количеством ссылок на использо­ванные научные результаты и публикации других авторов, при этом что-то по умолчанию подразумевается как чужой резуль­тат, о чем-то, опубликованном другими, очень важном и имею­щем прямое отношение к публикуемому материалу, просто не упоминается.

Это, как наивно полагают некоторые, якобы уси­ливает впечатление о наличии в данной работе личного вклада автора в науку, но сами не осознают, что дей­ствуют далеко не лучшим для себя образом и, как правило, больше теряют в глазах окружающих, чем находят.

Кроме того, и сама диссертация теряет как в обосновании актуальности прово­димого диссертационного исследования, так и в чёткости выде­ления личного вклада автора в науку.

Авторские права при работе над научной работой (грантом)

Еще один яркий (и даже традиционный) пример злостного правонарушения авторских прав студентов – это использование их творчества в работах научных руководителей. Скажем, доцент Иванов пишет очередную монографию, посвященную вопросу Государственного предпринимательства.

Чтобы ускорить процесс написания он ряду студентов дает задание на выполнение курсовых работ пересекающихся с его монографией. После сдачи и защиты работ студентами, доцент Иванов берет авторский труд студентов и включает в качестве определенных глав в свою монографию.

При этом себя он оправдывает тем, что он является научным руководителем, что он сам дал задание студентам, что дал им списки литературы и т.д. Естественно студентов он в качестве соавторов глав или монографии не указывает и тем более не «делится» гонораром.

Все остальные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, изобретения, полезные модели, товарные знаки, коммерческие обозначения, фирменные наименования и прочие подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.

В действующем законодательстве ничего не сказано о том, сколько процентов заимствования является плагиатом.

Соответственно юристов и экспертов должен интересовать сам факт присвоения авторства вне зависимости от процентного соотношения заимствованного оригинала.

По сути сам автор (правообладатель) решает, когда была нарушена граница дозволенного. Возможно, именно поэтому в УПК РФ присвоение авторства отнесено к делам частно-публичного обвинения.

Однако есть одно «если». А именно, если работа (курсовая или дипломная) представляет собой объект авторского творчества (студента), а не является плагиатом.

Между тем с авторскими правами на творчество студентов создаваемое в рамках учебного процесса связана масса вопросов: Кому принадлежат имущественные права на создаваемые авторские работы? Как должны быть построены авторские правоотношения между вузом (учебным заведением) и студентом?

Научная диссертация и авторское право

Дифференциация внутри каждого тематического направления. Например, в разделе детской психологии это «Воспитание и педагогика», «Молодым родителям. Ваш малыш», «Беременность. Роды», «Детский массаж», «Раннее развитие детей» и т. д. (данные книжного Интернет-портала «Озон»).
Л. требования не признали и просили оставить их без удовлетворения, ссылаясь на то, что внесение в «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение» оспариваемого истцом изменения никак не затрагивает свободы технического и других видов творчества и гарантий охраны интеллектуальной собственности. Изобретение не является объектом права частной собственности, как ошибочно полагает истец, ссылаясь в обоснование своих требований на статью 35 Конституции Российской Федерации.
Сюда относятся данные наблюдений и ранее выполненных научных работ, гипотезы и экспериментальные данные, известные и новые теории, законы и закономерности, классификации и типологии как формы научного знания, авторские методы, приемы доказательств, суждения и т.п. Относят к фактическому материалу также систематические сведения, имена, названия, даты, формулы, цитаты. Все факты должны рассматриваться как элементы определенной системы и в связи с темой научного произведения и предметом исследования; они должны иметь целостный характер и вписываться в иерархическую структуру системы, их целесообразность, наличие и необходимость должны быть обусловлены целью и задачами исследования.

Однако в мировой практике встречаются попытки установить количественные показатели для установления факта плагиата. Так, например, по международным стандартам плагиатом считается семь повторяющихся друг за другом нот в музыкальном произведении.

Статьей 520 Гражданского кодекса РСФСР предусмотрено, что автор изобретения может по своему выбору требовать либо признания своего авторства с передачей государству исключительного права на изобретение, либо признания своего авторства с закреплением за ним исключительного права на изобретение. В первом случае на изобретение выдается авторское свидетельство, во втором случае — патент.

В принципе в научных произведениях, составляющих основу научных изданий, в таких, как научная монография, статья, доклад, можно выделить три части: вводную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое назначение, построение и содержательное наполнение.

Она, как коррозия, разъедает современную науку изнутри, словно коррупция, проникшая во все элементы государственно-бюрократического аппарата.

Следует отметить особо, что научная публикация является не просто способом доведения информации.

В большинстве случаев научная публикация выступает в качестве общеприня­того средства провозглашения авторских прав на те или иные научные результаты, юридическим основанием для признания приоритета на конкретные результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований.

Публикуемые новые мысли, научные идеи являются выражением интеллектуального потенциала отдельных лиц и организаций и поэтому, как и вещи, всегда кому-то принадлежат. Это наше духовное богатство, может быть, более ценное, чем материальное, и по-человечески несправедливо забывать, кто явился его создателем.

Юридическая ответственность за плагиат в научных работах

В принципе все довольно ясно и понятно, однако есть и «подводные камни».

При полном заимствовании чужого текста плагиат налицо, но как быть при частичном переписывании чужого произведения без ссылки на автора? Какой объем произведения необходимо присвоить (предложение, абзац, главу, n-й процент от чужой работы), чтобы признать факт плагиата? Конфликты по поводу плагиата чаще всего связаны как раз с присвоением частей произведения, которые не образуют самостоятельного объекта авторского права.

Согласно ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Предметом авторского права могут быть, в том числе, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к науке и технике.

Содержательную основу научного произведения составляет фактический материал. Факты научно документируют процесс и результат исследования, обусловливают научную значимость полученного результата и его новизну.

Анализируя фактический материал, редактор должен учитывать, что подлинная наука ничего не должна принимать на веру, она существует и развивается на почве достоверных фактов. Под фактом понимаются объективно существующая вещь, свойство, явление, событие, рассматриваемое обособленно от своей системы и условий, т.е. как нечто единичное, познанное человеком.

До времени пока явление или событие не установлено и не познано, его нельзя считать фактом науки. Когда же оно установлено и доказано, оно становится и отображается как объективная истина.

Работа над научным произведением

В соответствии со ст. 475 Гражданского кодекса РСФСР авторское право распространяется на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения.

Сложность однозначных ответом на поставленные выше вопросы объяснятся тем, что в рассматриваемых авторских правоотношениях участвуют несколько субъектов: автор (студент), научный руководитель (преподаватель), вуз (учебное заведение).

Казалось бы, что на лицо служебные правоотношения, когда вуз (в лице научного руководителя) дает задание на выполнение определенной авторской работы.

Правоотношения, возникающие по поводу авторства на изобретение, по своему существу являются сходными с авторскими правоотношениями, в связи с чем право автора изобретения присвоить ему свое имя, прямо не предусмотренное в разделе УI Гражданского кодекса РСФСР, может быть обосновано в соответствии со ст.

10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР ссылкой на аналогию со ст. 479 Гражданского кодекса РСФСР и с ч. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторских и смежных правах», в соответствии с которыми автор имеет право на название произведения.

Законодательно закреплено, что в научном труде может быть сделана ссылка на чужую мысль в виде изложения её в форме высказывания или в виде дословной цитаты, взятой в кавычки, с обязательным указанием фамилии автора и цитируемого источника.

Ежегодно студенты многих сотен и тысяч учебных учреждений Российской Федерации выполняют курсовые и дипломные работы, а также участвуют в создании иных произведений (творческих проектов).

Курсовая и дипломная работа – квалификационные работы (проекты) представляющие собой труд студентов по изучению конкретной области знаний (науки и т.д.).

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
Возникает несоответствие предложений автора и издателя ожиданиям читателя. Решить эту проблемную ситуацию можно, если создать книги, ориентируясь на изучение читательского спроса, приглашая к сотрудничеству профессионалов — практикующих ученых и специалистов, способных ярко осветить тему и удовлетворить запросы современного читателя. Создание таких произведений осуществляется по договору авторского заказа.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *