Законна ли плата за обслуживание необслуживаемого домофона?

Если у вас в подъезде установлено автоматическое запирающее устройство, вы, скорее всего, не раз задумывались о том, что его наличие дороговато обходится семейному бюджету. В таком случае не платить за домофон — вполне рациональное решение. Более того, осуществить его намного проще, чем кажется, ведь никто не имеет права принуждать вас к оплате ненужных услуг.

Законна ли плата за обслуживание необслуживаемого домофона?

Из чего состоит оплата за домофон?

Ежемесячно перечисляя энную сумму на счет компании, с которой заключен договор, большинство людей даже не понимают, за что именно они платят. Многие сравнивают работу домофона с кабельным телевидением, думая, что если не вносить ежемесячную плату, услуга не будет работать.

На самом деле все иначе — однажды приобретенная и установленная домофонная система будет функционировать сколько угодно времени, по крайней мере, до тех пор, пока в ней не возникнет неисправность.

А так называемая плата за домофон является всего лишь платой за обслуживание домофонных сетей — их ремонт и настройку.

Вдумайтесь — в вашем доме есть водопровод, канализация, центральное отопление, газопровод. Однако вы не платите слесарю, водопроводчику или газовщику каждый месяц, вы рассчитываетесь с каждым из них по факту оказанных вам услуг.

Причем, никто не навязывает вам конкретного специалиста, напротив, у вас есть возможность самостоятельно выбрать человека, который будет менять трубу или разбираться, почему газовая плита не работает.

Почему же в случае с домофоном должно быть иначе?

Достаточно посчитать, как часто ломается домофонная система в вашем доме, чтобы понять, сколько денег вы регулярно переплачиваете.

Законна ли плата за обслуживание необслуживаемого домофона?

Как законно не платить за домофон?

Обслуживание домофона ошибочно причисляют к жилищно-коммунальным услугам, хотя по факту это бытовая услуга. Соответственно, когда идет речь об оплате, нормы Жилищного кодекса не действуют. Предоставление подобных услуг регулируется Гражданским кодексом, а также договором, который заключили две стороны (исполнитель и заказчик).

Согласно упомянутому Гражданскому кодексу, заказчик имеет право отказаться от бытовых услуг в любой момент в одностороннем порядке. Поэтому для того, чтобы законно не платить за домофон, достаточно отправить по адресу, где зарегистрирована компания, оказывающая вам услуги, заказное письмо с уведомлением о вручении.

В тексте письма следует обязательно указать номер договора и дату его расторжения, а вот упоминать причину, побудившую вас к такому решению, нет необходимости.
Законна ли плата за обслуживание необслуживаемого домофона?

Другие способы не платить за домофон

Расторжение договора — это простое и быстрое действие, но иногда оно не требуется:

  • Если у вас вообще нет договора, согласно которому вы являетесь заказчиком услуги. Возможно, такой договор был заключен с одним из жильцов вашего дома или подъезда, и этот человек ежемесячно обходит все квартиры, собирая деньги на оплату услуги. Помните, что это незаконно и в таком случае вы ничего платить не обязаны.
  • Если договор был заключен с организацией, которая уже прекратила свое существование, и теперь вас просят перечислять оплату на счет другой компании. Правопреемство юридических лиц должно быть надлежащим образом оформлено, а вы должны прямо выразить свое согласие на получение услуг от другого контрагента — лишь в этом случае у вас возникают финансовые обязательства.

Законна ли плата за обслуживание необслуживаемого домофона?

Порядок установки и оплаты домофона в многоквартирном доме

Цены за жилищно-коммунальные услуги ежегодно растут, поэтому собственники помещений в МКД хотят знать, за что они платят, какие услуги в квитанции включены законно, а на каких наживаются недобросовестные управляющие организации.

Одна из услуг, которая стабильно вызывает вопросы у жителей домов – установка и обслуживание домофона. Расскажем, каков порядок установки домофона в МКД и в каких случаях управляющая организация имеет право взимать за него плату.

Домофон – общее имущество собственников помещений в МКД

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется предоставлять собственникам помещений в этом доме работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме устанавливает п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. В него входят:

  • межквартирные лестничные площадки;
  • лестницы;
  • коридоры;
  • технические подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
  • иное оборудование, обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения.

Домофоны в многоквартирных домах устанавливаются на входе в подъезд, они обслуживают более одного помещения, поэтому входят в состав общего имущества МКД. Автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов МКД тоже включаются в состав общего имущества в МКД в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Законна ли плата за обслуживание необслуживаемого домофона?Договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО

Порядок установки и подключения домофона

Установка и обслуживание домофона возможны в двух случаях: такие работы и услуги предусмотрены договором управления МКД или соответствующее решение принято на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ). О случае, когда управляющая организация устанавливает домофон на свои деньги, мы расскажем отдельно.

Договор управления многоквартирным домом может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД.

Тогда для начисления платы за обслуживание запирающих устройств необходимо решение ОСС, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией.

Даже если домофон планируют установить собственники только одного подъезда, для решения такого вопроса необходимо получить согласие и других собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ).

На общем собрании собственники могут принять решение о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ в составе платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, согласно ст. 155 ЖК РФ. Собственники помещений в МКД могут заключить договор напрямую с подрядной организацией и получать отдельные квитанции за обслуживание домофона.

Плата за обслуживание домофона законна или нет? Домофон общедомовое имущество или нет?

Плата за обслуживание домофона

Собрали и обобщили судебную практику по домофонам за 2020 год, чтобы читатели знали, как сейчас решается вопрос с оплатой домофона: когда отдельная плата за обслуживание домофона законна; что думают жилищные инспекции и суды; что нужно учитывать, если хочется отказаться от услуг и оплаты домофона.

Чтобы погрузиться в вопрос полностью, рекомендуем прочитать всю статью, но если интересует что-то конкретное, то проще найти по содержанию, а москвичам – выбрать предпоследний пункт:

От чего зависит законность дополнительной оплаты домофона

  • Когда суды оценивают законность оплаты домофона отдельной строкой (квитанцией), они учитывают:
  • ➜ входит ли домофон в общее имущество собственников. Домофон относят к общему имуществу, если совпадает хотя бы одно из условий:
  • -он был предусмотрен проектом дома;
  • -он указан в договоре управления в составе общедомового имущества;
  • -собственники на общем собрании приняли решение о включении домофона в общее имущество;
  • -часть судов считают домофон общедомовым имуществом просто в силу закона, так как он обслуживает больше одного помещения.

➜ приняли ли собственники на общем собрании решение об оплате обслуживания домофона. Условия оплаты могут также содержаться в договоре управления, условия которого тоже утверждаются на общем собрании.

Если домофон не входит в общее имущество, то его обслуживание относят к дополнительным услугам, и для законного взимания платы нужно решение общего собрания. При наличии такого решения взимание платы – это нормально.

  1. Если домофон относится к общедомовому имуществу, то возможны варианты:
  2. ✓ обслуживание домофона включено в содержание, плата за него уже включена в ежемесячный размер платы за содержание жилья;
  3. ✓ обслуживание домофона не включено в перечень работ по содержанию и ремонта, поэтому размер платы определен отдельно (решением собрания, договором управления) и взимается дополнительно;
  4. ✓ содержание запирающего устройства на двери входит в общую плату за ЖКУ, а собственникам выставляется отдельная плата за «трубку» в квартире, от использования которой можно отказаться.
  5. Все эти случаи встречаются в жизни, и как правильно в конкретной ситуации – зависит от договора управления и решений общих собраний.
  6. Примеры незаконного начисления платы за домофон:
  7. ✗ управляющая компания самостоятельно поставила домофоны и стала собирать за них плату без решения общего собрания, без внесения изменений в договор управления или без заключения индивидуальных договоров;
  8. ✗ жильцы оплачивают обслуживание и ремонт домофона (отдельной строкой, квитанцией или в составе платы за содержание жилья), но тут домофон ломается, и за его починку жителям снова начисляют плату;
  9. ✗ домофон входит в общее имущество, управляющая компания обслуживает его за счет платы за содержание жилья, а тут появляются дополнительные квитанции от домофонщиков, которые тоже хотят денег.
Читайте также:  Продавцы отказались объяснять, как работает устройство, которое впоследствии оказалось сломанным

Разъяснения органов власти про домофон

Из разъяснений органов власти есть письма Минрегиона и Минстроя РФ, правда, они не очень свежие.

Письмо Минстроя РФ от 11 апреля 2016 г. № 10686-АТ/04

Минстрой отмечает, что домофон отвечает признакам общедомового имущества, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в доме. Состав общего имущества определяется в договоре управления, как и перечень работ по содержанию такого имущества. Дальше Минстрой выделяет две ситуации, от которых зависит, как должна начисляться плата:

-если техническое обслуживание домофона предусмотрено договором управления, то оплата уже входит в состав ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения;

-если в договоре в перечне работ по содержанию и ремонту общедомового имущества нет технического обслуживания запирающего устройства, то для начисления платы нужно решение общего собрания собственников и заключение отдельного договора с управляющей организацией или со сторонней организацией, обслуживающей домофон. В этом случае плата за домофон, порядок её изменения, порядок внесения платы указывается в таком договоре.

Письмо Минрегиона России от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14

Домофон обслуживает более одной квартиры, поэтому отвечает всем признакам общедомового имущества.

Обслуживание домофона, как технической составляющей автоматически запирающегося устройства входной двери, входит в перечень и стоимость работ по содержанию общедомового имущества и является обязанностью управляющей организации.

Предъявление управляющей организацией собственнику к оплате стоимости такой дополнительной услуги, как «Обслуживание домофона», по мнению Минрегиона, является незаконным.

В этом же письме Министерство отмечает, что для установки домофона даже в одном подъезде необходимо проводить собрание собственников со всего дома, так как вопрос касается общедомового имущества.

Письмо Минрегиона России от 27.04.2011 № 8055 – 14/ИБ-ОГ

Минрегион повторяет, что домофон отвечает признакам общедомового имущества, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, в подпункте «д» пункта 2 и пункте 7 Правил содержания общего имущества №491.

Многие дома построены до Жилищного кодекса РФ и при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации.

Из-за этого случается, что граждане, проживающие в одном подъезде, по своей инициативе устанавливают домофон на дверях своего подъезда и на основании прямых договоров с обслуживающей организацией за свой счет осуществляют содержание и ремонт устройства.

Это приводит к тому, что домофоны установлены не во всех подъездах или домофоны обслуживаются различными организациями.

По мнению Минрегиона, заключение прямых договоров с собственниками на обслуживание общего имущества незаконно. Заключать договор на техническое обслуживание домофона (как общего имущества) должна управляющая организация, обслуживание домофона должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.

«Следовательно, если домофон не предусмотрен проектом, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно…

В обязанности управляющей организации при наличии вышеназванных ситуаций входит проведение работы по организации обслуживания общего имущества в соответствии с требованиями, установленными жилищным законодательством РФ».

Споры с жилищными инспекциями по вопросу начислений за домофон

С органами жилищного надзора управляющие организация судятся по самым разным причинам – от изменения размера платы до отключения домофона за долги.

Изменение размера платы

◉ Дело № А 56 – 83479/2019 из Санкт-Петербурга, дошедшее до Арбитражного суда Северо-Западного округа (постановление от 12.05.2020)

  • Суд с подачи управляющей организации признал незаконным предписание жилищной инспекции. Инспекции не понравилось увеличение размера платы за услугу «содержание и ремонт ПЗУ», но суды обосновали, почему на самом деле всё нормально и не стоило инспекции так реагировать:
  • -между управляющей организацией и домофонной компанией заключен агентский договор, согласно которому управляющая организация (агент) включает в квитанции на оплату ЖКУ платеж за услуги домофонщиков по сервисному абонентскому обслуживанию домофонов в размере 50 руб. с квартиры;
  • -такая сумма оплаты услуг утверждена решением общего собрания собственников; эта же сумма указана и в договорах на обслуживание домофона, заключенных между домофонщиками и собственниками.

Суды пришли к выводу о том, что собственники предоставили управляющей организации право повысить плату за домофон. Они отклонили довод инспекции о том, что в решении общего собрания не указано лицо, которому поручено заключить договор с домофонной компанией, поскольку это решение никем не оспорено.

Собственники уменьшили размер платы за домофон

◉ Дело № А 67 – 8027/2019 из Томска, которое дошло до Седьмого арбитражного апелляционного суда (постановление от 17.02.2020)

В этом примере собственники на общем собрании утвердили размер платы за обслуживание домофона – 0,10 руб./м 2 в составе платы за содержание жилья.

До этого размер платы за домофон составлял 15 рублей с квартиры (по договору управления), чуть позже – 20 рублей (по решению общего собрания).

Управляющая организация не стала следовать принятому собственниками новому решению и продолжала собирать отдельной строкой по 20 рублей с квартиры, за что получило предписание Департамента государственного жилищного надзора Томской области.

Это предписание устояло в судах:

-размер платы за содержание и ремонт по общему правилу определяется на общем собрании собственников; решение общего собрания управляющей организацией не оспорено, не признано судом недействительным, в связи с чем оснований не исполнять его при начислении оплаты за содержание домофона у организации не было.

Суд сослался на часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которой право ежегодно устанавливать размер платы за содержание предоставлено общему собранию собственников.

Из этого суд сделал неприятный для управляющей организации вывод о том, что при соблюдении требований пункта 4 статьи 450 ГК РФ собственники являются стороной, которой специальными нормами жилищного законодательства предоставлено право в одностороннем порядке изменять договор управления.

Кроме этого, суд отклонил довод организации о том, что домофон не является общедомовым имуществом:

«в соответствии с договором управления, в состав общего имущества дома, в отношении которого осуществляется управление, включаются, в том числе электрическое, механическое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно примечанию к разделу договора, «обслуживание такого общего имущества, как домофоны, кодовые замки, осуществляется специализированными предприятиями по специальному соглашению». Таким образом, из буквального толкования текста договора следует, что автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов являются общим имуществом».

Возложение обязанности отремонтировать домофон

◉ Дело № А 24 – 1425/2020 из Петропавловска-Камчатского, дошедшего до Арбитражного суда Дальневосточного округа (постановление от 01.12.2020)

  1. Суды оценивали, насколько законно требование Государственной жилищной инспекции Камчатского края отремонтировать домофон в подъезде дома, адресованное управляющей организации.
  2. Суд первой инстанции подержал инспекцию, решив, что домофон – это общедомовое имущество, которое управляющая организация обязана обслуживать.
  3. Однако апелляционная инстанция встала на сторону управляющей организации:
  4. -домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей действительно отвечает признакам общедомового имущества;
  5. -между тем для определения лица, которое обязано обслуживать домофон, надо определить, включено ли это оборудование в состав общего имущества в порядке, установленном жилищным законодательством. Состав общего имущества, как и перечень работ, утверждается собственниками на общем собрании;
  6. -закон не позволяет управляющей организации самостоятельно определять перечень работ по содержанию общедомового имущества;
  7. -в заключенном с собственниками договоре управления нет работ по ремонту домофона. Не заложена плата за эти работы и в муниципальном тарифе;

-из технической документации следует, что при постройке дома домофона в подъезде не было, в перечне общего имущества в приложении к договору управления домофон также не значится. Не доказано и то, что домофон включался в состав общедомового имущества решением общего собрания собственников.

  • При проверке обстоятельства появления домофона в подъезде не выяснялись.
  • Суд пришел к выводу, что «в отсутствие доказательств оборудования дома при постройке автоматически запирающимся устройством и в отсутствие доказательств передачи такого дополнительного оборудования решением общего собрания собственников в состав общего имущества такого МКД домофон на двери подъезда не является частью общего имущества…
  • При таких обстоятельствах у жилищной инспекции не имелось правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности выполнить ремонт оборудования».
  • Суд отклонил довод о том, что «использующееся собственникам МКД домофонное оборудование представляет собой неотделимое улучшение и автоматически относится к общедомовому имуществу, что проведения собрания собственников о включении домофона в состав общего имущества не требуется, и что права на домофон, как на самостоятельный объект права собственности, утрачиваются в результате присоединения этого имущества к общедомовому», поскольку такой вывод не следует из жилищного законодательства.
  • Управляющая организация по конкурсу дополнительно начисляла за домофон
Читайте также:  Нужна ли путевка на сбор шишек в лесу для личных нужд?

◉ Дело № А 42 – 11488/2019 из Мурманска, завершившееся в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде (постановление от 05.08.2020)

Управляющая организация получила дом по конкурсу, и сверх указанной в конкурсной документации платы собирала деньги за домофон. За это она получила предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области, пошла его оспаривать в суд.

  1. Суд посчитал обоснованными претензии инспекции к дополнительному начислению платы за домофон.
  2. Не вдаваясь в детали, суды указали, что домофонное оборудование отвечает признакам общедомового имущества, следовательно, его оплата должна входить в состав платы за содержание общего имущества.
  3. Дополнительная плата незаконна, так как протокол собрания неправильный

◉ Дело № А 26 – 304/2020 из Карелии, которое дошло до Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление от 14.07.2020)

Жилищно-строительный кооператив начислял дополнительную плату за домофон – 34 рубля с квартиры – на основании решения общего собрания собственников.

Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору не понравились такие начисления, так как протокол собрания был неправильно оформлен.

Суды поддержали предписание с требованием прекратить начисления за домофон:

Нужно ли платить за домофон?

24.01.2018

Если вы проживаете в многоквартирном жилом доме, то почти у вас наверняка в настоящее время на входной двери в подъезд стоит домофон, а у многих в квартирах также установлены переговорные устройства.

Однако далеко не все задумываются, заключен ли у них договор на техническое обслуживание домофонной системы и не обращают внимания на квитанции по оплате этих услуг, которые ежемесячно или ежеквартально бросают в почтовые ящики, полагая, что оборудование обслуживается, содержится и модернизируется само по себе без чьего-либо стороннего вмешательства. Обычно этот вопрос возникает после того, как человек обнаруживает, что электронный ключ не открывает входную дверь, а дозвониться на трубку в квартиру невозможно. Как правило, пытаясь выяснить причину этой неприятности, житель дома узнаёт в домофонной компании, что саму по себе домофонную систему никто не отключал, вполне возможно, что на линии поломка, однако, для её устранения заявителю необходимо оплатить имеющуюся задолженность либо заказать в домофонной компании платную услугу по ремонту системы. В этот момент практически у всех людей, попавших в такую ситуацию, возникает мысль о том, что договор то я не заключал и, соответственно, никому ничего не должен. Давайте разберёмся, как всё может обстоять на самом деле.

В большинстве случаев домофонные компании заключают договоры на техническое обслуживание домофонного оборудования не с каждым жителем по отдельности, а один общий договор на подъезд.

Своё согласие на заключение такого договора жильцы выражают путём заполнения своих паспортных данных и подписи в приложении к договору. Немногие могут после нескольких лет вспомнить, что они что-то подписывали, однако даже если вы забыли об этом, факт заключения договора имеет место быть.

Обычно в случае если договор с домофонной компанией заключен, в присылаемых квитанциях указана фамилия представителя вашей квартиры.

В случае если платёжные документы приходят без указания ФИО плательщика, это может говорить о том, что у домофонной компании нет сведений по вашей квартире, следовательно вы не принимали участия в заключении договора. В этой ситуации направляемые квитанции являются ни чем иным как публичной офертой.

Оплачивая квитанции, вы выражаете своё согласие на получение услуги. Срок действия оферты ограничен одним кварталом или одним месяцем (в зависимости от того, за какой период предъявляется плата). В случае несогласия Вы вправе не оплачивать квитанцию, то есть не акцептировать оферту. Задолженность по таким квитанциям образовываться не может.

В случае если вы все-таки заключали договор на обслуживание системы, даже если вы об этом не помните, то обязательства по оплате оказываемых услуг у вас есть даже если переговорного устройства в квартире нет и вы пользуетесь исключительно электронным ключом.

Домофонная система – это комплекс оборудования, который не ограничивается только переговорной трубкой.

Статья 309 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

При отсутствии заключенного с вами договора, у вас нет обязательств по оплате услуг и задолженности.

Если вы продолжаете настаивать на отсутствии договора и не хотите оплачивать возникшую задолженность либо если у вас на самом деле нет договора, а ключ и трубка по прежнему не работают, то для восстановления их функционирования вы можете вызвать мастера из домофонной компании для устранения неполадок. Однако в этом случае услугу вам придётся оплатить разово в соответствии с прейскурантом компании. По итогам выполнения работ вам должны будут выдать квитанцию, договор либо иной документ, подтверждающий оплату.

Если же вы обладаете доказательствами умышленного отключения оборудования с целью ограничения вашего доступа в жилое помещение, либо если у вас есть законные основания получать услугу по техническому обслуживанию домофона безвозмездно, то вы вправе обратиться в правоохранительные органы и в суд за восстановлением нарушенных прав.

Плата за обслуживание домофона

Собрали и обобщили судебную практику по домофонам за 2020 год, чтобы читатели знали, как сейчас решается вопрос с оплатой домофона: когда отдельная плата за обслуживание домофона законна; что думают жилищные инспекции и суды; что нужно учитывать, если хочется отказаться от услуг и оплаты домофона.

Чтобы погрузиться в вопрос полностью, рекомендуем прочитать всю статью, но если интересует что-то конкретное, то проще найти по содержанию, а москвичам – выбрать предпоследний пункт:

От чего зависит законность дополнительной оплаты домофона

  • Когда суды оценивают законность оплаты домофона отдельной строкой (квитанцией), они учитывают:
  • ➜ входит ли домофон в общее имущество собственников. Домофон относят к общему имуществу, если совпадает хотя бы одно из условий:- он был предусмотрен проектом дома;- он указан в договоре управления в составе общедомового имущества;- собственники на общем собрании приняли решение о включении домофона в общее имущество;
  • — часть судов считают домофон общедомовым имуществом просто в силу закона, так как он обслуживает больше одного помещения.

➜ приняли ли собственники на общем собрании решение об оплате обслуживания домофона. Условия оплаты могут также содержаться в договоре управления, условия которого тоже утверждаются на общем собрании.

Если домофон не входит в общее имущество, то его обслуживание относят к дополнительным услугам, и для законного взимания платы нужно решение общего собрания. При наличии такого решения взимание платы – это нормально.

  1. Если домофон относится к общедомовому имуществу, то возможны варианты:✓ обслуживание домофона включено в содержание, плата за него уже включена в ежемесячный размер платы за содержание жилья;✓ обслуживание домофона не включено в перечень работ по содержанию и ремонта, поэтому размер платы определен отдельно (решением собрания, договором управления) и взимается дополнительно;✓ содержание запирающего устройства на двери входит в общую плату за ЖКУ, а собственникам выставляется отдельная плата за «трубку» в квартире, от использования которой можно отказаться.
  2. Все эти случаи встречаются в жизни, и как правильно в конкретной ситуации – зависит от договора управления и решений общих собраний.
  3. Примеры незаконного начисления платы за домофон:✗ управляющая компания самостоятельно поставила домофоны и стала собирать за них плату без решения общего собрания, без внесения изменений в договор управления или без заключения индивидуальных договоров;✗ жильцы оплачивают обслуживание и ремонт домофона (отдельной строкой, квитанцией или в составе платы за содержание жилья), но тут домофон ломается, и за его починку жителям снова начисляют плату;
  4. ✗ домофон входит в общее имущество, управляющая компания обслуживает его за счет платы за содержание жилья, а тут появляются дополнительные квитанции от домофонщиков, которые тоже хотят денег.

Разъяснения органов власти про домофон

Из разъяснений органов власти есть письма Минрегиона и Минстроя РФ, правда, они не очень свежие.

Письмо Минстроя РФ от 11 апреля 2016 г. № 10686-АТ/04

Читайте также:  Законно ли записывать разговор на диктофон без согласия собеседника, могут ли подать в суд?

Минстрой отмечает, что домофон отвечает признакам общедомового имущества, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в доме.

Состав общего имущества определяется в договоре управления, как и перечень работ по содержанию такого имущества.

Дальше Минстрой выделяет две ситуации, от которых зависит, как должна начисляться плата:- если техническое обслуживание домофона предусмотрено договором управления, то оплата уже входит в состав ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения;

— если в договоре в перечне работ по содержанию и ремонту общедомового имущества нет технического обслуживания запирающего устройства, то для начисления платы нужно решение общего собрания собственников и заключение отдельного договора с управляющей организацией или со сторонней организацией, обслуживающей домофон. В этом случае плата за домофон, порядок её изменения, порядок внесения платы указывается в таком договоре.

Письмо Минрегиона России от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14

Домофон обслуживает более одной квартиры, поэтому отвечает всем признакам общедомового имущества. Обслуживание домофона, как технической составляющей автоматически запирающегося устройства входной двери, входит в перечень и стоимость работ по содержанию общедомового имущества и является обязанностью управляющей организации.

Предъявление управляющей организацией собственнику к оплате стоимости такой дополнительной услуги, как «Обслуживание домофона», по мнению Минрегиона, является незаконным.

В этом же письме Министерство отмечает, что для установки домофона даже в одном подъезде необходимо проводить собрание собственников со всего дома, так как вопрос касается общедомового имущества.

Письмо Минрегиона России от 27.04.2011 № 8055 – 14/ИБ-ОГ

Минрегион повторяет, что домофон отвечает признакам общедомового имущества, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, в подпункте «д» пункта 2 и пункте 7 Правил содержания общего имущества №491.

Многие дома построены до Жилищного кодекса РФ и при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации.

Из-за этого случается, что граждане, проживающие в одном подъезде, по своей инициативе устанавливают домофон на дверях своего подъезда и на основании прямых договоров с обслуживающей организацией за свой счет осуществляют содержание и ремонт устройства.

Это приводит к тому, что домофоны установлены не во всех подъездах или домофоны обслуживаются различными организациями.

По мнению Минрегиона, заключение прямых договоров с собственниками на обслуживание общего имущества незаконно. Заключать договор на техническое обслуживание домофона (как общего имущества) должна управляющая организация, обслуживание домофона должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.

«Следовательно, если домофон не предусмотрен проектом, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно…В обязанности управляющей организации при наличии вышеназванных ситуаций входит проведение работы по организации обслуживания общего имущества в соответствии с требованиями, установленными жилищным законодательством РФ».

Споры с жилищными инспекциями по вопросу начислений за домофон

С органами жилищного надзора управляющие организация судятся по самым разным причинам – от изменения размера платы до отключения домофона за долги.

Изменение размера платы

◉ Дело № А56 – 83479/2019 из Санкт-Петербурга, дошедшее до Арбитражного суда Северо-Западного округа (постановление от 12.05.2020)

Суд с подачи управляющей организации признал незаконным предписание жилищной инспекции.

Инспекции не понравилось увеличение размера платы за услугу «содержание и ремонт ПЗУ», но суды обосновали, почему на самом деле всё нормально и не стоило инспекции так реагировать:- между управляющей организацией и домофонной компанией заключен агентский договор, согласно которому управляющая организация (агент) включает в квитанции на оплату ЖКУ платеж за услуги домофонщиков по сервисному абонентскому обслуживанию домофонов в размере 50 руб. с квартиры;

— такая сумма оплаты услуг утверждена решением общего собрания собственников; эта же сумма указана и в договорах на обслуживание домофона, заключенных между домофонщиками и собственниками.

Суды пришли к выводу о том, что собственники предоставили управляющей организации право повысить плату за домофон. Они отклонили довод инспекции о том, что в решении общего собрания не указано лицо, которому поручено заключить договор с домофонной компанией, поскольку это решение никем не оспорено.

Собственники уменьшили размер платы за домофон

◉ Дело № А67 – 8027/2019 из Томска, которое дошло до Седьмого арбитражного апелляционного суда (постановление от 17.02.2020)

В этом примере собственники на общем собрании утвердили размер платы за обслуживание домофона – 0,10 руб./м2 в составе платы за содержание жилья.

До этого размер платы за домофон составлял 15 рублей с квартиры (по договору управления), чуть позже – 20 рублей (по решению общего собрания).

Управляющая организация не стала следовать принятому собственниками новому решению и продолжала собирать отдельной строкой по 20 рублей с квартиры, за что получило предписание Департамента государственного жилищного надзора Томской области.

Это предписание устояло в судах:- размер платы за содержание и ремонт по общему правилу определяется на общем собрании собственников; решение общего собрания управляющей организацией не оспорено, не признано судом недействительным, в связи с чем оснований не исполнять его при начислении оплаты за содержание домофона у организации не было.

Суд сослался на часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которой право ежегодно устанавливать размер платы за содержание предоставлено общему собранию собственников.

Из этого суд сделал неприятный для управляющей организации вывод о том, что при соблюдении требований пункта 4 статьи 450 ГК РФ собственники являются стороной, которой специальными нормами жилищного законодательства предоставлено право в одностороннем порядке изменять договор управления.

Кроме этого, суд отклонил довод организации о том, что домофон не является общедомовым имуществом:«в соответствии с договором управления, в состав общего имущества дома, в отношении которого осуществляется управление, включаются, в том числе электрическое, механическое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Согласно примечанию к разделу договора, «обслуживание такого общего имущества, как домофоны, кодовые замки, осуществляется специализированными предприятиями по специальному соглашению». Таким образом, из буквального толкования текста договора следует, что автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов являются общим имуществом».

Возложение обязанности отремонтировать домофон

◉ Дело № А24 – 1425/2020 из Петропавловска-Камчатского, дошедшего до Верховного Суда РФ (определение от 30.03.2021)

Суды оценивали, насколько законно требование Государственной жилищной инспекции Камчатского края отремонтировать домофон в подъезде дома, адресованное управляющей организации.

Суд первой инстанции подержал инспекцию, решив, что домофон – это общедомовое имущество, которое управляющая организация обязана обслуживать.

Однако апелляционная инстанция встала на сторону управляющей организации:- домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей действительно отвечает признакам общедомового имущества;- между тем для определения лица, которое обязано обслуживать домофон, надо определить, включено ли это оборудование в состав общего имущества в порядке, установленном жилищным законодательством. Состав общего имущества, как и перечень работ, утверждается собственниками на общем собрании;- закон не позволяет управляющей организации самостоятельно определять перечень работ по содержанию общедомового имущества;- в заключенном с собственниками договоре управления нет работ по ремонту домофона. Не заложена плата за эти работы и в муниципальном тарифе;- из технической документации следует, что при постройке дома домофона в подъезде не было, в перечне общего имущества в приложении к договору управления домофон также не значится. Не доказано и то, что домофон включался в состав общедомового имущества решением общего собрания собственников.

  • При проверке обстоятельства появления домофона в подъезде не выяснялись.
  • Суд пришел к выводу, что «в отсутствие доказательств оборудования дома при постройке автоматически запирающимся устройством и в отсутствие доказательств передачи такого дополнительного оборудования решением общего собрания собственников в состав общего имущества такого МКД домофон на двери подъезда не является частью общего имущества…При таких обстоятельствах у жилищной инспекции не имелось правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности выполнить ремонт оборудования».
  • Суд отклонил довод о том, что «использующееся собственникам МКД домофонное оборудование представляет собой неотделимое улучшение и автоматически относится к общедомовому имуществу, что проведения собрания собственников о включении домофона в состав общего имущества не требуется, и что права на домофон, как на самостоятельный объект права собственности, утрачиваются в результате присоединения этого имущества к общедомовому», поскольку такой вывод не следует из жилищного законодательства.
  • Управляющая организация по конкурсу дополнительно начисляла за домофон

◉ Дело № А42 – 11488/2019 из Мурманска, завершившееся в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде (постановление от 05.08.2020)

Управляющая организация получила дом по конкурсу, и сверх указанной в конкурсной документации платы собирала деньги за домофон. За это она получила предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области, пошла его оспаривать в суд.Суд посчитал обоснованными претензии инспекции к дополнительному начислению платы за домофон.

  1. Не вдаваясь в детали, суды указали, что домофонное оборудование отвечает признакам общедомового имущества, следовательно, его оплата должна входить в состав платы за содержание общего имущества.
  2. Дополнительная плата незаконна, так как протокол собрания неправильный

◉ Дело № А26 – 304/2020 из Карелии, которое дошло до Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление от 14.07.2020)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *