Зачет сумы пеней при уплате налога

Главная страница » 1С Бухгалтерия » УЧЕТ И НАЛОГИ » УСН » Порядок расчета и уплаты » Как отразить зачет переплаты налога по УСН-налогу в 1С?

После сверки с ИФНС выявлена переплата по УСН. Налоговая вернула только часть переплаты, погасив пени по этому же налогу. Включается ли возврат переплаты в доходы по УСН и как отразить эти операции в 1С?

Содержание

  • Нормативное регулирование
  • Учет в 1С

Нормативное регулирование

При получении заявления о возврате переплаты по налогу инспекция проверит по данным своего учета наличие переплаты, а также задолженности по платежам в бюджет. Если подтвердится, что есть переплата и долги по другим платежам в бюджет, сначала погашается задолженность за счет излишне уплаченной суммы. И только затем остаток переплаты вернут (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Зачет переплаты в счет погашения задолженности (перед ее возвратом из бюджета) налоговый орган осуществляет самостоятельно в одностороннем порядке: от налогоплательщика никаких действий не требуется (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Подробнее Возврат переплаты по налогам из бюджета

Учет в 1С

По результатам сверки с ИФНС у Организации числились:

  • переплата по налогу УСН — 5 000 руб.
  • задолженность в сумме пени по налогу УСН — 300 руб.

По заявлению организации на возврат переплаты ИФНС:

  • 25 января вынесла решение о зачете части переплаты в сумме 300 руб. в счет пени по налогу;
  • 3 февраля перечислила остаток переплаты 4 700 руб. на расчетный счет Организации.

Шаг 1. Зачет переплаты по налогу в счет погашения долга по пеням отразите на дату решения о зачете. В проводках для счета 68.12 выберите соответствующие виды платежей в бюджет документом Операция, введенная вручную (Операции — Операции, введенные вручную — Создать — Операция).

Зачет сумы пеней при уплате налога

Особенности заполнения документа Операция, введенная вручную по нашему примеру:

  • Дебет — 68.12 «Налог при упрощенной системе налогообложения»:
    • Субконто 1Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно) — выбирается в любом случае, кроме начисления в рамках камеральной или выездной проверки;
  • Кредит — 68.12 «Налог при упрощенной системе налогообложения»:
    • Субконто 1Налог (взносы): начислено / уплачено;
  • Сумма — сумма зачета.

Значения основных Видов платежей в бюджет (фонды):

  • Налог (взносы): начислено / уплачено — применяется для начисления и уплаты налога (взноса), начисление рассчитывается программой автоматически.
  • Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно) — применяется для самостоятельного доначисления налога вручную (например, при выявлении ошибок прошлых периодов).
  • Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки) — используется для доначисления сумм налога вручную в результате налоговой проверки.
  • Штраф: начислено / уплачено — предназначен для ручного начисления штрафов по актам проверки.
  • Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно) — используется при самостоятельном начислении и уплате пени вручную.
  • Пени: начислено / уплачено (по акту проверки) — используется при начислении и уплате пени по актам проверки вручную.

Данная аналитика применяется для заполнения регламентированных и стандартных отчетов.

Шаг 2. Возврат переплаты отразите документом Поступление на расчетный счет вид операции Прочее поступление (Банк и касса — Банковские выписки — кнопка Поступление).

Зачет сумы пеней при уплате налога

Укажите:

  • Плательщик — ИФНС, осуществившая возврат переплаты, выбирается из справочника Контрагенты;
  • Счет расчетов — 68.12 «Налог при упрощенной системе налогообложения»;
  • Виды платежей в бюджетНалог (взносы): начислено / уплачено;
  • Статья доходовПрочие поступления;
  • Доходы УСН — очистите сумму.

Заявление о зачете налога с одного КБК на другой. Образец 2021-2022 года

Составление заявления о зачете налога с одного КБК на другой – неизбежная часть процедуры по исправлению ошибки в работе бухгалтера при перечислении налоговой или иной выплаты в государственный бюджет.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк заявления о зачете налога с одного КБК на другой .docСкачать образец заявления о зачете налога с одного КБК на другой .doc

Что такое КБК

Под аббревиатурой КБК скрывается словосочетание «код бюджетной классификации». Вкратце раскрывая это понятие можно объяснить его так:

КБК – это многозначная, четырехступенчатая последовательность чисел, которая указывает всю информацию о произведенном платеже, путь, который он проходит, в том числе дает сведения о том, кто и куда оплатил средства, а также на какие цели они будут потрачены.

Например, если речь идет о налогах по УСН, то выплачивая их в бюджет, налогоплательщик указывает определенный КБК, опосредованно «покрывая» таким образом затраты, которые государство производит на работников бюджетной сферы: медицины, образования и т.п. (точно также и с другими сборами – все они имеет строго целевое назначение).

Если говорить более широко, то КБК позволяют отследить собираемость налогов по тому или иному направлению, делать необходимые мониторинги и с их учетом формировать и планировать будущие бюджетные траты по тем или иным статьям расходов.

Чем грозят ошибки в КБК

При выплатах в бюджет бухгалтеры предприятий и организаций, указывая КБК, иногда допускают ошибки. Они могут быть вызваны банальной невнимательностью, но чаще всего все же происходят просто по незнанию. Дело в том, что КБК меняются довольно часто и сотрудники коммерческих компаний не всегда вовремя успевают отследить данные изменения.

Ответственность за ошибки в КБК целиком и полностью лежит на плечах налогоплательщиков.

Если бухгалтер организации в платежных документах неверно указал КБК, это значит только одно: выплата уйдет не по назначению.

То есть фактически деньги в бюджет поступят, но при этом правильно их распределить окажется невозможным, поэтому будет считаться, что государство эти средства не получило.

В связи с этим специалисты налоговой службы оформят это как недоимку по соответствующей статье поступлений (даже если по другой статье вследствие такой путаницей образуется переплата), а, значит, в дальнейшем это повлечет за собой наложение на налогоплательщика пени и штрафов.

Что сделать для исправления КБК

Чтобы исправить КБК, достаточно написать заявление в территориальную налоговую инспекцию с просьбой об уточнении платежа и, при необходимости, указать в нем налоговый период и данные о налогоплательщике.

К заявлению следует присовокупить подтверждающие платежные поручения. После сверки произведенных платежей с налоговой, курирующими инспекторами принимается нужное решение (срок его принятия законодательно не отрегулирован), которое затем передается плательщику по налогам.

Допускается зачесть с одного КБК на другой излишне уплаченный налог.

Для этого потребуется составить заявление по строго определенной форме, указав в нем КБК первоначальный и тот, на который требуется перевести средства.

Если все будет выполнено в срок и с соблюдением законодательно установленной процедуры, то сложностей с переводом денег с одного КБК на другой возникнуть не должно.

Особенности документа и общие моменты

Заявление о зачете налога с одного КБК на другой можно писать либо в свободной форме, либо по установленному унифицированному образцу. Независимо от того, какой способ будет выбран, ссылаться нужно на 78 статью НК РФ. Мы в качестве примера возьмем стандартную форму, поскольку она содержит все необходимые строки, удобна и проста в заполнении.

Первым делом скажем о том, что вносить в бланк сведения можно как в компьютере, так и от руки. Если выбран второй вариант, то надо следить за тем, чтобы в документе не было неточностей, ошибок и правок. Если они все же случились, следует заполнить другой формуляр.

  • Заявление должно быть подписано заявителем или его законным представителем – руководителем организации или иным лицом, уполномоченным действовать от его имени.
  • Удостоверять документ при помощи штампа или печати нужно только тогда, когда такое условие прописано в учетных документах предприятия.
  • Бланк следует оформлять в двух одинаковых экземплярах,
  • один из которых надо передать инспектору налоговой службы,
  • второй, после проставления в нем отметки о принятии копии, оставить себе.

Такой подход в будущем позволит избежать спорных ситуаций с налоговой службой по поводу наличия заявления или сроков его подачи.

Образец заявления о зачете налога с одного КБК на другой

Сначала в бланк вписываются:

  • адресат, т.е. название и номер налогового органа, в который будет подано заявление;
  • реквизиты заявителя – его наименование, ИНН, ОГРН, адрес и т.д.

Затем в основном разделе указываются:

  • номер статьи НК РФ, в соответствии с которой происходит составление данного заявления;
  • налог, по которому произошла неверная оплата;
  • номер КБК;
  • сумма (цифрами и прописью);
  • новое назначение платежа (по необходимости);
  • новый КБК.

В завершении документ датируется и заявитель в нем расписывается.

Зачет сумы пеней при уплате налога

Как переслать заявление в налоговую

Довести до налоговой службы заявление можно несколькими путями:

  • наиболее надежный и доступный– добраться до территориальной инспекции и отдать заявление инспектору лично;
  • можно передать заявление с представителем, на руках у которого будет заверенная должным образом доверенность;
  • отправить заявление через почту России с описью вложения заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через электронные средства связи, но только если у организации есть официальная электронная цифровая подпись.
Читайте также:  Защита чести, достоинства и деловой репутации

Скачать документна сайте Ассистентус

Зачет и возврат налоговой переплаты: новые правила

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платежном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год.

Узнать о переплате можно после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Если ФНС обнаружит переплату первой, она обязана уведомить налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента ее выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами 

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчетный счет;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим платежам, уплатить пени или штрафы.

Раньше переплату по налогу можно было зачесть только в счет налога одного уровня. Это правило отменили еще в 2020 году, а с 1 января 2022 года появится еще больше возможностей для использования переплаты. Зачесть ее можно будет по следующим направлениям:

  • предстоящие платежи по налогам, сборам, страховым взносам;
  • погашение недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по пеням по налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по штрафам за налоговые правонарушения.

Имеющаяся задолженность по налогам, сборам и страховым взносам не позволит вернуть переплату.

По новым правилам инспекторы должны будут сначала зачесть излишне уплаченную сумму в счет погашения не только недоимок, пеней и штрафов по налогам, но и аналогичных платежей по страховым взносам и сборам (п.

 6 ст. 78 НК РФ). Оставшуюся после зачета сумму можно будет вернуть на свой счет или зачесть в счет будущих платежей.

Подать заявление о возврате или зачете денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

В случае пропуска трехлетнего срока, указанного в Налоговом кодексе РФ, деньги из бюджета можно вернуть только через суд.

Срок исковой давности по таким делам — 3 года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своем праве на возврат денег (письмо Министерства финансов РФ от 15 марта 2019 № 03-02-08/16920).

В статье «Как вернуть излишне уплаченный налог» мы разобрались, как правильно считать сроки и избежать конфликтов с налоговой.

Сейчас, когда ФНС обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачета переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Подайте в ИФНС по месту учета заявление о необходимости провести сверку. Такое заявление можно принести лично или отправить по почте или через Контур.Экстерн. В течение 5 рабочих дней налоговая направит вам акт сверки, проверьте его.

Если всё верно, подпишите акт и передайте его в налоговую инспекцию. Если обнаружены ошибки или расхождения, укажите в конце раздела 1 акта, что «акт подписан с разногласиями».

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачета или возврате переплаты

Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика.

Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату.

Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточненный расчет.

Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации, инспектор примет решение о проведении зачета по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орган (ст. 137, 138 НК РФ). Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года.

Ст. 78 НК РФ (2021 — 2022): вопросы и ответы

Последние новшества, изменившие ст. 78 НК РФ, связаны с включением с 2017 года в текст кодекса новой главы, описывающей правила работы со страховыми взносами, которые ранее подчинялись закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Включение в НК РФ приравняло страховые взносы к налоговым платежам и вынудило их подчиняться всем иным требованиям кодекса. В связи с этим в общие положения НК РФ, отраженные в ч.

1, были внесены дополнения, указывающие на обязательность их применения по отношению к страховым взносам.

Не стала исключением и ст. 78 НК РФ, в которой не только возникли указания на то, что она применима и к страховым взносам, но и появились новые положения, связанные с правилами возврата именно таких платежей, как страховые взносы:

  • переплата по взносам, предназначенным для определенного фонда, засчитывается в счет платежей в этот же фонд или возвращается плательщику (п. 1.1);
  • переплата по платежам на ОПС может не возвращаться, если ПФР сообщит о том, что она отражена в отчетности и разнесена по индивидуальным лицевым счетам (п. 6.1).

Дополнительно в статью введены положения о том, что:

  • суммы, уплаченные при погашении долгов по платежам, образовавшимся из-за уклонения от их уплаты, не считаются переплатой (п. 13.1);
  • правила, установленные статьей, применимы и к процентам, начисленным в пользу бюджета при признании неправомерно возмещенной в заявительном порядке суммы НДС по результатам камеральной проверки (п. 14);
  • правила, установленные статьей, применимы также при возврате НДС иностранным юрлицам (п. 16).

В 2019 году обновлены лишь некоторые пункты данной статьи:

  • Добавлен пункт 8.1, согласно которому сроки зачета начинают исчисляться по истечении 10 дней после окончания камеральной проверки, а в случае выявления нарушения, сроки начисляют исчисляться со следующего после даты вступления в силу решения дня.
  • Добавлена ссылка на международные акты в пункте 7.

В октябре 2020 года утратил силу 2-й абзац пункта 1, который гласил о том, что налог может зачитываться только в счет уплаты другого налога по соответствующему уровлю бюджета. То есть теперь зачесть переплату можно в счет уплаты налога любого уровня бюджета.

Кроме того, чтобы вернуть переплату, нельзя иметь недоимки также по любым налогам (пеням, штрафам). Подробнее об октябрьских нововведениях читайте здесь.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 78 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кого касается статья 78 НК РФ?

Ст. 78 НК РФ имеет отношение и к налогоплательщикам (плательщикам взносов), и к налоговым агентам. Она применима как к излишне уплаченным налогам, авансовым платежам по ним, пеням, штрафам, так и к подлежащим возмещению налогам.

Зачет (возврат) налога возможен:

  • фирме;
  • ИП;
  • физическому лицу.

Как возникает переплата?

Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:

  • превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
  • подача декларации к возмещению (НДС);
  • сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
  • перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
  • ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
  • перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
  • решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
  • изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.

Как выявляется излишняя уплата?

Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.

При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).

Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).

С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.

О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ — пример».

Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:

  • наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);

Новые правила зачета налогов с 1 октября 2020 года: что следует знать | «Правовест Аудит»

Налогоплательщик имеет право либо на возврат излишне уплаченной суммы налога либо на зачет ее в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам, в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Читайте также:  Права на раздел имущества при разводе

С 1 октября 2020 года уточнен порядок зачета излишне уплаченных налогов и сборов, с этой даты абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, разрешающий зачет исключительно по соответствующим видам налогов и сборов (федеральные, региональные, местные) утратил действие (пп. а п. 22 ст. 1, п. 6 ст. 1 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

Т. е. до 1 октября 2020 года не допускалось, например, переплату по транспортному (региональному) налогу зачитывать в счет недоимки по земельному (местному) налогу. С 01.10.2020 это препятствие устранено и зачесть переплату по налогу можно в счет любого налога (пени или штрафа) вне зависимости от того, является он федеральным, региональным или местным.

Указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

В отношении переплаты по НДФЛ есть особенности. Зачет излишне уплаченных сумм НДФЛ у налогового агента в счет будущих платежей по НДФЛ не производится. В связи с тем, что не допускается уплата НДФЛ за счет средств налогового агента (за исключением взыскания НДФЛ с налогового агента по итогам налоговой проверки) (п. 9 ст.

 226 НК РФ, письмо ФНС от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@ «О проведении зачетов»). Суммы, ошибочно перечисленные налоговым агентом по реквизитам уплаты НДФЛ возможно зачесть в счет погашения задолженности по другим налогам (кроме НДФЛ). При этом после 01.10.

2020 вид налога, в счет которого будет производиться зачет (федеральный, региональный, местный), не будет иметь значения.

Для зачета переплаты налога (сбора) в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу в налоговый орган направляется заявление по утвержденной форме (п. 4 ст. 78 НК РФ). Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.

Заявление можно направить по месту своего учета в письменном виде, либо в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Формат заявления в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 18.03.2019 N ММВ-7-8/137@).

Переплату в счет погашения недоимки по налогам (пеням, штрафам) инспекция зачтет самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога. При этом налогоплательщик не лишен права самостоятельно подать заявление о зачете в этом случае (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается в течение десяти дней со дня получения указанного заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Вс пояснил, когда пени по одному налогу не начисляются при наличии переплаты по другому

Верховный Суд опубликовал Определение № 305-ЭС20-2879 от 23 ноября по делу об оспаривании налогоплательщиком требования налоговой инспекции об уплате пеней по НДС при наличии переплаты по налогу на прибыль.

В июле 2018 г. ООО «Борец» представило в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие, в которой была заявлена сумма налога к уменьшению в размере 328 млн руб.

Спустя месяц в налоговый орган поступило заявление общества о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС на сумму в 150 млн руб. В дальнейшем общество представило декларацию по НДС за третий квартал 2018 г.

с суммой налога к уплате в размере 89 млн руб.

После проведения камеральной проверки по налогу на прибыль налоговая инспекция подтвердила наличие переплаты. На основании поданного плательщиком заявления налоговики решили зачесть переплату по налогу на прибыль на сумму в 150 млн руб. в счет текущих платежей по НДС.

Зачет состоялся 29 октября. При этом, поскольку начисленный по декларации по НДС за третий квартал 2018 г. налог в сумме 89 млн руб.

не был уплачен в установленный срок до 25 октября, инспекция начислила пени за его несвоевременную уплату за период просрочки с 26 по 28 октября на сумму свыше 66 тыс. руб.

Так как УФНС по г. Москве оставило без удовлетворения жалобу налогоплательщика на действия инспекции по начислению пени и выставленное требование, общество оспорило его в арбитражном суде.

Три инстанции отказались удовлетворять требования заявителя, согласившись с доначислением спорных пеней по НДС за период, когда установленный законодательством срок для уплаты налога истек, но решение о зачете переплаты, образовавшейся по другому налогу, еще не было принято.

Они отметили, что подтвердить образование переплаты по налогу на прибыль налоговая инспекция могла только после окончания проверки или истечения срока ее проведения (в рассматриваемом случае – 26 октября 2018 г.

), а решение о зачете переплаты должно было быть принято в течение 10 дней после истечения такого срока. Суды добавили, что решение о зачете подтвержденной переплаты по налогу на прибыль в счет текущих платежей по НДС в сумме 150 млн руб. было вынесено инспекцией 29 октября 2018 г., т.е.

в течение 10 рабочих дней после истечения срока проведения камеральной проверки.

В кассационной жалобе в Верховный Суд общество сослалось на допущенные нижестоящими судами существенные нарушения норм материального и процессуального права.

После изучения материалов дела № А40-86746/2019 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ напомнила про сложившуюся судебную практику о том, что задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога объективно отсутствует, если накопленные по этому налогу суммы переплаты превышают величину вновь начисленного налога.

В рассматриваемом деле, отметил Суд, переплата образовалась по налогу на прибыль, зачисленному в бюджет субъекта РФ, в то время как налоговая обязанность возникла по НДС, уплачиваемому в федеральный бюджет.

Таким образом, от налогоплательщика требовалось совершение действий, направленных на самостоятельную уплату налога (в частности, представление в налоговый орган заявления о зачете переплаты в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате иного налога).

При этом начисление пени за период организационного оформления решения о зачете должностными лицами налогового органа в ситуации, когда переплата является подтвержденной (завершена налоговая проверка или истек срок ее проведения) и налогоплательщиком заблаговременно (до наступления срока уплаты налога) представлено заявление о зачете, означало бы применение меры государственного принуждения к лицу, совершившему необходимые действия для исполнения своей налоговой обязанности, и при отсутствии с его стороны незаконного пользования средствами казны, что противоречит соответствующим положениям текущего законодательства.

«В связи с этим реализация налоговыми органами своих властных полномочий, в том числе в случаях, когда Налоговый кодекс предоставляет должностным лицам налоговых органов значительные сроки для совершения юридически значимых действий, не должно противопоставляться правам и законным интересам налогоплательщиков, в том числе интересам, связанным с исполнением обязанности по уплате налогов наиболее удобным способом как для казны, так и для самого плательщика, имея в виду сохранение суммы переплаты в бюджетной системе и освобождение налогоплательщика от необходимости привлечения денежных средств у третьих лиц для исполнения налоговой обязанности, их отвлечения из собственного хозяйственного оборота», – отмечено в определении Суда.

В рассматриваемом деле, подчеркнул ВС, общество «Борец» заблаговременно (более чем за два месяца до наступления срока уплаты НДС за третий квартал 2018 г.) заявило о своем намерении воспользоваться для исполнения предстоящей обязанности по уплате НДС переплатой по налогу на прибыль.

Согласно уведомлению инспекции от 27 августа 2018 г., направленному в адрес общества, вопрос о принятии решения о зачете сумм излишне уплаченного налога подлежал рассмотрению после завершения камеральной налоговой проверки либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена.

«Таким образом, воля налогоплательщика на исполнение предстоящей обязанности по уплате НДС за третий квартал 2018 г. за счет переплаты по налогу на прибыль организаций была выражена в надлежащие сроки и заранее известна налоговому органу. Наличие у налогоплательщика переплаты по налогу на прибыль в размере 150 млн руб. подтверждено 26 октября 2018 г.

по факту подачи обществом уточненной налоговой декларации и истечения срока проведения проверки. Каких-либо возражений относительно наличия переплаты инспекция в ходе рассмотрения дела не заявляла. Дальнейшее отложение инспекцией принятия решения о зачете в период между 26 и 29 октября 2018 г.

вызвано организационными вопросами налогового администрирования, а не действиями налогоплательщика», – заключил Суд.

В связи с этим ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций, признал незаконным решение налогового органа и обязал последнего устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика.

Адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев заметил, что по существу вся проблема спорной ситуации сводится лишь к двум вопросам: можно ли считать налогоплательщика должником перед бюджетом, если у него есть переплата, превышающая размер долга, и если да, то, может быть, в счет долга, например по пеням, учесть переплату по налогу?

По словам эксперта, объективно не существует задолженности, если переплата покрывает ее. «К этой простой мысли судебная практика шла десятилетия, но налоговые инспекции на местах продолжают доначислять суммы “формально”.

Такой подход налоговых органов не соответствует принципу действительной налоговой обязанности – при превышении суммы переплаты над суммой вмененной налоговой обязанности реальные налоговые обязательства налогоплательщика являются отрицательными, т.е. бюджет должен вернуть деньги налогоплательщику.

Читайте также:  Какие последствия: бывший граждански муж просит ч. з нотариуса отказаться от получения алиментов

А значит, и суммы долга подлежат уменьшению на сумму имеющейся переплаты», – убежден адвокат.

Вячеслав Голенев добавил, что жесткость правил о допустимости зачета сумм налога в 2000-х гг. была вызвана процедурными и административными сложностями, а также отсутствием технического прогресса.

«В настоящее время налоговые органы имеют все технические возможности в режиме реального времени видеть и суммы переплаты, и суммы недоплаты в бюджет, что позволяет автоматически производить необходимые зачеты.

К сожалению, налоговые органы далеко не всегда делают это», – подчеркнул он.

Старший юрист ООО «Персональный налоговый менеджмент» Юлия Кузнецова полагает, что Верховный Суд в очередной раз продемонстрировал правовой подход, базирующийся на первичности экономической сущности налога: «Собственно, Налоговый кодекс предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по другому налогу независимо от того, в какой бюджет подлежат зачислению эти налоги».

По словам эксперта, в данном случае ВС исходил из того, что налогоплательщик заблаговременно совершил все необходимые для производства такого зачета действия и вполне справедливо отметил, что начисление пени за период организационного оформления решения о зачете должностными лицами налогового органа в такой ситуации означало бы необоснованное применение меры государственного принуждения при отсутствии со стороны налогоплательщика незаконного пользования средствами казны. «Определение является вполне логичным в свете судебной практики по вопросу зачета по одному и тому же налогу и может стать существенной поддержкой для налогоплательщиков в аналогичных ситуациях», – заключила Юлия Кузнецова.

Расчет пени за несвоевременную уплату налога

Конституция РФ статьей 57 обязывает уплачивать установленные законодательством фискальные сборы. Порядок уплаты налоговых платежей регулируется Налоговым кодексом РФ. За неуплату или несвоевременную уплату фискальных платежей НК РФ предусматривает ответственность. К недобросовестному налогоплательщику применяются следующие меры воздействия:

  • начисление пени;
  • штрафы;
  • принудительное взыскание долгов.

Неустойка уплачивается за каждый день просрочки и рассчитывается в процентах от недоимки.

Пеня за несвоевременную уплату налогов является способом обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности перечислять налоги в бюджет.

Ее взимание призвано компенсировать потери бюджета от несвоевременных поступлений денежных средств в государственную казну. Как рассчитать пени по налогам, прописано в статье 75 НК РФ.

За какой период начисляется

В случае опоздания с перечислением налоговых платежей расчет пени по налогам производится за каждый календарный день просрочки платежа. Начинается начисление неустойки со дня, следующего за установленным сроком уплаты фискального платежа. Последним днем начисления является день, в который недоимка перед бюджетом погашена.

Например, организация обязана уплатить первый платеж НДС за 3 квартал 25 октября. Фактически НДС уплачен 31 октября. За несвоевременную уплату НДС компании начисляется неустойка за 6 календарных дней: с 26 по 31 октября включительно.

По какой ставке рассчитывается

Размер пени по налогам рассчитывается отдельно за каждый календарный день.

Это связано с тем, что начисление неустойки производится исходя из действующей на день расчета ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Процентная ставка для расчета пени по налогам для физических и юридических лиц устанавливается по-разному. Для физлиц и индивидуальных предпринимателей ставка равна 1/300 ставки рефинансирования.

Для организаций порядок расчета следующий:

  • за первые 30 календарных дней — исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа;
  • начиная с 31 дня — исходя из 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа.

Обращаем внимание, что с 01.01.2016 Банк России не устанавливает размер ставки рефинансирования. Начиная с этой даты, ее размер принимается равным значению действующей ключевой ставки. Смотрите ее актуальное значение в нашем справочном материале.

Когда пени не начисляются

Освобождение от уплаты неустойки, в соответствии со статьей 75 НК РФ, применяется очень редко. К таким случаям относятся:

  • невозможность погашения недоимки в связи с наложением ареста на имущество налогоплательщика по решению налогового органа;
  • невозможность погашения недоимки в связи с приостановлением операций по счетам налогоплательщика по решению суда;
  • недоимка образовалась в результате выполнения письменных разъяснений о порядке исчисления налогов и сборов, данных налоговым или иным уполномоченным госорганом. Этот вид освобождения не применяется, если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком.

Пример расчета пени по налогам

ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.

Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:

  • 25.10.2019 — 10 000 руб.;

На налоги пенять не придется

Верховный суд РФ (ВС) решил в пользу бизнеса спорный вопрос о начислении пеней за неуплату одного налога при наличии переплаты по другому.

По мнению суда, если налогоплательщик заранее попросил зачесть переплату, но фактически это произошло уже по истечении срока, пени на недоимку начислять нельзя. Раньше практика складывалась в пользу налоговиков и признавала пени правомерными.

Юристы говорят, что позиция ВС поможет решить давнюю проблему, тем более что у крупных налогоплательщиков часто бывают переплаты, а с октября зачет возможен между налогами любого уровня.

ВС опубликовал решение по делу, в котором ООО «Борец» оспаривало начисление ему пени за несвоевременную уплату одного налога при одновременной переплате другого.

Компания в июле 2018 года подала декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие, где заявила о переплате 328,43 млн руб. В августе «Борец» попросил налоговиков зачесть 150 млн руб. из переплаты на текущий НДС.

Инспекция уведомила компанию, что примет решение по окончании камеральной проверки.

В итоге зачет состоялся лишь 29 октября, тогда как срок для уплаты НДС истек 25 октября. За просрочку выставили пеню в 66,8 тыс. руб. (позднее снижена до 18 тыс. руб.).

«Борец» обжаловал действия налоговиков, но арбитражные суды трех инстанций отказали, сочтя начисление пени законным. После этого компания обратилась в ВС, подчеркнув, что госказна не понесла потерь, так как на момент срока уплаты НДС в ней уже была переплата по налогу на прибыль. Дело передали в экономколлегию, которая удовлетворила иск и признала действия налоговиков незаконными.

ВС отметил, что при наличии переплаты и недоимки по одному и тому же налогу никаких действий от налогоплательщика не требуется и просрочка не возникает.

Но здесь переплата возникла по налогу на прибыль, в то время как компании нужно было оплатить НДС.

Обязанность налогоплательщика состоит в том, чтобы «заблаговременно представить» в инспекцию налоговую декларацию и заявление о зачете переплаты, что «Борец» и сделал.

Налоговики вправе принять решение о зачете в течение десяти дней после окончания камеральной проверки, что на практике может произойти уже после истечения срока для уплаты недоимки.

Однако, подчеркнул ВС, пеня — не наказание, а мера, «которая стимулирует к добросовестной уплате» налогов в срок, и одновременно «мера имущественной ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой» в случае просрочки.

В данном случае незаконного пользования средствами бюджета нет, а момент зачета переплаты зависит от усмотрения инспекции и вне контроля налогоплательщика.

Предоставление налоговикам значительных сроков на совершение их действий «не должно противопоставляться правам и законным интересам налогоплательщиков», поэтому начисление пени неправомерно, заключил ВС.

По словам руководителя направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александра Ерасова, решение ВС поможет закрыть давний спор с налоговыми органами — налоговики и Минфин «исторически считали, что в подобных ситуациях должны начисляться пени».

Партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев указывает, что судебная практика часто исходила из буквального толкования норм права: «Закон считает обязанность по погашению недоимки выполненной, лишь когда налоговики примут решение о зачете переплаты в счет долга, хотя фактически государство уже может распоряжаться излишне уплаченными суммами».

При этом, отмечает юрист, у крупных налогоплательщиков существуют большие «подушки безопасности» из переплат.

Теперь же ВС отошел от формального подхода. Одним из ключевых выводов коллегии господин Ерасов считает то, что «бизнес не должен испытывать неблагоприятные последствия из-за порядка совершения налоговиками своих организационных действий».

«Если нет ущерба для бюджетной системы, нет и нарушения, поэтому налогоплательщик не должен нести имущественных потерь»,— добавляет господин Тимоничев.

По его мнению, бизнес может использовать позицию ВС «для обоснования недопустимости злоупотребления полномочиями со стороны налоговиков и закрепления принципа добросовестного налогового администрирования на практике».

Юристы отмечают важность позиции ВС и ввиду того, что с 1 октября закон допускает зачет переплаты по любым налогам — федеральным, региональным и местным (ранее был возможен между налогами одного уровня), но предупреждают, что с этим могут возникнуть сложности при реализации на местах.

Екатерина Волкова, Анна Занина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *