Является ли нарушением авторского права (плагиат) отекстовка телепередачи?

Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен.

Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте.

Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч. 

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо. 

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  • произведения науки и литературы;
  • музыка;
  • фото и рисунки;
  • дизайн;
  • программное обеспечение;
  • фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав. 

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Любой контент в интернете — это охраняемый объект. Некоторые объекты часто становятся предметом споров. Ролики на ютубе всё чаще фигурируют в таких делах. С точки зрения закона ролик — это охраняемое аудиовизуальное произведение.

Фотографии — уже совсем привычный объект, защитой которого занимаются очень активно, и юристы с судьями давно научились рассеивать в судах всеобщее заблуждение о том, что «раз в открытом доступе, то можно брать и использовать». Нет, нельзя.

Нахождение объекта в открытом доступе не лишает его защиты и не отменяет необходимости получения разрешений на использование.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав 

Правообладатель в рамках гражданского судопроизводства может потребовать от нарушителя авторских прав:

  • прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  • возместить убытки или выплатить компенсацию.

Согласно ст. 1301 ГК, компенсация может составить:

  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.

  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.

  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

Например, новосибирская поэтесса написала детское стихотворение «Светофор» и опубликовала его на портале Стихи.ру.

Как-то она заглянула в гипермаркет Рич Фэмили и обнаружила там серию игрушек с музыкальным сопровождением, на которое был наложен её стих. Женщина заявила в суд о нарушении авторских прав.

Суд взыскал с Рич Фэмили компенсацию в 290 тысяч руб. Подробнее об этом деле можно прочитать здесь. 

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб.

Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы.

Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно. 

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее. 

Регистрировать ПО в Роспатенте 

Разработчики программного обеспечения и мобильных приложений могут обратиться в Роспатент и зарегистрировать свою разработку. Для этого нужно: 

Образцы заявлений есть на сайте Роспатента в разделе «Госрегистрация программы для ЭВМ или базы данных». 

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб. 

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней. 

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент. 

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Депонированием занимается ООО «Платформа технологий» IREG, АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности » nRIS, депозитарий «Банк авторских прав» и другие компании. Стоимость услуги составляет около 1 000 руб. 

Подробнее о процедуре депонирования мы рассказывали в статье «Авторское право: как защитить свои работы». 

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов.

Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра.

Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта 

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК. 

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021. 

Если не хотите тратить время и деньги, обезопасьте себя хотя бы житейскими методами. Например, поставьте на произведении дату и отправьте по почте самому себе или используйте функцию «Зафиксировать уникальность» для текстов на text.ru. Даже такие незамысловатые методы будут полезны для установления авторства. 

Как не нарушить чужие авторские права 

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией. 

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф. 

Чаще всего правообладатель выражает своё согласие на использование творения с помощью лицензионного договора. Лицензия бывает двух видов:

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме. 

  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото. 

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно. 

Договор заключайте в свободной письменной форме, но обязательно пропишите в нём: 

  • предмет договора очень подробно;
  • пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  • срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  • территорию использования;
  • другие обязательства пользователя.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Разрешения правообладателей должны быть правильно оформлены. Сообщения в мессенджере или на эл. почте будет недостаточно, это всё не будет иметь юридической силы. Письменное разрешение в свободной форме тоже не подойдет, т.к. согласно ст.

1235 ГК РФ право использовать результат интеллектуальной деятельности может быть предоставлено только по лицензионному договору. Не обязательно он должен быть громоздким и дорогим.

Он может быть кратким и безвозмездным, но обязательно должен содержать существенные (обязательные по закону) условия.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать. 

Чтобы легально включать музыку в заведении, у владельца должен быть заключён договор с правообладателем, либо с частным посредником, либо с государственным посредником.

Госпосредники — это Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Лучше всего заключать договоры с ними, потому что они работают с большинством отечественных и зарубежных исполнителей.

Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как не нарушить закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе». 

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно. 

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора. 

Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND. 

Является ли нарушением авторского права (плагиат) отекстовка телепередачи?

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб. 

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения. 

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим. 

Читайте также:  Материнский капитал на 2 ребенка в 2020 году: изменения, свежие новости, сумма, цели использования

Коротко о главном 

  1. Закон защищает ролики, фильмы, фотографии, тексты, изображения, которые размещены в интернете. То, что они находятся в свободном доступе, не отменяет правило: берите чужой контент лишь с согласия автора.

  2. Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения. Но можно предпринять дополнительные меры и упростить себе жизнь на случай, если придётся доказывать авторство через суд.

  3. Такой мерой служит регистрация программ и баз данных в Роспатенте, депонирование произведений, сохранение черновиков и исходников, размещение значка копирайта. 

  4. Чтобы не платить огромную компенсацию, всегда заключайте лицензионный договор с правообладателем. Он может быть кратким, главное пропишите в нём предмет, пределы, срок и территорию использования контента. 

  5. Ещё один вариант легального использования — брать контент, выложенный в сеть в рамках лицензии Creative commons. Но здесь будьте осторожны: условия лицензий не всегда допускают коммерческое использование. Ищите фото и музыку с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND. 

Используем интернет-контент грамотно: как защитить свои авторские права и случайно не нарушить чужие

Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен.

Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте.

Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  1. произведения науки и литературы;
  2. музыка;
  3. фото и рисунки;
  4. дизайн;
  5. программное обеспечение;
  6. фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Любой контент в интернете — это охраняемый объект. Некоторые объекты часто становятся предметом споров. Ролики на ютубе всё чаще фигурируют в таких делах. С точки зрения закона ролик — это охраняемое аудиовизуальное произведение.

Фотографии — уже совсем привычный объект, защитой которого занимаются очень активно, и юристы с судьями давно научились рассеивать в судах всеобщее заблуждение о том, что «раз в открытом доступе, то можно брать и использовать». Нет, нельзя.

Нахождение объекта в открытом доступе не лишает его защиты и не отменяет необходимости получения разрешений на использование.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

Правообладатель в рамках гражданского судопроизводства может потребовать от нарушителя авторских прав:

  1. прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  2. возместить убытки или выплатить компенсацию.

Согласно ст. 1301 ГК, компенсация может составить:

  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

Например, новосибирская поэтесса написала детское стихотворение «Светофор» и опубликовала его на портале Стихи.ру.

Как-то она заглянула в гипермаркет Рич Фэмили и обнаружила там серию игрушек с музыкальным сопровождением, на которое был наложен её стих. Женщина заявила в суд о нарушении авторских прав.

Суд взыскал с Рич Фэмили компенсацию в 290 тысяч руб. Подробнее об этом деле можно прочитать здесь.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб.

Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы.

Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

Разработчики программного обеспечения и мобильных приложений могут обратиться в Роспатент и зарегистрировать свою разработку. Для этого нужно:

Образцы заявлений есть на сайте Роспатента в разделе «Госрегистрация программы для ЭВМ или базы данных».

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Депонированием занимается ООО «Платформа технологий» IREG, АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности » nRIS, депозитарий «Банк авторских прав» и другие компании. Стоимость услуги составляет около 1 000 руб.

Подробнее о процедуре депонирования мы рассказывали в статье «Авторское право: как защитить свои работы».

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов.

Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра.

Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Если не хотите тратить время и деньги, обезопасьте себя хотя бы житейскими методами. Например, поставьте на произведении дату и отправьте по почте самому себе или используйте функцию «Зафиксировать уникальность» для текстов на text.ru. Даже такие незамысловатые методы будут полезны для установления авторства.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

Чаще всего правообладатель выражает своё согласие на использование творения с помощью лицензионного договора. Лицензия бывает двух видов:

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

Договор заключайте в свободной письменной форме, но обязательно пропишите в нём:

  1. предмет договора очень подробно;
  2. пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  3. срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  4. территорию использования;
  5. другие обязательства пользователя.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Разрешения правообладателей должны быть правильно оформлены. Сообщения в мессенджере или на эл. почте будет недостаточно, это всё не будет иметь юридической силы. Письменное разрешение в свободной форме тоже не подойдет, т.к. согласно ст.

1235 ГК РФ право использовать результат интеллектуальной деятельности может быть предоставлено только по лицензионному договору. Не обязательно он должен быть громоздким и дорогим.

Он может быть кратким и безвозмездным, но обязательно должен содержать существенные (обязательные по закону) условия.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Чтобы легально включать музыку в заведении, у владельца должен быть заключён договор с правообладателем, либо с частным посредником, либо с государственным посредником.

Госпосредники — это Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Лучше всего заключать договоры с ними, потому что они работают с большинством отечественных и зарубежных исполнителей.

Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как не нарушить закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе».

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.

Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Является ли нарушением авторского права (плагиат) отекстовка телепередачи?

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Коротко о главном

  1. Закон защищает ролики, фильмы, фотографии, тексты, изображения, которые размещены в интернете. То, что они находятся в свободном доступе, не отменяет правило: берите чужой контент лишь с согласия автора.
  2. Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения.

    Но можно предпринять дополнительные меры и упростить себе жизнь на случай, если придётся доказывать авторство через суд.

  3. Такой мерой служит регистрация программ и баз данных в Роспатенте, депонирование произведений, сохранение черновиков и исходников, размещение значка копирайта.

  4. Чтобы не платить огромную компенсацию, всегда заключайте лицензионный договор с правообладателем. Он может быть кратким, главное пропишите в нём предмет, пределы, срок и территорию использования контента.
  5. Ещё один вариант легального использования — брать контент, выложенный в сеть в рамках лицензии Creative commons.

    Но здесь будьте осторожны: условия лицензий не всегда допускают коммерческое использование. Ищите фото и музыку с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Больше таких статей читайте в Журнале про дело на сайте Делобанка

10 заблуждений об авторском праве на YouTube | Rusbase

Использовать чужой контент при упоминании имени правообладателя – незаконно. Даже если вы добавите свой контент в уже существующие чужие материалы, вряд ли это признают добросовестным использованием. Поэтому обязательно перед загрузкой роликов на свой YouTube-канал проверяйте их на нарушение авторских прав. Также внимательно изучите главные критерии добросовестного использования:

  • Как и для чего используется контент – в целях просвещения или для получения прибыли.
  • В чем заключается суть работы, защищенной авторским правом.
  • Размер и значимость использованной части в рамках всего материала, защищенного авторским правом.
  • Результат и эффект использования защищенного контента на потенциальный рынок или доход правообладателя.

Пример правомерного использования — недавно нашумевший случай с BadComedian, российским видеоблогером и обозревателем кинофильмов, который создает критические обзоры, в основном, на российские фильмы, реже — на зарубежные. 

Автор использовал несколько фрагментов из фильма для критического анализа. Правообладатели решили заблокировать неприятную им критику и обратились в суд. Но автор не побоялся суда, обратился за юридической помощью и воспользовался понятием добросовестного использования. В итоге отстоял свое право даже без судебного разбирательства – иск был отозван.

Миф 2. Если я публикую контент не для получения прибыли, авторское право не нарушается

Хотите вы монетизировать видео или нет, соблюдать пункты законодательства об авторском праве обязательно всегда. Даже если вы заявляете, что создали ролик исключительно в развлекательных целях или для некоммерческого использования, это не оправдание при проверке. Такое использование контента никогда не считают добросовестным.

Если суд докажет, что материал был использован недобросовестно, правообладатель сможет привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации.

Миф 3. Если все выкладывают чужой контент, мне тоже можно

Да, на YouTube можно увидеть много похожих друг на друга материалов, принадлежащих разным пользователям. Но это не основание считать, что выкладывать такие ролики правильно и законно. Это верно в том случае, когда правообладатели сами дают разрешение на размещение своего контента.

Еще один интересный момент – права на видео могут принадлежать разным лицам. Один правообладатель не против переработки своего материала, а другой – наоборот. Лучше не пренебрегайте проверкой информации, которую вы хотите выпустить под своим именем.

Некоторые зарубежные блогеры разрешают переводить свой контент на другие языки.

К примеру, студия Frontways получила разрешение на перевод канала Charlie Houpert, который помогает развивать харизму, уверенность в себе и другие внутренние установки, и создала отдельный канал «Искусство Харизмы» (официальный перевод популярного американского YouTube). Но это не означает, что любой может делать перевод контента и просто указывать ссылку на оригинал или на автора.

Некоторые партнеры нашей медиасети переводили ролики зарубежных авторов и выкладывали к себе на канал, однако у большинства из них есть прямое разрешение на перевод от правообладателей контента.

Миф 4. Не будет проблем с тем материалом, который я записал в кино или на концерте

Если вы хотите выложить на YouTube материал, записанный на камеру или диктофон, заручитесь согласием автора. Это правило работает и в случае с музыкой, которую вы ставите на фон вашего ролика. Всегда помните: если вы хотите добавить чужое произведение в свое видео, сначала нужно разрешение правообладателя.

Так, один наш партнер снял ролик, в котором маленькая девочка смотрела в телефоне другой ролик с рыбками, и это отображалось несколько секунд. Обладатель того видео заявил права на этот фрагмент, но медиасеть посоветовала автору эту ситуацию оспорить по добросовестному использованию. В результате заявка была отозвана, а партнер не потерял доход с 1,5 млн просмотров.

Миф 5. Если я использую несколько секунд чужого материала, то не нарушу авторское право

Закон об авторском праве действует и на полный материал, и на его отрывки. Две секунды трека, полминуты фильма или одно предложение авторского текста – на все нужно разрешение правообладателя, иначе это будет считаться незаконным использованием авторского материала.

Заявка через автоматическую систему поиска контента (Content ID) или жалобу правообладателя поступает вне зависимости от хронометража совпадения.

Вы можете подать апелляцию и попробовать оспорить этот момент – возможно, даже удастся. Но вероятность этого очень мала. Помните, что апелляция может довести до судебного процесса.

Поэтому выучите критерии и принципы добросовестного использования и не рискуйте их нарушать.

Миф 6. Разрешено использовать чужие произведения в ознакомительных целях

В законе не существует понятия «ознакомительная цель». Получили вы деньги за материал или нет — все равно правообладатель в силах потребовать с вас выплату компенсации за нарушение авторских прав.

Вернемся к ранее обсуждаемому формату «Реакции». Бывает, что авторы бeз разрешения правообладателя записывают, например, как они смотрят чужой ролик, и потом выдают его за свой контент. В описании к ролику они ссылаются на статью 1274 ГК РФ с припиской, что видео использовано в ознакомительных целях. В действительности же это банальное нарушение авторских прав.

Миф 7. Можно написать кавер на музыкальное произведение и получать с него доход

Действительно, aвтором кавера или ремикса считается его создатель — тот, кто его записал. Несмотря на это использовать получившийся материал даже на собственном сайте для бесплатного скачивания нельзя. На это обязательно нужно разрешение обладателя оригинала. 

Также правообладатель вправе заблокировать любой кавер, ремикс или караоке-версию. Поэтому при создании таких произведений важно иметь разрешение автора оригинала. Правообладатель может разрешить публикацию и забрать монетизацию с видеоролика себе либо разрешить полное коммерческое использование.

Например, кавер на песню KAZKA «Плакала» в оригинальном исполнении Клавы Коки монетизируется самой исполнительницей, и она получается с него доход.

Дуэт Double Blast опубликовали оригинальное инструментальное исполнение этого же хита. Но в данном случае монетизация трека принадлежит не им, а лицензиарам — группе правообладателей, имеющим права на трек в разных регионах.

Миф 8. У меня есть идея для видео — ее можно запатентовать

Одна и та же идея может прийти нескольким людям сразу. Вопрос заключается в ее воплощении — как тот или иной автор ее обыграет и какой в итоге получится продукт. Саму идею запатентовать нельзя. Иначе не существовало бы такого понятия, как здоровая конкуренция.

Однако существует патентное право. Оно работает, если представить идею в виде технического решения или способа ее воплощения и реализации. Только тогда, когда идея обретет форму и станет изобретением, его можно запатентовать и рассчитывать на охрану.

Одно время был популярен формат Long Story Short или «Короче говоря». В русскоязычном сегменте он стал известен благодаря каналу Room Factory (3,7 млн подписчиков). Но вскоре этот формат подхватили и другие. И это допустимо, ведь идею не запатентуешь. Для примера можно взять Night Show — форматов такого шоу на американском телевидении невероятное количество.

Похожих форматов на видеорынке очень много, вопрос в их воплощении и интерпретации. Поэтому важно самому создавать тренды и первому выпускать уникальные форматы. Некоторые умудряются даже какие-то старые идеи переделывать на совершенно новый лад и удивлять аудиторию интересным контентом.

Миф 9. Авторские права надо регистрировать

Некоторые авторы уверены, что нужно регистрировать авторские права, чтобы точно обезопасить себя от недобросовестного использования материалов. Но это глубокое заблуждение. Действующим законодательством регистрация авторских прав не предусмотрена – такой процедуры просто не существует.

Когда начинает работать защита авторского права? Ответ прост – с момента его зарождения. Когда автор выпустил свой уникальный продукт, песню или видео, все это уже автоматически имеет авторство. Ничего регистрировать для этого не нужно.

В п.4. ст.1259 ГК РФ говорится о том, что для возникновения авторского права не нужно соблюдать никаких формальностей или регистрировать произведение.

Миф 10. Если удалить ролик, то правообладатель не сможет взыскать компенсацию

Если вы получили страйк за какой-либо ролик, то, вероятнее всего, вы нарушили авторское право. Но помните, что в этом случае удалять материал бесполезно. Самого факта фиксации правонарушения будет вполне достаточно. И если правообладатель заранее зафиксировал нарушение, то автору, который опубликовал такой материал, уже не отвертеться от последствий.

Удалять ролики со страйками не стоит еще по одной причине: страйк может быть неправомерный и его можно попробовать оспорить. Поэтому не спешите удалять ролик, лучше сначала проконсультируйтесь со специалистами.

Выйти из ситуации можно по-другому — с правообладателем можно договориться о небольшой компенсации и покупке разрешения на публикацию его материала после страйка. В этом случае будет достаточно нажатия одной кнопки, чтобы ролик сразу был восстановлен. Если же ролик изначально удалить, то восстановить или вернуть его будет невозможно.

Фото на обложке: Unsplash

Песни и пляски вокруг телевизора. Обзор судебных обоснований размера компенсации за нарушение авторского права по искам к АО «Первый Канал»

У всякого портного свой взгляд на искусство!

Козьма Прутков

Злые языки утверждают, что размер компенсации за нарушения авторских прав в Арбитражном суде г. Москвы определяют не судьи, а генератор случайных чисел. Мы, конечно, не согласны с этим утверждением, но, на всякий случай, попробуем проверить.

За последние 3 года Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил больше десятка исков к АО «Первый Канал» по фактам незаконного использования этим вещателем объектов авторского или смежных прав в составе сложных объектов.

Во всех случаях песни (или их исполнения, фонограммы) в составе музыкально-развлекательных телепередач были без договора с правообладателем показаны многомиллионной аудитории в эфире крупнейшего телеканала страны, а их аудиовизуальные записи доводились до всеобщего сведения на официальном сайте «Первого».

Таким образом, мы имеем достаточно большое количество однотипных судебных актов при едином ответчике и практически одинаковых обстоятельствах правонарушений.

Ровно десять из числа этих решений были приняты в мотивированной форме, что позволяет их проанализировать в части обоснования судом размера взысканной компенсации.

При этом, для большей наглядности, размеры исковых требований и судебных компенсаций нами приведены к общему знаменателю: в случаях, когда иски заявлялись в отношении нарушенного права только одного из двух соавторов, суммы удваивались, а если основанием для обращения в суд были сразу несколько случаев правонарушения, соответствующим образом делились.

Статья 1301 ГК РФ допускает три различных способа расчета компенсации за нарушение исключительного права:

  • в двукратном размере контрафактных экземпляров. Этот вариант ни в одном из анализируемых кейсов не использовался по понятным причинам;
  • в двукратном размере стоимости нарушенного права. Из десятка анализируемых дел правообладатель использовал такой расчет суммы компенсации дважды. В обоих случаях суд удовлетворил исковые требования в полном объёме;
  • в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения. Этот способ был применен в восьми судебных актах из десяти и поэтому мы начнём именно с них.
  • Все восемь интересующих нас правовых споров характеризуются примерно одинаково: право нарушено одними и теми же способами, в отношении примерно равноценных объектов, одним и тем же лицом и с одной и той же экономической целью.
  • Есть у этих кейсов и еще одна особенность: во всех восьми решениях свое обоснование подлежащего взысканию размера компенсации суды излагают ровно в одном абзаце размером в четыре-пять строк.
  • Вот, скажем, такой фрагмент из решения по делу № А40-31667/2017:

Суд, исходя из характера нарушения, степени вины нарушителя, недоказанности вероятных убытков правообладателем, а также, исходя из принципов разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения, считает возможным уменьшить сумму компенсации до 100 000 руб.

Этот же самый абзац, в котором текст совпадает до последней запятой, обнаруживается ещё в двух решениях (№ А40-153245/2017 и № А40-153242/2017). Различаются только итоговые цифры.

С учетом используемого нами способа приведения к общему знаменателю, тут размер пообъектной компенсации определен в размере 333 тыс. и 600 тыс. руб., соответственно.

Примечательно, что в последних двух делах еще и истец один и тот же.

Но на этом чудеса не заканчиваются.

Следующее решение выделяется тем, что по этому делу (А40-253167/2018) истец затребовал самую большую из обозреваемых кейсов компенсацию за нарушение его прав на одну песню (3 млн. руб.), а получил только 50 тыс. руб.

Чем же суд мотивировал 60-кратное снижение заявленных требований?

Разумеется, тем же самым универсальным абзацем, но с небольшой вставкой:

…а также доводы ответчика о несоразмерности заявленного ко взысканию размера компенсации…

К сожалению, из этого судебного акта невозможно узнать, какие именно аргументы представителя телеканала убедили суд настолько решительно умерить запрос правообладателя, что взысканная за нарушение его права сумма даже не покрыла понесенные истцом судебные расходы.

Очередной абзац-обоснование размера компенсации лидирует в номинации самых лаконичных. В своём решении по делу № А40-287291/2019 суд указал следующее:

Заявленный истцом размер компенсации в сумме 800.000 рублей суд считает чрезмерным и подлежащим снижению в соответствии с принципами разумности и добросовестности до 160.000 рублей.

Всего два десятка слов, а сколько нового истец узнал о себе!

В решении по делу № А40-100935/2019 суд вообще свёл объяснения трехкратного снижения заявленного размера компенсации лишь к «неразумности» правообладателя:

Суд, в связи с наличием факта нарушения исключительного права на произведение истца, удовлетворяет требование истца о взыскании компенсации за нарушение исключительного права в указанном выше размере 300 000 руб., считая эту сумму соответствующей принципам разумности.

Думаю, этот образчик имеет смысл включить в вузовские учебники по арбитражному процессу.

Самым же объемным из анализируемой «восьмерки» оказался поясняющий размер компенсации абзац из дела № А40-97103/2019:

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приняв во внимание срок и характер использования ответчиком спорного произведения, необходимость сохранения баланса прав и законных интересов сторон, с учетом принципов разумности и обоснованности, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения, суд считает компенсацию в размере 300 000 руб. соответствующей степени вины нарушителя и установленным обстоятельствам.

Традиционный набор универсальных принципов тут разбавлен ссылкой на срок и характер использования, что намекает на хоть какую-то зависимость размера компенсации от реальных обстоятельств дела, но имеющееся тут же указание на «необходимость сохранения баланса прав и законных интересов сторон» сразу как-то настораживает.

Если законный интерес правообладателя при его обращении в суд за защитой своих прав посредством взыскания с нарушителя денежной компенсации вполне понятен, то основной процессуальной целью ответчика в этом споре является задача в максимальной степени уйти от ответственности, что едва ли можно назвать «законным интересом».

Тем не менее, суд по этому делу определил размер компенсации как среднее арифметическое между заявленной в иске суммой и нулём. Воистину соломоново решение!

Наиболее подробным перечислением обстоятельств, которые суд посчитал необходимым принять во внимание при определении размера компенсации отличается решение по делу № А40-308760/2018:

При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, характер допущенного нарушения, срок нарушения, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, а также принципы разумности, справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Конечно, можно придраться к словосочетанию «в частности», которое в данном контексте однозначно указывает на наличие неких иных обстоятельств, которые при разрешении этого вопроса судом тоже принимались во внимание, но не названы. 

Однако значительно более интересным представляется результат столь подробного изучения судом характера правонарушения: суд взыскал с правонарушителя компенсацию в размере 60 тыс. руб. (по 30 тыс. руб. за нарушение исключительного права на один объект)!

Итого мы имеем в восьми решениях семь вариантов суммы компенсации в диапазоне от 30 тыс. до 600 тыс. рублей, причём ни один из этих судебных актов не содержит каких-либо внятных обоснований назначенной суммы. 

Впрочем, это мое субъективное мнение.

Ни апелляция, ни специализированный Суд по интеллектуальным правам никаких нарушений порядка определения размера компенсации и его обоснования судом в этих решениях не увидели, что даёт нам неоспоримое основание решительно отвергнуть конспирологические предположения злопыхателей о генераторе случайных чисел, захватившим контроль над сознанием судей АСГМ.

Ну, или мы тогда должны признать, что апелляция и кассация тоже находятся во власти этого бездушного рандомайзера.

Вместе с тем, нельзя не признать одну совершенно объективную проблему, которая состоит в том, что у судов всех уровней, а точнее у судей, которым довелось принимать или проверять эти судебные акты в апелляционном и кассационном порядке, нет и не может быть никакого личного опыта ценообразования на рынке авторских прав. Может быть, именно поэтому основным, а иногда и единственным, критерием оценки суды называют «разумность». 

Но попробуйте, например, если только вы не опытный специалист арт-рынка, определить аукционную стоимость какой-нибудь картины современного художника. Думаю, у вас это не получится просто в силу того, что на эту цену влияют десятки факторов, о существовании которых ваш разум даже не подозревает.

Похоже, что-то подобное происходит и с назначением судами размера компенсации за нарушение исключительного права. При этом применяемый  принцип «пальцем в небо» почему-то именуется другими названиями.

  1. Усугубляет эту ситуацию то, что ни у «Первого Канала», который, похоже, права на песни принципиально никогда не приобретает, ни у истцов, у которых эти самые права крупнейший отечественный телевещатель «покупать» не желает, тоже четкого и мотивированного мнения о стоимости прав и, как следствие, о размере компенсации, нет и быть не может.
  2. Вот и получается, что правообладатель приходит в суд со своими субъективными «хотелками», телеканал с нежеланием платить ни копейки, а суду остается руководствоваться либо принципом разумности, как его понимает конкретный судья в силу своих субъективных ощущений, либо, ничтоже сумняшеся, назначать сумму компенсации как среднее арифметическое между исковыми требованиями и абсолютным нулём, обозвав этот незамысловатый приём «соблюдением баланса прав и законных интересов».
  3. Между тем, один из вариантов решения этой проблемы, как мы полагаем, лежит на поверхности.
  4. Раз уж законом предусмотрено несколько альтернативных способов расчета размера компенсации, следовало бы присмотреться к другим двум вариантам.

Ведь они не требуют судейского усмотрения и императивно считаются справедливыми, разумными, сбалансированными и т.д.

В нашу подборку попали два таких решения (дела № А40-176248/2018 и № А40-204309/2019). В обоих случаях пообъектный размер компенсации составил 800 000 руб. и определялся как двукратная стоимость нарушенных прав.

При этом, характеристики правонарушений в значительной степени совпадают с остальными кейсами, а художественная ценность самих объектов нарушения примерно одинакова и юридически значимым критерием, по крайней мере, в данном случае, быть не может.

Кстати, в шести из восьми исков размер затребованной правообладателями компенсации не выходил за границы указанной выше суммы, что, вопреки тому, что указано судами, свидетельствует как раз о разумности и умеренности требований истцов в этой части.

Конечно, нельзя воспринимать компенсацию в 800 000 руб. за бездоговорное включение одной песни в состав телепередачи «Первого» как несокрушимую догму.

Можно перечислить десятки возможных оснований для некоторого уменьшения или увеличения судом размера компенсации, но для всех участников судебного разбирательства важно иметь некий контрольный, понятный и обоснованный цифровой ориентир, которым суды по неизвестной причине манкируют.

Именно это и не даёт нам оснований однозначно отвергнуть циркулирующие в кругу злопыхателей предположения о роли генератора случайных чисел при определении размера компенсации. 

Но мы продолжим внимательно изучать решения по второй десятке исков к «Первому». Если, конечно, ещё не все правообладатели потеряли надежду добиться справедливости в своих спорах с этим вещателем в АСГМ…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *