Реконструкция аварийных домов и снос за свой счет

Реконструкция аварийных домов и снос за свой счет Источник: Министерство строительного комплекса Московской области

Основания программы

Государственная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области» на 2019-2025 годы определяет перечень многоквартирных домов:

  • признанных до 1.01.2017 года в установленном законодательством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащие расселению в рамках региональной адресной программы федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» за счет средств госкорпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и перечень аварийных многоквартирных домов, расселяемых по иным программам Подмосковья, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда;
  • перечень аварийных многокрвартирных домов, подлежащих расселению только за счет средств консолидированного бюджета региона.

Участниками региональной программы определены муниципальные образования Московской области, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома.

Цели программы

  • Обеспечение  расселения многоквартирных домов, призванных аварийными;
  • Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и внедрение ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий;
  • Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

Регламентирующие документы

Постановление Правительства Московской области от 28.03.2019 № 182/10 «Об утверждении государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы» (PDF, 126.42 МБ)

Результаты и текущая деятельность

Реконструкция аварийных домов и снос за свой счет Источник: Министерство физической культуры и спорта Московской области

2019 год

Подпрограмма Результаты
Подпрограмма 1. «Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, признанного аварийным до 01.01.2017»

Снос объектов капитального строительства: новые правила регулирования

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) с 4 августа 2018 года был дополнен новой главой 6.4, посвященной сносу объектов капитального строительства (далее – ОКС).

  • В настоящей статье проанализируем ранее действовавший порядок регулирования сноса ОКС, остановимся на вновь установленных правилах сноса, в том числе особенностях сноса самовольных построек и объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ).
  • Регулирование сноса ОКС до введения новой главы ГрК РФ
  • Правовое регулирование сноса ОКС до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере.
  • При этом основным являлся вопрос необходимости получения разрешительной документации на снос.

Из буквального толкования положений градостроительного законодательства следует, что работы по сносу зданий, сооружений прямо не отнесены к работам по строительству или реконструкции, для осуществления которых по смыслу ст. 51 ГрК РФ необходимо получать разрешение на строительство.

Аналогичная позиция нашла отражение в судебной практике. Так, например, Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию ОКС без данного разрешения.

В своем постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, что проведенные обществом работы по демонтажу (сносу) нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство.

При этом доказательств того, что работы по демонтажу (сносу) нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено[1].

Таким образом, разрешение на строительство для производства работ по сносу ОКС требуется только в том случае, если снос объектов производится в составе работ по строительству ОКС, то есть их созданию, в том числе на месте сносимых объектов (п. 13 ст. 1 ГрК РФ).

  1. Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу (демонтажу) объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству, реконструкции.
  2. При этом подготовительные работы по сносу отражались в самостоятельном разделе проектной документации на строительство – проекте организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (с 1 июля 2019 года с учетом изменений требований к содержанию проектной документации работы по сносу включаются в единый раздел «Проект организации строительства» (ПОС)).
  3. Вместе с тем, на уровне регионального законодательства действовал ряд актов, устанавливавших обязанность получать некие иные разрешения государственных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления на снос ОКС.

Такие правила были установлены, например, ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 07.12.

2004 № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве». При этом за самовольный снос зданий, сооружений в г.

Москве предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

  • 23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».
  • Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.
  • Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента. Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

  1. Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.
  2. В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:
  3. · КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;
  4. · КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;
  5. · КРТ незастроенной территории;
  6. · КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

  • Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.
  • В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.
  • Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:
  • · физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;
  • · стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;
  • · многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;
  • · многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
  • · в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.
  • Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.
  • Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.
  • По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
  • Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
  • Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:
  • · жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
  • · которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • · которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

  1. Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:
  2. · исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;
  3. · исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;
  4. · разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;
  5. · ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.
  6. Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.
Читайте также:  Льготы работникам Крайнего Севера, размер отпуска

Правомерно ли требование администрации города к собственникам квартир снести аварийный дом?

Вправе ли администрация города требовать у собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме сноса признанного аварийным жилья? Каков общий порядок (процедура) выкупа жилых помещений у собственников?

  • Ответ:
  • Администрация города (орган местного самоуправления или межведомственная комиссия) обязана потребовать у собственников жилых помещений осуществить снос или реконструкцию дома в разумный срок за счет их собственных средств.
  • Общий порядок таков:
  1. Признание дома аварийным;
  2. Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома;
  3. Изъятие земельного участка и квартир, находящихся в собственности в случае, если собственники дома не осуществили его снос или реконструкцию;
  4. Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме путем выкупа или представления иного жилья.

1. Признание дома аварийным

Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу.

2. Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома

  1. Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

    Такое «требование» органа выглядит так (на примере Омска):

  2. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 23 июля 2010 г.

    N 615-п

  4. О СНОСЕ И РАССЕЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
  5. На основании заключений межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16 июня 2010 года N N 493 — 495, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Уставом города Омска, постановляю:

1. Признать многоквартирные дома, указанные в приложении «Перечень многоквартирных домов» к настоящему постановлению (далее — многоквартирные дома), подлежащими сносу.

2. Определить срок отселения физических и юридических лиц — до 30 января 2012 года.

3. Рекомендовать собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в срок до 30 января 2012 года принять меры к сносу многоквартирных домов.

4.

Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска после истечения срока, установленного в пункте 3 настоящего постановления, в установленном порядке подготовить проекты правовых актов Администрации города Омска об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, собственники жилых помещений в которых не осуществили их снос, а также об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.

5. Департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 30 января 2012 года предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, жилые помещения для расселения.

6. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города Омска Т.А. Вижевитову.

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

На практике, разумеется, собственники жилых помещений не сносят за счет собственных средств свои же дома по причине дороговизны данного мероприятия, притом что смысла самим же сносить дом граждане, очевидно, не видят и не понимают, что и неудивительно, ибо какая-либо выгода (финансовая или какая иная) от самостоятельного сноса дома сомнительна.

См. также «План мероприятий по изъятию жилых помещений для муниципальных нужд в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Омске»

3. Изъятие земельного участка и квартир,
находящихся в собственности в случае, если собственники дома

не осуществили его снос или реконструкцию

В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением муниципальных жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).

  • Постановление об изъятии земельного участка выглядит так:
  • АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 29 июля 2010 г. N 642-п
  • ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
  • В связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, их сноса в установленный срок, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, на основании постановления Мэра города Омска от 14 декабря 2007 года N 942-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 991-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 995-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Администрации города Омска от 14 апреля 2009 года N 282-п «О сносе и расселении многоквартирного дома» постановляю:
  • 1. Изъять для муниципальных нужд земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов:
  • 1) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3056, площадью 835 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 1, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;
  • 2) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:436, площадью 207 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 5А, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;

2. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в установленном порядке осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

3. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4.

Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Такая правовая позиция отражена также в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года):

«Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст.

32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?

Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч.

10 ст.

32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст.

32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 — 3, 5 — 9 ст. 32 ЖК РФ…»

4. Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме
путем выкупа или представления иного жилья

На данную тему рекомендуем следующие публикации:

Можно ли требовать другую квартиру взамен аварийной, но не денежную компенсацию?

Выкупная цена за квартиру в аварийном доме. Что делать если не согласен с размером?

  1. Выселение из аварийного дома: выкупная цена или другое жилье?
  2. Выкупная цена аварийного жилья. Судебная практика
  3. Выкупная цена жилья включает стоимость доли в праве на земельный участок

Вернуться к началу обзора практики: «Аварийное и ветхое жилье. Снос домов, расселение, выселение, предоставление, выкуп. Судебная практика»

Рекомендуем также обзор практики: «Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ»

Реконструкция аварийного многоквартирного дома

В соответствии с ч.10 ст.

32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (2014)

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Ремонт аварийного дома — проблемы и споры (Кустова Е

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 21.06.2011 N 67-В11-3 семье в составе 4 человек была предоставлена однокомнатная квартира, которая является квартирой-студией, в которой жилая комната содержит нишу, оборудованную раковиной, при этом площадь ниши, предназначенной для использования в качестве кухни, учитывается как жилая площадь.

Семья, отказываясь переселиться в данное жилое помещение, считала, что их жилищные права были нарушены, так как в ранее занимаемой ими квартире комната была изолированной от вспомогательных помещений, в ее площадь не была включена площадь кухни.

Суд при вынесении Определения указал, что предоставление гражданам квартиры, в которой площадь кухни включена в жилую площадь, ухудшает их жилищные условия, что противоречит требованиям ст. 89 ЖК РФ.

Как признать многоквартирный жилой дом аварийным и подлежащим сносу

Нарушение порядка принятия решения влечет его недействительность. Положением установлено, что решение должно быть принято в течение 30 дней с момента принятия заявления или заключения органа, уполномоченного на проведение государственного контроля или надзора.

При этом датой принятия считается дата регистрации соответствующего заявления или заключения. Третий этап процедуры заключается в принятии органом, сформировавшим комиссию, решения о результатах ее работы. Формой такого решения является распоряжение.

В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу в распоряжении указывается срок отселения физических и юридических лиц. Договоры найма и аренды жилых помещений в таких домах расторгаются.

Именно такое распоряжение является юридически обязательным для жильцов дома, как собственников жилых помещений, так и их нанимателей. Такое распоряжение вместе с заключением в течение пяти дней с момента принятия направляется заявителю.

Распоряжение государственного или муниципального органа может быть оспорено в судебном порядке. При этом важно отметить, что основанием для признания такого решения недействительным могут послужить также отмеченные выше нарушения, допущенные при работе комиссии.

Рекомендуем прочесть:  Куда жаловаться на мошенников

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 — 3, 5 — 9 ст. 32 ЖК РФ.

Памятка по признаю жилья ветхим и аварийным

Вышеперечисленные признаки позволяют признать жилье непригодным для проживания. Данное решение выносит специальная межведомственная комиссия, которая признает жилье аварийным (если к тому есть основания) и подлежащим сносу. О процедуре признания жилья аварийным, рассказывается ниже. Но прежде, хотелось бы еще упомянуть о таком понятии как ветхое жилье.

Признать деревянный многоквартирный дом аварийным

Таким образом, сам по себе факт износа здания (выше 70%) не является достаточным основанием для вывода о том, что здание является аварийным или непригодным для проживания по иным основаниям. Кроме того, законодательством предусмотрен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.

№ 47, «Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Согласно п. 42. указанного положения, Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Рекомендуем прочесть:  Наушники обмену и возврату не подлежат

Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г.

N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст.

32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Закон РАА

Прошу Вас рассмотреть на городской межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва, _____________ (указывается наименование улицы, площади, проспекта, бульвара, проезда и т.д., номер, корпус и литера здания) __________, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Проект Постановления Правительства Российской Федерации — О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г

«В случае оценки и обследования жилого (садового) дома в состав комиссии включаются представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости, — эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Если дом подлежит сносу или реконструкции

В Обзоре разъяснено, что в этом случае нужно обращаться в суд с иском о признании решения межведомственной комиссии незаконным. Суд проверяет, вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских ­­организаций.

Что делать в случае, если дом признают аварийным: пошаговая инструкция для собственников

Если жилье построено более 40-50 лет и имеет поражения несущих частей конструкции, то по результатам ежегодной проверки его вносят в очередь на снос. Обычно процедура информирования граждан в данном случае осуществляется еще за год до начала требуемых работ. При подаче заявления собственниками жилья ждать результата всего месяц.

Лев Травнев проверил ход строительства многоквартирного дома для переселенцев из аварийного жилья

Травнев задал исполнителям работ некоторые интересующие его вопросы относительно газо- и водоснабжения, утеплителя, электропроводки, индивидуального отопления, пожарной сигнализации, обеспечения стационарной телефонной связью и благоустройства прилегающей территории.

Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов 2015 — 2020

Ответственность за содержание жилья, находящегося в собственности, лежит на его собственниках. Другими словами, человек, купивший, приватизировавший или иным способом получивший право собственности на квартиру в многоквартирном доме, получает не только права, но и обязанности по содержанию жилья в надлежащем состоянии (ремонт крыши, фасада, фундамента и т.д.).

Расселение и снос ветхих, аварийных и старых домов, при развитии застроенных территорий. Часть 3. Государственное регулирование

Фцп «жилище»

Чтобы не углубляться в далекие времена, возьмем Федеральную целевую программу (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы, на первом этапе реализации которой выполнялась подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда». На все 12 Подпрограмм на 8 отведенных на Фцп «жилище» лет заложено было поэтапное выделение средств из федерального бюджета в размере 298,8 млрд. рублей и привлечение средств населения, инвесторов и региональных бюджетов на сумму около 700 млрд. рублей.

В Фцп «жилище» декларировались политические цели развития жилищного строительства как создание условий для:

  • улучшения демографической ситуации в стране;
  • реализации эффективной миграционной политики;
  • снижения социальной напряженности в обществе.
  • Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» в 2002-2005 годах реализовывалась в 65 субъектах Российской Федерации. Из аварийного и ветхого жилищных фондов было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.

    В следующий этап подпрограмма расселения не вошла. Может быть, правительство посчитало, что все ветхое и ненужное жилье уже расселено и граждане счастливо живут в новых домах? Отнюдь.

    В Постановлении Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы», претерпевшем с тех пор 11 редакций и 1 изменение от Верховного суда, приведена печальная статистика. Зафиксировано (по данным на 2005 г.

    ), что износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.

    Жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей, и при этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.

    Основную проблему разработчики Фцп «жилище» видят в недостатке финансирования. По их прикидкам еще в 2005 году только на ликвидацию ветхого и аварийного жилья в нашей стране необходимо было вложить в строительство новых домов не менее 1 трлн. Рублей!

    А было сколько вложено? За 2002-2004 годы немногим более 12 миллиардов, из них из бюджета выделено было 2,8 млрд., то есть 23 процента от общей суммы. Остальное – средства местных бюджетов – 55%, инвесторов и населения – всего 22%. «…Не удалось в должной степени использовать ресурсы федерального бюджета для привлечения частных инвестиций», — сокрушаются разработчики Фцп «жилище».

    Несмотря на настоятельную потребность, на следующем этапе выполнения Фцп «жилище» проблеме расселения ветхого и аварийного жилья отводится всего один абзац – глубоко в недрах подпрограммы «Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства». Упоминается, что в рамках подпрограммы будут также осуществляться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или с уровнем износа более 70 процентов.

    Так что же, Правительство «отпустило вожжи» и предоставило регионам самостоятельно решать вопросы расселения ветхих и аварийных домов? Если такое и случилось, то ненадолго.

    Фонд содействия реформированию ЖКХ: политика в экономике

    В разгар кризиса 2007-2008 года было выделено на развитие Жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) 270 миллиардов рублей, которые срочно надо было реализовать. Бесконтрольная раздача денег по регионам представлялась малоэффективной.

    Поэтому с целью координации процесса расселения ветхих и аварийных домов и капитального ремонта старых зданий Правительством был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства как временное учреждение, сроком действия до 2013 года.

    Фонду были переданы эти средства для распределения по субъектам Российской Федерации, соблюдающим установленные Фондом условия.

    Фонд ЖКХ — не только посредник, который распределяет по регионам государственные финансовые ресурсы для проведения капитального ремонта и расселения ветхих и аварийных домов.

    Фактически Государственная корпорация Фонд ЖКХ представляет собой инструмент государственной политики, задачей которого — не просто тактическое манипулирование деньгами, а стратегическое решение по оздоровлению коммунальной сферы страны.

    В 2012 году в программах Фонда ЖКХ участвует 81 субъект Российской Федерации, причем на развитие жилищно-коммунального хозяйства уже на 30 июля 2012 года было освоено 437,2 млрд. рублей, из которых средства Фонда составляют 322,8 млрд. рублей, при софинансировании субъектов РФ и собственников жилых помещений в многоквартирных домах в объеме 114,4 млрд. рублей.

    Важный момент — являясь государственной корпорацией, Фонд ЖКХ имеет право распоряжаться временно свободными средствами, вкладывая их в ценные бумаги и размещая на банковских депозитах.

    А свободных средств в Фонде с самого начала было предостаточно: из 270 млрд. первично выданных рублей, в 2008 году регионам было выделено всего 18,69 млрд. рублей.

    Естественно, несколько сотен миллиардов рублей, осевших в ВТБ и других приближенных банках, активно участвовали в переделе собственности в кризисные годы.

    За период с 2008 года по настоящее время через депозитные аукционы в коммерческих банках было размещено свыше 850 млрд. рублей. Доходы Фонда от размещения временно свободных средств по состоянию на 30 июля 2012 года составили 28 млрд.

    рублей (всего!). В 2012 году по состоянию на 30 июля 2012 года через депозитные аукционы в коммерческих банках размещено 16 млрд. рублей из условий 6,84% годовых (что ниже ставки рефинансирования — хороший подарок для любого банка).

    Таким образом, Фонд содействия ЖКХ, как двуликий Янус, имеет два образа: бюрократический и коммерческий. Бюрократическим лицом он повернут к регионам, а коммерческое лицо скрыто от нескромных и любопытных глаз.

    Курирует Фонд ЖКХ Министерство регионального развития Российской Федерации. Надо сказать, что, несмотря на декларируемую прозрачность деятельности Фонда ЖКХ (в Интернете имеются аж два сайта, освещающие работу этой организации: www.reformagkh.

    ru и официальный сайт www.fondgkh.ru) он представляется структурой непростой и неоднозначной. Не исключено, что за жесткой позицией в вопросах предоставления жилья в столице и регионах, о которых шла речь в предыдущих частях данной статьи, стоит именно Фонд ЖКХ.

    Муниципальные органы может и рады бы погасить конфликт в зародыше, выдав непокорным жильцам соответствующее их потребностям жилище взамен изъятого, не доводя до суда, но требования Фонда заставляют идти до конца, презрев представления о социальной справедливости и простой житейской логике.

    Не даром практически во всех судебных заседаниях подобного рода в качестве «третьих лиц» приглашаются представители Государственной корпорации «Фонд содействия реформирования ЖКХ». На суды представители Фонда, как правило, не ходят. Зачем?

    Условия от Фонда ЖКХ

    Справедливости ради следует отметить, что Фондом была проведена огромная учетная работа, взят «на карандаш» каждый аварийный и нуждающийся в ремонте дом. За годы существования Фонда было проверено 676 муниципальных образований и обследовано 3 959 многоквартирных домов.

    Чтобы местным властям получить помощь из федерального бюджета на задуманные акции по расселению старых и аварийных домов, необходимо:

  • составить региональную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда;
  • представить заявку с доказательствами, что ситуация в регионе соответствует требованиям Фонда ЖКХ;
  • отчитаться о расходовании ранее полученных средств.
    • Предварительно следовало перевести коммунальное хозяйство на коммерческие рельсы.
    • Фонд ЖКХ оказывает финансовую поддержку при условии, что на территории муниципального образования:
  • Будет функционировать коммерческих организаций коммунального комплекса и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах:
  • в 2008 г. — не менее 25%,
  • в 2010 г. — не менее 50%,
  • с 1 июля 2012 г. — не менее 80%.
  • Разработаны нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривающие формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья (ТСЖ); при этом количество ТСЖ должно достигать не менее 10% в многоквартирных домах, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
  • Разработаны региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, соответствующие требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Определена часть бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
  • Есть отдельные условия для предоставления средств на капитальный ремонт, но они лежат за рамками данной статьи.

    Большинство заявок удовлетворяется: регионы отлично понимают, что за счет местного бюджета расселение из старых и аварийных домов было бы практически невозможно. Случаются накладки.

    Так, в 2012 году было приостановлено финансирование Тульской и Тверской областей в связи с «нарушениями по завершению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».

    Судя по формулировке, муниципальные власти просто не успели освоить предыдущую порцию денежных вливаний.

    Такой вот парадокс: передача функций по обеспечению полуразрушенного коммунального хозяйства в ведение коммерческих организаций, которая не получилась в рамках Федеральной целевой программы «Жилище», отлично сработала благодаря одновременно бюрократическому и финансовому воздействию.

    Однако за пять лет ситуация не слишком изменилась. По данным Росстата по состоянию на январь 2011 года в Российской Федерации 1 639 451 многоквартирных домов, где проживают около 45 млн. человек, имеют износ от 30 до 65 процентов и требуют капитального ремонта; износ более 66% приходится на 56,1 млн. кв.м. жилья, из них аварийного – 16,8 млн. кв.м.

    В настоящее время, по состоянию на 01 августа 2012 года, в 2012 году в заявки Фонда по переселению включено всего 1 193 домов жилой площадью 325 040 кв.м. на 22 434 жильцов.

    Всего за время существования Фонда рассмотрено и одобрено заявок по переселению 10 856 домов жилой площадью 2 766 290 кв.м. на 187 444 человека.

    То есть примерно за пять лет работы переселено и планируется переселить всего 12% только от объема аварийного жилья, без учета ветхих и домов с износом более 60%.

    На самом деле текущие темпы капитального ремонта и переселения из ветхих/аварийных домов настолько малы, что не поспевают за тенденцией устаревания жилого фонда страны. Речь не идет о поднятии уровня жизни граждан, основная текущая задача — не допустить сильного отставания в этой области и сопутствующих катастроф.

    Что у Фонда не отнимешь – так это информационную составляющую. На сайте «Реформа ЖКХ» www.reformagkh.ru можно найти конкретную информацию по дому, если он включен в программу расселения и отследить текущую ситуацию.

    Например:

    г. Санкт-Петербург, ул Блохина д.6/3.

    1. Ввод в эксплуатацию – 1881 г.;
    2. Количество жильцов — 130 человек;
    3. Жилых помещений — 70

    Площадь — 10 806 кв.м.

    Площадь жилых помещений — 2 715,70 кв.м.

    Дом признан аварийным в связи с физическим износом актом № 615-р от 09.07.2007.

    Выделено средств на расселение: Фондом ЖКХ — 40 735 500 руб, из местного бюджета столько же — 40 735 500 руб.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *