Ребенок нанес травму другому ребенку

«На площадке один ребёнок разбил бровь другому. Мать обидчика ничего не сделала, даже ухом не повела. Как реагировать на ситуацию? Что делать?»

Ответ эксперта Екатерины Иштар

Мы попросили ответить на этот вопрос эксперта Екатерину Иштар. Она заведовала сетью детских центров и в течение 10 лет работала с детьми в возрасте от 1 до 7 лет:

Часто бывает так, что родители не могут справиться со своими детьми, не умеют с ними разговаривать, и пытаясь выглядеть перед другими родителями «нормальными» (а не кричащими или истеричными, какими они не хотят быть в глазах окружающих), они просто отмалчиваются. Если вы поняли, что перед вами именно такой родитель – берите ситуацию в свои руки:

  1. Первое, что нужно сделать – это оценить ущерб и помочь своему ребёнку. Успокойте и обнимите ребёнка, осмотрите последствия стычки, возьмите салфетки, которые нужны, чтобы обработать ранки.
  2. Второе – определите главную цель: вам нужно сделать так, чтобы обидчик извинился и больше так не делал.

Установите контакт с обидчиком

Ребенок нанес травму другому ребенку

Без лишней агрессии, без повышения голоса, обратитесь к обидчику напрямую. Не к его маме, а именно к ребёнку.

Важно! Не трогайте чужого ребёнка руками – этим вы можете вызвать реакцию защиты мамы этого ребенка, и тогда ничего не получится.

Ваше обращение должно исходить из чувства помощи, а не из желания наказания, потому что реальной причины конфликта мы не знаем, и не знаем, кто у них виноват или «первый начал».

«Что вы тут делаете?»

Сначала попробуйте разобраться и задайте вопрос: «Что же вы тут делаете?» При этом обнимайте своего ребёнка, чтобы он чувствовал родительскую защиту. Помните, тон голоса не должен выдавать ваш страх или беспокойство.

Обычно на этом месте дети начинают жаловаться, никакой конкретики. Пропускаем мимо ушей.

– Спросите далее: «Как же ты смог его так сильно ударить? Ты, наверно, очень сильный?» Этим вопросом вы сможете восстановить потерю контроля у обидчика.

Если пошла кровь, конечно, любого ребёнка это испугает. Вы потихоньку обрабатываете ранку и продолжаете общаться.

– Говорите далее: «Раз в тебе столько силы, ты, наверное, уже очень большой?»

– Далее констатация факта: «Ты очень больно сделал Пете/Вове. Ты понимаешь это? Посмотри, какая ранка».

– Проявляем заботу и о чужом ребёнке: «А тебе не больно было так бить? Как ты думаешь, кому сейчас больнее?»

Разрешите конфликт

Ребенок нанес травму другому ребенку

Далее по ситуации:

  1. Если ребёнок осознал, вы легко договоритесь о новых правилах дружбы.
  2. Если ребёнок не осознал или не показывает, что понимает, попробуйте ещё раз.

Дайте понять, что вы не враг ребёнку и предложите ему решение проблемы:

– «В тебе столько силы, вон какие большие у тебя кулаки! Покажи мне свой кулак. Для чего же в тебе столько силы?»

– «Ты, наверное, мог быть хорошим защитником или спасателем? Это очень сложная работа!»

– «Давай посмотрим вокруг – ты был бы самым лучшим защитником! А ты как думаешь?»

–  «Ты мог бы, например защищать животных или заступаться за свою маму. Или даже защищать других детей! Давай будем направлять твою супер силу на защиту? Ведь не каждый обладает такой силой, как у тебя!»

После этого, если ребёнок адекватно соглашается с вашей игрой, он извинится, и вы установите новые правила.

Если не получилось достучаться до обидчика

Если чужой ребёнок остался безучастен к вашим словам и не проявляет понимания, возможно, вашего педагогического навыка не достаточно, чтобы помочь этому ребёнку осознать всю картину и сделать правильные выводы. Но вы попытались. И более того, в подобном диалоге вы можете выяснить очень многое об этом ребёнке и сделать для себя вывод, будете вы позволять им дружить дальше или нет.

После такого количества комплиментов чужому ребёнку обязательно найдите не менее важные слова для своего! Сначала много-много похвалите. После поговорите тет-а-тет о ситуации и только потом научите, как себя вести в другой раз, если подобное повторится.

Для лучшего понимания ситуации и методов решения подобных конфликтов среди детей, наш эксперт рекомендует родителям обратить внимание на книгу Фазера и Мазлиша «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик

Ответственность за нанесение побоев несовершеннолетним

В настоящее время, к сожалению, нередки случаи возникновения конфликтных ситуация с применением физического насилия в различных детских коллективах, в том числе и школе.

Все преступления, посягающие на жизнь и здоровье малолетних, связанные с избиением, можно условно разделить на 3 вида: побои; причинение вреда здоровью различной степени тяжести; истязание.

Побои — самое легкое преступление из вышеуказанных, характеризуется однократным или неоднократным нанесением ударов, причинивших боль, которые не влекут расстройства здоровья и потери трудоспособности.

С 14 июля 2016 года состав правонарушения «побои» внесен в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Теперь за нанесение побоев граждане несут административную ответственность, но только в том случае, если их действия не повлекли последствий, установленных статьей 115 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как привлечь к ответственности за нанесение побоев несовершеннолетнему? Порядок действий в данном случае зависит от лица, от которого исходит конфликт. Чаще всего это другой несовершеннолетний. Для начала надо попытаться урегулировать подобную ситуацию — провести профилактическую беседу с участием обоих сторон конфликта и их родителей, педагога-психолога. Если несовершеннолетние обучаются в учебных заведениях, то можно подать заявление с просьбой провести профилактическую беседу с ребенком и родителями непосредственно в комиссию по делам несовершеннолетних. Если вы обеспокоены ситуацией, и ребенку причинили значительные телесные повреждения, вы можете подать заявление по этому факту в полицию.

С какого возраста наступает ответственность за нанесение побоев? Статьей 2.3. КоАП РФ установлено, что к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Иными словами, в случае причинения побоев несовершеннолетним ребенком, не достигшим возраста 16 лет, он не может быть привлечен к ответственности в силу возраста. В таком случае сотрудники полиции примут решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, а именно субъекта преступления.

Отказ в возбуждении дела направляется в комиссию по делам несовершеннолетних. Ребенка поставят на учет в качестве неблагополучного несовершеннолетнего или всю семью в качестве неблагополучной семьи и будут периодически приглашать на комиссии для профилактической беседы, а также обследовать жилищно-бытовые условия.

Кроме того, родителей малолетнего могут привлечь к ответственности за ненадлежащее исполнение (неисполнение) родительских обязанностей.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, в том числе за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ) и др.

Кроме уголовной ответственности за драки несовершеннолетних детей, есть еще и гражданско-правовая. Поэтому можно обратиться и в суд с гражданским иском о возмещении вреда.

Ребенок нанес травму другому ребенку

Травма ребёнка в детском саду: кто виноват и что делать

Ребенок нанес травму другому ребенку Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Бывает, что ребенок приходит из детского сада в синяках или царапинах. Реже — получает в группе более серьезные повреждения: перелом, сотрясение мозга.

Педсовет поговорил с адвокатами Ольгой Крыловой и Надеждой Швыревой и выяснил, кого закон считает ответственным за травмы ребенка, полученные в дошкольном учреждении, и как вести себя взрослым при несчастном случае. 

Кто ответит за травму 

Типичная картина: ребенок бегал на прогулке, споткнулся и разбил колено. Или двое детей не поделили игрушку, один толкнул другого, оставив синяк.

Родители спешат разобраться в ситуации и направляются прямиком к воспитателю. И у них есть на это основание.

Ведь по закону «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья и обеспечение безопасности детей в дошкольном образовательном учреждении целиком лежат на его персонале и администрации. 

Работники сада обязаны:

  • проводить профилактику несчастных случаев во время пребывания детей в организации;
  • расследовать несчастный случай, если он уже произошел;
  • уметь оказать первую помощь по необходимости.

«В соответствии с ч.3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред здоровью, причиненный малолетнему во время его нахождения под присмотром в образовательной организации, всегда ложится на образовательную организацию», — комментирует член адвокатской палаты Москвы Ольга Крылова. 

Читайте также:  К чему может привести рассмотрение встречного иска?

Обязанности воспитателя в отношении охраны жизни и здоровья детей на территории сада регулируют его трудовой договор и должностная инструкция. Но и они основываются на действующем законодательстве.

Оставленные без присмотра ножницы, сломанные качели, открытый канализационный люк на детской площадке — все это угроза безопасности ребенка, которую обеспечивает сад. И даже если ребята повздорили, в результате чего один из них или оба получили травму, виноватым останется воспитатель, который за ними «недосмотрел».

«Виновато будет учреждение, которое не обеспечило надлежащий надзор. Даже родители обидчика в этом случае ответственности не несут», — говорит председатель ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет» Надежда Швырева. 

Выходит, что закон в отношении работников сада немилосерден. Но как же им быть, ведь даже у самого внимательного и ответственного воспитателя ребенок может порезаться листом бумаги или прищемить палец дверцей шкафа?

Как действовать воспитателю 

Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись. 

В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:

  1. Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.

Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.

  1. Исключить повтор инцидента с другими детьми.

Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно. 

  1. Зафиксировать обстановку на момент происшествия.

Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц.

«Для воспитателя лучше всего зафиксировать текущую обстановку, чтобы ни у руководства образовательной организации, ни у родителей впоследствии не возникло дополнительных вопросов», — советует Ольга Крылова. 

Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен: 

  • проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
  • принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
  • обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.

Есть порядок расследования и учета несчастных случаев с воспитанниками детского сада, установленный Приказом Министерства образования. Дополнительно в садах вводятся собственные инструкции на случай повреждений. 

Виды ответственности работников сада 

Существует три вида ответственности для работников детского сада, которые не смогли обеспечить безопасность детей:

1. Дисциплинарная 

Когда наступает?

В случае, если воспитатель нарушил правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, алгоритм оказания помощи ребенку или пренебрег техникой безопасности. Так, если сотрудник оставил детей одних во время прогулки, он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, даже если никто из ребят не пострадал. 

Чем грозит?

Воспитатель отвечает перед своим работодателем, с которым у него заключен трудовой договор, причем даже если родители не предъявляют претензии к образовательной организации.

Решение о дисциплинарном взыскании принимается комиссией по расследованию произошедшего. На основании его результатов директор сада назначает взыскание.

Наказанием может быть замечание, выговор или увольнение — оно избирается в зависимости от тяжести проступка. 

2. Гражданско-правовая 

Когда наступает?

Если в саду не соблюдались меры безопасности, из-за чего последовала травма и здоровью ребенка был нанесен ущерб: он сломал руку на физкультуре, разбил колено из-за падения с качелей. 

Чем грозит?

Ответчиком в этом случае выступает учреждение, так как, согласно Гражданскому кодексу РФ, юридическое лицо (детский сад) несет ответственность за вред, причиненный его работником. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков и морального вреда, уплате неустойки (штрафа, пени). 

3. Уголовная 

Когда наступает?

Если здоровью ребенка причинен серьезный вред (перелом позвоночника, ожоги и обморожения, потеря зрения или слуха) или последовала смерть. 

Чем грозит?

В зависимости от тяжести травмы и повлекшей ее причины, ответчиком в суде может быть детский сад или конкретный воспитатель.

Травма, полученная из-за ненадлежащего исполнения работниками сада своих профессиональных обязанностей, наказывается согласно части 2 статьи 118 УК РФ: ограничением свободы на срок до четырех лет либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать должность. Ольга Крылова утверждает: оправдательные приговоры в таких случаях практически не выносятся. 

Что делать родителям

Бежать ли в суд по поводу каждой царапины и требовать ли компенсации за пластырь и зеленку — это решение родителя. Но если травма серьезная и требуется лечение, родитель имеет право обратиться к администрации сада за возмещением затрат. 

Порядок действий родителя при этом следующий:

Травму нужно подтвердить медицинскими документами: подойдет заключение врача, справка, выписной эпикриз.

  1. Обратиться к администрации сада.

Конфликт можно разрешить в досудебном порядке. Для этого нужно предоставить заключение о наличии травмы, чеками подтвердить затраты на лечение, доказать его необходимость медицинскими документами. Обычно в таких случаях организуется встреча с родителями, на которых стороны приходят к обоюдному решению. 

Понадобятся все собранные ранее документы, список свидетелей и их показания, аудио- и видеоматериалы. 

Родитель может рассчитывать на два вида компенсации:

Учреждение возмещает сумму, затраченную родителями на лечение ребенка. Сюда относятся поход к врачу, пребывание в стационаре, оплата лекарств и реабилитации. 

«Убытки, связанные с лечением, возмещаются, если вы не имели возможности получить лечение по полису», — уточняет Надежда Швырева. 

  • Компенсация морального вреда. 

Это сумма, в которую родитель оценивает собственные переживания по поводу травмы ребенка. Ее окончательный размер определяет суд. 

Кто ответит за травмы школьника? — Адвокат Виктория Дергунова

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников во время образовательного процесса (ст.32 Закона об образовании). Закон обязывает школу создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст.

51 Закона об образовании). Это значит, что, если ребенку был причинен вред, но между его родителями и школой не был заключен договор на оказание образовательных услуг, то есть ребенок не является учеником школы, то школа может быть освобождена от ответственности.

Ответственность школы по общему правилу всегда наступает в случае, если в период причинения вреда ученик находился под ее надзором (презумпция вины школы). В такой период входит нахождение ребенка:

  • на уроке, во время которого, например, между учениками возникает конфликт, который приводит к драке и причинению вреда здоровью одному из них.
  • на перемене, на которой ребенку были причинены травмы в результате драки с другим учеником в коридоре школы.
  • в группе продленного дня, например, в случае получения ребенком травм в результате падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы во время прогулки.
  • во время учебного процесса в школьном дворе, на котором фактически находятся дети вместо уроков, в случае если между ними произошел конфликт, приведший к причинению кому-либо из них травм.
  • не на территории школы, однако под надзором ее работника (учителя, тренера и т.п.), например, когда при совершении поездки на соревнования ребенок разбивает окно автобуса, в результате чего причиняет имущественный вред перевозчику.
  • в школе после уроков, например в случае получения травм в результате случайного падения в раздевалке школы, даже если школа не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • в школьном автобусе, если школа организует перевозку и сопровождет учеников до дома после уроков. Например, в пути следования школьного автобуса ученик засыпает на пассажирском сиденье. По прибытию школьного автобуса к конечной остановке учитель, назначенный приказом директора ответственным лицом за жизнь и здоровье детей при сопровождении в школу и обратно, не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. Водитель автобуса после высадки учеников и учителя проследовал на территорию автобусного парка, где в нарушение должностной инструкции также не производит визуального осмотра салона автобуса и запускает его в парк, а затем в стояночный бокс, где его закрывает и оставляет на ночь. Ребенок просыпается и понимает, что находится в школьном автобусе, а автобус в гараже, безуспешно попытается самостоятельно открыть двери автобуса, зовет на помощь. Продолжая искать выход все-таки открывает водительскую дверь и выбирается из стояночного бокса через окно и трубу, проходящую вдоль стены, в результате чего он получил травмы и в дальнейшем был доставлен в больницу для оказания медицинской помощи.
  • Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них должностных обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют необходимого контроля за поведением учеников с целью предотвращения причинения ими травм друг другу, своевременно вмешиваясь в возникающие между ними конфликты.
  • Во всех указанных примерах, школа будет привлечена к ответственности, поэтому родители смело могут требовать проведения внутреннего расследования, установления виновных лиц и компенсации понесенного ими материального ущерба на лечение и реабилитацию детей и причиненного детям морального вреда в судебном порядке, в случае, если школа отказывается удовлетворить их требования добровольно.
  • В каком случае школа будет освобождена от ответственности за вред, причиненный ученику?
  1. В случае отсутствия между школой и родителями юридически оформленных договорных отношений об оказании образовательных услуг.
  2. В случае проявления родителем халатности, выраженной в недосмотре за его собственным ребенком, например, когда до начала тренировки и до момента передачи ребенка тренеру ребенок хотя и находится на территории школы, но фактически находится под контролем и надзором родителя, который, не досмотрев за его поведением и действиями, допустил получением им травм в результате несчастного случая — падения с лестницы.
  3. В случае, когда пострадавшему ребенку, хотя и находившемуся под надзором школы, вред был причинен не по вине школы. В этом случае школе не придется отвечать за произошедшее, если будет установлена ответственность родителей ребенка – причинителя вреда. Например, если ребенок пошел гулять вместо занятий и причинил кому-то вред, вероятнее всего, к ответственности наряду со школой будут привлечены родители за неосуществление своих обязанностей. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.
Читайте также:  Пересмотр алиментов: с 2009 г. в разводе выплачиваю денежные средства с 2011 г

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск (то есть потребовать уже с них компенсировать полностью или частично ущерб, который был взыскан со школы родителями пострадавшего ребенка), в случае, если будет доказано что со стороны родителей имело место безответственное отношение к воспитанию ребенка и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), а также отсутствовало надлежащее выполнение своих родительских обязанностей, которые на него возложены статьей 63 Семейного кодекса РФ.

  1. В случае достижения ребенком 14 лет он самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). Когда у несовершеннолетнего нет доходов или имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

На что вправе рассчитывать родители, ребенку которых был причинен вред?

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или его родителей, если он не достиг совершеннолетия.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

Как призвать к ответственности виновных?

  1. Нужно представить в школу медицинские документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную медицинскую помощь, вызывается скорая. Из архива подстанции скорой помощи впоследствии можно получить подтверждающие травму документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
  2. Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае, а также иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные с ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных. Школа не вправе отказать в выдаче указанных документов. Если школа отказывает, можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.
  3. Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Дети могут быть также вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетеля.
  4. Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения лечения, не предусмотренного ОМС, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
  5. Необходимо сохранить чеки, медицинские документы о ходе лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных и необходимых трат в связи с полученной травмой, обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

После сбора и получения всех указанных документов, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Обратиться к адвокату с целью получения правой оценки ситуации;
  2. Составить досудебную претензию к образовательному учреждению и(или) родителям ребенка-причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.
  3. Обратиться в суд путем подачи соответствующего иска. Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 руб. заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд — в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина). По общему правилу исковое заявление направляется в суд по месту жительства (месту нахождения) ответчика -школы или родителей ребенка -причинителя вреда. Вместе с тем возможна иная подсудность по выбору истца. В частности, с требованием о компенсации морального вреда также можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

Подробнее читайте на страницах Адвокатской газеты.

О причинении вреда здоровью несовершеннолетних

Отправляя ребенка в сад, школу или иное учреждение (в том числе медицинское – санаторий, госпиталь и др.), где он находится под присмотром педагогических или медицинских работников, родители надеются на добросовестное исполнение обязанностей сотрудниками учреждений.

                К сожалению, некоторым родителям приходится сталкиваться с ситуациями, когда несовершеннолетнему в период его нахождения под присмотром образовательной или иной организации причиняется вред здоровью.

                По общему правилу, установленному ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если вред здоровью ребенка причинен в результате неправомерных действий (бездействия) работников учреждения, где временно под присмотром находился ребенок (школа, больница, санаторий и др.), то иск в суд подается к данному юридическому лицу.

                В ситуации, когда вред здоровью ребенка причинил другой несовершеннолетний (например, в процессе ссоры, драки), то в соответствии с ч. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

                Кроме того, действующее гражданское законодательство устанавливает презумпцию виновности образовательного или иного учреждения в причинении вреда несовершеннолетнему во время нахождения его под надзором данного учреждения.

                По требованиям о возмещении вреда, заявленным в соответствии со ст. 1073 ГК РФ, родителями несовершеннолетнего суд обязан привлечь к участию в деле в качестве соответчика образовательное (или иное) учреждение, в стенах или на территории которого несовершеннолетний находился в момент причинения им вреда.

                Рассмотрим на примере следующую ситуацию.

                Е.М., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Е.И., обратилась в суд с иском к семье М. о компенсации морального вреда, указав, что ее несовершеннолетний сын обучается в муниципальной школе, в которой также учится сын ответчиков – М.С. В один из дней учебного года у здания школы несовершеннолетний М.С. в ходе борьбы с ее сыном упал на него, причинив вред его здоровью.

По данному факту Е.М. обратилась в полицию, сотрудниками которой была проведена проверка и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего сына ответчиков в связи с отсутствием в деянии состава преступления, поскольку причинитель вреда на момент совершения деяния не достиг возраста, с которого допускается привлечение к уголовной ответственности.

                Из акта судебно-медицинского исследования следовало, что при обследовании Е.И. у него выявлено повреждение, которое расценивается как тяжкий вред здоровью. После полученной травмы сын истицы находился на лечении, перенес тяжелую операцию и длительное восстановительное лечение, возникли проблемы психологического характера, в связи с чем понадобилась помощь психолога.

                Е.М. ссылалась на то, что действиями несовершеннолетнего М.С. ее сыну причинен моральный вред (физические и нравственные страдания), просила на основании положений ст. 1073 ГК РФ взыскать с родителей несовершеннолетнего компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.

Читайте также:  Документы при увольнении по собственному желанию в 2020 году: какие должны выдать работнику, полный перечень

                В судебном заседании было установлено, что в досудебном порядке родители М.С. выдали истице расписку, согласно которой обязались в добровольном порядке возместить причиненный вред в размере 100 тыс. рублей. От указанной суммы ими было передано Е.М.

30 тыс. рублей, оставшуюся часть ответчики выплачивать отказались, указав, что ответственность должна нести администрация школы, не обеспечившая надлежащий контроль за поведением детей, т. к. драка произошла на территории образовательного учреждения в учебное время.

                Решением суда первой инстанции с семьи М. в солидарном порядке взыскана компенсация морального вреда в размере 70 тыс. рублей. Апелляционным определением решение районного суда изменено в части, в пользу истицы в счет компенсации морального вреда с каждого из родителей М.С. взыскано по 35 тыс. рублей.

                Ответчики не согласились с судебными постановлениями и обратились с кассационной жалобой.

                Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала следующее.

                В силу положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 названного выше федерального закона).

                Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

                В соответствии с п. 2.

3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы сотрудники, ведущие преподавательскую деятельность, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.

                В абзаце третьем п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.

2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что в случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, лицее), медицинской организации (например, в больнице, санатории) или иной организации, осуществлявших за ним в этот период надзор, либо у лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, эти организации или лицо обязаны возместить причиненный малолетним вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора.

                В п. 16 названного постановления указано, что родители (усыновители), опекуны, попечители, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор, отвечают в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 1073, п.

2 ст. 1074 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т. п.).

                Образовательные, медицинские и иные организации, где малолетний временно находился, а также лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора (п. 3 ст. 1073 ГК РФ), отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда.

                При предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного малолетним в период его временного нахождения под надзором образовательной, медицинской или иной организации либо лица, осуществляющего над ним надзор на основании договора, суды должны учитывать, что пределы ответственности родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных, медицинских и иных организаций либо лица, осуществляющего над малолетним надзор на основании договора, на которых в силу ст. 1073 ГК РФ может быть возложена обязанность по возмещению вреда, различны.

                Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что образовательная организация, где несовершеннолетний (малолетний) временно находился, отвечает за вред, причиненный несовершеннолетним, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда. Обязанность по надлежащему надзору за несовершеннолетними должна осуществляться образовательной организацией не только во время пребывания малолетнего в стенах образовательного учреждения, но и на его территории, закрепленной за этим учреждением в установленном порядке. Если малолетний причинил вред, находясь под надзором образовательного учреждения, то это образовательное учреждение предполагается виновным в причинении вреда и обязано возместить вред, если не докажет, что вред возник не по его вине.

                Применительно к спорным отношениям в соответствии с действующим правовым регулированием школа должна была доказать отсутствие своей вины в причинении морального вреда малолетнему учащемуся Е.И., находившемуся на территории школы непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут).

                Однако в данном деле суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что малолетние дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, в связи с чем школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные М.С. действия.

                Рассматривая иск Е.М.

, суды исходили из того, что причинение вреда ее малолетнему сыну произошло после окончания уроков и завершения учебного процесса, каких-либо школьных мероприятий на территории участка, находящегося в пользовании школы, не проводилось, а администрацией учебного заведения не принимались обязательства в отношении учащихся по их сопровождению до дома после окончания учебного времени и контроля за их поведением либо иные обязательства по передаче учащихся их родителям.

                Между тем образовательные и иные организации, где малолетний временно находился, в силу п. 3 ст.

1073 ГК РФ отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда, и такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения малолетних в образовательном учреждении, в том числе и на закрепленной за образовательным учреждением территории.

                Судебные инстанции не учли, что несовершеннолетним М.С. вред несовершеннолетнему Е.И. был причинен на территории школы непосредственно после окончания учебных занятий, то есть в период, когда несовершеннолетние должны находиться под надзором образовательного учреждения, и, соответственно, к спорным отношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 1073 ГК РФ.

                Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций не привлекли школу к участию в деле, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации судебные акты отменила, гражданское дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

                ТАТЬЯНА ДОСЬКОВА, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

              Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 04 (210) дата выхода от 22.05.2020.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *