Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

По действующим правилам?Вопрос предоставления жилья детям сиротам регулируется Федеральным закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также общими требованиями Жилищного кодексак категории детей-сирот относятся граждане до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Детьми, оставшимися без попечения, считаются дети (до 18 лет), чьи родители были лишены родительских прав или признаны недееспособными.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья при соблюдении одного из следующих условий:

  • Достижение возраста 18 лет;
  • Признание дееспособности в установленном законом порядке (например, вступление в брак);
  • Выпуск из социального учреждения (детские дома, интернаты);
  • Окончание военной службы, окончание обучения в образовательном учреждении.

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

При этом у ребенка не должно быть в собственности жилья, и он не должен быть нанимателем помещения.

Жилье предоставляется по договору социального найма. Он заключается сроком на 5 лет и в дальнейшем может быть продлен еще на 5 лет (но только один раз). Срок действия договора социального найма в этом случае не может быть сокращен.

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

Жилье для детей сирот должно быть:

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

  • Предоставлено из специализированного фонда региона по месту жительства ребенка;
  • Жилье должно быть отдельной полноценной квартирой (комната в коммунальной квартире в данном случае не подходит);
  • Площадь предоставляемой квартиры должна быть не меньше норматива, установленного органом местного самоуправления;

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

  • Жилье не должно быть признано аварийным.  

Если жилье предоставлено с нарушениями, то за защитой прав можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка Российской Федерации или в суд.

Для обеспечения жильем детей-сирот в каждом субъекте формируется региональный список нуждающихся. Порядок включения в список заявительный. Детей-сирот в него включают с 14 лет.

  • Как правило, с заявлением о включении в региональный список обращаются законные представители, органы опеки, попечительства и патронажа по месту жительства) детей-сирот.
  • На органы опеки и попечительства возложены обязанности по организации работы по включении детей-сирот в список нуждающихся своевременно.
  • Законом также предусмотрена возможность подачи заявления детьми-сиротами самостоятельно в следующих случаях:
  • Достижение ими возраста 18 лет;
  • Признание их дееспособности в установленном законом порядке (например, вступление в брак);
  • Достижение ими возраста 23 лет, в случае если ребенка-сироты нет в списке нуждающихся.

Ответственность за ведение списка возложена на органы власти субъекта. Например, в Свердловской области список ведет – Министерство социальной политики, в Орловской области – Департамент образования и молодежной политики, в Москве – Департамент социальной защиты населения.

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

Заявление о включении в список подается законным представителем ребенка (или самостоятельно) в местную администрацию (лично или через МФЦ).

К заявлению прикладываются подтверждающие документы. Обычно их список включает:

  • свидетельство о рождении;
  • копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
  • копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя).

Дополнительно могут потребоваться паспорт, договор социального найма жилого помещения (при наличии), документы, подтверждающие невозможность проживания в жилом помещении и другие документы.

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

Заявление о включении в региональный список рассматривается в течение 60 дней.

Если ребенку отказано во включении в список необоснованно, то за защитой прав можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка Российской Федерации или в суд.

Нет, гарантированное государством право на жилье ребенку-сироте нельзя заменить другими формами государственной поддержки. 

После включения в список придется подождать, пока жилое помещение будет предоставлено. Скорость предоставления жилья зависит от финансирования в каждом субъекте, а также от количества детей-сирот, стоящих в очереди в регионе.

Счетная палата померила сиротские метры

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.
Читайте также:  Определение порядка пользования жылым помещением.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Предоставление жилья детям сиротам

Предоставления жилья для детей сирот по закону и порядок обеспечения

В РФ проживает немало граждан со статусом дети-сироты. Многие из них получают пособия и льготы, а кто-то может получить от государства квартиры сиротам. Чтобы воспользоваться данной госпомщью, необходимо знать по какой схеме производится предоставление жилья детям сиротам.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Требования и условия предоставления жилой площади детям-сиротам регламентированы такими законодательными актами:

  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», в котором содержатся государственные гарантии в сфере социального обеспечения детей-сирот и тех несовершеннолетних лиц, которые остались без попечения родителей;
  • статьями 54 и 123 Семейного кодекса РФ;
  • статьей 292 Гражданского кодекса РФ.

Согласно вышеперечисленных законодательных актов, дети-сироты могут рассчитывать на получение социального жилья от государства только при соблюдении следующих условий:

  • претендент на получение государственного обеспечения не должен иметь выделенного жилья, которое ему досталось от родственников или по договору найма;
  • сирота не должен являться собственником социального имущества, полученное ранее по договору найма;
  • на момент обращения в компетентные социальные органы сироты должны проживать в таких условиях, которые по закону признаются неприемлемыми.

Кроме вышеперечисленных условий, которые необходимы для реализации ребенком-сиротой права на получение социального жилья, одним из основных критериев считается такое понятие, как «невозможность проживать в нынешнем помещении». Невозможность проживания признается таковой только при наличии следующих условий:

  • вместе с ребенком, который остался без попечения родителей, на одной площади проживают члены семьи, что имеют тяжелые хронические заболевания;
  • на одной площади с сиротой проживают люди, лишенные родительских прав;
  • помещение, в котором проживает ребенок-сирота, официально признано нежилым и непригодным для жизни;
  • жилплощадь не соответствует санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ;
  • претендент на получение социального жилья уже обеспечен жилплощадью, которая по квадратуре значительно меньше той, что полагается по законодательству РФ – 18 кв. метров на одного человека, но в разных регионах РФ этот норматив может отличаться.

Если ссылаться на статью 8 Закона №159, установленной нормы жилой площади, которую необходимо выделить сироте, не установлено, а лишь сказано, что в каждом муниципальном образовании по договору социального найма устанавливаются индивидуальные размеры жилой площади.

Обратите внимание! Все условия должны быть подтверждены документально, поэтому при написании и подаче заявления претендент на получение жилья должен предоставить все подтверждающие документы.

Что касается условий самого жилья, то они должны отвечать таким требованиям:

  • в качестве социального жилья не могут быть предоставлены части коммунальной квартиры – жилплощадь для детей-сирот или граждан, что остались без попечения родителей, должна быть отдельной;
  • в жилом помещении обязательно должна быть вода, газ, электричество, отопление и другие коммунальные блага.

Также по закону, месторасположение социального жилья должно быть в том же регионе, где прописан претендент на него. В случае отсутствия официальной регистрации сироты, жилплощадь должна быть предоставляться там, где он находится под опекой.

Кому положено жилье от государства

Сироты и несовершеннолетние дети, лишенные родительского попечения, обеспечиваются жильем муниципалитетами. Жилплощадь выдается из социального фонда, если он имеется. В случае его отсутствия сироты получают сертификат на целевые средства, потратить которые можно только на покупку жилья.

Механизм обеспечения социальным жильем данной категории граждан претерпел законодательные изменения, но получатели государственной помощи остались неизменными. Так, в 2019 году получать жилье от государства будут следующие категории граждан:

  • сирота или ребенок, лишенные родительской опеки и которые достигли совершеннолетия;
  • сироты, которые стали дееспособными раньше наступления 18 лет;
  • дети-сироты, которые получили профессиональное техническое образование или вернулись с армейской службы;
  • сироты, отбывавшие срок в колонии для несовершеннолетних или местах лишения свободы.

Обратите внимание! Претендент, который хочет получить решение жилищной проблемы от государства, должен заявить о своем желании официально. Возраст гражданина должен быть в пределах от 18 до 23 лет.

Все критерии – возраст, лишение опеки и официальное заявление претендента одинаково важны. И если не соблюсти хотя бы один из них, то государство снимает с себя ответственность в разрешение жилищной проблемы ребенка-сироты. И это будет законным актом.

Сирота будет стоять в очереди даже после наступления им 23 лет – до момента получения его законного права. Снять его с очереди по закону можно только в следующих случаях:

  • получение отдельной квартиры или дома;
  • получение сертификата на целевое приобретение жилья.

На практике встречались случаи, когда сироты получали квартиру или дом в возрасте 45-50 лет.

Прежде чем сирота получит социальное жилье, государственные органы тщательно проверяют:

  • есть ли у претендента в собственности жилье или его доли;
  • есть ли у граждан, проживающих совместно с сиротой, жилое помещение, которое передано по договору найма;
  • есть ли у его родственников квартира или дом;
  • нынешние условия проживания ребенка-сироты.

Обратите внимание! Если у сироты на момент обращения в муниципалитет есть жилье, это не означает, что ему откажут в постановке в очередь. Квартира или дом должны соответствовать нормативной площади, что установлена в регионе, а также тем санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Ранее в Жилищном кодексе РФ было сказано, что дети-сироты должны получить социальное жилье от государства вне очереди по договору найма. Но сейчас условия несколько изменились – каждый ребенок обязан стать в очередь в период от 18 до 23 лет.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам регламентирован Федеральным законом №159З и региональными законодательными актами.

По закону, оно должно быть предоставлено до момента наступления сиротой 23-летнего возраста или до того момента, когда он станет полностью дееспособным.

Проще говоря, сирота, который получил высшее образование или демобилизовался, уже должен иметь собственную жилплощадь.

В России с 2013 года дети-сироты получают социальное жилье только по договору найма. В документе содержатся условия передачи жилого помещения за определенную плату, а также обязанности обеих сторон. В договоре обязательно должны быть прописаны все члены семьи нанимателя.

Читайте также:  Оспаривание судебного решения о разделе алиментов

Договор найма оформляется письменно и должен быть заключен в течение месяца после подписания смотрового талона. Те помещения, которые находятся в жилом фонде, должны использоваться только для личного проживания детей-сирот. Сдавать в аренду, дарить, продавать и приватизировать социальное жилье запрещено законом. Поэтому какие-либо махинации со стороны чиновников полностью исключены.

Наниматель должен оплачивать коммунальные услуги. Договор заключается на определенный срок, но детям-сиротам его часто пролонгируют. Сироты получают только те помещения, которые соответствуют санитарным и техническим нормам, поэтому предоставления жилья, которое находится в аварийном состоянии, запрещено законом.

Обратите внимание! Социальное жилье получить вне очереди невозможно. После окончания 5-летнего срока действия договора найма квартира может перейти в бессрочное пользование сиротой.

Пропускать срок постановки в очередь нельзя. Если ребенок-сирота не использует свое право на социальное жилье до 23 лет, то он его потеряет.

Перечень документов, порядок их предоставления

Поскольку обеспечение сирот социальным жильем является компетенцией регионов, они разрабатывают порядок работы с этой категорией самостоятельно. В первую очередь сирота обращается в органы опеки и попечительства с таким пакетом документов:

  1. Заявление от имени ребенка-сироты.
  2. Паспорт или документ, подтверждающий личность. Кроме этого обязательно нужно сделать ксерокопию страницы с пропиской.
  3. Документ, который подтверждает статус сироты или лишения родительского попечения.
  4. Документ, который подтверждает, что у претендента нет в собственности жилплощади.
  5. Если есть, то свидетельство о заключении брака или свидетельство о рождении ребенка.
  6. Оригинал справки о составе семьи.
  7. Документ, который подтверждает: нахождение в сиротском учреждении; прохождение военной службы; отбытие срока в исправительной колонии; нахождение в специализированном санатории или медицинском учреждении.
  8. Если сирота стоит на учете в центре занятости или же официально трудоустроен, необходимо предоставить соответствующую справку.

Обратите внимание! Это основной пакет документов, но в разных регионах он может отличаться. Главное условие – иметь при себе оригиналы документов.

Есть ситуации, когда от претендента на социальное жилье могут потребоваться дополнительные документы:

  1. Если он проживает с родителями, которые лишены родительских прав, то необходимо предоставить решение суда. Его можно взять в органах опеки и попечительства в том регионе, где пребывала семья во время судопроизводства.
  2. В случае несоответствия жилья техническим и санитарным нормам, необходимо взять справку в муниципалитете.
  3. В случае болезни родственника, необходимо взять справку в медучреждении.
  4. Если для проживания доля имущества слишком мала, нужно взять подтверждающий документ о собственности, в котором указывается жилая площадь и все владельцы.

Если говорить о порядке предоставления документов на получение жилья, то он таков:

  1. Сирота берет справку в учебном, исправительном учреждении в случае отбывания срока или военкомате об окончании армейской службы.
  2. Пишет заявление с указанием актуальных условий проживания.
  3. Собирает все необходимые документы и подает их в органы местного самоуправления, занимающиеся предоставлением социального жилья данной категории населения.
  4. По месту проживания сирота должен предоставить копию заявления в органы опеки и попечительства.
  5. Дожидается результата рассмотрения заявки, который по закону не должен превышать одного месяца.
  6. После этого необходимо подписать договор найма, а спустя 5 лет перезаключить. Получить право на бессрочное пользование жильем можно только в том случае, если наниматель осуществлял коммунальные платежи без задержек. 

Что делать в случае отказа

Если в органах опеки и попечительств отказываются оказывать помощь, на них можно пожаловаться:

  • руководству в местной администрации;
  • в министерство данного региона;
  • в прокуратуру.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за деятельностью исполнительных властей, поэтому они пристально контролируют, чтобы дети-сироты были обеспечены всем, что им полагается по закону.

Обеспечение жильем детей-сирот

«Кто относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

  • дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Какие документы подтверждают статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей?

К документам, подтверждающим утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя) относятся:

  • письменное согласие матери (отца) ребенка-сироты на усыновление (удочерение) (оформленное в родильном доме (отделении) при рождении);
  • свидетельство о смерти матери (отца) ребенка-сироты;
  • справка о рождении, подтверждающая, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка-сироты;
  • свидетельство о рождении, не содержащее сведений о матери (отце) ребенка-сироты;
  • решение суда о лишении матери (отца) ребенка-сироты родительских прав;
  • решение суда об ограничении матери (отца) ребенка-сироты в родительских правах;
  • решение суда об исключении сведений о матери (отце) ребенка-сироты из актовой записи о рождении;
  • решение суда о признании матери (отца) ребенка-сироты недееспособной(ым) (ограниченно дееспособной(ым);
  • решение суда о признании матери (отца) ребенка-сироты безвестно отсутствующей(им);
  • решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком-сиротой;
  • решение суда об отмене усыновления (удочерения).

Кто имеет право на обеспечение жильем?

Обеспечению жилыми помещениями подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее – дети-сироты), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – лица из числа детей-сирот), в случае, если они:

  • не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
  • являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
  • Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
  • Как установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении?
  • Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
  •  1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
  • лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
  • страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
Читайте также:  Могу ли претендовать на имущество при разводе?

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539.

  1. Куда обращаться по вопросу обеспечения жилым помещением?
  2. Заявление о включении в список на обеспечение жилым помещением подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, достигшего возраста 23 лет.
  3. Кто подает заявление о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями?
  4. Заявление о включении в список на обеспечение жилым помещением подают:
  • законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений;
  • дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, если они в установленном порядке не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, до приобретения ими полной дееспособности;
  • лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, до приобретения ими полной дееспособности, до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
  • лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Какие документы необходимо приложить к заявлению?

К заявлению прилагаются копии следующих документов с предъявлением их подлинников или только заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

  • свидетельство о рождении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет;
  • паспорт ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет (все страницы);
  • документ, подтверждающий смену имени, фамилии, отчества ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет, и членов его семьи (при наличии);
  • документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
  • доверенность представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (при наличии);
  • документ, подтверждающий утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);
  • распорядительный документ органа местного самоуправления об устройстве ребенка-сироты на воспитание и содержание в государственное учреждение и (или) под опеку или попечительство;
  • свидетельство о заключении брака лицом из числа детей-сирот, лицом, которое достигло возраста 23 лет (при наличии);
  • паспорт супруга (супруги) лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет (все страницы), в случае, если он состоит в браке;
  • свидетельство о расторжении брака лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет (при наличии);
  • договор социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
  • правоустанавливающие документы на жилое помещение, в котором ребенок-сирота, лицо из числа детей-сирот, лицо, которое достигло возраста 23 лет, проживает на день подачи заявления и право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН);
  • документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении;
  • медицинская справка о состоянии здоровья ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет, и его праве на дополнительную площадь при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии);
  • документы, подтверждающие право лица, которое достигло возраста 23 лет, на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма либо на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
  • В течение какого времени рассматривается заявление?
  • Орган местного самоуправления не позднее 60 рабочих дней со дня подачи заявления принимает решение о включении/об отказе во включение в список на обеспечение жилым помещением.
  • В течение 5 дней со дня принятия решения соответствующий распорядительный акт направляется заявителю.
  • В случае выявления недостоверности сведений, указанных в заявлении и представленных документах, срок рассмотрения заявления приостанавливается до выяснения обстоятельств.
  • Информация о приостановлении срока рассмотрения заявления направляется заявителю заказным письмом либо передается лично под расписку.
  • Когда предоставляется жилое помещение?
  • Жилые помещения предоставляются лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
  • По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
  • Какие органы исполнительной власти уполномочены заниматься обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа?

Областным законом Ростовской области от 22.06.

2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее — органы местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Органы местного самоуправления принимают решение о включении/об отказе во включение в список по обеспечению жильем, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, приобретают жилые помещения в муниципальную собственность для включения в специализированный жилищный фонд.
  2. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области осуществляет контроль за своевременным включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и обоснованностью включения кандидатов в указанный список.
  3. Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области осуществляет контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории.
  4. Областная межведомственная комиссия принимает решения о перераспределении приобретенного муниципальными образованиями в Ростовской области жилья при представлении соответствующих документов минобразованием Ростовской области, рассматривает документы, касающиеся исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма.
  • Раздел находится в стадии наполнения
  • Раздел находится в стадии наполнения
  • Проектов не найдено
  • Раздел находится в стадии наполнения
  • Раздел находится в стадии наполнения
  • Раздел находится в стадии наполнения

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *