Право знать свои права и обязанности

Знать все права и обязанности  человека в наши дни чрезвычайно важно, вряд ли кто-то станет с этим спорить.

  Ведь у того человека, у которого отсутствуют элементарные знания о своих правах и обязанностях, можно забрать практически  все, а он еще при этом останется должен. Только тот, кто знает закон, является  свободным человеком, а тот, кто игнорирует его — раб.

Еще  издревле люди начали отстаивать свои права: сначала была борьба с рабством,  потом борьба с крепостным правом или же борьба с дискриминацией общества.

право знать свои права и обязанности

Знать все права и обязанности человека в наши дни чрезвычайно важно, вряд ли кто-то станет с этим спорить. Ведь у того человека, у которого отсутствуют элементарные знания о своих правах и обязанностях, можно забрать практически все, а он еще при этом останется должен.

Только тот, кто знает закон, является свободным человеком, а тот, кто игнорирует его — раб. Еще издревле люди начали отстаивать свои права: сначала была борьба с рабством, потом борьба с крепостным правом или же борьба с дискриминацией общества.

Но однажды появился такой документ, которые изменил все положение дел: «Всеобщая декларация прав человека». Данная декларация выступила в роли основы для регулирования обязанностей и прав человека.  Стоит сразу же заметить, исходя из государства, в котором вы находитесь, ваши права и обязанности изменяются.

Но в общем и целом большая часть прав схожа с теми, которые прописаны в вышеназванном документе.

Повторимся, что знать свои обязанности и права на сегодняшний день очень важно. Даже минимум знаний – это хорошее начало для каждого. Если требуется разрешить какую-либо правовую ситуацию, а у человека недостаточно для этого знаний, то лучше всего обратиться к специалисту, который «варится» в правовой области.

Такие люди знают про законы, обязанности и права населения все или почти все. Они готовы помочь решить даже самые сложные на первый взгляд правовые вопросы.

Кто знает о своих правах, тот вооружен, а значит, способен постоять за себя даже в самом нечестном обществе, где каждый старается нанести материальные убытки или обмануть как-то иначе.

Как часто вы слышите фразу: «Вы обязаны!»? Безусловно, каждый обязан выполнять некие нормы, но выполнять их не зная своих прав просто глупо! Самый банальный пример: каждый горожанин имеет полное право потребовать от своего мэра отвечать за положение дел в городе, разбираться в тех или иных спорных вопросах и тому подобное.

Итак, как же восполнить свои знания о правах и обязанностях человека? Конечно, можно поступить в какое-нибудь высшее юридическое учреждение, чтобы хорошо разбираться в законах и помогать в будущем остальным гражданам отстаивать свои интересы. Но самый простой путь — это приобрести краткий правовой справочник, который должен стать настольной книгой в любом доме. Знайте свои права и обязанности! Живите правильно и по закону.

Все права защищены и охраняются законом. 2007-2022 © Живая Кубань

сделано в

Почему так важно знать законы своей страны < Новости и тренды | Комиинформ

Почему так важно знать законы своей страны

право знать свои права и обязанности

Фото представлено рекламодателем

В рамках современности знание законов – это необходимость. Понятно, что в крайней ситуации можно обратиться за помощью к адвокату, но разбираясь в ситуации, можно не допустить усугубления ситуации и исключить все возможные риски. О том, что ждёт того, кто умышленно причинил вред здоровью человека, расскажет статья 111 ук рф.

Незнание закона ни в коей мере не освобождает от ответственности. Это правило должно научить многому. Только разбираясь в ситуации, понимая, что «плохо», а что «хорошо», удастся поступить верно. Зная законы, человек защищает собственные права на спокойную и достойную жизнь. Он заведомо оберегает себя от преступлений.

Изучая права и обязанности, отдельный гражданин учиться жить в гармонии с государством, обществом и окружающим миром. Понятно, что все нормы выучить не получится, но имеются основные, на которые нужно обратить внимание в обязательном порядке. Чем грозит умышленное причинение вреда здоровью? Расскажет статья 115 ук рф.

Законы – это база и основа государства, в котором обитает человек. Если, к примеру, не знать, как зарегистрировать собственное предприятие и товарный знак, то не получится легально вести деятельность. В таком случае можно забыть о перспективах и больших прибылях. Такая тенденция наблюдается во всех сферах.

Нельзя существовать в рамках культурного общества и при этом игнорировать те догмы, которые в нём культивируются. Такая стратегия поведения рано или поздно принесет свои негативные плоды. Необходимо иметь поверхностные представления обо всех ключевых моментах.

Каждый гражданин обязан чётко осознавать собственные обязанности и при этом знать, как защитить свои права, причём сделать это в рамках закона.

Нормы могут запрещать, частично допускать или разрешать. Когда человек обладает некоторыми знаниями, то он волен чувствовать себя более легко, свободно и уверенно. Понимание норм закона – это первый шаг на пути к идеальной защищённости.

Каждый день человека подстерегают те или иные ситуации, если в большинстве случаев он будет поступать правильно, то сможет в разы улучшить качество собственной жизни. «За» изучение закона более чем достаточно, а «против» отсутствуют.

Понятно, что придётся потратить на процесс познания некоторое время, но приложенные усилия многократно оправдают себя, в этом можно не сомневаться.

На правах рекламы

23.07.2018

По букве закона: что мы знаем о своих правах?

право знать свои права и обязанности

Ведь зачастую мы имеем лишь смутное
представление о своих правах и обязанностях, а значит, рискуем попасть
в неприятные ситуации. Однако пока разбираться в юридических тонкостях
приходится самостоятельно.

Системный
подход

Заняться правовым просвещением
населения призван Минюст. Его специалисты уже разрабатывают специальный
законопроект. Здесь нужна система, считают в ведомстве. Мало рассказать
гражданину о его правах и обязанностях, необходимо еще и научить
пользоваться ими.

«В России работает
огромное количество законов, при этом о многих из них знают лишь
специалисты, — говорит адвокат Игорь Иванов. — Можно сказать, что
практически каждый шаг человека попадает под действие какого-либо
нормативного акта. А ведь, как известно, незнание закона не освобождает
от ответственности. Поэтому вопрос юридической грамотности россиян
более чем актуален».

Сделать законы понятными
простому человеку — такую задачу предстоит решить чиновникам. Для этого
планируется издавать специальные книги по юриспруденции, в которых все
будет разложено по полочкам.

На телевидении появятся программы,
пропагандирующие правовую грамотность и законопослушность.

А сотрудники
правоохранительных органов и представители адвокатских контор будут
проводить бесплатные лекции для трудовых коллективов и общественности.

К сожалению, в нашей стране
сложилось так, что человеку прежде всего важно знать свои права,
которые нарушают сами же представители власти. Например, многие
сталкивались с ситуацией, когда милиционер на улице требовал предъявить
паспорт. Однако проверять документы в этом случае можно лишь у
человека, который подозревается в совершении преступления.

Правовая осведомленность
заметно облегчает жизнь, заверяют адвокаты. Но в большинстве случаев
люди узнают о своих правах лишь на личном, не всегда позитивном опыте.
Вот несколько примеров.

Проверено
на себе

Два года назад житель
Челябинска Алексей Мельников попал в неприятную историю. По его словам,
сначала на работе у него все складывалось успешно, карьера шла в гору.
Потом все резко изменилось.

«На меня посыпались
выговоры, дисциплинарные взыскания. Каждый мой шаг руководство
рассматривало чуть ли не под микроскопом. Разумеется, любое
телодвижение трактовалось не в мою пользу, — рассказывает Алексей. —
Как оказалось, причина была банальна до неприличия. Мое место
потребовалось протеже гендиректора фирмы».

В результате молодого человека
все же уволили. У Алексея были мысли обратиться в суд и потребовать
восстановления справедливости. Но его знакомые в один голос утверждали,
что не стоит даже пытаться, так как дело заведомо невыигрышное.

Алексей махнул рукой на
недобросовестных работодателей и через некоторое время нашел новую
работу, но при этом его доходы сократились в два раза. Между тем юристы
считают, если Алексей мог доказать, что его уволили незаконно, опускать
руки не следовало.

«Люди, попавшие в
подобную ситуацию, часто руководствуются принципом: восстанавливаться
на работе после неправомерного увольнения бессмысленно, — поделился
своим мнением адвокат Игорь Иванов. — Но с точки зрения закона такой
подход ничем не оправдан».

Если экс-сотрудник выигрывает
дело, то, во-первых, работодатель обязан восстановить его в должности и
плюс к этому выплатить среднемесячный заработок за вынужденный прогул
за все время, пока шло судебное разбирательство.

По словам юристов,
если учесть, что такие дела должны рассматриваться месяц, но на
практике это занимает от полугода до полутора лет, то сумма получается
солидной.

Причем все это время работнику никто не запрещает работать в
другой организации.

Темный лес в юридическом плане
для обычного гражданина и потребительская сфера. К примеру, неоспоримой
истиной считается, что обменять или вернуть товар можно лишь имея на
руках кассовый или товарный чек. И поэтому его мы храним как самое
дорогое. Однако закон «О защите прав потребителей»
к таким вещам относится не столь трепетно.

Отсутствие чека не является
основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя. По закону
достаточно свидетельских показаний. Т.е.

если вы приобрели в магазине
костюм, но он не подошел, а чек вы потеряли, то смело идите менять
товар вместе с человеком, который присутствовал при покупке. Продавец
обязан вернуть деньги или обменять товар.

Впрочем, тот, скорее всего,
будет настаивать на своем и требовать чек. Тогда свидетельские
показания будут оцениваться судом, если, конечно, вы туда обратитесь.

Читайте также:  Могу ли я обменять товар или забрать за него деньги обратно?

Один мой знакомый, зная этот
закон, умудрялся без проблем возвращать вещи, купленные не только в
магазине, но и на рынке. Просто каждый раз за покупками он ходил в
компании своих друзей, и продавцы предпочитали не связываться с
настырными и юридически грамотными покупателями.

Еще одна распространенная
ситуация, когда элементарные юридические знания помогают отстоять свои
права, связана с медициной.

Марина Веселкина из Владимира
решила не делать никаких прививок своей новорожденной дочери. Когда
девочке исполнилось три года, мама стала оформлять ее в детский сад, но
получила отказ. По словам Марины, формулировка была такая: пока ребенку
не сделают прививки о детсаде можно забыть.

Однако в соответствии со
статьей 32 «Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан» любые врачебные вмешательства в
отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, возможны только при
добровольном информированном согласии родителей или опекунов. Само по
себе отсутствие прививок не является основанием для отказа в приеме
ребенка в детский сад.

Заграничная
практика

Считается, что на Западе и в
США юридическая грамотность населения несравнимо выше, чем в России.
Взять хотя бы тот факт, что одна из самых популярных фраз в зарубежных
фильмах — «Обратитесь к моему адвокату».

Если
судить по заголовкам прессы, складывается мнение, что любимое занятие
тех же американцев — судиться по любому поводу. Иногда этот самый повод
вызывает улыбку и недоумение.

Однако нельзя не согласиться с тем, что
отстаивать свои права они умеют лучше нас.

Но правовая культура и
юридическая грамотность населения не появляется на пустом месте. К
примеру, в Японии государство активно старается повысить правосознание
граждан. В стране ежегодно проводятся кампании, пропагандирующие
юридическую грамотность и правовую культуру.

Дальняя
перспектива

В России же правосознание
граждан хромает на обе ноги. И дело тут не только в законах, которые не
то, что выучить, понять зачастую проблематично. «Разумеется,
разобраться в нормативно-правовых актах без помощи специалистов сложно.
Иначе бы не существовала такой профессии как юрист. И так в любой
стране, не только в нашей», — говорит адвокат Игорь Иванов.

Необходимо с детства объяснять
человеку его права и обязанности, рассказывать о действующих законах. И
в этом плане специальные книги, телепрограммы и бесплатные лекции могут
сыграть решающую роль. Нужно осознать, что законы не только
ограничивают.

Впрочем, эксперты с некоторой
осторожностью относятся к идее массового правового просвещения. Они
опасаются, что граждане пропустят мимо ушей информацию о юридических
тонкостях.

А столкнувшись с проблемой, все равно будут обращаться к
профессиональным юристам. Ведь нужно быть в курсе и различных подводных
камней и знать судебную практику.

Но все же есть шанс, что хотя бы на
бытовом уровне человек сможет пользоваться законами.

Но в России, к сожалению, люди
сами не желают знать и отстаивать права, которые им дает закон. Проще
махнуть рукой, а не доказывать свою правоту. А в суд идти только в
крайних случаях.

Так происходит как при трудовых спорах, так и в любой
другой сфере. Человек позволяет командовать собой охраннику в магазине,
который требует сдавать личные вещи на входе, бежит к гибддшнику, когда
тот останавливает его без видимой причины.

И так везде: в магазинах, в
госучреждениях, в больницах и поликлиниках…

Собственная пассивность мешает
заявить о своих правах. Куда как проще сидя на кухне с друзьями
размышлять, что в России законы не работают и что никто нас не защитит.
И элементарная юридическая грамотность, несмотря на все идеи и проекты,
может так и остаться лишь туманной перспективой.

На что еще мы имеем право, но
не все об этом знают:

«У
меня на руках результаты медицинских анализов. Могу ли я получить
консультацию врача в другом лечебном учреждении?»

Гражданин имеет право
непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей
состояние его здоровья и получить консультации по ней у других
специалистов. (ст. 31 «Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан»)

«Можно
ли отказать в приеме на работу из-за отсутствия регистрации по месту
жительства?»

Запрещается необоснованный
отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или
косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных
преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола,
расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного,
социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том
числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или
пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми
качествами работников, не допускается, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом.(ст. 64 Трудового кодекса РФ).

«Имеет
ли покупатель право потребовать от продавца предоставление аналогичного
сотового телефона на период ремонта?»

В отношении товаров длительного
пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или
уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении
потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно
предоставить потребителю на период ремонта товар длительного
пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами,
обеспечив доставку за свой счет. (ст.20 Закона РФ «О защите
прав потребителей»).

За свои права можно и нужно
бороться. Но в первую очередь — их нужно знать.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

классный час "Знай и соблюдай свои права и обязанности!"

Классный час на тему

«Знай свои права и обязанности»

  • Цель: дать детям понятие о правах и обязанностях.

Задачи:

  • познакомить с основными правами ребёнка;(1)
  • познакомить с представлением  о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
  • научить применять права и обязанности в повседневной жизни;
  • формировать уважительное отношение друг к другу

Оборудование: выставка книг на правовую тему, проектор, компьютер, презентация. (Приложение 1 ).

Ход занятия

1. Организационный момент.

  • 2. Объявление темы и постановка цели занятия:
  • Начинаем классный час,
  • Речь пойдёт здесь всё о нас.
  • Постарайтесь всё понять,
  • Что – то новое узнать о правах и обязанностях.
  • Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права и обязанности.
  • Еще с давних времен людей мучали вопросы о том, что можно делать и нельзя, обязаны они что — то выполнять или нет, на что имеют право и на что не имеют.
  • Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.

Так в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

Конвенция — это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (3)

3. Основная часть.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

— Посчитайте, сколько лет действует Конвенция?

— Как вы думаете, во сколько лет ребенок по закону считается взрослым? Какие права и обязанности имеет ребенок до 18лет? С какого возраста у человека появляются права. (4)

  1. — Попробуем дать определение терминам: Право -, Обязанность -. (6,7,8,9)
  2. — Какие права и обязанности  имеют школьники? (10)
  3. Права и обязанности учащихся
  4. Федеральный Закон «Об образовании» закрепляет основные конституционные права и свободы учащихся, реализующиеся в сфере образования:
  5. ☞ право на уважение человеческого достоинства;
  6. ☞ свободу совести;
  7. ☞ свободу информации;
  8. ☞ свободу выражения собственных мнений и убеждений;
  9. ☞ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  10. ☞ право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
  11. ☞ право на охрану здоровья;
  12. ☞ право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
  13. ☞ право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  14. ☞ право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;
  15. ☞ право на ускоренный курс обучения;
  16. ☞ право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  17. ☞ право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  18. ☞ право на участие в управлении образовательным учреждением;
  19. ☞ право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;
  20. Право на образование и его реализация учащимися связано с выполнением ими следующих обязанностей:
  21. ➢ получить основное общее образование (9 классов);
  22. ➢ соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;
  23. ➢ уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
  24. ➢ добросовестно учиться;
  25. ➢ бережно относиться к имуществу школы;
  26. ➢ выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.
  27. — Вспомните детские песни, ««Чему учат в школе», «Песенка львенка», «До чего дошел прогресс». (напойте их) (11)

— Отражены ли в этих песнях права ребенка? Какие?

— Знаете ли вы, на что школьники не имеют право? (сопоставление ответов (12)) Считаются ли все перечисленные пункты ошибкой ребенка?(13)

Если ребенок совершил ошибку, ему требуется помощь специалиста – юридическая консультация. Где он может получить разъяснение и исправить ситуацию в которой оказался. (14)

Читайте также:  Ндфл: мой муж получил травму на производстве. На больничном 7 мес

— Рассмотрим на примере сказки «Маугли». Что случилось с мальчиком?

Имел ли он право вернуться домой, учиться, заниматься любимыми делами? (15,16)

4. Заключение.

Давайте подведем итог.

-Что же такое Права ребенка? Зачем надо их знать? (17,18)

В настоящий момент какими правами пользуетесь вы и не пользуетесь? (ребята показывают свои рисунки и комментируют их)

Твои права подросток!

    Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России.

Мало помощи со стороны государства — считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе.

    Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

    В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

    В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних.

Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома.

    Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

    В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

         В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

    Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

     Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

     Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

    Дети имеют право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

    Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию . Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

      К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту. Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

           Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

      При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

     Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

     Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

  •     Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
  •     В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.
  •      Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
  •      Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

    Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье.

Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

     Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

 МО МВД России «Увинский»                 

Зачем ребенку знать о своих правах и обязанностях. Основные права ребенка

Знание законов помогает разрешать всевозможные конфликты, обеспечивает безопасность личности и существенно упрощает жизнь. Понятно, что большинство взрослых давно усвоили бытовую юридическую науку, но как рассказать о ней детям — родители понимают далеко не всегда. А ведь изучение Конституции и разнообразных кодексов вполне можно превратить в по-настоящему увлекательное занятие!

Зачем ему это знать?

Чего только нет в длинном списке полезных наук, которым родители обычно обучают свое чадо с младых ногтей: и чтение с математикой, и английский с географией, и теория шахматной игры на закуску.

За границей к этому перечню обязательно добавляются основы права (или законодательства), но в России подобные дисциплины детям почему-то не преподают.

Действительно, зачем ребенку вся эта скукотища?! Папа с мамой и воспитательницы в детском саду и так объяснят малышу, что брать чужое нечестно, дергать Мурку за хвост жестоко, а рисование цветочков в паспорте чревато поркой. Все остальное знать вовсе не обязательно.

Более того — некоторые родители считают, что «лишняя» юридическая информация, заложенная в детскую головку, подобна тротиловой шашке: стоит только рассказать младенцу о пресловутых «правах ребенка», как он немедленно решит пожаловаться на семейную тиранию и побежит «куда следует».

На самом деле подобные страхи абсолютно безосновательны, ведь ничего, кроме пользы, изучение правоведения детям (да и их родителям) не принесет.

Поведение и взрослых, и ребятишек регулируется массой правил — их соблюдение гарантирует (относительно, конечно) личную безопасность и хорошие отношения с согражданами.

Для того чтобы осознать себя самостоятельной личностью, малышу очень важно определить границы и связи между своим и чужим, правами и обязанностями, нарушениями и ответственностью.

У старших дошкольников заботы еще более серьезные: им необходимо научиться выстраивать контакты с ровесниками и взрослыми и разрешать самые разнообразные конфликты. Основы юридической науки (в первую очередь положения о справедливости, равенстве и гуманизме) могут помочь ребенку наладить комфортные и гармоничные отношения с окружающим миром.

«Cлавься, страна, мы гордимся тобой!»

В вопросах правового просвещения российские педагоги придерживаются двух крайний позиций: одни ставят во главу угла соблюдение прав человека, вторые — патриотизм и службу отечеству.

Но, как бы то ни было, все без исключения учителя сходятся во мнении, что вываливать на беззащитные детские головы курс «Основ российского государства и права» категорически не стоит — этого не выдержит ни один нормальный ребенок.

Гораздо правильнее заводить «правовые беседы» в нужное время и в нужном месте, то есть исходя из той или иной ситуации, которая сложилась вокруг малыша.

День защитника Отечества — отличный повод рассказать наследнику об армейской службе. А в День России, например, можно побеседовать о том, какие народы населяют нашу страну, нарисовать государственный флаг и послушать гимн. Еще один вариант — дождаться, когда у наследника появятся вопросы на заданную тему.

Почему милиционеру можно ходить с настоящим пистолетом, а мне — только с игрушечным? Отчего в новогоднюю ночь все слушают какого-то дядю в телевизоре, хотя он не танцует и фокусов не показывает? Что за двуглавая птица нарисована на маленькой книжке с папиной фотографией внутри? В общем, есть спрос — есть и предложение, то есть ваша мини-лекция на интересующую малыша тему.

Знание закона — сила!

Любые законы (правила) призваны прежде всего регулировать отношения между людьми.

Для шестилетки, например, этот аспект чрезвычайно актуален, ведь требования к старшему дошкольнику с каждым днем становятся все серьезнее, а желании и возможностей появляется все больше.

Читайте также:  Как составить предварительный договор о покупке квартиры?

А тут еще и множество сверстников вокруг, у которых своих собственных «хочу» и «могу» полным-полно — ну и как в таком случае обеспечить мирное сосуществование? Самое время описать будущему школьнику суть правовой системы в целом!

Закон — что дышло? Нет ничего удивительного в отсутствии всесторонних правовых пособий для малышей: в юриспруденции, в отличие от математики или русского языка, нет такого раздела, как пропедевтика (вводный, элементарный курс науки).

Но это не единственная трудность, которая поджидает родителя, решившего воспитать юридически подкованного ребенка. Помните, что малыши — народ категоричный и склонный все толковать буквально.

Расскажете юному хулигану о возрасте, с которого человека могут привлечь к уголовной ответственности, и он здраво рассудит: отлично, до 14 лет я могу делать что угодно! Поэтому обязательно расспрашивайте ребенка, как именно он понял ваши объяснения, и по необходимости корректируйте его выводы.

Но самая существенная проблема заключается в расхождениях между буквой закона и реальностью. Если малыш видит, что милиционер грубит прохожему, папа в автомобиле не пристегивается ремнем безопасности, а бабушка даже не пытается проявить уважение к продавщице, то и ему самому будет очень непросто соблюдать необходимые «правила».

В условиях двойных стандартов дети обычно вырастают правовыми нигилистами, про которых еще в XIX веке поэт-юморист Алмазов писал: «По причинам органическим /мы совсем не снабжены /здравым смыслом юридическим,/сим исчадьем сатаны. /Широки натуры русские, /нашей правды идеал /не влезает в формы узкие / юридических начал».

Урок первый. Правила — это полезные ограничения.

Например, для того чтобы мы могли спокойно посмотреть новый мультфильм в кинотеатре, все зрители должны сидеть тихо и не бегать по залу во время сеанса.

Предложите крохе представить, что будет, если вдруг отменить все правила и разрешить детям вопить и скакать по креслам во время показа? Совершенно верно, он ничего не увидит и не услышит.

Урок второй. Правила могут быть частными (например, принятыми в семье или в детсаду) и общими (они обычно распространяются на всех людей и называются законами).

Скажем, куртку после прогулки надо вешать в шкафчик, а не бросать куда попало — это важное бытовое (частное) правило.

А вот брать без спроса чужую куртку, да и вообще что-то, не принадлежащее тебе, нельзя категорически — и это уже закон.

Урок третий. Если из всех на свете законов построить пирамиду, то наверху окажутся самые важные из них — международные. Эти законы касаются целых стран и называются декларациями и конвенциями. В декларациях прописываются общие принципы, важные для всех государств.

Например, однажды страны хором заявили, что все дети равны, — и в результате на свет появилась Декларация прав ребенка 1959 года.

А через 30 лет после принятия Декларации — в 1990 году — была разработана и Конвенция о правах ребенка, в которой тщательно прописаны детские права и гарантии достойной жизни — их обязаны предоставлять малышам все взрослые люди на свете.

Средняя часть правовой пирамиды — это конституции, то есть главные законы отдельных стран. В конституции записано, как называется государство, из каких частей оно состоит, кто им управляет и какие права и обязанности (в целом) есть у его жителей.

Любые законы прежде всего призваны регулировать отношения между людьми

И наконец, нижняя, самая широкая часть пирамиды — это кодексы (своды правил) и законы.

Каждый кодекс посвящен отдельной теме — например, в Уголовном кодексе говорится о том, за какие нехорошие поступки людей ждет суровое наказание, а в Семейном кодексе описаны дела домашние: именно там рассказывается, когда можно жениться, кому и по каким причинам разрешается менять имя и фамилию, а также почему нельзя запрещать ребенку общаться с папой (или мамой), если они развелись. Существует еще и множество самостоятельных законов, и касаться они могут всего на свете — например, существует правовой норматив, определяющий минимальную высоту детских колясок.

Урок четвертый. Нарушать законы нельзя. Во-первых, жить в мире, где никто не соблюдает правил, неудобно — об этом мы уже говорили.

Во-вторых, вслед за нарушением всегда наступает наказание, и чем серьезнее проступок, тем более суровую ответственность за него придется нести.

Например, если месяц за месяцем не платить квартплату, то сначала вам будут звонить и присылать по почте штрафные квитанции, потом отключат свет, а в итоге могут и вовсе попросить покинуть собственное жилище.

Правила с иллюстрациями

Педагоги обычно начинают занятия по основам права со знакомства с «детской Конвенцией», и мы советуем вам поступить так же. Однако терроризировать ребенка длинным и сложным текстом не нужно — гораздо правильнее доступно и с примерами пересказать самые актуальные для малыша статьи.

Очень важно объяснить ребенку, что все люди равны. Если кто-то сильно отличается от тебя и твоих друзей — это вовсе не значит, что его можно дразнить или обижать.

В статье 2 говорится о том, что все дети равны, вне зависимости от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка или его родителей.

Будущий школьник почти наверняка столкнется с ситуацией травли «непохожего» на весь остальной класс малыша (рыжего, слабовидящего, часто болеющего и т.д.).

Что делать — оставаться в стороне или «гонять» жертву вместе с другими ребятами? Детям ответить на этот вопрос крайне непросто.

Поэтому очень важно объяснить наследнику, что если кто-то сильно отличается от тебя и твоих друзей, то это вовсе не повод его дразнить или обижать. Пример того, «как поступать не нужно», найдется в сказке «Гадкий утенок», а мультик «Голубой щенок» наглядно объяснит карапузу, что такое альтруизм и толерантность.

Статьи 12 И13 посвящены праву свободно выражать свои взгляды и мнения. Это неплохо бы запомнить и взрослым: во всех важных семейных, детсадовских и школьных вопросах ребенок имеет право голоса.

Пусть малыш твердо усвоит: если он вежливо и своевременно выскажется, допустим, о школьной форме, ни сверстники, ни учительница не имеют никакого права смеяться над ним или ругать его за «другое» мнение.

Все вышеперечисленные принципы неплохо иллюстрируются сказкой «Джельсомино в Стране лжецов».

Статья 14 говорит о праве исповедовать любую религию, а это значит, что верующие (и неверующие тоже) не должны обижать друг друга. То, что один малыш носит крестик, а другой — нет, не повод для ссоры между ними. Примеров мирного разрешения религиозных споров полно в сказках о Ходже Насреддине.

В статье 19 речь идет о праве ребенка на защиту от всех форм насилия (физического и психического). Заводя разговор на эту важную тему, не бойтесь получить на выходе долгоиграющий праздник непослушания.

Лучше подумайте о том, как много детишек однажды покорно ушли неизвестно куда вместе с незнакомыми дядями и тетями — просто потому, что папа с мамой научили их всегда и во всем слушаться взрослых.

Хрестоматийные жертвы жестокого обращения с детьми — бедная Козетта из «Отверженных» и Суок из «Трех толстяков».

Кстати. Существует масса сайтов, посвященных защите детства в развивающихся странах.

Их материалы убедительно показывают, что на свете все еще остаются места, где малышей морят голодом, заставляют работать, а иногда даже и воевать.

Думаем, после виртуального путешествия в такие уголки планеты ребенок поймет, что утренняя каша или домашние задания — вовсе не тяжелая повинность, а всего-навсего реализация неотъемлемого права малышей на еду и образование.

Два страшных слова на «ю» Подозреваем, что если поиграть с социально активными родителями в ассоциации, то в ответ на словосочетание «правовое воспитание» они с ужасом воскликнут: «Ювенальная юстиция!» А между тем эта тема имеет мало общего с юридическим просвещением малолетних. Создатели проекта «Ювенальная юстиция» вообще-то борются с тем, чтобы с несовершеннолетними нарушителями закона не обращались так же, как с закоренелыми взрослыми преступниками. Они полагают, что существующая в России судебная система чрезвычайно сурова и негибка к оступившимся детям, и ратуют за создание особых — ювенальных — судов. То есть заведений, в которых с подростками будут обращаться, учитывая их возрастные и психологические особенности, а итогом процессов станут не наказания, а примирения с потерпевшими. Понятно, что родителей дошкольников судьбы абстрактных несовершеннолетних преступников волнуют не особенно: мало кто задумывается о том, что и его славный крошка может пойти по кривой дорожке. Куда более острую реакцию вызывает вторая часть проекта — о защите прав «детей-жертв». То и дело возникают пугающие слухи: малышей якобы собираются отбирать из вполне благополучных семей за разбросанные игрушки или отсутствие в холодильнике йогуртов. Однако фокус в том, что лишение родительских прав по-прежнему осуществляется исключительно по решению суда (см. ст. 69 главы 12 СК РФ, — прочитать об этом можно, например, здесь: www.bibliotekar.ru/kodex-semya), и значит, нормальным папам и мамам бояться подобных нововведений точно не стоит.

Домашний юрист

Пособий, в которых бы детям рассказывалось о практических юридических навыках, увы, крайне мало. Поэтому объяснять самые важные аспекты бытовых правовых отношений придется «на пальцах», то есть на конкретных и, главное, понятных наследнику житейских примерах.

Дорожная безопасность

Ребенок должен твердо знать, как следует переходить дорогу, различать пешеходную разметку (на говоря уж о сигналах светофора) и четко понимать, что автокресло на заднем сиде-нье папиной машины предназначено именно ему (ребенку, не папе!).

Причем торжественно восседать на бебикаре юному пассажиру придется еще очень долго — до 12 лет.

К счастью, по этой теме существует множество компьютерных игр, книжек и раскрасок, увлекательно рассказывающих о правилах поведения маленьких пешеходов/пассажиров и больших водителей.

Ваша задача — объяснить наследнику, откуда берутся деньги и на что их нужно тратить в первую очередь

Ваша задача — объяснить наследнику, откуда в семье берутся деньги и на что их нужно тратить в первую очередь. Тут будет весьма кстати красочный рассказ о том, как туго придется домашним, если в один прекрасный день взять да и скупить весь магазин игрушек.

Очень полезное с точки зрения дидактики приобретение — это копилка: если малыш начнет бросать туда полученные от бабушки с дедушкой монетки, то через некоторое время на накопленные деньги он сам сможет купить новую гоночную машинку или, скажем, диск для любимой игровой приставки, о котором он мечтает вот уже три недели.

Для закрепления знаний можно использовать экономические игры — «Денежный поток», «Семейный менеджер», «Ай да ярмарка!» или «Монополия».

Кстати. Вообще-то это совет из области здравоохранения, но мы за комплексный подход к любой проблеме! Научите ребенка мыть руки после того, как он касался купюр и монеток. Деньги — штука в буквальном смысле слова очень грязная: кто знает, в чьих ладошках они побывали и где успели поваляться?

Малая родина

Малыш должен знать, что:

  • с 23 часов (в Москве с 22) до б утра нельзя колотить по батареям, слушать громкую музыку, стучать мячом об пол, топать ногами, прыгать с дивана и вопить нечеловеческим голосом;
  • выкидывать обертку от любимой шоколадки на асфальт или на пол — в корне неправильно, ведь для мусора существуют специальные урны и контейнеры;
  • расписывать каракулями стены подъезда и лифт строго запрещено — для рисования придуманы специальные альбомы и тетради. Обязательно объясните причины всех вышеперечисленных жестоких ограничений: поведение маленького хулигана может доставить неудобства родным, соседям или ни в чем не повинным прохожим. Кроме того, за проступки ребенка отвечают его родители — а разве ваша славная детка хочет стать горем семьи?!

Учебные пособия

  1. Демонстрационный материал «Права ребенка», 2010. Комплект из 12 листов с иллюстрациями.
  2. «Детям о праве». Серия П. Астахова, 2009-2010.
  3. «Права ребенка — это ваши права», 1999. Сост. Н.И. Элиасберг.
  4. Борнеман Н. «Урок для маленького гражданина», 2009.
  5. Никитин А.Ф. «Права ребенка», 2000
  6. «Азбука прав человека», 1994.
  7. Роу Д., Ньютон Дж. «Я, ты, мы». Посо6ие для учителей начальной школы. 1995.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *