Получение машины участниками ВОВ

Получение машины участниками ВОВ

Не так давно пытался помочь одному знакомому найти родственников, воевавших в ВОВ (1941-1945 г.). Как ни странно, довольно быстро удалось найти его деда, номер его части, где воевал, также посмотрели несколько его наград. Знакомый остался доволен и горд за деда, ну а я задумался…

Думаю, что ведь почти в каждой семье есть родственники, участвовавшие в Великой Отечественной войне, и многие хотели бы узнать побольше о них (именно поэтому и решил набросать эту статью). Тем более, что многие старые люди не любят рассказывать о фронте, и нередко в семье даже не знают все награды деда!

Кстати, многие ошибочно полагают (да и я до недавнего времени), что чтобы найти хоть что-то, нужно знать очень много сведений о человеке, знать, как обращаться в архивы (и куда обращаться), обладать кучей свободного времени и т.д. Но на самом деле, сейчас, чтобы попробовать начать поиск — достаточно знать имя и фамилию.

Итак, ниже рассмотрю несколько интересных сайтов подробнее…

???? Дополнение!

Получение машины участниками ВОВ

Если у вас есть старые фотографии и вы замечаете, как с каждым годом они становятся все хуже и хуже — проведите их оцифровку и восстановление. Сейчас с этим справится любой начинающий пользователь — см. пошаговую инструкцию

Где искать архивные данные

Сайт: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

Получение машины участниками ВОВ

Очень и очень интересный сайт, созданный Министерством обороны Российской Федерации.

Представляет он из себя большую базу данных, в которую заносятся все имеющиеся документы из военных архивов: где и кто воевал, какие награды получил, какие подвиги и т.д.

Заносятся абсолютно все, вне зависимости от званий и масштабов подвига. Могу добавить, что база сайта по своему размеру не имеет аналогов.

Получение машины участниками ВОВ

Главная страничка сайта

Для начала поиска — откройте страничку ???? люди и награждения (ссылка на нее в верхнем меню сайта). Далее введите в поисковую строку имя и фамилию деда (стрелка-2 на скрине ниже), и нажмите кнопку «Искать».

Получение машины участниками ВОВ

Поиск деда по имени, фамилии и отчеству (все совпадения с кем-то случайны)

Затем перед вами предстанет список найденных людей: обратите внимание, что их может быть очень много, если вашего родственника распространенное имя и фамилия. Напротив каждого человека будет отображаться его год рождения, звание, орден, медаль (если есть).

Рекомендуется поочередно открывать и смотреть информацию о каждом человеке, похожем на вашего родственника (например, вы можете знать хотя бы примерно год рождения деда, откуда он родом, где жил).

Получение машины участниками ВОВ

Список найденных людей

В самой карточке на человека отображено довольно много информации: звание, место призыва, место службы, дата подвига (если есть), архивные документы о награждении, учетная карточка, фото листочка с описанием подвига, медали и ордена (пример ниже ????).

Получение машины участниками ВОВ

Информация о человеке

В общем-то, довольно информативно и полно. Рекомендую начать поиск человека именно с этого сайта. Если вам повезет, и вы найдете здесь данные о нем — то вы получите довольно приличные сведения, чтобы продолжить поиск (будете знать год рождения, часть где служил, откуда призывался и пр. подробности, о которых многие уже и не знают).

*

???? Кстати, несмотря на то, что основные все сведения уже выложены на сайт, время от времени он пополняется новыми архивными данными. Поэтому, если ничего не нашли, попробуйте зайти через какое-то время и поискать снова, также воспользуйтесь сайтами, которые приведу ниже.

№2: ОБД Мемориал

Сайт: http://obd-memorial.ru/

Получение машины участниками ВОВ

Полное название сайта — «Обобщенный банк данных».

Главная цель этого сайта — дать возможность гражданам найти и узнать о судьбе своих родственников, узнать место их захоронения, где они служили и пр. информацию.

Военно-мемориальным центром ВС РФ была проведена уникальная работа, в результате которой вы можете пользоваться справочной системой глобального значения!

Данные, используемые для наполнения базы данных этого сайта, взяты из официальных архивных документов, находящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и пр.

За время работы было отсканировано и выложено в сеть более 16,8 миллионов документов, свыше 45 тыс. паспортов воинских захоронений.

???? Как искать человека в ОБД

Да в общем-то стандартно. На главной страничке сайта вводите в поля для поиска всю информацию, которая вам известна. Очень неплохо бы ввести хотя бы имя, фамилию, и отчество. Затем нажимаете кнопку поиска (пример ниже).

Получение машины участниками ВОВ

В найденных данных вы увидите дату и место рождения человека, по которой можно сориентироваться и начать просматривать нужные анкеты.

Получение машины участниками ВОВ

В анкете можно узнать следующую информацию: ФИО, дату и место рождения, дату и место призыва, воинское звание, причину выбытия, дату выбытия, название источника информации, номер фонда, источника информации. И также посмотреть сам отсканированный лист с архивными данными.

№3: Память народа

Сайт: https://pamyat-naroda.ru

Еще один сайт с огромной базой данных, созданный Министерством обороны. Основная цель проекта – дать возможность всем пользователям получить информацию об участниках Великой Отечественной войны за счет новых веб-инструментов и развития обобщенных банков данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Чтобы начать поиск человека, достаточно ввести его ФИО (если есть, то еще год рождения). Затем нажать кнопку «Найти».

Далее вам покажут всех найденных людей с подобными инициалами. Открыв карточку на человека, Вы узнаете: дату его рождения, место призыва, воинские части, награды, даты подвигов, номера фондов — источников информации, архив, сможете посмотреть сканы, за что дали награды.

Кроме этого, на этом сайте можно посмотреть, что представлял из себя путь, по которому передвигался и воевал ваш дед (пример на карте ниже: начало пути под Новосибирском, потом Тюмень, Екатеринбург, Нижний и т.д.).

Примечание: карта достаточно большая, и на скрине ниже представлен небольшой ее кусочек.

Где был и воевал дед — путь на карте!

№4: Бессмертный полк

Сайт: https://www.moypolk.ru

Это официальный сайт движения «Бессмертный полк». Те, кто живет в России, наверняка знают и слышали о нем. Вообще, упомянул я этот сайт по той простой причине — что на нем можно попробовать произвести поиск (для этого просто вбейте в поисковую строку сайта нужные ФИО).

Поиск по базе движения (с сайта «Бессмертный полк»)

Кстати, также хочу отметить, что на сайте уже собрано около полумиллиона анкет и они постоянно добавляются. Кроме того, вы можете рассказать свою историю о дедушке (все, что знаете) и его анкета будет занесена в базу сайта (вдруг кто-то дополнит ваши сведения?!).

Рассказать свою историю

Скриншот с сайта «Бессмертный полк»

Из анкеты солдата можно узнать достаточно подробные сведения о нем: ФИО, звание, регион, населенный пункт, история и пр. Пример карточки показан на скриншоте ниже. ????

Как будет выглядеть анкета солдата (скрин с сайта «Бессмертный полк»)

В общем и целом, сайт однозначно рекомендую к знакомству (особенно, если вы ничего не смогли найти на предыдущих 3-х ресурсах).

???? Видео-помощь

Небольшое видео с азами поиска (для тех, у кого по скринам не получилось разобраться в теме). Также в видео приведено несколько рекомендаций тем, у кого не получается ничего найти (см. самый конец ролика ????).

PS

Если вы ищите место захоронения ваших родственников, участвовавших в ВОВ, рекомендую ознакомиться еще и вот с этой статьей: http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1760/.

В ней вы узнаете, как правильно создать запрос в архив, как его оформить, куда конкретно его посылать. В общем, весьма полезная информация.

Ну а у меня на этом всё, надеюсь помог если не найти, то хотя бы дал полезную «пищу» для начала поисков…

  • *
  • Дополнения в х — приветствуются!
  • Удачных поисков!
  • ????

Первая публикация: 30.07.2017

Корректировка: 11.04.2021

RSS  (как читать Rss)

Полезный софт:

  • Видео-Монтаж
  • Отличное ПО для создания своих первых видеороликов (все действия идут по шагам!).Видео сделает даже новичок!

  • Ускоритель компьютера
  • Программа для очистки Windows от «мусора» (удаляет временные файлы, ускоряет систему, оптимизирует реестр).

​​Льготы участникам ВОВ в 2021 году

​​Для тех, кто прошел Великую Отечественную войну, государство разработало специальные программы, направленные на поддержку граждан. Субсидии и льготы возможно получить при определенных условиях.

Кому положены льготы

Получение машины участниками ВОВ

  • сотрудники отдела внутренних дел или госбезопасности;
  • граждане, проходящие в ВОВ службу в армии;
  • лица, служившие в разведке или контрразведке;
  • работники промышленности, выполнявшие государственные заказы для армии;
  • наемные военнослужащие морского флота, сухопутной армии, принимающие участие в боевых действиях;
  • работники информбюро;
  • солдаты, участвовавшие в разминировании территории, операциях, направленных на уничтожение десанта противника, националистического подполья;
  • лица, проработавшие в тылу армии не менее полугода, не принявшие участие в боевых действиях;
  • жители Ленинграда, пережившие блокаду, имеющие знак отличия «Житель блокадного Ленинграда» или другого города, пережившего осаду;
  • участники боевых сражений в Сталинградской битве, получившие медаль «за оборону Сталинграда»;
  • сотрудники противовоздушной обороны, чья деятельность была направлена на строительство оборонительных сооружений.

Согласно 20 статьи закона «О ветеранах» льготы и субсидии формируются местным аппаратом администрации, выплачиваются из бюджета РФ.

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»

Какие льготы полагаются всем участникам ВОВ?

Получение машины участниками ВОВВ качестве государственной поддержки ветеранам ВОВ в 1995 году приняли ФЗ № 5 «О ветеранах». В нем содержится 28 статей, отражающих правила получения субсидий и категории граждан, которые имеют право на льготы.

Участник Великой Отечественной войны в обязательном порядке получает помощь:

  • ежемесячная выплата пенсии, размер которой зависит от категории гражданина, его заслуг перед государством;
  • жилищные субсидии;
  • медицинское обслуживание.

При обращении ветерана в соответствующую инстанцию, установка стационарного телефона проводится вне очереди.

Преимущественное обслуживание данной категории граждан предоставляется в организациях розничной торговли, а также учреждениях связи и социального сектора.

Жилищные субсидии

Получение машины участниками ВОВОсновная льгота ветеранам ВОВ — это оплата государством 50% расходов гражданина на жилищно-коммунальные услуги. В индивидуальном порядке возможно получение следующих субсидий:

  • капитальный ремонт жилища по месту жительства участника боевых действий;
  • частичная оплата аренды помещения;
  • обеспечение водными ресурсами, газом и электроэнергией;
  • предоставление топлива для жизнеобеспечения в случае отсутствия централизованного отопления.

Читать так же:  Замена счетчиков

Ко льготам участников ВОВ относится право получения денежных средств для покупки жилья. Сумма финансовой субсидии зависит от площади помещения, жилищных нормативов.

Медицинское обслуживание

Получение машины участниками ВОВ

При необходимости ветеранов обеспечивают протезами, предоставляют льготы на компенсацию денежных средств, затраченных на услуги стоматолога-ортопеда.

Сохраняется за участниками ВОВ право на посещение санатория раз в год. Им предоставляется бесплатный проезд наземным транспортом к месту пребывания. Для получения помощи гражданину необходимо обратиться в фонд социального страхования с заключением врача о необходимости лечения.

Все рецептурные препараты, выписанные при обращении в больницу, оплачиваются за счет государства. Среди льгот инвалидам ветеранам ВОВ — это возможность обслуживания социальными работниками на дому либо оформление в дом престарелых вне очереди.

Обязанности работодателей

Участник военных действий, осуществляющий трудовую деятельность, сохраняет право на ежегодный календарный отпуск. Он самостоятельно выбирает временной промежуток.

В качестве льготы ветеранам Великой Отечественной войны предоставляется возможность на дополнительный отпуск в 35 дней без сохранения зарплаты.

Выплаты

Получение машины участниками ВОВ

В 2021 выплаты составили:

  • для инвалидов войны −5403,22 руб.;
  • ветераны ВОВ — 4052,40 руб.;
  • военнослужащие, получившие инвалидность в ходе войны — 5403,22 руб.;
  • граждане, пережившие блокаду — 2972,82 руб.

Работники тыла, работавшие на стратегических сооружениях, служившие в подразделениях, не входящих в действующую армию, имеет право на выплаты в сумме 1622 рубля.

За участниками ВОВ сохраняется право на получения нескольких видов пенсии: трудовой, военной, выплаты по инвалидности.

Отдельные преимущества

Получение машины участниками ВОВ

  • При необходимости, работник имеет право на получение продленного бесплатного отпуска, длительностью в 60 дней, путевки на санаторно-курортное лечение.
  • У инвалида ВОВ существует возможность замены автотранспорта через 7 лет эксплуатации либо получение денежной компенсации по его стоимости.
  • Льготы для участников боевых действий:
  • прохождение профессионального обучения за счет работодателя;
  • отдых в санатории по путевкам.

При наличии медицинских показания, лица, пережившие блокады Ленинграда либо работавшие при строительстве на стратегических объектах, путевку в санаторий оформляют вне очереди.

Льготы жителям Ленинграда, которые провели там блокадные годы

Участникам ВОВ выплачивается денежная компенсация (однократная), и сохраняются права на получение путевок в оздоровительные санатории.

При необходимости житель Ленинграда может вступить в организацию общественного характера.

Льготы работникам тыла в Москве

Получение машины участниками ВОВЧитать так же:  Субсидии на ребенка в 2021 году

Наиболее распространенные льготы:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • денежная компенсация за использование стационарного телефона;
  • путевки в санатории;

При обращении в соответствующие организации участникам ВОВ предоставляется 50% скидка на коммунальные услуги.

Как оформить право на льготы

Получить государственную поддержку возможно при обращении в органы социальной защиты. Пакет документов и особенности оформления зависят от вида помощи и региона проживания.

Перечень необходимых документов

При обращении в органы социальной защиты ветеран ВОВ должен предъявить пакет документов:

  • паспорт и удостоверение ветерана Великой Отечественной войны;Получение машины участниками ВОВВид внутри удостоверения ветерана ВОВ
  • пенсионное удостоверение;
  • письменное заявление.

При необходимости участник ВОВ предоставляет медицинское освидетельствование о полученном ранении. При обращении за помощью представителем пенсионера необходимо предъявить заверенную доверенность и свой паспорт.

Какие выплаты положены вдовам ветеранов ВОВ от государства

Супруги умерших участников войны получают государственную поддержку в виде финансовых и социальных привилегий. Пособия выплачиваются вне зависимости от того, работает вдова или находится на иждивении, получает пенсию.

Пенсионные выплаты вдовам участников войны

Получение машины участниками ВОВ

В качестве дополнительной помощи вдова ветерана ВОВ может получать льготы в виде пенсионной помощи или денежной компенсации (ежемесячной или единоразовой).

Величина ежемесячной пенсионной помощи составляет 500 рублей. Для ее оформления необходимо оставить письменное заявление и предъявить перечень документов в Пенсионный фонд.

Перечень социальных гарантий вдовам войны

Получение машины участниками ВОВ

Положена супругам жилищный сертификат, который можно потратить на покупку дома. Деньги на приобретение собственности выделяются из федерального бюджета.

Коммунальные услуги компенсируются в размере 50% при условии, если вдова участника войны не сменила место жительства.

За женами сохраняется право на получение медицинской помощи в организациях, где проходил лечение муж. Вдовы получают помощь работников социальной защиты, вне очереди получают места в интернатах.

За какие услуги платит государство в организации похорон

В 24 статье Федерального Закона с 2017 года внесены изменения, согласно которым, родственникам умершего ветерана предоставляется государственная поддержка.

После выбора место погребения, за счет органов местного самоуправления проводится организация погребения умершего, включающая транспортировку и подготовку тела к процедуре, кремирование по желанию, установка памятника.

Заключение

Если гражданину неизвестно, какие льготы положены участникам ВОВ, то он может обратиться в пенсионный фонд или местные органы самоуправления. После предоставления необходимых документов, ветеран или его представитель могут получить государственную поддержку в виде денежных компенсаций или определенных льгот.

Читать так же:  Как увеличить пенсию

Льготы ветеранам ВОВ (Великой Отечественной Войны) в 2018 и 2019 годах

  • Меню
  • X

Получение машины участниками ВОВ

Люди, которые в годы Великой Отечественной войны защищали нашу страну от немецко-фашистских захватчиков, в настоящее время в силу возраста и полученных ранений нуждаются в социальной защите. Государство для этого предусматривает целый ряд льгот и выплат, на которые могут претендовать ветераны.

Впервые в советской истории льготы участникам ВОВ относились к двум категориям: Героям Советского Союза и инвалидам ВОВ. Начиная с 1965 года число льготных категорий постепенно увеличивалось, позднее к ним также стали относить тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда и другие категории.

В настоящее время перечень тех, кто имеет право на льготы и дополнительные выплаты как ветеран ВОВ, определяется Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ. Закон определяет льготы для ветеранов ВОВ в зависимости от рода деятельности и заслуг перед Родиной.

Получение машины участниками ВОВ «Федеральный закон «О Ветеранах» от 12 января 1995»
Посмотреть и скачать полный текст ФЗ «О Ветеранах»

Согласно этому закону, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

  1. участники Великой Отечественной войны:
    • военнослужащие, служившие в подразделениях, входивших в состав действующей армии в период ВОВ;
    • участвовавшие в обороне некоторых городов (Москвы, Севастополя, Волгограда);
    • вольнонаемные лица, занимавшие в период ВОВ должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии
    • сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период ВОВ специальные задания в тылу противника или на территориях других государств;
    • работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, в период ВОВ выполнявшие задачи в интересах армии и флота;
    • военнослужащие органов внутренних дел и органов государственной безопасности, истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа;
    • лица, принимавшие участие в боевых действиях в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований;
    • военнослужащие, которые несли службу в не входивших в состав действующей армии подразделениях не менее 6 месяцев во время ВОВ; награжденные орденами или медалями СССР за службу;
    • награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ.
  2. лица, работавшие на объектах ПВО, на строительстве военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов;
  3. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  4. лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ.

Таким образом, к числу ветеранов ВОВ относят не только участников войны, но также и тех, кто работал на строительстве, на предприятиях в тылу, а также пострадавших от блокады Ленинграда.

Какие льготы полагаются по закону

Законодательством Российской Федерации предполагается, что ветеранам ВОВ полагается высокий уровень социальной защиты. Эти люди защищали нашу страну от фашистских захватчиков, а поэтому имеют право на широкий перечень льгот и компенсаций.

Согласно упомянутому выше закону 5-ФЗ, ветераны ВОВ имеют право на такие виды выплат, льгот и компенсаций:

  • пенсионные выплаты: непосредственно страховая пенсия, а также ежемесячная денежная выплата. Если ветеран является инвалидом ВОВ, он имеет право дополнительно получать и пенсию по инвалидности. Если сумма выплат не достигает прожиточного минимума, ветерану полагается федеральная доплата;
  • обеспечение жильем ветеранов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;
  • возмещение расходов на услуги ЖКХ и расходов на проживание (в том числе если ветеран проживает по договору социального найма) в размере 50%;
  • оплата изготовления и установки протезов (кроме зубных) за счет государства;
  • гарантии медицинского обслуживания (в том числе более широкий перечень услуг в рамках диспансеризации);
  • обслуживание вне очереди в большинстве учреждений культуры, транспорта, связи, социальных и оздоровительных учреждениях;
  • для работающих ветеранов – возможность использования дополнительного отпуска без сохранения оплаты (до 35 дней);
  • право на установку телефона в квартиру вне очереди;
  • приоритет при вступлении в некоммерческие объединения;
  • льготы и выплаты на уровне региона (льготы на проезд, выплаты и подарки к праздникам, и т.д.).

Федеральным законодательством также предусматриваются меры социальной защиты для вдов ветеранов ВОВ, нетрудоспособных иждивенцев (в случае смерти ветерана) и для тружеников тыла:

  • пенсионные выплаты в зависимости от статуса;
  • скидка на оплату услуг ЖКХ в размере 50%;
  • бесплатное медицинское обслуживание в государственных учреждениях;
  • первоочередной прием в организации социального обслуживания;
  • предоставление путевок для санаторного лечения;
  • обеспечение жильем за счет федерального бюджета.

Рассмотрим более подробно эти меры социальной защиты ветеранов ВОВ и приравненных к ним категорий.

Пенсии и выплаты

Пенсии ветеранам ВОВ начисляются на тех же основаниях, что и страховые пенсии остальным пенсионерам. Однако ветераны ВОВ имеют право на получение помимо пенсии ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).

Размер ЕДВ зависит от статуса ветерана и приведен в таблице:

Колёса фронта: автомобильная техника Второй мировой — Читальный зал

Колёса фронта: автомобильная техника Второй мировойСемьдесят пять лет назад закончилась страшная война, изменившая весь мир. К сожалению, вооруженные конфликты после этого не исчезли, и тем не менее фразы «до войны» и «после войны» имеют вполне конкретное значение. Во всяком случае, в нашей стране.

Автомобили на фронте и в тылу, как и люди, трудились без отдыха, гибли и спасали жизни. Сегодня мы публикуем архивный материал о технике, которая прошла через Великую отечественную и Вторую мировую войну.Роман Москвитин, Василий Костин

До начала Второй мировой войны в боевых действиях никогда не использовалось такое количество разного рода механизмов — самолетов, танков, броневиков, амфибий. Свою роль — причем немалую — в этой войне сыграли и автомобили. «Мотор» вспомнил машины, благодаря которым советским солдатам удалось добыть победу, а также немецкие автомобили, которые им противостояли.

Индустриализация в конце 1930-х годов в Советском Союзе шла полным ходом: СССР производил больше военной техники, чем любая другая страна мира.

К 22 июня 1941 года Советский Союз имел огромное количество военных автомобилей — 272,6 тысячи штук. Плюс к этому в первые же недели войны из народного хозяйства было мобилизовано еще 160 тысяч машин.

Автопарк немецких войск, в свою очередь, насчитывал не более 150 тысяч машин.

Казавшееся огромным преимущество было быстро растеряно — в первые же дни войны Советский Союз потерял десятки тысяч машин. Тем не менее, советским войскам удалось оправиться от этого удара и ответить врагу наступлением.

17 июня 1941 года на военном полигоне под Москвой правительственной делегации было продемонстрировано новейшее оружие — реактивные установки залпового огня БМ-13, которые позже получили название «Катюша». Спустя три дня, 21 июня, вышел приказ о серийном производстве этих установок. До начала войны в этот момент оставались считанные часы.

Благодаря этому оружию Советскому Союзу удалось выиграть немало сражений. «Катюша» устанавливалась на шасси самых разных машин — танков, тракторов, автомобилей.

Однако гусеничный транспорт имел некоторые весомые недостатки — низкую скорость и высокий расход топлива. Да и асфальт при транспортировке основательно разрушался, поэтому для перевозки были необходимы специальные тягачи.

Именно поэтому большинство «Катюш» устанавливали на грузовые автомобили.

Первым автомобилем-носителем такой ракетной установки стал советский ЗИС-6, созданный на базе двухосного заднеприводного ЗИС-5. Новый же четырехтонный грузовик имел колесную формулу 6х4 и отличную проходимость и вместе с реактивной установкой получил «боевое крещение» 14 июля 1941 года в захваченном немцами городе Рудня.

На одной из центральных площадей этого города скопилось большое количество немецкой военной техники. С крутого берега реки Малая Березина автомобиль ЗИС-6 с ракетной установкой БМ-13 нанес сокрушительный удар по врагу. Когда утихли залпы установки, один из солдат запел популярную в то время песню «Катюша». Отсюда, по распространенной легенде, и произошло народное название БМ-13.

«Катюша» устанавливалась не только на ЗИСах. Многие автомобили, которые поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу (в основном английские и американские) также использовались как шасси для «Катюш». Причем самым массовым обладателем этого оружия стал именно американский Studebaker US6 — первый в мире грузовик с тремя ведущими мостами.

Слайд, который я выбрал вместо рекламы.Листай дальше, еще много интересного

За свою историю «Студебекер» побывал во многих местах земного шара, но, по иронии судьбы, на территории США никогда не использовался. «Студебекеры» были самыми распространенными машинами, поставлявшимися СССР по ленд-лизу. За годы войны Советский Союз получил почти 200 тысяч US6.

Американский грузовик благодаря полному приводу мог похвастаться прекрасной проходимостью и грузоподъемностью, что выгодно отличало его от советских собратьев.

По сравнению с «трехтонкой» ЗИС-5 Студебекер мог перевозить на две тонны больше — при том, что американцы рекомендовали не нагружать его свыше двух с половиной тонн.

К тому же автомобиль мог преодолевать небольшие речные броды, не боясь повредить жизненно важные детали, так как они располагались достаточно высоко.

Благодаря всем этим качествам на «Студер» стали устанавливать усовершенствованную ракетную установку с индексом БМ-13Н. Кроме этого, «Студебекеры» использовались Советской Армией как обычные грузовики, тягачи пушек, самосвалы и подъемные краны. Автомобиль оказался настолько удачным, что некоторые грузовики исправно служили Советскому Союзу до 1980-х годов.

На просторах СССР есть множество памятников «Катюше», однако далеко не все из них соответствуют историческим фактам.

Например, существует памятник «Катюше» на базе ЗИС-5, на который никогда не ставили эту установку, или даже на базе ЗИС-150 — машине, которую начали выпускать уже после войны.

Конечно, это делалось исключительно с позиций патриотизма, поскольку «Студебекер» всегда был и оставался американцем. Тем не менее, этот автомобиль регулярно снимали в многочисленных советских фильмах про войну.

В 1940 году армии США потребовался легкий разведывательный автомобиль, который без особых усилий преодолевал бы бездорожье. Выиграв в тендерном конкурсе, фирма Willys-Overland Motors представила машину, отвечавшую всем этим требованиям — Willys MА.

После вступления США во Вторую Мировую войну началось полномасштабное производство этого автомобиля, а в 1942-м компания «Форд» начала выпуск «Виллисов», но уже другой модели — Willys MВ. С конвейеров «Форда» эти машины выходили под именем Ford GPW.

Кстати, из-за созвучия двух первых букв индекса — «Джи», «Пи» (General Purpose, «общего назначения») — и произошло название «джип», которое впоследствии стало нарицательным.

С 1942 года по программе ленд-лиза в СССР начали поступать «Виллисы» разной модификации. Автомобиль отлично зарекомендовал себя в условиях военных действий.

В зависимости от рода войск и военной обстановки машина служила и как разведовательно-командирская, и как тягач пушек. На многие «Виллисы» устанавливали пулеметы и другое стрелковое оружие. Были машины и для медицинской помощи — в них устанавливались носилки.

Существовала даже очень необычная модификация автомобиля — с железнодорожными колесами — для передвижения по рельсам.

Полноприводный автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель объемом 2,2 литра мощностью 54 лошадиных силы. Максимальная скорость составляла 104 километра в час.

Но все же главная задача внедорожника — это преодоление разного рода препятствий.

«Виллис» с этим замечательно справлялся и уверенно чувствовал себя на бездорожье (мог преодолеть брод глубиной до полуметра, а некоторые модификации и до полутора метров). За годы войны Советский Союз получил около 52 тысяч «Виллисов».

Американская машина стала незаменимым помощником и любимцем советских солдат, а также одним из символов Великой Отечественной. В мировом значении Виллис стал образцом для создания легких, но в то же время выносливых автомобилей.

Свои военные джипы были и в СССР. В январе 1941 года советское правительство, глядя на американские машины, поручило сразу двум предприятиям — ГАЗ и НАТИ — разработку легкого, недорогого, а главное неприхотливого внедорожника. Спустя два месяца на военном полигоне прошли испытания сразу двух автомобилей — ГАЗ-64 и НАТИ-АР.

ГАЗ-64 показал результаты лучше конкурента, но главным было то, что его производство не требовало больших денежных и временных затрат. Многие узлы этого автомобиля уже стояли на выпускаемых заводом моделях — седане ГАЗ-61 и грузовике ГАЗ-ММ. Серийное производство началось незамедлительно, и уже в августе 1941 года с конвейера сошел первый советский внедорожник — ГАЗ-64.

До появления в советской армии американского «Виллиса», ГАЗ-64 был незаменимым военным помощником. Он мог легко преодолевать крутые подъемы, грязь, песок и снег. По ровной дороге машина развивала скорость до 90 километров в час, а по бездорожью — до 25 километров в час, что не мог сделать ни один другой советский автомобиль.

В 1943 году завод разработал новую модель внедорожника — ГАЗ-67 (модернизированный вариант ГАЗ-64). От своего предшественника он отличался более широкой колеей и усиленной подвеской. Также была увеличена мощность двигателя, однако из-за увеличенной ширины внедорожник потерял динамические характеристики, а максимальная скорость снизилась до 88 километров в час.

В 1944 году ГАЗ-67 получил некоторые конструктивные изменения, после чего ему был присвоен индекс «Б». В народе же он получил свои «индексы».

Его с любовью называли «козлом», «козликом», «пигмеем», «газиком», «Чапаевым», «блохой-воином», «ХБВ» («Хочу быть «Виллисом») и «Иваном-Виллисом». Советский внедорожник на фронтах войны показал себя с лучшей стороны.

Он был более неприхотлив к горюче-смазочным материалам и более ремонтнопригоден в сравнении с его американским братом «Виллисом».

Поистине культовым грузовиком на войне был ЗИС-5. В народе он получил названия «Захар», «Захар Иванович», «Трехтонка». По своей надежности ему не было равных. Двигатель объемом 5,5 литра легко запускался в любую погоду и был неприхотлив к качеству бензина.

При собственном весе в 3 тонны на борт он мог брать еще столько же. Также надо отдать должное проходимости «Захара» — при колесной формуле 4х2 грузовик преодолевал различные препятствия, и вел себя на военном бездорожье практически как полноприводный автомобиль.

Отдельного внимания заслуживает гибкая рама ЗИС-5 — при наезде на препятствие она изгибалась, помогая автомобилю проехать неровность более мягко. Максимальная скорость этого грузовика составляла 60 километров в час.

К 1941 году грузовики ЗИС-5 составляли почти половину военного автопарка Советского Союза.

В первые месяцы войны большое количество автомобилей было уничтожено. Частичная мобилизация машин народного хозяйства временно решила проблему, но фронту и тылу срочно нужны были грузовые автомобили в больших количествах.

Для экономии материала грузовики ЗИС-5 начали выпускать в максимально упрощенной модификации. Вместо железной кабины ставили фанерную, отсутствовали передние тормоза, также на грузовик устанавливали всего одну фару (водительскую), а на протяжении некоторого времени эти машины выпускали вообще без фар! На каждом грузовике завод экономил 124 килограмма металла.

На базе ЗИС-5 было построено огромное количество автомобилей специального назначения. Это и пожарные автомобили, и автобусы (получившие названия ЗИС-8 и ЗИС-16), и передвижные типографии, и мясокомбинаты, снегоочистители и даже бронеавтомобили. За кабиной ЗИС-5 можно было встретить огромные прожектора ПВО, а также зенитные пушки.

Но самым распространенным грузовиком в годы Великой Отечественной войны был ГАЗ-АА, в народе именуемый «полуторка». По сути, это была модернизированная версия американского грузовика «Форд АА». Производство этого автомобиля началось задолго до войны — в 1932 году.

До 1933 года машины собирали из американских машинокомплектов, однако их качество не совсем подходило для эксплуатации в наших дорожных условиях.

Специалисты Горьковского автозавода внесли ряд конструктивных изменений в ГАЗ-АА, и с 1933 года автомобиль стали собирать полностью из советских комплектующих.

В 1938 году автомобиль получил новый двигатель объемом почти 3,3 литра мощностью 50 лошадиных сил, и стал называться ГАЗ-ММ. Машина могла похвастаться максимальной скоростью в 100 километров в час, была быстрее своего «коллеги» — ЗИС-5. А вот грузоподъемность была ниже в два раза, чем у «трехтонки». Отсюда и прозвище — «полуторка».

В военные годы грузовик лишился практически тех же узлов, что и «Захар». На ГАЗ-ММ ставили всего одну фару и один стеклоочиститель со стороны водителя. Передние тормоза отсутствовали.

Крылья автомобиля делали из обычного кровельного железа. В задней части машины вместо четырех нередко ставили всего два колеса.

Крышу и двери кабины изготавливали из брезента, что было плюсом: в случае возгорания, затопления или обстрела автомобиля из него можно было быстро выпрыгнуть.

Эти по-настоящему героические автомобили первыми прошли по замерзшему Ладожскому озеру, чтобы привезти продовольствие в блокадный Ленинград. На обратном пути ГАЗ-ММ вывозил людей, промышленное оборудование и культурные ценности. Но не у всех «полуторок» и «Захаров» была обратная дорога. Многие автомобили проваливались под лед, уходя на дно Ладожского озера.

За долгие годы войны «полуторка» сумела завоевать солдатские сердца. Безотказный двигатель запускался с полуоборота, правда, зачастую ручным стартером, так как рабочий аккумулятор на войне — большая редкость. Неприхотлив мотор был и к бензину. Горючее заливали любого качества — машина работала даже на керосине и спирте.

Некоторые немецкие автомобили с технической точки зрения были на голову выше отечественных и показывали отличные результаты как на дорогах Европы, так и в песках Африки. Но, столкнувшись с условиями советского фронта, они зачастую оказывались слабее и беззащитнее отечественных машин.

Немецкие автомобили часто требовали качественного технического обслуживания, что в полевых условиях обеспечить было крайне сложно. Впрочем, после нескольких неудачных попыток немцам все же удалось наладить выпуск более выносливых автомобилей.

Автомобильные заводы — BMW, Daimler-Benz, Ford, Hanomag, Horch и Opel — приступили к производству армейских автомобилей разного назначения. Одним из главных условий германского правительства к автокомпаниям было производство автомобилей с взаимозаменяемыми основными узлами.

Самым массовым немецким грузовиком был «Опель Блиц». Фашистская «трехтонка» выпускалась на заводе в Бранденбурге. На армейских машинах стояли 3,6-литровые двигатели мощностью 75 лошадиных сил. На ровной дороге грузовик развивал скорость до 90 километров в час.

Слайд, который я выбрал вместо рекламы.Листай дальше, еще много интересного

Opel Blitz выпускался в двух вариантах — заднеприводном 4х2 и полноприводном 4х4. Автомобиль служил базой для автобусов, санитарных автомобилей, передвижных радиостанций.

Для войск SS были произведены полугусеничные версии этого грузовика, получившие название Maultier (в переводе с немецкого — «мул»). С целью экономии материалов были выпущены машины с деревянной кабиной, а в Африку Opel Blitz отправлялись вообще без нее.

Автором этого легкого внедорожника стал Фердинанд Порше, создавший его на базе знаменитого «Жука». После нескольких вариантов прототипов в серийное производство этот «Фольксваген» пошел в 1940 году.

Слайд, который я выбрал вместо рекламы.Листай дальше, еще много интересного

Внедорожник весом всего 750 килограммов имел двигатель объемом 985 кубических сантиметров, выдававший 23,5 лошадиных силы.

С марта 1943 года на него начали устанавливать более мощный 25-сильный двигатель объемом 1,1 литра.

Заднеприводный внедорожник благодаря своему легкому весу и независимой торсионной подвеске отлично чувствовал себя на бездорожье.

VW Typ 82 Kübelwagen использовался в основном для перевозки личного состава, однако за время производства было выпущено более 30 всевозможных модификаций. Внедорожник подвозил боеприпасы, топливо, продовольствие и медикаменты.

Кузов автомобиля был выполнен из обычных жестяных листов, вместо крыши — брезент, который легко складывался. Двери также были выполнены из брезента. Сидения для максимальной безопасности солдат делались глубокими и назывались Kübelsitz, что в переводе означает «лоханки». С тех пор все автомобили такого типа, вне зависимости от формы сидений, стали называться Kübelwagen.

Этот внедорожник оказался одним из самых удачных немецких автомобилей. Благодаря его малой массе, два-три солдата легко могли поднять застрявшую машину. Советским и американским солдатам тоже понравился Kübelwagen. Американцы даже выменивали трофейные «Фольксвагены» у британских и французских солдат на «Виллисы», причем Kubelwagen «стоил» трех «Виллисов».

Но все же самым популярным немецким внедорожником стал «Хорьх» 901.

Автомобиль обладал неплохой проходимостью по бездорожью, а также имел высокую максимальную скорость для того времени — 90 километров в час. Два топливных бака общим объемом в 110 литров давали этой машине запас хода до 400 километров.

На базе «Хорьха» 901 были построены артиллерийские тягачи и автомобили радиосвязи. При этом немецкий внедорожник все же заметно проигрывал своим конкурентам — американскому «Виллису» и советскому ГАЗ-67. Он требовал более частого и качественного технического обслуживания, добиться чего в военных условиях было практически невозможно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *